Рассказ о новом герое ленд-лиза следует начать с простой аксиомы. Среди военных нет первых и нет последних. Нет второстепенных. Есть уважаемые и сверкающие наградами разведчики. Есть суровые немногословные снайперы. Есть «боги войны» со своими действительно страшными и красивыми помощниками. Есть вечно пахнущие мазутом танкисты.
И есть кашевары, ремонтники, заправщики, санитары… Их не изображают на плакатах. Да и наградами они похвастаться не могут. Но попробуйте наступать или обороняться без этих скромных, часто нескладных и добродушных к подначкам, людей. Война войной, а обед по распорядку. Это святое правило для армии.
Точно так же происходит и с военной техникой. Посмотрите на любой военный парад, где показывают технику и вооружение. Танки, ракеты, пушки, бронемашины различных специальностей. И только в крайне редких случаях заправщики, хлебопекарни, РЭМы, «инженеры» и прочие «подсобники».
Эти машины обладают важнейшими для любой военной техники качествами. Они не только прочны, обладают мощными двигателями и неприхотливы к горючему. Они просты! Просты в ремонте! Отремонтировать такие машины можно практически «на коленке». Любой узел или агрегат расположен так, что у ремонтника нет необходимости разбирать половину машины для его замены.
Одним из таких незаметных героев войны и является сегодняшний герой. Знакомьтесь, Вредитель (Wrecker). По-военному этот автомобиль называется ремонтно-эвакуационный автомобиль Kenworth-573 (М1А1). Машина интересная уже тем, что фактически штучная. Эвакуаторов М1А1 произведено всего 840 единиц. Из которых около 100 были направлены в СССР.
Многие читатели видели на российских (и не только) дорогах автомобили этой фирмы. Да и Голливуд постарался раскрутить марку. Именно поэтому необходимо немного задержаться на самой фирме Kenworth. Это, наверное, объяснит штучность производимых фирмой автомобилей.
Итак, истоки фирмы находятся с городе Сиэтл. Именно там в начале 20 века (второе десятилетие века) работал один из основателей Эдгар Уортингтон (Edgar K. Worthington). Арендованный ангар. Ремонт любой техники. Практически выживание. И именно там принимается решение о строительстве первого грузовика. Именно там создается компания Gerlinger Motor Car Co.
В 1914 году первый грузовик начинают собирать. В 1915 году, предприимчивым механикам удалось построить свой первый автомобиль. Это была грузовая платформа с шестицилиндровым двигателем и рамой из прочного металла. Грузовой автомобиль был назван «Gersix». Сегодня это звучит странно, но для начала века произвести грузовой автомобиль всего за один год было действительно подвигом.
В 1917 году компанию покупает сам Эдгар Уортингтон вместе с новым деловым партнером Фредериком Кентом (Captain Frederick Kent). Именно это и стало причиной появления названия Kenworth. Хотя в 1917 году компанию все-таки переименовали в «Gersix Motor Company», по названию уже известного в США грузовика.
Производство грузовиков все ещё оставалось штучным. В 1922 году компания смогла собрать всего 53 грузовика. И вот тогда в дело вступило новое поколение — сын Фредерика Кента Гарри. Он то и дал компании шанс. Играя на бирже, Гарри Кент сумел привлечь в собственную компанию 60 000 $. Огромные деньги по тем временам.
В 1923 году создается уже акционерное общество на базе «Gersix Motor Company». Новая компания названа в честь двух основателей. Фамилии просто сократили и объединили. Кеn (от Кента) и worth (от Уортингтон). Таким образом и появилась «Kenworth Motor Truck Company».
А что же наш герой? Откуда появился этот автомобиль?
Дело в том, что «Kenworth Motor Truck Company» изначально специализировалась именно на машинах-эвакуаторах. К 1941 году выпускалось сразу несколько вполне современных эвакуаторов М1. Это были машины на полноприводном шасси с колесной формулой 6×6.
То есть, фактически брался грузовик, накачивался настоящим американским виски и стероидами и – вуаля!
Основным конкурентом «Kenworth Motor Truck Company» была малоизвестная сегодня фирма «Вард ЛаФранс». Известность фирме принесли пожарные машины. Но «поднялись» по-настоящему «Франсы» на участии в программе военного ведомства США по созданию гаммы армейских эвакуаторов грузоподъемностью от 4 до 20 т. Именно это и сделало фирму головным производителем полноприводных ремонтно-эвакуационных машин 6-тонного класса.
В 1941 году программа Kenworth пополнилась эвакуатором «570» с шестицилиндровым бензиновым двигателем «22R» производства фирмы Continental. Точно такой же двигатель установили и конкуренты.
Мощность двигателей составляла 145 лошадиных сил, устанавливалась также пятиступенчатая механическая коробка передач производства фирмы Fuller, двухступенчатая раздаточная коробка и ведущие мосты фирмы Timken. За кабиной располагался пятитонный кран в виде балки-журавля, производства фирмы Gar Wood.
В гражданской сфере эти грузовики имели название «Kenworth-570» который имел своего собрата «Ward-LaFrance-1000», от которого внешне отличался более округлой формой кабины гражданского образца, прямоугольной защитной решеткой радиатора, отсутствием воздушных прорезей на боковинах капота и еще рядом мелких деталей.
Именно 570-е и получили прозвище «Вредитель». Странное прозвище для автомобиля, который должен помогать. Советские солдаты придумали бы что-то нежное. Вроде санитар для железа или помощник. У американцев все проще. «Что вижу, то и пою», кукурузный вискарь и банджо.
«Вредителем» 570-й стал только потому, что имел оригинальный бампер. Угловатый, напоминающий отвал бульдозера. И использовался он точно так же, как отвал. Машина при движении по пересеченной местности этим бампером просто ровняла грунт и уничтожала мелкие препятствия вроде деревьев и кустарников. А могла и убрать завал с дороги, благо, сил хватало.
В 1942-43 годах выпускался вариант 571 серии с уже модернизированным краном, в 1943 году — модель 572 с шести тонным краном, который получил механический привод от трансмиссии грузовика.
В 1943-45 годах обе фирмы собирали одинаковые эвакуаторы М1А1 — «Kenworth-573» и «Ward-LaFrance» серии 5, получившие открытую кабину с мягким верхом и пулеметной турелью, военизированную переднюю облицовку с угловатыми крыльями и широкой плоской решеткой радиатора, при этом бампер оставался прежним усиленным, и угловатым.
ТТХ «Kenworth-573»:
Масса полная: 13,5 т
Длина: 7,92 м
Колесная база: 4,57 м
Ширина: 2,51 м
Высота: 3,10 м
Двигатель: Continental 22Р объем 8,2 л, 6 цилиндров, бензиновый
Мощность: 145 л. с.
Максимальная скорость: 60 км/ч
Расход топлива: 70 л/100 км
Дальность по горючему: 400 км
Грузоподъемность:
— передняя лебедка: 9 тонн
— задняя лебедка: 21,5 тонн
— кран: 9,75 тонн, рабочий угол поворота 180°
В общей сложности на заводе «Kenworth» построили 840 эвакуаторов и 100 шасси для аэродромных пожарных машин, а компания «Ward-LaFrance» построила 4 925 эвакуаторов.
Заканчивая рассказ об «американце», который хоть и не шел в первых рядах наступающих на врага советских танков, САУ и всей нашей технической мощи, но вытаскивал раненых и погибших, ремонтировал покалеченных, был крепким тылом наступающих, хочется повторить то, что написано в начале материала. На войне нет вторых. Все первые. И танки, и эвакуаторы.
А техника, которой у нас не было и не могло появиться за тот короткий срок, что нам отмерила судьба в тот период, у нас появилась. Не от Бога. От союзников. И помнить об этом надо…
/Александр Ставер, Роман Скоморохов, topwar.ru/
авторам большое спасибо!
вот интересно, знал и раньше, но как-то осмыслил это только сейчас… попадались мне статьи на тему стоимости вооружения в ВОВ, в том числе Т-34, которая в итоге стала таковой, что дешевле было новый танк сделать, чем капитально отремонтировать подбитый — да вот например http://portal-kultura.ru/articles/history/5608-my-zavalili-nemtsev-ne-trupami-a-zhelezom/, цитата «…Завалили не трупами, а железом. И правильно сделали. Его у нас много. Проще сделать новый танк, более совершенный, чем ремонтировать подбитый…» и строго зеркальный вариант у немцев — ремонтировали по десятку и более раз, иногда вывозили на заводы, даже модифицировали в заводских условиях, и снова отправляли в бой… меня всегда это удивляло — нет, я в курсе, кто победил, но стоит помнить, что Рейх запинала все же коалиция, а не СССР своими силами. истории о том, что «вся Европа на Гитлера вкалывала» тоже имеют место быть, но — вкалывала-то она за полнокровные марки, а как только началось «за спасибо», сильно напрягаться перестала…
а вот на фоне того, что «…техника, которой у нас не было и не могло появиться за тот короткий срок, что нам отмерила судьба в тот период…» — все становится куда прозаичнее. не вывозили на ремонт не потому, что не хотели или это было невыгодно — а просто не могли! нечем, тупо процесс вывоза становился настолько непредсказуемым, что рассчитывать на отремонтированные танки было нереально, а вот новые хотя бы могли до позиций с ЖД-станции своим ходом доползти почти наверняка… думаю, что-то все же отправляли, но настолько нерегулярно, что даже толком статистики по заводским ремонтам набрать не получалось…
на источнике кто-то из комментаторов пишет, что такие машины распределялись едва не комфронтами, поштучно. не знаю, насколько правда, но не удивлюсь, что сказать… превосходство социалистического строя налицо! надо было поактивнее «спецеедством» развлекаться да «врагов народа» по анонимным доносам за «неправильное» происхождение сажать, тогда бы может и вовсе на дубины да камни к 41-му году перешли бы, а то «передовое самое лучшее большевистское образование», оно такое передовое… да-да, помню, «ненужный и абсолютно бесполезный ленд-лиз»)))))))))) а кстати, после войны, я так понял, вот это стало прообразом «КРаЗ-а»??? то есть, то, что «тупые пингвины» разработали к 40-м, для нас оставалось актуальным и в 80-е?! СЛАВА КПСС!!! вот это я понимаю, «передовой строй»… зато цитаты Макса-Энгельса-Ленина зубрили в ВУЗ-ах, куда ж инженерам без этих, не постесняюсь сказать, основополагающих знаний!))))))))) убиться ап стену…
Сплюнь кончину, ущербнОе….. 🙂
ого, быдлан объявился, и, как и положено быдлану, киздеть может только о том, что ему близко и понятно))))) чушок, а что насчет военной техники?! или для тебя это — не твоя тема?!)))) ты кем на трассе подрабатываешь, убогое?))))) пшел вон.
Интересно, у кого то еще есть сомнение что данный комментатор трорк не одна личность? И что как явно группа персонажей на зп? Уж слишком много комментариев под любыми статьями. Везде дешевый хайп с пустой накруткой символов (похоже платят только за полновесные коменты)
и это все?!))))))) ну ты и убогий, дешевка… видать, по себе судишь? ну, тогда таки мяу)))))))) зависть, черная зависть и осознание собственного ничтожества давят артемку… жаба есть земноводная тварь. но некоторые ухитряются перевести ее в разряд метафизических понятий)))))))
Комментарий удален.
Да, комментарий Трорка вполне содержательный и часто интересный, так что вполне возможно их много, так как довольно трудно представить, что Один человек столь разнопланово образован.
И ещё напрягает объем комментариев, и это не просто поток сознания (или наоборот, неосознанный поток), как у некого Гридасова на ВО, а вполне законченный и осмысленный комментарии!
даже не знаю, что ответить… вроде и хамства как такового, по крайней мере впрямую, нет — и посылать фараона как бы не за что. с другой — люди-люди, ну неужели вы настолько туповаты и малообразованны, что мои достаточно простенькие комменты вызывают у вас чувство собственной ущербности вкупе с уверенностью, что «такого человека быть не может!»???)))))) я кажусь вам настолько высокоинтеллектуальным, что признать меня как просто интересующегося на любительском уровне вы не способны??? люди, ведь мы в 21-м веке живем, и уж интернет есть у вас у каждого!!! или вас тут не было бы))))))
так что вам мешает проскочить по поисковику на интересующие вас темы и просто почитать??? а кто питает к чтению физическое отвращение (я таких уродов лично встречал, так что верю — есть такие убогие) — так масса научно-популярных фильмов в сети, да тот же ютуб завален историческими роликами! КТО ВАС ДЕРЖИТ?! или вы хотите меня уверить, что не поднимая головы по 14 часов пашете на работе и еще по 6-7 дома свои благоустраиваете (машины чините, огород роете…) не поднимая голов, и потому ну никак не можете даже что-то интересное вам узнать?!))))) я верю, продолжайте врать, так все и есть…
не хвастаюсь, просто для сведения — в день я читаю от 200 до 400 примерно страниц разноплановой литературы — мне интересно! есть электронная книга, дорога с работы и на работу занимает около часа в одну сторону… ну и перед сном. ужинаю я с ноутом перед носом, иногда с семьей, иногда сам (когда дети телик или уроки мучают, а жена занята), и это тоже час-полтора. ну и в свободное время… вопросы есть?! ЧТО НЕВОЗМОЖНОГО???