Долгожданный прорыв: чем на самом деле является «Охотник»?

Недавно в сеть выложили первое фото перспективного российского БПЛА, известного под обозначением С-70 «Охотник». Несмотря на первые сомнения в его подлинности, эксперты со временем сошлись во мнении, что это и вправду он. Тем более что уже вскоре нас порадовали новой порцией теперь уже качественных фото, где аппарат можно разглядеть во всей красе. 

«Охотник» и его добыча 

Сразу стоит оговориться, что материал не претендует на истину в последней инстанции и является попыткой понять, чем же на самом деле является пресловутый БПЛА. Осторожность в данном вопросе не помещает, так как сколько нибудь детальной информации про новую разработку «Сухого» просто не встретить. Проект крайне секретный, даже по меркам российского ВПК, не привыкшего делиться подробностями с широкой публикой. 

Достаточно вспомнить, как долго внешность аппарата оставалась в тайне. Кстати, новые фотографии некоторые пользователи Сети уже назвали «утечкой». Правда это или нет — мы не знаем.

Согласно данным из открытых источников, «Охотник» представляет собой тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат. Его разрабатывают с 2012 года. Первую выкатку произвели в июне 2018 года, а в ноябре БПЛА совершил первые пробежки по ВПП в преддверии первого полета. Напомним, что испытания пробежками дают возможность оценить работу двигателей, систем управления и бортового оборудования. Инженеры получают важную информацию о том, как работают элероны, рули высоты и направления.

Стоит также отметить, что, согласно данным из разных источников, сейчас часть бортовых систем БПЛА проверяют на Т-50-3 — одном из прототипов истребителя пятого поколения Су-57. В настоящий момент эту машину можно легко отличить от других прототипов по новой окраске: на ней можно различить силуэт «Охотника». 


Третий летный опытный образец истребителя пятого поколения ПАК ФА — самолет Т-50-3 (бортовой номер «053») в оригинальной новой окраске с нанесенным на нижней части машины силуэтом БЛА по теме «Охотник». Жуковский, 18.01.2019

Вообще, про унификацию бортового оборудования Су-57 и «Охотника» говорят часто. Это даже несколько странно в силу концептуальных различий между двумя комплексами. «Охотник», несмотря на то, что его иногда относят к шестому поколению, истребителем не является. В то же время, насколько можно судить, конкретных планов по созданию на базе Су-57 беспилотника тоже нет. По крайней мере, пока. 

Читайте также  Военные РФ получат крайнюю модификацию БПЛА «Орлан-30»

Какова же концепция самого БПЛА? В его основе, как можно судить по внешнему виду, лежит технология стелс. Масса аппарата составляет предположительно 20 000 кг. Предположительно, скорость «Охотника» будет достигать 1000 км/ч, а его дальность составит до 6000 км. 

По имеющимся данным, в концерне «Радиоэлектронные технологии» уже создали для нового БПЛА следующие системы:

— информационно-управляющий комплекс;
— систему автоматического управления;
— аппаратуру сопряжения с общеобъектовым оборудованием; 
— систему контроля и диагностики бортового оборудования; 
— инерциально-спутниковую навигационную систему. 

Удивительней всего, что целый ряд источников называет в качестве даты принятия «Охотника» на вооружение 2020-й год или даже раньше. В то же время каждый знакомый с историей современной авиации человек знает, что с момента первого полета авиационного комплекса (который «Охотник» еще не выполнил) и до принятия на вооружение может пройти десять или более лет. К этому стоит прибавить еще, как минимум, пять лет доведения до действительно боеспособного состояния и еще лет десять, пока в состав комплекса интегрируют все первоначально намеченные авиационные средства поражения.

В этой связи невольно вспоминаются репортажи центральных российских СМИ в день первого полета Т-50, когда ведущие заявляли о «полной боеготовности» самолета. Стоит также отметить, что перед программой Т-50 и программой «Охотник» могут стоять разные задачи. Если последний изначально позиционировали как прототип истребителя будущего, то новый БПЛА является, скорее, стендом для отработки технологий, с которыми у России очень непростые отношения (речь конкретно про БПЛА). 

Прообразы и аналоги

Если при виде «Охотника» вы испытали чувство дежавю, не удивляйтесь. Создание таких комплексов — один из главных авиационных трендов последних лет. Не стоит путать новый БПЛА и старый российский «Скат», который разрабатывала (разрабатывает?) компания «МиГ» и который ранее был представлен в качестве макета. Он имеет внешние отличия, хотя, например, предполагаемая масса «Ската» также составляет до 20 000 кг. 

Читайте также  Малый ударный БПЛА "Карнивора" проходит летные испытания

Самый известный «родственник» аппарата «Охотник» — это американский БПЛА Northrop Grumman X-47B, совершивший первый полет еще в 2011 году. Напомним, что этот проект уже закрыли после постройки двух образцов. А ведь за спиной у X-47B были вполне реальные достижения. Еще в июле 2013 года беспилотник впервые совершил посадку на палубу авианосца. А в апреле 2015 года X-47B выполнил первую в истории процедуру дозаправки в воздухе полностью в автоматическом режиме. Причиной же сворачивания испытаний стала дороговизна. Может быть, были и какие-то критические конструктивные недостатки, но о них ничего не известно. 

Из европейских собратьев «Охотника» можно вспомнить французский Dassault nEUROn, выполнивший первый полет в 2012 году, а также британский Taranis, способный автономно взлетать и садиться, а также выполнять автономный полет по маршруту.

Однако еще удивительней выглядит китайский скачек в этой сфере. Напомним, что за последнее время КНР явила миру целое семейство крупных малозаметных БПЛА. Напомним, что в январе этого года китайское телевидение представило летный образец новейшего беспилотного аппарата Sky Hawk. Похожий на российский БПЛА, но меньший по размеру. 

Перспективы «Охотника»

Кто-то видит в таких аппаратах прообраз боевых самолетов будущего: беспилотных, малозаметных, многофункциональных. С другой стороны, разработчикам из разных стран только предстоит решить основные задачи. Во-первых, любой (или почти любой БПЛА) можно нейтрализовать без прямого физического воздействия путем перехвата управления. Задача в большинстве случаев очень сложная, но не невозможная. Напомним, что 9 декабря 2011 года по иранскому телевидению показали кадры с захваченным американским RQ-170 Sentinel без видимых повреждений — одним из самых секретных, дорогих и сложных БПЛА в мире. 

Выходом из ситуации может стать автономизация беспилотников путем широкого применения нейронных сетей. Однако это ставит уже вопросы морально-этического плана. Ведь в этом случае только робот будет решать, кому жить, а кому — нет. Поэтому в качестве возможного сценария эксперты все чаще называют концепцию, при которой один управляемый человеком истребитель сможет контролировать и наводить на цель группу БПЛА.

Возможно, Россия тоже решила пойти по этому пути. В этом случае понятны и слухи о максимальной унификации радиоэлектронного оборудования «Охотника» и Су-57. Однако стоит повториться, что пока что все это лишь планы на будущее.

/Илья Легат, topwar.ru/

5 КОММЕНТАРИИ

  1. в общем — пока ясно, что ни шиша не ясно. показали кару-тележку с прицепленной фичей невнятного происхождения (то ли «миг», то ли все же не «миг»), совершенно неизвестной степени готовности, с неопределенным не только применением, но даже целью создания «…Стоит также отметить, что перед программой Т-50 и программой «Охотник» могут стоять разные задачи. Если последний изначально позиционировали как прототип истребителя будущего, то новый БПЛА является, скорее, стендом для отработки технологий…», но при этом уже победно рапортуют/радуются, что «…Удивительней всего, что целый ряд источников называет в качестве даты принятия «Охотника» на вооружение 2020-й год или даже раньше…»))))))
    при том, что эта штукуевина даже не взлетала еще ни разу, только по аэродрому каталась!!! «…каждый знакомый с историей современной авиации человек знает, что с момента первого полета авиационного комплекса (который «Охотник» еще не выполнил)(!!!) и до принятия на вооружение может пройти десять или более лет. К этому стоит прибавить еще, как минимум, пять лет доведения до действительно боеспособного состояния и еще лет десять, пока в состав комплекса интегрируют все первоначально намеченные авиационные средства поражения…»)))))))) то есть показали по сути тележку, на которой предположительно установлены какие-то движки — и все! степень готовности — от силы 2030-е! но — хоровое урр-р-р-я-я-я-яаааа!!! побежали грозить убогим и ничтожным пингвинам/наглам/косоглазым/муслимам/кому-там-еще)))))))))
    да-а-а, какое понятие изгадили… и ведь по-другому не сказать — чистейший «патриотизм головного мозга»…
    автору спасибо за ТРЕЗВУЮ оценку показанной «вундервафли».

  2. Судя по всему, основное назначение ведение воздушных боёв совместно с Су-57. Тактика может быть следующей: Су-57 подбирается как можно ближе к группе противника, выпускает ракеты и сразу уходит по фронту от встречной атаки, «охотник» доводит «лобовую атаку» до конца, то есть обеспечивает подсветку ракетам своей БРЛС и принимает на себя встречный удар. В итоге меняем 1-2 беспилотника на пилотируемые самолёты противника. Но самое главное, сеем панику в стане врага и разбиваем боевые порядки. А по одиночке МиГ-31му догнать уничтожить отдбившиеся от группы самолёты противника большого труда не составит.

  3. зачем создают -понятно. На подготовку пилота уходит слишком много сил и средств (и времени) , на восполнение потерь в случае войны и в условиях современной ПРО уже не будет времени. Система создается одновременно с наземными роботами , так что думаю ее назначение — прощупать грань возможностей совеременных технологий — насколько уже могут быть автономны , эффективны, как лучше использовать — под управлением роем пилота , работой дист. операторов, с широким использованием ИИ и редкими но меткими командами через спутник — итд.
    Пресловутая задержка сигнала и сильная перегруженность даже без этого конкретных пилотов наводит меня на мысль о том, что скорее всего к такой милой игрушке будет разрабатываться частично автономный ИИ , который обучат через нейросети — благо материала для натаскивания и обкатки такого ИИ сейчас жопой жуй а виртуальная тренажерная среда уже достаточно совершенна. Речь будет идти именно о директивном управлении вполне себе соображающей машине (на уровне бота, я извиняюс) . Я вижу в этом некоторое логическое устремление подобных поисков , сейчас разумеется еще далеко до подобных вещей.

    • Псевдо искусственный интеллект. Всё же, это по-прежнему набор алгоритмов, заключённый в программную оболочку, отличающуюся от MS Word или «калькулятора» всего лишь более сложной архитектурой. Какие-то нестандартные решения, свойственные настоящему интеллекту, эта программа принимать не сможет. Возможно, лет через 20-30 что-то изменится в этом плане, но пока все эти беспилотники от обычной детской игрушки на радиоуправлении отличаются только способностью выполнить простые задачи при потере управления — сохранять прежний курс, возврат на базу, самоуничтожение и так далее. А потеря управления при нынешнем развитии средств РЭБиП дело обычное

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя