«И это непонятное сплющенное создание, этот уродец — зовет себя ТАНКОМ?!» — наверное, такой была реакция настоящего танкиста, впервые увидевшего героя нашего рассказа. Действительно, другой столь же необычной серийной машины, претендующей на звание танка, в истории развития военной техники второй половины ХХ в., пожалуй, не найти. Мало того, что без башни — так еще и лишенный привычных механизмов наводки орудия, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, с автоматом заряжания и совершенно уникальной комбинированной силовой установкой — в общем, шведы показали, что они знают толк в извращениях!
Предыстория
К началу 1950-х гг. танковые войска Швеции были вооружены техникой еще предвоенных образцов: легкими танками m/40 и m/42 («Ландсверк» L60 собственной разработки), а также m/38 и m/41 (лицензионными чешскими TNH-Sv). Вопрос обновления танкового парка стоял очень остро — в обстановке разгоравшейся «холодной войны» нейтральной Швеции следовало позаботиться о своей безопасности. Из двух возможных вариантов действий — закупки танков за рубежом (либо покупки лицензии) или разработки танка собственными силами — поначалу выбор сделали в пользу первого.
Шведские военные, проанализировав возможности существовавших в то время танков, пришли к выводу, что потребностям страны лучше всего отвечает британский «Центурион» Mk3. Но когда в 1951 г. шведское правительство обратилось с соответствующим запросом к британскому, то ответ был отрицательным: никакие поставки «Центурионов» за рубеж невозможны до удовлетворения потребностей собственной армии, а для этого требовалось… от 5 до 15 лет! Скандинавам ничего не оставалось, как взяться за проектирование собственными силами — благо, возможности шведской тяжелой индустрии позволяли рассчитывать на успех.
Проектирование велось в обстановке секретности, а сама новая боевая машина проходила под обозначением KRV — сокращение от KRANVAGN, т. е. «самоходный подъемный кран»! Параллельно применялось и другое обозначение — «проект EMIL». Шведы разрабатывали хорошо защищенный танк, один из вариантов которого предусматривал вооружение 155-мм гладкоствольным орудием с длиной ствола 40 калибров. Два других варианта вооружения были более традиционны — 105-мм или 120-мм нарезная пушка с длиной ствола, соответственно, 67 или 40 калибров. Предусматривалось применение автомата заряжания, по типу установленного на французском легком танке АМХ-13 — два вращающихся барабана, содержащих часть боекомплекта.
В 1951 г. в качестве основного приняли вариант со 120-мм пушкой с боекомплектом 32 выстрела (16 из них размещалось в двух барабанах автомата заряжания). При расчетной массе всего 28 тонн танк имел очень мощную бронезащиту: толщина лобовой детали корпуса, установленной под углом 45°, составляла 150 мм! 8-цилиндровый оппозитный дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 550 л. с. обеспечивал максимальную скорость 55 км/ч.
Прорабатывались и другие варианты танка, а в качестве резерва начались переговоры с Францией на предмет покупки легких АМХ-13. Однако уже в декабре 1952 г. британцы под давлением экономического кризиса сами начали упрашивать шведов купить «Центурионы». Переговоры шли очень быстро: в начале 1953 г. был подписан контракт на поставку 80 «Центурионов» Mk3 (с 83,8-мм орудием), а уже в апреле первая партия таких танков прибыла в Швецию. Машины получили обозначение Stridsvagn-81 («Боевая машина-81»), или сокращенно Strv-81, позже замененное на Strv-101. А когда позже удалось купить еще и 270 «Центурионов» Mk10 со 105-мм орудиями (шведское обозначение Strv-102), разработка «подъемного крана» и вовсе утратила актуальность.
Отметим, что в шведской системе обозначений танков и САУ первая цифра (или две) означают калибр орудия в сантиметрах (округлено), а вторая, или, соответственно, третья — порядковый номер танка либо САУ, вооруженного таким орудием. Таким образом, герой нашего сегодняшнего рассказа после принятия на вооружение получил обозначение Strv-103 — 3-й танк с 10-см (105-мм орудием).
Мы пойдем другим путем…
К идее разработки собственного танка шведы вернулись в 1958 г. Приобретение «Центурионов» позволило снять остроту проблемы бронетанкового вооружения, но было очевидно, что британские танки — все-таки, оружие сегодняшнего дня, а на перспективу понадобятся более совершенные машины. Поначалу консорциум фирм в составе «Ландсверка», «Бофорса» и «Вольво» попытался всучить военным доработанный EMIL, но его сочли слишком дорогим.
Ничего не оставалось, как рассмотреть альтернативные предложения. И тут на первый план вышел эскизный проект под обозначением Alternativ S (S — Sverige, т. е. Швеция; все название можно перевести как «Шведская альтернатива»). Разработал его в 1956 г. Свен Берге — инженер из Управления вооружений.
Создавая свой проект, Берге стремился максимально уменьшить площадь проекции танка с целью снижения его уязвимости. Единственным способом радикально решить проблему виделся отказ от башни и переход к безбашенной компоновке с установкой основного вооружения в корпусе. Таким образом, танк из машины, состоящей из двух частей — корпуса и башни — превращался в одноблочный объект более простой формы, с меньшей трудоемкостью изготовления, но большими возможностями усиления защиты. Но появлялась другая проблема — обеспечения необходимых углов обстрела.
К ее решению Берге подошел не менее радикально: в проекте «Шведской альтернативы» пушка жестко устанавливалась в корпусе, будучи совершенно лишенной каких-либо механизмов наводки, как вертикальной, так и горизонтальной. Наведение на цель осуществлялось, как на самолете-истребителе, — всем корпусом танка, а функции наводчика перешли к механику-водителю. Наведение оружия по горизонтали осуществлялось с помощью обычного гидростатического механизма поворота, оказавшегося очень эффективным: на сухом грунте танк за секунду поворачивался на 90 градусов.
По вертикали наводка осуществлялась перекачкой масла в гидропневматической подвеске от передних опорных катков к задним и, соответственно, наоборот. Правда, такое решение имело и свои минусы: оно делало невозможным применение стабилизатора — а следовательно, и стрельбу в движении.
Жесткая установка орудия в корпусе, помимо отказа от наводчика (точнее, совмещения его функций с механиком-водителем), позволяла применить относительно простой автомат заряжания, отказавшись и от заряжающего. Таким образом, теоретически экипаж Alternativ S можно было ограничить механикомводителем и командиром. Но конструкторы все-таки оставили в составе экипажа третьего члена — радиста, разместив его лицом назад по направлению движения. Такое размещение было неслучайным — при движении задним ходом радист выполнял функции механика-водителя, у него имелись соответствующие органы управления.
Весьма оригинальным оказался Берге и в выборе силовой установки для своего танка. В то время на боевых машинах безраздельно доминировали двигатели внутреннего сгорания — дизельные или бензиновые. Проводились и эксперименты с газовыми турбинами. С одной стороны, они были довольно привлекательными из-за высокой удельной мощности, с другой — чрезмерно прожорливыми. Берге предложил применить комбинированную силовую установку, как на кораблях: маршевый, относительно маломощный и экономичный, дизель и дополнительную газовую турбину, включающуюся при необходимости резко увеличить мощность (при движении с максимальной скоростью или преодолении труднопроходимых участков местности).
После исследования ряда альтернативных вариантов такой состав силовой установки был окончательно одобрен в 1959 г. Для отработки силовой установки и гидропневматической подвески был построен ходовой макет, а в 1958 г. военные заказали два полноценных прототипа танкам Strv-103, готовых к 1961 г
Компоновка и защищенность
Танк Strv-103 выполнен по схеме с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Такое расположение повышало защищенность экипажа. Однако для обслуживания силовой установки пришлось вырезать в верхнем боковом листе три люка, закрывавшиеся крышками. Для замены двигателя приходилось целиком снимать верхний лобовой лист и пушку.
За моторно-трансмиссионным отделением располагалось обитаемое — совмещенное отделение управления и боевое. В обитаемом отделении справа от орудия находился командир, слева — механикводитель (он же выполнял функцию наводчика), за ним лицом к корме размещался радист. Орудие располагалось по оси корпуса и было сильно смещено в корму — его казенная часть находилась примерно на уровне четвертого опорного катка. Кормовую часть машины занимали магазины механизма заряжания пушки.
Бронекорпус Strv-103 сварной, из катанной гомогенной стали. Изготавливала его фирма «Нохаб» (г. Трольхеттен), специализировавшаяся на производстве локомотивов и паровых турбин.
В боковой проекции корпус Strv-103 имеет форму клина с острием, направленным вперед. Лобовые листы установлены под очень большими углами наклона: верхний — 78°, а нижний — 72°. Толщина же их была довольно умеренной — 60 мм для верхнего листа и 50 мм для нижнего. Еще слабее было бронирование борта и кормы. В верхней части борта его толщина составляла 50 мм для вертикальных листов и всего 20 мм — для тех участков, где бронирование было установлено под углом 67°.
Толщина нижней части борта составляла 38 мм, кормы — 20 мм для верхней части (угол установки 80°) и 30 мм для нижней (45°). Днище имело толщину 15 мм, крыша — 25 мм. Такое достаточно скромное бронирование было обусловлено стремлением к снижению массы танка — ведь согласно требованиям заказчика он должен был стать плавающим (об этой особенности Strv-103 мы расскажем чуть далее).
Силовая установка и подвижность
В процессе подбора состава силовой установки для Strv-103 конструкторы исследовали 12 вариантов, пока не остановились на комбинации из дизеля «Роллс-Ройс» К60 и газотурбинного двигателя (ГТД) «Боинг» 502-10МА. Двухтактный 6-цилиндровый оппозитный многотопливный дизель развивал мощность 240 л. с.
На первых опытных образцах Strv-103 установили более старые 8-цилиндровые дизели «РоллсРойс» В81 (230 л. с.), но после начала поставок моторов К60 они были заменены. ГТД «Боинг» 502-10МА развивал мощность 330 л. с. Он был достаточно простым и надежным, но лишенным теплообменника, а значит, неэкономичным.
Некоторое время конструкторы «Бофорса» провозились с доводкой «боинговской» турбины, создав теплообменник собственной конструкции. Но в конечном итоге решили заменить ГТД целиком, установив изделие другой американской фирмы — «Катерпиллер» 553. Этот двигатель не только был более экономичен, но и развивал на 50 % большую мощность (490 л. с.).
Двигатели располагались в передней части корпуса: дизель — справа от пушки, а ГТД — слева. Радиаторы охлаждения и вентиляционная установка находились в отдельных бронированных кожухах в корме, позади боевого отделения; воздухозаборники и воздушные фильтры, а также выпускные коллекторы — снаружи корпуса на надгусеничных полках; два глушителя дизельного двигателя — в задней части правого спонсона.
Первые серийные Strv-103 оборудовались инерционным воздухоочистителем для ГТД с большим количеством циклонов и продувочным вентилятором. Однако опыт эксплуатации показал необходимость более тщательной очистки воздуха, поэтому в систему был включен дополнительный контактный фильтр. ГТД был связан с дизелем механическим редуктором и подключался лишь при движении в тяжелых условиях. Установка газовой турбины имела и еще одно следствие, особенно важное для северной Швеции: ГТД легко запускался даже при очень низких температурах и в зимние холода мог служить стартером для дизеля.
На танке Strv-103 применена гидромеханическая трансмиссия «Вольво» DRH-1M, позволяющая как совместное, так и раздельное использование двигателей — естественно, это повышало живучесть машины. Сама трансмиссия состояла из гидротрансформатора, коробки передач и механизма поворота с гидравлической передачей в дополнительном приводе. Коробка передач обеспечивала две скорости вперед и две — назад, причем в обоих направлениях танк мог двигаться с одинаковой скоростью: до 18 км/ч — на первой передаче и до 50 км/ч — на второй.
Управление обоими двигателями осуществлялось от одной педали подачи топлива, связанной с ними посредством механической координационной системы. При нормальных условиях дороги муфта ГТД оставалась выключенной, но при необходимости увеличения мощности силовой установки двигатель мог плавно подключаться.
Подвижность Strv-103 существенно превышала таковую у «Центуриона» — максимальная скорость последнего составляла 35 км/ч, а запас хода — 190 км. У Strv-103 же запас хода достигал 390 км. Его обеспечивали два 460-л топливных бака, размещенных в задних наружных спонсонах, и еще один, емкостью 113 л, установленный на полу моторно-трансмиссионного отделения.
Танк Strv-103 мог самостоятельно преодолевать водные преграды, причем не по дну с помощью оборудования для подводного вождения (как, например, советские танки или немецкие «Леопарды»), а вплавь. Для этого служило специальное полотнище из синтетической ткани, растягиваемое вдоль бортов на стойках. Механик-водитель управлял машиной на плаву стоя на корме, при помощи тросов-«вожжей». Скорость на плаву достигала 7 км/ч.
Ходовая часть
Применительно к одному борту ходовая часть Strv-103 состояла из четырех обрезиненных опорных катков большого диаметра; двух поддерживающих роликов; ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами и цевочным зацеплением; направляющего колеса. Гусеница состоит из 61 металлического трака (со съемными резиновыми подушками) шириной 670 мм.
Конструкция подвески танка в значительной мере обусловлена спецификой установки вооружения — ведь она выполняла одновременно функции механизма наводки орудия. Подвеска управляемая гидропневматическая, позволяющая изменять положение опорных катков по высоте и тем самым приподнимать или опускать носовую часть машины или ее корму, осуществляя вертикальную наводку орудия. Осуществляется это посредством двух гидроцилиндров, штоки которых шарнирно связаны с балансирами первого и четвертого опорных катков. Второй и третий опорные катки имеют независимую подвеску.
Поскольку наведение пушки по горизонтали осуществлялось посредством поворота машины, для уменьшения сопротивления грунту длину опорной поверхности уменьшили до 2,85 м, а за счет подъема крайних опорных катков ее можно было еще сократить.
Продолжение следует…
/Пантелеймон Омелянюк, naukatehnika.com/
Молодцы ! В горно-лесистой местности Швеции на ходу особо не постреляешь, а вот за любой шишкой на таком танке спрятаться можно. Партизанский танк.
Это же САУ мелкого калибра, зачем танком назвали!?
Ну 105 мм совсем не мало, те же немецкие танки во вторую мировую имели 88мм орудия , вот кстати тут еще пишут про этот танк, https://sborka-modeli.com/articles/shvedskij-tank-strv-103 то же статья большая