В последнее время новости о ВМФ РФ носили весьма безрадостный характер, и мы не будем перечислять их повторно, дабы не портить новогоднее настроение читателю. Однако ряд известий, внезапно «объявившихся» буквально перед самым Новым Годом внушают осторожный оптимизм: возможно, что дело со строительством кораблей дальней морской зоны в родном Отечестве все-таки сдвинулось с мертвой точки, в которой оно пребывало уже долгие годы. Прячем обе руки за спину, скрещиваем средние и безымянные пальцы (на удачу!) и…. Поехали!
Итак, первая новость: на сайте МО РФ появилась новость о том, что в 2019 г. в ВКС поступит новейший зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь». Сообщил об этом, ни много ни мало, а заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами генерал-лейтенант Юрий Грехов.
Вроде бы новость с флотом и не связана, но это только если забыть, что многострадальный морской зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут», ставший основной (хотя – далеко не единственной) причиной колоссальной задержки передачи флоту головного фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков», представляет собой «оморяченную» версию ЗРК С-350 «Витязь».
В чем «фишка» данной новости, ведь, как мы знаем, 12,5-летняя эпопея создания «Горшкова» в этом году завершилась успешно, и корабль, заложенный 1 февраля 2006 г. все же поднял Андреевский флаг 28 июля 2018 г.?
Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков»
Все дело в том, что многие, неравнодушные к состоянию современного флота люди (включая автора настоящей статьи) всерьез опасались, что корабль принят флотом с неработоспособным ЗРК. Эта точка зрения как будто бы получила подтверждение — 27 ноября сего года, «Новости ВПК» сообщили о том, что испытания ЗРК «Полимент-Редут» еще не завершены, и его принятие на вооружение ожидается в первой половине 2019 г.
Что можно было подумать, читая эту новость? Что ЗРК «Полимент-Редут» все еще небоеспособен, и что в середине 2019 г., сроки принятия его на вооружение будут, в который уже раз, сдвинуты вправо. На этом фоне как-то поблекли оптимистичные новости от 22 октября 2018 г. об испытаниях ракетного комплекса, выполненных в Баренцевом море. Тогда «Адмирал флота Советского Союза Горшков» успешно отстрелялся, уничтожив ракетами «Полимент-Редут» три воздушные цели, двигавшиеся на различных скоростях и расстояниях от корабля, а также щит, имитировавший небольшой надводный корабль. Увы, никаких подробностей об этих испытаниях не приводилось, что оставляло почву различным догадкам, ведь комплекс могли испытывать не в штатных режимах.
Запуск ЗУР «Полимент-Редут» Судя по силуэту, это одна из ракет семейства 9М96 с активной радиолокационной головкой самонаведения
Итак, новости об «Адмирале Горшкове» и его «Полимент-Редуте» были неопределенными, а подобное никогда не внушает оптимизма. И вдруг – громом средь ясного неба, сообщение о поставках ЗРК «Витязь» в ВКС.
«А что тут такого?» спросит иной читатель: «этот ЗРК обещали в войска уже много лет. Чем отличается эта новость от всех предыдущих?». Отличие заключается в том, что раньше всегда обещали завершить испытания, или принять на вооружение, сейчас же говорят именно о поставке в войска. Дело в том, что производство ЗРК – дело, вообще-то не быстрое, и для того, чтобы готовые комплексы поступили в войска в 2019 г., работы над ними должны идти уже сейчас, или, как вариант, начаться в самом ближайшем будущем: как минимум, серийная поставка уже должна быть законтрактована.
Стало бы МО РФ приобретать и поставлять в войска ЗРК «Витязь», если бы не было совершенно уверено в том, что изделие находится в полностью работоспособном состоянии? Очевидно, что нет. Одно дело – злосчастный «Горшков», в котором сплетались интересы самых разных структур – в конце концов, проблемам «Полимент-Редута» уделялось внимание даже не президентских совещаниях.
Иными словами, можно было бы допустить, что «Горшкова» морякам навязали с небоеспособным ЗРК, но нет ни одной причины, по которым ВКС стали бы приобретать неработоспособный С-350. И, раз ВКС его все же приобретают, можно констатировать: ЗРК «Витязь» состоялся, а это, в свою очередь, говорит о том, что состоялся (или же состоится в самые разумные сроки) и ЗРК «Полимент-Редут».
Поставка в ВКС ЗРК С-350 практически гарантирует, что «Горшков», и три других строящихся фрегата серии, все же получат именно то ПВО, которое для них задумывалось изначально. Несмотря на то, что ЗРК «Полимент-Редут» долгие годы балансировал на острие бритвы, сегодня, пожалуй, можно смело утверждать, что комплекс все-таки получился. Это прекрасная предновогодняя новость, и автор настоящей статьи от всей души поздравляет с ней всех тех, кто неравнодушен к отечественному военно-морскому флоту.
Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов»
Но… возникает вполне здравый вопрос – а что же дальше? Не секрет, что ГПВ 2011-2020 гг. в части строительства надводных сил сорвана практически полностью. Так, вместо 14 фрегатов (6 – «адмиральской» серии проекта 11356 для Черного моря и 8 – проекта 22350) до 2020 г. флот получит всего лишь пять кораблей этого класса: три фрегата проекта 11356, «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов». А имеющиеся сегодня в строю БПК и эсминцы еще советских времен устаревают морально и физически, количество надводных кораблей быстро сокращается.
Экс-главком ВМФ РФ, адмирал В. Чирков совершенно справедливо говорил о том, что нам необходимо по меньшей мере 18 фрегатов проекта 22350, но где они? Третий и четвертый фрегат этого проекта были начаты постройкой в 2021-2013 гг. соответственно, а новых закладок не было. И хотя та же «вики» утверждает, что законтрактовано еще два корабля, эта информация давно уже устарела (ссылка на источник 2012 г.). Да, был момент, когда планировалось строить серию из 6 «Горшковых», но затем ее сократили до четырех кораблей.
При этом мы уже неоднократно писали о том, что сам по себе фрегаты типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков» не являются оптимальным выбором для нашего флота. Проект 22350 представляет собой попытку «впихнуть» эсминец в размеры фрегата: в результате получился достаточно большой и весьма недешевый фрегат, который, тем не менее, по своему боевому потенциалу заметно уступает современному эсминцу. Также мы высказывали мысль, что для отечественного флота были бы намного полезнее более крупные корабли полным водоизмещением 8 000 — 9 000 т., что-то наподобие эсминца проекта 21956 на современном технологическом уровне.
Конечно, звучала критика, что если уж мы не можем в приемлемые сроки строить корабли в 4 500 т. водоизмещения, то как можно рассчитывать на успех, создавая корабли едва ли не вдвое больше. Но специфика военного кораблестроения (и не только его) заключается в том, что требуемые параметры оборудования зачастую куда проще получить, увеличивая его размеры – иными словами, часть агрегатов, вооружений и механизмов для более крупных кораблей было бы куда проще разработать и создать, чем «мельчить» для фрегатов проекта 22350.
Возможный облик фрегата проекта 22350М?
Возможно, мы оказались правы, потому что в какой-то момент адмиралы заговорили о новой серии улучшенных кораблей 22350М, или, как их еще называли, «Супер-Горшковых», полное водоизмещение которых могло достигать 8 000 т. Это было бы радостное известие, если не одно «но» — как было известно до последнего времени, разговорами о 22350М дело и ограничивалось, так как соответствующего заказа проектировщики не получили.
И вот… прямо скажем, что пока данную новость не подтвердили ни в СПКБ, ни в ОСК, ни в главкомате ВМФ. Но все же весьма серьезное интернет-издание flotprom.ru, со ссылкой на неназванный (увы!) источник сообщило, что 25 декабря 2018 г. МО РФ подписало контракт с Северным проектно-конструкторским бюро (СПКБ) на эскизное проектирование фрегата проекта 22350М. При этом другой источник того же издания сообщил, что согласно этому контракту указанные работы будут закончены не позднее ноября 2019 г., но, возможно, и раньше. Во всяком случае достоверно известно, что СПКБ вело предварительные работы по проекту 22350М и раньше, причем некоторые из них – по заказу ВМФ РФ, а другие – в инициативном порядке.
Таким образом, головоломка потихоньку начинает складываться: стойкое ощущение, что серию фрегатов проекта 22350 прервали в том числе и в связи с неуверенностью в судьбе ЗРК «Полимент-Редут». Но теперь, когда стало очевидно, что данный комплекс все же состоится, работы по 22350М немедленно начаты.
И опять же, проектирование и строительство кораблей, подобных 22350М (наш ответ «Арли Берку») можно только приветствовать – флот, наконец-то, получит корабли океанской зоны, в которых так нуждается. Но и здесь наш ВМФ подстерегает, увы, ставшая традиционной для нашего флота «засада», под названием: «Лучшее – враг хорошего».
Дело в том, что проектирование 22350М только началось. Допустим, к концу 2019 г. создадут новый эскизный проект, а когда дело дойдет до рабочих чертежей? Когда мы заложим головной корабль этой серии? Сколько разных новинок пожелают «запихнуть» в него адмиралы и проектировщики? А энергетическая установка? До недавнего времени, они производились на Украине, затем, в результате разрыва отношений, пришлось проводить срочное импортозамещение. Увы, срочно не получилось, но все же можно говорить о том, что на сегодняшний день газотурбинные агрегаты для фрегатов проекта 22305 нами освоены.
Но фрегат проекта 22350М значительно крупнее – означает ли это, что ему понадобится ГТЗА нового проекта? И если да, сколько времени займет его разработка и строительство? А может, в проекте 22350М вообще будет использован другой тип ЭУ, в котором, например, турбины будут работать не в паре с дизелями, а с электродвигателями?
К чему все эти вопросы? Да все к тому же – вполне возможно, что в проект 22350М опять постараются «напихать» кучу «неимеющегоаналоговвмире» оборудования, которое еще только предстоит создать, и головной 22350М превратится в долгострой почище «Горшкова». Но у флота больше не осталось времени. ВМФ РФ не в состоянии ждать еще 2-3 года, пока разработают новый фрегат, а потом 12 лет, пока его построят – за это время подавляющее большинство оставшихся у нас надводных кораблей 1-го ранга покинут строй, и мы останемся ни с чем.
Где же выход? Он есть, и он весьма прост. Освоение вооружения и оборудования фрегатов проекта 22350 далось нам очень нелегко, но сейчас мы вполне готовы к возобновлению строительства кораблей этого типа. Если мы заложим еще 2-4 «Горшкова», то они обойдутся нам дешевле, чем корабли первой четверки – уже хотя бы просто за счет отработанных технических решений, налаженного выпуска оборудования и т.д.
Значит, именно так нам и следует поступить – пусть фрегаты типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и не является идеалом боевого корабля, но они вполне боеспособны, и, вне всякого сомнения, станут желанным пополнением флота. Тем более, что мы наконец-то научились их строить и, надо полагать, что сроки создания новых кораблей будут значительно короче, чем у первой четверки. А когда дело дойдет до закладки головного фрегата проекта 22350М, мы, по возможности плавно, перейдем к строительству новых кораблей этого класса. Это было бы логично и правильно, но когда это в постперестроечные времена в родном Отечестве правила бал логика и целесообразность?
Однако… Вот новость от 15 ноября 2018 г., и звучит она (со ссылкой на два высокопоставленных источника) так: «ВМФ России закажет еще два фрегата типа «Адмирал Горшков». Более того, один из источников уточнил, что речь, вероятно, пойдет не о двух, а о трех или даже четырех фрегатах этого типа!
Неужели Министерство обороны РФ, адмиралы ВМФ РФ наконец-то сделали правильные выводы? Неужели планы строительства фрегатов для военно-морского флота России наконец-то стали логичными, разумными и выполнимыми? Ох, как хотелось бы поверить в это… Впрочем, по мнению автора настоящей статьи, все это мы узнаем в самом ближайшем будущем – вероятно, МО РФ подтвердит (не хочется писать «или опровергнет») все вышесказанное в первые месяцы 2019 г.
Руки за спину, уважаемые читатели, пальцы скрестить! И пусть нашему флоту наконец-то улыбнется удача — ведь он этого достоин.
С Новым годом!
/Андрей из Челябинска, topwar.ru/
Сообщение не по теме:
Очень жаль что под постом с поздравлениями нельзя отметится.
Искренне поздравляю — Всех С Новым Годом!
С наступающей нас свиньёй господа товарищи!
Ктулху, у нас, вообще-то, по календарю, наступил год Парящего Орла, а не год Свиньи! Или вы к китайцам обращаетесь? Это у них год свиньи! И наступит он в Феврале по китайскому календарю.
Поэтому, нас россиян, всех поздравляю с годом Парящего Орла по старо-славянскому календарю! Он в любом случае нам ближе!
Полностью поддерживаю Глафир. Мы русские люди должны вообще забыть об этих восточных дебильных праздниках. Это не наша культура у нас своя мощная от Александра Невского до маршала Жукова. И ни одна косорылая б***ь нам не указ.
Полностью солидарен! Мы обязаны чтить и хранить свою, родную культуру, свою самобытность, свою кровь и нацию!
Уфф, наконец то добрался и прочитал статью. Что сказать, кроме так сказать предпраздничного оптимизма автора никакой конкретики не заметил.
Хотя я безусловно за, чтобы у нас было всего и много. Дай то Бог!
Теперь по календарикам:
Народ! Если внимательно а не буквально, то имелся в виду не какой то там календарь, а накатывающийся на нас 9 вал свинства и хамства от так называемого «сиффилизованого мыра». Хотя о свиньях обезьянах овцах и лошадях, и прочем колхозном скоте сегодня из каждого утюга слышат все, а вот о каких то там «орлах» лично я слышу впервые.
Потому если у вас есть ссылки на источники из которых «парят орлы» — пожалуйста в студию. Я такое дело почитать люблю и с удовольствием.
Забавно, (нелицеприятный) комментарий — зато точно по теме — про невозможность строить достаточно большие НК без газовых турбин, видимо, «погиб» в недрах модуляторов…:)
Насчет газовых турбин. На кораблях класса фрегатов, а это наши старые БПК уже лет 40 стоят энергоустановки сначала CODLOG, а теперь CODLAG. Да, к сожалению в СССР после величайшего Сталина к власти пришли хохлы. Сначала этим пьяницам и бездельникам Хрущ подарил Крым, а потом в Николаеве создали центр по производству газовых турбин. Но сейчас все постепенно наладится и Рыбинские моторы будут делать нормальные корабельные турбины. Хотя главное здесь все-таки в сложнейших редукторах. Натовцам и прочей мрази их делают в Швейцарии. Но мы тоже не лаптем щи хлебаем, так что сделаем.
На источнике в коментах много обсуждений за турбины. Вот в частности https://flotprom.ru/2017/Импортозамещение17/ маненько за турбины.
Конечно налаживается,а слюнявым»спецам» назло .Дальше лучше!!!
Стоимость этой игрушки 0.3 миллиарда зеленых-вроде бы годовой бюджет Пскова. На обслуживание железяки, думаю понадобиться столько же, может поменьше. Я бы за то, чтоб поддержать Псков, может Магнитогорск или еще сотни таких бедолаг.
Я бы поддержал проект, если б рядом, кто-то строил кучу кораблей, чтоб на нас напасть. Может не понимаю, но где эти Змеи-Горынычи, что захотят отвоевать у нас наши болота, убогие деревушки через 100 км от Питера или Москвы. Кстати без теплых штанов и валенков им здесь не выжить. Да и бабу нужно брать только местную. Другие не поедут.
Короче. Если бабла много, можно строить сколько угодно и чего угодно. Я не возражаю.
Кстати про газотурбинные.Если их нет, все эти ракеты и пушки лучше разместить на берегу. В комментах есть патриоты, думают, что все добро падает с неба.
А турбина — это живучесть корабля. Плохо, если она откажет в средиземном или в проливе Ла манш. Придется звать вспом судно, резать задний отсек, вынимать изделие, а корабль будет плыть в экономичном, только на одних дизелях.
Рыбинский поклялся, что за пустяковые деньги сделает хорошую турбину. Было это несколько лет назад. Да, построили стенд, покрутили образец, он взял и рванул. Разнесло весь испытательный стенд. Приезжали ребята с газпрома. Сказали, ваши шуры-муры со стендом надолго. Мы лучше купим у Сименса.
Понимают, что Сименс долго-долго испытывал свои турбины ( опять же с немецким педантизмом), чтоб потом предложить рынку.
я верю нашим инженерам. Не нужно тут нам внушать, что мы ничего не можем, а деньги лучше прожрать. Вот только не забывай, что деньги прожрут, а рабочих мест не будет, ты же все собрался у Сименса покупать, кормить немчуру, а не наших. Любой заказ оборонки это гарантия рабочих мест и даже возможно тех городов, которые ты перечислил предлагая отдать непонятно куда и кому. Запомни, оборонка это рабочие места в городах, а значит зарплаты и налоги, а не просто гум помощь.
6 фрегатов проекта 22350 — это, конечно же, хорошо, но очень и очень мало! Да и в строй введён из них пока что единственный «Горшков». Из 6-9 надводных кораблей, да ещё и второго ранга, полноценный океанский флот не «сошьёшь». Провалено строительство серии фрегатов проекта 11356 для Черноморского Флота, из которых построили только три. Остальные за бесценок продали Индии — сомнительному и ненадёжному «союзнику», не признавшему ни Крым, ни Абхазию с Осетией, и просто пользующемуся как общей нашей слабостью, так и беспросветной дуростью, безответственность и коррумпированностью властной элиты. Со строительством атомных подлодок дело обстоит не лучше: в текущем году в строй не введена ни одна из заложенных добрый десяток лет назад…