Вы никогда не задумывались о парадоксах нашего восприятия красоты? То, что на первый взгляд выглядит достаточно уродливо, может внезапно стать красивым. И наоборот, красивое изначально стать уродливым.
Помните росомаху? Небольшой зверек. Совершенно не грациозен. Этакий ходячий мешок с мясом и жиром. Да и само слово «ходячий» вызывает улыбку у тех, кто это видел. Иноходь росомахи выглядит действительно комично. Хотя специалисты прекрасно знают, что такой способ ходьбы дает огромные преимущества. И сотня километров для росомахи не расстояние.
И вдруг на этого зверька натыкается медведь… И что мы видим?
А в 9 случаях из 10 мы увидим превращение в красивое, смелое и прекрасно умеющее за себя постоять животное! И не просто постоять, а выгнать таёжного владыку со своей территории! А потом опять комичная иноходь по своим делам… Только воспринимается этот комизм нами уже с уважением и пониманием красоты этого зверя. Именно красоты!
Наш герой во многом воспринимается примерно так же. Те, кто впервые видит этот автомобиль на фото, особенно если это фото «официальное», в профиль, невольно улыбаются. Уродец с большой головой и маленьким телом. Причем эта диспропорция просто режет глаз. Кабина и кузов одного размера? Да ещё и 6х4… Но это только на первый взгляд.
Уверены, что те, кто никогда не видел этого автомобиля и не интересовался его историей, скоро увидят не большую голову, а силу, смелость и грациозность.
Итак, 12-тонный трёхосный тягач с колёсной формулой 6×4 Diamond T 980. Читатели, знакомые с английским языком, сразу обратили внимание на не совсем соответствующее с началом материала название автомобиля. Так уродец или бриллиант?
Для того чтобы название стало понятным, нам, уже по традиции, необходимо совершить экскурс в историю фирмы-создателя этого автомобильного чуда.
В 1905 году Чарльз Тилт создал фирму Diamond T. Располагалась фирма в Чикаго и создавалась для производства дорогих легковых автомобилей. Отсюда и название — бриллиант. Но так как в тот период в США было достаточно много всяких «бриллиантов» и прочих драгоценных камней в названиях фирм, владелец добавил в название первую букву своей фамилии — Т.
Жалко, конечно, разрушать достаточно распространенную версию о «Т» как обозначении тягача, но истина дороже. Чарльз Тилт был хорошим бизнесменом и уже в середине 10-х годов прошлого столетия понял, что вместо дорогих легковушек выгоднее выпускать дешевые грузовики.
Версию о «Т» как об обозначении «грузовики» оставим без комментариев. Truck действительно «грузовик» на английском. Но все-таки «Т» в названии появилось ещё до переориентации фирмы на грузовики.
Кстати, по некоторым воспоминаниям современников, он принял это решение после внимательного изучения опыта Генри Форда. Именно от Форда к владельцу Diamond T пришло понимание того, что большую прибыль приносит не производство штучных дорогих автомобилей, а наоборот, массовое производство дешевых машин.
Вскоре на дорогах Америки стали трудиться множество разнокалиберных «алмазов» и «бриллиантов». Тилт выпускал грузовики самых разных классов. Можно было встретить и малотоннажные, и тяжелые Diamond T.
Именно такой подход позволил фирме вполне благополучно пережить кризис 30-х годов. А коммерческий нюх Чарльза Тилта определил её дальнейшее развитие — ориентирование на военные заказы. В той политической обстановке, что была в 30-40-е годы, Тилт прекрасно сориентировался и определил платежеспособного клиента.
Естественно, к 1941 году фирма предлагала армии целый модельный ряд армейских грузовиков. Причем, рассчитывая на заказы от американской армии, Тилт разработал семейство трехосных полноприводных шасси средней грузоподъемности. Эти автомобили известны сегодня как грузовик 968 (грузоподъемность 4 тонны), эвакуатор 969, грузовик с удлиненной колесной базой 970, самосвал 972, понтонер 975.
Но была и ещё одна модель, которую разрабатывали именно для американской армии, но известна она больше как английский заказ. Это тяжелые машины грузоподъемностью 12 тонн с колесной формулой 6х4. Diamond T 980 и бортовой грузовик Diamond T 981. Почему это одна модель мы расскажем ниже.
Кстати, многие источники говорят, что в СССР применялись только 980-е и 981-е. Позволим себе не согласиться с этим выводом. Иначе как объяснить наличие эвакуатора Diamond T 969 в музее в Ивановском (наукоград Черноголовка)? Правда, как утверждают сами музейщики, это единственный сохранившийся экземпляр такого автомобиля на европейской части России.
Возвращаемся в США начала 40-х. Увы, но отсутствие передних ведущих колес на тяжелых тягачах Diamond T 980 сыграло злую шутку с этими автомобилями. Они были зачислены американскими военными в «ограниченные» стандарты — Substitute Standard и Limited Standard (заменяющий и ограниченный стандарты).
Поэтому участие в войне в составе американской армии было действительно ограниченным. Diamond T 980 (обозначение М20) вместе с 24-колесным трехосным прицепом М9 «Rogers» входили в состав танкового транспортера М19.
Помогли британцы. Именно они обратили внимание на эти автомобили. Точнее, объявили конкурс и Diamond T его выиграл. Сказалось то, что машины уже были «в железе» и для начала их производства по новому заказу необходимо было сделать всего лишь небольшие изменения, согласно требованиям заказчика.
Для СССР эти машины были вообще в новинку. Мы не выпускали ничего подобного вообще. Даже самого понятия автомобильный танковый тягач у нас ещё не появилось на начало войны. Поэтому Советский Союз тоже выразил готовность закупать или получать по ленд-лизу такие тягачи.
Первыми новые тягачи получили, естественно, британцы. Действовали эти автомобили на североафриканском ТВД. Отзывы были самые лучшие. Машины не только ремонтировали подбитые танки, но и эвакуировали их под огнем противника.
Часто спрашивают вроде бы совершенно понятную для специалистов вещь. Почему этот тягач называется балластным?
Ответ в самой конструкции. Если учесть, что в передней части автомобиля находятся двигатель, передняя ось с односкатными колесами и цельнометаллическая кабина, а вместо длинного кузова короткий и легкий, становится понятным, кузов при буксировке должен быть обязательно загружен. Иначе необходимого сцепления колес с грунтом просто не достичь.
Как же был устроен наш герой? Грузовик Diamond T 980/981 – классический капотный трехосный балластный тягач. Как мы уже писали, в передней части рамы расположен двигатель, под ним – передняя ось с односкатными колесами. За двигательным отсеком – цельнометаллическая кабина.
К концу войны из-за необходимости производить больше машин, кабину выпускали в упрощенном варианте – без крыши и с низкими боковыми дверцами. Крыша таких кабин была съемной брезентовой, и боковые проемы над дверцами также закрывались брезентовыми клапанами с целлулоидными окошками.
Между кабиной и кузовом для балласта устанавливалась лебедка Gar Wood 5M723B с тяговым усилием 18 тонн. Она предназначалась только для погрузки подбитых танков на транспортер. На платформе имелись рычаги управления лебёдкой и стояночным тормозом.
Приводилась в движение лебёдка коротким карданным валом и цепной передачей от коробки отбора мощности, установленной на демультипликаторе. Барабан лебёдки — диаметром 178 мм, на него наматывалось 91,5 метра (у модели 980) или 152,5 метра (у модели 981) троса диаметром 22 мм.
Скорость наматывания троса изменялась в зависимости от включённой передачи КПП и могла достигать 17 метров в минуту. У модели 981 появилась возможность использовать лебедку для самовытаскивания. Там трос можно было пропустить под кабиной и вывести через специальное окошко в бампере вперед.
Кстати, визуально наличие окошка в бампере (с левой стороны) прекрасный определитель модели тягача.
Двигатель – дизельный Hercules DFXE, рядный 6-цилиндровый 4-тактный жидкостного охлаждения, рабочим объемом 14,7 литра и мощностью 185 л.с. при 1600 об/мин (крутящий момент 902 Н•м при 1200 об/мин).
Блок цилиндров отливался из серого чугуна, поршни изготавливались из алюминиевого сплава. Топливный насос высокого давления — 6-плунжерный фирмы Bosch.
Коробка передач – Fuller 4B86, трехвальная, четырехступенчатая (плюс задний ход), с прямой четвертой передачей. Демультипликатор Fuller 3A86 или Fuller 3A92, трехступенчатый, с прямой второй передачей и коробкой отбора мощности для лебедки.
Два ведущих моста – «последовательные» (второй приводился в движение вторым карданным валом от первого). Переключались передачи с помощью напольного рычага. Рядом с ним располагались ручной стояночный тормоз и рычаг управления демультипликатором.
Рулевой механизм – без гидроусилителя, с червячной передачей и продольной рулевой тягой. Тормоза барабанные пневматические Timken с приводом Bendix-Westinghouse. Колёса Budd B-45530, диаметром 20 дюймов и шириной 10 дюймов. Покрышки 12,00×20 дюймов.
Подвеска – рессорная (у задних мостов – балансирного типа). Амортизаторов не было, поэтому над передней рессорой крепился резиновый буфер, несколько смягчавший тряску на бездорожье – впрочем, на невысоких скоростях она была не столь критична. Межосевого дифференциала не имелось.
Есть некоторые странности в определении численности этих выдающихся машин. Мы не смогли найти точные данные о количестве автомобилей обеих моделей, поставленных в СССР в годы войны. Количество в разных источниках меняется от 295 до 471 машины.
Причины, как нам кажется, лежат в двух плоскостях, прежде всего в идеологической. Даже сегодня некоторая часть наших граждан придерживается того мнения, что по ленд-лизу нам шли «технические отбросы».
Кстати, если быть объективным, то и про Diamond T 980/981 можно это сказать. Американская-то армия их использовала только в порядке исключения. Значит, они считали, что есть более лучшие автомобили. А то, что у нас вообще не было ничего подобного, мы забываем…
И вторая причина — оплата ленд-лиза при невозврате. То есть, напомним, что техника давалась бесплатно по ленд-лизу, но если она не была уничтожена, то подлежала либо возврату, либо оплате. После долгих препирательств было решено вернуть исправные грузовику в США. И началось то, что, в принципе, и должно было начаться.
Наши ну никак не хотели возвращать понравившиеся машины. Потоком понеслись документы по множеству «недоехавших» автомобилей. В боевых донесениях появились записи об уничтоженных в боях машинах, рапорты о внезапных налетах вражеской авиации, появившихся из ниоткуда минных полях…
Именно тогда появились слухи, впоследствии многократно подтвержденные свидетелями, об умышленном уничтожении вполне исправных автомобилей. Фактически перед отправкой в США машины шли под пресс…
Но и наши показали класс в плане «отмаза».
Общее же количество выпущенных автомобилей этих марок известно точно. 6554 Diamond T 980/981. Из них поставлено в Великобританию 1000 единиц.
После войны производство этих моделей прекратилось. Однако, есть экземпляры мусоровозов, выпущенные в 50-е годы на этой базе.
Теперь то, что отличает именно эту статью от предыдущих. Продолжение жизни автомобилей после Победы. Не доживания, а именно жизни.
Понравившиеся тягачи, которые удалось сохранить, активно использовались в СССР до 60-х годов прошлого века. Таскали грузы эти машины по сибирской и дальневосточной тайге. Хотя и модернизировали наши умельцы американцев прилично.
От рассыпающейся на морозе «африканской» резины и совершенно не утепленных брезентовых кабин, до тонких топливопроводов и приспособлений для постоянной работы двигателей. Если машина глохла на морозе, то завести её уже без ремонта было невозможно.
Строились даже специальные теплые боксы и приспособления для постоянного подогрева двигателей на стоянке. Так продолжалось даже тогда, когда появились советские тягачи МАЗы и КрАЗы. Водитель с факелом под машиной в районе топливного бака в те времена — картина привычная для сибирских автобаз.
Ну и последнее. Именно Diamond T 980/981 стал образцом для создания советского аналогичного по характеристикам и назначению автомобиля ЯАЗ-210.
Технические характеристики Diamond T 980/981:
Габариты: 7110/2580/2592 мм
Колесная база: 4556 мм
Колея (передняя/задняя): 1927/1905
Клиренс: 283 мм
Собственная масса: 12 т
Грузоподъемность: 8,3 т
Собственная масса прицепа: 10 т
Грузоподъемность прицепа: 40,1 т
Двигатель: Hercules DFXE, дизельный, 14 660 куб. см, рядный, 6-цилиндровый
Мощность: 185 л.с.
Максимальный крутящий момент: 902 Н-м
Максимальная скорость: 37 км/ч
Скорость с груженым прицепом: 26 км/ч
Запас хода по шоссе: 480 км
/Александр Ставер, Роман Скоморохов, topwar.ru/
в этот раз что-то многовато лирики… сравнивать хищных росомаху или медведя с грузовиком, пусть и армейского предназначения (тем более военный-то он по применению, а не изначальной концепции — тягач, он и в комунхозе тягач, а в какой цвет окрашен… НЕполноприводное шасси явно намекает на как минимум двойное назначение — не там, так там) — несколько некорректным выглядит. с каким бы бизоном-буйволом сравните лучше… но это тоже лирика.
а вот фраза «…Для СССР эти машины были вообще в новинку. Мы не выпускали ничего подобного вообще. Даже самого понятия автомобильный танковый тягач у нас ещё не появилось на начало войны…» — именно знаковая! Советский Союз после устроенной большевиками-интернационалистами вакханалии на очень долгое время был практически не способен генерировать новые идеи, концепции, что-ли… уже приводил вот это, но могу и повторить https://pioneer-lj.livejournal.com/937615.html#/937615.html, и еще https://tverdyi-znak.livejournal.com/396739.html, и вот https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1377191.html, и тут https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1010782.html (там и ссылка на очень интересную первую часть). ну и для подведения итога этой «великой реформации» вот с фотографиями и таблицами (особо важно!) https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1484393.html. естественно, если при подходе к созданию образованного слоя (предполагается именно технически образованный слой, не шобла искусствоведов-критиков, эти плодятся сами) изначально закладывать сегрегацию (официально — по сословному принципу (и это в официально же(!!!) бесклассовом обществе!), неофициально — по принципу национального НЕравенства, заложенного именно в саму суть советской системы, цитата «…Результат постановления о введении платности образования в СССР:
количество выпускников средних школ (8-10 классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое. У нищих советских граждан просто не было денег платить за обучение детей или собственное образование…
В 1943 году СНК СССР принял Постановление №213, которым освобождались от платы за обучение:
-в Казахской ССР — казахи, уйгуры, узбеки, татары (постановление СНК СССР от 5 января 1943 года №5);
-в Узбекской ССР — узбеки, каракалпаки, таджики, киргизы, казахи, местные евреи (постановление СНК СССР от 27 февраля 1943 года №212);
-в Туркменской ССР — туркмены, узбеки, казахи (постановление СНК СССР от 19 марта 1943 года №302);
-в Кабардинской АССР освобождены от платы за обучение кабардинцы и балкарцы, обучающиеся в педагогическом институте (постановление СНК СССР от 15 мая 1943 года №528).
Лишь в 1956 году, три года спустя после того как загнулся «эффективный менеджер», Лучший Друг Детей и Физкультурников, была отменена плата за обучение в школах…») — так вот, если подходить к формированию образованного слоя по принципу угнетения государствообразующей нации, да еще и постоянно контролировать этот процесс с целью недопущения избыточно образованных коренных к руководству, и при этом заботливо выпестовывать нацкадры, но никак(!!!) не обязывать их перед собственно теми, за чей счет эти нацкадры выпестованы — стоит ли удивляться, что относиться к общему государству они будут крайне потребительски??? стоит ли удивляться, что вопрос развития государства для этих, по факту, оккупантов, подспудно в любом случае осознающих свою чуждость и искусственность, ни при каких раскладах не будет приоритетным??? я уж молчу о качестве таких «образованцев», ставших студентами-госслужащими-руководителями в обход конкурентной борьбы, путем махинаций в изначально перекошенном социальном распределении. какие идеи они могли генерировать, какие прорывные машины/механизмы создавать?!
в итоге СССР фактически какое-то время просуществовал на недоуничтоженных старых кадрах (например, Курчатов — отец советского атома — получил образование во врангелевском Крыму(!!!), а вот из советского ВУЗ-а его вышвырнули на волне борьбы с мещанским происхождением! а сколько таких не только вышвырнули, но и этим сломали, превратив будущих гениальных ученых, конструкторов, инженеров — в слесарей или токарей, и то если повезло, а кому не очень — то и в лесорубов, на какое-то время, до смерти), еще какое-то время судорожно пытался как-то использовать то, что вырастил сам (в смысле — не учеников царских профессоров или царских же студентов-аспирантов, а уже полностью получивших «самое лучшее в мире образование») — с крайне переменным успехом, и едва-едва дотягивающим до мирового уровня в очень отдельных областях…
любителям ссылаться на то, что, мол, «царская Россия была страшно отсталая, и потому большевики героически из ничего создали все (прям колдуны какие-то!)» вот краткая справочка https://ladaria.livejournal.com/4745695.html, а вот сравнение https://users.livejournal.com/-devol-/1051752.html)))))))
вот и выходит, что не сказать что такая уж невероятная фича, как в целом довольно заурядный автотягач, к тому же не то чтобы с какими-то совсем уж выдающимися характеристиками — воспринимался как откровение свыше… ну, и адептам «мы-за-все-заплатили!» тоже интересная цитата в памятку «…Наши ну никак не хотели возвращать понравившиеся машины. Потоком понеслись документы по множеству «недоехавших» автомобилей. В боевых донесениях появились записи об уничтоженных в боях машинах, рапорты о внезапных налетах вражеской авиации, появившихся из ниоткуда минных полях… и наши показали класс в плане «отмаза»…» — иными словами, без экивоков — наши «замылили» технику, не только не вернув владельцам, но и не заплатив за «скоммунизденное». я, к слову, не обвиняю в этом — дело-то житейское — просто стоит это ЗНАТЬ, а не с пеной у рта кричать про кристальную честность советских деятелей)))))))
авторам спасибо, давайте еще!!!