Так какой флот нужен России?

И вообще, давно уже пора определиться, мы (Россия) – это морская или континентальная держава? Если по уму да по прошлым временам – вроде бы морская и даже океанская. По настоящему времени – все неоднозначно.

Хотя в принципе, неоднозначно было всегда. Россия вообще уникальная страна в плане флотоимения, поскольку, наверное, ни у одной страны в мире больше нет таких проблем с флотом. Точнее, с флотами.

Есть страны, которым приходится держать более одного флота. Те же США, там их вроде бы больше, но они все разделены на два сектора: тихоокеанский и атлантический. Но вот так, чтобы четыре, такого кошмара, по-моему, ни у кого в мире больше нет.

Тем не менее, выкручиваться как-то надо. И не ради откровенной глупости типа «демонстрации флага» или «присутствия». Флагом не напугать никого, а присутствие некоторых наших надводных кораблей вызывают оживление в иноСМИ исключительно в разделе «Юмор и сатира».

Есть более важная вещь, чем все эти парады и демонстрации всего и вся. Это защита объектов на наших рубежах и, собственно, самих рубежей.

Например, Северный морской путь. Или полуостров Камчатка. Или акватория от Камчатки до Сахалина. То есть такие места нашей территории, куда по воздуху не всегда можно попасть. Про путь по земле (где она есть) я вообще молчу.

Нет, конечно, можно утыкать все побережье стрелялками и бабахалками, вот только все связанное с личным составом и его жизнеобеспечением все равно ляжет на корабли. Да и потом, идем к карте, смотрим на наши северную и восточную прибрежную линию и понимаем, что ну его…

Так что как бы ни казалось, что флот – это роскошь, без ВМФ, увы, никак.

Да, дорого. Да, долго. Да, не все теперь можем. И что?

И ничего. Надо все равно смотреть в море. Оттуда исходила, исходит и будет исходить угроза. Пока не изобретут антигравитацию, и линкоры не начнут летать. Пока самый дешевый и эффективный транспорт на большие расстояния – морской.

К сожалению, наш флот уже далеко не тот, что раньше. Донашиваем корабли, которые унаследовали от СССР, сами что-то подобное пока построить не в состоянии. Даже не ведем речь о монстрах типа «Орланов», тут 1164 отремонтировать пока проблемно, не то что еще строить. Увы, но это так. Постройка больших надводных кораблей океанской зоны – это не для современной России.

А перетирать на выставках проекты-прожекты типа суперавианосца, эсминца и так далее можно до бесконечности. На то выставки и форумы и существуют, чтобы там концептами хвастаться. Никто проекты с выставок всерьез не воспринимает. Всем подавай в металле да во всеоружии и в море.

В итоге российский военный флот даже теоретически и в патриотическом угаре невозможно сравнить с американским. Это примерно так же уныло выглядит, как сравнение нашего Тихоокеанского флота и китайских ВМС НОАК. Причем догнать (хотя бы) китайцев на Тихом океане мы реально не в состоянии. А там, кроме китайцев, есть еще и японский флот, который тоже прогрессирует от года к году.

А вариант, способный если не уравнять шансы, то хотя бы нивелирующий превосходство наших потенциальных (а потенциальные там все), нужен как воздух.

И тут волей-неволей, но вспоминаешь, что не все потеряно в некоторых отраслях кораблестроения. Продвинутые мореманы уже понимают, куда я клоню. Да, уважаемые, именно туда. Под воду смотрю.

Мы пока еще не разучились строить подводные лодки. Это факт.

Мы строим лучшие атомные подлодки в мире. Это тоже факт.

Подводные лодки обладают такими качествами, как скрытность, автономность и повышенная боевая устойчивость. Последнее – я имел в виду, что в отличие от надводных кораблей, подлодки перемещаются в трехмерном пространстве, что дает им неоспоримое преимущество перед любым другим классом кораблей.

Даже не буду долго говорить о преимуществах, достаточно короткого экскурса в историю, когда в Первую (да и во Вторую тоже) мировую войну островная империя Великобритания была фактически поставлена на грань голода немецкими подводными лодками, топившими все торговые суда без разбора.

Очень эффективно и в день сегодняшний, особенно если вспомнить, сколько всего морем получают все, от США до той же Великобритании. Про Японию вообще молчу, для них морская блокада самое то даже сегодня будет.

Кстати, сразу же стоит сказать, что нам море – не доставка всего, а чисто рыбки половить. Да и то, даже с таким флотом кто бы рискнул запретить? Берег рядом, а на берегу… Вот. Есть разница, правда?

Читайте также  Экипаж АПЛ «Курск» мы и сегодня бы не спасли

Да, подлодки весьма эффективны в борьбе с надводными кораблями, и я считаю, что в этом даже превосходят авиацию. Вот с авиацией не могут воевать, но с современной рабочей глубиной нормальной ПЛ, самолет не так страшен. А уж атомным так и вообще.

И потом, подводную лодку еще найти надо. С самолетом проще.

Сейчас некоторые вспомнят Стругацких и их «Обитаемый остров». Жуткая Островная империя и ее стаи белых подводных лодок.

А почему нет?

Атомные ПЛ из-за значительных размеров, высокой скорости, глубины погружения и автономности, но и большей шумности нет смысла использовать в закрытых морях типа Черного и Балтийского. Но там и воевать с их помощью не с кем, все решают прибрежные ракетные комплексы и москитный флот малых кораблей с теми же «Калибрами».

И, уверен, решат как надо.

А вот реально океанские флоты, Северный и Тихоокеанский… Вот тут есть о чем подумать. Оно и сейчас АПЛ имеются только в составе этих флотов, дальше только наращивание количества и качества.

Ведь атомные подводные лодки, пожалуй, это единственные крупные корабли, которые мы не разучились строить.

Если мы не в состоянии строить ракетные крейсеры и эсминцы, то может, выход в ракетных подводных крейсерах? Да, ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПК СН) в оперативном отношении относятся не столько к ВМФ, сколько к средствам ядерного сдерживания (СЯС), тем не менее это боевые корабли. И залп такого корабля ничуть не слабее, чем у надводного коллеги. О скрытности даже не говорим.

Основными РПК СН в составе отечественного флота являются лодки проекта 667БДРМ, несущие по 16 баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) Р-29РМ различных модификаций.

К-51 «Верхотурье»
К-84 «Екатеринбург»
К-18 «Карелия»
К-407 «Новомосковск»
К-114 «Тула»

Находятся в строю, в составе Северного флота. Одна лодка (К-117 «Брянск») – в ремонте.

Предшественниками этих лодок были корабли проекта 667БДР. Каждая лодка несет такое же количество ракет Р-29Р – 16 единиц.

Но от 14 лодок проекта на плаву сегодня только три, тихоокеанские К-223 «Подольск», К-433 «Св. Георгий Победоносец» и К-44 «Рязань». И да, первые две скорее всего, будут утилизированы, о чем мы с свое время писали с огромным сожалением.

Из семи крейсеров проекта 941 остался в строю на Северном флоте только ТК-208 «Дмитрий Донской», который используется для испытаний БРПЛ Р-30 «Булава».

Но именно под «Булаву» строятся корабли, которые считаются вершиной совершенства для подводных крейсеров. Это проект 955, каждая субмарина которого будет нести 16 ракет Р-30.

К-535 «Юрий Долгорукий», первый крейсер проекта 955, находится в составе Северного флота. К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах» определены служить на Тихом океане.

Дальнейшее развитие проекта – более усовершенствованные корабли с индексом 955А в настоящее время находятся на разной степени готовности и постройки. «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский».

В целом по количеству РПК СН Россия если и отстает от США, то это отставание не такое критичное. А вот Китай, Великобританию и Францию мы обходим. Правда, по отдельности, а не всех сразу. Но вообще сомнительно, что все вышеперечисленные державы вдруг решат с нами повоевать. Тем не менее, хрупкий паритет имеет место быть, пусть даже у англичан и французов почти все средства ядерного сдерживания морского базирования, чего не сказать о нас.

Но ведь не крейсерами стратегического назначения живы ВМС, правильно? Как я уже выше заметил, РПК СН – боевой корабль, но действительно, ограниченный по применению. «Весь мир в труху» — это как раз по их части.

Но есть же просто АПЛ, возможности которых поскромнее, но ведь и не каждый день надо уничтожать страны и континенты, не так ли?

На Северном флоте несут (точнее, доживают) службу ветераны проекта 671РТМК.

В старые добрые советские времена этих лодок построили 26 единиц. Сегодня осталось всего три ветерана: Б-138 «Обнинск» в строю, Б-414 «Даниил Московский» и Б-448 «Тамбов» в ремонте. Б-414 скорее всего из ремонта отправится на списание и утилизацию, печально, но с другой стороны, столько и не живут вообще. Скорее всего и Б-138 с Б-448 ждет та же участь, лодки устарели по всем показателям.

Далее у нас АПЛ проекта 971. Хорошие лодки, в свое время они по уровню шумности догнали американские АПЛ типа «Лос-Анджелес» и вообще лодки были весьма прорывные по многим составляющим.

Читайте также  Лёгкие крейсера типа "Светлана". Часть 6. Выводы

Из 14 АПЛ проекта 971, попавших в состав наших ВМФ (пятнадцатую по счету лодку сразу отдали Индии), сегодня осталось 11.

Северный флот:
К-317 «Пантера»
К-335 «Гепард» — в строю
К-154 «Тигр»
К-157 «Вепрь»
К-328 «Леопард»
К-461 «Волк» — в ремонте

Тихоокеанский флот:
К-419 «Кузбасс» — в строю
К-295 «Самара»
К-322 «Кашалот» (есть информация, что после ремонта уйдет в Индию)
К-331 «Магадан» (есть информация о том, что скорее всего спишут)
К-391 «Братск» — в ремонте

Если так посмотреть, картина вроде бы печальная, но тут есть нюанс. Основное вооружение АПЛ данного типа, ракетный комплекс «Гранат» мягко говоря (очень мягко), устарел. Появилась возможность переоборудовать лодки под более новые комплексы «Оникс» и «Калибр», что однозначно положительно скажется на возможностях лодок.

АПЛ проекта 945.

Эти лодки есть и их нет одновременно. Титановый корпус лодок делал их меньше в плане размеров, но значительно увеличивал стоимость. Всего было изготовлено 4 лодки, две по проекту 945, Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома», обе числятся в ремонте из которого скорее всего пойдут в утилизацию, и две лодки проекта 945А, Б-336 «Псков» и Б-534 «Нижний Новгород», которые все еще стоят в строю Северного флота.

АПЛ проекта 949А.

«Антеи» — это вообще отдельная тема. Последние представители семейства «убийц авианосцев» внезапно обретают второе дыхание.

Речь идет опять о модернизационной замене ПКР П-700 «Гранит» на П-800 «Оникс» или на все тот же «Калибр». Глобальная переделка пусковых контейнеров не потребуется, соответственно, 24 ракеты – это приятно. Не всем, но тем не менее.

На сегодняшний день из 11 «Антеев» осталось 8. Но бывшие довольно узкоспециализированные «убийцы авианосцев» станут более разносторонними и универсальными кораблями.

Северный флот:
К-119 «Воронеж»
К-410 «Смоленск»
К-266 «Орел» — в строю

Тихоокеанский флот:
К-150 «Томск»
К-456 «Тверь» — в строю
К-132 «Иркутск»
К-186 «Омск»
К-442 «Челябинск» — в ремонте

Одна АПЛ (К-329 «Белгород») перестраивается в лодку специального назначения.

Ну и вишенка на торте, АПЛ проекта 885.

Пока одна, К-560 «Северодвинск». Малошумная, новейшая, способная за один залп выстрелить 32 «Калибра», лодка. Но уже строятся, причем, уже в рамках усовершенствованного проекта 08851 еще 6 АПЛ: К-561 «Казань» (уже спущена на воду), К-573 «Новосибирск», К-571 «Красноярск», К-564 «Архангельск», «Пермь», «Ульяновск».

Что в итоге, в котором мы даже не берем в расчет дизель-электрические подводные лодки? О ДЭПЛ надо говорить отдельно, потому что все-таки это оружие совсем уж ближнего боя, более подходящее как раз для внутренних морей типа Черного и Балтийского.

Можно ли считать достаточным то количество АПЛ, которое было приведено выше?

Если просто оперировать цифрами двух флотов, то вроде бы ничего все.

27 многоцелевых АПЛ, из которых в строю находится 12, остальные 15 – в ремонте, кто на модернизации, а кто-то уже в строй не вернется. И количество планируемых к утилизации АПЛ колеблется от 4 до 6 по разным источникам.

Конечно, это количество ни в коем случае нельзя считать достаточным. Ни при каком раскладе. Да. По количеству мы занимаем второе место в мире после США, превосходя всех остальных, но не стоит забывать, что в случае открытого противостояния НАТО к подводным лодкам США присоединятся АПЛ Франции и Великобритании.

Даже если строительство «Ясеней» проекта 08851 будет идти по плану, без «сдвигов вправо», это только лишь компенсирует списание возрастных лодок советской постройки.

Понятно, что лодки проектов 671РТМК, 945 и 971 рано или поздно уйдут в историю, и их необходимо будет заменить. Будут это «Ясени» или некая лодка следующего поколения «Хаски», пока вопрос.

Радикально улучшить сегодня ситуацию с обновлением российского флота сложно. Сложно хотя бы потому, что флот – это очень дорогостоящее, а самое главное – небыстрое детище для любой страны. Даже для США. Что уж тут говорить о более чем скромных российских возможностях.

Так стоит ли тратить время, деньги и мозги конструкторов на создание пустых прожектов типа авианосца «Шторм» или эсминца «Лидер», если мы сегодня просто не в состоянии наладить выпуск элементарных двигательных установок для эсминцев и фрегатов? Если наши корабли ходят на китайских дизелях?

К чему тогда все это, не проще ли сконцентрировать усилия как людские, так и финансовые (а денег снова перестало хватать) на том, в чем мы пока еще сильны?

И кто сказал, что мощный атомный подводный флот не сможет стать надежным щитом для страны с такой огромной береговой линией?

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

25 КОММЕНТАРИИ

  1. На ремонт «Кузи» запланировали 40 млрд. и 3 года времени. Но, как всегда, «перевыполнят» план процентов на 50. Плюс авария с доком и упавшим краном.
    За эти деньги и за это время можно построить 1 «Борей» (47 млрд.) или 2-3 «Варшавянки» (18 млрд.).

    • Тут скорее вопрос в необходимости получения опыта работы с такими кораблями. Сначала на индусах тренировались, потом на Кузе. Кадры надо не только получить, но и сохранять. А то они имеют свойство деградировать… Проще говоря, подлодка это хорошо, а Кузя инвестиции в будущие проекты

      • Уйму раз высказывался здесь на сайте примерно в этом ключе и практически теми же словами. Но по итогам пост выборных «реформаций»» п.Резидента склоняюсь к мнению что права народная мудрость звучащая как — «Не в коня корм»

  2. умница автор… жаль, что «умные нам не надобны…»! все верно — не может РФ сегодня быть морской державой (в полноценном понимании понятия — так-то и Исландия, и Эквадор, и, разумеется, Сомали очень даже морские государства, самим наличием береговой линии; а Чили, например, по сути ничего кроме этой самой «линии» и вовсе из себя не представляет!)))))!), к сожалению. РИ — могла и была, пусть и мучительно и не слишком успешно частенько; после 1905 уже только старалась, но шансы «вернуться в клуб» были неплохие, пока не подсуетились «наглые родственники с острова» и не ликвидировали конкурента вместе с государственностью. СССР — уже не был, хотя временами очень старался, и даже что-то такое иногда получалось… ну, как получалось. но тем не менее, СССР так или иначе мог быть угрозой для «морских», а следовательно, вполне мог считаться пусть и внеклассовым, но все же участником игры.
    РФ на сегодня — обрезок РИ, причем «охудавший» на самые выгодные с точки зрения хозяйственных удобств территории. сырьевая часть сохранилась процентов на шестьдесят, производственная не более половины (это на 1991 год!), экономически эффективные (сравнительно) территории и вовсе… кому надо — книга А. Паршева «Почему Россия не Америка», которую как ни мазали грязью «правильные дипломированные экономисты», а вот опротестовать делом так и не смогли… соответственно, позволить себе даже такой флот, который был у СССР (крайне несбалансированный и построенный с непонятно какими перспективами применения — как ни крути, а толком определиться, ударный флот строить, или прибрежный для защиты «рубежей», или крейсерский для нарушения торговли, советские военачальники так и не удосужились — подплав отдельная статья), уже не в состоянии. поэтому автор абсолютно прав — давно уже назрела и перезрела необходимость принять решение, пускай даже оно будет крайне болезненным — не пора ли амбиции поумерить?! бесконечные ремонты старых крупнотоннажных кораблей, зачастую концептуально неудачных (я про гипертрофированные ракетные катера типа «Антей»/»Орлан», а также «вроде как авианосец «Кузя»» и прочие) не ведут ни к какому усилению военно-морской мощи, зато исправно жрут крайне ограниченные ресурсы. при этом действительно, такая вот демонстрация флага ничего кроме смеха уже не вызывает — ну какая может быть угроза от вечно ремонтирующегося недо-авианосца, который лучше гробит свои самолеты, чем любой потенциальный противник?!… а главное — ну против кого ТАКОЕ можно применить не для тренировки экипажей противника, а для действительно серьезной попытки победить?! Дании-Норвегии пугать? а зачем? а что — реально напугаются??? кстати, вот касательно Норвегии — там как бы корабликов примерно паритет с Балтийским Краснознаменным, так что кто там кого еще напугает… а уж в кооперативе с той же Данией и, скажем, Швецией — так лучше не нарываться(((((((((
    вот и получается, что по сути Флота у РФ нет, и когда и для чего его строить — неизвестно. соответственно, оправдана концепция массового строительства малых СКР, МРК и прочих, с дальностью этак 4-5 тыс. миль, предназначенных для защиты побережья и работы в тесной связке с береговой авиацией.
    может, пора таки перестать прожектами тешиться?! а то ведь и мелочь не строится в разумных количествах, зато бесконечные обещания о могучих/непревзойденных то эсминцах, то крейсерах, то авианосцах…

    • Может не может — должна и точка! Нужен адекватный, то есть отвечающий современным реалиям, сбалансированный флот и подводный и надводный.

      • оно конечно как бы да, но вот если, то не совсем очень вообще-то…
        вы можете вот так вот — трах-тибидох, волосину напополам, и Флот поплыл?)))))) или лично знаете такого «тибидоха»?))))))))) мы же говорим о реальности, а не о том, как хотелось бы?! а так-то — я «за», думаю, для начала двенадцати тяжелых авианосцев, около сорока ударных эсминцев, порядка полусотни АПЛ новеньких, ну и примерно четырех сотен кораблей поменьше хватит!))))) а там посмотрим)))))
        беретесь?!

        • В истории нашей планеты было много народов размышлявших примерно как вы, их нет уже давно, пришли чужие и стерли их. У нас пока еще есть флот, пусть ослабленный разбитый на 4 части но еще есть и нам даже изобретать ничего не нужно, взять опыт врага, в частности Лемана, посмотреть как он в 80-х годах ХХ века решил подобную проблему.
          Р.С. а без флота нам нельзя, задушат и без большой войны.

      • Брось вы господа эту пургу…Не о подводных ракетоносцах нам сегодня нужно думать…Сотни стран в мире живут припеваючи…и без подводных ракетоносцев…Нам о людях в России надо наконец-то вспомнить…У нас с 1917 года ни одно поколение не жило без войны и разрухи…и того и другого вместе…поколения ушли не поев досыта хлеба…не говоря уже про все остальное…Автор статьи…параноик…тупой и отграниченный человечишко…Жить надо господа и нам это никто не мешает делать….Причина в нас самих…мы постоянно создаем себе образ врага…гробим страну и людей за бредовые идеи наших правителей…не исключая нынешнего «мачо»…160 см ростом…Народ России устал….

        • не совсем так, хотя с мыслью «…У нас с 1917 года ни одно поколение не жило без войны и разрухи…и того и другого вместе…поколения ушли не поев досыта хлеба…не говоря уже про все остальное…» — полностью согласен. но вот ваши претензии к автору — ну совсем нездоровы. он-то ведь и пишет о том, что тратить вполне таки заметные средства на пустые «прожекты» типа, цитата «…стоит ли тратить время, деньги и мозги конструкторов на создание пустых прожектов типа авианосца «Шторм» или эсминца «Лидер», если мы сегодня просто не в состоянии наладить выпуск элементарных двигательных установок для эсминцев и фрегатов? Если наши корабли ходят на китайских дизелях?…» — есть лютый треш и маразм!!!
          то есть, автор именно что пишет об умеривании хотелок (и под эти хотелки разбазаривание госсредств тоже подрезать!), и начать наконец соизмерять желаемое и действительное, а так же мечты и суровую реальность… соответственно, вместо потуг на океанские надводные гиганты (которые все равно не построить в ближайшие десятилетия), заняться ударным подплавом и «москитами» вплотную — а заодно перестать наконец выбрасывать деньги на поддержание «в строю» (такое «поддержание» — хуже прямого воровства, наверное, расходы больше) старого советского металлолома, и ориентироваться на куда более дешевые, ну и мелкие, конечно, кораблики прибрежной зоны, с сохранением ПЛАРК как отдельного рода войск.
          совсем без флота — жопа полная, можно сразу и весь прибрежный шельф тоже отдать, и рыбную ловлю прекратить (наглы в 1918 наших рыбчков уже обучали, кто где хозяин) — не так болезненно будет, чем если отнимут. но и грозить старыми корытами, вроде недавнего (относительно) вояжа старого чудо-крейсера «Кузи» к Сирии — тоже не страдать, слишком убого выглядит…
          а про «эль мачо» со товарищи — тут не поспоришь, беда в том, что эти — как бы не эмиссары тех самых врагов, с коими призывают бороться)))))) так что да — так войну не выиграть…

        • А я считаю вас тупым и ограниченным человеком, ни хрена ни в чем не разбирающимся, ну или все понимающим предателем и врагом моей страны. Народ России устал от такого дерьма как вы желающего уничтожения нашей страны.

    • Конечно трудно не согласится что ВМФ СССР был не совсем сбалансированный и было много того(всяких ПКР) что дублировало функции и растрачивало ресурсы неэффективно. Но что из себя представляла РИ в этом плане? Неужто построенный в США «Варяг» или отечественная «Аврора» были таким уж превосходными океанскими кораблями? Очень много похожих мнений про «Российскую империю которую мы потеряли» за последние 20 лет — включая Главковерха — которые не выдерживают ни какой критики. Вот 80-е годы — кто кроме США или СССР мог себя назвать «морской державой»? Великобритания? Ну ну. Много морских единиц но толку мало. В 1982-м при желании одна советская эскадра в один миг отправляла весь британский флот в южной Атлантике на дно — на британских кораблях небыло ЗРК которые могли бы отразить массированный удар советских сверхзвуковых ПКР. Ну допустим британские АПЛ — чем бы они ответили — прямоидущими торпедами Мк-8 времён 2МВ с дистанции 4км? Представляю себе эту картину — против ПЛ «Конкерор» советский БПК запускает торпеду СЭТ-65 и весь британский экипаж хором поёт «врагу не сдаётся наш гордый Конкерор».

      • в чем-то вы правы… но с тем же успехом можно рассуждать, что вот если бы фрицы в далеком 1916 году вовремя собрали свои ПЛ, да перехватили нагловский флот сразу после выхода из базы, ну или там перед самым сражением, да тактикой «волчьей стаи» его ка-а-а-э-э-эк!!!))))))) вопрос советских ПКР, в какое-то (весьма короткое по продолжительности!) время принципиально неперехватываемых никакими ЗРК, можно рассматривать так же. вы сами написали два взаимоисключающих положения — советская эскадра в Южной Атлантике (не опишете, что конкретно входило в южно-атлантическую советскую эскадру, в каком количестве, на что базировалось и как отбивалось, скажем, от авиации противника?!)))))?); и «массированный» залп ПКР. откуда он такой «массированный» возьмется??? ладно бы в средиземке, там и МРК за крейсер прокатит — но Южная Атлантика???)))))
        а ответ до банальности прост. всегда и беспрерывно изобретается какое-то новое вооружение, и как только оно доводится до приемлемых кондиций — сразу же дает временное(!!!) преимущество имеющей его стороне. как те же ПЛ дали его фрицам в начале(!!!) ВМВ. потом нашлось противодействие, и ПЛ резко превратились из всехнагибаторов в один из родов морского флота, не более. так что да — если бы, да вот опять что-то помешало…)))))
        касательно же флота РИ — тут вы несколько неправы. в количественном и качественном отношении он на конец 19-го и начало 20-го веков был вполне себе грозным и опасным. в первую очередь достаточной численностью (вот применить с умом не сумели, но это уже из другой оперы), но и качество кораблей вполне соответствовало духу времени. зря вы смеетесь над «Варягом» и «Авророй» — просто их использовали через одно место и рукожопые флотоводцы. их строили для конкретной цели — охоты за транспортами и вообще торговыми посудинами противника, как одиночные рейдеры. и в этом качестве они вполне могли бы себя проявить — собственно, «Аврора», одна из немногих, это и показала, когда сумела не только выдержать бой с крейсерами японцев при Цусиме (то есть сделать то, что делать была не должна, не спроектирована под подобное изначально), но и оторваться позже от миноносцев (по определению быстрых посудин) http://lifeglobe.net/blogs/details?id=441, и еще http://tsushima.su/RU/libru/i/Page_7/page_18/page_19/Page_32/page_32_003/. а главное — при строительстве кораблей РИ изначально закладывалась какая-то определённая задача! и вот это вы как раз и не заметили!)))))
        именно «Варяг» с «Авророй» и были представителями продуманного (естественно, не идеально — ну так а где вообще бывает идеально?) строительства флота — их назначением была борьба против британского судоходства. чисто для осознания — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0. сравните с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%86%D1%8B_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0_%C2%AB%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%C2%BB и https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%86%D1%8B_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0_%C2%AB%D0%A0%D0%BE%D0%B9%D1%8F%D0%BB_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%C2%BB, не хочу все их сюда тащить — но британские посудины в основном тоже выпускались сериями иногда «аж» в 2 корабля (например, серия «Центурион»), и ТОЖЕ не могли похвастаться какими-то сверхкачествами. но за счет количества и вполне неплохих ТТХ — превосходили все возможные флоты противника…
        про борьбу БПК против «Конкерора» я вообще не понял — для начала, и на сегодняшний день НИ НА ОДНОЙ ПЛ не установлены ЗРК)))) так что и сейчас, если уж по кому-то из ПЛ влупили ракетой — то можно запевать что угодно, повод есть)))) противоторпеды и на наших ПЛ появились аж к началу 90-х http://otvaga2004.ru/atrina/atrina-ships/protivotorpednaya-zashhita/, да и то качество было то еще… так что тоже мимо — если бы той же торпедой в 1982-м тот же БПК врезал по нашей «Щуке» — пели бы то же самое!))))) ну, а против БПК у «безоружного» «Конекрора» имелось кое-что получше Мк-каких-то — а именно, UGM-84 «Гарпун», с дальностью выстрела минимум 120 км))))) вы уверены, что хотите перестреливаться торпедами СЭТ-65 с их парадной дальностью в 15 км — с таким вот???
        ну, а про 80-е годы — тут можно долго рассуждать… но — и япы, и наглы и в то время были вполне себе на уровне. слабее поодиночке, чем СССР (и то — как считать) — возможно. потому и не лезли в бутылку, дожидались своего часа… но — НИКОГДА не были совсем беззубыми, чисто для сравнения — у наглов НИКОГДА не было менее 3-х авианосцев, как минимум равных одному-единственному «Кузе», а у СССР сколько???))))) так что не стоит щеки дуть… кстати, как раз сейчас британский флот в сравнении с прошлым НАИБОЛЕЕ слаб — но вот у РФ его и вовсе нету…

        • Угу только все английские авианосцы во всем уступали Кузе — и в составе авиагруппы и в ударном вооружении.
          И сейчас флот есть его только (примерно 4кр,1 АВ, 12 ЭМ ит.д) и уступает он только штатовскому его нужно поставить на «ноги» и как то перераспределить между возможными ТВД.

  3. В общем охарактеризовал бы ситуацию как — «Далеко пойдем если клептократия не остановит». А так тоже далеко пойдем — но в пешее сексуально-эротическое.
    Проблема у России с флотом и не только по сути одна — отсутствие государственного целеполагания. Мы ведь при всех потугах компродор-клептократии на ходу переобуться в державно-патриотические лапти — все еще в гайдаровско чубайсовсовской парадигме живем. https://www.youtube.com/watch?v=USirtMLwWeg
    По лодкам, вот на днях читал http://www.atomic-energy.ru/smi/2014/07/29/50569 от себя хочу заострить внимание на паре моментов

    Цитаты
    ——————————
    «Бореи» и «Ясени» – дети лихих 90-х годов прошлого века. Головной корабль 955-го проекта закладывал в Северодвинске еще тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков, вместе с ним в этот день там же был и глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс. Присутствие высокопоставленных персон должно было обеспечить кораблю скорейшую постройку. Однако до спуска на воду прошло долгих 20 лет.
    ——————————
    Как у 955А, у 885 проекта с индексом «М» предполагается существенное изменение обводов корпуса. В обоих случаях вызвано это тем, что в стране не осталось производителя специальной «лодочной» стали. Металлургический комбинат «Северсталь», традиционно поставлявший металл необходимого качества для подводных лодок, последние 20 лет не занимался этим вопросом. От военных не было заказа, и руководство предприятия полностью свернуло производство лодочного проката, взамен нарастив производство труб для Газпрома. Сегодня это одна из самых серьезных проблем отечественного ВПК. После остановки производства на «Северстали» технология производства лодочной стали оказалась утеряна.
    Как сообщили газете ВЗГЛЯД в Северодвинске, изменение конфигурации корпусов перспективных субмарин, в том числе, связано с тем, что для их производства используют секции, оставшиеся от незавершенных проектов других серий.
    ——— «Без коментариев» ———-

    • лови, http://techno.bigmir.net/technology/1580621-Putinu-pokazali-boevyh-robotov-ubijc, я этого раньше не видел, но ржал как над новинкой!!!))))))) учитывая год публикации — тухлятиной вонять в королевстве начало даже не позавчера… комментаторы чрезмерно ядовиты, да еще и в основном явно упоротые-упрыганные на всю башку, но, в общем-то, на фоне именно современных событий — возразить трудно…

      • Согласен, коментаторы действительно упоротые на башку.
        Шырминатора с йопта фоном пожалуй в одном косо-цыганском цеху делали, да. Приблизительная анано-технология https://www.youtube.com/watch?v=j6Ct5udAVQo Ответственный прыёмшык Вынь Сунь Ху…

    • Ну что же вы, батенька, пургу то несете… Как делал железо Череповец, так и делает. И даже, Вы не поверите, переходит на обновленные сплавы АК. Зачем плести чушь, лучше бы малость помолчали, иногда, знаете ли, помогает сойти за умного.
      А вот насчет обводов я Вас огорчу — какие Малахит спроектировал в далеком 1988 году, такие и остались. Изменилась начинка корабля, причем настолько, что буковка М в проекте стоит для отвода глаз, да и Вы спокойнее спать будете.
      Ясень, как и любой корабль в наше время, и Борей не исключение, не столько то что снаружи, а больше то, что внутри. Из 8 бореев наверное нет двух одинаковых, изменения и улучщения вносятся настолько регулярно, что последний будет вообще не похож внутри на Долгорукого. Если это Вам понятно, то наверное не стоит причитать по поводу того, когда и кем были заложены первые корпуса. Важно то, что в них сегодня. Долго строили? Есть такое, но не порезали же на металл… А теперь построим и все остальные.
      Слова о тех кто наверху оставлю на Вашей совести, нести чушь и бред у нас со времен Горбачева и его гласности не возбраняется. Но если б Ваш кругозор был бы так широк, как могуч Ваш язык, то позитивные моменты в стране все таки удостоились бы Вашего внимания. А так, как говорил мой бригадир — п…..ть не мешки ворочать. Это я к тому, что по большей части Ваших комментов Вы именно п….те. Не стоит продолжать это делать не имея знания предмета.

      • «Из 8 бореев наверное нет двух одинаковых, изменения и улучшения вносятся настолько регулярно, что последний будет вообще не похож внутри на Долгорукого»
        Во кстати тоже спорный момент это удорожает строительство и увеличивает сроки сдачи кораблей, не проще ли строить по одному утвержденному проекту, одновременно готовя единую комплексную модернизацию?

  4. В чем то автор прав. Отчасти прав. Почему отчасти ? Потому, что он предлагает подводному флоту РФ повторить(в случае третьей мировой) судьбу подплава Кригмарине. Без поддержки НК и авиации(и ещё много чего) самые лучшие пл будут обречены на истребление. Тяжелые ударно-разведывательные беспилотники рано или поздно(думаю за 2-3 десятилетия) заменят практически полностью(ну или в своем большинстве) пилотируемую авиацию — в том числе и над морем. Поэтому РФ, как полагаю, сможет обойтись без авианосцев в их классическом понимании. А вот без более-менее крупных НК, несущих те же беспилотники, это врят ли…. Да и не отправите вы мелкий корабль на БС в Атлантику или Индийский океан без кучи головной боли. А значит пл там придётся оставаться в одиночестве со всеми вытекающими последствиями. Теорию «москитного» флота с подачи французов мы уже проходили ещё в конце 19 века….. Флот должен быть СБАЛАНСИРОВАННЫМ !

    • Тяжелые беспилотники в обозримом будущем не заменят пилотируемую авиацию, разведка да ударные функции возможно но завоевание господства в воздухе никогда

  5. Смотрел тут статистику простоя американских авианосцев. В среднем от 20 до 40 процентов времени они находятся в ремонте. Причем, 40% приходится на старичков из-за перезагрузки топлива в реакторах — 3-4 года на это уходит. Наш «Кузя» стоит в ремонте 60-70% времени, хотя ни реакторов, ни катапульт на нем нет. Черная дыра, пожирающая бюджет, этот наш недоносец.

    • А почему вы позволяете себе оскорбительно высказываться о том в чем ничего не смыслите? На мой взгляд недоносец это вы.

  6. Книга «Истребитель подводных лодок», автор Дональд Макинтайр — один из тех, кто предопределил судьбу фашистких асов-подводников. Нашему флоту защищать не плывущий конвой, а живущую и поныне страну.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя