МиГ-41 опустит воздушную разведку США с небес на землю
Дальний перехватчик МиГ-31БМ.

Пентагон отказался от перехватчиков, но для России они по-прежнему актуальны

В августе этого года СМИ бурно отреагировали на известия о работах по созданию перспективного перехватчика МиГ-41. Самолет, который будет относиться к поколению 5+, а то и 6, должен иметь совершенно фантастическую скорость порядка 4−4,4 М. Существенно возрастет и его потолок по сравнению с ныне существующим перехватчиком МиГ-31. То есть он будет способен подниматься выше 30 км над уровнем земли. При этом перехватывать цели сможет не только в атмосфере, но и в ближнем космосе. Не самолет, а мечта, никто в мире такие самолеты пока не делал. Знаменитый американский «Черный дрозд» SR-71 мог разгоняться лишь до 3550 км/ч.

И вдруг портал Avia.pro со ссылкой на своего источника сообщает, что Министерство обороны осталось недовольно представленными на рассмотрение документами по проекту истребителя-перехватчика. Источник поясняет, что проект признан «сырым», в нем недостаточно учтены требования, предъявляемые к самолету военными. Еще одна причина сомнения относительно качества перспективного самолета заключается в том, что Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» занимается им уже четверть века. В связи с чем он не может считаться перспективным.

Относительно первой причины недовольства, то тут ничего определенного не сообщается. Вторая же причина абсолютно надуманная. Дело в том, что РСК «МиГ» проводит работы в инициативном порядке с громадным перерывом на период безденежья и разрухи. Так что предлагаемый эскизный проект совсем «свежий». Хотя бы потому, что объявленные руководством корпорации такие качества как малозаметность, рекордная скорость и наличие развитого искусственного интеллекта в системах управления четверть века назад вряд ли можно было планировать.

Куда более серьезная причина раздумий Минобороны, несомненно, финансового характера. Объединенная самолетостроительная корпорация (ОСК) в настоящий момент реализует целый ряд очень дорогостоящих программ. К ним относятся запуск производства, по сути, новых стратегических ракетоносцев Ту-160М2, разработка Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации, а также перспективного транспортного самолета. Происходит доводка истребителя пятого поколения Су-57 с новым двигателем. И МиГ-41, который официально называется Перспективным авиационным комплексом Дальнего перехвата, — это очень серьезная нагрузка на оборонный бюджет.

Однако МиГ-41 необходим, поскольку, как бы ни был хорош МиГ-31 и, в частности, его последняя модификация МиГ-31БМ, но его в обозримом будущем придется менять. Его самые последние машины сошли с конвейера в начале 90-х годов. А принят на вооружение он был в 1981 году. Истребительная авиация это не транспортная, где самолеты могут эксплуатироваться более полувека.

Читайте также  Истребитель-перехватчик МиГ-31: полёт через реанимацию

Генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко в отношении готовности перспективного самолета настроен в высшей степени оптимистично, утверждая, что в строевые части ПАК ДП начнет поступать в середине следующего десятилетия. И это при том, что он же говорил в этом году, что проект находится на стадии «опытно-научных работ». Надо понимать, что близится к завершению НИР.

То есть РСК «МиГ» обещает установить абсолютный рекорд по временным затратам на разработку нового самолета. За оставшиеся 7 лет надо будет провести ОКР, построить минимум пару прототипов, довести их до надлежащего качества, заданного в тактико-техническом задании, провести госипытания и наладить серийное производство самолета. Правда, в военный период самолеты создавались быстрее. Однако сложность современных самолетов несоизмеримо выше.

Более реалистичен в прогнозах бывший главком ВКС, а ныне председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев. Он считает, что ОКР может начаться в 2019 году, а годный к эксплуатации перехватчик будет получен в конце следующего десятилетия. Или чуть позже.

В.Бондарев более откровенен, чем гендиректор РСК «МиГ», по части как характеристик МиГ-41, так и возлагаемых на него задач. Он называет его предполагаемый боевой радиус, который может достигать 1500 км. Говорит и о сведении заметности самолета в различных спектрах к возможному минимуму.

Также сенатор предполагает, что главным оружием перспективного перехватчика станет ракета «воздух-воздух» Р-37М, обладающая рекордной дальностью в 300 км. Ожидается, что к моменту готовности самолета появится и еще более дальнобойная ракета КС-172, способная поражать цели на расстоянии в 400 км. Бондарев считает, что ПАК ДП будет в первую очередь предназначен для борьбы с маломаневренными летательными аппаратами, такими как бомбардировщики, топливозаправщики, самолеты АВАКС и транспортники, крылатые ракеты и беспилотники. Также он должен перехватывать гиперзвуковые ракеты.

Вполне понятно, что наибольшую активность в продвижении амбициозного проекта демонстрируют РСК «МиГ» и ОСК, поскольку к созданию перспективного перехватчика должны быть привлечены и другие самолетостроительные фирмы. Прежде всего, конечно, ОКБ Сухого. Однако критики проекта высказываются, что нашим вооруженным силам истребитель-перехватчик не нужен. Что это своего рода атавизм.

Последний натовский многоцелевой палубный самолет с функциями перехватчика — американский F-14 Tomcat — был снят с вооружения в 2006 году. Он существенно проигрывал по возможностям МиГ-31. Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» — это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр равен 720 км. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8 М рубежи для этих двух самолетов такие: 1250 и 800 км.

Читайте также  Миг-31: на дальних рубежах. Часть 2

На смену F-14 пришел F/A-18E/F Super Hornet. Это еще более универсальный самолет, использующийся даже в качестве штурмовика. Возможности перехвата в нем еще более усечены. Одна из важнейших характеристик перехватчика — высокая скорость. Если у МиГ-31 она достигает 3 М, то у F-14 она равнялась 2,2 М. Что же касается F/A-18E/F, то у него скорость еще ниже — 1,8 М.

Американцы переложили задачу противовоздушной обороны авианосцев на зенитное ракетное оружие, которое размещено на кораблях сопровождения.

Критики использования авиации для решения задач ПВО утверждают, что при наличии у России прекрасных зенитно-ракетных комплексов, логичнее использовать именно их. И от перехватчиков можно было бы отказаться. Потому что, во-первых, ЗРС более универсальны, в них используется набор ракет, каждая из которых способна наиболее оптимально перехватывать свой класс целей — дозвуковые низколетящие крылатые ракеты, скоростные истребители, малозаметные самолеты, высотные цели, баллистические ракеты…

При этом, например, ЗРС С-400 имеет очень серьезную дальность — 400 км. В С-500 предполагается увеличить ее до 600 км.

Необходимо также учитывать то, что способность обнаруживать цели у РЛС перехватчика ниже, чем у РЛС зенитно-ракетных систем. Поэтому для большей эффективности перехватчики должны совершать патрулирование в связке с самолетами ДРЛОиУ и при поддержке наземных станций.

Определенная логика в этом есть. Но она не учитывает разницу между США и Россией. США, по сути, нет нужды защищать свою территорию от налетов авиации. На севере и на юге нет необходимости отбиваться от канадских и латиноамериканских самолетов. С запада и востока страна прекрасно защищена двумя океанами. Американцы на материке развивают только противоракетную оборону от межконтинентальных баллистических ракет. Поэтому ПВО для них актуальна в отношении их авианосцев.

У России же граница громадной протяженности, которую необходимо защищать не только силами ПРО, но и ПВО. Зенитные дивизионы вряд ли способны держать под контролем при значительной плотности такого контроля всю государственную границу. Существенную помощь им оказывают эскадрильи перехватчиков. Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту более тысячи километров. При использовании МиГ-41 протяженность контролируемой границы должно возрасти.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

54 КОММЕНТАРИИ

  1. Читаю комментарии и удивляюсь нашим «диванным» спецам. Все чего-то хотят быстро и прямо сейчас, а мне хочется этих «умников» спросить, а вы на своих рабочих местах всё делаете как говорится в «Улёт». Сомневаюсь! Быстрота нужна при ловле блох и при поносе (не дай … штанишки запачкать). Подытожим — не вам судить , а люди работают, что надо делают и не Вам об этом судить. Можете лучше и быстрее — так вам и флаг в руки и вперёд со всей своей политической сознательностью придумывайте и осуществляйте.

  2. Болтуны безмозглые! Когда над вашими «тыквами» засвистят натовские ракеты — вспомните и про Миг-41 и про Армату и про все на свете!

  3. В разные времена случались различные перегибы в военной тактике и стратегии. После войны массово стали резать пушки, посчитав их эволюционно устаревшими. Потом спохватились. Затем упор стали делать на ядерные наземные ракеты, в ущерб бомбардировщикам. Потом спохватились . Так, что ничего нового нет. А Миг-25 и 31 лучшие самолёты в мире, это наше достояние и наша гордость. Во время конфликта Израиля с Египтом, Израильские ПВО зафиксировали скорость МИГ-25, равную. 4000 км/ч. Когда летчик приземлился, то с трудом открыли кабину самолёта, оплавился герметик . А МИГ-41 должен контролировать верхнюю часть атмосферы и ближний космос, за счёт ракет. Баллистические ракеты, в том числе аналогичные нашему » Авангарду» должны на дальнем подступе уничтожаться им . Двигатели, конечно должны быть на новых физических принципах, ну в крайнем случае прямоточными, не знаю правда решена ли конструкторами проблема переустройства внутренностей двигателя, с целью скрытия лопаток, при достаточном наборе скорости и переходе на прямоточный принцип движения. Ну, а без перехватчика никак нельзя. Движение в атмосфере и за ней это будущее нашей цивилизации. При таком темпе развития военной науки уже лет через 60 появятся полноценные рукотворные НЛО с соответствующими характеристиками . И отставать в этом процессе никак нельзя. А для этого нужно строить высотные истребители.

  4. Все проблемы МИГа начались после того, как во главе ОАК встал армянин, до этого возглавлявший Сухого. Убрал вечного конкурента со сцены, перетянул одеяло на своё родное КБ. После этого МИГ практически загнулся. И всем в обчемто пофигу. Главное человек хороший

  5. Очередная пропагандийская страшилка. Совсем не страшно.
    Наши умеют сбивать только наши самолеты. Лучше бы турков сбивали, но … очкуют. 🙂

  6. Наука и техника постоянно двигается вперёд, И нечего размусоливать хорош 41- й или оставится на 57- м. движения не остановить. Ну а если мы остановимся, то за океаном только в ладоши похлопают

  7. За чем он нужен, МиГ-41, если у 31-го задел по доводке и инновации использован на 10%?

    Одними двигателями с управляемым вектором тяги можно довести скорость до 3500 км/ч на крейсерской скорости и до 5000 на максимале ( легко ) и до 7000 с глубокой проработкой, включая складывающееся крыло.

    С гиперзвуковыми ракетами он спокойно дотянется до СР-72, и накроет эффективное поле работы групп Ф-22, как лев накрывает котенка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя