Главная Аналитические статьи и мнения

Беспилотным истребителям быть? Или не быть?

7
1054

Истребители Локхид-Мартин F-22A «Раптор» готовятся стать беспилотными.

Популярное американское издание The National Interest опубликовало сенсационное сообщение – в 2019 г. на базе Эдвардс Испытательного центра ВВС США в Калифорнии появится первый истребитель Локхид-Мартин F-22 «Раптор», который сможет летать без пилота.

Он сохранит все функции пилотируемого самолета, и от базовой модификации F-22A будет отличаться только установкой компактного блока дополнительного компьютерного оборудования с пакетом программного обеспечения ALIAS – Aircrew Labor In-Cockpit Automation System, или «автоматическая система, работающая вместо экипажа в кабине».

Разработку новой системы ведет Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) в сотрудничестве с компанией British Aerospace (BAE) System. Директор Департамента стратегического развития систем автономного управления DARPA Скип Штольц заявил, что программа не будет иметь задержек, потому что самолет F-22 уже имеет конструкцию, которая «готова к установке нашего автономного аппаратного обеспечения и прямому подключению его к системе управления самолета».

Пилотирование самолета будет осуществляться в автоматическом или командном режиме с использованием штатных радиосвязных устройств самолета, который оснащен системой приема и передачи тактической информации Link 16. Работа ее основана на обычных интернет-протоколах и «пилотировать» самолет, как сообщается, можно будет с обычного ноутбука, на котором загружено соответствующее ПО. Причем для этого потребуются самые простые операции, которым можно обучить любого.

Целью всего проекта является обеспечение максимально эффективного применения американской авиации в глобальном масштабе, чему, как оказалось, препятствуют тяжелая акклиматизация пилотов при частом изменении театров военных действий и их индивидуальные человеческие качества.

Хотя самолет имеет и командное управление, он будет применяться в общей сетецентрической системе управления автоматического группового, основой которого являются воздушные командные пункты и самолеты дистанционной разведки с РЛС с высокой разрешающей способностью. Они будут выдавать на борт пилотируемых истребителей всю картину тактической обстановки в воздухе и на земле, а принятие решения о конкретных действиях конкретного беспилотного самолета будет за его бортовым компьютером. Оператор в кабине находящегося на большом удалении самолета управления будет вмешиваться в этот процесс лишь в случае крайней необходимости, и выдавать разовые команды типа «правый вираж», «набор высоты», «разгон» и т.д., которые опять же компьютер F-22 будет преобразовывать в конкретные эволюции самолета сообразно обстановке.

Сообщается, что работы в направлении установки ПО ALIAS и соответствующего аппаратного обеспечения ведут все авиационные фирмы США. Их получат не только все F-22, но и машины ВВС других типов – истребители-бомбардировщики F-15, F-16, F-35, существующие стратегические бомбардировщики Нортроп-Грумман В-2А «Спирит» и проектируемые В-3А (в некоторых источниках их уже именуют В-21 «Рейдер»).

Экспериментальный высокоманевренный БПЛА Рокуэлл HiMAT. Фото: flickr.com

Шансы на успех эксперты оценивают весьма высоко. Это их мнение основано на том, что DARPA уже много лет работает в этом направлении и имеет большой положительный опыт. В этой связи обычно вспоминают экспериментальный высокоманевренный самолет Рокуэлл HiMAT, реальное боевое применение разведывательно-ударных БПЛА, в т.ч. тяжелых в локальных войнах последних лет и использование в них сетецентрических систем управления разнородными воздушными группировками, составленными из пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.

Как доказательство уже достигнутого успеха приводят и эксперимент 2013 г., когда беспилотный самолет-мишень Локхид-Мартин QF-16, переоборудованный из обычного пилотируемого F-16A, взлетел, выполнил применение вооружения на полигоне, вернулся на свой аэродром и сел. Об успехе программы оснащения самолетов ВВС США комплексом ПО ALIAS говорят так, как будто уже сейчас армадами F-15,F-16, F-22 и F-35 «рулят» над Сирией мастер-сержанты на командных пунктах, а их пилоты майоры и капитаны отдыхают где-нибудь в офицерском казино в Неваде.

Взлет беспилотной летающей мишени Локхид-Мартин QF-16A. Фото: lh4.ggpht.com

Кабина QF-16A в полете пуста! Ничего нового – практика переделки боевых самолетов в мишени в т.ч. с возможностью посадки для повторного использования существует уже порядка полувека. Но такой самолет – это программное устройство, способное реагировать только на небольшие изменения обстановки, возникающие в «спокойном темпе». Фото: lh4.ggpht.com

Но что же ожидается на выходе? Это будет типичный американский авиационно-ударный комплекс, способный уклоняться от зенитных ракет запрограммированными маневрами, с очень ограниченными возможностями в решении задач противовоздушной обороны (как максимум – перехват неманевренной цели). А вопросы воздушного боя, по-видимому, вообще пока не рассматриваются. Для этого, похоже, пока нет технических возможностей. Современный уровень развития компьютерной техники и пресловутого «искусственного интеллекта» не позволяет реагировать на возникающее в типовом воздушном бою число изменений обстановки с необходимой скоростью, точностью и адекватностью.

Да, беспилотный самолет HIMAT совершал все маневры, необходимые в современном воздушном бою. Но он не был прототипом боевого беспилотного истребителя, а служил лишь для поиска форм и законов управления перспективных истребителей пилотируемых и все эти крытые маневры отрабатывал по программе, а не делал в ответ на действия противника.

И тем не менее, считается, что это и будет основное направление развития боевой авиации, и истребитель VIпоколения будет беспилотным.

Ситуация очень похожа на ту, что сложилась в 1966…1968 гг. в разгар войны во Вьетнаме, когда решавшая до того разведывательные и ударные задачи американская авиация неожиданно столкнулась с авиацией Северного Вьетнама и стала нести катастрофические потери. В конечном итоге она проиграла войну, имея и количественное и (вроде бы) качественное превосходство.

Одна из версий причин такого исхода в том, что американские пилоты были парализованы страхом потерь и «запрограммированы на гибель». Может вот в чем заключаются «проблемы акклиматизации на новых ТВД»? Тогда американским летчикам и общественному мнению пытались внушить, что основной процент потерь идет от зенитных ракет, приписывая им те потери, которые произошли в боях с устаревшими вьетнамскими истребителями – мертвые все равно не расскажут, как все было на самом деле.

Очевидно, что такое положение дел было вызвано резким падением мотивации американских летчиков, которые оказались брошены на войну непонятно за что и столкнулись не с бездушной зенитной ракетой, с живым человеком, у которого была всего одна причина для высокой мотивации – он защищал свой дом и свою семью от тех, кто пришел их уничтожить. А современные американские пилоты готовы сейчас вступить в бой ну хотя бы с летчиками ВВС Хафеза Асада? Или может лучше от греха подальше послать в Сирию дрон?

История беспилотной авиации насчитывает почти столько же лет, сколько и авиации пилотируемой. В 1950-е годы громогласно объявлялось, что пилоты могут собираться на пенсию, но их «увольнение» пришлось отложить по техническим причинам. И вот новая попытка. Посмотрим, что выйдет – победа робота над человеком, дорогостоящий провал или обычный «распил бюджета»?

/Сергей Мороз, naukatehnika.com/

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Трорк.

    ну, пускай балуются… красивый ролик поможет попилить еще немножко миллиардов, мне ихних бумажек, ими же печатаемых, не жалко!)))))) на большее эта кракозябла не способна по определению — без качественного изменения компьютерной техники «пресловутый ИИ) все эти «железные солдаты» так и останутся тупенькими калькуляторами в дорогущей обертке)))))… не, по каким-нибудь зусулам в пустыне может и пригодиться, но тратить на такое дорогущий F-22!?… разве что решили конкретно так начать экономить на персонале — типа, в пилоты идут слишком жадные мальчики, денег хотят и гарантий соцзащиты, а нафиг они такие дорогие, если хватит геймера-задрота с джойстиком?!))))) ну, для такого может и хватит… но рассматривать эти радиомодельки как полноценное вооружение — блажен, кто верует! попутного ветра, пингвины!))))))))

  2. Баламут

    Трорк вот недооценка….типа пущай себе по балуются…..у них есть все…..и технологии и ПО, и инженеры….А у нас? Другой вопрос, а оно нам надо? Все равно машина с кабиной может быть изменена под элементы ИИ, но это даже в 6 поколении не реализовать на все 100% так что зачем нам так усердно все это догонять?

    Надо понимать: У нас щаз своих проблэм «за гланды» тем более не хватает ни инженеров, ни программистов, ни денег.

    Можно работать уже сейчас по этой теме, но не над 6 поколением, сразу над 7 поколением истребителей. Это работа на приблизительно 2040 год…….вот там и ошибок меньше будет, и времени больше на поиск ошибок в ПО. А так, прямо сейчас сразу вперед и с музыкой, нет оно нам такое не надо.

    • Трорк.

      да я собсссно про то же самое, Баламут)))))) по сути поднять в воздух и посадить обратно на полосу радиомодельку — много ли ума надо сегодня?! а автономно вот это работать все равно не сможет — оператор нужен, всей разницы, что он там будет удаленно и с соответствующими проблемами, от потери управления до подмены сигналов чужой РЭБ. то есть — годится только против «мумба-акбаров», у которых ПЗРК есть последнее достижение науки и техники (и применяют ПЗРК только самые умные мумбы, специально обученные долгие годы в тайных подземных горах!)))))). по сути, бессмысленная РR-компания, только для выклянчивания средств… тем более бессмысленная, что для радиомодельки могли бы подобрать самолетик подешевле))))))
      и оно будет бессмысленным до появления полноценного аналога ИИ, способного обучаться в процессе работы и менять алгоритмы собственного поведения! а когда этот «типа ИИ» появится, да еще и приемлемых габаритов — смысл обсуждать, на что его можно поставить, а на что нет, будет полностью потерян. хоть на катер, хоть на танк, хоть на вертолет… но всерьез вот такое, как в статье, обсуждать — извини, смешно)))))) и согласен — нам оно такое не надо, любое «такое», от «Уранов» до «Нахлебников»…))))))))

  3. дима

    как обычно: когда нечем ответить, начинают высмеевать достижения других. это от страха и от неуверенности в себе..

    • Трорк.

      не совсем так)))))) я вообще-то считаюсь тут, на сайте, категорическим анти-«патриотом» («патриот» в кавычках — это принципиально!), но вообще-то я за справедливость. я так же точно высмеивал отечественные убогие поделки «КК», типа «Уранов» и прочих «Нахлебников, вот как тут https://army-news.org/2018/10/est-li-budushhee-u-boevogo-robota-uran-9/, или https://army-news.org/2018/03/perenosnaya-platforma-s-distancionnym-upravleniem-ppdu/, или https://army-news.org/2018/03/bas-soratnik-glazami-protivnika/… но — почему я должен считать подобное же убожество, но предполагаемое к производству противником, чем-то выдающимся?!))))))))
      у пингвинов достаточно внушающего страх вооружения, не всегда даже именно военного назначения — одна ФРС в принципе может быть приравнена к оружию массового поражения; и это действительно страшно. но пугаться радиомодельки?!)))))) ну, конечно, если реформы и далее будут столь же успешными, то скоро и вот такое https://www.popmech.ru/weapon/330332-drony-k-boyu-10-kruteyshikh-voennykh-bespilotnikov/#part3 станет для нас супервундервафлей…

  4. Баламут

    Пока, но только пока, уважаемые коллеги все это типа радиомодели…..однако мы должны понимать, что каналы радиосвязи защищены, и попробуй на них РЭБ направить, все равно что слону дробина…..

    И опять таки…..полноценный ИИ он сам думает. Но если процессор сам решения принимает?????? Это нобелевская премия по информационным технологиям. Процессоры на 100% зависят от «подсказок» в виде БД, СУБД, ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ, БАЗ ЗНАНИЙ. Но сам проц нихрена не думает……..

    Но если системы «обучения» зайдут слишком далеко……..от тогда, и будет ИИ и сделать не только типа а-ля модель, а еще и с хотя бы элементами ИИ уже прям щаз забабахаем.

    И последнее. При усем уважении…..мы плетемся в хвосте. У китайцев маленький процессор на 7 миллиардов транзисторов…..у нас нет и впомине такого. В США вышел процессор о 48 ядрах. В нашем процессоре «Эльбрус» лишь 8 ядер (по моему). Рост производительности американских процессоров налицо. Мы опять и снова в этой…..как ее……Ж. Ну поняли?

    • Трорк.

      а никто и не спорит с тем фактом, что в РФ (да и всем пост-СССРе) нет собственной информационной составляющей… сказки про «страшный русских программистов, вмешивающихся…» — ну, куда там они еще только не вмешиваются — это все же скорее сказки… как-то не верится, что система, созданная и поддерживаемая как в первую очередь сетецентрическая альтернатива военной связи (я про весь интернет в целом), полностью на их «железе» и программных продуктах, прям-таки проходной двор для умненьких мальчиков с айфонами, на коленке ломающих все что угодно))))))) я скорее поверю в то,что в каждом смарте есть прога-шпион, активируемая при необходимости, чем в таких вот гениев-кулибиных… по мелочи — может и резвятся, а что-то уровня банковских серваков — уже болт с левой резьбой, про оборонку ихнюю и вспоминать нечего.
      но и в то, что сегодня есть сколько-нибудь полноценный «железный солдат», тоже как-то не очень… слишком большой разрыв в возможностях, слишком большая степень самостоятельности требуется. где-то да мелькнуло бы… без этого — радиомоделька, хоть на авианосец присобач, а хоть на мотороллер)))))
      ну, а к вопросу РЭБ — знаете, защищенность каналов связи дело относительное… понятно, что отдать противоположные команды (т.е. перехватить управление) — это к «гениям с айфонами», но вот помешать приемопередаче — думаю, не очень сложно. это ж вам не пакетная связь раз в сутки, как с ПЛ, например! это там связался — хорошо, не связался — ничего страшного, можно и через неделю))))) тут требуется «он-лайн», тупо джойстик, так сказать)))) и забить частоты помехами — это еще в ВМВ решалось успешно, а радиолучи с тех пор вроде каких-то особенных свойств не приобрели, или я ошибаюсь? есть «новые физические принципы»?))))))))