Балтийский флот России разгромили без войны
Дизель-электрическая подводная лодка «Выборг» проекта 877 «Палтус» и многоцелевой фрегат дальней морской зоны «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Давно ожидаемая, но от того не ставшая менее прискорбной новость: из боевого состава Балтийского флота окончательно выводится одна из двух оставшихся в его строю подводных лодок — дизель-электрическая Б-227 «Выборг». Она отправляется в Кронштадт на свой последний ремонт, из которого выйдет уже музейным экспонатом местного филиала одного из любимых детищ министра обороны Сергея Шойгу — военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных сил РФ «Патриот».

Неизвестно, какие мысли будут посещать в кронштадтском «Патриоте» будущих экскурсантов, когда они через несколько лет спустятся в отсеки отремонтированного, но навсегда обездвиженного «Выборга». Нельзя исключать, что среди навеянных этой картиной озарений будет и такое: «А ведь этот корабль — один из последних свидетелей, как современная российская власть угробила славные подводные силы Балтики, родившиеся еще в марте 1906 года после указа императора Николая Второго!».

И эта догадка, увы, окажется очень похожей на правду. Потому что в составе дислоцированного в том же Кронштадте единственного на Балтфлоте 3-го отдельного дивизиона подводных лодок нынче осталась лишь одна латанная-перелатанная дизель-электрическая Б-806 «Дмитров». Которая всего на три года «моложе» «Выборга», вынужденно подаренного военными моряками парку будущих патриотов (в боевой состав ВМФ эти подлодки были введены в 1982 и 1986 годах соответственно).

Совокупность перечисленных фактов, бесспорно, означает одно — подводных сил у Балтийского флота России сегодня практически не осталось совсем. Соотношение с одними только соседними странами НАТО в этой сфере боевых возможностей — 20 к 1 не в нашу пользу.

Неудивительно, что полтора года назад даже Бюро национальной безопасности традиционно не слишком сильной во флотском отношении Польши (сегодня у нее худо-бедно в наличии 5 дизельных подводных лодок) в целях противодействия «угрозам со стороны РФ» совершенно серьезно поставило задачу достижения полного господства на Балтийском море над русскими.

А вместе с немцами (еще 6 подлодок), шведами (5 субмарин), голландцами (4 подлодки) объединенные силы НАТО уже давно в состоянии мгновенно и в любой момент перекрыть для нас проливную зону Балтийского моря (проливы Малый Бельт, Большой Бельт, Эресунн (Зунд), Каттегат и Скагеррак). И тем самым отрезать корабли ВМФ РФ от кратчайшего выхода в Северную Атлантику. Итог этому безобразию в марте нынешнего года подвел бывший командующий Балтфлотом адмирал Владимир Валуев: «На Балтике, которую окружают девять стран, есть подводные силы Германии, Польши, Швеции. Если проанализировать ситуацию, то без подводных лодок, я считаю, задача по выполнению операций Балтфлотом в полном объеме нереальна».

В переводе с «адмиральского» на русский: «Балтийский флот России если сегодня и боеспособен, то весьма и весьма ограниченно».

Как Москва думает исправлять ситуацию? Да пока, честно говоря, почти никак. В ближайшие пять лет для единственного на Балтфлоте 3-го отдельного дивизиона подводных лодок на верфях даже и не собираются закладывать новые субмарины. А, собственно, все, что сегодня в области неатомных подводных лодок способна реально строить наша страна, — это субмарины проекта 636.3 «Варшавянка» с высокоточными крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» на борту.

Читайте также  Грустный взгляд на ВМФ России: отечественные эсминцы и БПК

Шесть таких кораблей корабелами «Адмиралтейских верфей» Санкт-Петербурга один за другим сравнительно недавно отправлены на Черное море и там составили 4-ю отдельную бригаду подводных лодок в Новороссийске. Две первые подводные лодки серии — «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону» вошли в состав Военно-морского флота в августе и декабре 2014 года. Третья и четвертая — «Старый Оскол» и «Краснодар» переданы в состав Черноморского флота в июле и ноябре 2015 года. Пятая — «Великий Новгород» — в октябре 2016 года. Шестая — «Колпино» — в ноябре 2016 года.

Теперь следующая шестерка «Варшавянок» с июля прошлого года в Питере создается исключительно для тоже бедствующего Тихоокеанского флота (уже заложены ПЛ «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов»). Завершение работ по этому контракту с Минобороны РФ на «Адмиралтейских верфях» запланировано на 2022 год.

Таким образом, приблизительно до 2025 года и новых «Варшавянок» балтийцам тоже не достанется.

Существует, правда, скромная надежда на постройку для них к обозначенному сроку пары более современных дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус». По сравнению с «Варшавянкой» надводное водоизмещение каждого такого корабля снижено почти в 1,3 раза — с 2300 до 1765 тонн. Скорость полного подводного хода наоборот — увеличена с 19−20 до 21 узла. В полтора раза уменьшена и численность экипажа.

Но с «Палтусами» именно в силу их новизны у нас вообще слишком мало определенности. Потому что работа над проектом 877 в целом на «Адмиралтейских верфях» идет аж с 1997 года. Достижение (если его так можно назвать, в чем многие сомневаются) единственное — подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» в боевой состав Северного флота принята в 2010 году. Но — только в продолжающуюся по сей день опытную эксплуатацию. Поскольку выяснилось, что на ней слишком много просто-таки неустранимых недостатков.

По этой причине работа над «Палтусами» далее пошла через пень-колоду. Строители то бросали две другие заказанные им такие же подлодки (Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Великие Луки»), то заново на них наваливались. Результат? Заложенный в 2005 году «Кронштадт» спущен на воду только в минувшем сентябре. А «Великим Лукам» и до этого еще далеко. А с учетом прискорбного опыта с «Санкт-Петербургом» нет ровно никаких надежд и на скорое завершение их госиспытаний, когда таковые все же начнутся. Но даже и когда все муки и с этими «Палтусами» закончатся, они (это уже решено!) на Балтике не останутся, уйдут на Северный флот.

Тут бы Минобороны и закончить танец на граблях с набившей оскомину надписью «проект 877». Но — нет. 28 июня 2017 года на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге заместитель командующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что в ближайшее время будут законтрактованы еще два серийных «Палтуса». И будут они строиться на «Адмиралтейских верфях» в период «до 2025 года».

Можно, конечно, предположить, что хоть этими кораблями лет через семь все же пополнят Балтфлот. Потому что его единственная краса и гордость в морских глубинах — Б-806 «Дмитров» к тому времени уже будет вовсю готовиться отмечать свой 40-летний юбилей. И вряд ли чисто физически окажется в состоянии продолжать все более рискованные погружения.

Читайте также  Сколько кораблей нужно ВМФ России? Мнение профессионалов

Так что же делать? В Минобороны нашли выход. «Делиться нужно!» — такое решение доведено до штаба Черноморского флота. Дело в том, что в составе его уже упомянутой 4-й Новороссийской бригады подводных лодок кроме шести новеньких многоцелевых «Варшавянок» числится и единственная в мире дизель-электрическая подводная лодка с водометным движителем — Б-871 «Алроса» (проект 877В). Эта уникальная субмарина помнит еще бурный развал СССР — она передана флоту 1 декабря 1990 года.

В марте 1992 года лодка едва не была захвачена у причала в Южной бухте Севастополя частью собственной команды для последующей «самостийной» передачи ее в состав формировавшихся тогда в этом городе Военно-Морских сил Украины. Форменное пиратство было пресечено благодаря старпому и двум решительным вахтенным матросам, забаррикадировавшимся в моторном отсеке и угрожавшим взрывом подлодки.

Потом целых четыре года Б-871 ни разу не выходила в море по причине отсутствия на ней аккумуляторных батарей. Приобретение таких батарей по настоятельной рекомендации Кремля взяла на себя ведущая алмазодобывающая компания России. В благодарность за это субмарина и обрела нынешнее странноватое для боевого корабля имя.

До 2014 года «Алроса» оставалась единственной подводной лодкой Черноморского флота. Только с ее помощью хоть как-то удавалось отрабатывать работу противолодочных расчетов надводных кораблей ЧФ и его авиации. В 2011 году «Алроса» ненадолго покинула Черное море, сгоняв вокруг Европы на ремонт в Кронштадт. Через год вернулась как это принято у нас в последние годы — в сопровождении буксиров. По пути из Кронштадта до испанского порта Сеута «Алросу» сопровождал балтийский СБ-921. До Севастополя субмарина шла под сопровождением черноморского буксира «Шахтер».

В 2014-м этой подлодке понадобился новый ремонт. Поскольку Севастополь уже вернулся в Россию, все работы решено было провести здесь, в 13-м судоремонтном заводе Черноморского флота. Только и там, похоже, за десятилетия нахождения на принадлежавшей Украине земле, работать во многом разучились. Во всяком случае, выход в море «Алросы» вначале назначенный на 2016 год, перенесли на 2017-й. А теперь говорят: «Не ранее 2019 года».

Потом наверняка понадобится около года на восстановление навыков экипажа, сдачу курсовых задач и подготовку к новому межфлотскому переходу. Если все суммировать — до 2020 года «Алроса» Балтфлоту точно не помощник. И значит в составе 3-го отдельного дивизиона в Кронштадте еще долго так и будет числиться единственная боевая единица — «Дмитров».

Вообще-то этого мало не только для серьезной войны. Даже противолодочникам — балтийцам отрабатывать собственные учебно-боевые задачи зачастую будет просто не с кем. Потому что и «Дмитров» не сможет безвылазно проводить все время в полигонах. И это тоже огромная проблема.

/Сергей Ищенко, svpressa.ru/

41 КОММЕНТАРИИ

  1. Посыл автора понятен — больше подлодок, хороших и разных. Натовские лодки «перекроют проливы», а что, российские, будь даже равные числом, им смогут помешать? Автор предлагает «выставить дуло против дула «. У них 20 лодок, а у нас пусть будет 21 ! Я полагаю, против подлодок нужно действовать противолодочными средствами.

    • Список «противолодочных средств» в студию! Самолёты ПЛО? Со времён СССР новых нет — да и ракетная база США «Иджис Ашор» на севере Польши просто перекрывает весь Балтийский регион зенитными ракетами «Стэндерд СМ-6″(дальность — 300-450 км) которые и по кораблям могут ударить(скорость 3,5М). А вот ПЛ могут скрыто заминировать минами ПЛО(ПМК-1 или -2) районы где действуют ПЛ НАТО.

  2. Подлодки в водах балтики с воздуха видны очень даже хорошо. Служил в 37 дивизии ДПЛ. Однако они в любом случае нужны не только для отработки надводными судами противолодочной обороны, но и как упоминал автор, чтобы закрыть проливную зону. Эту первоочередную задачу и выполняла сначала 37 дивизия, а потом с 1977 года сформированная базе этой дивизии 14 эскадра, базировавшаяся в Лиепае — столице подводного флота России. в 1992 году эта крупнейшая база ПЛ на Балтике была расформирована, а лодки долгое время ржавели на Кронштадтской базе. и в самой Лиепае. Вот так при Ельцине мы сдали свои позиции на Балтике. А закрыть проливную зону одними надводными кораблями против 20-и подлодок, просто невозможно. ДПЛ «Санкт-Петербург», проекта «Лада» задумывался как основная ПЛ для Балтики с анаэробным двигателем. Однако, как всегда что-то не заладилось с двигателем, и на ПЛ установили дизельный. Сейчас эта лодка на Северном флоте числится как опытовая. Ещё два корпуса стоят у достроечной стенки Адмиралтейского завода, джут этих двигателей от ЦКБ «Рубин». Обещают в следующем году проектирование завершить. Ну а там испытания и пр. Т.е. ещё несколько лет. Как вещают проектировщики проекта «Лада» — это самая бесшумная и самая невидимая ПЛ. Однако у Германии и Швеции уже такие подлодки с анаэробной энергетической установкой есть. Мы в данном случае находимся в положении догоняющих. а не опережающих флотов в районе, который имеет очень важное значение для безопасности России.

    • Дело не в успеваемости. Разъездные катера(гос. яхты) для чиновников получают финансирование в полном объёме и поступают «на вооружение» в срок, ибо есть заинтересованность конкретных лиц.

    • Дело не в успеваемости,Балтийское море маленькое и иметь там огромный флот не рентабельно,то что сейчас имеет Балтийский Флот вполне достаточно,так как рядом находится мощный Северный Флот,который,если понадобится,вполне может помочь Балтийскому Флоту и подводными лодками и надводными кораблями,а для того что бы перекрыть акваторию Финского залива,данных кораблей достаточно.

  3. Сугубо моё личное мнение — на Балтике надо возвращаться к малым ПЛ — аналогам «Малюток»времён ВОВ и нечто похожее на проект 615 50-70-х гг. Подводные райцентры с экипажем 90-120 человек это не для РФ сегодня. Экипаж ПЛ должен быть не больше 20 человек — идеально если 12-15. Сев. Корея(КНДР) давно перешла на эту практику — трудно уничтожить все твои ПЛ когда их 50 штук и если собрать все экипажи(а там максимум 4-10 членов) вместе — человек будет примерно столько сколько народа на одном надводном крейсере «Тикондерога» США — который одна сев. корейская ПЛ может отправить на дно(теоретически в их квадрат тоже прилетит ракета АСРОК — но обмен будет не в пользу ВМС США). Одна ПЛ проекта 877 которою предлагают оставить на Балтике это 51-55 чел. экипажа и каких то там 20 торпед — это аналог немецких Тип VII(7) времён 2МВ — никакой революции тут нет. А нужны условные варианты проекта Амур 950 — условно Амур 750 — 6 ПУ для ракет семейства «Калибр», 4 ТА и 6 торпед или 8 мин и 2 торпеды и таких условных Амур 750 где то 8 штук — экипаж 15 чел. Все задачи в Балтийском море решаются таким средством.

  4. Кому нужны подводные лодки на Балтике, если тот же»Калибр» из Кронштадта достанет до Дании и Нидерландов?

  5. А вы что хотели? У нас население как в Японии считай. Что бы содержать флот нужны бабки. У Нато численность населения почти в десятки раз превышает наше. Соответственно и бюджет у них другой и технологии. У нас люди и так в лаптях ходят, денег нет. Армию кормить нужно? А от куда бабки брать? Поэтому власти и говорят что война будет только одна- это ядерная. При хорошем раскладе, это когда наших Ип душить не будут и все люди остануться с работой, с зар. платой такой что бы могли прокормить 3 детей. Только тогда у нас возможно население станет примерно как в США и то это произойдет через пару тройку поколений, не раньше

  6. Диванние разборшики. Мало знаете про флота РФ. Служил 1982-85. Участник Шит-83. Европа охринела тогда. Честь отдавала нам. Европа без США стайя бездомных собак.

  7. Я не понимаю панических настроений псевдопатриотов,рядом находится мощный Северный Флот,который в любом случае,если понадобится, придёт на помощь Балтийскому Флоту тем более,что он базируется совсем не далеко,так что флот НАТО там вообще не котируется,даже взять флот Польши,Германии,Норвегии,Нидерландов,Дании,да и Швеции,если она всё таки решит отойти от своего нейтралитета в пользу НАТО,ничего не смогут противопоставить нашему Балтийскому Флоту совместно с Северным Флотом,так что псевдопатриоты обломитесь.

  8. Статью этого «стратега» и дочитывать не стал. Любому «чайнику» ясно, но только не нашему «стратегу» — на хрена в этой балтийской луже флот! И в Первую Мировую (если кто хотя бы Пикуля читал) и во Вторую на Балтике наш флот был заперт. А наши подводные лодки, те еще маленькие «ЩУКИ» шли на задание буквально без надежды обратно вернуться. Вечная Слава этим морякам!
    А нашим современным лодкам ростом от киля до ходовой с девятиэтажный дом что там делать?Писал бы наш «стратег»статьи лучше бы на другие темы. Ему ли обсуждать нашего Министра обороны с его многотысячными штабами полными аналитиков!

  9. Немцы в войну Балтийское море СЕТЯМИ перекрыли …. какой там на … подводный флот держать ..
    Строить новые корабли , ПЛ и прочую технику НУЖНО! даже УАЗ и КАЛИНА нужны , потому что иначе
    мы совсем разучимся создавать технику и нас любая техническая блокада отправит в эпоху паровых машин , примусов и патефонов …
    Отстаем да , безусловно , но пока мы на своем старье (в том числе атомном ) способны выдать противнику такой процент потерь , что им страшно , — нападать не станут .
    И того уровня авиа , морской и наземной техники хватит , чтобы еще какую-нибудь Сирию отбить …
    А не будем строить , и привет банановая республика лет через 20, соседи вон активно стремятся туда …

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя