Главная Аналитические статьи и мнения

Балтийский флот России разгромили без войны

41
34629

Дизель-электрическая подводная лодка «Выборг» проекта 877 «Палтус» и многоцелевой фрегат дальней морской зоны «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Давно ожидаемая, но от того не ставшая менее прискорбной новость: из боевого состава Балтийского флота окончательно выводится одна из двух оставшихся в его строю подводных лодок — дизель-электрическая Б-227 «Выборг». Она отправляется в Кронштадт на свой последний ремонт, из которого выйдет уже музейным экспонатом местного филиала одного из любимых детищ министра обороны Сергея Шойгу — военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных сил РФ «Патриот».

Неизвестно, какие мысли будут посещать в кронштадтском «Патриоте» будущих экскурсантов, когда они через несколько лет спустятся в отсеки отремонтированного, но навсегда обездвиженного «Выборга». Нельзя исключать, что среди навеянных этой картиной озарений будет и такое: «А ведь этот корабль — один из последних свидетелей, как современная российская власть угробила славные подводные силы Балтики, родившиеся еще в марте 1906 года после указа императора Николая Второго!».

И эта догадка, увы, окажется очень похожей на правду. Потому что в составе дислоцированного в том же Кронштадте единственного на Балтфлоте 3-го отдельного дивизиона подводных лодок нынче осталась лишь одна латанная-перелатанная дизель-электрическая Б-806 «Дмитров». Которая всего на три года «моложе» «Выборга», вынужденно подаренного военными моряками парку будущих патриотов (в боевой состав ВМФ эти подлодки были введены в 1982 и 1986 годах соответственно).

Совокупность перечисленных фактов, бесспорно, означает одно — подводных сил у Балтийского флота России сегодня практически не осталось совсем. Соотношение с одними только соседними странами НАТО в этой сфере боевых возможностей — 20 к 1 не в нашу пользу.

Неудивительно, что полтора года назад даже Бюро национальной безопасности традиционно не слишком сильной во флотском отношении Польши (сегодня у нее худо-бедно в наличии 5 дизельных подводных лодок) в целях противодействия «угрозам со стороны РФ» совершенно серьезно поставило задачу достижения полного господства на Балтийском море над русскими.

А вместе с немцами (еще 6 подлодок), шведами (5 субмарин), голландцами (4 подлодки) объединенные силы НАТО уже давно в состоянии мгновенно и в любой момент перекрыть для нас проливную зону Балтийского моря (проливы Малый Бельт, Большой Бельт, Эресунн (Зунд), Каттегат и Скагеррак). И тем самым отрезать корабли ВМФ РФ от кратчайшего выхода в Северную Атлантику. Итог этому безобразию в марте нынешнего года подвел бывший командующий Балтфлотом адмирал Владимир Валуев: «На Балтике, которую окружают девять стран, есть подводные силы Германии, Польши, Швеции. Если проанализировать ситуацию, то без подводных лодок, я считаю, задача по выполнению операций Балтфлотом в полном объеме нереальна».

В переводе с «адмиральского» на русский: «Балтийский флот России если сегодня и боеспособен, то весьма и весьма ограниченно».

Как Москва думает исправлять ситуацию? Да пока, честно говоря, почти никак. В ближайшие пять лет для единственного на Балтфлоте 3-го отдельного дивизиона подводных лодок на верфях даже и не собираются закладывать новые субмарины. А, собственно, все, что сегодня в области неатомных подводных лодок способна реально строить наша страна, — это субмарины проекта 636.3 «Варшавянка» с высокоточными крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» на борту.

Шесть таких кораблей корабелами «Адмиралтейских верфей» Санкт-Петербурга один за другим сравнительно недавно отправлены на Черное море и там составили 4-ю отдельную бригаду подводных лодок в Новороссийске. Две первые подводные лодки серии — «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону» вошли в состав Военно-морского флота в августе и декабре 2014 года. Третья и четвертая — «Старый Оскол» и «Краснодар» переданы в состав Черноморского флота в июле и ноябре 2015 года. Пятая — «Великий Новгород» — в октябре 2016 года. Шестая — «Колпино» — в ноябре 2016 года.

Теперь следующая шестерка «Варшавянок» с июля прошлого года в Питере создается исключительно для тоже бедствующего Тихоокеанского флота (уже заложены ПЛ «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов»). Завершение работ по этому контракту с Минобороны РФ на «Адмиралтейских верфях» запланировано на 2022 год.

Таким образом, приблизительно до 2025 года и новых «Варшавянок» балтийцам тоже не достанется.

Существует, правда, скромная надежда на постройку для них к обозначенному сроку пары более современных дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус». По сравнению с «Варшавянкой» надводное водоизмещение каждого такого корабля снижено почти в 1,3 раза — с 2300 до 1765 тонн. Скорость полного подводного хода наоборот — увеличена с 19−20 до 21 узла. В полтора раза уменьшена и численность экипажа.

Но с «Палтусами» именно в силу их новизны у нас вообще слишком мало определенности. Потому что работа над проектом 877 в целом на «Адмиралтейских верфях» идет аж с 1997 года. Достижение (если его так можно назвать, в чем многие сомневаются) единственное — подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» в боевой состав Северного флота принята в 2010 году. Но — только в продолжающуюся по сей день опытную эксплуатацию. Поскольку выяснилось, что на ней слишком много просто-таки неустранимых недостатков.

По этой причине работа над «Палтусами» далее пошла через пень-колоду. Строители то бросали две другие заказанные им такие же подлодки (Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Великие Луки»), то заново на них наваливались. Результат? Заложенный в 2005 году «Кронштадт» спущен на воду только в минувшем сентябре. А «Великим Лукам» и до этого еще далеко. А с учетом прискорбного опыта с «Санкт-Петербургом» нет ровно никаких надежд и на скорое завершение их госиспытаний, когда таковые все же начнутся. Но даже и когда все муки и с этими «Палтусами» закончатся, они (это уже решено!) на Балтике не останутся, уйдут на Северный флот.

Тут бы Минобороны и закончить танец на граблях с набившей оскомину надписью «проект 877». Но — нет. 28 июня 2017 года на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге заместитель командующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что в ближайшее время будут законтрактованы еще два серийных «Палтуса». И будут они строиться на «Адмиралтейских верфях» в период «до 2025 года».

Можно, конечно, предположить, что хоть этими кораблями лет через семь все же пополнят Балтфлот. Потому что его единственная краса и гордость в морских глубинах — Б-806 «Дмитров» к тому времени уже будет вовсю готовиться отмечать свой 40-летний юбилей. И вряд ли чисто физически окажется в состоянии продолжать все более рискованные погружения.

Так что же делать? В Минобороны нашли выход. «Делиться нужно!» — такое решение доведено до штаба Черноморского флота. Дело в том, что в составе его уже упомянутой 4-й Новороссийской бригады подводных лодок кроме шести новеньких многоцелевых «Варшавянок» числится и единственная в мире дизель-электрическая подводная лодка с водометным движителем — Б-871 «Алроса» (проект 877В). Эта уникальная субмарина помнит еще бурный развал СССР — она передана флоту 1 декабря 1990 года.

В марте 1992 года лодка едва не была захвачена у причала в Южной бухте Севастополя частью собственной команды для последующей «самостийной» передачи ее в состав формировавшихся тогда в этом городе Военно-Морских сил Украины. Форменное пиратство было пресечено благодаря старпому и двум решительным вахтенным матросам, забаррикадировавшимся в моторном отсеке и угрожавшим взрывом подлодки.

Потом целых четыре года Б-871 ни разу не выходила в море по причине отсутствия на ней аккумуляторных батарей. Приобретение таких батарей по настоятельной рекомендации Кремля взяла на себя ведущая алмазодобывающая компания России. В благодарность за это субмарина и обрела нынешнее странноватое для боевого корабля имя.

До 2014 года «Алроса» оставалась единственной подводной лодкой Черноморского флота. Только с ее помощью хоть как-то удавалось отрабатывать работу противолодочных расчетов надводных кораблей ЧФ и его авиации. В 2011 году «Алроса» ненадолго покинула Черное море, сгоняв вокруг Европы на ремонт в Кронштадт. Через год вернулась как это принято у нас в последние годы — в сопровождении буксиров. По пути из Кронштадта до испанского порта Сеута «Алросу» сопровождал балтийский СБ-921. До Севастополя субмарина шла под сопровождением черноморского буксира «Шахтер».

В 2014-м этой подлодке понадобился новый ремонт. Поскольку Севастополь уже вернулся в Россию, все работы решено было провести здесь, в 13-м судоремонтном заводе Черноморского флота. Только и там, похоже, за десятилетия нахождения на принадлежавшей Украине земле, работать во многом разучились. Во всяком случае, выход в море «Алросы» вначале назначенный на 2016 год, перенесли на 2017-й. А теперь говорят: «Не ранее 2019 года».

Потом наверняка понадобится около года на восстановление навыков экипажа, сдачу курсовых задач и подготовку к новому межфлотскому переходу. Если все суммировать — до 2020 года «Алроса» Балтфлоту точно не помощник. И значит в составе 3-го отдельного дивизиона в Кронштадте еще долго так и будет числиться единственная боевая единица — «Дмитров».

Вообще-то этого мало не только для серьезной войны. Даже противолодочникам — балтийцам отрабатывать собственные учебно-боевые задачи зачастую будет просто не с кем. Потому что и «Дмитров» не сможет безвылазно проводить все время в полигонах. И это тоже огромная проблема.

/Сергей Ищенко, svpressa.ru/

41 КОММЕНТАРИИ

  1. Трорк.

    вот и очередное развенчание «непобедимости»… ну, ждем-с «ура-победимов», как раз пора вываливать бессмертное «вАивать-нАДА-нИ-чЕслом-а-умениЯм!»… они почему-то думают, что то, что было актуально два века тому — есть непреложно на все времена)))))))) хотя как раз весь двадцатый век показывает, что при более-менее равном техническом и производственном уровне выигрывает тот, у кого больше ресурсов «здесь и сейчас»! в том числе и готовой на убой живой силы, пардон за мой грубый марсельский диалект!))))))
    печально, что все надежды потихоньку сдуваются, а вот все плохие предчувствия имеют дурную тенденцию сбываться. зато есть и повод для гордости — РФ имеет вроде бы второй по величине флот супердорогих яхт!)))))))) https://compromat.group/main/investigations/1379-super-yahty-rossiyskih-oligarhov-i-politikov.html, еще http://w-o-s.ru/article/16334, короче, дальше сами))))) адмиралиссимус Абрамович, адмиралы Аликперов и Усманов, контр-адмиралы Галицкий, Мельниченко, Прохоров и Керимов, про каперангов из Думы и говорить неудобно… думаю, такой флот непобедим!!!))))) потому что в бой пойдут, если пойдут вообще, простые Пети-Васи, на ржавых корытах времен дедушки Брежнева, ну и капельном вливании боль-мень новых, какие боеготовыми вдруг окажутся… а «правильный флот» — он давно где надо уже, па-а-а-абидил, так-сказать)))))))

      • Трорк.

        не, дружно кричим «мы-па-а-а-абидили-и-и-и-и!» и «Трамп-лох!» — и все в порядке))))) еще можно пару раз признаться в горячей любви гаранту и его партии)))))))) а че — помогает же, правда?!

        • Ктулху

          Ещё можно разоружиться отправив ракеты на территорию противника, своим ходом.

          • Трорк.

            да вряд ли… по родным деткам стрелять?! те чего, Ктулху??? любимые домики, родные счета в банках, семьи все поголовно… какие там ракетки???))))))

          • Ктулху

            Аргумент. Ну тогда только эффективными марвихерами из пушки пулять. Без вариантов.

      • Житие мое

        Стойте, пока ещё не поздно. Вот лучший из вариантов, проверено на практике : » перелогиниться «, как 17 лет назад, а спустя 2 — устроить танковый биатлон.

          • Хабиб

            Раша,будь готов! Твои враги внутри тебя. Это паразиты,пятое колонна. Предатели Родины.

  2. Алексей

    Цивилизация развивается.Орудия войны совершенствуются.Современные самолёты как оружие намного универсальнее кораблей.А при современных средствах обнаружения в Балтике не так много места для подводных лодок.При наличии возможности «переплюнуть» море оперативно-тактической ракетой нет необходимости иметь корабли.И на Балтике и в Чёрном море.

    • Железный Алекс

      Предлагаете как Аргентина в 1982-м или Япония в 1945-м заваливать превосходящие силы ПВО, ВМС, и ВВС противника «стаями» самолётов-камикадзе? В 82-м аргентинцы против британцев потеряли от 30 до 50 самолётов, это когда 1 аргентинская ПЛ «тип 209» целый месяц плавала фактически под носом британских ВМС и пыталась потопить их корабли неисправными немецкими торпедами ССТ-4 а в ответ против этой ПЛ британские корабли и вертолёты ПЛО выпустили 30 торпед Мк-46 и не менее 45 реактивных глубинных бомб — все мимо цели.

    • Сергей К

      Совершенно ВЕРНО! Ведь, есть опыт Отечественной войны, когда Балтику «заперли» минными заграждениями и «положили» несколько субмарин!!!!!!

  3. Кубик

    Судя по источнику сразу понятно настроение в стиле просраливсеполимеры. Ничего другого ожидать и не стоило

    • Ктулху

      В действительности просрали далеко не только полимеры. И серьёзных попыток, не на словах а на деле поменять статус, по прежнему не предпринимается. Пиар не в счет.
      Попыток реиндустриализации на базе 5-6 технологического уклада не то чтобы не предпринимается, но даже и в шутку не планируется.

    • геннадий

      так взбодри ,типа мы *всех победим* на не имеющих аналогов мультяшных гига -супер картинках вот-вот нарисуемых средствах плавания ,именно плавания

  4. Андрей

    Автономные придонные буи, система связи с ними и подлодкам кирдык — Балтика не настолько большой регион для современных средств поражения. Да и самонаводящиеся торпеды на парашютах, сброшенные в заданном районе эффективнее минных заграждений будут. И если во Второй мировой у балтийцев-подводников были громадные проблемы с выходом на нормальные глубины, то сейчас даже шансов нет. Никто с глубинными бомбами за подлодками гоняться не будет. Мало того, проблемы с выходом из портов судов и подлодок будут у всех прибалтийских стран от Дании и Германии до Швеции и Финляндии.

    • Железный Алекс

      Вот тут по подробнее — откуда могут быть проблемы у шведов, норвежцев, финнов(менее вероятный противник), немцев, поляков, и голландцев(а тем более США) с выходом в море если их ПЛ будут скрыто под-водой минировать входы наших баз и торпедировать все наши корабли которые пройдут сквозь минные заграждения? С торпедами на парашютах — гениально — сколько лет и каким образом эти ваши торпеды будут курсировать в заданном районе как мины? И как они туда попадут?

  5. Александр

    Доброй ночи, дорогие читатели!

    Пункт 1. На Балтийский флот отправят ДПЛ Алроса, после ремонта и модернизации. Заступит на дежурство в БФ в 2019г.

    Пункт 2. На Балтийском флоте ДПЛ нужны только для отработки борьбы с подводными лодками надводных кораблей(МПК, стороживики, корветы, эсминец) и авиации(ИЛ-20/Ка-27).

    Пункт 3. Иметь подводный флот на Балтике в 21 веке бессмысленно! Это маленькая лужа, да ещё и мелководная. Любая ДПЛ будет легко обноружена и уничтожена.

    • Ктулху

      В сложившихся на сегодня условиях иметь любой флот на Балтике бессмысленно, если только не использовать его как брандер.

  6. Железный Алекс

    Не знаю как можно перепутать «новый» ПЛ проекта 677(модификация пр. Амур 1650) и ещё советский 877(модификация пр. 636). Тайваньские китайцы как то умудряются ПЛ 70 лет модернизировать и ремонтировать — а нашим генералисумуссам только музеи и храмы нужны.

  7. Дмитрий

    Статья от очень специалиста по части вмс и подводного флота. История Великой Отечественной довольно явно показала, что такое флот в луже. Это касалось всех, немцев с их кратким перебежками от порта до порта, Дании, Польши, Швеции, Норвегии, Финляндии и СССР, вся война на Балтики в учебниках для Нахимовского училища, укладывается в несколько 10 страниц, объясняющих как и почему нельзя воевать в луже. Колоссальный успехом на Балтике пользовались эсминцы и авиация, первые заваливали море минами вторые всем, что делал балтийский флот — обеспечивал невозможность морского десанта в стратегически важных «тонких» местах. Примечательно что катерный флот Ладожского озера имел гораздо более славную боевую историю, очень слабо отраженную в героических рассказах. Насколько нужна одна из двух древних подлодок в луже вопрос более чем спорный, но автору виднее, ну и борцам за великую свободную Россию, против согбенной присмыкающейся новой Великой Державы.

    • Александр

      После ядерных ударов по базам сша в европе, в районе балтийского моря уже некому будет считать чьих подводных лодок ржавеет больше…

  8. Ктулху

    Новость из рубрики — «Не всё с,коту масленица» http://in24.org/incidents/33826?utm_source=warfiles.ru порадуемся что дураки как и дороги есть не только у нас.

  9. Виктор Геманов

    Не возвращаемся ли мы к идее, высказанной в далёкое уже время: «Россия — сухопутная держава, нам ни к чему военно-морской флот!»? В свете этого, опять же, учитывая тот самый технический прогресс, о котором столь «убедительно» плачутся некоторые авторы, вообще не нужны вооружённые силы. А зачем? Всё-равно кирдык! И подспудно назревает ещё один немаловажный вывод: оказывается, капиталисты отныне все вегетарианцы, они не едят мясо, а употребляют рисовые котлетки — что уж их бояться. И ещё один вывод, о котором до сих пор усиленно «треплются» наши доморощенные либералы: «А что скажет княгиня Марья Алексевна?», если мы будем крепить свою оборону — не провоцируем ли мы супостатов?

  10. Михаил. Североморец.

    А что же вы, ребята, хотите от нашей промышленности? И от ВМФ? И то и другое убивали беспощадно более 20 лет! Нельзя всё сразу восстановить… правда и «не сразу» делается через одно место, но хоть делается всё же. Особенно умиляют претензии к проектированию… Так оно и будет в ближайшие годы и никаких иллюзий питать не нужно — корабли будут выходить в море только для того, чтобы годами «вылизывать» просчёты проектантов. И это факт! Я совсем недолго общался с «народом» в одном из головных наших проектных институтов (даже в двух!) — картина маслом: в свои 62 и с немалым опытом эксплуатации технических средств кораблей, я в институте оказался «салагой», «ещё молодым специалистом» и оклад мне предложили… 17 тыр. на руки! Из военных по корридорам института бегали пацаны-капитан-лейтенанты, которые туда «попали» сразу после ВМВУЗа! Откуда опыт? Т.о.: с одной стороны 80-летние умудрённые опытом и закалённые специалисты с окладами (и это максимум!) по 30-40 тыр (если я в 62 салага, то годкам уже за 80, это ясно), с другой — чуть более высокооплачиваемые военные пацаны с опытом НИОКР на кафедре училища. Вот так как-то, уважаемые неравнодушные к ВМФ коллеги… Что касается нужности-ненужности ПЛ в Балтийском море, то они нужны конечно для выполнения определённых задач. Дабы не заперли в Балтике (она всё же не лужа и имеет определённое оперативно-тактическое значение), но увеличивать их численность до бесконечности вроде бы тоже нет необходимости. Впрочем, в эти вопросы не лезу и моё мнение по нему прошу не учитывать.

    • геннадий

      а народ верит в наш научно технический потенциал с высокотехнологичными конструкторскими бюро, с новейшим оборудованием на верфях, с кучей высокопрофессиональных специалистов, с новейшими проектами ПЛ сошедшими со стапелей оборудованными анаэробными установками позволяющими не всплывать из морской пучины по месяцу и более. Как красиво пишут и рассказывают в политшоу ведущие и их аналитики. Когда народ дурить перестанут, вот вопрос