18 октября 2018 г. российское информационное агентство ТАСС сообщило о передаче Объединенной авиастроительной корпорацией РФ Министерству обороны документов по итогам предварительной разработки проекта ПАК ДП – перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата. Вице-президент ОАК по инновациям Сергей Коротков заявил, что речь идет об организации конкурса проектов на новый перехватчик для противовоздушной обороны страны, который должен прийти на смену самолету МиГ-31, принятому на вооружение Авиации ПВО СССР 6 мая 1981 г.
Всего было построено 519 самолетов этого типа, 505 из которых шли по серийным заказам. Из них на 2018 г. в составе строевых частей ВВС России оставалось около 130 самолетов МиГ-31, последние из которых были выпущены в 1992-1994 гг. и служат уже по 22-24 года, а самым старым машинам почти 30 лет.
Планер с преобладанием стали и высокое качество сборки, обеспеченное уникальной системой контроля производства, внедренной в советские годы на предприятии-изготовителе Горьковском авиастроительном объединении им. Серго Орджоникидзе (ГАЗИСО, ныне НГАЗ «Сокол») дают возможность летать самым старым МиГ-31 еще не менее 10 лет. Накопившиеся проблемы с ремонтом и заменой комплектующих также удалось решить. На протяжении этого срока благодаря уже проведенным доработкам планера, силовой установки, оборудования и вооружения самолета заложенного в него запаса тактических качеств также вероятно хватит для обеспечения боевой устойчивости передовой группировки ПВО России.
Однако ничто не стоит на месте, в том числе и военная техника. После некоторого характерного для всего мира застоя в 1990-х годах, сегодня мы наблюдаем ее бурное развитие. И ярчайшим признаком его является появление новых видов вооружений и прежде всего гиперзвуковых и беспилотных летательных аппаратов. Речь идет не только о самолетах, но и о крылатых и аэробаллистических ракетах, а также о маневрирующих боеголовках баллистических ракет. Необходимость защиты от них – это уже вопрос сегодняшнего дня.
Хотя вопрос замены парка самолетов МиГ-31 обсуждается давно и широко, и даже назван его будущий преемник – МиГ-41, сегодня проект ПАК ДП окутан плотной завесой секретности. Официально сообщалось, что ОКБ имени Артема Ивановича Микояна уже работает над самолетом (что действительно так – с середины 1980-х гг., но с перерывом в 1990…2000-х), однако теперь речь идет о конкурсе проектов и, следовательно, в нем будут участвовать и другие фирмы ОАК. Опыт создания перехватчиков ПВО есть также у Сухого и Туполева.
Большинство специалистов считает, что наиболее подходящей для ПАК ДП останется компоновка с двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой, которая может обеспечить высотность до 30000 м, максимальную скорость до 3500 км/ч и дальность до 7000 км на скорости порядка 2000 км/ч.
Фото: https://glavred.info
Что касается особенностей боевого применения и возможного облика будущего самолета, заявление Президента ОАК Ю. Слюсаря о том, что «…всё будет от задач зависеть, скажут в космос полететь – полетим в космос» можно расценить как свидетельство отсутствия на сегодняшний день утвержденных тактико-технических требований к ПАК ДП. Впрочем, для этого этапа работ такое положение нормально – ТТТ появляются позже, когда Заказчик рассмотрит предложение Разработчика.
Оценивая изменение характера угроз, невозможно не отметить, что хотя сегодня растет роль гиперзвуковых летательных аппаратов разных классов, в том числе ракет и их боевых блоков, в арсенале вероятных противников России основным стратегическим вооружением остаются крылатые ракеты большой и средней дальности. Они будут пытаться прорвать ПВО благодаря внезапности их применения, пониженной радиолокационной заметности, используя для маскировки своих траекторий рельеф местности и средства радиоэлектронной борьбы. Усложняет задачу защиты от них большая численность залпа – один стратегический бомбардировщик В-52Н может выпустить 24 крылатые ракеты AGM-86В с ядерными боевыми частями, для перехвата которых требуется 6-12 самолетов МиГ-31. Дальность пуска такой ракеты 2500 км и самый надежный способ борьбы с ней – перехват носителя до пуска.
Это означает, что наряду с возможностью достижения гиперзвуковых скоростей в верхних слоях стратосферы самолету ПАК ДП будет нужен мощный радиолокационный комплекс с возможностью внешней поддержки – взаимодействие с наземной, морской и воздушной системой дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Несмотря на развитие вычислительной техники и средств обмена тактическими данными, это скорее всего потребует наличия на борту штурмана-оператора.
Основным вооружением самолета останутся ракеты. В силу разнообразия целей они, вероятно, также будут нескольких типов, ведь «гиперзвуковые монстры» плохо подходят против дозвуковых маловысотных маневренных целей. Не исключен также возврат к использованию в ракетах «воздух-воздух» ядерных боевых частей для уничтожения рассредоточенных групп носителей или крылатых ракет противника. защиты таких направлений, как Арктика и Дальний Восток, по-прежнему необходима очень большая дальность полета, а первые качества даже и не обязательны – он может быть носителем целой батареи гиперзвуковых ракет, по сути – автономным летающим ЗРК. Это означает, что самолет будет крупным – порядка 30 м длины и не менее 50 тонн взлетного веса.
Сегодняшнее развитие двигателестроения в значительной мере сняло для самолетов такого класса проблему преодоления противоречия «скорость-дальность». Но есть еще один фактор, затрудняющий выполнение таких задач. Это пилот на борту. Каким бы жестким ни был отбор по здоровью и профпригодности, возможности человека ограничены – как по четкости действий, так и по выносливости. Многочасовой полет в кабине такого самолета, как МиГ-31, создает предельные нагрузки на человека и ведет к постепенному снижению его способности к выполнению сложных действий, каковыми является перехват и тем более воздушный бой. Потому как раз здесь и целесообразно переходить к беспилотной авиации ПВО – сейчас это говорится, вероятно, не только о ПАК ДП, но и о ПАК ФА – Су-57, который имеет значительный потенциал и в этой области как перехватчик «средней зоны» в дополнение к ПАК ДП.
Так может выглядеть МиГ-41 / ПАК ДП по мнению американских экспертов
Фото: https://politros.com
Однако не исключено, что для размещения на борту требуемого оборудования, вооружения и запаса топлива возможно придется использовать четырехдвигательную компоновку. Она возможна, так как маневренности от самолета не требуется
Фото:https://utro.ru
Так когда же мы увидим ПАК ДП в металле? На мой взгляд, объявленный многими экспертами срок на 2025 год невыполним не только для начала поставок самолета в войска, но даже для начала Государственных испытаний, и даже 2030-й – это слишком оптимистично.
Да, «Микоян» имеет хороший задел и не только в виде опыта разработки, производства, эксплуатации и совершенствования МиГ-31, но стоит вспомнить и проект «701», который уже к началу 1990-х годов был в высокой степени готовности. Свои наработки в этой теме имеют самолетчики «Сухого» и «Туполева», двигателисты «Люльки», «Климова» и «Кузнецова», ракетчики «Стрелы» и «Вымпела», радисты «Веги» и «Фазотрона»… Но не устарели ли эти заделы? В любом случае, всем им предстоит большая работа, которой дан старт сегодня.
/Сергей Мороз, naukatehnika.com/
Манипулирование техническими терминами оставим другим. Мне интересно манипулирование прикольными названиями. Если в ракетах, средствах электронки и артиллерии это проходит (Буратино, Солнцепёк, Краснуха, Акация…), то в авиации это не столь очевидно. А зря. И варианты есть: ПАК ВСЕМ ВАМ ТАК, ПАК НАХ, НЕХ ПАК, СУ ВАМ В ЩИ, ИЛ БИЛ НАЕБ…ИЛ, ДОНАЛЬД БОМ, БОМ ВСЕХ ПО…Е..БОМ…
Как оно уже достало…. Гипер-ракеты, супер самолеты…. На Луну полетим, на Марс полетим…
Б…, улицу мою заасфальтируйте хотя бы раз в жизни! И научитесь производить нужные для населения товары.
Очень, очень хочется, хочется верить надеяться на хорошее, на то о чем говорят, считается надеяться помогает вера … Вот на Украине уже целая уйма церквей разных …
Но реальность печальна: стагнация, череда больше или меньше плохих происшествий, обнищание народа. при возрастании количества миллионеров при нацеливании людей на собственные, личные задачи… при без идейности , вернее, с легендами вчерашнего дня о рынке, капитализме с его либерально-демократическими ценностями….
Конечно, угроза войны, приготовления к ней позволяют как-то держать «единую Россию»…
Грустно соотносить эти эссе, с тем, что есть: технологическая, людская, экономическая, да и исследовательская база оставляет желать хотя бы удовлетворительного состояния, при этом с общей нацеленностью людей на собственные интересы
Не вижу никакого смысла делать самолёт ДП пилотируемым… Вслепую такой самолёт на цель не вылетает — раз вылетел, значит цель светится. А раз она светится — остаётся только доставить ракету в точку запуска — и сделать это максимально быстро. С этой задачей наилучшим образом справится скоростной беспилотник, выполненный в виде ракеты. Возврат этой ракеты желателен, но это не приоритет, если речь идёт о поражении стратегических целей — таких, например, как тяжелые бомбовозы. Главное — скорость доставки.
При этом такой аппарат будет куда дешевле возвращаемого пилотируемого истребителя — а это позволит сделать таких аппаратов несравнимо большее количество — что также обеспечит стратегическое преимущество в сравнении с пилотируемым вариантом.
А вот это — что, и чье оно?
https://www.youtube.com/watch?v=YkWHad61LUE
Только до конца досмотреть надо, и желательно скачать, пока цензура на прихлопнула.
Ну во первых ПАК ФА еше не вчерашний и даже не завтрашний день, неизвестно когда он пойдет в серию, а уж про ПАК ДА и говорить не стоит. В стране нет технологий и ресурсов для развития авиации, да и вообще просто ничего нет. Хотя конечно мечтать не вредно
Любая сказка за наши деньги. ПАК фа уже спёкся на очереди другие буквы алфавита. Выворачивайте карманы россияне. Готовьте уши вам будут вешать лапшу, показывать мультики и весёлые картинки.