18 октября 2018 г. российское информационное агентство ТАСС сообщило о передаче Объединенной авиастроительной корпорацией РФ Министерству обороны документов по итогам предварительной разработки проекта ПАК ДП – перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата. Вице-президент ОАК по инновациям Сергей Коротков заявил, что речь идет об организации конкурса проектов на новый перехватчик для противовоздушной обороны страны, который должен прийти на смену самолету МиГ-31, принятому на вооружение Авиации ПВО СССР 6 мая 1981 г.
Всего было построено 519 самолетов этого типа, 505 из которых шли по серийным заказам. Из них на 2018 г. в составе строевых частей ВВС России оставалось около 130 самолетов МиГ-31, последние из которых были выпущены в 1992-1994 гг. и служат уже по 22-24 года, а самым старым машинам почти 30 лет.
Планер с преобладанием стали и высокое качество сборки, обеспеченное уникальной системой контроля производства, внедренной в советские годы на предприятии-изготовителе Горьковском авиастроительном объединении им. Серго Орджоникидзе (ГАЗИСО, ныне НГАЗ «Сокол») дают возможность летать самым старым МиГ-31 еще не менее 10 лет. Накопившиеся проблемы с ремонтом и заменой комплектующих также удалось решить. На протяжении этого срока благодаря уже проведенным доработкам планера, силовой установки, оборудования и вооружения самолета заложенного в него запаса тактических качеств также вероятно хватит для обеспечения боевой устойчивости передовой группировки ПВО России.
Однако ничто не стоит на месте, в том числе и военная техника. После некоторого характерного для всего мира застоя в 1990-х годах, сегодня мы наблюдаем ее бурное развитие. И ярчайшим признаком его является появление новых видов вооружений и прежде всего гиперзвуковых и беспилотных летательных аппаратов. Речь идет не только о самолетах, но и о крылатых и аэробаллистических ракетах, а также о маневрирующих боеголовках баллистических ракет. Необходимость защиты от них – это уже вопрос сегодняшнего дня.
Хотя вопрос замены парка самолетов МиГ-31 обсуждается давно и широко, и даже назван его будущий преемник – МиГ-41, сегодня проект ПАК ДП окутан плотной завесой секретности. Официально сообщалось, что ОКБ имени Артема Ивановича Микояна уже работает над самолетом (что действительно так – с середины 1980-х гг., но с перерывом в 1990…2000-х), однако теперь речь идет о конкурсе проектов и, следовательно, в нем будут участвовать и другие фирмы ОАК. Опыт создания перехватчиков ПВО есть также у Сухого и Туполева.
Большинство специалистов считает, что наиболее подходящей для ПАК ДП останется компоновка с двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой, которая может обеспечить высотность до 30000 м, максимальную скорость до 3500 км/ч и дальность до 7000 км на скорости порядка 2000 км/ч.
Фото: https://glavred.info
Что касается особенностей боевого применения и возможного облика будущего самолета, заявление Президента ОАК Ю. Слюсаря о том, что «…всё будет от задач зависеть, скажут в космос полететь – полетим в космос» можно расценить как свидетельство отсутствия на сегодняшний день утвержденных тактико-технических требований к ПАК ДП. Впрочем, для этого этапа работ такое положение нормально – ТТТ появляются позже, когда Заказчик рассмотрит предложение Разработчика.
Оценивая изменение характера угроз, невозможно не отметить, что хотя сегодня растет роль гиперзвуковых летательных аппаратов разных классов, в том числе ракет и их боевых блоков, в арсенале вероятных противников России основным стратегическим вооружением остаются крылатые ракеты большой и средней дальности. Они будут пытаться прорвать ПВО благодаря внезапности их применения, пониженной радиолокационной заметности, используя для маскировки своих траекторий рельеф местности и средства радиоэлектронной борьбы. Усложняет задачу защиты от них большая численность залпа – один стратегический бомбардировщик В-52Н может выпустить 24 крылатые ракеты AGM-86В с ядерными боевыми частями, для перехвата которых требуется 6-12 самолетов МиГ-31. Дальность пуска такой ракеты 2500 км и самый надежный способ борьбы с ней – перехват носителя до пуска.
Это означает, что наряду с возможностью достижения гиперзвуковых скоростей в верхних слоях стратосферы самолету ПАК ДП будет нужен мощный радиолокационный комплекс с возможностью внешней поддержки – взаимодействие с наземной, морской и воздушной системой дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Несмотря на развитие вычислительной техники и средств обмена тактическими данными, это скорее всего потребует наличия на борту штурмана-оператора.
Основным вооружением самолета останутся ракеты. В силу разнообразия целей они, вероятно, также будут нескольких типов, ведь «гиперзвуковые монстры» плохо подходят против дозвуковых маловысотных маневренных целей. Не исключен также возврат к использованию в ракетах «воздух-воздух» ядерных боевых частей для уничтожения рассредоточенных групп носителей или крылатых ракет противника. защиты таких направлений, как Арктика и Дальний Восток, по-прежнему необходима очень большая дальность полета, а первые качества даже и не обязательны – он может быть носителем целой батареи гиперзвуковых ракет, по сути – автономным летающим ЗРК. Это означает, что самолет будет крупным – порядка 30 м длины и не менее 50 тонн взлетного веса.
Сегодняшнее развитие двигателестроения в значительной мере сняло для самолетов такого класса проблему преодоления противоречия «скорость-дальность». Но есть еще один фактор, затрудняющий выполнение таких задач. Это пилот на борту. Каким бы жестким ни был отбор по здоровью и профпригодности, возможности человека ограничены – как по четкости действий, так и по выносливости. Многочасовой полет в кабине такого самолета, как МиГ-31, создает предельные нагрузки на человека и ведет к постепенному снижению его способности к выполнению сложных действий, каковыми является перехват и тем более воздушный бой. Потому как раз здесь и целесообразно переходить к беспилотной авиации ПВО – сейчас это говорится, вероятно, не только о ПАК ДП, но и о ПАК ФА – Су-57, который имеет значительный потенциал и в этой области как перехватчик «средней зоны» в дополнение к ПАК ДП.
Так может выглядеть МиГ-41 / ПАК ДП по мнению американских экспертов
Фото: https://politros.com
Однако не исключено, что для размещения на борту требуемого оборудования, вооружения и запаса топлива возможно придется использовать четырехдвигательную компоновку. Она возможна, так как маневренности от самолета не требуется
Фото:https://utro.ru
Так когда же мы увидим ПАК ДП в металле? На мой взгляд, объявленный многими экспертами срок на 2025 год невыполним не только для начала поставок самолета в войска, но даже для начала Государственных испытаний, и даже 2030-й – это слишком оптимистично.
Да, «Микоян» имеет хороший задел и не только в виде опыта разработки, производства, эксплуатации и совершенствования МиГ-31, но стоит вспомнить и проект «701», который уже к началу 1990-х годов был в высокой степени готовности. Свои наработки в этой теме имеют самолетчики «Сухого» и «Туполева», двигателисты «Люльки», «Климова» и «Кузнецова», ракетчики «Стрелы» и «Вымпела», радисты «Веги» и «Фазотрона»… Но не устарели ли эти заделы? В любом случае, всем им предстоит большая работа, которой дан старт сегодня.
/Сергей Мороз, naukatehnika.com/
автор — молодец. он неплохо и живо написал текст, и не сказать, чтоб совсем уж бесполезный — общий обзор получился более-менее интересным. но — а что в остатке?! можно было ограничиться и просто последними абзацами, цитата «…На мой взгляд, объявленный многими экспертами срок на 2025 год невыполним не только для начала поставок самолета в войска, но даже для начала Государственных испытаний, и даже 2030-й – это слишком оптимистично… не устарели ли эти заделы? В любом случае, всем им предстоит большая работа…» — которая то ли будет выполнена, то ли нет, на сегодня говорить просто не о чем. сколько раз уж торжественно объявлялись всяческие «прорывы» и «превзойдения»?!))))) а результат — стаи ПАК ДА и ПАК ФА (последних — нам не надо, сам Борисов лично изволили заявить! а первых никто и не видел…), косяки «Лидеров» и «Штормов», армады «Армат» — штук десять-двадцать, как и 12 ШТУК Су-57…
короче, правильно на первоисточнике кто-то врезал. хоть и хамски слегка, но на правду не обижаются —
«…Длинный Нос • 3 часа назад
Вчера пак- сегодня фак!»(((((((((
вот так оно и выходит, причем уже регулярно, можно сказать, тенденция…
Армат только для войсковых испытаний 100+ штук уже производится (для понимания у Германии 225, а ц Франции 216 танков ВСЕГО в войсках).
А Су-57…хотите как Ф-35, под 300 небоеготовых и сырых настругать, которые потом только в резерв (т.е. выкинуть)?
маленький глупый Стасик… на тебе статью из ВИКИ, самую первую попавшуюся https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B4_2#На_вооружении, откуда на 2017 год на вооружении Бундесвера только «Leopard 2A6» стоит 286 штучек, не считая 20 штучек модеификации А7, не считая предыдущих моделей этого же танка (всего произведено более 3 тысяч леопардов-2, часть проданы соседям и не только), а всего у бундесов почти 700 машин активных, не считая тех, что «на хранении», вот отсюда http://fb.ru/article/212977/kakuyu-armiyu-imeet-germaniya-armiya-germanii-chislennost-tehnika-orujie… а отсюда видно и то, что «на хранении» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B3%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD_%D0%91%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B0_(%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%B8%D0%BB_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8)#Основной_боевой_танк, и там ни много ни мало, аж 2 125 «лео-2», разных. естественно, моделей, но уж никак не старших чем Т-72))))))
все твои прочие влажные мечтания, Стасик, по тому же разряду))) и про 100+ «армат», 215 французских и прочее… для сведения, Франция на 2012 год имеет только «леклерков» 400 штучек, а всего более пятисот только танков http://total-rating.ru/362-kolichestvo-tankov-v-stranah-mira.html. так что из всего вышеописанного я делаю вывод — ты безграмотный дурашка, оргазмирующий на бла-бла из телевизора о нев…эбенной отечественной могучести, и ленивый настолько, что даже за пяток минут проверить, а правда ли «эти эвропэйцы» настолько глупы и беззащитны, даже в головенку-то твою не приходит, не то чтобы и вправду проверить…))) так что продолжай и дальше наливаться мощью под сладкоголосые песнопения пропагандонов…
Учитывая совокупный опыт прошлых проектов, машина должна быть интересной. А главное что перехватчик лишним никогда не будет. Молодцы ребята.
Через десять лет к перспективному самолёту будут предъявляться уже иные тактико технические требования, поэтому расслабьтесь. Ну или не напрягайтесь.
Начнем с того, что у России уже летал самолет 6 или 7 поколения. Это Буран. С другой стороны у амеров их суперсамолеты не отвечают функциональности эксплуатации и их электроника вообще хлам. Это вообще пропиаренная техника.
Сразу замечу, что амеры попались как кур во щи. Если ранее их противником была только Россия, то теперь к России прибавился Китай и на подходе другие государства.
В этом случае у нас есть очень много времени на дальнейшее совершенствование вооружения.
Буран летал у СССР. У РФ ничего подобного в воздух не поднималось.
Каким образом устаревший и отстающий на 9 лет от своего конкурента- космический челнок стал истребителем 6-7 поколения?
А какой у Бурана конкурент, который его обогнал на 9 лет.
Дискавери первый полет 1984г., Буран первый полет 1988г.
На данный момент ни Буран ни Дискавери не используются.
Нет ни Бурана ни конкурента.
Шаттл летал с 12 апреля 1981 года и совершил 135 запусков, буран летал 1 раз в 1988 г.
Буран полностью беспилотный проект,у амеров только пилотируемый проект.
Пусть этот «Мороз» оставит свое мнение при себе. Цели обозначены, физический износ МиГ 31 установлен как 2030 год, вот на этот срок и ориентирован МиГ 41. Сухой тоже занят подобной темой, но Сухому надо Су 34 чем то заменить. (К 2030 г Су 34 будет старый) он и сейчас уже не молодой. У Туполева работы по теме ПАК ДА хватит….ходят слухи, что и «гиперзвуковой» ПАК ДА (именно как бомбер, а не перехватчик) эту тему тоже ведут…….куда им Туполевцам еще и ПАК ДП тянуть?
Так что все логично: МиГ 41 для замены МиГ 31, Су как там его шифр 41? для замены Су 34……..
ПАК ДА для замены Ту 95 МС. Ходят слухи и гиперзвуковой ПАК ДА лепить будут.
Тут главное понять: Если мы эти проекты задушим в «зародыше» то с нами никто считаться не будет. Да и все эти КБ можно будет в землю закопать. У них у всех, большой дефицит кадров…..
Собственно фактически никто уже и не считается. А кадров ЕГЭ — «единый Г…» практически нас уже лишил.
На самом деле «пионерка» — уже беременна, просто это становится не сразу видно, и не всем. Некоторые до последнего надеются что рассосётся.
вот тут полностью согласен. только одно дополнение — далеко не одно ЕГЭ виновато, вот например кратенький экскурс http://www.yaplakal.com/forum7/topic1845217.html, вот аналог, но с некоторыми подробностями http://ruskline.ru/opp/2015/6/17/kto_ubivaet_uchenyh_konvejer_ubijstv_nauchnoj_elity/, и еще http://forum.rusbeseda.org/index.php?topic=16089.0, и еще https://sayanarus.livejournal.com/882807.html, и вот https://www.kramola.info/vesti/metody-genocida/216, и тут https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Polit&trd=21916…
причем, что самое интересное, это началось и ПЛАНОМЕРНО производится с 2000-х, как раз с началом «вставания с колен» под мудрым руководством «Великого Спасителя Отечества»… ладно бы до, скажем, 2005-го — так ведь и в 10-х полным ходом зачистка научных спецов проводится! «охранителей» немеряно, но вот все время то какие-то «дебилы с битами», то «отморозки с кухонными ножами» на профессоров-конструкторов набрасываются… получается, правы те, кто кричат про «дикарей в ватниках»??? ой, не верю!!! скорее похоже на зачистку под патронатом этих самых «охранителей»…
Ну..у… — Homo homini lupus est!!
И обошёл америкоса по всем показателям ! А то , что на него неше партбюро денег не выделило , это уже другая история !!!
Опять умничаешь вражина ! Ребята не отвечайте этому ур…ду , у него все комменты везде только против российского ВПК ! Это штатный ПРОВОКАТОР ! Он только провокациями и занимается , это его иудин хлеб !!!
дурачок-истерик, кубик панику нагнетает… с чего бы? чего — думать заставляю, а не дебильно славить Величайшего Барыгу Современности?!)))))
бойся меня, Кубик, БОЙСЯ!!!)))))))) даже не смотри в мою сторону — а то мор, проказа, глад, трепет… чего там еще?!)))))) идиЕт, ты кому хоть пишешь? попутал ветки? и Ктулху, и SLS — вполне нормальные люди, в отличие от тебя))))))) ты, это… котика-онанима поищи, 333 раза, что ли, как раз твой уровень)))))))
еще один зарвавшийся диванный иксперд, в голове ноль)) только брызжет слюнями и статьями из википедии)) на большее ума не хватает))
Ку-ку джамба)
Вдруг оно того, этого, как нибудь, авось: работает кто-то же за дарма. И «нам» уже видятся силуэты самполетов 700 и 800 поколений))).
Короче ждите ….
Маразм! Перехватчик, как таковой, давно уже себя исчерпал! Обычные сушки неплохо для этого подходят, как F-15 у штатов. Если нужно закрывать большие участки на Севере, проще модифицировать су-34 под эти цели. Пробный шар, как еще бабло распилить можно под никому не нужную вещь!
С языка снял. Какой-то бред про перехватчик 5 поколения. Чем он булет отличаеться от Су-57? В будущем должен быть один истребитель включающий в себя и перехватчика, и штурмовика, и тактический бомбардировк. Как уже сделали сша ф-35 по факту лучший истребитель на данный момент, опередивший всех на лет 20.
В будущем должен быть один истребитель включающий в себя и перехватчика, и штурмовика, и тактический бомбардировк.
Который будет одинаково плохо перехватывать, штурмовать и бомбить. Вот пусть амеры и носятся с таким «счастьем»
Фы-35 как истребитель полное и неисправимое ничем и никак гэ. Это даже абстрагируясь от его сырости и небоеготовности еще лет на 5 минимум или того, что это в первую очередь «недорогой» (хахаха, 100 лямов без двигателя) ударник даже по концепции.
А Ф-22 и немчики на Тайфунах и флотские на Суперхорнетах на учениях делали.
Ни чо что су 34 это истребитель бомбардировщик?
Да кадров с мозгами навалом, кроме молодых ещё советских «полтинников» хватает, только задаром за такую работу браться никто не хочет. «Пилилам» на верху ведь хочется, чтоб ещё всё по советски за обещания делали, а кадры с мозгами уже знают, сколько стоит такая работа, потому и работают там, где платят.
Это что за кадры из СССР, которыем компьютер увидели впервые только в 90-е уже после распада совка, могут что-то создать в современности? Все ученые вышедшие из ссср ни когда не могли создать ничего конкурентного, так как изолированный от всего мира совок, отставал во всех перспективных направлениях лет на 30 (кто собирается спорить приведите мне хоть одно изобретение ссср не являющееся ответом на уже созданные в западном мире, машины ссср-это купленные заграницей лицензии на уже устаревшие машины или просто скопированные, бытовые товары в ссср были просто смешными Ваши дедушки и бабушки в очередях стояли за импортом, вся военная техника — это ответ на уже существующие за границей экземпляры), если сравнивать производство ссср и современной России, то сейчас оно на много качественней и конкурентоноспособнее. Если бы еще у власти стояли не бывшие комсомольцв и партийцы совка, то развитие уже довно было на уровне.
Илья ты очень далек от истины!!! Ученые в СССР были самые лучшие и перспективные, и то чем наши вооруженные силы пользуется сейчас, это большой задел СССР!!!- ракеты, подлотки, самолеты,(су-27 создан в СССР, лучше планера пока не придумали, су-35 тот же планер, только с новой начинкой и новыми двигателями!) космос ракеты союз и т.д. Да бытовые товары были низкого качества, но что касалось вооружения и космоса мы были в лидерах!!! Сейчас в России мало что производится своего, все из заграницы, сотовые телефоны, смартфоны , бытовая техника, мебель компы и все все все чем мы пользуемся в каждодневной жизни!!!
Су-27 эксплуатации начата в 1985 г., кроме как планер, дающий только хорошую маневренность никаких преимуществ у него нет. И то су 27 это ответ на ф15начало эксплуатации 1976 — 10 лет разницы карл!!!
Су-27 — великолепный самолёт, крывший Ф-15 по всем показателям и с огромным запасом для модернизации. Из его главнейших плюсов — огромный внутренний запас топлива (что является из основных признаков 5-го кстати).
В войска он начал поступать в начале 80-х (официально на вооружение вообще в 1990 принят, когда их сотни в войсках были). Мог быть и раньше, но первый Т-10 ничем бы Ф-15 не превосходил.
А в авиации СССР всегда лет на 5 минимум от США отставал.
Илья очень хорошо знает кто лучший производитель ширпотреба, но видимо не знает кто изобрел радио и телевидение, да и в космос кто полетел первым. Вот такая избирательность, мда…
Если объявить Боингу санкции, у нас появится много хорошего титана. Технологии можно частично взять с Су-57. Что остается под вопросом, так это двигатели. Два АЛ-41Ф1 или «Тип 30» не потянут, 4 слишком все усложнят. Скорее всего с двигателями мы провозимся лет 15, но они подойдут и для ПАК-ДА.
Считаю в Алмазе что-нибудь уже думают (Алмаз-Антей).