В самолетах-разведчиках Россия отстала от США на вечность

Создание российского авианосного флота надо начинать с нуля

В России теоретически может начаться строительство авианосца с корпусом принципиально нового типа, который еще никогда не применялся при строительстве авианесущих кораблей. Об этом рассказал ТАСС представитель Крыловского государственного научного центра, который разработал аванпроект этого корабля. Его макет был впервые представлен на форуме «Армия-2018», проходившем в августе.

Проектируемый авианосец имеет два параллельных корпуса, которые соединены платформой-надстройкой. Но при этом два отдельных корпуса в корме к носовой части сходятся в один. В связи с чем схема корабля названа полукатамараном.

Такая схема позволяет при относительно небольшом водоизмещении использовать широкую полетную палубу, как у авианосцев, водоизмещение которых достигает 80 тыс. тонн и более. «В итоге корабль со средним водоизмещением способен вмещать полноценное палубное авиакрыло», — пояснил специалист.

В Крыловском центре уточнили характеристики перспективного авианосца. Его полное водоизмещение должно составлять 44 тыс. тонн. Для сравнения: у авианосцев США — 100 тыс. тонн, у российского «Адмирала Кузнецова» — 59 тыс. тонн.

Что же касается размеров авиагруппы, то здесь, действительно, запланировано рекордное для авианосцев легкого класса, к которым относится проектируемый корабль, присутствие летательных аппаратов — 46. На «Адмирале Кузнецове» их 50. Калькуляция тут такая: 12−14 истребителей Су-33, 12−14 МиГ-29К/КУБ, четыре самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), 12−14 вертолетов семейства Ка-27.

Правда, несколько смущает то, что крыловцы вписали в авиагруппу самолеты ДРЛОиУ, которых в природе не существует. И это прискорбное обстоятельство для страны, которая реально намерена создавать свой авианесущий флот. Отсутствие таких самолетов, которые способны одновременно существенно увеличить ударную мощь авиационной группы и оборонительные свойство корабля, не позволяют относить авианосцы к оружию XXI века. Самолеты ДРЛОиУ есть и у США, и у Китая.

Но о намерении создать их для ВМФ России уже давно ничего не слышно. Хоть раньше и предпринимались, что называется, робкие попытки — дальше макетов дело не продвигалось. Успехом могла завершиться разработка в ОКБ Яковлева турбовинтового самолета Як-44Э, который должен был выполнять патрулирование более 12 часов. Проектирование началось в конце 70-х годов. В 1992 году было прекращено финансирование проекта. При этом формулировку подобрали вполне реалистичную: в связи с прекращением строительства авианосцев.

Правда, сейчас активно заговорили о создании российского авианосного флота (хоть, правда, вероятность возрождения этого направления в отечественном кораблестроении не столь и велика). И в Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Бериева в инициативном порядке в этом десятилетии был выполнен эскизный проект палубного самолета ДРЛОиУ с турбореактивным двигателем. Ко всему прочему он должен обладать еще и малозаметностью.

Читайте также  Электромагнитным катапультам США надо противопоставить наши

Несмотря на неоднократные предложения о развитии проекта, ни Объединенная самолетостроительная корпорация, ни командование ВМФ не проявили к нему ни малейшего интереса. В связи с чем финансирование ОКР в обозримом будущем не предвидится. Собственно, тому есть вполне объективная причина — туманные перспективы строительства в стране нового авианосца.

И совсем уже парадоксально выглядит нежелание Крыловского ГНЦ проводить с ТАНТК им. Бериева взаимных консультаций относительно использования самолетов ДРЛОиУ на перспективных авианосцах, разрабатываемых крыловцами. В то же время даже никто из источников информационных агентств, то есть лиц неофициальных и не слишком ответственных, ничего не говорит о реанимации проекта Як-44Э. Молчат даже представители ОКБ Яковлева. И это понятно. ОКБ получило финансирование на разработку самолета с вертикальным взлетом и посадкой. А это, по сути, доведение до победного финиша самолета СВВП Як-141, четыре опытных образца которого уже и летали, и демонстрировали прекрасные показатели, недоступные существовавшим на тот момент самолетам такого типа. Однако все было остановлено в 1992 году.

ОКБ Яковлева в настоящий момент переживает довольно сложный период своей истории, обладая невысоким инженерно-техническим потенциалом. Довести до ума Як-141 — это яковлевцам вполне по силам. Но решать параллельно более сложную задачу — по сути, создавать новый самолет Як-44Э, который был доведен лишь до стадии макета, вряд ли будет по силам КБ, в котором осталось меньше пятисот сотрудников и нет производственной базы. А ведь яковлевцы еще и разрабатывают учебно-тренировочный поршневой самолет Як-152, который отстает от графика на 3−4 года.

Поэтому бериевский вариант выглядит более реально. Если, конечно, командование ВМФ, которое не может не понимать, что без палубного самолета ДРЛОиУ любой авианосец и универсальный десантный корабль превращаются в подслеповатое плавсредство, не проявит заинтересованности в этом типе летательных аппаратов.

А такой самолет будет нужен, даже если наши корабелы на протяжении нескольких десятилетий не построят ни одного авианосца. Потому что универсальные десантные корабли с авиационной группой на борту у нас точно будут.

А пока ситуацию с радиолокационным дозором на море иначе как чудовищной назвать невозможно. Задача ДРЛО возложена на вертолеты. На российском флоте их два. Не два типа или модификации, а две машины, которые называются Ка-31. В то же время этих вертолетов построено больше. Но 14 эксплуатируются в ВМС Индии, 9 проданы Китаю. Себе оставили только два.

Разумеется, возможности у вертолета существенно ниже. Ка-31 способен патрулировать небо в районе нахождения своего носителя лишь 2,5 часа, при максимальном удалении от посадочной палубы на 300 км. Расчетные аналогичные параметры для Як-44Э — соответственно 6,5 часа и более 1000 км. При этом вертолет способен лишь обнаруживать воздушные угрозы (до 20 целей), но не может наводить на них истребители. Высота патрулирования — 3500 м. При этом самолеты обнаруживаются на расстоянии в 100−150 км, надводные корабли — 250−285 км.

Читайте также  Непотопляемость авианосцев может потерять смысл

У самолета другие возможности. Патрулирование проходит на высотах от 3000 м до 11000 м, что значительно расширяет радиогоризонт в сравнении с Ка-31. Самолеты с ЭПР 3 кв.м. обнаруживаются на расстоянии до 250 км. Крылатые ракеты — от 165 км («Гарпун») до 220 км (AGM-86). Одновременно сопровождается до 150 целей, на цели наводится до 40 истребителей. Как видим, разница в возможностях вертолета и самолета громадная.

Американский самолет ДРЛОиУ Northrop Grumman E-2D Advanced Hawkeye.

Однако велика разница между гипотетическим Як-44Э и реальным американским самолетом ДРЛОиУ Northrop Grumman E-2D Advanced Hawkeye, который в этом десятилетии начал заменять на палубе авианосцев и универсальных десантных кораблей модификацию Grumman E-2C Hawkeye. Новый самолет с дозаправкой в воздухе может проводить в воздухе более 7 часов. На нем установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой, благодаря чему сканирование в вертикальной плоскости выполняется электронным отклонением луча. Одновременно сопровождаются до 2000 целей, выдается целеуказание 100 самолетам или ракетам. Максимальная дальность обнаружения габаритных целей — 620 км.

К достоинствам РЛС APY-9 также относится возможность работы с самолетами пятого поколения, построенным по стелс-технологии. Также E-2D имеет возможность наводить на цели не только истребители, но и противоракеты морских систем ПРО «Эджис», размещенных на кораблях сопровождения.

Запланировано строительство 75 самолетов, которые будут поставляться в ВМС США до середины следующего десятилетия.

В заключение необходимо сказать, что все разговоры о том, какие нам нужны авианосцы, без наличия программы по созданию палубного самолета ДРЛОиУ абсолютно бессмысленны. Без этих самолетов любой авианосец, каким бы хорошим он ни был, превращается в подслеповатую утку, не имеющую представления о том, какие неприятности заготовлены противником на расстоянии в несколько десятков километров. Рассуждать о качестве авианесущих кораблей в отрыве от проблемы их защищенности от воздушных атак (в данном случае — незащищенности) — это все равно, что носить воду решетом.

То же самое можно сказать и о кораблях сопровождения, вместе с которыми формируется авиационная ударная группа. Таких кораблей, а они должны быть как минимум фрегатами, а лучше эсминцами, у нас тоже нет. И неизвестно, когда появятся. И это отдельный разговор, также весьма грустный.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

60 КОММЕНТАРИИ

  1. Во времена перед ВОВ англы хотели делать авианосцы из композита. Предлагалось намораживать айсберг из соломы. По расчетам материал выходил прочным и достаточно долговечным — таял медленно. Материал назывался «pykrete», а проект авианосца — Habakkuk. Идея для нас, имхо.

    • идея была, Серый, да — неудачная. вот тут https://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/gitlerboloid-kaput/, и вот еще https://regnum.ru/news/2311381.html, при том что срок его службы не превышал бы пары лет… да, полноценный авик тех времен — это где-то десятка полтора-два лимонов вечнозеленых; ну так и «Хабы» эти предлагались только в виде корпуса за 700 штук фунтов, читай ляма по полтора — и это без начинки!!!))))))) ну, собственно, и идею-то предложил шизофреник, почитай биографию автора))))))) так что как «эрзац-корыто» времен ВМВ — еще туда-сюда (но за вполне реальные деньги!), но сейчас, когда паршивенький корпус в состоянии угробить многомиллиардные по стоимости системы управления, РЛС, РЭБ, да сами самолеты стоят десятки миллионов штука!!! цена чисто корпуса не так и высока, в сравнении, а «фарш» один черт нужен такой же… на бесконечных замораживаниях новых корыт разориться можно! я уж молчу о том, что для этого чудовища (массой уже не в сотни тысяч, а в десятки миллионов тонн!) потребуются принципиально новые двигательно-энергетические установки (ага, как раз то самое, чего в РФ ну просто завались!), да и без металла все равно не обойтись — а сколько на такое потребуется арматуры, ба-а-а-альшой вопрос!))))))))))
      так что идея сродни аналогичной по замене автоматов в войсках стальными ломами!))))) а чего — прочен до изумления, техологичен и неприхотлив предельно, особых усилий при освоении не требует, крайне долговечен, в рукопашной великолепен, ремонтопригоден кем угодно и в любой слесарке — и только один, крохотный недостаток, портящий всю картину!)))))) стреляет ну совсем хреново!!!))))))))))

  2. Отправьте Трорка в армию, пусть там научат его любит Родину. Покапает окопы, полежит под поезжаюжим танком, марш-бросок пробежит, тогда станет сразу ясно, кто он и что из себя представляет. Очередной попугай ходорковский. Логика на уровне ясель.

    • дебильчик — я там еще в прошлом веке свое отбегал))))))) где надо покопал, где надо пробежал)))))) по теме возражения есть — или ты, Великай Воен, наконец-то научившийся картошку чистить, больше никакой логики из своих примитивных мозговых рефлексов выдавить не в состоянии?! кстати — ты. может, вИликАй логист, автору хоть чего-то заодно возразишь???)))))))) или сначала хоть пЕсать грамотно научишься, «…поезжаюжим(!!!) танком…»?!))))))))) одна буква — погрешность набора, а вот этот перл… ты, видать, если и был в армии — то на должности принеси-подая, таких тупых выше не пускают даже там — ну, если папы-мамы не генералы/генеральские любовницы))))))))))))
      так как — автору натужишься возразить, или предметно разговаривать — ты «нИАсилил»?)))))))))

        • я, вообще-то, из «забугорных неправильных русских», так что в РФ к родне приезжаю (с 2014 — уже не могу, увы), а во вторых — а каких это «таких»?! а в России, видимо, место только таким как ты?! тупеньким, глуповатым, родной речью толком не владеющим и писать грамотно даже не способным — зато при любом удобном и неудобном случае визжащим, что оне «патриеты», а потому истина в последней инстанции?!))))))
          так чем ты там так сильно гордишься??? автору осмелишься возразить (аргументированно, конечно, какашку кинуть «аффтырь пеши есчо» любой имбецил способен)???)))))) ну, жду идей)))))))

  3. Таких узконаправленных людей как ты жалеть нужно. Ибо такие ни на что не способны, кроме как кричать с колокольни о том, как где то плохо. И за границей ты живёшь, за счёт своей «правильной» позиции по отношению к Родине, которая способствовала твоему становлению, дала тебе образование.

    • то есть — вместо аргументированных ответов или мыслей по армейским вопросам ты, клоун, начал размазывать сопли в стонах «за все хорошее» — цитата «…людей как ты жалеть нужно… позиции по отношению к Родине…»))))) то есть — ничего конкретного, но «я плААААхой, а ты хААААроший»))))))
      ты что — с собрания пропагандонов выскочил, а переобуться не успел?! для начала, ни одна родина, какая бы она ни была, ничего мне не «давала», скорее одалживала(!!!) в расчете на последующую эксплуатацию моих мозгов, знаний и интеллекта))))) ты в самом деле такой примитивный, и пытаешься перевести патриотизм в формат «она мне — а я ЗА ЭТО должен»??? странная у тебя любовь к родине!!! а если бы «не дала» — все, никаких отношений?!)))))) там у вас все такие прошаренные патриоты?!))))) заметь — для меня понятия «родина» и «власть» — это РАЗНЫЕ понятия, а для тебя?! или такой хитровжаренный «патриот — ты мне, я тебе» под понятием «родина» подразумевает именно «класс хозяев»??? тогда — понятно, но ты мне противен…
      ну, и в завершение — «за границу» меня определила как раз та самая «новая власть» (для тебя полный аналог и символ «родины»), лично я всю жизнь с момента рождения прожил в одном городе, не шустря в поисках «самого правильного отечестваы» — так кому и чего я там должен???)))))) и что ты понимаешь под моим «становлением» — ограбление приватизацией, или бесконечные налоги, или периодические поднятия цен… это и есть то самое щедрое «способствование»??? ты случайно головой ни об что твердое не ударялся?!
      ну, а самое главное — по теме есть чего возразить автору и его поддерживающим??? или ты, за отсутствием идей, решил просто поскулить про «вы все враги, а я патриот»?)))))) обычно когда всуе начинают поминать «родину», «скрепы», «диды воевале» — совершенно не к месту и не ко времени — то это всего лишь попытка за убогостью аргументов на эмоциях соскочить! ты совсем слился, да? ну, жаль мне тебя — такой примитив… как я, в целом, и ожидал — как только оказалось, что всех твоих знаний об армии хватило на убогое «…Отправьте Трорка в армию, пусть там научат его…», на чем ты прогорел, ибо я-то как раз армию знаю из личных впечатлений — то и все, весь твой боевой задор в пшик вышел… а больше и нет у тебя ничего — ни сколько-нибудь развитого интеллекта, ни сколько-нибудь заметного багажа знаний, ни даже профильного опыта — так, кратенькая методичка пропагандона)))) вот и тужишься на соплях и чуЙствах сыграть — авось прокатит?)))))) не-а, не прокатило — может, еще что в методичке поищешь? или просто — исчезни, с видом предельно оскорбленного глупыми Трорковскими придирками (надо же — конкретики требует, да еще и на оружие все время норовит разговор свернуть — и это на оружейном-то сайте! вот негодяй!) «истинного борца с проклятыми пиндосами/врагами/предателями/всеми-подряд»?!)))))) хоть не позорься….

  4. Военное обозрение: В самолетах-разведчиках Россия отстала от США на вечность — Свободная Пресса — Новое оружие. Современное оружие Россия. Новости России. Новости России сегодня. Война и армия.

  5. Не нужны нам авианосцы в таком количестве как, у США. А «догонять и перегонять» Штаты в этом вопросе может призывать или враг или тупица.

  6. Полностью согласен с Трорком. Автор статьи молодец. Со знанием дела и без излишеств. Совет Трорку: не мечи бисер перед …. Время впустую и эмоции… Понятен небольшой сарказм …. То что народу пудрят мозги на 6-ом приоритете обобщённых средств противоборства (оружие, с помощью которого ведутся боевые действия) имеет свой смысл в двух аспектах:1) отвлечь внимание населения от проблем в экономике (90 % эфирного времени — это новости про достижения в военной сфере и ситуация на Украине) и хоть немного добавить позитива на фоне сплошной деградации государства; 2) припугнув Запад военными новинками, выиграть время для манёвра. То что они в единичных экземплярах и особой погоды не делают — вопрос второй. Для его решения и требуется время. А он (второй вопрос) очень обширен. Это спектр направлений деятельности государства имеющих название приоритеты с 1 -го по 5-й в обобщённых средствах противоборства (концептуальный; фактологический; идеологический; экономический и оружие геноцида). Без чёткого понимания как они работают в единой схеме нет объективного анализа происходящих событий. А посему данный спор вокруг этой статьи (имею, прежде всего, ввиду твоих оппонентов) показывает уровень понимания происходящего коллегами. Когда не хватает обоснованных аргументов переходят на личностные оскорбления. Признак интеллектуальной недостаточности….
    А вообще-то приятно было почитать. И статья понравилась и познакомился с адекватными людьми. Надеюсь, ещё где-нибудь пообщаться. Удачи всем нам….

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя