Создание российского авианосного флота надо начинать с нуля
В России теоретически может начаться строительство авианосца с корпусом принципиально нового типа, который еще никогда не применялся при строительстве авианесущих кораблей. Об этом рассказал ТАСС представитель Крыловского государственного научного центра, который разработал аванпроект этого корабля. Его макет был впервые представлен на форуме «Армия-2018», проходившем в августе.
Проектируемый авианосец имеет два параллельных корпуса, которые соединены платформой-надстройкой. Но при этом два отдельных корпуса в корме к носовой части сходятся в один. В связи с чем схема корабля названа полукатамараном.
Такая схема позволяет при относительно небольшом водоизмещении использовать широкую полетную палубу, как у авианосцев, водоизмещение которых достигает 80 тыс. тонн и более. «В итоге корабль со средним водоизмещением способен вмещать полноценное палубное авиакрыло», — пояснил специалист.
В Крыловском центре уточнили характеристики перспективного авианосца. Его полное водоизмещение должно составлять 44 тыс. тонн. Для сравнения: у авианосцев США — 100 тыс. тонн, у российского «Адмирала Кузнецова» — 59 тыс. тонн.
Что же касается размеров авиагруппы, то здесь, действительно, запланировано рекордное для авианосцев легкого класса, к которым относится проектируемый корабль, присутствие летательных аппаратов — 46. На «Адмирале Кузнецове» их 50. Калькуляция тут такая: 12−14 истребителей Су-33, 12−14 МиГ-29К/КУБ, четыре самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), 12−14 вертолетов семейства Ка-27.
Правда, несколько смущает то, что крыловцы вписали в авиагруппу самолеты ДРЛОиУ, которых в природе не существует. И это прискорбное обстоятельство для страны, которая реально намерена создавать свой авианесущий флот. Отсутствие таких самолетов, которые способны одновременно существенно увеличить ударную мощь авиационной группы и оборонительные свойство корабля, не позволяют относить авианосцы к оружию XXI века. Самолеты ДРЛОиУ есть и у США, и у Китая.
Но о намерении создать их для ВМФ России уже давно ничего не слышно. Хоть раньше и предпринимались, что называется, робкие попытки — дальше макетов дело не продвигалось. Успехом могла завершиться разработка в ОКБ Яковлева турбовинтового самолета Як-44Э, который должен был выполнять патрулирование более 12 часов. Проектирование началось в конце 70-х годов. В 1992 году было прекращено финансирование проекта. При этом формулировку подобрали вполне реалистичную: в связи с прекращением строительства авианосцев.
Правда, сейчас активно заговорили о создании российского авианосного флота (хоть, правда, вероятность возрождения этого направления в отечественном кораблестроении не столь и велика). И в Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Бериева в инициативном порядке в этом десятилетии был выполнен эскизный проект палубного самолета ДРЛОиУ с турбореактивным двигателем. Ко всему прочему он должен обладать еще и малозаметностью.
Несмотря на неоднократные предложения о развитии проекта, ни Объединенная самолетостроительная корпорация, ни командование ВМФ не проявили к нему ни малейшего интереса. В связи с чем финансирование ОКР в обозримом будущем не предвидится. Собственно, тому есть вполне объективная причина — туманные перспективы строительства в стране нового авианосца.
И совсем уже парадоксально выглядит нежелание Крыловского ГНЦ проводить с ТАНТК им. Бериева взаимных консультаций относительно использования самолетов ДРЛОиУ на перспективных авианосцах, разрабатываемых крыловцами. В то же время даже никто из источников информационных агентств, то есть лиц неофициальных и не слишком ответственных, ничего не говорит о реанимации проекта Як-44Э. Молчат даже представители ОКБ Яковлева. И это понятно. ОКБ получило финансирование на разработку самолета с вертикальным взлетом и посадкой. А это, по сути, доведение до победного финиша самолета СВВП Як-141, четыре опытных образца которого уже и летали, и демонстрировали прекрасные показатели, недоступные существовавшим на тот момент самолетам такого типа. Однако все было остановлено в 1992 году.
ОКБ Яковлева в настоящий момент переживает довольно сложный период своей истории, обладая невысоким инженерно-техническим потенциалом. Довести до ума Як-141 — это яковлевцам вполне по силам. Но решать параллельно более сложную задачу — по сути, создавать новый самолет Як-44Э, который был доведен лишь до стадии макета, вряд ли будет по силам КБ, в котором осталось меньше пятисот сотрудников и нет производственной базы. А ведь яковлевцы еще и разрабатывают учебно-тренировочный поршневой самолет Як-152, который отстает от графика на 3−4 года.
Поэтому бериевский вариант выглядит более реально. Если, конечно, командование ВМФ, которое не может не понимать, что без палубного самолета ДРЛОиУ любой авианосец и универсальный десантный корабль превращаются в подслеповатое плавсредство, не проявит заинтересованности в этом типе летательных аппаратов.
А такой самолет будет нужен, даже если наши корабелы на протяжении нескольких десятилетий не построят ни одного авианосца. Потому что универсальные десантные корабли с авиационной группой на борту у нас точно будут.
А пока ситуацию с радиолокационным дозором на море иначе как чудовищной назвать невозможно. Задача ДРЛО возложена на вертолеты. На российском флоте их два. Не два типа или модификации, а две машины, которые называются Ка-31. В то же время этих вертолетов построено больше. Но 14 эксплуатируются в ВМС Индии, 9 проданы Китаю. Себе оставили только два.
Разумеется, возможности у вертолета существенно ниже. Ка-31 способен патрулировать небо в районе нахождения своего носителя лишь 2,5 часа, при максимальном удалении от посадочной палубы на 300 км. Расчетные аналогичные параметры для Як-44Э — соответственно 6,5 часа и более 1000 км. При этом вертолет способен лишь обнаруживать воздушные угрозы (до 20 целей), но не может наводить на них истребители. Высота патрулирования — 3500 м. При этом самолеты обнаруживаются на расстоянии в 100−150 км, надводные корабли — 250−285 км.
У самолета другие возможности. Патрулирование проходит на высотах от 3000 м до 11000 м, что значительно расширяет радиогоризонт в сравнении с Ка-31. Самолеты с ЭПР 3 кв.м. обнаруживаются на расстоянии до 250 км. Крылатые ракеты — от 165 км («Гарпун») до 220 км (AGM-86). Одновременно сопровождается до 150 целей, на цели наводится до 40 истребителей. Как видим, разница в возможностях вертолета и самолета громадная.
Однако велика разница между гипотетическим Як-44Э и реальным американским самолетом ДРЛОиУ Northrop Grumman E-2D Advanced Hawkeye, который в этом десятилетии начал заменять на палубе авианосцев и универсальных десантных кораблей модификацию Grumman E-2C Hawkeye. Новый самолет с дозаправкой в воздухе может проводить в воздухе более 7 часов. На нем установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой, благодаря чему сканирование в вертикальной плоскости выполняется электронным отклонением луча. Одновременно сопровождаются до 2000 целей, выдается целеуказание 100 самолетам или ракетам. Максимальная дальность обнаружения габаритных целей — 620 км.
К достоинствам РЛС APY-9 также относится возможность работы с самолетами пятого поколения, построенным по стелс-технологии. Также E-2D имеет возможность наводить на цели не только истребители, но и противоракеты морских систем ПРО «Эджис», размещенных на кораблях сопровождения.
Запланировано строительство 75 самолетов, которые будут поставляться в ВМС США до середины следующего десятилетия.
В заключение необходимо сказать, что все разговоры о том, какие нам нужны авианосцы, без наличия программы по созданию палубного самолета ДРЛОиУ абсолютно бессмысленны. Без этих самолетов любой авианосец, каким бы хорошим он ни был, превращается в подслеповатую утку, не имеющую представления о том, какие неприятности заготовлены противником на расстоянии в несколько десятков километров. Рассуждать о качестве авианесущих кораблей в отрыве от проблемы их защищенности от воздушных атак (в данном случае — незащищенности) — это все равно, что носить воду решетом.
То же самое можно сказать и о кораблях сопровождения, вместе с которыми формируется авиационная ударная группа. Таких кораблей, а они должны быть как минимум фрегатами, а лучше эсминцами, у нас тоже нет. И неизвестно, когда появятся. И это отдельный разговор, также весьма грустный.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
на.. авианосец нужен?
бомбить отсталые страны.
потому что одна сверх звуковая ракета- и пиндец ему.
так что постройка авианосца- сродни с олимпиадой или чемпионатом- понты одни.
Начнём с того : что у СССР было на вооружении 65.000 танков и 38.000 баллистических ракет.
Сейчас в рф на вооружении 22.000 танков. Хотят воссоздать бржд. Вроде деньги на это выделили. Пробейте сколько танков состоит на вооружении Европы. То : что в рф был создан нездоровый перекос в вооружении — очевидно. Тупые руководители советской партии — очевидно. Только простому народцу — повыше колена. А теперь : с точки зрения обеспечения баланса : у рф должно быть 8 авианосцев класса шторм. + Береговая авиация ВМФ. А теперь посчитаем финансовые затраты :
— Программа создания шторма 5 млрд usd + постройка 8 по 1.5 млрд за шт.
— Доведение до ума миг 35 + постройка 70 шт на каждый авианосец. Итого : 16 млрд usd.
— Программа создания авианосного самолета дрло 1 млрд usd, + постройка 50 шт ( 24 на 8 авианосцев ). Итого : 3.5 млрд usd.
— Постройка 2 пристаней на охотском море, 2 в Карском, 2 в Сирии. Итого 6 млрд usd.
— Постройка 64 корветов существующего класса в охранение к каждому авианосцу по 8 шт/авианосец. Итого : 6 млрд usd.
— Постройка 24 крейсеров строящегося класса в охранение к каждому авианосцу по 3 шт/авианосец. Итого : 12 млрд usd.
— Постройка 8 пл проекта 971 в охранение к авианосцам по 1 шт/авианосец. Итого : 5.6 млрд usd.
— Постройка 8 быстроходных танкера. Итого : 1 млрд usd.
— Постройка 8 быстроходных транспортного корабля снабжения. Итого : 1 млрд usd.
Для береговой обороны :
— Постройка 150 су-30 на каждый из 4 флотов рф. Итого : 24 млрд usd.
— Постройка для них по пяток аэродромов на каждый флот ( с благоустройствами для персонала ). + вооружение каждого полком с-400. Итого : 20 млрд usd.
Как видим : все умещается в 112 млрд usd в течение 10 лет. Для эрэфии — цена подъёмная. Таким образом : дело заключается только в собственном нежелании иметь всё это добро.
нет наших людей в правительстве и других гос.структурах — одни враги и воры.
Любая авианосная группа против государства, у которого есть ядерное оружие и средства его доставки, полное фуфло. Со своими АУГ США может выёживаться перед такими государствами как Ирак и т.д.
Авианосная группа замечательная плавающая мишень, вам господа необходимо вспомнить чем закончилась история с линейными кораблями.
У меня давно сложилось мнение, что США строят авианосцы не для войны, а для решения своих внутренних экономических проблем. Для серьёзной войны авианосец не годится. В комментариях кто-то писал про 100500, про эту ерунду несколько лет назад уже давали подробное описание,. Пока всё развернут, да ещё темп стрельбы томагавком, например с АПЛ, одна ракета в минуту, а их там 54. Короче говоря кончится для США не начавшись.
Авианосцы — оружие вчерашнего дня, плавающие гробы.
Написано по делетански. Вертолетный вариант имеет ряд безусловных приемуществ перед самолетной.
1. Вертолет можно использовать не только с авианосцев но и с легких фрегатов
2. Важной особенностью вертолета является его способность зависать в просьранстве и перекрывать особо опасные ракетные и самолетные напрпвления. При полете самолета непрерывно возникают слепые зоны за хвостовой частью самолета.
3. Вертолет может маневрировать в зоне нулевых скоростей или доплеровских смещений что делает его невидимым для ПВО потивника
Куда девались Королёвы, Янгели и из каких щелей выползли Чубайсы, Сердюковы и прочие насекомоподобные? О каком паритете можно говорить с амерами с нашими менеджерами, юристами и экономистами в области вооружений. Похоже 41 год нас ничему не научил и опять в случае боевых конфликтов будем строить братские кладбища на миллионы захоронений. Да и бабы в России не слишком то и рожать стремятся. Зато яхт за последнее время настроили впереди планеты всей, даже саудитов переплюнули. Всю современную технику за рубеж гоним а себе Т-72 МОДЕРНИЗИРУЕМ. Не умеем мы учиться на чужих ошибках, а свои слишком дорого народу обходятся. Поэтому сидеть нам нужно тихо и не дергаться пока своих олигархов не сделаем истинными патриотами.
Рыба гниёт с головы Юра. Чего выращиваем то и растёт. Насчёт — «себе старьё модернизуем а новинки дяде (а жену в бляди)»» — Так с родной армии «кашерной валютой» не возьмешь.
Мне вообще иногда кажется»(был бы верующим перекрестился) что единственная действующая армия в стране на сегодня — это чинуши, для которых «свой народ»» давно определён, и он по другую сторону государственной границы.
ну, зато вон Шурик, комментом выше, по-не»дЕлетански» рассуждает, что вертолет круче самолета! по всем параметрам!))))) потому что вертолет может зависать в «просЬранстве», прости господи)))))) нет, я понимаю, что просто опечатка — но, блин, ну как же в строку)))) а еще у вертолета имеется «эффект Допплера», оказывается, ну надо же — и именно потому, что он НЕ движется или движется относительно медленно!!!))))))) и этот человек рассуждает о дилетантизме… победа ЕГЭ во всей красе… думаю, и чинуши, папо-мамины деточки, партбонзами-родственничками в спецшколах выкормленные, тоже мало чем отличаются… вот и получается что получается!)))))
Тут все государство уже давно в доплере, колебаться и смещаться некуда уже.
После «славных лет» либерального руководства — государство потребуется переучреждать. Если останется что.
лови, Ктулху! некоторые классические вещи применимы в любое время!))))) https://cont.ws/@gonzosay/1097111 прекрасная подборка фотокомментариев, по мне, так и добавить нечего))))))
Не только в любое время, но и к любой стране. Где то побольше где то поменьше, в пр%центной зависимости от концентрации моральных уродов в структурах власти. Сталин эту породу извести не смог, и даже в современной КимЧенИрии они присутствуют.
Это в самой природе человеческой популяции. Сложившиеся социально-политические формации при существующей капиталистической мировой парадигме развития вообще этому способствуют.
Культ героики, рыцарства и прочих высоких устремлений ноне не в чести. Экономика (КУЛЬТ) потреБлядства так сказать.
p.s.. А деффки под лозунгом «Порву за Путина» понравились, да. Я бы посмотрел чем и что они себе»» собираются порвать.
Хотя считаю они бы предпочли чтобы «Кумир им самолично что нибудь порвал.
в общем-то да… насчет «Великого Джу» не будем, договаривались ведь — ты ж в курсе моего мнения… он конечно сорняки полол — только методом сплошного коврового пролива ДДТ…
а так не спорю — в принципе, подходит почти любому нынешнему государству, не уверен за часть европейских — Швейцарию, Данию, Норвегию и еще пару-тройку тех, где оружие максимально разрешено… в остальных — ага, так и есть…
а за деффачек — аж пересмотрел еще раз, я на них так внимания не акцентировал)))))) обычные «бешеные пуськи», им по сути все равно, кто заплатит — за того и «того»))))))) они, думаю, уже и забыли, чего там когда-то рвалось, а уж чем именно — и вовсе скрыто туманом времени, чего там только не побывало))))))))))
Часто так бывает в интернете . В названии статьи написано : «Известный артист такой то , из последних сил борется с тяжелым недугом». А в самой статье написано , что по слухам , он подхватил насморк. Тоесть , оказывается , что РФ отстала не по самолетам разведчикам , а по самолетам ДРЛО , используемых на авианосцах. Гениальное наблюдение. Не иначе как потому , что у нас нет самих авианосцев ( Кузнецов — авианесущий крейсер). Статья Тучкова пропитана каким то странным осуждением. Как будто , не имея авианосцев , специализированные самолеты для них неприменно надо было построить . Не иначе как для того самого, распила бабла. ОКБ Яковлева в настоящее время находится в составе » Корпорации » Иркут» «. Это серьезная военная корпорация у которой есть все необходимое для успешного ведения бизнеса. И деньги , и производственные мощности и достаточное количество сотрудников. В области ВПК в России выросли крепкие оборонные монстры , но писать нам про то , что все пропало будут еще долго. Чисто из политических мотивов. Раз власть плохая , значит все должно быть плохо. А кто думает иначе — не свободомыслящая жертва пропаганды властей. Масштабное перевооружение Российской армии и флота началось в 2011 г. В общем то , совсем недавно. Да, часть грандиозных планов съел кризис 2014 г. Но для укрепления обороноспособности за столь короткий срок сделано не мало. И есть политическая воля и необходимые ресурсы для продолжения данной работы. Военный расклад сейчас такой. Не секрет , что РФ исходя из имеющегося военного бюджета, не сейчас ни в ближайшем будущем , не сможет по количеству обычных вооружений (танки , самолеты, корабли) сравняться с НАТО. Если все НАТО (что крайне маловероятно) совершит против нас агрессию , задача всей нашей армии и флота -причинение обычным и тактическим ядерным оружием противнику неприемлемого для него ущерба , а в крайнем случае применение стратегического ядерного оружия. С Китаем при его современном уровне военного развития , обычными вооружениями справиться сможем . Хотя для этого придется временно перебросить на восток РФ все военные силы. Украина и Афганские талибы будут нами жестко биты, если захотят проверить нас на прочность. Тоесть , ВС России на сегодняшний день по силам защитить страну от имеющихся военных угроз. Вот, что главное. Остальное- сопли неудовлетворенных окружающим миром подростков. Мы не собираемся подобно США лезть в каждую дыру и корчить из себя мировых гегемонов, соревнуясь с ними в статусном величии , великодержавности, или как там сейчас это называется. Все это у нас уже было. И какова истинная ценность всего этого? Имеющаяся у нас военная сила позволяет ,не опасаясь военного давления извне, проводить внешнюю политику в корыстных интересах России. Большего на сегодняшний день нам не надо.