Русские эмигранты и их вклад в иностранную авиацию

Не всегда талантливый конструктор или инженер может реализовать свои таланты и умения в собственной стране. Известно немало случаев, когда хорошие специалисты уезжали за рубеж и уже там совершали новые открытия или создавали выдающуюся технику. Так, в прошлом веке, на фоне бурного развития мировой авиации, заметный вклад в развитие зарубежных отраслей внесли инженеры российского происхождения. Вспомним некоторых самых известных соотечественников, по тем или иным причинам работавших за границей.

Эмиграция и вертолеты

Пожалуй, самым известным зарубежным авиаконструктором российского происхождения является Игорь Иванович Сикорский (1889-1972). Карьера Сикорского в сфере авиации началась в 1908 году, когда он вступил в воздухоплавательный кружок Киевского политехнического института. Студенты и преподаватели-участники кружка занимались расчетами и строили экспериментальную технику. До 1911 года при участии И.И. Сикорского были разработаны и построены несколько опытных вертолетов, которые, впрочем, не оснащались автоматами перекоса и иными необходимыми устройствами, что ограничивало их возможности.

На тот момент создание полноценного вертолета было невозможным, и потому Сикорский сосредоточил усилия на самолетной тематике. В 1911 году он выучился на летчика, а вскоре поступил на службу в бюро Русско-Балтийского вагонного завода. В следующие годы молодой конструктор стал основоположником многомоторной авиации – первым образцом такого рода стал самолет «Русский витязь».

Русские эмигранты и их вклад в иностранную авиациюИ.И. Сикорский в кабине вертолета R-4 собственной разработки, 14 августа 1944 г. Фото US Coast Guard

До 1917 года И.И. Сикорский занимался разработкой новых образцов авиационной техники разного назначения и с различными характеристиками. Значительная часть проектов была доведена до серийного производства в интересах русской армии и дала самые заметные результаты. Однако две революции 1917 года поставили точку в этих процессах. В феврале 1918 года выдающийся конструктор покинул Россию и направился в Лондон, откуда затем поехал в Париж.

Сикорский предложил французскому командованию свою помощь в развитии авиации. Вскоре появился контракт на строительство нескольких многомоторных бомбардировщиков. Однако через несколько месяцев после этого было заключено перемирие, вследствие чего контракт аннулировали. Оставшись без заказов, конструктор-эмигрант решил перебраться в США.

В первые годы в Нью-Йорке И.И. Сикорский не мог найти свое место в авиастроении, из-за чего был вынужден зарабатывать частными уроками. Новая компания Sikorsky Aero Engineering Corporation была основана только в середине двадцатых годов. Впрочем, первые годы ее существования тоже не были простыми. Компания занималась разработкой и мелкосерийным строительством самолетов разных классов и различного назначения. В разное время были созданы бипланы и монопланы, летающие лодки и т.д. – в общей сложности полтора десятка проектов.

В самом конце тридцатых годов И.И. Сикорский вновь вернулся к тематике вертолетов и занялся полноценным проектированием такой техники. В сентябре того же года в воздух впервые поднялся опытный вертолет VS-300, предназначавшийся для проведения первых испытаний. Любопытно, что эта машина во многом была похожа на экспериментальный образец 1909 года от воздухоплавательного кружка.

Настоящий успех к вертолетам Сикорского пришел в 1942 году. В самом начале года состоялся первый полет новой машины R-4 Hoverfly. Эта машина могла брать на борт пассажиров или груз, что позволяло использовать ее в армии. Уже в мае того же года R-4 приняли на вооружение и поставили в серию. Всего было построено более 130 новых вертолетов. Таким образом, R-4 И.И. Сикорского стал первым в мире серийным вертолетом.

R-4 достаточно быстро показали реальные возможности вертолетной техники в контексте армейской эксплуатации, и проложили дорогу новым винтокрылым машинам. В дальнейшем армия США регулярно заказывала разработку новых вертолетов, соответствующих ее требованиям. Во многих подобных конкурсах побеждала компания Sikorsky.

Компания, основанная И.И. Сикорским, существует до сих пор и является одним из лидеров своей отрасли. За время своего существования она разработала и поставила в серию почти три десятка типов вертолетов, не считая многочисленных модификаций. Также велась активная работа по созданию экспериментальных образцов. Сейчас компания принадлежит корпорации Lockheed Martin и продолжает свою деятельность.

События последних десятилетий и нынешняя ситуация позволяют утверждать, что Игорю Ивановичу Сикорскому удалось стать самым успешным, удачливым и знаменитым авиаконструктором-эмигрантом, начавшим свою деятельность в нашей стране и продолжившим работу за рубежом.

Летчики, конструкторы, эмигранты

Значительный вклад в развитие ВВС США в прошлом внесла компания Seversky Aircraft Company, основанная в начале тридцатых годов. Позже она была преобразована и переименована в Republic Aviation Corporation, а затем вошла в состав Fairchild Aircraft (ныне упразднена). Основателем этой компании был русский летчик и конструктор Александр Николаевич Прокофьев-Северский (1894-1974). Понимая трудности эмиграции, он старался принимать на работу своих соотечественников. Самым известным его сотрудником стал Александр Михайлович Картвели (1896-1974).

Читайте также  Авиация США: «у Билли есть штуковина»

А.Н. Прокофьев-Северский в кабине самолета SEV-3M. Фото Smithsonian National Air and Space Museum / airandspace.si.edu

В 1914 году А. Прокофьев-Северский окончил Морской кадетский корпус, и вскоре попал в Севастопольскую авиационную школу. Любопытно, что еще до поступления в кадеты будущий офицер успел освоить азы пилотирования аэропланов – его обучал отец. В июле 1915 года молодой специалист завершил обучение и официально стал летчиком. К большому сожалению, летная карьера продолжалась не слишком долго. Во время боевого вылета А. Прокофьев-Северский был тяжело ранен и остался без ноги. Тем не менее, авиатор нашел в себе силы вернуться на службу.

Через несколько месяцев Прокофьев-Северский пришел на петроградский завод 1-го Российского товарищества воздухоплавания, где ему предложили наблюдать за строительством и испытаниями техники. Вскоре он начал работать и в конструкторском бюро предприятия. Самой известной разработкой этого периода стало особое лыжное шасси, обеспечивавшее эксплуатацию летающих лодок зимой – с замерзших водоемов. Кроме того, конструктор всеми силами пытался вернуться к летной работе, и ему в итоге это удалось.

После Февральской революции А.Н. Прокофьев-Северский несколько раз повышался в звании и получал награды. За считанные месяцы он дослужился до командующего истребительной авиацией Балтийского флота. В начале 1918 года опытного летчика и инженера отправили работать в российское посольство в США, которое, однако, вскоре прекратило свою деятельность. Знаменитый пилот остался без работы, без перспектив и без возможности вернуться в Россию.

К счастью, Прокофьев-Северский нашел поддержку в лице генерала Билли Митчелла, стремившегося развивать военную авиацию Соединенных Штатов. Генерал устроил российского специалиста в военное ведомство на должность консультанта по вопросам самолетостроения. Через несколько лет А. Прокофьев-Северский получил американское гражданство и звание майора ВВС. Работая в министерстве обороны, пилот и конструктор попытался основать собственную авиастроительную компанию, но она быстро закрылась из-за финансовых проблем.

А.М. Картвели и истребитель P-47. Фото журнала Life

Вторая попытка выхода на рынок имела место в 1931 году, когда была основана Seversky Aircraft Company. Фирма не была большой, и потому ее основатель был президентом, конструктором и летчиком-испытателем одновременно. При этом Прокофьев-Северский не стал назначать себя еще и главным конструктором. Эту должность он отдал другому инженеру-эмигранту – А.М. Картвели.

Во время Первой мировой войны будущий конструктор Картвели служил артиллеристом. Познакомившись с аэропланами, он решил заниматься авиацией, но в течение долгих лет не имел такой возможности. В 1919 году А. Картвели и несколько других молодых специалистов отправились во Францию для повышения квалификации в качестве артиллеристов. Уже во время учебы будущий авиаконструктор, видя сложную ситуацию на родине, решил не возвращаться домой и остаться в Европе. Вскоре после этого он поступил на службу в компанию знаменитого Луи Блерио.

В конце двадцатых годов Картвели пригласили в США. Он принял предложение и стал сотрудником фирмы Atlantic Aircraft Corporation. Позже А.М. Картвели познакомился с А.Н. Прокофьевым-Северским и получил новое предложение о смене места работы. В 1931 году он стал главным конструктором Seversky Aircraft Company. Этот пост оставался за ним в течение длительного времени.

За время своей работы в фирмах «Северски» и «Рипаблик» два авиастроителя-эмигранта создали широкий спектр авиационной техники разных классов и типов. Основной специализацией компаний являлось производство боевых самолетов для фронтовой авиации, и в этой сфере были получены примечательные результаты. Так, истребитель-бомбардировщик Republic P-47 Thunderbolt нередко именуют лучшим самолетом своего класса периода Второй мировой войны.

А.Н. Прокофьев-Северский и А.М. Картвели в кабинах опытного истребителя Seversky P-35. Фото Alexanderkartveli.com

До конца жизни А.Н. Прокофьев-Северский был знаменитостью национального масштаба и считался одним из ведущих американских специалистов в области авиации. Он оставался консультантом Пентагона, а также читал лекции в университетах и участвовал в различных тематических мероприятиях. Его товарищ по фирме и эмиграции А.М. Картвели всю свою жизнь посвятил конструкторской работе. По некоторым причинам, он не стал знаменитостью, как Прокофьев-Северский, но все же внес самый серьезный вклад в развитие американской авиации. Его последнее творение – штурмовик Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II – до сих пор состоит на вооружении.

Технологическая эмиграция

В большинстве случаев российские авиаконструкторы уезжали за границу или не возвращались домой из поездок из-за неприятия новых властей. Однако имели место и иные случаи, представляющие особый интерес. Так, конструктор Иван Иванович Махонин (1885-1973) не просто выехал во Францию по собственному желанию. Его отправили туда особым распоряжением руководства с целью разработки новых проектов.

Читайте также  Вечерние полеты на аэродроме "Центральная Угловая". Фотогалерея

И.И. Махонин, 1928 г.

Незадолго до начала Первой мировой войны И.И. Махонин окончил Политехнический институт в Санкт-Петербурге. Вскоре после этого он основал собственное конструкторское бюро, основной сферой деятельности которого стало разнообразное авиационное вооружение – от пулеметов до бомб. Такая работа продолжалась до 1919 года, когда появились новые предложения в иных областях. Конструктор заинтересовался железнодорожной тематикой, а также смог заинтересовать своими предложениями новые власти.

В том же 1919 году по проекту И. Махонина построили несколько локомотивов с маломощными дизельными двигателями. Вскоре появился проект аккумуляторного электрического локомотива. Собственно локомотив дополнялся специальным тендером, в котором находилось несколько сотен аккумуляторов. Источником необходимых запчастей стали старые подлодки. В ходе испытаний новый «электровоз» добрался из Петрограда в Москву за 12 часов с одной промежуточной зарядкой.

В тот же период конструктор-энтузиаст предложил проект сверхкрупного дирижабля, способного взять на борт до 60 тыс. пудов груза (порядка 960 т). Такой дирижабль можно было бы оснастить многоярусной гондолой с грузовыми и пассажирскими отсеками на 1000 человек. Концепция крупного грузопассажирского дирижабля заинтересовала ответственных лиц, но предложение сразу столкнулось с серьезными затруднениями. У молодого советского государства отсутствовали технологии и материалы, необходимые для строительства такой техники.

В 1921 году И. Махонин, получив необходимые разрешения и определенную поддержку, выехал из Советской России во Францию. Конструктор-эмигрант сохранил хорошие отношения с властями и коллегами. Благодаря этому, в частности, его работы регулярно появлялись в отечественной профильной прессе.

Во Франции российский специалист занимался проработкой различных идей и решений, часть которых была доведена до производства. Так, к середине двадцатых годов его компания La Compagnie des Carburants Makhonine начала выпуск т.н. дистиллированного топлива, получаемого из угля. Оно предназначалось для двигателей внутреннего сгорания автомобилей, судов и самолетов. Впрочем, в 1927 году французские власти распорядились закрыть производство из-за негативного влияния на экологию.

До и после переезда во Францию И.И. Махонин проявлял особый интерес к авиации и регулярно предлагал новые идеи. В первую очередь, прорабатывались нестандартные решения, направленные на повышение основных характеристик техники. Первый серьезный результат такой работы появился в 1929 году. Это был опытный самолет Mak.10 с крылом изменяемой геометрии. Впоследствии этот прототип был доработан и получил название Mak.101.

Опытный самолет Mak.10, консоли крыла выдвинуты на максимальный размах. Фото журнала Flight

Экспериментальный самолет получил особое крыло с подвижными консолями. По команде пилота, они могли выдвигаться из центроплана или втягиваться внутрь, изменяя размах и площадь крыла. Увеличенный размах улучшал взлетно-посадочные характеристики самолета, а сокращенный позволял оптимизировать скоростной полет. Испытания подтвердили такие особенности техники, однако привели к выявлению ряда проблем.

В 1940 году нацистская Германия оккупировала Францию, и опытный Mak.101 оказался в ее распоряжении. Вскоре машина была утрачена. Согласно одной версии, французский летчик-испытатель, привлеченный немцами к тестовым полетам, сознательно разбил ее. По другой версии, прототип был уничтожен в результате бомбардировки Союзников. Так или иначе, немцы не смогли полноценно изучить интереснейший трофей и, соответственно, заимствовать конструкторские решения.

В 1947 году И. Махонин построил опытный самолет Mak.123, являвшийся дальнейшим развитием предвоенного образца. Одним из главных его отличий была длинная многоместная кабина, которую также можно было использовать в качестве грузоотсека. Mak.123 был испытан, но не продвинулся дальше. Из-за войны конструктор потерял несколько лет, и за это время поршневые самолеты с прямым крылом успели морально устареть. Mak.123 не имел реальных перспектив.

Проект Mak.123 стал последней разработкой И.И. Махонина в области авиации. В дальнейшем русский конструктор-эмигрант и его коллеги занимались проблемами создания новых сортов горючего и развития двигателей внутреннего сгорания. Некоторые наработки этих проектов впоследствии нашли применение в тех или иных сферах. Возможно, проекты И.И. Махонина повлияли и на развитие французского авиастроения, но его самолеты так и остались любопытным экспериментом без реального будущего.

* * *

События отдаленного прошлого сказались на великом множестве судеб. Многие люди, в том числе специалисты авиационной отрасли, были вынуждены покинуть нашу страну или не смогли вернуться домой из заграничных поездок. Некоторые из них на новом месте смогли продолжить работу по основной специальности и даже достичь определенных успехов. Такие люди, как И.И. Сикорский, А.Н. Прокофьев-Северский или И.И. Махонин смогли реализовать себя в роли конструкторов, но свой вклад они все же внесли в зарубежную авиационную отрасль.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Собственных пролетарских некуда было девать, на пятачке жопами толкались. Например история Поликарпова с его И-185, или злая судьба красного барона Бартини. А где был бы Генеральный Конструктор Сергей Палыч, коли б не понадобился спец по ФАУ Лаврентию Палычу?
    Ну как то так.

    • помнишь, Ктулху, я на эту тему тебе как-то целую оперу накатал?!))))) ты еще не соглашался с бездарностью советского руководства времен 20-40-х?! видишь, каких людей вытурили из страны, и это ведь чисто авиационщики, да еще и крохотная подборка наиболее звучных имен?! а кем заменили — карьерист Яковлев, который даже то, что осталось — сжирал изо всех сил, того же Поликарпова вспомнить, как еще Лавочкин с Сухим уцелели?! или Курчевский с его ублю…скими динамо-реактивными каракатицами?! блин, да за одного Сикорского этих полит-надсмотрщиков на колья рассадить всех поголовно — даром отдать вероятному противнику такой интеллект?! ведь целенаправленно вытесняли и уничтожали инженерную верхушку, иначе не объяснить!
      а потом, после этой вакханалии, студентов русских из ВУЗов вытурили, происхождение подкачало, па-а-анимашь!((((((((( а своих Изь-Абраш — нет, у них «усе у порядку, шеф!», национальность правильная, страдательная такая — им мещанское происхождение простительно)))) вечно, вишь ты, жертвы, млять! удивительно ли, что в сравнении с вчерашними крестьянами эти кренделя выглядели большими интеллектуалами?! гении, прям каждый второй!)))))) а когда ядрен-батон пришлось клепать — обгадились жидко, опять русские потребовались)))))
      так как считаешь — действительно ли октябрьский переворот был таким уж благом для государства?! не для «ущербных наций», а именно для государства в целом???

      • Как вышло так вышло. Но ведь вышло же. С безграмотным населением, и полуграмотными руководителями, многие из которых пройдя горнило империалистической и гражданской стали форменными упырями, и пытались практически любой вопрос решать маузером и шашкой. Ибо образованное и лощеное дворянство сдриснуло просрав свою февральскую, и не пожелав вставать на одну планку с быдлом дабы удержать страну от говна в которое она скатилась.
        При всех эксцессах и недостатках то руководство все же смогло собраться сохранить что осталось и победить в страшнейшей из войн в истории цивилизации по крайне мере пока страшнейшей.
        Чего не могу позволить себе сказать о сегодняшних руководителях несущих на «одухотворённых» мордах лоск йельских и оксфордских семинаров. То красное» полуграмотное управление на мой взгляд на пару порядков компетентней и эффективней нынешнего.
        За описаных уехавших — нашли себя на чужбине и в флаг им в руки древко в ж… Зворыкин вон поработал со Сталиным и даже не съели.
        И насчет октябрьского блага, да ужас это был, Вавилон и блудница ебипецкая. Только вот началось благо» октябрьское с «блага»» февральского. И февральское на мой взгляд обладало разрушительными энергиями пострашнее октябрьского. Ещё и последний царь говнее говённого попался.
        Причины обоих «братьев месяцев» закладывались за сто лет до 17го года. То что надо было менять еще при Алексашке-1 протянули до Николашки-2. Сословная (кастовая) империя самодержавия гнила в течении ста лет до октября 17го. То что следовало поменять сразу после войны с французом-карапузом копилось век и упало на плечи Калюкана-2го, хилые ножки и подломились.
        Я сие к тому что избежать революций было невозможно. А то что она стала октябрьской, а не осталась февральской целиком заслуга говённой россейской элиты. Руки у господ из жопы росли, и власть забрали холопы.
        Благом ли обернулось? Да ни разу ни херра! Могло быть и лучше. Кабы вместо Калюкана был кто другой, да на месте Керенского кто другой. А кабы Саша-1й после изгнания корсиканского недомерка в скит на Еленин остров всё бы правильно разрулил, так и вообще глядишь никаких 17тых годов и в помине не было.
        И смысл сейчас на прошлое оглядываться и переигрывать? Из будущего такая воронка несётся что полмира махом проглотить может. И мне ли тебе рассказывать думаю ты сам чуешь, запах грозы трудно перепутать..

  2. для Ктулху.
    Много правильного, но со многим и не согласен.
    для начала, «форменными упырями» очень многие были без всякого «горнила», достаточно вспомнить лихих «интернационалистов» Троцкого https://cont.ws/@artads/653674, очень многие НИ ДНЯ не были на «империалистической», да и в гражданской главные упыри участвовали весьма опосредованно… впрочем, были и такие «выгоревшие», но больше на ролях исполнителей.
    да и «лощеное дворянство» — скорее мем, чем реальность. да, так называемый «высший свет» наличествовал, но для технического развития собственно его потеря была абсолютно незаметна. мы ведь говорим об инженерах, которые были вынуждены бежать, а не о богатых бездельниках?! этих-то как раз не жаль, но ведь вышло, что вместе с водой и ребенка… того… да и степень «лощености» весьма преувеличена — да, «великия князьи» и десяток кланов/фамилий типа «юсуповых» действительно с жиру лопались — но их, таких, было раз-два и все… по сути, полунищая основная масса дворянства как раз НЕ сдриснула — ты наверняка слыхал про «офицерскую дивизию» Дроздова, «офицерский полк» Маркова и так далее. дворян там по статистике было около половины личного состава, иногда больше. потом да, пропагандисты начали ВСЕХ, кто удрал от грядущего «счастливого будущего» оптом записывать в дворяне, хотя даже вот в этой статье нет ни одного дворянина)))))))
    кроме того, не согласен с тезисом «…руководство все же смогло собраться сохранить что осталось…» — именно что НЕ смогло, и в лихорадочном темпе принялось буквально по крохам восстанавливать ими же и разрушенное. более того — я уверен еще и в том, что если бы эти «смогшие» изначально так рьяно не разрушали государственные институты семьи, научного образования, государственного управления и так далее — война вполне могла бы быть далеко не такой «…страшнейшей из войн…». поведение этих «смогших» в войну вовсе не отличалось каким-то великим достоинством https://cont.ws/@eremin762/1082435, во многом победа в Войне обусловлена именно жесткой, даже жестокой эксплуатацией тыла. когда можно частично убедить, а больше заставить силой или там угрозой голода (я про разряды пайкового снабжения для служащих, рабочих и иждивенцев — вместо «пряника-оплаты» наоборот, кнут) — то даже вопиющие глупости смягчаются количеством, массовостью. не надо оптимизировать затраты на производство — можно заставить работать по 14 часов… да и «за родину», если ты не в курсе, сражались в меру сил даже изгнанные, те самые «лощеное дворянство» https://volnodum.livejournal.com/747085.html; https://777hawk.livejournal.com/705427.html. это и к вопросу «нашли себя на чужбине и флаг им…». да, были и на противоположной стороне — ну так и Власов поначалу был советским генералом! даже героем обороны Москвы!))))))))
    Зворыкин да, поработал со Сталиным. интересно, разделил бы он судьбу Королева, Туполева и прочих — если бы к моменту «общения» не был бы уже «мистер Сфорыккин», а оставался Козьмичем?! или мы и вообще не услышали бы о талантливом инженере Владимире Козьмиче, а по документам проходил бы «разоблаченный агент занзибарской разведки гражданин Зворыкин, дело №…, расстрелян в…»???
    да, февральский бардак неотделим от ноябрьского. вот тут полностью соглашусь. но на мой взгляд, не противопоставлять их надо друг другу, а рассматривать как звенья одной цепи, как наши хохломайданы — «оранжевый» был предтечей «гнидности», а вовсе не каким-то там антиподом!))))) а вот 1917-й подают как два совершенно противоположных события — типа, были негодяи-февралисты, а им в пику пришли святые спасители-защитники… да сам «побег» Керенского уже вызывает та-а-а-акие вопросы! https://inkazan.ru/article/tilda/28-11-2017/lenin-i-kerenskiy-kto-pomog-vozhdyu-postupit-v-kazanskiy-universitet, а еще http://rudocs.exdat.com/docs/index-562434.html?page=8))))) интересный взгляд на события?!
    а вот насчет того, что корни событий надо искать в далеком прошлом — согласен. только не во времена Саши-уан, там как раз можно говорить о «страна в разрухе, не до реконструкций» (кстати, Джугашвили часто этим оправдывают за «после 45-го») а скорее во времена Пети под тем же нумером и его папаньки, тоже тот еще жучара… и — ни одна революция, та самая, которая «неизбежная», не произошла без участия внешних спонсоров. я, по крайней мере, таких не знаю. соответственно, «неизбежность» любой революции обуславливается не столько внутренним режимом, сколько талантом/бездарностью контрразведки и готовностью власти защищать свое право на власть (извини за каламбур).
    да, напоследок — холопы власть как раз НЕ забрали. власть забрали приезжие друзья, сменившие собой старую аристократию, а также немногие выскочки, которые и так были не столько «холопами», сколько маргиналами, я имею в виду классическое определение https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB. именно НЕ люмпен, а маргинал.
    да, вот тебе еще для размышления https://cont.ws/@Prikhojanka/1082570, https://cont.ws/@orthodoxren/1083998 и напоследок https://cont.ws/@eremin762/1081417.
    а насчет НЫНЕШНИХ — я в них вижу точную кальку с ТЕХ, обоих видов, поскольку как раз не разделяю ни «буржуа», ни «комми» — естественно, если забыть о ДЕКЛАРИРУЕМЫХ лозунгах. обещают много и все, это уже норма… ну, а запашок… так я его чую еще с 2008-го, надо сказать. вот как-то сел, прикинул хрен к носу, и внезапно понял — воняет кровью, в ближайшем будущем, и воняет знатно! дико радовался, что в 2010-м до крови не дошло — ну так ненадолго, блин… до 2014-15 еще на ваших надеялся, ну а тогда осознал — зря. так что то, что ваши воспринимают как «внезапное», для меня новостью ну никак не выглядит. а оглядываться — нужно. воронка-то практически один-в-один, если бы почаще оглядывались, да ВИДЕЛИ, что именно и как произошло — может, поостереглись бы?! или злее были бы своевременно, а?! ну, да что теперь-то…

    • Ну как я уже однажды говорил, по кандидатуре Сталина мы никогда не договоримся. Мы все до сих пор живем тем, основы чего были заложены в ту эпоху. И за тридцать лет с позднего «пЯтнистого» до позднего «пУтнистого» настроеного до конца разворовать не можем. (Но предел уже виден). И как бы не относился кто к Сталину и сотоварищи, но страна строилась, чего за нынешних» дерьмасратов» никак не скажешь.
      На счет «столбовых» дворян, и разночинцев» инженеров и прочий люд интеллигентный или под его косящий. Степень благородства «благородий» определялась распоясавшейся толпой не по «глубине родового древа», а по качеству сукна пальто, благо бесхозных и осиротевших фонарей имелось в достатке.
      И что-то никто из «поцреотов» дивизий да полков за год до гражданской Рузского за руку не схватил и не в затылок не стрельнул, когда он Коляшу как терпелу горького на отступ разводил. Ни Гучкова не грохнул за развал армии во время войны, ни даже солдатские комитеты не перестрелял у себя в частях. Зато красиво подохнуть типа за Царя и Отечество и Российскую Империю сражаясь а рядах Антанты состоящей из злейших врагов России — это да, или же красиво пульку в лоб себе пустить в Стамбуле Бизерте или Париже — тоже зашибись.
      Не буду возражать, много было и достойных людей, и принявших случившееся достойно, и во Второй мировой занявших верную позицию, но вот не оказалось их в нужном месте в нужный момент. И Керенского не удавили, и Рузского не застрелили, и Коленьке Романову в рыло сапогом не дали, не вразумили что ты «блядь высокородная» делаешь?!», и Ульянов как на параде в Петроград приехал, и Зимний тоже по тихому взяли. Короче, обосрались господа по полной программе, и нигде то не успели. Да и о чем говорить коль сами «Великие Князья» революцЪионными поветриями страдали.
      Что до Сашки Первого, то на мой взгляд наиболее удобная и безболезненная точка изменения развития фазового аттрактора исторического пути России, в спокойные времена историческая инерция труднопреодалима. Ближе точка только в 1945-м, можно было бы продолжить войну и принудить Запад к миру на условиях СССР, но кровищи было б мильёнов сто. Например, обвинение западных элит в устранении Рузвельта, десант на Аляску в апреле 45-го, контроль Берингова пролива, (ибо флота не было по другому океан не перепрыгнешь), тайные переговоры с Японией о войне с САСШ, устранение ключевых фигур Манхэттен проекта. Могло бы и срастись.
      Глубже в историю копать бессмысленно, что во времена Пети-1 что Вани-4 сил было недостаточно дабы нагнуть Запад. Разве что где то в пределе 7-9 веков, когда еще юг Балтики был славянским, но это уж больно далекая история.

      • знаешь, извини, но я не очень понял твой ответ…
        про «кандидатуру Сталина» — так я вроде его едва упомянул, да и то скорее как аналог ситуации, всего лишь. так что зачем ты его так рьяно бросился защищать — ну, как бы… нет, никто не спорит, что «…нынешние дерьмасраты…» и близко по уровню рядом не стоят — ну так причем тут вообще «нынешние»??? это как если бы я вспомнил про битву при Гавгамелах, а ты ринулся защищать Дария или Македонского)))))))))
        насчет «степени дворянистости» — так и я о том же! ринулись скопом уничтожать все, что не соответствовало «гегемону» по степени замызганности — ну так и про СССР-е по тем же признакам можно было вырезать всю верхушку, тоже ведь не в шмотках из ивановских ситцев щеголяли, все на англицкую шерсть слюни пускали… причем — как во времена «позднего Бровеносца», так и во времена «сурового Железного»)))))))
        туда же и вопрос насчет «поцреотов» и Рузского — я ж про это и писал. по сути, предатели были и те, и другие, причем одни просто плавно передали власть следующим, без лишних потрясений и катаклизмов. а реальные патриоты опомнились только тогда, когда по сути уже поздно стало «пить боржоми»!!! вспомни 1990/91 — разве все в стране были предателями?! но тогдашняя верхушка (по сути аналог царского окружения, да и сам Николашка из тех же рядов) так зае…ала своей бесконечной лживостью и заунывными обещаниями «светлого будущего», которое почему-то наступало только для них же, по жизни полностью оторванных от остального населения (спецпайки, спецдачи, спецснабжение, спецшколы, спецжилье и так далее — по факту, вполне себе вариант феодализма!), что народу было в принципе пофиг, как там наверху они делят власть. да и они сами народ как-то не сильно рвались привлекать к этим разборкам, многочисленные «референдумы» формировали(!) общественное мнение, а не стремились выяснить его… это сейчас модно стало обвинять народ, мол, неправильный был, не защитил-не уберег))))) а вот представь — кто-то пошел и шлепнул Горбатого! в 1990-м! или ЕБН-а — в 1991-м?! думаешь, ему в благодарность памятник бы поставили?!))) ага, щас! объявили бы «подлым убийцей светлой надежды на лучшее, решительных борцов с застоем и номенклатурой»)))))))) ну, и пулю в затылок, конечно…
        а потом те, кто таки решился — оказались в Белом Доме, и были вырезаны подонком-ЕБН-ом и его дружбанами из «Бейтара»… кстати, тоже пытались и «мировую общественность» как-то привлечь…
        а вот про «ряды Антанты» — ты не прав. я тебе не раз уже скидывал и количество тех «рядов», и степень их участия, и даже на чьей реально стороне они участвовали по факту, а не формально!!! да, потом большеивички объявили, как они, защитники земли родимой, смело сражались с захватчиками — только вот оно не совсем так, мягко говоря. хочешь — могу и повторить, конечно, хотя уже не раз было — так что не стоит рассказывать про «интервенцию». она началась именно с победы большевичков…
        ну, а насчет «обосрались» — а ты ссылку на Старикова открывал?!))))) КТО -обосрался??? там ведь черным по белому, КАК именно иудушкам Бланку с Бронштейном дорожку выстелили, кто этим занимался, и как это делалось… да — знали бы, врезали бы. возможно. но — ведь не знали, и для 1917-го года это было очень новым приемом — так что и не могли знать! стоит ли обвинять фронтовых генералов, что они не догадались о предательстве в тылу???
        а насчет Шурика-уно мы с тобой друг друга не поняли. я думал о ВНУИТРЕННИХ преобразованиях, которые в 1814/15-м назрели так же, как и в 1945-м. и оба раза оба правителя предпочли продолжить довоенный курс, хотя оба же раза была проявлена его несостоятельность и недостаточность. а на чисто военные внешние эскапады, не знаю как в 1815-м, а вот в 1945-м силенок точно не было. на чем и куда на Аляске десантироваться?! а главное — потом что делать-то?! до 1949-го отбиваться из ППШ, пока наши бомбу не склепают?!)))))
        ты все время скатываешься к внешним угрозам, да и бороться с ними предлагаешь исключительно в стиле «товаришча Чапаева» — с шашкой наголо и в атаку!))))))) неплохо, конечно — но это если с той стороны тебя с пулеметом не встретят — а если встретят, опять нырять придется, блин… а я пишу про то, что стоило бы сначала точно определиться ВНУТРИ с врагами и своими, определить и принять нормальную национальную идеологию (другие как-то не выживают в этом мире), нацию вырастить (а не создавать бесконечное число мелких), а потом уж, кулаком, а не растопыренными пальцами!… вот тогда и срастется! а пока уже век с лифигом «правая рука не знает, что делает левая нога», и строим бесконечно какое-то «светлое», но только сами даже толком не знаем, где тот фонарь и искать-то…

        • За Сталина, ты выше упомянул о бездарности советского руководства 20х-40х а как же там и без Сталина!?
          По поводу Бори» с Мишей», да так как ты сказал так бы и было.
          Нонешнего тоже обгадят как уйдет, и есть за что. Там не сделал, тут опоздал или не захотел, это просрал то не поддержал, тем сволочам попустительствовал, то то уморил это не создал или созданию не поспособствовал. Короче 20 лет пройипал что на самом деле так и есть на мой взгляд, а за это время грамотное советское поколение ушло, недоделаное дерьмосратическое пришло — пожалуйте бриться.
          У нас вообще принято гадить на прошлого, лизать настоящему, надеяться на грядущего. А правду-матку хочется рубануть сейчас.
          За ссылки, чесно говоря так и не читал, некогда от слова совсем, и так ничего не успеваю.
          На счет альтернативных реконструкций, я пару десятков виртуальных конструкций повертел, в принципе и невозможное возможно, если не допустить Бреттон-вудс», не дать САСШ загрести все плюшки, организовать Манхэттену» большую мигрень силами ведомств тов Судоплатова и сотоварищи, но кровищи натекло бы….
          У Сашуни-1 могло быть проще, гораздо проще, будь в его пустой идеалистической балде кто то склада Кобы Виссарионовича, но Кесарю Кесарево.
          Пусть сим фантасты альтернативщики занимаются, мы не Макаревичи и частных машин времени не имеем.
          Потому все реалистические варианты борьбы за будущее в нём самом и находятся. А там пока всё грустно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя