Мечта любой армии – универсальная техника. Ведущие мировые державы неоднократно пытались создать унифицированные боевые платформы, которые бы выполняли максимальное число боевых задач поле боя. Такое оружие полностью изменило бы представление о войне, но в настоящее время ситуация такова, что унификация ведёт лишь к снижению характеристик боевой машины в целом, поэтому инженеры предпочитают создавать максимально специализированной.
Это привело к тому, что в любой современной армии находится огромное число разных типов техники, ещё большее количество модификаций. Весь этот парк имеет довольно сложную буквенно-цифирную кодификацию. В своей технике военным разбираться вполне привычно, так как коды эти не что иное, как аббревиатуры, а цифры – годы разработки или порядковый номер модели. Для русскоговорящего человека такая система довольно понятна, но для иностранца – это просто набор знаков, выучить который крайне сложно. Для того, чтобы разбираться в технике потенциального противника военные создают свои собственные классификации, которые помогут солдатам и офицерам оперативнее делиться информацией о поле боя.
Вполне предсказуемо, что такая система тоже должна быть логична, и в какой-то степени описывать качества противника. Есть такая система и у блока НАТО, но является она крайне странной.
Например, знаменитый советский вертолёт Ми-8 по кодификации НАТО носит название «Бедро», а Ка-25 не что иное, как «Гормон», по версии западных военных.
Аналогично дело обстоит и с самолётами. Легендарные истребители МиГ-17 и МиГ-23 носят имена «Фреска» и «Неверный» соответственно.
Не лучше дело обстоит дело с грузовой и транспортной авиацией. По версии Пентагона, Ту-124 должен носить название «Чайник», а Ил-86 – «Изгиб».
Столь же странная система применяется и в отношении ракет. Разве что танкам удалось избежать участи «деруссификации», да и то только потому, что почти все постсоветские танки обозначаются буквой Т – танк. Что прославленный Т-34, что современный Т-14 «Армата».
Но кодификация НАТО кажется нам нелогичной именно потому, что в этом случае мы перекладываем англоязычную систему на русский манер. Всё встаёт на свои места, если не переводить НАТОвские клички. Получится, что вертолёты – это Hip и Hormone, истребители – Fresko и Faithless, а пассажирско-транспортная авиация – Cookpot и Camber. Так же дело обстоит и у бомбардировщиков. Первую модель Ту-22 американцы назвали «Попойка» – Blinder, а Як-28 получил обозначение «Пивовар» – Brewer.
Если присмотримся, то заметим одну закономерность – все «клички» истребителей начинаются с F, бомбардировщиков с B, транспортников с C, а вертолётов с H. Соответственно fighter, bomber, cargo и helicopter есть не что иное, как боец, бомбардировщик, транспортник и вертолёт. Таким образом, первая буква каждого кода сразу сообщает о том, с каким типом техники солдатам предстоит иметь дело. Информация скрыта даже в количестве слогов в слове – один слог для поршневой авиации, а два и более – для реактивной. Как мы видим, кодификация НАТО не так уж «бессмысленна и беспощадна».
Но а как же смысловая нагрузка, может и в откровенной оскорбительности некоторых кодов тоже есть тайный смысл? Тут всё куда прозаичнее, нелестные имена в Пентагоне приказано давать в обязательном порядке. По мнению командиров самой демократической армии в мире противника необходимо специально унижать, дабы поднимать за счёт этого боевой дух своих войск. Прямо как поругавшиеся дети в песочнице – ты дурак, толстяк и … бе-бе-бе.
Причём дело доходит до того, что некоторые коды специально пересматриваются время от времени. Связано это с тем, что нередко свои «клички» техника получала от обычных солдат, которые первыми видели новейшую советскую технику и им необходимо было как-то её обозначить. В одних случаях коды давались по географическому названию места контакта, а в других – от собственных впечатлений военных.
Именно так Ту-22 окрестили «Красоткой», а МиГ-15 «Соколом». Когда о таком безобразии узнали американские генералы, было приказано немедленно всё привести в соответствие с демократической идеологией. Ну не могло быть в СССР техники с такими именами. Тогда-то «Сокол» и превратился в «Фагот», а «Красавица» в «Попойку».
В России также имеется подобная система, но она преимущественно циферно-буквенная, да и относится она исключительно к нашей технике. Личные имена в российской армии далеко не вся техника. А сама классификация подобных имён не имеет чёткой системы и традиции по присвоению названий могут отличаться как в рамках целых родов войск, так и в зависимости от предпочтений конкретных КБ и даже самих конструкторов.
Так, многие названия российской и советской техники являются не просто словами, а аббревиатурами. «Нона» это вовсе не женское имя, присвоенное десантной самоходке, а Новое Орудие Наземной Артиллерии. А крупнокалиберный пулемёт «Корд» названы отнюдь не в честь кинжала или ткани, «Корд» — это Ковровские оружейники-Дягтерёвцы.
Знаменитая серия реактивных систем залпового огня получила названия «Град», «Смерч» и «Ураган». Прослеживается явное усиление стихийного бедствия вслед за возрастающей мощью самих установок. Впрочем, нередко военные подходят к делу с юмором и тогда мы получаем целый букет из «цветочной» артиллерии – «Тюльпан», «Пион», «Гвоздика» и «Гиацинт». Имеется на вооружении и такое – наручники «Нежность», дубинки «Аргумент» и «Сюрприз», пехотная лопатка «Азарт», граната «Подкидыш» и спутниковая станция связи «Ворчун».
Необычных и юморных названий в советской и российской армиях великое множество, но всё оно относится к нашей собственной технике. Нет, и никогда не было у нашего народа желания пренебрежительно, и уж тем более оскорбительно, относится к своему врагу.
/Арсений Гурский, infreactor.org/
В советское время служил в ПВО. Оператором АСУ(автоматическая система управления) ,,Низина,,. Само название говорит о том , что предназначалась она для работы , в основном, по низколетящим целям. Один раз, для проверки нашей боеготовности, был послан вертолёт ми-24. Экипаж опытный, пользовался складками местности, маневрировал. Иногда его высота не превышала 10 метров. Но всё равно не помогло.. Одной из особенностей ,, Низины,, была её способность , при захвате цели не отпускать оную до конца. Не помогали и местность и помехи (активные или пассивные). А ещё у нас была РЛС 19Ж6. Её называли ,,Жучкой,,. Прозвище своё оправдывало полностью. Вцепится (а вцепится могла аж в 300! целей) и хрен отпустит. И всё в автоматическом режиме…
>советский вертолёт Ми-8 по кодификации НАТО носит название «Бедро»
Hip — это ещё и крутой, клёвый на жаргоне 1960-х.
Есть предложение по названиям техники США, для простоты запоминания:
F-22 истребитель — «Истеричка»
F-35 истребитель — «Ослик»
M-16 винтовка — «Поломашка»
M-249 пулемет — «Мудазвон»
М2 Брэдли БМП — «Труповозка»