На Северном флоте аварийные субмарины будут обречены до 2030 года
Сайт Flot.com, всесторонне освещающий проблемы ВМФ России, раз в год ищет ответ на вопрос — удалось бы сейчас спасти потерпевшую аварию подводную лодку «Курск»? И из года в год отрицательно отвечает на него.
Проблеск надежды появился в 2015 году. Однако уже через год все вернулось на круги своя. Нынешний год также дал отрицательный результат. Но самое печальное, точнее — трагичное, заключается в том, что свет в конце туннеля может появиться лишь в конце следующего десятилетия.
Так в чем же причина этого кошмара?
В 2015 году было введено в состав ВМФ поисково-спасательное судно проекта 21300 «Дельфин». Флагман получил имя бывшего министра судостроительной промышленности СССР — «Игорь Белоусов». И вот оно вполне могло бы спасти часть экипажа лодки, выжившего после взрыва и возникшего впоследствии пожара. «Курск» лежал на грунте на глубине 108 метров, что для «Белоусова» совсем немного. Однако на тот момент на Северном флоте не было ни одного «спасателя», который смог бы справиться с задачей. Предельная глубина водолазного колокола, позволявшая проводить ручные работы, не превышала 80 метров. Глубоководный обитаемый аппарат «Приз» мог опускаться до отметки в 500 метров. Но ему необходимо было присосаться к коммингс-площадке лодки, чтобы спасатели смогли бы проникнуть внутрь терпящей бедствие субмарины. Однако площадка была повреждена.
На помощь пришли норвежцы, у которых было необходимое оборудование. Но было слишком поздно — в живых уже никого не осталось.
«Игорь Белоусов» был способен спасти экипаж лодки, даже если бы она оказалась в более «неудобном положении». То есть на существенно большей глубине и с большим креном.
В составе советского поисково-спасательного флота СССР были суда, которые позволяли водолазам работать на глубине, превышающей 200 метров. Но до российского периода истории они не дожили. «Игорь Белоусов» существенно превзошел их возможности.
Главным достоинством судов проекта «Дельфин» является наличие уникального глубоководного водолазного комплекса ГВК-450, который представляет собой сложную систему жизнеобеспечения водолазов, работающих на глубинах до 450 метров, а также спасаемых подводников.
Комплекс размещается на пяти палубах, занимает 20% от объема корпуса судна и представляет собой систему из пяти барокамер, разделенных на восемь отсеков. Максимальное давление в барокамерах — 45 атмосфер, что эквивалентно работе водолазов на глубине в 450 метров.
Барокамеры имеют различное назначение — жилые, санитарные, бытовые, шлюзовые. Жилые барокамеры оборудованы койками, столами, стульями и другими предметами, необходимыми для организации нормального быта экипажа. Повышенный комфорт необходим, поскольку люди могут находиться в экстремальных условиях до трех недель.
На рабочую глубину водолазов доставляют в водолазном колоколе — капсуле с иллюминаторами и шлюзом, где поддерживается то же самое давление, что и на глубине. Вместимость колокола — два человека в скафандрах плюс водолаз-оператор, организующий нормальную работу колокола. В колокол поступает дыхательная смесь, а также горячая вода для обогрева.
В состав спасательного оборудования также входит обитаемый глубоководный спасательный аппарат «Бестер-1» с предельной глубиной погружения до 720 метров. При помощи него экипаж аппарата присоединяется к коммингс-площадке и «по сухому» спасает экипаж. Есть еще и телеуправляемый аппарат Seaeye Tiger, снабженный манипуляторами, способный работать на глубине до 1000 метров.
Так что «Игорь Белоусов» способен прийти на помощь подводной лодке в любой критической ситуации. Если, конечно, она не провалилась во впадину такой глубины, на которой произойдет разрушение лодки.
Однако сейчас «Игорь Белоусов» не смог бы спасти экипаж «Курска». Потому что авария произошла в Баренцевом море, а единственное судно проекта 21300 проходит службу на Тихоокеанском флоте. Лодки Северного, Балтийского и Черноморского флотов по-прежнему не имеют современных средств спасения.
О том, что ситуацию необходимо исправить, говорят уже давно. И вписывают в планы мероприятия, подлежащие неукоснительному исполнению. Но сроки исполнения постоянно смещаются вправо. В концепции развития поисково-спасательного обеспечения ВМФ до 2025 года, принятой в 2013 году, речь шла о том, что к 2020 году на Тихоокеанском и Северном флотах должны быть по два современных спасательных судна с необходимым набором оборудования. И по одному — на Балтийском и Черноморском флотах.
Из современных у нас только «Дельфин» проекта 21300. Существует в единственном экземпляре. О пяти других применительно к 2020 году бессмысленно даже мечтать. Потому что ни одно судно даже не заложено. Вот о том, когда оно будет заложено, помечтать можно.
Реализованный проект петербургского ЦМКБ «Алмаз» по результатам эксплуатации судна постоянно корректировался. Нет, это было не устранение недоделок, а доведение конструкции судна до оптимального уровня, чтобы первый серийный «Дельфин» уже не требовал внесения изменений в рабочие чертежи. И эта работа уже завершена. Однако строить столь необходимое флоту судно не представляется возможным. Дело в том, что на первый серийный «Дельфин» нельзя установить ГВК-450. Потому что его не существует в природе.
Ситуация тут совершенно чудовищная. «Игоря Белоусова» заложили в 2005 году. И лишь в 2012 году он был спущен на воду. И практически все это время ГВК-450 разрабатывало нижегородское КБ «Лазурит». Был потрачен, по сведениям Flot.com, миллиард рублей. В 2011 году нижегородцы сказали, что комплекс скоро будет, но для этого им необходимы еще 3 миллиарда. После того как в Министерстве обороны поняли, что комплекса не будет и за пять миллиардов, от услуг «Лазурита» отказались.
А полномочия на приобретение оборудования для «Игоря Белоусова» за границей в 2012 году получила компания «Тетрис Про». Комплекс за 1,36 млрд. рублей был куплен у британской компании Divex. В 2013 году он был установлен на судне. И сейчас эксплуатируется с полной отдачей в процессе тренировок водолазов. Достигнутые результаты впечатляют. Водолазами экстра-класса уже совершено рекордное погружение на глубину в 317 метров при помощи колокола. В конце этой осени должна покориться предельная отметка — 450 метров.
Но на следующее поисково-спасательные суда устанавливать нечего в связи с санкциями.
И тут обнаруживается нечто необъяснимое. В 2016 году уже было понятно, что на британский комплекс рассчитывать не приходится. Да и отечественный тренд полагаться исключительно на свои силы требовал срочно доделать незавершенное. То есть довести до ума ГВК-450 нижегородской разработки. Командование ВМФ приняло решение не закладывать второй «Дельфин» до тех пор, пока не будет полностью готов отечественный комплекс. И в конце прошлого года вдруг выясняется, что необходимо выбрать исполнителя работ из двух компаний — КБ «Лазурит» и ОАО «Тетрис Про». И что ОКР, на которую будут выделены бюджетные средства, надо будет начинать… с нуля!!! Старт разработки был намечен на 2018 год.
Создается ощущение, что закладка первого серийного судна «Дельфин» умышленно тормозится. Юрий Борисов, будучи заместителем министра обороны, в январе этого года сообщил, что уточнение требований к аварийно-спасательным судам будет продолжаться до получения окончательных и полных результатов опытной эксплуатации «Игоря Белоусова». И окончательная ясность будет получена лишь после того, как водолазы достигнут отметки в 450 метров. А без этого нельзя ни закладывать следующее судно, ни разрабатывать ГВК-450.
И при этом исполнители работ на всех участках программы буквально рвутся в бой. Что свидетельствует не только о стремлении получить финансирование, но и о наличии конструкторских и производственных ресурсов, необходимых для решения проблемы. Судостроительная компания «Адмиралтейские верфи» утверждает, что готова с нуля построить первое серийное судно за 3−4 года. Причем в этот сроку укладываются и все необходимые испытания. И при этом ГВК должен быть готов через 1,5−2 года после закладки судна, чтобы успеть всё смонтировать. Именно на этом заводе был построен «Игорь Белоусов», так что опыт тут имеется достаточный.
Компания «Тетрис Про» обещает разработать ГВК максимум за 3 года, потратив 2−2,5 млрд. рублей.
Разумеется, «Лазурит» тоже намерен побороться за заказ. Однако шансов у него немного. Хотя, конечно, пути командования ВМФ неисповедимы. Нижегородцы предлагают сделать комплекс (используя задел длиной в 13 лет!) за 5 лет, истратив 10 млрд. рублей. Для справки — судно «Игорь Белоусов» было построено за 6,5 млрд. Однако, как утверждают эксперты, предложенная «Лазуритом» методика глубоководных погружений более прогрессивна. Но нижегородский комплекс может быть уместен разве что на перспективных поисково-спасательных судах. И дело не только в громадных финансовых затратах. Вписать этот комплекс в корпус «Дельфина» невозможно, необходимо, по сути, создавать новое судно.
Так когда же на Северном флоте появится столь необходимое судно проекта 21300?
Самый благоприятный расклад предполагает, что в 2019 году будет выбран разработчик ГВК-450. В 2020 году появится финансирование. Судно будет готово в 2025 году. Или чуть позже, к самому концу госпрограммы вооружений до 2027 года. Пессимистичный сценарий — сдача первого серийного судна произойдет в 2030 году.
Однако затем серия опять застопорится. Черноморский флот и Балтийский будут ждать закладки обещанных им «спасателей» до тех пор, когда завершатся испытания первого отечественного ГВК на первом серийном судне.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
Это больше соответствует положению дел. А то анаэробные двигатели, подводные беспилотники, всплывающие то в степях дуркаины то в близи Area 51 то в долине маринер на марсе.
ничего, через пару дней обязательно появится какой-нибудь певун, и споет про «6-е поколения», «суперинновационных роботов» и остальное «наносколково»… «шоу маст гоу он!»))))))) лохторат любит, когда его развлекают, а уж если по ЧСВ почесать малеха — так и вовсе в экстаз приходит! это ж так приятно!))))) и думать да сомневаться не требуется — разжевали, в ротик положили, по темечку погладили, благодать!))))))))) знай, «ура» кричи, когда скомандуют…
Так и будет, пока за разграбление фондов и прямой саботаж не начнут производить в рыцари» елового, соснового, или осинового плаща, и награждать орденом Сутулова первой» степени», с закруткой меж лопаток.
Причём награда непременно должна находить своего лауреата даже на краю географии.
Который в случае его нахождения вне пределов родины ещё должен дополнительно премироваться грамотой почётного путешественника имени Льва Давидовича Троцкого, и почётным отличительным знаком в виде позолоченного ледоруба, посредством водружения на чело.
Вот те пожалуйте, последние новости о достижениях» в отечественном судостроении https://ria.ru/incidents/20181030/1531789692.html
Вы откуда этот бред взяли, вы даже названия судов и фирм пишите не правильно.Разобрались бы сначала, а потом писали.