Десантные экранопланы
На данный момент в мире существует только один тип десантного экраноплана, выпущенный малой серией — транспортно-десантный экраноплан пр.904 «Орленок». Фирмой «Grumman» также был разработан десантный экраноплан RAM2, но по различным причинам дальнейшего развития этот проект не получил. Эти экранопланы относятся к разным десантным системам и поэтому должны анализироваться отдельно.
Экраноплан «Орленок» был построен в 1972 г. после ряда экспериментов и испытаний пилотируемых самоходных моделей. Конструкция машины оказалась удачной и надежной. На испытаниях, в одном из испытательных полетов, экраноплан показал удивительную живучесть, получив повреждения фатальные для корабля, а тем более для самолета (в результате ошибки пилота и применения хрупкого сплава в конструкции у экраноплана оторвался хвост), но достигнув при этом базы. «Орленок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км. Он способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или два плавающих танка (БТР, БМП) с экипажами, взлететь с волны до 2-х метров и со скоростью 400 — 500 км/час доставить десант к месту высадки.
После посадки на воду и выхода на относительно пологий берег, «Орленок» высаживает людей и технику через откидывающуюся вправо носовую часть. 12 ноября 1986 года экранопланы «Орленок» приказом министра обороны СССР принимаются на вооружение и приобретают титул первых в мире серийных крупных (с взлетной массой до 140 тонн) экранопланов, вставших в боевой строй. Из пяти принятых на вооружение аппаратов была сформирована 11-я авиагруппа экранопланов Черноморского флота, которая базировалась в городе Каспийске на берегу Каспийского моря. Всем экранопланам были присвоены флотские обозначения, и все они считались кораблями.
Экраноплан «Орленок» спроектирован по самолетной схеме. Это трехдвигательный низкоплан с Т-образным хвостовым оперением и корпусом-лодкой. Силовая установка состоит из двух стартовых турбореактивных двухконтурных двигателей НК-8-4К, установленных в носовой части, и маршевого турбовинтового НК-12МК в районе Т-образного хвостового оперения. На экраноплане была реализована система поддува стартовых двигателей под крыло, что позволяло 140-тонному аппарату преодолевать на малой скорости отмели, возвышенности и самостоятельно выбираться на пологий берег для высадки десанта. Все двигатели представляют собой морские модификации соответствующих авиационных. Основные характеристики экраноплана, самолета и десантных кораблей приведены в таблице.
Как мы можем видеть, экранопланы «Орленок» выступают конкурентами обычным водоизмещающим десантным кораблям, десантным кораблям на воздушной подушке и тяжелым десантным самолетам. При общем сравнении мы можем отметить, что использование десантных КВП позволяет увеличить десантодоступность с 17% (традиционные водоизмещающие ДК с носовой аппарелью) до 78% протяженности береговой линии. А десантный экраноплан, который способен выполнить кратковременный подъем на требуемую высоту для преодоления препятствий, поднимает значение этой величины почти до 100%.
Кроме этого, экраноплан значительно превосходит другие десантные средства в скорости, уступая только десантному самолету. На учениях 1988 года обычным десантным кораблям потребовались сутки, чтобы выйти в район высадки десанта, судам на воздушной подушке — 6 часов, а экранопланы типа «Орленок» справились с поставленной задачей за 2 часа.
Водоизмещающие малые десантные корабли для ВМФ СССР строились в небольшом количестве только в 50-х гг. ХХ века. Позже эту нишу прочно заняли десантные корабли на воздушной подушке. Поэтому для анализа мы возьмем наиболее близкий по параметрам средний десантный корабль пр.771. Большая серия этих специализированных десантных кораблей была построена для СССР на верфях Польши. Обозначенные на Западе как десантные корабли типа «Polnochny», в 60-70-е годы ХХ века они были построены на Северной верфи в г. Гданьск (Польша) по проектам 770, 771 и 773.
Всего с 1964 по 1986 годы было построено 107 кораблей данного типа и их модификаций. Корабли этого проекта заслужили весьма высокую оценку в тех странах, где они эксплуатировались. К достоинствам этих десантных кораблей относят конструктивную простоту, малую стоимость и экономичность в эксплуатации, рациональные принципы размещения десанта, небольшой состав экипажа, наличие в составе вооружения реактивных установок залпового огня.
Конечно, сравнение СДК пр.771 и десантного экраноплана «Орленок» будет некорректным, так как они относятся к разным классам, но некоторые особенности отметить можно. «Орленок», как летательный аппарат, намного меньше корабля по массе, но при этом обладает сопоставимым количеством посадочных мест и в 10 раз превосходит корабль в скорости. Благодаря этому экраноплан позволяет быстро доставить к месту высадки дополнительные силы. При этом корабль вследствие своей конструкции обладает значительно большей дальностью и автономностью. Также высокая грузоподъемность позволяет разместить на СДК мощное вооружение, благодаря чему корабль может выполнять функции огневой поддержки десанта. Как мы видим, и корабль, и экраноплан обладают своими достоинствами и вполне могут применяться совместно, дополняя друг друга в масштабной десантной операции.
Наиболее близким к «Орленку» десантным кораблем на воздушной подушке является ДКВП пр.1232.1 «Джейран». Созданию этого корабля предшествовали большие проектно-исследовательские и экспериментальные работы. Технический проект малого десантного корабля разработан ПКБ «Алмаз» в 1964-1965 гг. с десантовместимостью два средних танка. Опытный (головной) корабль был построен на судостроительном заводе в Ленинграде и в декабре 1970 г. после проведения испытаний передан ВМФ в опытную эксплуатацию. Всего по данному проекту с 1970 по 1985 годы было построено 20 кораблей. Это были первые в мире крупносерийные и самые крупные корабли на воздушной подушке на то время.
Как и в случае патрульных КВП и экраноплана, различия «Орленка» и «Джейрана» обусловлены их «родословной». Экраноплан как летательный аппарат легче ДКВП, но при этом превосходит его по количеству посадочных мест, почти в три раза по дальности и более чем в два раза по скорости. Однако «Джейран» обладает большей грузоподъемностью и за счет этого несет значительно более мощное вооружение и может доставить к месту высадки больше единиц бронетехники. Тем более что в Советском Союзе создавались и специализированные корабли на воздушной подушке для поддержки десанта, такие как ДКВП пр. 1206.1 «Мурена». Таким образом, наиболее выгодным является совместное применение обеих систем, как и в случае с обычными десантными кораблями, но на более близких расстояниях. При этом, благодаря более высокой скорости КВП и большей десантодоступности побережья для них по сравнению с обычными водоизмещающими кораблями, вся система доставки десанта становится более гибкой и универсальной.
В Советском Союзе удалось создать целый флот быстроходных десантных кораблей на воздушной подушке, способный наносить мгновенные точечные удары даже в условиях насыщенной электроникой современной войны. Десантные экранопланы не получили такого развития — но в основном по субъективным причинам. Планировалось выпустить большую серию «Орлят» — 120 единиц, серийную сборку должны были осуществлять судостроительные заводы в Нижнем Новгороде и Феодосии. Однако этим планам не суждено было воплотиться. В 1985 году умер министр обороны Дмитрий Устинов, поддерживавший программу экранопланостроения. Новый министр Сергей Соколов закрыл программу строительства экранопланов, а выделенные на нее средства предпочел отдать на расширение флота атомных подводных лодок.
Основным десантным самолетом на рассматриваемый период являлся Ил76МД. Он предназначен для выброски воздушного десанта, перевозки войск, боевой техники (в том числе средних танков), доставки войскам срочных грузов, а также транспортировки раненых и больных. Первая опытная машина была создана в 1981 г. (первый полет состоялся 6 марта 1981 г.) на базе Ил76М, а с июня 1984 г. Ил-76МД начал поступать на вооружение. Самолет, как и вертолет, работает в более жестких аэродинамических условиях по сравнению с экранопланом. Вследствие этого Ил-76МД обладает большей взлетной массой по сравнению с «Орленком», большей грузоподъемностью, но меньшим объемом грузовой кабины и, как следствие, несколько меньшим количеством посадочных мест.
Конечно, транспортный самолет обладает в два раза большей скоростью, но экраноплан из-за движения на сверхмалой высоте обладает большей скрытностью передвижения. Также высадка десанта из экраноплана через аппарель является более безопасной и скрытной по сравнению с десантированием. При этом экраноплан значительно превосходит самолет по экономичности. Следует отметить, что самолет, как и вертолет, обладает большей тактической гибкостью (может высадить десант не на побережье, а фактически в любом необходимом месте) и поэтому является более универсальной десантной системой.
Как мы можем видеть, экраноплан из-за более узкой сферы применения не способен полностью заменить десантный самолет. Но в своей области, а именно в сфере доставки к месту назначения морских десантов, он обладает определенными преимуществами. Поэтому применение и развитие десантных экранопланов вполне оправдано и способно принести серьезное преимущество перед противником.
В США с десантными экранопланами сложилась несколько иная ситуация. Из-за очень выгодного географического положения Соединенные Штаты практически не испытывают потребности в малых и средних десантных кораблях, предназначенных для действий на сравнительно небольших расстояниях. Но при этом США обладают мощным флотом различных тяжелых десантных кораблей океанской зоны. Поэтому актуальной для США является задача разработки средств доставки десанта от тяжелого корабля-носителя к месту высадки — средств «последней мили».
В 50-х годах ХХ века основными высадочными средствами являлись танкодесантные катера различных модификаций, разработанные еще во время Второй мировой войны. Но они уже не устраивали военных по ряду характеристик, в первую очередь по скорости. Для замены катеров рассматривались десантно-высадочные системы на базе экранопланов, катеров на воздушной подушке и вертолетов. В рамках этой программы был разработан десантно-транспортный экраноплан RАМ-2, предназначенный для переброски небольших групп в прибрежные районы. Специалисты считают, что он мог бы послужить базой для крупного десантно-транспортного экраноплана.
RАМ-2 выполнен по схеме «летающее крыло» малого удлинения. С бортов крыло ограничено развитыми шайбами, где размещаются энергетическая установка и стартовые устройства. Для приема десанта и техники передняя часть крыла выполнена в виде аппарели. Экраноплан снабжен газотурбинным двигателем, обеспечивающим скорость полета до 460 км/ч (без нагрузки — до 650 км/ч). Длина акватории стартового участка в обычных гидрометеорологических условиях 11,5 м, посадочного — 85 м. Основные характеристики десантных экраноплана, катера, КВП и вертолета приведены в таблице.
Наиболее близким к экраноплану по грузоподъемности является танкодесантный катер типа LCVP. Конечно, этот катер был разработан в первой половине 40-х гг. и поэтому относится к другому поколению десантно-высадочных средств, но другого варианта для сравнения у нас нет. Фактически главные достоинства катера по сравнению с экранопланом — это его большая грузоподъемность и малая цена. Кроме этого, на катере может быть установлено тяжелое вооружение (пулеметы и гранатометы), способное оказывать десанту огневую поддержку. Но критическим недостатком является очень маленькая скорость, которая сильно замедляет высадку десанта. А если подвести десантный корабль к берегу для уменьшения плеча доставки, то он становится уязвимым для огня тяжелой противодесантной артиллерии (а позже и противокорабельных ракет берегового базирования) — а это уже недопустимо в большинстве случаев. По этим причинам и была начата разработка других систем доставки десанта, в том числе и десантного экраноплана.
Единственным десантным кораблем на воздушной подушке в ВМС США является ДКВП LCAC (Landing Craft, Air Cushioned). Разработка катеров на воздушной подушке LCAC началась в начале 1970-х гг. На стадии разработки было построено два опытных образца десантных катеров, JEFF A и JEFF B. Для серийного строительства был выбран последний прототип. Строительство первых 33 катеров типа LCAC осуществлялось в 1982-1986 финансовых годах, 15 катеров было построено в 1989 г., по 12 в 1990, 1991 и 1992 гг. и 7 катеров в 1993. Первый катер на воздушной подушке класса LCAC был поставлен ВМС США в 1984 году. Начальная эксплуатационная готовность по катерам была достигнута в 1986 г. Последний катер, LCAC 91, был поставлен в 2001 г. В общей сложности был построен девяносто один катер LCAC.
Десантные катера LCAC могут эксплуатироваться на десантных кораблях типов «Tarawa» (по одному катеру LCAC), «Wasp» (по 3 катера), «Anchorage» (по 4), «Austin» (по 1), «Whidbey Island» (по 4) и «San Antonio» (по 2 катера LCAC). Катера LCAC имеют носовую аппарель для погрузки/разгрузки грузов десанта и способны перевезти за 1 рейс с десантного корабля на берег до 68 тонн груза, или 1 основной боевой танк M1, или 2 танка M41, или 180 пехотинцев. Десантные катера на воздушной подушке типа LCAC способны производить десантирование на необорудованные берега, десантодоступность побережья для них составляет 70 %.
Конечно, прямое сравнение экраноплана RAM-2 и ДКВП LCAC будет неверным, так как это аппараты совсем разных классов. Поэтому проведем общий анализ. Экраноплан, как летательный аппарат, обладает большими размерениями и несколько меньшей относительной грузоподъемностью. Поэтому, если создать десантный экраноплан, примерно равный по грузоподъемности LCAC, то он будет занимать больше места и, соответственно, их необходимо будет размещать или в меньших количествах на тех же кораблях, или на кораблях большего водоизмещения.
Да, экраноплан значительно превосходит ДКВП в скорости и дальности — но характеристики корабля на воздушной подушке вполне обеспечивают его применение в качестве средства «последней мили». Зато КВП обладает большей грузоподъемностью и способен доставлять негабаритные грузы. Но самым большим недостатком экраноплана является то, что из-за его больших размерений и сложной формы серьезно затруднена его эксплуатация с помощью доковых камер десантных кораблей. Таким образом, в данном случае десантный экраноплан все же уступает по своим параметрам десантным катерам на воздушной подушке. Если же создать десантный экраноплан, предназначенный для эксплуатации с использованием полетной палубы, то он выступит конкурентом десантного вертолета.
В 60-х гг. ХХ века на вооружение морской пехоты США поступил вертолет CH-46 «Sea Knight». Первый из вертолетов CH-46A поднялся в воздух 16 октября 1962г., испытания продолжались до конца 1964г., и в начале 1965г. первые эскадрильи корпуса морской пехоты США (КМП) приняли его на вооружение. С тех пор было построено несколько вариантов, в том числе: CH-46D для КМП, в основном аналогичный варианту CH-46A, но с турбовальными двигателями Т58-GE-10 мощностью 1044 кВт (1400 л. с.); СH-46F для КМП, в целом аналогичный варианту CH-46D, но с дополнительным электронным оборудованием; UH-46A «Sea Knight», аналогичный варианту CH-46A, поставленный в ВМС США 1 июля 1964г., и UH-46D для ВМС, фактически идентичный варианту CH-46D. Корпус морской пехоты США модернизировал 273 своих вертолета «Sea Knight» до стандарта CH-46E, установив на них турбовальные двигатели «General Electric» Т58-GE-16 мощностью 1394 кВт (1870 л.с.) и введя другие усовершенствования.
Теперь сравним вертолет и экраноплан применительно к их использованию в качестве десантно-высадочных средств. Экраноплан обладает значительно большей скоростью, но несколько уступает вертолету по дальности и грузоподъемности. Для десантно-высадочного средства отставание от конкурента как вертолета, так и экраноплана не является критическим из-за сравнительно небольшого плеча доставки. При этом и вертолет, и экраноплан при доставке десанта, как правило, будут лететь на сверхмалой высоте, чтобы уменьшить вероятность обнаружения и потери от огня противодесантной обороны. Поэтому для средства «последней мили» они обладают примерно одинаковой ценностью. Но вертолет способен выполнять полет на значительно больших высотах, и поэтому он является более универсальным средством и обладает большей тактической гибкостью.
Конечно, экраноплан способен обеспечить доставку легкой бронетехники, но в принципе вертолет тоже может решить эту задачу с использованием внешней подвески, и при этом он, в отличие от экраноплана, способен доставлять негабаритные грузы. При этом создание экраноплана несет в себе намного большие технологические риски по сравнению с вертолетом. Эксплуатация экраноплана является более выгодной экономически, но для США в этом случае данный фактор все же не являлся определяющим, особенно учитывая заведомо большую цену разработки и внедрения десантных экранопланов. Таким образом, экраноплан в качестве десантно-высадочного средства все же уступает вертолету.
Подводя итог, мы можем сказать, что идея десантного экраноплана получила серьезное развитие как в Советском Союзе, так и за рубежом. Применение экранопланов в качестве средств доставки десанта на малой и средней дальности, как самостоятельно, так и совместно с другими средствами, позволяет достичь серьезных преимуществ и обеспечить успешное выполнение десантной операции любых масштабов. Но вот использование их в качестве высадочных средств десантных кораблей океанской зоны не является оправданным — в этом случае применение ДКВП или современных водоизмещающих катеров позволяет достигнуть большей эффективности.
Ударные экранопланы
В настоящее время в мире был создан только один ударный экраноплан — это тяжелый экраноплан-ракетоносец пр.903 «Лунь». Он был спроектирован в ЦКБ по СПК в г. Горьком под руководством В.Н. Кирилловых. В основу проекта легли наработки по десантному экраноплану проекта 902 на 900 человек и экспериментальному экраноплану КМ. Первый полет экраноплан совершил в 1985 году на Каспийском море. Мореходность на взлетно-посадочном режиме составляла 5 — 6 баллов. В 1987 году первый экраноплан-ракетоносец «Лунь» был достроен и поступил на испытания.
«Лунь» оснащен пусковыми установками противокорабельных ракет класса «воздух-поверхность» 3М80 «Москит» разработки ОКБ А.Я. Березняка и предназначен для уничтожения авианосных многоцелевых или ударных групп ВМС, отдельных надводных кораблей противника во взаимодействии с другими силами флота. Экраноплан выполнен по традиционной самолетной схеме моноплана с крылом трапециевидной в плане формы и Т-образным хвостовым оперением. Центроплан крыла размещен в средней части корпуса, под днищем — гидролыжное устройство, используемое при посадке для снижения перегрузки. Корпус и крылья выполнены из легких сплавов. Силовая установка экраноплана проекта 903 состоит из восьми двигателей НК-87М с тягой по 13000 кг. Они расположены по четыре слева и справа сразу за кабиной. Основные характеристики экраноплана и, для сравнения, ракетного катера с двумя типами самолетов-ракетоносцев приведены в таблице:
Мы видим, что, уступая по дальности и скорости, экраноплан значительно превышает бомбардировщик по боевой нагрузке. При сопоставимом вооружении ракетный катер значительно уступает экраноплану в скорости, но превышает в дальности и времени нахождения в море. Таким образом, у каждой из ударных систем есть свои преимущества и свои недостатки. В принципе, в будущем при условии создания экранопланов большей массы можно говорить о вооружении их и более тяжелыми ракетами типа «Вулкан» или «Гранит», а также о дополнении их оборонительного вооружения ракетами малой дальности типа «Игла». Кроме того, с экраноплана возможно использование практически любых авиационных ракет (классов «воздух-поверхность», «воздух-воздух») с минимальными доработками.
Рассмотрим стратегию применения экранопланов. Для закрытого или полузакрытого театра военных действий — моря — они выступают конкурентами малых ракетных кораблей и ракетных катеров (МРК/РКА). По сравнению с ними экранопланы обладают сопоставимой дальностью (зависит от размеров как экраноплана, так и кораблей), намного большей скоростью, но намного меньшей защищенностью от средств воздушного нападения (на них нет средств самообороны, сопоставимых с корабельными средствами ПВО; по сравнению с ними пушечные установки не обладают большой боевой ценностью), т.е. в целом обладают сопоставимой боевой эффективностью. Можно представить различные ситуации, в которых лучше использовать или экранопланы, или МРК/РКА. Вывод — неплохо иметь на вооружении и то, и другое.
Теперь перейдем к открытым театрам — океанам. Там расстояния и волнение по сравнению с морями намного больше, следовательно, ракетные корабли малого водоизмещения там не действуют, на подобные условия они просто не рассчитаны. Если сделать большие экранопланы, которые способны действовать при больших волнах, они выступят конкурентами самолетов морской ракетоносной авиации (МРА) и дальней авиации (ДА), резервными целями для которых являются авианосные группы и отряды боевых кораблей. Но современные самолеты МРА, такие как Ту-22М различных модификаций, тоже летают очень далеко, но при этом намного, в 2-3 раза, быстрее. По вооружению они в принципе сопоставимы, хотя один экраноплан несет несколько большую боевую нагрузку.
У экранопланов одно достоинство — они экономичнее, но для боевой системы определяющим параметром является боевая эффективность, а она у самолетов МРА все же выше, так как у них меньше время реакции системы. Возможно, экранопланы можно посадить на носители, чтобы они оказались ближе к месту событий, но — насколько большой носитель понадобится для настолько больших экранопланов? Переходим к вопросу корабля — носителя экранопланов. Тут экранопланы являются конкурентами палубной авиации. По сравнению с экранопланами самолеты палубной авиации обладают большей скоростью, но меньшей боевой нагрузкой.
С другой стороны, они меньше (помним о том, что мы должны сделать такие экранопланы, которые могут летать при достаточно больших волнах), и один корабль может нести значительно больше самолетов по сравнению с океанскими экранопланами. Следовательно, 2-3, пусть 4, самолета доставят к цели нагрузку экраноплана (Су-33 — 1, Су-27КУБ — 2, Су-34, для которого вполне возможна разработка палубного варианта, — 2-3 «Москита», «Лунь» — 6), а потом быстрее вернутся и доставят еще столько же. Более тяжелые ракеты все же дешевле и проще везти на кораблях, т.к. для них нужен совсем тяжелый и дорогой экраноплан, соответственно, совсем большой и дорогой носитель. Получаем, что для океанской зоны строить экранопланы и их носители экономически невыгодно — при сопоставимой стоимости они будут уступать по боевой эффективности другим боевым системам (МРА и палубной авиации), при сопоставимой боевой эффективности они будут резко превышать другие системы по стоимости.
В качестве общего вывода можно сказать следующее: не стоит как переоценивать экранопланы, так и недооценивать их. Это не «вундерваффе», но и не пустышка. Экранопланы обладают своей областью применения, в которой способны достичь большой эффективности. Следует помнить, что наибольшей боевой устойчивостью, а значит, и возможностями по выполнению поставленной задачи в самых неблагоприятных условиях обладает группировка РАЗНОРОДНЫХ сил. А экранопланы в одиночку воевать не будут — современный флот представляет собой СИСТЕМУ, в которой даже самый крупный боевой корабль — всего лишь ее элемент.
Так, например, при нанесении удара по корабельной группировке противника необходимо организовать одновременный удар различных ракет, подходящих с разных высот и направлений и запущенных с разных носителей — и самолетов МРА, и надводных кораблей, и подводных лодок. Поэтому, если этот удар будет дополнен еще и ударом, нанесенным с экранопланов, — противнику будет намного тяжелее отразить подобную атаку, а вероятность его уничтожения значительно повысится. Особенно ярко проявляются достоинства экранопланов в случае использования их как средства первого удара благодаря высокой скорости, мощному ударному вооружению и высокой скрытности действий.
Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода Дагдизель в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.
Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной нецелесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был.
/Ярослав Ефименко, Андрей Скулин, naukatehnika.com/
не хочется писать длинное опровержение тематики статьи — слишком нудно повторять ответы более ранним прославлениям этого тупикового пути развития транспортных средств… ограничусь одним конкретным посылом из текста статьи, цитата «…При общем сравнении мы можем отметить, что использование десантных КВП позволяет увеличить десантодоступность с 17% (традиционные водоизмещающие ДК с носовой аппарелью) до 78% протяженности береговой линии. А десантный экраноплан, который способен выполнить кратковременный подъем на требуемую высоту для преодоления препятствий, поднимает значение этой величины почти до 100%…»)))))))
по сути, ВСЯ статья построена на этом вот ДОПУЩЕНИИ! дальнейший текст подробно и качественно рассказывает о том, как сложно и проблемно строились экраны, как они пытались конкурировать с более эффективно построенными десантными средствами… так вот — откуда взялись эти совершенно дикие проценты, авторы статьи скромно умолчали))))))))) бесконечные ссылки на отсутствующие в тексте таблицы еще более усугубляют картину неявного подлога — мол, таблицы есть, они подтверждают тезисы, просто вот как-то не вложилось…))))))
фактически же, никаких увеличений десантодоступности побережья в случае использования экранов практически нет! высадка требует все тех же пологих побережий с удобными спусками к воде, да собственно и для корабельной высадки требования те же! единственно, где выгоднее использовать КВП-десантеры — это в местах в пологими берегами, но с большим и неудобно расположенным количеством отмелей, песчаных банок и прочего. но, самое забавное — такой рельеф для экрана тоже практически непроходим!))))))) если КВП может просто переползти косу в паре десятков метров от береговой линии, то экран, при посадке, торжественно врубится в эту косу с критическими последствиями, никакие «подъемы кратковременные» не спасут!)))))) то есть, ограничений как бы не больше(!!!), чем у КВП!
фактически же, морские десанты достаточного количества (имеется в виду не просто высадка на пустынный берег, медленно и торжественно — а именно такой вот «ударный» метод, как предлагается в статье), возможны в очень ограниченных местах побережья. по забавному «совпадению», обычно в этих местах нет никаких естественных препятствий для нормальной высадки с кораблей-ДК, соответственно, особого смысла в существовании экранов просто нет. кроме того, авторы несколько лукавят в оценке дальности действия экранов и кораблей, цитата «…Экраноплан как летательный аппарат легче ДКВП, но при этом превосходит его по количеству посадочных мест, почти в три раза по дальности и более чем в два раза по скорости…», вот только «скромно» умалчивают, что дальность (если это так можно назвать) кораблей проекта 12321 — 300 миль, то есть даже с дальностью 900 (несколько меньше) миль экран все равно неспособен без дозаправки осуществлять высадку кого бы то ни было дальше Грузии или Болгарии, ну может до Турции со скрипом и в один конец дотянутся… при этом грузоподъемность оставляет желать МНОГО лучшего, примерно второе меньше чем у сравниваемого КВП… а скорость в 600 км (на уровне самолетов ВМВ) на сегодня ни от каких ЗС защитой не является, при полной невозможности хоть как-то бронировать илииными способами увеличить живучесть экрана — массогабаритные ограничения. увы…
ударные возможности — туда же, единственное преимущество перед обычными МРК это скорость экрана. но это превосходство слишком незначительно, чтобы служить какой-либо значимой характеристикой! вот если бы экраны ходили на 2-3М, тогда да… а так ПК-ракетам современным, в общем-то, нет большой разницы, лупить катер с его 50 км-ч или недокорабль с его 500 км-ч, догонят, а стойкость к повреждениям у экрана никакая, хуже чем у катера сравнимых габаритов… да и разработать чуть более скоростные ракеты, как и их производить при потребности (ну, если обычных авиационных почему-то окажется недостаточно) — вопрос куда более простой, чем склепать хотя бы штук тридцать этих поделок, меньше смысла нет, десантировать единовременно надо хотя бы пару батальонов со средствами усиления, иначе сомнут…
да. увлекся я что-то… последний, традиционный уже вопрос — что это?! сознательное предательство или просто тупость чиновников от оборонки?!
Гениальная Советская разработка не имеющяя аналогов в мире!!Имеет очень большие перспективы для отражения агресси сша на морских и океанских рубежах!
«…этого тупикового пути развития ….» — конец цитаты.
ПОХОЖЕ так — судя по тому, что несмотря на восторженное неоднократное описание машины развития и примениния НЕТ.
ЕЩЁ — «…дальность (если это так можно назвать) кораблей проекта 12321 — 300 миль…» — это ПОЧЕМУ, хотелось бы узнать ? Читал неоднократно, что экранопланы ЭКОНОМИЧНЕЕ самолётов.
И, наконец — а почему рассматриваются только ВОЕННЫЕ версии и только над водой?
А пассажирское применение? 500 км/час — это не 800-900 самолёта, но и не 50-100 корабля, автомобиля, поезда.