Черноморский флот теряет флагмана

Похоже, у российских властей нет денег на ремонт гвардейского ракетного крейсера «Москва»

В январе 2019 года исполнится три года с того момента, как в Крыму к причалу встал ракетный крейсер «Москва» в ожидании планового ремонта. До сих пор не известно, состоится ли он вообще или крейсер пустят на иголки.

Гвардейский ракетный крейсер «Москва» (проект 1164 «Атлант») был построен в 1979 году на Николаевском судостроительном заводе и в 1983 году включен в состав советского флота. На сегодняшний день это плавсредство — один из самых мощных надводных кораблей ВМФ РФ. На Тихом океане флагманом выступает его «односерийник» ракетный крейсер «Варяг», а на Северном флоте служит ракетный крейсер «Маршал Устинов». Других аналогичных кораблей в ВМФ РФ не осталось.

В 2015 году крейсер «Москва» под рев патриотической торсиды принимал участие в «сирийском походе», обеспечивая ПВО российской авиабазы «Хмеймим». Поход по сути «съел» остатки ресурса корабля. Затем он вернулся в Крым, где с января 2016 года и начались его злоключения. Во-первых, оказалось, что флагман Черноморского флота банально негде ремонтировать:

«Собеседник отметил, что ремонт в Крыму возможен, но стоить будет слишком дорого. Переход в Северодвинск также обойдется недешево — крейсер нужно либо буксировать, либо возвращать ему ход. Последняя операция займет не менее полугода».

Эта дилемма не решена до сих пор. Поэтому повелители морей откровенно тянут кота за хвост: «Информированный источник в отрасли заявил Mil. Press FLOT, что Минобороны пока не заключало контракт на ремонт и модернизацию крейсера. Источник предположил, что оформление соответствующих документов увязано с подписанием новой госпрограммы вооружений на 2018−2027 годы. Крейсер «Москва» планировали отремонтировать на Севастопольском морском заводе. Другой источник рассказал изданию, что сейчас крейсер находится у причала 13-го судоремонтного завода и на нем уже ведут плановые ремонтные работы, но это еще не модернизация».

В такой бесплодной болтовне проходили месяцы, а единственный боеспособный корабль I ранга Черноморского флота продолжал подгнивать у причальной стенки. В июле 2018 года адмиралы сообщили:

«В ближайшее время командование Черноморского флота (ЧФ) и руководство Главкомата ВМФ должны принять решение относительно дальнейшей судьбы флагмана ЧФ гвардейского ракетного крейсера «Москва». В настоящее время крейсер находится в Севастополе в ожидании решения относительно перспектив его дальнейшего использования».

Однако случилась еще более серьезная напасть: отсутствие денег. Да, да. В России, гордо бросающей вызов мировому господству США, нет денег на ремонт флагмана Черноморского флота. Это не должно удивлять, ибо секвестр затронул даже красу и гордость ВМФ РФ — тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) «Адмирал Кузнецов». В 2018 году плавсредство встало на плановый капитальный ремонт, смета которого первоначально составляла около 63−66 млрд. рублей. Но уже в мае 2018 года она сжалась до 60 млрд. рублей, а потом снизилась до 55 млрд. рублей. По меркам РФ это все равно огромные деньги, которые пойдут лишь на продление жизни «самому худшему авианосцу» в мире. Его единственный боевой поход к берегам Сирии в 2016 году запомнился потерей двух боевых самолетов из его авиакрыла.

Читайте также  Грустный взгляд на ВМФ России. Ракетные крейсера

По всей видимости, ракетный крейсер «Москва» не может надеяться даже на это. В российских СМИ, следящих за судьбой корабля, стали мелькать сообщения о том, что не исключены варианты его списания или глубокой консервации, что в общем-то близко к первому варианту. Естественно, официально это не признается, но вялые ответы флотского руководства намекают именно на один из таких исходов. Если это произойдет, то Черноморский флот станет первым крупным флотом РФ, не имеющим собственного надводного корабля I ранга, если не считать «маргинального» Балтийского флота. Флагманом там служит рассыпающийся от старости советский эсминец «Настойчивый» — один из последних оставшихся на плаву кораблей серии советских эсминцев 956 «Сарыч». Напомним, в СССР было построено 21 такое плавсредство, а на 2018 году в составе ВМФ РФ осталось лишь 3 таких эсминца (по одному на Балтфлот, Северный флот и Тихоокеанский флот), а еще 2 находятся в состоянии ремонта или консервации.

Подобная ситуация закономерна, ибо советское наследие не вечно, а современное российское судостроение не способно производить суда класса выше фрегата (да и то с огромными трудностями и нечеловеческим затягиванием сроков). Например, головной корабль проекта 22350 фрегат «Адмирал Горшков» был заложен в 2006 году, а принят в состав флота лишь в 2018 году. Некоторые эксперты опасаются, что это плавсредство успело морально устареть еще даже до приема в состав ВМФ РФ. Два последующих фрегата этого проекта — «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко» — были заложены в 2009 и 2012 годах, но не известно, когда будут приняты флотом (у них проблемы еще с двигателями).

А старые советские корабли первых рангов доживают очевидно последние годы. Примечательно, что на конец 2018 года практически все они находятся либо в ремонте, либо подгнивают в его ожидании:

— ТАКР «Адмирал Кузнецов» в 2018—2020 годах проходит модернизацию в Североморске;

— Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» с 2014 года по 2021 год находится на ремонте и модернизации;

— Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» встанет на ремонт и модернизацию в 2019 году. Она продлится до начала 2022 года;

— Ракетный крейсер «Маршал Устинов» долго и нудно ремонтировали в 2011—2016 годах и с 2019 года это плавсредство будет на пару лет единственным надводным кораблем I ранга Северного флота в строю.

Читайте также  Атомные «Акулы» отправляют в утиль

С флагманом Черноморского флота ситуация описана выше, ему грозит банальное списание. На Тихоокеанском флоте флагман — гвардейский ракетный крейсер «Варяг» — нуждается в проведении до 2020 года планового ремонта и модернизации. Про тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» упоминать смысла нет, это просто металлолом, который формально числится в составе ВМФ РФ, но с 1999 года находится в законсервированном состоянии. И на этом все. Таким образом, в 2019—2020 годах (возможно и с перехлестом на 2021 год), ракетный крейсер «Маршал Устинов» на Северном флоте останется единственным российским боевым кораблем I ранга в строю.

Вообще же, флот и флотостроение — это очень затратное и коварное предприятие. В современной РФ военное флотостроение провалено, что не удивительно. И дело не только в деградирующем судостроении. Проблема заключается в том, что даже построенное судно нуждается в огромных расходах на инфраструктуру по поддержанию его жизнедеятельности. Нужны ремонтные мощности, нужны склады, ангары, портовая инфраструктура и так далее. Когда корабль класса «фрегат» строится 12 лет, а ракетный крейсер проходит ремонт за пять лет, смысл такого флота становится равен нулю. И это видно на примере крейсера «Москва», под ремонт которого не оказалось ни технических, ни финансовых условий.

Причем на эти грабли наши флотоводцы наступали даже там, где, казалось бы, ситуация не такая плачевная, как в современных РФ или на Украине (президент которой на днях радостно поблагодарил США за поставку двух старых, 30-летних, разоруженных сторожевых кораблей в… 2019 году). Так, в 1981 году в СССР был заложен огромный атомный корабль — разведывательный корабль ССВ-33 «Урал», который должен был следить за запусками американских баллистических ракет в Тихом океане. В 1983 году он был спущен на воду и в 1989 году вошел в состав советского флота. Но не надолго: в месте его плановой дислокации в поселке Тихоокеанский (база «Техас») не было построено причальной стенки с соответствующей инфраструктурой. И поэтому судно стояло в бухте на якорной стоянке, вырабатывая ресурс своих двигателей. За пару последующих лет «Урал» не вышел ни разу в море и у него последовательно сгорели оба котла, ремонтировать которые в 1991 году оказалось некому и не на что…

/По материалам reddevol.com/

74 КОММЕНТАРИИ

  1. На мой взгляд зачем заморочки с большими и дорогими корабликами, если сейчас ракеты летают дальше и быстрее

  2. Автору: Сам ты «плавсредство»! Это корабль! Не военное судно, не боевой корабль, как вы, неучи пишете, а КОРАБЛЬ. Точка.
    Подумать дальше ума нет? Николаевского завода не существует. Все. Да и был бы, кто б туда корабль погнал?! Заводы развалили и у нас за время «удушающей демократии»: ни спецов, ни мощностей, ни площадей. Зато живете в условиях «СВОБОДЫ». Так что для начала почитайте, хоть что-нибудь, прежде чем … писать.

  3. Чудный автор , судя по скрипу пера долго стоял не разгибаясь , каждый цент приходиться отрабатывать , в Вашингтоне теперь тоже считают деньги !

  4. Отличить ложь от правды дело не сложное , и не надо для этого быть гением ! Автор лжец просто отрабатывает гонорар не более на этом можно было не продолжать , но надо опровергнуть эту фантазию ! Вопервых если бы РФ думало бы избавиться от карабля то не стало бы «тянуть кота за хвост» даже стоя у причала это тоже деньги , далее Россия просто выстовила на продажу , это более прибыльно нежели металлолом причём в двух вариантах продажа готового изделия или просто продажа голого ! Но цель автора статьи как видим другая как на Майдане вроде за свободу , а свободы как нет так и непредвидеться что было ожидаемо зная кто заказчики , этого шипито (их цели явно не для улучшения жизни народа Украины) !

    • Факты: с ездить в Североморск, Северодвинск. Посмотри на ужас с Адмиралом Лазаревым и прочими бортами. Никто их не восстановит. И новые корабли не построит. Нет компетенции и производственных мощностей. К войне на море РФ не готова. Сирия не в счёт, а сказки про 3 действующие АУГ США — послушайте , люди кто в теме не идиоты!

      • я с Североморска, чего там ужас и где? ТРК Лазарев — это ТОФ, его еще Сиденко пытался в кап ремонт определить, тогда еще не было Калибров — не паникуйте, все нормально у нас.

    • А кто заказчики? Я вот считаю что Ростех по главе с Чемезовым и есть олигархи , прикормленные госдепом. Иначе бы ГПВ -18 была бы выполнена. И нет в нашем отчестве вредителей больше, чем некомпетентные топ-менеджеры: Чемезовым, Рахманов, Рогозин с сыном, Иантуров и многие другие…. Ушла плеяда руководителей, кто не дал рассыпаться оборонным заводам, кто руководил и знал матчасть. И нынешние олигархи вреда приносят не меньше Чубайса, Березовского и Абрамовича. Теперь они работают на госдеп.

  5. Ну, куда же без дерипаски али прочего дЕР…то бишь оптимизации. Что нет ремонтной базы, так спасибо надо сказать соседу. Ежели взять кг на тонну, то новострой «побьёт» 1164. Гигантомания и ДиПы в прошлом…Статья-то правильная, только в СССР уже были загоризонтные РЛС. сейчас просто нужен чистый «горизонт». И кое-что из underwater.

  6. Друзья,в случае конфликта,пара ТУ-160 решают вопросы с с оставшимися у врагов авианосцами…

  7. Господи, нет денег у страны. Почему я в последние годы не удивляюсь этому? Зато самая крупная частная яхта в мире принадлежит депутату единоросу.

  8. Все у России есть и корабли и лодки, хватит звиздеть, вот у хохлов нет ничего только две байдарки и все, а звиздят больше всех…

    • А можно конкретно списочный состав, состояние, степень износа, перспективы модернизации? Затрудняетесь? Правильно в статье все указано. И причем тут хохлы? Нам надо свое г… за собой смывать научиться. Потому, что есть необходимость в рачительном использовании средств, в ускоренном военном строительстве. Для этого нужно начать сажать пятую колонну. А она не на митингах оппозиции, а сидит в кабинетах оборонных заводов, рассказывает басни о десятилетних циклах разработки и неготовности кооперации, получает миллиарды из бюджета МО РФ, которые транжирятся на демонстрационные понты на выставках типа «Армии» и парадах победы…. Раньше все делалось тихо, секретно и обязательно на конкурсной основе. Конкуренция была в СССР в ВПК. Сейчас этого нет. Посадить всех руководителей!

  9. А у меня пенсия 8 000 руб в месяц и я очень рад жизни в России! И с корабликами разберёмся потихоньку. Главное на Россию никто бомбу не кинет и инет работает и еда есть и тепло.

  10. Трактор не крейсер, но и их производство прекратилось. А самолетики бумажные летают, производство настоящих практически загублено. Машиностроение отсутствует. Можно продолжать .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя