Продолжая рассуждать о будущем нашего флота, с самого начала стоит заметить главный всплывший момент: никто из высокопоставленных ответственных лиц не может даже приблизительно сегодня сказать, на что вообще будет похоже флотское строительство. И будет ли оно вообще.
Да, можно сколько угодно размахивать на показухах типа «АРМИИ…» макетами и модельками кораблей. Модельки – это хорошо. Но от пластикового макета до корабля в металле проходит иногда (а у нас всегда) очень много времени.
Однако сегодня определить, куда направлены основные течения госпрограммы вооружений, просто нельзя. Все скрыто таким туманом, что стоит погадать на морской капусте.
Гадание, конечно, – это так, ради красного словца. На самом деле факты есть, и от них можно оттолкнуться. Главное – делать это спокойно и без криков.
Основной вывод, который был сделан в одном из предыдущих материалов, прост. Флот России в ближайшие 10-12 лет сильно сократит количество боеготовых надводных кораблей морской и океанской зоны.
Доводов «за» даже больше, чем требуется. Основной – после событий 2014 года мы потеряли, собственно, руки и места, которые могли строить крупнотоннажные корабли и их ремонтировать.
Крым – это хорошо, но Николаев – это если не все, то весьма многое. Разрыв с Украиной, политический и экономический, разрушил и (в первую очередь) такую вещь, как судостроительная кооперация. То есть Россия осталась без украинских морских двигателей и корпусов.
Собственно, дальше можно не продолжать, потому что без корпуса и двигателя как бы корабля нет.
По факту мы имеем «сдвинутые вправо» до бесконечности сроки строительства фрегатов проектов 11356 и 22350 и проблемы с ремонтом ряда кораблей советской постройки. И если с ремонтом хоть как-то можно выкрутиться за счет других судоремонтных заводов (хотя гнать через полмира «Москву» то еще удовольствие), то с судовыми дизелями у нас полный кошмар.
Намечается тенденция (довольно логичная) строить то, что можно построить. То есть «москитный» прибрежный флот вместо океанского.
Довольно логично. Пусть не на 100% сами, а с помощью Китая, но можем строить корветы проекта 22160 и малые ракетные корабли проектов 21631 и 22800. Пока можем.
Одновременно (и это радует) продолжается строительство кораблей проекта 20380, их более дорогой и сложной версии — проекта 20385, а также и увеличенного в размерах и получившего ряд других серьезных изменений проекта 20386.
5 корветов проекта 20380 и столько же в постройке – это неплохо. Плюс два корабля проекта 20385. Но если посмотреть на прогнозы, то корветов семейства 2038х к 2028году в составе ВМС РФ должно оказаться не менее 18 единиц. Что несколько выглядит шапкозакидательски, ибо проблема с двигателями до сих пор не решена.
То же самое относится к серии кораблей проекта 21160. Головной («Василий Быков») проходит испытания, еще 5 в разной степени постройки. И серия может быть увеличена до 12 кораблей.
Вслед за корветами идут вроде бы неплохо зарекомендовавшие себя малые ракетные корабли проекта 21631 («Буян»). Критику вызывает низковатая, пожалуй, мореходность, но эти МРК не для Северного Ледовитого и Тихого океанов. А для службы на Балтике, Каспии или Черном море – вполне.
И к 6 имеющимся МРК строятся еще 6. Плюс не стоит забывать о «работе над ошибками», то есть «Каракурт», он же проект 22800. Проект обладает большей мореходностью в сравнении с «Буянами», что, несомненно, является плюсом в ситуации.
В целом, если говорить о кораблях водоизмещением до 3000 тонн, то здесь все более-менее ничего выглядит. Единственное, что вызывает смущение, это все еще большое количество ракетных катеров (пр. 1241), малых ракетных кораблей (пр.1234) и малых противолодочных кораблей (пр.1124 и 1331) советской постройки. В общем этих кораблей среди данной весовой категории насчитывается 62 единицы, что составляет около 90% от общего числа малых кораблей.
Сможет ли наше судостроение строить корветы, МРК и прочие корабли такими темпами, чтобы компенсировать естественную убыль кораблей по причине устаревания, – вот вопрос.
Но повторюсь, в прибрежной зоне, которую может контролировать «москитный» флот, все выглядит терпимо.
А вот чего нельзя сказать об обновление группировки надводных кораблей дальней морской и океанской зоны, того нельзя. Ситуация критическая во всех классах кораблей, которые могли бы обеспечивать выполнение каких-то задач в дальней океанской зоне.
Ракетные крейсера. Здесь нюанс. Очень дорогостоящий, но есть. Если потратить время, ресурсы и деньги, то количество крейсеров возрастет до 5. Это, как вы уже поняли, и проект 1144, и 1164. Но это корабли конца прошлого века, как ни крути. Построить что-то подобное сегодня Россия не в состоянии.
Эсминцы и БПК. Здесь тоже тоска смертная. В настоящее время в составе флота имеется 10 кораблей в той или иной степени боеготовности. Если подвергнуть капитальной модернизации противолодочные корабли проекта 1155 (те, что еще можно), то на какое-то время можно продлить существование. Но через 10 лет согласно прогнозам у нас останется не более 3-4 кораблей этого класса.
Программа строительства новых эсминцев и фрегатов постоянно корректируется и откладывается (в плане эсминцев) и «зависает» (в плане фрегатов).
Если быть честными перед собой, то неспособность строить в должном количестве и качестве корабли дальней морской зоны автоматически убирает из оборонной доктрины любые задачи, связанные с этой зоной.
Если флот не в состоянии выполнить задачи вдали от своих берегов, значит, не стоит эти задачи даже формулировать. Прибрежная зона – наше все. В общем, привет, Украина, правда, не в таком позорном виде.
И не стоит сбрасывать со счетов эту самую естественную убыль кораблей. Я привел в выкладках по крейсерам цифру 5, но сами понимаете, она весьма условна и оптимистична.
«Адмирал Лазарев» балансирует на грани жизни и смерти с 1999 года, почти 20 лет. И сколько надо будет денег, ресурсов и времени, чтобы его реанимировать, сказать не берусь. Соответственно, в пессиме крейсеров у нас 4. Это если доведут до ума «Нахимова».
Между тем, еще один нюанс. Крейсер, эсминец, БПК, фрегат, в отличие от малого ракетного корабля или катера, строится весьма долго. А доставшиеся нам по наследству от СССР корабли, повторюсь, имеют отнюдь не бесконечный ресурс.
И, скажем прямо, небольшое количество этих кораблей, доживших до сегодняшнего времени, может и не дожить до того времени, как их сменят новые эсминцы, постройка которых постоянно откладывается.
Может даже получиться так, что к 2028 году, когда закончится действие госпрограммы вооружений, количество кораблей ДМЗ может сократиться до 15-17 единиц. Если вспомнить, что наши корабли фактически разделены между четырьмя флотами без возможности сбора в один ударный кулак, то можно забыть вообще о какой-либо возможности ВМФ оперативно реагировать на изменение обстановки в мире в виде формирования боеспособных соединений кораблей как для решения задач в отдаленных районах, так и для защиты собственного побережья.
Нет, конечно, если нам флот Китая поможет…
Но в целом ситуация весьма печальная. И выход из нее видится один: расписаться в собственном бессилии и сделать ставку не на то, что хотелось бы иметь (все эти макетно-модельные мечтания в топку), а на то, что реально можно построить.
То есть флот прибрежной зоны из МРК, МРАК, корветов и прочей мелочи, вооруженной крутыми бабахалками типа «Калибров» и атомные подводные крейсера для работы в дальней зоне.
Не самая красивая картинка, но ведь реально имеем то, что имеем.
/Роман Скоморохов, topwar.ru/
В этой статейке выдано желаемое за действительное! Все плохо, все паршиво. Шакалы из NATO боятся и такой маленький и компактный флот! И вообще, поменяйте гражданство или валите из страны, на западе лакеи и заднецолизы нужны. А лучше застрелитесь! ?
очень жаль: куда делись «прежние» Риа Новости? — очень удобные, а эти.. ни комментарий оставить да и вообще формат куций. Верните на главную страницу Яндекса, а-то рассержусь до неузнаваемости
Дело не только в железе , очень больной вопрос в самой системе содержания любого флота: то ли москитного, то ли крейсерского. То что было во времена советского флота уже не прокатит. Настала новая эра жизни людей к которой мы оказались не готовы. Сама ситуация диктует новые условия зарабатывания на жизнь, а правители всё выстраивают экономику экономического террора. Так до сих пор сидим на окладах, до сих пор не научились платить заработанные деньги в недельный интервал, а на службе так вообще эмоции командиров зашкаливают в беспредельничество, в маразм не совместимый с человеческим образом. Вообщем пока не поймём что служба это таже работа и не пересмотрим систему обучения к этой службе толку не будет. Скоро настанет время некому будет служить не то что что-либо строить. Будут корабли, а людей не будет. Надо менять всю систему.
автор, это укры не в таком позорном положении? не понимает что бормочет. Всё нормально строится, а эти древние монстры они нам нужны?
Лишь бы WORD OF TENKS не отменили , а на остальное всем НАСРАТЬ три кучи
Полагаю, до 28 года территория бывш. Украины окончательно утратит признаки государственности, и будет разделена по исторической принадлежности земель. Так что Николаев потерян не безвозвратно. Правда, после укропитеков восстанавливать надо будет еще лет 20.
Поскольку основная масса «Томогавков», а их в залпе до 4000 морского базирования, то может мне объяснят те, кто утверждает о ненужности кораблей дальней морской зоны, чем бы вы перехватили те американские эсминцы и лосей с девственницами??? Катерами-что-ли или «корветами» проекта 22160??? Не смешите мои пымы!
К сожалению нет у нас ресурсов для постройки даже небольших прибрежных кораблей охранения, не говоря о крупных океанских кораблях.. Их нет, а старые требуют постоянного ремонта…А без океанского флота нам никак нельзя… Вот лучше бы строили больше корабли океанские, чем хвастались что у нас ядреная крылатая ракета есть… А вообще для перевооружения армии нужна мощная экономика, а не продажа газа и нефти… ведь мы так и не слышали, куда деньги от продажи астрономических запасов углеводородов делись.. В карманы олигархов и окружения их.. Но не в казну и не для развития Отечества…
Страна без нормальных туалетов не может иметь нормальный флот. Это аксиома. Пенсионер плавсостава.
А может и не нужен океанский флот? Мы же теперь не сверхдержава. Ну реально. ВВП у нас на уровне одной страны евросоюза. Из этого и исходить надо. Ну нету у Испании океанского флота, хотя амбиции наверно похлеще наших. Как никак пуп земли когда-то были, полмира имели в распоряжении. А сейчас имеют то что имеют. То же с Германией, Францией. Англосаксов не беру в пример, там сложнее все. Если даже в перспективе невозможно сформировать флот, хоть как то способный кинуть вызов англосаксам, пусть даже в союзе с несколькими странами, то какой смысл вкладывать в это средства, которых так не хватает тупо на жизнь. Я не говорю про разработку и проектирование, это нужно, чтоб сохранить саму школу кораблестроения. А вот мечтать об собственной армаде в океанах наивно как то. Да и какой смысл? Какие задачи им ставить? Кому и как угрожать и главное зачем? Скажете про Китай? У них есть цель, которую они хотят заиметь любой ценой, влоть до войны. А у нас какая цель? Мы сами то не знаем чего хотим, ничего внятного не формулируется. Все эти Мюнхенские речи, это просто злость обиженного ребенка, у которого отобрали деньги в подъезде. Ну послушали, пожалели может даже, а потом забыли. Они идут дальше, а мы хз куда. Тут все уж убедились наверно, что без Украины мы не полноценны. Во всех сферах. Хоть космос, хоть авиация, хоть флот возьмите. Ну не может человек плавать без одной руки и думать одним полушарием. Хотя можете возразить конечно, только это все инвалиды все равно. Вот о чем думать надо. Нам не выжить по рознь никак, только в виде третьего мира, об который вытирают ноги. Так, что проблема флота, этот проблема целостности страны. Для меня Россия, это государство в границах Российской империи начала 20 века. А если мы не ставим целью ее восстановить, то нечего и мечтать про океанский флот. Он нынешнему огрызку этой империи просто не нужен.