ВМФ России. Прощайте, пучины морские?
Атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» балансирует на грани жизни и смерти с 1999 года.

Продолжая рассуждать о будущем нашего флота, с самого начала стоит заметить главный всплывший момент: никто из высокопоставленных ответственных лиц не может даже приблизительно сегодня сказать, на что вообще будет похоже флотское строительство. И будет ли оно вообще.

Да, можно сколько угодно размахивать на показухах типа «АРМИИ…» макетами и модельками кораблей. Модельки – это хорошо. Но от пластикового макета до корабля в металле проходит иногда (а у нас всегда) очень много времени.

Однако сегодня определить, куда направлены основные течения госпрограммы вооружений, просто нельзя. Все скрыто таким туманом, что стоит погадать на морской капусте.

Гадание, конечно, – это так, ради красного словца. На самом деле факты есть, и от них можно оттолкнуться. Главное – делать это спокойно и без криков.

Основной вывод, который был сделан в одном из предыдущих материалов, прост. Флот России в ближайшие 10-12 лет сильно сократит количество боеготовых надводных кораблей морской и океанской зоны.

Доводов «за» даже больше, чем требуется. Основной – после событий 2014 года мы потеряли, собственно, руки и места, которые могли строить крупнотоннажные корабли и их ремонтировать.

Крым – это хорошо, но Николаев – это если не все, то весьма многое. Разрыв с Украиной, политический и экономический, разрушил и (в первую очередь) такую вещь, как судостроительная кооперация. То есть Россия осталась без украинских морских двигателей и корпусов.

Собственно, дальше можно не продолжать, потому что без корпуса и двигателя как бы корабля нет.

По факту мы имеем «сдвинутые вправо» до бесконечности сроки строительства фрегатов проектов 11356 и 22350 и проблемы с ремонтом ряда кораблей советской постройки. И если с ремонтом хоть как-то можно выкрутиться за счет других судоремонтных заводов (хотя гнать через полмира «Москву» то еще удовольствие), то с судовыми дизелями у нас полный кошмар.

Намечается тенденция (довольно логичная) строить то, что можно построить. То есть «москитный» прибрежный флот вместо океанского.

Довольно логично. Пусть не на 100% сами, а с помощью Китая, но можем строить корветы проекта 22160 и малые ракетные корабли проектов 21631 и 22800. Пока можем.

Одновременно (и это радует) продолжается строительство кораблей проекта 20380, их более дорогой и сложной версии — проекта 20385, а также и увеличенного в размерах и получившего ряд других серьезных изменений проекта 20386.

5 корветов проекта 20380 и столько же в постройке – это неплохо. Плюс два корабля проекта 20385. Но если посмотреть на прогнозы, то корветов семейства 2038х к 2028году в составе ВМС РФ должно оказаться не менее 18 единиц. Что несколько выглядит шапкозакидательски, ибо проблема с двигателями до сих пор не решена.

Читайте также  Вопрос небоеспособности ВМФ России против современной минной угрозы обязан быть разрешен в кратчайшие сроки

То же самое относится к серии кораблей проекта 21160. Головной («Василий Быков») проходит испытания, еще 5 в разной степени постройки. И серия может быть увеличена до 12 кораблей.

Вслед за корветами идут вроде бы неплохо зарекомендовавшие себя малые ракетные корабли проекта 21631 («Буян»). Критику вызывает низковатая, пожалуй, мореходность, но эти МРК не для Северного Ледовитого и Тихого океанов. А для службы на Балтике, Каспии или Черном море – вполне.

И к 6 имеющимся МРК строятся еще 6. Плюс не стоит забывать о «работе над ошибками», то есть «Каракурт», он же проект 22800. Проект обладает большей мореходностью в сравнении с «Буянами», что, несомненно, является плюсом в ситуации.

В целом, если говорить о кораблях водоизмещением до 3000 тонн, то здесь все более-менее ничего выглядит. Единственное, что вызывает смущение, это все еще большое количество ракетных катеров (пр. 1241), малых ракетных кораблей (пр.1234) и малых противолодочных кораблей (пр.1124 и 1331) советской постройки. В общем этих кораблей среди данной весовой категории насчитывается 62 единицы, что составляет около 90% от общего числа малых кораблей.

Сможет ли наше судостроение строить корветы, МРК и прочие корабли такими темпами, чтобы компенсировать естественную убыль кораблей по причине устаревания, – вот вопрос.

Но повторюсь, в прибрежной зоне, которую может контролировать «москитный» флот, все выглядит терпимо.

А вот чего нельзя сказать об обновление группировки надводных кораблей дальней морской и океанской зоны, того нельзя. Ситуация критическая во всех классах кораблей, которые могли бы обеспечивать выполнение каких-то задач в дальней океанской зоне.

Ракетные крейсера. Здесь нюанс. Очень дорогостоящий, но есть. Если потратить время, ресурсы и деньги, то количество крейсеров возрастет до 5. Это, как вы уже поняли, и проект 1144, и 1164. Но это корабли конца прошлого века, как ни крути. Построить что-то подобное сегодня Россия не в состоянии.


Эсминцы и БПК. Здесь тоже тоска смертная. В настоящее время в составе флота имеется 10 кораблей в той или иной степени боеготовности. Если подвергнуть капитальной модернизации противолодочные корабли проекта 1155 (те, что еще можно), то на какое-то время можно продлить существование. Но через 10 лет согласно прогнозам у нас останется не более 3-4 кораблей этого класса.

Читайте также  Советские корабли помогут быстро восстановить боеспособность флота

Программа строительства новых эсминцев и фрегатов постоянно корректируется и откладывается (в плане эсминцев) и «зависает» (в плане фрегатов).

Если быть честными перед собой, то неспособность строить в должном количестве и качестве корабли дальней морской зоны автоматически убирает из оборонной доктрины любые задачи, связанные с этой зоной.

Если флот не в состоянии выполнить задачи вдали от своих берегов, значит, не стоит эти задачи даже формулировать. Прибрежная зона – наше все. В общем, привет, Украина, правда, не в таком позорном виде.

И не стоит сбрасывать со счетов эту самую естественную убыль кораблей. Я привел в выкладках по крейсерам цифру 5, но сами понимаете, она весьма условна и оптимистична.

«Адмирал Лазарев» балансирует на грани жизни и смерти с 1999 года, почти 20 лет. И сколько надо будет денег, ресурсов и времени, чтобы его реанимировать, сказать не берусь. Соответственно, в пессиме крейсеров у нас 4. Это если доведут до ума «Нахимова».

Между тем, еще один нюанс. Крейсер, эсминец, БПК, фрегат, в отличие от малого ракетного корабля или катера, строится весьма долго. А доставшиеся нам по наследству от СССР корабли, повторюсь, имеют отнюдь не бесконечный ресурс.

И, скажем прямо, небольшое количество этих кораблей, доживших до сегодняшнего времени, может и не дожить до того времени, как их сменят новые эсминцы, постройка которых постоянно откладывается.

Может даже получиться так, что к 2028 году, когда закончится действие госпрограммы вооружений, количество кораблей ДМЗ может сократиться до 15-17 единиц. Если вспомнить, что наши корабли фактически разделены между четырьмя флотами без возможности сбора в один ударный кулак, то можно забыть вообще о какой-либо возможности ВМФ оперативно реагировать на изменение обстановки в мире в виде формирования боеспособных соединений кораблей как для решения задач в отдаленных районах, так и для защиты собственного побережья.

Нет, конечно, если нам флот Китая поможет…

Но в целом ситуация весьма печальная. И выход из нее видится один: расписаться в собственном бессилии и сделать ставку не на то, что хотелось бы иметь (все эти макетно-модельные мечтания в топку), а на то, что реально можно построить.

То есть флот прибрежной зоны из МРК, МРАК, корветов и прочей мелочи, вооруженной крутыми бабахалками типа «Калибров» и атомные подводные крейсера для работы в дальней зоне.

Не самая красивая картинка, но ведь реально имеем то, что имеем.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

97 КОММЕНТАРИИ

  1. Полностью поддерживаю автора! Спускают по ракетному катеру в год и выдают это за огромную победу и мощное судно с калибрами. Даже фрегатов строить не можем. Интересно Путин в курсе о положение дел в военном судостроение? Если в курсе то почему ничего не делается кроме деклараций?

  2. Не граммотно написанная статья, таких редакторов или журналистов надо лишать лицензии!!!

    • Интересно, и почему же статья не грамотная? Обоснуйте. Или напишите своё аргументированное видение данного вопроса, а мы опубликуем. Пусть широкая публика ознакомится с вашим мнением. А просто так взять и «кинуть кусок грязи» в автора (без боязни реального ответа) — это, по меньшей мере, очень некрасиво. В реальной жизни за это легко можно и по фейсу схлопотать.

  3. А это издание точно АРМЕЙСКИЙ вестник. По стилистике статей и основной массе комментаторов — это ВЕСТНИК либерастии. Шеф все пропало и т.п.

    • Факты — вещь упрямая, увы.
      Конечно, роль Николаева большая, но не стоит уж так о нём горевать. Что касается остального — то автор прав, к сожалению

    • Евгений, ну как вы «круто завернули» администрации сайта, прям не в бровь — а в глаз… у меня аж у самого поджилки затряслись от вашего «праведного» гнева (типа, от таких как вы нигде не скроешься, вы всё видите правильно).
      Только вот что я хочу вам сказать, дружок. Если вы сегодня прячете от проблем свою голову в песок (синдром страуса), то это совсем не значит, что этим вы спасёте свою драгоценную задницу… завтра в неё вас отымеют по полной программе по самые гланды, аж песок на зубах захрустит…

      А что касается сайта, то правильно они делают, что поднимают вопросы о существующих проблемах в нашей российской армии (а их не мало). Почему мы не должны знать о этих проблемах? Мы что, мордой лица не вышли? Или поймём все не так как надо? Или такие как вы будете нам указывать как надо правильно понимать?…
      Не буду дальше развивать тему о «ура-патриотах», которые на мой взгляд приносят больше вреда чем откровенные махровые либерасты — ибо тема эта неблагодарная, занудная, а главное — для вас совершенно бесполезная. Хотите благостной картинки (через розовые или голубые очки) о нашей многострадальной армии — смотрите ТВ-ящик, и будет вам покой, счастье и уверенность в завтрашнем дне.
      Если хотите знать немного побольше о реальном положении дел — поищите инфу на просторах интернета и желательно в различных источниках. Правда после этого уверенности в спокойном и счастливом завтрашнем дне у вас несколько поубавится. Но это реальность нашей жизни и от этого никуда не деться.
      Выбор за вами…

  4. Печально всё это читать… Автор грамотно заметил основную беду нашего ВМФ — разобщенность флотов. При приличном списочном составе надо всё время держать в уме деление на четыре.
    Приоритетным должен быть (на мой взгляд) СФ, потом ТОФ, как имеющие выход в океан.

  5. А ещё у нас нет конницы и драгунов! Может армия будущего — это ракеты бесконечного радиуса действия и лазерное оружие в космосе? Флот — это очень важно было во времена Петра Первого. А сейчас — зачем? Вот реально вы какие задачи будете ставить перед океанским флотом? Что за общие слова — для своевременного реагирования в дальних уголках планеты? Если туда корабль не доплывает, то Авангардом достанем.

    • Был уже один такой прогрессивный мыслитель, Хрущов была его фамилия. Большой был просветитель. Все, говорил, эти танки-корабли-самолеты в топку, ракетами новейшими да и побъем всех капиталистических супостатов. Так и не смогли ему объяснить хотя бы самое понятное, что у ракет есть мертвая зона после старта, что это слишком дорогое удовольствие для многих простых задач и т.д. и т.п. Хорошо, что хоть личное оружие у комсостава не отменил — а то, понимаш, такая несовременная архаика.

  6. Не нравится жить в Ррссии -валите к своим пиндосам , вместе с продажным либерастом автором. И не будут тогда заказные статьи от сброда Наваляшки

  7. Та бред сумасшедшего написал. Даже читать толком не стал эту хрень.
    Корабли СССР он там посчитал… которым по 30 лет как минимум… о да, рухлядь эту.
    Украину приплёл… там всё такое-же ржавое как корабли СССР ничего они производить не будут уже никогда и соответственно закупать там нечего.

    Дальше и читать не стал. Нытик. Пятая колонна. Вечно недовольный.
    Хватит уже жить мерками советского союза, там всё было прекрасно, пока занавес не рухнул и тут все увидели как В РЕАЛЬНОСТИ мы живём по сравнением с «загнивающим» капитализмом.

    Финансовую систему надо делать, а не военную технику клепать десятками тысяч. Было это всё в СССР и где оно теперь? Так и оказалось нахрен ненужным, а заплатили за всё это МЫ-местное население.
    Товары НАРОДНОГО потребления где? Ты вокруг себя посмотри в квартире своей, много у тебя вещей сделанных в СССР\России? Всё импортное.

    И дибилы всякие коментируют типа: «Путин виноват». В очко идите нытики, не нравится жить в России тогда УМРИТЕ и родитесь в другой стране. Все вы в ладошки хлопали когда оппозиция в госдуме принимала решения по «приватизации» и «дружбе с западом» в итоге пол страны оказалось в собственности иностранцев, ну как подружились? Идите на могилу ублюдка Немцова цветочки положите, это его (и ему подобные) идеи.

    У России два союзника — армия и флот (точнее уже три + ВВС) все остальные — враги.
    Историю почитайте:
    Европа — враг, сплошные войны, при первой-же возможности гадят и лезут к нам.
    Америка — враг, при первой-же возможности гадят и лезут к нам (те-же европейцы).
    Восток — с одной Турцией больше 10 раз воевали.
    Азия — хз что у них там на уме (китайцы к нам полезли сразу как «силу» почувствовали).
    Африка — далеко, но им напоют (как укропам) и они с лёгкостью поверят, что во всём виноваты русские, которых они даже не видели и полезут к нам (не полезут — у нас холодно ;))

    Но это не значит что надо только на оборону работать. Всё должно быть в меру и по карману + современное, а не отрыжка из прошлого 30-ти летней давности. Думайте головой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя