Су-30 в серии и на международном рынке
Су-30СМ российских ВКС в полете. Фото НПК "Иркут" / irkut.com

К настоящему времени многочисленные заказчики в лице военно-воздушных сил зарубежных государств успели получить порядка 500 многофункциональных истребителей семейства Су-30 в разных модификациях. В ближайшее время ожидается появление новых контрактов на строительство такой техники, что приведет к понятным последствиям. Су-30 и его многочисленные модификации уже стал одним из самых успешных образцов своего класса на международном рынке. Какие факторы привели к наблюдаемому коммерческому успеху российского истребителя, и как он отвоевывал свою долю рынка?

Первые истребители Су-30 модификации «К» отправились зарубежному заказчику около 20 лет назад. Они создавались в рамках сотрудничества с Индией и изначально соответствовали требованиям заказчика. В ходе создания проекта Су-30К был создан самый серьезный задел, при помощи которого в дальнейшем удалось разработать множество новых модификаций техники, наиболее полно соответствующих пожеланиям новых покупателей. Таким образом, основания для нынешних успехов линейки Су-30 появились еще в середине девяностых годов.

По заказу Индии

Первый шаг к экспортному успеху был сделан в 1994 году, когда военно-воздушные силы Индии проявили интерес к российским истребителям семейства Су-27. При этом потенциальный заказчик не пожелал закупать технику существующей модели и представил собственные требования к желаемому многофункциональному истребителю. В соответствии с таким заданием в 1995 году компания «Сухой» начала проектирование новой версии имеющегося самолета.

В конце ноября 1996 года Россия и Индия подписали контракт о проведении необходимых конструкторских работ и дальнейшую поставку готовой техники. ВВС Индии желали получить 8 самолетов типа Су-30К и 32 Су-30МКИ. В дальнейшем предполагалось наладить производство авиационной техники на одном из индийских предприятий.

Су-30К создавался в качестве доработанной версии учебно-боевого Су-27УБ и имел некоторые отличия. Широкое использование готовых изделий позволило сократить сроки разработки. Благодаря этому первые заказанные самолеты были переданы Индии уже в 1997 году. В конце десятилетия индийские ВВС приступили к эксплуатации всех заказанных Су-30К. В это же время продолжалась разработка более совершенного истребителя Су-30МКИ.

Истребитель Су-30МКИ. Фото НПК «Иркут» / irkut.com

В рамках проекта с литерами «МКИ» («Модернизированный коммерческий, индийский») российским конструкторам предстояло решить несколько специфических задач в сфере техники и подходов. К примеру, для получения желаемой доли рынка следовало отказаться от традиционного подхода, предусматривающего создание экспортной версии как ухудшенного варианта «своей» машины. Кроме того, пришлось вести опытно-конструкторские работы при прямом участии заказчика. Наконец, имеющиеся соглашения подразумевали постепенную модернизацию техники с планомерным достижением желаемых результатов, для чего требовалась новая архитектура бортового оборудования.

Российские авиаконструкторы ранее не сталкивались с такими задачами, но все же справились с их решением. Следует отметить, что именно это фактически предопределило дальнейшую судьбу всего семейства Су-30. Новые модификации истребителя создавались с использованием задела по Су-30МКИ и с применением характерных особенностей этого проекта.

Одним из самых серьезных нововведений проекта Су-30МКИ стало широкое применение авионики зарубежного производства, которую желал получить заказчик. В готовом самолете используются радиоэлектронные компоненты от 14 производителей из 6 стран мира. Для обеспечения совместимости всех этих приборов была разработана новая для нашей страны система с открытой архитектурой. Впоследствии она позволила сравнительно быстро и просто осуществлять модернизацию самолетов. Важнейшей особенностью Су-30МКИ и других самолетов семейства стало наличие системы управления вектором тяги. Кроме того, впервые в мире экспортный самолет получил радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой.

Испытания опытных самолетов типа Су-30МКИ были проведены на рубеже девяностых и двухтысячных годов. В 2002-м заказчик получил первую партию из 10 таких машин. В следующем году – еще 12. Строительство этой техники осуществлялось в Иркутске. К этому времени уже существовал и реализовывался контракт о запуске сборки авиационной техники силами индийской промышленности. Согласно этому соглашению, Россия должна была передать Индии 140 сборочных комплектов. В дальнейшем появлялись новые договоры на поставку готовых самолетов и комплектов агрегатов.

Су-30МКМ для Малайзии. Фото НПК «Иркут» / irkut.com

К настоящему времени военно-воздушные силы Индии располагают весьма крупным парком истребителей Су-30МКИ. В общей сложности в частях имеется порядка 250 самолетов. При этом достаточно активная эксплуатация техники приводит к известным негативным последствиям. Так, с 2009 по 2017 годы индийские военные потеряли семь истребителей.

Читайте также  Истребитель 6 поколения: завтра для России и США

Китайский контракт

Через несколько лет после контракта с Индией появилось схожее соглашение на поставку авиационной техники в ВВС Китая. В 1997 году на «Сухом» стартовали проектные работы по самолету с обозначением Су-30МКК – «Модернизированный коммерческий, китайский». Во второй раз был использован подход к проектированию, предусматривающий большое внимание к требованиям заказчика. В частности, для наилучшего соответствия техническому заданию Су-30МКК создавался на базе самолетов Су-27М и Су-27СК.

В самом конце десятилетия были построены и испытаны опытные истребители. По ряду причин, сборку этой техники доверили Комсомольскому-на-Амуре авиационному производственному объединению. После завершения всех необходимых проверок было развернуто серийное производство в интересах заказчика. В самом конце 2000 года Китай получил первую партию из 10 самолетов Су-30МКК.

После этого производство и поставки продолжились. До 2004 года включительно КнААПО передало заказчику 73 самолета типа Су-30МКК. К этому времени была создана улучшенная версия коммерческого истребителя – Су-30МК2. В том же 2004 году для китайских ВВС построили 24 машины этой модели. С тех пор Китай не приобретал истребители семейства Су-30. Главной причиной этого стало желание зарубежной страны сосредоточить усилия на собственной авиационной промышленности.

Алжирский истребитель Су-30МКА.

Малайзийский и алжирский варианты

Еще одной важной версией самолета Су-30 стала модификация «МКМ», созданная по заказу ВВС Малайзии. Контракт на создание и производство подобных истребителей был подписан в 2003 году. Едва ли не решающим фактором, поспособствовавшим появлению этого контракта, стала открытая архитектура комплекса авионики, позволившая заказчику выбрать желаемые компоненты. Таким образом, Су-30МКМ фактически представлял собой самолет версии «МКИ» с некоторыми другими бортовыми устройствами.

Согласно договору 2003 года, на разработку полноценного проекта и последующие испытания опытной техники отводилось несколько лет. В 2007 малайзийские ВВС получили первые заказанные машины. Последняя партия была передана в 2009-м. В общей сложности было поставлено 18 истребителей.

В середине прошлого десятилетия, уже после выполнения части работ по Су-30МКМ появился контракт на поставку самолетов Алжиру. Эта страна пожелала приобрести 28 истребителей в особой комплектации с обозначением Су-30МКА. Алжирское техническое задание позволяло обеспечить высочайшую степень унификации с существующими модификациями «МКИ» и «МКМ», что дало определенные преимущества. Так, компании «Сухой» удалось обойтись без полноценных и длительных испытаний.

Имеющиеся возможности использовали в полной мере: первая партия серийных Су-30МКА была передана заказчику уже в 2007 году. Примерно за два года был выполнен весь контракт. Алжирские ВВС не просто остались довольны покупкой, но и подписали еще один контракт. В итоге на данный момент в армии Алжира имеется 56 истребителей Су-30МКА.

Вариант «МК2» и его производные

Первые экспортные модификации истребителя Су-30 базировались на проекте с литерами «МК». Именно в этом проекте были заложены все основные идеи, позволившие выполнить требования нескольких зарубежных заказчиков и получить выгодные контракты. Тем не менее, со временем Су-30МК стал устаревать, и его экспортный потенциал в некоторой мере сократился. В конце девяностых годов стартовала разработка новой версии этой машины, так же предназначенной для поставок зарубежным странам.

Схема модернизированного Су-30МК2. Рисунок КнААЗ / knaapo.ru

В 2002 году в воздух впервые поднялся опытный самолет Су-30МК2. От предшественника он отличался более мощной силовой установкой, современным радиоэлектронным оборудованием и расширенной номенклатурой вооружения. При этом были сохранены все основные преимущества базового «МК», в первую очередь, открытая архитектура авионики. Достаточно быстро обновленный самолет заинтересовал заказчиков и пошел в серию.

Номенклатура вооружений Су-30МК2. Рисунок КнААЗ / knaapo.ru

Первым покупателем Су-30МК2 стал Китай, к тому времени уже имевший крупный парк Су-30МКК. В 2004 году китайские ВВС получили 24 самолета этого типа. Позже такую технику приобрели Индонезия и Уганда. Все эти страны пожелали получить самолеты в исходной комплектации, без каких-либо серьезных доработок.

Также Су-30МК2 отправились служить в Венесуэлу и Вьетнам, но в этот раз речь шла о специальных модификациях. Оба этих заказчика пожелали внести коррективы в состав бортового оснащения в связи с теми или иными причинами. Любопытно, что обе новые модификации имеют индекс Су-30МК2В. Во избежание путаницы приходится указывать, какая именно страна имеется в виду. Кроме того, венесуэльский вариант Су-30 иногда обозначают как «МК2V».

Читайте также  Истребитель F-35: жертва политической обстановки

Самолеты для своих нужд

По целому ряду известных причин, до определенного времени самолеты Су-30 строились только по заказу зарубежных стран. Российские военно-воздушные силы могли приобрести такую технику, но в течение долгих лет не пользовались этой возможностью. Ситуация изменилась не так уж давно. В 2010 году состоялся первый полет истребителя Су-30М2, созданного на базе экспортного «МК2». В 2012-м в воздух подняли опытный Су-30СМ («серийный модернизированный»). Вскоре появились контракты на поставку такой техники.

За последние несколько лет министерство обороны России подписало целый ряд договоров на поставку многофункциональных истребителей линейки Су-30. К настоящему времени российские вооруженные силы располагают одним из крупнейших в мире парков такой техники. Имеется более сотни Су-30СМ и два десятка Су-30М2. Большая часть этих самолетов служит в составе воздушно-космических сил. Существенное количество машин было передано морской авиации.

Су-30МК2В из состава ВВС Венесуэлы.

С определенного времени «российскими» модификациями Су-30 стали интересоваться страны ближнего зарубежья. В начале 2015 года появилась информация о контракте на поставку Су-30СМ ВВС Казахстана. Через несколько месяцев на параде показали четыре первых самолета. В 2016 и 2017 годах были переданы еще две пары самолетов. При этом все существующие контракты предусматривают поставку трех десятков машин. Поставки будут осуществляться до начала следующего десятилетия.

В середине 2017 года стало известно о будущей поставке Су-30СМ белорусской армии. Сообщалось о желании Минска купить 12 таких машин общей стоимостью около 600 млн долларов США. На строительство и передачу техники выделялось около трех лет.

Успехи и их причины

К настоящему времени российская авиационная промышленность – как самостоятельно, так и при участии зарубежных предприятий – построила более 630 самолетов семейства Су-30 всех существующих модификаций. При этом в российской армии служит менее пятой части от всех построенных самолетов. Таким образом, свыше 80% серийных Су-30 всех версий было построено для третьих стран. Учитывая количество и долю экспортных машин, можно говорить о настоящем коммерческом успехе.

Су-30СМ в цеху завода-изготовителя. Фото НПК «Иркут» / irkut.com

Самолеты Су-30 разных версий эксплуатируются в дюжине стран, и список их владельцев может пополниться в любое время. При этом количественные показатели парков разных стран заметным образом отличаются. Численность меняется от 250 единиц в ВВС Индии до 6-8 в Уганде, Анголе или Казахстане. Это показывает, что современные российские истребители представляют большой интерес для стран с разными желаниями и финансовыми возможностями.

Доступная информация позволяет понять, почему Су-30 пользуется большой популярностью на международном рынке. Едва ли не основной причиной этого является выгодное соотношение стоимости и возможностей. Самолеты Су-30 современных модификаций стоят около 50 млн. долларов США, и за эти деньги заказчик получает целый ряд важнейших особенностей. Покупатель может выбрать наиболее подходящую ему модификацию самолета, а кроме того, самостоятельно подобрать желаемый состав бортового оборудования. Далеко не все производители современных истребителей готовы идти на такое сотрудничество с клиентами.

Су-30МК стал первым в мире экспортным истребителем, имеющим управление вектором тяги. В сочетании с другими летно-техническими характеристиками это обеспечивает серьезные преимущества перед конкурентами. Номенклатура боеприпасов включает разнообразное оружие всех основных классов, что позволяет решать широкий круг боевых задач. При этом боевая нагрузка достигает 8 т, что понятным образом расширяет возможности самолета.

С точки зрения истории российского авиастроения Су-30 выглядит смелым экспериментом по совмещению большого опыта и совершенно новых идей. Результатом этого стало появление весьма удачного образца техники, пригодного для эксплуатации в своих ВВС и для экспортных поставок. К настоящему времени было построено более 630 самолетов семейства Су-30, причем подавляющее их большинство было заказано зарубежными странами. Этот факт наглядно доказывает правильность примененного подхода, а также демонстрирует реальный потенциал всего семейства проектов.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Короче похвалы целое море, но если обьективно смотреть на вещи, то………увы наш авиапром в такой Ж…..что вонь на всю Россию. Вот совсем недавний пример: БПЛА «Альтаир» взяли и закрыли…..вернее заморозили. Типа может «бабки» найдем лет через 20ть вот тогда…..а тогда он этот «Альтаир» безнадежно устареет. Уже не нужен будет.
    Или МиГ АТ стоял на приколе лет 15 наверное………понадобился…….а че раньше то не нужон был? Так Як 130 не могли нахвалить эту разработку с украинскими двигателями Аи 222. Ну щаз двиглы не поставляют…..и че делать? У кого теперь «штаны преют?» Дебилизм в России не исчезнет никогда. Как этот «Минобороны» щедро не кормили «бабками» им все равно мало.

    Вы же поймите: Отставание в технологиях уже имеет место быть……..дело дошло до того, что не слишком развитая Индия без тени смущения называет русские истребители «каменный век» отчасти индусы правы. У Су 35 всего 5 средств поражения наземных целей. Этого откровенно мало. Нельзя на 100%
    назвать Су 35 «многофункциональным» и потому что ПФАР у него в носу установлена, и потому что испытывали его долго-долго……и дорогой он в эксплуатации. Надо обьективно смотреть на вещи.
    Вот тут «вопли» начнутся типа а че сами индусы ничерта не сделают? Они сами то и делают. Аналог B-2. Но пока этот проект «зародышь» там еще океан проблем. Да и мы сами им индусам «подсунули» технологии 80-х годов прошлого века немного модернизированные.
    Ну это же сразу и видно. Так что на Су 57 надо пересаживаться. С ним тоже пока много проблем. Не такой он уж инновационный. До сих пор двигло 5 поколения не готово. До сих пор в составе АСП
    имеются ракеты РВВ которые сняли с истребителя 4 поколения.
    И почему Сухой занимается проектом ПАК ТА? (транспортник вес нагрузки до 200 тонн?) Это сильно отвлекает от 5 и 6 поколения истребителей. И вообще то транспортник это «особый тип» самолета. Мало того что он на 7 тыщ км должен лететь так еще 200 тонн брать груз и 2000 км/ч делать. Фантастика какая-то. А кто же будет делать замену для Су 27? Он свое уже отлетал……..

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя