Множество дискуссий в российском интернете вызвала новость о грядущем обретении оперативной боевой готовности тяжёлой сверхдальнобойной гиперзвуковой ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М, которая должна стать наиболее «крупным калибром» для завоевания воздушного господства в боекомплектах многофункциональных истребителей 5-го поколения Су-57.
Тем не менее, анонсированное генеральным директором АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Борисом Обносовым в ходе беседы с журналистами «Интерфакса» поступление опытно-войсковой партии данных изделий в строевые части ВКС, оснащённые первыми серийными Су-57, к сожалению, трудно причислить к разделу резонансных новостей в сфере становления Воздушно-космических сил России. И тому есть несколько крайне веских причин.
Во-первых, принимая во внимание запомнившееся далеко не в лучшем свете июльское заявление председателя комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ВПК Владимира Гутенева о якобы «неоправданной дороговизне серийного производства Су-57 и обеспечения тонких сервисов этих машин», а также информацию от заместителя министра обороны Алексея Криворучко о передаче в 2019 году липецкому 4-му Центру боевого применения и переучивания лётного состава ВВС лишь 2 ПАК ФА, легко предположить, что на том же европейском ТВД, изобилующем сотнями современных истребителей переходного поколения (F-16C/D Block 52+, «Рафаль» и «Тайфун»), «связка» из двух «Сушек» и 8 Р-37М в их внутренних отсеках вооружения особой погоды не сделает. Максимум, на который можно рассчитывать от столь малочисленного звена в боевых условиях, это, к примеру, уничтожение одного или пары самолётов радиолокационного дозора и наведения E-3A/C при помощи ракет Р-37М, а также перехват пары-тройки F-15E «Strike Eagle» и F-35A с помощью ракет воздушного боя среднего радиуса действия.
Во-вторых, УРВБ Р-37М не относится к перспективным типам ракет-перехватчиков воздушного пуска, а является лишь усовершенствованной модификацией уже известной ракеты класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности Р-37 (РВВ-БД), разработанной на базе Р-33/С для интеграции в комплекс управления вооружением дальнего перехватчика МиГ-31БМ, который предусматривает программно-аппаратную синхронизацию «Изделия 610М» с мощным бортовым радиолокационным комплексом «Заслон-АМ». Как следствие, опциональный пакет обновления Р-37М в сравнении с обычной Р-37 включает в себя лишь более продвинутую шину обмена данными, позволяющую использовать её не только в КУВ и боекомплекте модернизированного «Фоксхаунда», но в комплектах вооружения малозаметных истребителей Су-57, а также машин переходного поколения «4++» Су-30СМ и Су-35С.
В то же время слегка доработанное детище государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел», по-видимому, сохранило все конструктивные особенности (а значит, и недостатки) ракет семейства Р-33С/Р-37, что позволит эффективно применять его лишь для ликвидации воздушных оперативно-стратегических средств информационного обеспечения противника (беспилотников RQ-4A/B «Global Hawk», MQ-4C, самолётов РТР RC-135V/W, радиолокационной разведки E-8C и т.д.), а также тактических истребителей, несущих на узлах подвески полную боевую нагрузку в ударном варианте и обладающих посредственными маневренными качествами.
Дело в том, что, несмотря на максимальную скорость на маршевом участке траектории в 6М (6380 км/ч), конструктивный запас прочности Р-37М позволяет ей реализовать собственную перегрузку лишь в 20—22 ед., что обуславливает максимальную перегрузку поражаемой цели в 7—8 ед. Более того, подобный показатель может быть достигнут лишь в том случае, когда подлётная скорость Р-37М составляет порядка 1700 км/ч и более. Вывод: если маневрирующий истребитель противника будет осуществлять полёт в низковысотном или средневысотном режиме, то добиться его перехвата при пуске с дистанции 250—300 км будет крайне затруднительно, так как двигающаяся по аэробаллистической траектории Р-37М израсходует твердотопливный заряд двигателя ещё в начале маршевого участка траектории, а значит, при возврате в плотные слои стратосферы и тропосферы ракета-перехватчик будет галопирующими темпами терять скорость из-за аэродинамического торможения, что в итоге снизит её манёвренные качества до нуля.
Конечно же, частичному сохранению скоростных параметров ракеты в плотных слоях атмосферы способствует масса в 600 кг, но диаметр корпуса в 380 мм, обеспечивающий высокий коэффициент аэродинамического сопротивления, по-прежнему является определяющей характеристикой в ухудшении энергетических параметров Р-37М на расстояниях, близких к максимальному радиусу действия.
Что касается бортового радиоэлектронного оборудования ракеты, в частности, активной радиолокационной ГСН, то, на первый взгляд, всё обстоит достаточно неплохо. Активная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1103М-350 «Шайба» с диаметром антенного полотна в 350 мм (установлена на стандартной Р-37) позволяет захватывать цель с ЭПР в 1,5 кв. м (F/A-18E/F «Super Hornet» с подвеской) на удалении в 30 км, в то время как частота более высокопроизводительной БЦВМ достигает 50 МГц, а обычные механические гироскопы заменены на волоконно-оптические и механические с форсированным запуском.
Разработчик заявляет, что дальность канала радиокоррекции от носителя у штатной Р-37 достигает всего лишь 100 км (1/3 от радиуса действия). Это значит, что, начиная с дистанции в 100 км, Р-37 (а возможно, и Р-37М) переходит на полуактивное радиолокационное самонаведения, которое может быть сорвано посредством современных станций РЭБ типа AN/ALQ-249 «Next Generation Jammer», которыми вскоре будут оснащаться штатовские палубные самолёты РЭБ EA-18G «Growler». Следовательно, Р-37/М будет переходить на режим инерциального наведения со всеми вытекающими последствиями, одним из которых является погрешность выхода на цель, которая не стоит на месте. И если в момент сближения с целью на дистанцию 30—40 км конус сканирования ГСН «Шайба» охватит последнюю (этого может и не произойти), то произойдёт «повторный захват», позволяющий продолжить перехват. Но для этого потребуется резкий манёвр Р-37М, который лишит ракету ещё 15—20% скорости. Компенсировать эту потерю будет нечем, так как заряд РДТТ израсходован. Вот вам и основные недостатки AA-13 «ARROW».
Муссировать проблему большой ЭПР Р-37М, которая делает её уязвимой для ЗУР корабельного базирования SM-6 (RIM-174 ERAM) и ракет воздушного боя AIM-120C-7/D, нет никакого смысла; это известно спецам давно. Впору напомнить о другой дальнобойной ракете воздушного боя, которая была забыта и Министерством обороны и ВКС России.
Речь об уникальном «Изделии 180-ПД» (ракете класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ-ПД), оснащённом интегральным ракетно-прямоточным двигателем, позволяющим сохранять высочайшие манёвренные качества и скорость даже на критических дистанциях, близких к дальности действия. Данное изделие, опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы по которому были завершены ещё в 2012 году, могло бы не только дополнить далеко не блестящие возможности Р-37М в борьбе с тактической авиацией противника, но и парировать угрозу от аналогичных британских ракет MBDA «Meteor», которые уже давно опередили наши серийные РВВ-СД и Р-27ЭР.
Возможность регулирования подачи газогенератора в ИРПД посредством специального клапана перед камерой сгорания давала бы возможность поддерживать полёт с умеренной скоростью в 2,7—3М на протяжении более чем 140—150 км от точки сброса с узла подвески, после чего открывалась полная подача топлива, и ракета разгонялась до 4,3—4,7М, что обеспечило бы перехват даже маневрирующих ПКР на дальности в 170 км. Тем не менее, ни «вымпеловцы» (на фоне отсутствия финансирования), ни Минобороны по-прежнему никуда не торопятся с реализацией этого замечательного проекта, и это настораживает…
Источники информации:
— nevskii-bastion.ru/rvv-ae-pd/
— militaryrussia.ru/blog/topic-106.html
— rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/meteor/meteor.shtml
— interfax.ru/russia/630714
/Евгений Даманцев, topwar.ru/
Не обеспечит. Ибо делать её будет некому и нечем. Почему? Потому, что вы идиоты.И , это не излечимо. Придётся подождать, пока вымрете.
Никак очередной укропатриот вылез со своими влажными мечтами?
Заодно рот открой, пока ждёшь, может сало залетит.
Скорость ракет класса air — air не может быть больше 3м. И то : если это в догонку. На встречных, и перпендикулярных курсах большая скорость будет являться гарантией промаха. Радар диаметром 35 см — это круто. Но и его возможности не безграничны. А точнее сказать : имеет место быть мощностные ограничения компьютера, на который ложится нагрузка обсчитывать баллистические алгоритмы наведения + обеспечивать фильтрацию отражённого сигнала в случае применения врагом РЭБ. Ну и запас батареек придётся брать побольше.
Ну и : чем выше скорость любого летательного аппарата, тем на меньший угол он вынужден отклоняться при маневрировании, иначе развалится от ударной волны сверхзвука. Поэтому заявления о перегрузочной способности ракет в 20g — является рекламной выдумкой производителя. 20g — это при скорости ракеты до 700 км/ч.
Ударный сверхзвуковой фронт идет перед летательным аппаратом, а не за ним. Поэтому никакого воздействия на летящий обьект при маневрировании собственная ударная волна произвести не может. Учите матчасть, прежде чем давать такие комменты.
Чья бы корова мычала… Зачем батарейки высокотехнологичному и дорогому изделию? Автор не подумал что могут быть принципиально иные источники энергии для работы ракеты на марше?? Автор видимо никогда не бывал в заказывающем управлении ГРАУ МО РФ на Фрунзенской наб., 26 — там бы сразу объяснили — почему вариант с батарейками — не прокатит ..)))
Парниша, ты похоже ты в школе вместо уроков в туалете бычки докуривал)))) Перегрузка в 20 G это величина характеризующая прочностные параметры корпуса ракеты. Проще говоря, данная ракета не разрушится при маневрах сопровождающихся перегрузками менее этой величины . А для таких как ты скажу: СОВЕРШЕННО НЕВАЖНО КАКИМ ОБРАЗОМ РАКЕТА ПОДВЕРГНЕТСЯ ПЕРЕГРУЗКЕ, понимаешь! Буть до маневр, удар, и пр ( бред про ударную волну сверхзвука….))))) даже коментировать не имеет смысла) .
Совместите обычный осколочный заряд с электромагнитной бомбой, ведь взрыв в обоих случаях будет, осколки сделаю свое, а на всякий импульс ЕН сожжот их электронику и тех кто рядом, если группа…
Интересная концепция.. Почему бы и нет, кстати??
#Фсеплохо, #мыфсеумрем! Читаю подобную белиберду и удивляюсь. По мнению автора все кругом будет пронизано помехами, а щирые пЕлоты НАТОвских кастрюль будут беспрестанно маневрировать с перегрузкой 7-9G, уворачиваясь от российской ракеты! Видимо аффтору невдомек, что идеального боеприпаса не существует, а нынешние ракеты НАТО воздух-воздух по сравнению с P-37M это как сравнивать современный карабин с дульнозарядным мушкетом. Помехозащищенность российских интеллектуальных боеприпасов совершенствуется постоянно, поэтому инфу о неких магических помехах можно смело пропустить мимо ушей. Что касается скорости, маневрирования и точности попаданий — дождемся результатов официальных испытаний и примеров боевого применения.
P.S. кстати СУ-57 не 2 штуки в войсках, а ЧЕТЫРЕ. ИМХО этого достаточно для обкатки радикально новой машины. Россия не впаривает сырые вооружения потребителям, а когда машина реально получит экспортный вариант, можно говорить о 100%-й стадии готовности и дорабртки всех систем.
Дмитрий, в следующий раз лучше промолчите. Незачем писать бред. Это позорит вас.
Несмотря на все, наша техника все же лучше забугорной. Примеров, в том числе и исторических хватает (корейская и пр. войны).
И еще. Дикий запад так и не смог скопировать РД 180 за 20 лет «героического» труда.
>Дикий запад так и не смог скопировать РД 180 за 20 лет «героического» труда.
А смысл был копировать ? При Ельцине спокойно распродавали что можно (документацию в том числе,идиотизм в том что технологию на Энергию и Буран продали практически всю, а сделать точную 3-д компьютерную модель нельзя,ФСБ посадит .. -(на сайте просвещенный Энергии предупреждение что 3-д модель не точна).).Ну вот сейчас поругались,прикинули амеры хрен к носу,и смысл производить ?Устаревшая технология,появились новые материалы,усовершенствованны технологии впрыска топлива и т.д. Ракета с РД 180 не критична,есть другие средства вывода,тот же Маск.У того же Маска движки печатают, это все ….а наш движок делают около 8-10 месяцев.К 19-20 году сделают американцы свой аналог РД 180,если вообще этот движок к этому времени нужен будет.
Ну как все у них хорошо)))) Особенно учитывая что ракета маска ( и ее двигатель) разработаны лет так 50 назад ….. и ничего нового ( в инженерном, научном плане) маск не сделал вообще…. ну ничего. Даже хваленая тесла всего лишь японские электромоторы на японских батарейках sanyo ( eneloop) . Кстати обо всем этом красноречиво говорят дела и иски против маска и его компании , да и тот факт что за все время существования его компаний , они не заработали ни одного доллара прибыли.(((
И вообще говорить о ракетах двигателях и самолетах смешно, особенно в том ключе, что умные и передовые американцы отчаявшись сделать свое стрелковое оружие способное конкурировать старому Калашу, решили просто и внаглую его копировать)))). Но вот беда: получится у них как у китайцев одноразовый вариант и вот почему:
1. Китайцы не смогли , а зеачит амеры и подавно не смогут раскрыть состав и технологию производства стали .
2. Сталелитейная промышленность амеров в жопе, и потому даже если им укропы продадут все эти документы и секркты, то повторить не смогут. Вы наверное в курсе, что убиваемый древним РПГ7 (неудачную копию которого амеры производят лет 20. И даже украм продают)))) смешной абрамс сделан из английской брони? Да и пушку имеет немецкую((((
>стрелковое оружие способное конкурировать старому Калашу, решили просто и >внаглую его копировать
По международному законодательству,на изобретения и изделия срок действия патентов 25 лет.Так что с юридической точки все легально.
С этой же стороны Интел не подает на выпускающий Эльбрус процессор компанию, за режим эмуляции ,т.к все технологии уровня 486 -первого пня сейчас можно использовать .
>и ничего нового ( в инженерном, научном плане) маск не сделал вообще
Долго думал не хотел флэйм разводить .Но отвечу кратко 4,15% полезная нагрузка.Пускай у нас супер двигатели,а у Маско 100 летнее говно,но почему наша лучшая ракета Энергия выжала только 4% с более высокоэффективным топливом ?А почитайте Шумила Павла и ряда еще инженеров про Ангару ( не оптимальная пара вес топлива и двигателей(тяга) — гравитационные потери 30%. Сейчас про Феникс говорят, а человек еще в 2003 году предлагал на базе Протона делать водородные ступени (на сайте Росскосмоса его практически всего затерли) ,черновые наработки он выложил на самиздате,кроме матов про наш космос у меня слов нет, с такими темпами развала нам самим через 5 лет батуты понадобиться.
А прибыли нет,так в расширение производства все пускается ,те кто хотел заработать уже заработал с 5 долларов акции до штрафа доходили до 140 долларов,неплохая маржа за 6 лет не так ли ?
Добавлю еще информации к размышлению ,почитайте характеристики Союза и Шеньчжоу (на вики нет, нужно рыться в более специализированных изданиях) .Скажу хотя бы то что при больших габаритах Шеньчжоу, вес его всего на 150 кг больше, при этом бытовой отсек может работать автономно от корабля.
Автор, помимо 2 СУ-57 (хотя их больше) есть тысячи реконструированных МиГ-29, Миг-31, Су-27, новые СУ-30- или СУ-35, которые разгонят всякие Рафали как мух.
Что за «эксперд» писал сей замечательный бред?
Он отталкивался от того, что по замыслу разработчиков именно эти ракеты воздух-воздух д.б. на СУшках57х, вот например: https://topwar.ru/147529-su-57-poluchit-giperzvukovuju-raketu-vv-bd-r-37m.html
Начинаю читать — знакомые нотки. Все на самом деле плохо, всего мало, надо сдаваться. Автор — ну конечно же Женя Даманцев, известнейший нытик на ставке пропиндосников.
В УНИТАЗ АНАЛИТИКУ ОТ ДАМАНЦЕВА.