Обеспечит ли ракета Р-37М господство над авиацией НАТО?

Множество дискуссий в российском интернете вызвала новость о грядущем обретении оперативной боевой готовности тяжёлой сверхдальнобойной гиперзвуковой ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М, которая должна стать наиболее «крупным калибром» для завоевания воздушного господства в боекомплектах многофункциональных истребителей 5-го поколения Су-57.

Тем не менее, анонсированное генеральным директором АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Борисом Обносовым в ходе беседы с журналистами «Интерфакса» поступление опытно-войсковой партии данных изделий в строевые части ВКС, оснащённые первыми серийными Су-57, к сожалению, трудно причислить к разделу резонансных новостей в сфере становления Воздушно-космических сил России. И тому есть несколько крайне веских причин.

Во-первых, принимая во внимание запомнившееся далеко не в лучшем свете июльское заявление председателя комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ВПК Владимира Гутенева о якобы «неоправданной дороговизне серийного производства Су-57 и обеспечения тонких сервисов этих машин», а также информацию от заместителя министра обороны Алексея Криворучко о передаче в 2019 году липецкому 4-му Центру боевого применения и переучивания лётного состава ВВС лишь 2 ПАК ФА, легко предположить, что на том же европейском ТВД, изобилующем сотнями современных истребителей переходного поколения (F-16C/D Block 52+, «Рафаль» и «Тайфун»), «связка» из двух «Сушек» и 8 Р-37М в их внутренних отсеках вооружения особой погоды не сделает. Максимум, на который можно рассчитывать от столь малочисленного звена в боевых условиях, это, к примеру, уничтожение одного или пары самолётов радиолокационного дозора и наведения E-3A/C при помощи ракет Р-37М, а также перехват пары-тройки F-15E «Strike Eagle» и F-35A с помощью ракет воздушного боя среднего радиуса действия.

Во-вторых, УРВБ Р-37М не относится к перспективным типам ракет-перехватчиков воздушного пуска, а является лишь усовершенствованной модификацией уже известной ракеты класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности Р-37 (РВВ-БД), разработанной на базе Р-33/С для интеграции в комплекс управления вооружением дальнего перехватчика МиГ-31БМ, который предусматривает программно-аппаратную синхронизацию «Изделия 610М» с мощным бортовым радиолокационным комплексом «Заслон-АМ». Как следствие, опциональный пакет обновления Р-37М в сравнении с обычной Р-37 включает в себя лишь более продвинутую шину обмена данными, позволяющую использовать её не только в КУВ и боекомплекте модернизированного «Фоксхаунда», но в комплектах вооружения малозаметных истребителей Су-57, а также машин переходного поколения «4++» Су-30СМ и Су-35С.

В то же время слегка доработанное детище государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел», по-видимому, сохранило все конструктивные особенности (а значит, и недостатки) ракет семейства Р-33С/Р-37, что позволит эффективно применять его лишь для ликвидации воздушных оперативно-стратегических средств информационного обеспечения противника (беспилотников RQ-4A/B «Global Hawk», MQ-4C, самолётов РТР RC-135V/W, радиолокационной разведки E-8C и т.д.), а также тактических истребителей, несущих на узлах подвески полную боевую нагрузку в ударном варианте и обладающих посредственными маневренными качествами.

Читайте также  Соответствует ли семейство Р-27 критериям современной войны в воздухе?

Дело в том, что, несмотря на максимальную скорость на маршевом участке траектории в 6М (6380 км/ч), конструктивный запас прочности Р-37М позволяет ей реализовать собственную перегрузку лишь в 20—22 ед., что обуславливает максимальную перегрузку поражаемой цели в 7—8 ед. Более того, подобный показатель может быть достигнут лишь в том случае, когда подлётная скорость Р-37М составляет порядка 1700 км/ч и более. Вывод: если маневрирующий истребитель противника будет осуществлять полёт в низковысотном или средневысотном режиме, то добиться его перехвата при пуске с дистанции 250—300 км будет крайне затруднительно, так как двигающаяся по аэробаллистической траектории Р-37М израсходует твердотопливный заряд двигателя ещё в начале маршевого участка траектории, а значит, при возврате в плотные слои стратосферы и тропосферы ракета-перехватчик будет галопирующими темпами терять скорость из-за аэродинамического торможения, что в итоге снизит её манёвренные качества до нуля.

Конечно же, частичному сохранению скоростных параметров ракеты в плотных слоях атмосферы способствует масса в 600 кг, но диаметр корпуса в 380 мм, обеспечивающий высокий коэффициент аэродинамического сопротивления, по-прежнему является определяющей характеристикой в ухудшении энергетических параметров Р-37М на расстояниях, близких к максимальному радиусу действия.

Что касается бортового радиоэлектронного оборудования ракеты, в частности, активной радиолокационной ГСН, то, на первый взгляд, всё обстоит достаточно неплохо. Активная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1103М-350 «Шайба» с диаметром антенного полотна в 350 мм (установлена на стандартной Р-37) позволяет захватывать цель с ЭПР в 1,5 кв. м (F/A-18E/F «Super Hornet» с подвеской) на удалении в 30 км, в то время как частота более высокопроизводительной БЦВМ достигает 50 МГц, а обычные механические гироскопы заменены на волоконно-оптические и механические с форсированным запуском.

Разработчик заявляет, что дальность канала радиокоррекции от носителя у штатной Р-37 достигает всего лишь 100 км (1/3 от радиуса действия). Это значит, что, начиная с дистанции в 100 км, Р-37 (а возможно, и Р-37М) переходит на полуактивное радиолокационное самонаведения, которое может быть сорвано посредством современных станций РЭБ типа AN/ALQ-249 «Next Generation Jammer», которыми вскоре будут оснащаться штатовские палубные самолёты РЭБ EA-18G «Growler». Следовательно, Р-37/М будет переходить на режим инерциального наведения со всеми вытекающими последствиями, одним из которых является погрешность выхода на цель, которая не стоит на месте. И если в момент сближения с целью на дистанцию 30—40 км конус сканирования ГСН «Шайба» охватит последнюю (этого может и не произойти), то произойдёт «повторный захват», позволяющий продолжить перехват. Но для этого потребуется резкий манёвр Р-37М, который лишит ракету ещё 15—20% скорости. Компенсировать эту потерю будет нечем, так как заряд РДТТ израсходован. Вот вам и основные недостатки AA-13 «ARROW».

Читайте также  Какими ракетами Су-57 будет бить противника

Муссировать проблему большой ЭПР Р-37М, которая делает её уязвимой для ЗУР корабельного базирования SM-6 (RIM-174 ERAM) и ракет воздушного боя AIM-120C-7/D, нет никакого смысла; это известно спецам давно. Впору напомнить о другой дальнобойной ракете воздушного боя, которая была забыта и Министерством обороны и ВКС России.

Речь об уникальном «Изделии 180-ПД» (ракете класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ-ПД), оснащённом интегральным ракетно-прямоточным двигателем, позволяющим сохранять высочайшие манёвренные качества и скорость даже на критических дистанциях, близких к дальности действия. Данное изделие, опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы по которому были завершены ещё в 2012 году, могло бы не только дополнить далеко не блестящие возможности Р-37М в борьбе с тактической авиацией противника, но и парировать угрозу от аналогичных британских ракет MBDA «Meteor», которые уже давно опередили наши серийные РВВ-СД и Р-27ЭР.

Возможность регулирования подачи газогенератора в ИРПД посредством специального клапана перед камерой сгорания давала бы возможность поддерживать полёт с умеренной скоростью в 2,7—3М на протяжении более чем 140—150 км от точки сброса с узла подвески, после чего открывалась полная подача топлива, и ракета разгонялась до 4,3—4,7М, что обеспечило бы перехват даже маневрирующих ПКР на дальности в 170 км. Тем не менее, ни «вымпеловцы» (на фоне отсутствия финансирования), ни Минобороны по-прежнему никуда не торопятся с реализацией этого замечательного проекта, и это настораживает…

Источники информации:
— nevskii-bastion.ru/rvv-ae-pd/
— militaryrussia.ru/blog/topic-106.html
— rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/meteor/meteor.shtml
— interfax.ru/russia/630714

/Евгений Даманцев, topwar.ru/

21 КОММЕНТАРИИ

  1. Не обеспечит. Ибо делать её будет некому и нечем. Почему? Потому, что вы идиоты.И , это не излечимо. Придётся подождать, пока вымрете.

  2. Скорость ракет класса air — air не может быть больше 3м. И то : если это в догонку. На встречных, и перпендикулярных курсах большая скорость будет являться гарантией промаха. Радар диаметром 35 см — это круто. Но и его возможности не безграничны. А точнее сказать : имеет место быть мощностные ограничения компьютера, на который ложится нагрузка обсчитывать баллистические алгоритмы наведения + обеспечивать фильтрацию отражённого сигнала в случае применения врагом РЭБ. Ну и запас батареек придётся брать побольше.
    Ну и : чем выше скорость любого летательного аппарата, тем на меньший угол он вынужден отклоняться при маневрировании, иначе развалится от ударной волны сверхзвука. Поэтому заявления о перегрузочной способности ракет в 20g — является рекламной выдумкой производителя. 20g — это при скорости ракеты до 700 км/ч.

    • Ударный сверхзвуковой фронт идет перед летательным аппаратом, а не за ним. Поэтому никакого воздействия на летящий обьект при маневрировании собственная ударная волна произвести не может. Учите матчасть, прежде чем давать такие комменты.

    • Чья бы корова мычала… Зачем батарейки высокотехнологичному и дорогому изделию? Автор не подумал что могут быть принципиально иные источники энергии для работы ракеты на марше?? Автор видимо никогда не бывал в заказывающем управлении ГРАУ МО РФ на Фрунзенской наб., 26 — там бы сразу объяснили — почему вариант с батарейками — не прокатит ..)))

    • Парниша, ты похоже ты в школе вместо уроков в туалете бычки докуривал)))) Перегрузка в 20 G это величина характеризующая прочностные параметры корпуса ракеты. Проще говоря, данная ракета не разрушится при маневрах сопровождающихся перегрузками менее этой величины . А для таких как ты скажу: СОВЕРШЕННО НЕВАЖНО КАКИМ ОБРАЗОМ РАКЕТА ПОДВЕРГНЕТСЯ ПЕРЕГРУЗКЕ, понимаешь! Буть до маневр, удар, и пр ( бред про ударную волну сверхзвука….))))) даже коментировать не имеет смысла) .

  3. Совместите обычный осколочный заряд с электромагнитной бомбой, ведь взрыв в обоих случаях будет, осколки сделаю свое, а на всякий импульс ЕН сожжот их электронику и тех кто рядом, если группа…

  4. #Фсеплохо, #мыфсеумрем! Читаю подобную белиберду и удивляюсь. По мнению автора все кругом будет пронизано помехами, а щирые пЕлоты НАТОвских кастрюль будут беспрестанно маневрировать с перегрузкой 7-9G, уворачиваясь от российской ракеты! Видимо аффтору невдомек, что идеального боеприпаса не существует, а нынешние ракеты НАТО воздух-воздух по сравнению с P-37M это как сравнивать современный карабин с дульнозарядным мушкетом. Помехозащищенность российских интеллектуальных боеприпасов совершенствуется постоянно, поэтому инфу о неких магических помехах можно смело пропустить мимо ушей. Что касается скорости, маневрирования и точности попаданий — дождемся результатов официальных испытаний и примеров боевого применения.
    P.S. кстати СУ-57 не 2 штуки в войсках, а ЧЕТЫРЕ. ИМХО этого достаточно для обкатки радикально новой машины. Россия не впаривает сырые вооружения потребителям, а когда машина реально получит экспортный вариант, можно говорить о 100%-й стадии готовности и дорабртки всех систем.

  5. Несмотря на все, наша техника все же лучше забугорной. Примеров, в том числе и исторических хватает (корейская и пр. войны).

  6. И еще. Дикий запад так и не смог скопировать РД 180 за 20 лет «героического» труда.

    • >Дикий запад так и не смог скопировать РД 180 за 20 лет «героического» труда.
      А смысл был копировать ? При Ельцине спокойно распродавали что можно (документацию в том числе,идиотизм в том что технологию на Энергию и Буран продали практически всю, а сделать точную 3-д компьютерную модель нельзя,ФСБ посадит .. -(на сайте просвещенный Энергии предупреждение что 3-д модель не точна).).Ну вот сейчас поругались,прикинули амеры хрен к носу,и смысл производить ?Устаревшая технология,появились новые материалы,усовершенствованны технологии впрыска топлива и т.д. Ракета с РД 180 не критична,есть другие средства вывода,тот же Маск.У того же Маска движки печатают, это все ….а наш движок делают около 8-10 месяцев.К 19-20 году сделают американцы свой аналог РД 180,если вообще этот движок к этому времени нужен будет.

      • Ну как все у них хорошо)))) Особенно учитывая что ракета маска ( и ее двигатель) разработаны лет так 50 назад ….. и ничего нового ( в инженерном, научном плане) маск не сделал вообще…. ну ничего. Даже хваленая тесла всего лишь японские электромоторы на японских батарейках sanyo ( eneloop) . Кстати обо всем этом красноречиво говорят дела и иски против маска и его компании , да и тот факт что за все время существования его компаний , они не заработали ни одного доллара прибыли.(((
        И вообще говорить о ракетах двигателях и самолетах смешно, особенно в том ключе, что умные и передовые американцы отчаявшись сделать свое стрелковое оружие способное конкурировать старому Калашу, решили просто и внаглую его копировать)))). Но вот беда: получится у них как у китайцев одноразовый вариант и вот почему:
        1. Китайцы не смогли , а зеачит амеры и подавно не смогут раскрыть состав и технологию производства стали .
        2. Сталелитейная промышленность амеров в жопе, и потому даже если им укропы продадут все эти документы и секркты, то повторить не смогут. Вы наверное в курсе, что убиваемый древним РПГ7 (неудачную копию которого амеры производят лет 20. И даже украм продают)))) смешной абрамс сделан из английской брони? Да и пушку имеет немецкую((((

        • >стрелковое оружие способное конкурировать старому Калашу, решили просто и >внаглую его копировать
          По международному законодательству,на изобретения и изделия срок действия патентов 25 лет.Так что с юридической точки все легально.
          С этой же стороны Интел не подает на выпускающий Эльбрус процессор компанию, за режим эмуляции ,т.к все технологии уровня 486 -первого пня сейчас можно использовать .

        • >и ничего нового ( в инженерном, научном плане) маск не сделал вообще
          Долго думал не хотел флэйм разводить .Но отвечу кратко 4,15% полезная нагрузка.Пускай у нас супер двигатели,а у Маско 100 летнее говно,но почему наша лучшая ракета Энергия выжала только 4% с более высокоэффективным топливом ?А почитайте Шумила Павла и ряда еще инженеров про Ангару ( не оптимальная пара вес топлива и двигателей(тяга) — гравитационные потери 30%. Сейчас про Феникс говорят, а человек еще в 2003 году предлагал на базе Протона делать водородные ступени (на сайте Росскосмоса его практически всего затерли) ,черновые наработки он выложил на самиздате,кроме матов про наш космос у меня слов нет, с такими темпами развала нам самим через 5 лет батуты понадобиться.
          А прибыли нет,так в расширение производства все пускается ,те кто хотел заработать уже заработал с 5 долларов акции до штрафа доходили до 140 долларов,неплохая маржа за 6 лет не так ли ?

          • Добавлю еще информации к размышлению ,почитайте характеристики Союза и Шеньчжоу (на вики нет, нужно рыться в более специализированных изданиях) .Скажу хотя бы то что при больших габаритах Шеньчжоу, вес его всего на 150 кг больше, при этом бытовой отсек может работать автономно от корабля.

  7. Автор, помимо 2 СУ-57 (хотя их больше) есть тысячи реконструированных МиГ-29, Миг-31, Су-27, новые СУ-30- или СУ-35, которые разгонят всякие Рафали как мух.
    Что за «эксперд» писал сей замечательный бред?

    • Он отталкивался от того, что по замыслу разработчиков именно эти ракеты воздух-воздух д.б. на СУшках57х, вот например: https://topwar.ru/147529-su-57-poluchit-giperzvukovuju-raketu-vv-bd-r-37m.html

  8. Начинаю читать — знакомые нотки. Все на самом деле плохо, всего мало, надо сдаваться. Автор — ну конечно же Женя Даманцев, известнейший нытик на ставке пропиндосников.
    В УНИТАЗ АНАЛИТИКУ ОТ ДАМАНЦЕВА.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя