Наличие т.н. детских болезней у любого нового образца техники не является чем-то необычным, но некоторые разработки способны удивлять в этом отношении. Перспективный американский истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II, давно критикуемый за особое соотношение стоимости и реальных результатов, вновь «отличился». Согласно последним опубликованным документам нескольких государственных организаций, такие самолеты до сих пор сохраняют несколько сотен недостатков разного рода. Значительное число таких недоработок приводит к появлению неоправданных рисков.
Новые поводы для критики проекта F-35, а также для издевательских шуток в отношении перспективного самолета, появились еще в июне этого года. При этом, насколько известно, за прошедшие с того времени месяцы ситуация не претерпела существенных изменений, что позволяет продолжать критиковать проект. Более того, учитывая фактический объем недоработок, можно предположить, что поводы для серьезной критики будут сохраняться в течение неопределенного времени.
За ходом проекта F-35 / Joint Strike Fighter следит целый ряд государственных организаций США. В частности, надзор за работами осуществляет Счетная палата (Government Accountability Office – GAO). В июне этого года она выпустила очередной отчет о программе JSF за номером GAO-18-321. В заголовке этого документа отмечалось: «разработка почти завершена, но обнаруженные при испытаниях недостатки необходимо исправить». Такая формулировка, в целом, была безобидной, но в самом документе приводились весьма серьезные сведения о проблемах.
Необходимо отметить, что при оценке оборонных проектов GAO и другие структуры разделяют выявленные недостатки на два класса. Категория 1 включает недостатки, способные привести к повреждению техники или ее компонентов, серьезно нарушить ее эксплуатацию или даже привести к гибели людей. Подобные проблемы также могут привести к остановке серийного производства. К 2-й категории относятся недостатки, негативно влияющие на производство и эксплуатацию техники, но не способные привести к трагическим последствиям того или иного рода.
Как сообщает Счетная палата, в январе этого года самолеты F-35 сохраняли 966 недостатков двух категорий. К более серьезной 1-й категории относилось 111 недоработок. Все прочие были связаны с меньшими рисками, вследствие чего их определили во вторую категорию. При этом было установлено, что далеко не все проблемы техники можно устранить в ближайшее время и до развертывания полномасштабного серийного производства. Так, на технике новых партий ожидается 25 недостатков категории 1.
Сообщается, что из 25 проблем, с которыми пока нельзя разобраться, 6 относятся к планеру. Еще 12 связаны с бортовым оборудованием; 2 – с его программным обеспечением. По линии оружия насчитали 4 проблемы. Лучше всего себя пока показывает силовая установка. С ней связан только 1 недостаток первой категории. С категорией 2 ситуация еще хуже, как минимум, с точки зрения чисел. Из 855 подобных проблем 165 «доживут» до полномасштабного серийного производства.
Следует отметить, что это лишь те проблемы, которые не удастся ликвидировать в самое ближайшее время. Фактически количество недостатков 1 и 2 категории в разы выше, но с их большинством предполагается разобраться в ближайшее время. Согласно доступным данным, существенная часть известных недостатков может быть ликвидирована в малые сроки и без особых усилий. В то же время, вряд ли кто-то сейчас может утверждать, что за время исправления одних недостатков не будут выявлены другие. Кроме того, в некоторых случаях работа над одной проблемой может привести к появлению другой.
В одном из приложений к отчету GAO приводится список уже известных и вновь выявленных технических проблем перспективной техники. Часть «старых» недостатков уже исправлена, тогда как над другими работают. При этом специалистам авиационной отрасли предстоит уделить внимание и недавно выявленным недоработкам.
Список источников вновь выявленных проблем открывает система дозаправки в полете. Самолеты F-35 используют систему типа «шланг-конус», которая все еще нуждается в доработке. В 2014-17 годах в ходе различных испытаний и тестов имел место 21 инцидент, приводивший к прекращению дозаправки. Происходили обрывы шлангов, а также поломки конусов заправщика и штанги истребителя. Уже составлен список мер, направленных на сокращение подобных рисков. Идет разработка новых изделий и алгоритмов работы.
Счетную палату не устроил ресурс шин шасси самолетов F-35B. Эти изделия в среднем переживают менее 10 посадок с пробегом. До конца года компания Lockheed Martin должна представить новые колеса с шинами, отличающимися достаточным ресурсом. Такие шины смогут выдерживать не менее 25 посадок.
С мая по август 2017 года были зафиксированы шесть случаев неправильной работы системы жизнеобеспечения: пилоты жаловались на недостаток кислорода, причины которого не могли определить. Расследование показало, что часть приборов кислородной системы работает неправильно. Они могут неправильно реагировать на текущие условия, в результате чего в кабине не поддерживается правильное давление. Также возможны определенные проблемы при вынужденной посадке на воду. Неправильная работа жизнеобеспечения может приводить к резким перепадам давления внутри кабины, которые способны нарушить концентрацию летчика с соответствующими рисками.
Почти одновременно с отчетом GAO-18-321 появился другой документ, так же описывающий текущее состояние программы JSF и строящихся самолетов. 4 июня Управление JSF Program Office, отвечающее за реализацию всей программы F-35, выпустило отчет JSFPO Deficiency Review Board Minutes. Темой этого документа стали имеющиеся недостатки самолетов, а также способы их исправления – если такие существуют на данный момент. При этом речь идет о недоработках обеих основных категорий.
Любопытен тот факт, что некоторые недочеты были переведены из одной категории в другую. Так, достаточно давно удалось установить, что аварийный маяк не включается автоматически после катапультирования пилота. Поскольку такая проблема могла затруднить спасение летчики и фактически угрожала его жизни, ее отнесли к 1 категории. В настоящее время ведутся работы по обеспечению правильной работы маяка, и потому этот вопрос перенесли в категорию 2.
Схожим образом поступили с несколькими недостатками программного обеспечения. Также из одной категории в другую перевели небезопасный выключатель лазерного дальномера-целеуказателя, который в ближайшее время пойдет под замену. К категории 2 теперь относятся и проблемы посадочного гака, используемого на палубной модификации F-35C. В некоторых ситуациях возможно разрушение этой детали при взаимодействии с тросами аэрофинишера. Были замечены неправильные срабатывания систем контроля за грузоотсеком: в некоторых ситуациях они указывали на неполадки при сбросе полезной нагрузки. Теперь эта проблема тоже относится к 2 категории.
Описаны несколько существенных проблем с системами управления оружием. Самой серьезной является невозможность правильного использование управляемого вооружения с предварительным вводом координат цели. Так, пилот может ввести координаты цели в электронику корректируемой бомбы типа JDAM, однако не имеет возможности проконтролировать, какие именно данные находятся в ее памяти. В реальной обстановке это может привести к удару мимо заданной цели, в том числе с нанесением урона мирному населению и своим войскам.
JSF Program Office выявило еще одну проблему систем управления вооружением, которую пришлось отнести к категории 1. При необходимости последовательной стрельбы ракетами «воздух-воздух» по нескольким разным целям возможна неправильная обработка данных, снижающая эффективность такой стрельбы. Из-за этого боевая эффективность самолета падает, что представляет определенную опасность для жизни летчика.
По очевидным причинам, Счетная палата США и Управление программы JSF не стали полностью публиковать список выявленных недочетов техники, нуждающихся в исправлении. Пока известны только общая численность этих проблем, а также их распределение по категориям, указывающим на существующие риски и последствия. Несмотря на отсутствие большей части интересных подробностей, доступные данные позволяют составить примерную картину и понять, с какими проблемами сталкивается смелый проект американской промышленности.
Проводя анализы ситуации, GAO видит всю ситуацию в целом, благодаря чему может выдавать полноценные рекомендации всем участникам проекта, а также Конгрессу, определяющему порядок дальнейшего ведения работ и финансирования проектов. В заключительной части отчета GAO-18-321 приводятся рекомендации для всех ведомств, имеющих отношение к программе F-35.
На уровне Конгресса США предлагается проводить независимые оценки стоимости проекта и результатов работ. Кроме того, необходимо проводить анализ предложений с точки зрения возможности их реализации при доступных технологиях. События последних лет требуют переработать все основные графики работ, а также, возможно, изменить стратегию всей программы.
Во избежание дальнейшего роста трат с сохранением самых серьезных рисков GAO предлагает не торопиться с переходом на новые этапы программы. В отчете предлагается в ближайшее время избавиться от всех критических недостатков проекта F-35 Lightning II в его существующем виде, и только после этого запускать полномасштабное серийное производство. Также управление JSFPO должно определить четкий план дальнейшего развития проекта, учитывающий последние достижения и сложности.
Текущая ситуация с вновь выявляемыми недостатками, негативно влияющими на эксплуатационные и боевые качества техники, дополнительно ухудшается из-за того, что F-35 уже достаточно давно производится серийно. К настоящему времени компания Lockheed Martin успела построить и передать заказчикам более трех сотен таких машин всех основных модификаций. До запланированного старта полномасштабного серийного производства ряд заказчиков получит столь же существенные количества техники.
По мере продолжения производства самолетов в ограниченных количествах, компания-разработчик и смежные организации должны будут постепенно избавить технику от, как минимум, значительной части имеющихся проблем. Нетрудно представить, насколько сложным будет исправление 966 известных недочетов в условиях продолжающегося серийного выпуска. При этом следует помнить, что три сотни сданных истребителей уже имеют едва ли не полный набор проблем, упомянутых в отчетах GAO и JSFPO.
Таким образом, параллельно со сборкой новых самолетов промышленности предстоит осуществлять ремонт и модернизацию уже готовой техники. Если выпущенные машины не будут проходить необходимое обновление – их ценность для войск окажется сомнительной. Кроме того, следует учитывать, что авиастроители не смогут сразу исправить все 966 недостатков, и самолеты новых серий будут сохранять некоторые проблемы. Этот факт дополнительно усложнит эксплуатацию и обслуживание техники в будущем, а также потребует расширить программу улучшения готовых самолетов.
Согласно последним подсчетам, для доработки наличных самолетов F-35 может понадобиться финансирование в размере 1,4 миллиарда долларов. Следует напомнить, что с 2012 года и до настоящего времени на подобные процессы уже ушло 1,5 миллиарда. Какой будет суммарная стоимость всех работ по улучшению техники после избавления от имеющихся недостатков – если это удастся сделать – остается только гадать. Впрочем, очевидно, что все это увеличит цену программы JSF на несколько миллиардов.
Уже исправленные и пока лишь выявленные недостатки техники также негативно сказываются на темпах строительства. Так, согласно первоначальным планам 2003 года, опытно-конструкторские работы должны были завершиться в 2010-м, после чего следовало запустить мелкосерийное производство. Через несколько лет Пентагон мог инициировать полномасштабный выпуск техники. До 2019 года включительно планировалось собрать более 1950 самолетов. Реальные результаты оказались куда скромнее, что связано с чрезвычайной смелостью проекта и сопутствующими затруднениями.
Несмотря на прогресс последних лет и выполнение ряда планов, истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II все еще не избавился от всех «детских болезней». Доработка техники продолжается, и фактически каждый новый самолет, выходящий из сборочного цеха, оказывается чуть лучше предыдущего. Однако, согласно анализу контролирующих структур, реальное положение дел далеко от идеального, и промышленности необходимо принимать новые меры.
Примерно через год военное ведомство собирается запустить полномасштабное серийное строительство F-35, и к этому времени желательно избавиться от большинства проблем техники. В противном случае необходимые доработки придется выполнять буквально на конвейере, а количество строевых машин, имеющих те или иные ограничения, станет попросту неприемлемым. Каким образом будут развиваться события в ближайшем будущем – пока до конца не ясно. Однако очевидно, что программа все еще F-35 / JSF не может избавиться от своих «детских болезней», и специалистам предстоит хорошо поработать.
По материалам:
— gao.gov/products/GAO-18-321
— documentcloud.org/documents/4741475-JSFPO-Deficiency-Review-Board-Minutes-04-June-2018.html
— lockheedmartin.com/
— globalsecurity.org/
— janes.com/
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
в принципе, обычная работа по доводке серийного образца. так было везде и всегда — если вообще работать над машиной, а не орать «усе у порядку, шеф!»)))))) особенно если вспомнить проблемы наших машин уже тридцати- и более -летней разработки, причем некоторые даже не планируются к устранению https://zugunder.com/index.php?topic=130320.0. некоторые же проблемы, считающиеся таковыми «у них», и вовсе вызывают разве что зависть, сильно сомневаюсь, что «у нас» вообще даже РАССМАТРИВАЮТСЯ такие вопросы, как, цитата: «…возможны определенные проблемы при вынужденной посадке на воду. Неправильная работа жизнеобеспечения может приводить к резким перепадам давления внутри кабины, которые способны нарушить концентрацию летчика с соответствующими рисками…» — вот на каком из наших самолетов в принципе, даже палубных версиях МиГ-ов и Су-шек, подобное хоть как-то оценивается?!))))) или вот это, цитата: «…Самой серьезной является невозможность правильного использование управляемого вооружения с предварительным вводом координат цели. Так, пилот может ввести координаты цели в электронику корректируемой бомбы типа JDAM, однако не имеет возможности проконтролировать, какие именно данные находятся в ее памяти…» — интересно, а «у нас» вообще пилот хоть какого-то самолета класса истребителя-бомбардировщика это может проконтролировать, тем более непосредственно перед запуском боеприпаса? ввести, или автоматически выдать целеуказание — не вопрос, а вот насчет обратной связи — проверить?!
итог — автор статьи, как ему свойственно, старательно перечислил «ихние» недостатки, скорее всего примитивно переведя что-то из их же официальных бюллетеней; и даже не дав себе труда обдумать переведенное, радостно настрочил статью в стиле «какой плАхой F-35! одни болячки!»))))))) пишет много и на интересные темы, но вот качество материала и уровень его аналитики — ниже ротного замполита времен дедули Брежнева!))))))) за знание английского, ну или американского диалекта английского — плюс, за работу журналиста, анализ материала, способность делать выводы (я вообще не увидел, чем именно статья соответствует своему громкому и яркому заголовку) — жирный минус! пустое бла-бла…
Так случается, если пытаешься впихуевать невпихуемое в недостаточный заданный объем.
И в целом, технология стелс — жопа.
знаешь, я, пожалуй, не совсем согласен. все (включая наших) проектируют боевую технику с элементами «стелс». причем стараются делать ее такой всю, от подводных лодок и кораблей до истребителей и бомбардировщиков. естественно, некоторые машины просто не имеет смысла делать незаметными — те же бронетранспортеры пока что неплохо выбиваются куда более дешевыми, чем самонаводящиеся ракеты, мелкокалиберными скорострелками или там гранатометами — так на кой ему «невидимость»? а вот более дорогостоящие и требующие больших усилий по производству ракетные катера, скажем — уже практически обязательно! я это к тому, что смысл в «стелсе» есть, так что он совсем даже не «жопа»))))))
да, самые современные РЛС «невидимки» засекают и уничтожают. но — именно самые современные, то есть приходится постоянно совершенствовать системы ПВО и РЛС, иными словами — тратить серьезные средства, причем вынужденно. но и это еще полбеды — беда же в том, что средства поражения тоже не стоят на месте. соответственно, если даже И/Б противника «незаметен» не полностью, а «только» с дистанции, скажем, 150 км — то в зоне захвата станцией наведения он пробудет до выхода на рубеж сброса планирующей бомбы и последующего ухода за границу обнаружения максимум минут пять, это если зенитчики и вовсе его не прохлопают. времени реакции может не хватить на поражение, как ни печально; и это если не вспоминать о том, что бомбу бы тоже, хотелось бы, «того», так что может и вовсе самолетом некому заниматься будет. много ли тебе известно многоуровневых, перекрывающих друг друга эшелонированных рубежей ПВО?! да еще напичканных самыми современными системами?! я вот даже за Москву сильно не уверен, чего там про Челябински с Владивостоками рассуждать…
я как-то интересовался — практически все «стелсы» сбивались, когда именно сбивались, а не терпели аварии, можно сказать на «пистолетных» дистанциях. вообще мне известно достоверно о югославском «хромом гоблине», ну и и неподтвержденном В-2, который вроде бы то ли сбили, то ли не сбили… на, прочитай про 117-го https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201412232007-eemm.htm. избранные цитаты: «…Когда Золтан понял, что «Стелс» сбит, он засек расстояние. Оказалось, что самолет поразили всего в 13 километрах от позиций батареи ПВО… В случае с потерей своего лучшего самолета американцы допустили не только технический, но и тактический просчет… курс, который пилот самолета Дейл Зелко взял для захода на цели, использовался уже в четвертый раз…»!!! 13 километров, Ктулху!!! грубо говоря, когда югославы заметили, что в одном и том же направлении туда-сюда регулярно(!), да еще и на низкой высоте, шляются пингвиновские самолеты, они подтянули туда скрытно ЗРК и «…югославские расчеты ПВО включали свои радары на короткое время…» — то есть подкараулили неосторожную добычу и всадили ей две ракеты в упор, буквально в несколько секунд, не оставив времени ни на какие действия. югославы молодцы, но потеря «гоблина» говорит о зазнайстве амеров, а вовсе не о недостатках самой идеи!)))))) сам же понимаешь, если РЛС включается «на короткие промежутки времени», то это не столько ПВО, сколько засада на конкретный самолет)))))) с тем же успехом можно рассуждать о том, что крейсер, который подорвался на мине, был говенным, поскольку подорвался же))))))) мины рулят, корабли фуфел))))))))))
общий вывод — именно за самолетами (боевыми, конечно) с элементами «стелс» будущее, что амеры и демонстрируют, отказываясь от неудачных образцов, но упорно и непреклонно придерживаясь самой идеи. это неприятно, и не хочется с этим соглашаться (наши 4+, ++, +++, +++++(+) нам ишшо послужать!), но это факт. и отказ наших, как ты их называешь, «хремлядей», от разработки и постройки своих аналогов — преступление. не первое, в общем-то…
ну, а касательно «впихать невпихуемое» — не исключаю. как не исключаю и того, что «впихают», рано или поздно. пусть даже на следующей машине… вот это читал https://army-news.org/2018/07/zamvolty-prodolzhayut-lomatsya-dvoyakoe-oshhushhenie/??? вроде как и радости полные штаны, «не срослось» у пингвинов, но вот как-то оно так… стремновато…
Ну у — я просто высказал собственное мнение.
Не залазя глубоко в дебри физики и аэродинамики просто выражусь что пока все доселе существующие стелсы немножко фигово летали. Су несколько выбился из славной когорты кривозадых летунов, так его и за стелс никто не почитает, (я имею виду сифилизовыных западных екзпердов, пиндеросов в частности).
Хрэмлины вот по ходу тоже прониклись. Надеюсь оно поклеп и работы над совершенствованием планера продолжатся, иначе придется сбирать кворум богов божков и прочих тёмных идолов об их дерьмовом посмертии. Впрочем хрэмлины — суть коллоборанты — власов курит — и ареопаг синклита Богов по их заслугам полагаю назначен и без скромной челобитной древнего тёмного ктулху.
Ну я отвлекся. Стелс технологии в их текущей итерации сильно гадят аэродинамику планера, тому примером упомянутый тобой криволапый гоблин, который кстати к огромному пиндосскому неудовольствию оказался прекрасно виден на древних метровых радаров, за что кстати и был списан, а отнють не за поганые летные качества о которых все кому в пентагоне положено и так знали.
С В2 тоже не все хорошо один или два гробанули чисто на взлете и постоянные проблемы с эксплутацией. Доказухой обременятся не буду дабы не множить сущность и текст.
Традиционная пиндосская отмазка когда обгадятся слишком дорого, хотя прейскурантом авианосцев 1000баз по всему миру апл ла или вирджиний никто не заморачивается, так как оно эффективно. И будь Spirit хорош В52 уже гнили бы в Мохаве.
С ф22 тоже вышел не сахер иначе их больше двух сотен а не меньше, а пынтагон не продлял ресурс ф 15\16\18 без конца, и не ронял крокодилову слезу по усопшим без времени томкэтам. И всему причиной радости — стелс — технология ломаных линий и углов, рассеивания отражений эм излучения рлс, и угробляющая аэродинамику планера.
Дабы оправдаться пиндосы даже подтянули за уши концепцию дальней загоризонтной стрельбы, типа маневренный бой уже не нужен. Чем то оно всё мне историю с Ф4 фантом напоминает, хотя в этот раз может и проковылять, достойного противника то нет, сдриснул. Ну или подкуплен на корню чтоб ему карму Саддама повторить.
Кстати заметь чем дальше тем ближе форма планера к традиционной, не работает салбыть мулька то. (мешает ли она кораблю плавать не знаю нет вводных)
Не буду говорить что в будущем нельзя добиться результатов, скорее наоборот, но только на ниве радиопоглощения а не радиоотражения, потому как достаточно обучить современный локатор принимать не только свой активный отраженный сигнал, но и пассивно отраженный чужой пришедший под иным углом атаки, а если несколько, и нескольких радиодиапазонах. Этот стелс будет сиять на ваших радарах как свеже отчеканеный цент, и не за 100 км а за 1000 потому как дальность обнаружения становится пропорциональна количеству рлс спонтанно образовавшегося интерферометра. Нужна будет концепция сетецентрической локации загоризонтных объектов.
А насчет типа его ирбис Су30 видит с 90 с оно пульнет со 180, так ведь и системами активной защиты и активной рэб заниматся надо. И Су57 развивать, и страну в целом развивать. А не за бабки абгамовича в оффшорах рубится.
И на сладкое.
На предмет навпихуевания невпихуеваемого. Зацитирую.
«»F-35 Lightning II («Молния») задумывался как универсальный самолет для вооруженных сил США, а также союзников по НАТО, способный заменить истребитель F-16, штурмовик А-10, штурмовик вертикального взлета и посадки McDonnell Douglas AV-8B Harrier II и палубный истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.»»
Ага.
«Личный Его Императорского Высочества принца Кирну четырех золотых знамен именной бомбовоз «Горный Орел»
Нет ну оно конечно можно, особенно если хорошо утоптать, оно еще сильней раздуется.
Может разделить на тематические направления рациональней будет?
ну, мы в принципе говорим об одном стакане, только у меня он наполовину полон, а у тебя наполовину пуст))))))))
в принципе, с тем что ПОКА они плохо летают — не спорю… вспомни, как поначалу подводные лодки учились нырять! когда первые «Нептуны» и «Перали» погружались и ползли свои десяток-другой миль, после чего вынужденно всплывали (а часто и не всплывали) — кто мог ожидать, что через три десятка лет эти скорлупки начнут все мировые флоты раком ставить?!)))))))) а то, что их ПОКА перестали клепать массово — думаю, как и для любого нового оружия, пока еще отрабатывают концепцию применения, сами толком не знают, что именно им больше надо — бомберы, истребители, какие-нибудь штурмовики, или нечто гибридное в каких-то там пропорциях… вот и не торопятся, тем более, противник, как ты сам пишешь, на сегодня «самоликвидировался»…
да и то, что огромные древние радары с метровым диапазоном их видят, ну, относительно видят — то есть навести не могут, но примерно определить с точностью в полста кэмэ, куда смотреть внимательней, подскажут, оно конечно так. ты в курсе, сколько их, таких зрячих, осталось, а также где это у нас начали их производить массово??? я вот знаю только про это https://ru.wikipedia.org/wiki/Небо_(РЛС), и насколько в курсе, их примерно столько же, сколько и СУ-57((((((( сам понимаешь, это все равно что ничего…
ну, а то, что из F-35 попытались склепать «…и швец, и жнец…» — слава богу, что так вышло. хорошо, но и ожидаемо — они и попробовали сделать в условиях корячившегося тогда им сокращения военных программ нечто универсальное. да, не вышло, хотя я бы не сказал, что совсем! скорее, получился посредственный ероплан за очень непосредственные деньги! ну так — лодка Джевецкого, «Минога», да и прочие)))))) вернутся они к разделению задач, не сомневайся. как только понадобится на самом деле, а не для попила бюджета — так и вернутся. с уже имеющимися наработками, и оччччень подозреваю, что метровые радары там уже будут учтены. не стоит их считать идиотами… чревато.
В целом я о том же самом. Просто формулировка первого комментария вышла до безобразия общей. Называется досокращался.
То что текущая реализация технологии стелс является бездонной глубины задницей, не означает что её удачных вариантов не случится в будущем.
Наиболее интересными могли бы стать технологии огибания объекта излучением в широком спектре электромагнитной шкалы включая УФ ИК и оптический. Так же должны быть интересны эксперементы с радиопоглощающими композитами из полимеркерамики.
А можно узнать, что за совреме радары засекли и сбили неведимки?
Интересную статью сегодня читал за патроны https://topwar.ru/21258-perspektivy-razvitiya-patronnoy-otrasli.html особенно коментарии.
Невидимки радары, хе хе.
статья хоть и не по теме вот той, на которой мы тут висим, но вообще — не в бровь а в глаз, именно комментариями)))))) и почти под каждым комментом могу и я подписаться — особенно под теми, где про «утилизацию» и звиздеж про «отсутствие культуры обращения с оружием у нашего народа»((((( культура более чем, и те же коллекторы, если у народа будет возможность с ними разговаривать на равных, очень быстро перейдут в разряд мамонтов)))))) вместе с половиной депутан, да и борзых полицаев с подкинутыми таблеточками поубавится… чего и боятся, под тупенькими отмазками пряча…
но вообще-то Илья в чем-то прав, помимо рассказок (в основном пропагандистских) в стиле «боевых мультиков» никаких данных о том, как классно «светятся» на экранах радаров «невидимки», нету. в основном «поелавшие остаться неизвестными источники», неведомо где и когда стопудово видевшие… ну, а про единственный достоверно сбитый я уже писал.
Ну так оттого и тиснул не в тему что уж больно актуально показалась, хоть и статья довольно старая. А коментов много интересных, практически все. Сделают все чтоб ни армия ни упаси бог население не представляло за какой край берданку держат. Любую утилизацию придумают, а за одно и грабки погреют, глядь прилипнет что. И не вдомек скудоумным что их как свинку на откорм держат, а их любезный финансовый партнер им в любой момент липасакцию сделает. И окромя ненавистного быдла между ими и заморским кумом никого не стоит.
До радаров ли. Хотя.. https://3mv.ru/publ/kak_vvs_nato_skryvajut_svoi_poteri/1-1-0-10638 и https://rg.ru/2014/06/08/stels-site.html как говорится что попалось, специально не копал.
знаешь, Ктулху, первая ссылка уж больно какая-то… ура-победимная))))) особенно вот это «…Трудности в подсчётах реального урона заключаются в том, что американцы, опасаясь попадания своих повреждённых самолётов и вертолётов в руки иракцев, уничтожали их с воздуха…» — это ж чем таким по ним гасили, причем, я так понял, без всякого противодействия ну вот минуту назад, только что, сбивших такие же самолеты, героев-зенитчиков, что остатки сбитых «гоблинов» в труху, прям в пыль превращались и ни одной фотки сбитых F-117 в Ираке нет и вряд ли появится?)))))) ты вообще представляешь эту картину — летит ну очень незаметно «гоблин», а за ним так же незаметно крадется эскдрилья «хорнетов» со сверхмегамощными ракетами на борту, ну, чтоб если собьют, то сразу ка-а-а-ак жахнуть!))))) вот, на более выдержанную статейку https://topwar.ru/15910-f-117a-stels-ot-panamy-do-yugoslavii.html, вот это ближе к истине. а то выходит, что из общего количества произведенных «гоблинов» в аж(!) 64 шт чуть не половину посбивали еще в 91-м)))))) да их остатками инет должен быть завален, если оно так! и где же?!)))))) прям как со «сбитыми томагавками в Сирии, а половина и вообще не долетела!»))))))
вторая же твоя статья — ну, так где-то и есть. только вот не добавили, что и сами метровые РЛС обнаружить-то обнаруживают, но с точностью «плюс-минус лапоть», по сути станции раннего предупреждения, а не целеуказания. вот на по самой современной, там табличка есть http://militaryarticle.ru/172-izdaniya/voenno-kosmicheskaya-oborona/vko-2007/12434-nebo-svu-mobilnaja-trehkoordinatnaja, для ЗРК все еще не пригодна. плюс-минус пара сотен метров что по высоте, что по дальности — это только для того, чтобы указать нормальной системе наведения более точную ориентировку…
ну, а насчет оружия в руках у населения — у нас с тобой давно уже полный консенсус!)))))))))
А я особо и не копал, открыл десяток ссылок посмотрел по диагонали и выбрал где покучней. Спешил, не до радаров.
А вообще пересматривать надо методики радиолокации. Как уже упоминал нужно объединять локаторы и облучать под разными углами и в нескольких диапазонах одновременно. Налаживать защищенный обмен данными между радарами, и обработку совокупности сигналов возможно с применением графических процессоров.
Только мне не понятно кто будет этим заниматься, и как же распил?!
Это каким же ДЕБИЛОМ надо быть — чтобы украсть у России ЯК 141- полностью готовый и прошедший все испытания и сделать такую хрень — которая даже не летает??