Многоцелевой истребитель Су-35, детище ОКБ им. П.О. Сухого, один из самых знаменитых сегодня самолетов. Первый полет выполнен 19 февраля 2008 года.
Проект и опытные самолеты
Т-10БМ («большая модификация») проект, многоцелевой одноместный фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО. Самолет проектировался ОКБ им. П.О. Сухого с начала 2000-х гг. для нужд ВВС и ПВО Российской Федерации первоначально как глубокая модернизация самолета Су-27 (Т-10) и экспортного улучшенного Су-27СК в базовом варианте фронтового истребителя и перехватчика ПВО.
Такой путь позволял снизить стоимость самолета по сравнению с ранее разработанными модификациями Су-27 с ПГО и УВТ – Су-37 (Т-10М) и Су-30МКИ, но при сохранении планера самолета и полного комплекта его технологической (сборочной) оснастки не удавалось объединить в одном самолете требования Заказчика к его летным данным, вооружению и оборудованию.
Потому уже на первом этапе проектирования было принято решение отказаться от попыток сохранения всех внешних обводов и расположения силовых элементов базовой конструкции Су-27. Проект стал считаться новым типом самолета и получил обозначение Су-35.
Су-35 проект, многоцелевой одноместный фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО. После принятия решения о внесении дополнительных изменений в конструкцию самолета для удовлетворения требованиям Заказчика самолет перестал считаться модификацией Су-27 и был обозначен Су-35 как новый тип ЛА.
При проектировании модификации были поставлены следующие цели:
- улучшение ЛТХ, прежде всего, достижение сверхманевренности – были реализованы фигуры пилотажа «колокол» (динамическое висение) «кобра Пугачева» (выход на углы атаки до 120°), «хук» («кобра» с разворотом и креном), «форсированный разворот на горке» (вираж с минимальным радиусом и значительным набором высоты с выходом на закритические углы атаки), «блинчик» (полный вираж без потери скорости);
- снижение радиолокационной заметности за счет нанесения спецпокрытий;
- увеличение радиуса действия и перегоночной дальности;
- увеличение назначенного ресурса самолета до 6000 ч (30 лет эксплуатации), а ресурса до 1-го КВР и межремонтного – до 1500 ч и 10 лет эксплуатации;
- увеличение назначенного ресурса двигателей до 4000, а ресурса до 1-го КВР и межремонтного – до 1000 ч;
- расширение возможностей БРЭО;
- расширение номенклатуры вооружения, прежде всего, ВТО для поражения наземных и морских целей, а также ракет воздух-воздух с АРГСН и фасеточными ИК ГСН
- обеспечение возможности управления согласованными боевыми действиями группы самолетов (взаимодействие в управляющих сетях ВВС и ПВО, а также СВ и ВМФ);
- достижение высокой экономической эффективности производства и снижение стоимости эксплуатации за счет возможно большего сохранения конструктивной и технологической преемственности с серийным самолетом Су-27 – изменения должны вноситься с учетом их разумной необходимости по критерию «стоимость – эффективность».
Исходя из вышеперечисленных целей, базой для нового проекта остались серийные самолеты Су-27 и Су-27СК, но с перечисленными ниже отличиями.
Основные отличия от самолета Су‑27 в базовом варианте по планеру, силовой установке и самолетным системам:
- силовая установка в составе двух двигателей АЛ-41Ф1С (Изд. 117С) с УВТ (взлетная тяга на форсаже по 14500 кгс, без форсажа – 8800 кгс) с цифровой системой управления с полной ответственностью;
- установлена ВСУ ТА14-130-35, которая обеспечивает запуск маршевых двигателей на земле и в полете м включением бортовой гидросистемы от них, электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей, кондиционирование кабины и отсеков БРЭО до выхода на рабочий режим маршевых двигателей;
- в связи с увеличением диаметра двигателя по сравнению с АЛ-31Ф самолета Су-27 с 905 до 932 мм переделаны ВЗ и мотогондолы (сопла с УВТ являются частью двигателей);
- в связи с наличием УВТ двигателей изменена конструкция и работа системы управления СУ, а также введены ее дополнительные связи с системой управления самолетом;
- внутренний запас топлива увеличен с 9400 до 11500 кг;
- введена подвеска двух ПТБ емкостью по 1400 кг под крыло;
- установлена убирающаяся штанга дозаправки системы топливом в полете (производительность 1100 л/мин.);
- обеспечена установка под фюзеляж унифицированного подвесного агрегата заправки (УАПЗ) для дозаправки в полете других самолетов;
- планер усилен, обеспечен его ресурс 6000 ч (30 лет эксплуатации), до 1-го КВР и межремонтный — 1500 ч (10 лет эксплуатации).
- установлено новое крыло с увеличенными размахом, площадью, строительной высотой сечений и большим объемом кессон-баков;
- сделан новый фюзеляж с увеличенным объемом ГЧФ по типу самолета Т‑10М;
- на фюзеляже упразднен тормозной щиток, снят его привод, вместо этого введен режим дифференциального отклонения РН для создания тормозящей аэродинамической силы;
- установлена трехканальная (тангаж, крен и рыскание) комплексная система управления КСУ‑35 самолетом и вектором тяги СУ (разработчик – МНПК «Авионика», функции – см. ниже), самолет не имеет механической проводки управления;
- установлена усиленная носовая опора шасси с двумя колесами;
- установлен новый комплекс датчиков аэродинамических параметров без штанги основного ПВД в носке фюзеляжа и с измененными конструкцией и положением датчиков;
- установлены новые плоские строевые огни, что потребовало изменения конструкции планера.
Комплексная система управления КСУ‑35 самолета выполняет функции:
- траекторного управления (аэродинамического и вектором тяги) по командам летчика;
- автоматического управления (режимы САУ, огибания рельефа местности и демпфирования непроизвольных коебаний от сил инерции, турбулентности атмосферы, ударных волн и т.д.);
- автоматической стабилизации выбранного режима полета и возврата в него после критического нарушения по разовой команде);
- выдачи летчику ограничительных сигналов (СОС);
- выдачи воздушных сигналов (СВС);
- управлением торможением шасси;
- управление колесами ПОШ.
Основные изменения по сравнению с Су‑27 по БРЭО:
- основа БРЭО – информационно-управляющая система, которая обеспечивает увязку работы всех систем и взаимодействие между экипажем и оборудованием (включает 2 центральных цифровых вычислителя, средства коммутации и преобразования сигналов, и систему индикации, см. ниже);
- установлена новая многоканальная БРЛС Н035 «Ирбис» (входит в состав СУВ РЛСУ‑27);
- установлена РЛС обзора задней полусферы Н012;
- установлена новая ОЛС‑27К повышенной чувствительности (входит в состав ПрНК);
- кабина с оптимизированным информационным полем;
- основные рычаги и кнопки управления размещены в соответствии с концепцией HOTAS («руки на РУС и РУД», т.е. все основные кнопки управления АВ и БРЭО, используемые в воздушном бою, установлены непосредственно на этих рычагах, и летчик пользуется ими, не снимая рук с РУС и РУД);
- улучшен бортовой комплекс обороны;
- улучшено навигационное оборудование (всеширотная ИНС на лазерных гироскопах, спутниковая навигация ГЛОНАСС / GPS и т.д.);
- информационное поле кабины строится на двух ЖКИ российского производства МФИ‑55 (9х12 дюймов, 1400х1050 пикселей), а также ИЛС ИКШ‑1М с многофункциональным пультом с символьным индикатором.
БРЛС Н035 «Ирбис» обеспечивает:
- электронное сканирование в секторах свыше 180° по горизонтали;
- большие дальности обнаружения и атаки воздушных, наземных и морских целей;
- сопровождение целей с сохранением обзора воздушного пространства;
- селекцию наземных движущихся целей;
- маловысотный полет в режиме следования рельефу местности.
Оптико-локационная станция ОЛС‑27К обеспечивает:
- обнаружение и автоматическое сопровождение воздушных целей по тепловому излучению
- измерение дальности до воздушной и наземной (морской) цели;
- лазерный подсвет наземных и морских целей.
ПрНК самолета включает:
- ИСУ на лазерных гироскопах;
- СНС (работающую в системе ГлоНАСС и GPS);
- РСБН;
- РСДН; — подвесной контейнер с оптико-электронной обзорно-прицельной станцией;
- бортовую графическую станцию отображения информации;
- волоконно-оптические и обычные цифровые мультиплексные линии связи со своими сетями и коммутирующими устройствами, обеспечивающими работу с другими системами БРЭО, в т.ч. выдачу информации летчику и всем потребителям в т.ч. не на борту самолета.
Комплекс средств связи включает:
- две УКВ и КВ радиостанции;
- авиационный терминал системы автоматизированного обмена звуковой, телевизионной, навигационной и телекодовой информацией (его производительность не ниже требований американского стандарта Link-16);
- автоматический обмен данными через каналы;
- систему засекречивания всех видов связи.
Комплекс РЭП включает:
- станцию радиотехнической разведки «Пастель», которая выполняет функции предопределения о работе РТС противника всех типов (РЛС, каналы наведения и обмена тактической информацией) и управляет системами РЭП, постановки пассивных помех и применением оружия с ПРГСН;
- станцию постановки активных помех индивидуально-взаимной защиты;
- станцию постановки активных помех групповой защиты
- аппаратуру наведения противорадиолокационных ракет;
- системы предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении самолета;
- систему предупреждения о пуске ракет;
- автомат выброса ложных целей.
Вооружение самолета включает все виды АСП, установленные на самолете Су-27 в варианте фронтового применения:
- встроенную пушечную установку;
- УР воздух-воздух малой, промежуточной и средней (повышенной – «энергетические» модификации) дальности стрельбы;
- неуправляемое бомбовое вооружение;
- неуправляемое ракетное вооружение (для поражения наземных целей).
О ядерном бомбовом вооружении самолета официальной информации нет, но можно предположить, что он его имеет (самолет Су-27 может брать 2 СБП четырех различных типов).
Основные изменения по сравнению с Су‑27 по вооружению:
- количество точек подвески вооружения (не считая дополнительных с применением МБД) увеличена с 10 до 12;
- максимальный вес вооружения на подвеске увеличен с 6000 до 8000 кг;
- обеспечено применение УР воздух-воздух с активными и пассивными РГСН;
- обеспечено применение ПКР с АРГСН (в т.ч. большой дальности);
- обеспечено применение ПРР с ПРГСН;
- обеспечено применение крылатых ракет средней дальности 3М54А «Калибр-А»;
- обеспечено применение УР воздух-поверхность с ПЛГСН, ТВГСН и телевизионно-командной системой наведения;
- максимальный калибр авиабомб увеличен с 500 до 1500 кг;
- расширена номенклатура применяемых свободнопадающих АБ и РБК;
- обеспечено применение КАБ с лазерным полуактивным, телевизионным автокорреляционным, телевизионно-командным и спутниковым наведением.
В проектировании самолета были использованы результаты испытаний различных модификаций Су-27, а также модельных экспериментов (в АДТ, на ДПМ, на ограниченно подвижных и неподвижных стендах). В процессе проектирования участвовали ЦАГИ, ВИАМ, ЦИАМ, НИИ АС, ЛИИ, НИЦ ЭРАТ, разработчики комплектующих и др. организации промышленности и МО РФ.
Однако поскольку самолет полностью отличался от базового Су-27 по аэродинамике и конструкции, пришлось выполнить заново весь цикл НИОКР. Ускорить этот процесс помогло широкое применение новых методов компьютерного проектирования. С их помощью выполнялись все виды работ: аэродинамические, весовые и прочностные расчеты, расчеты ресурса, проектирование самолета, производственной оснастки и создание техпроцессов для производства на всех его уровнях.
Был создан полный электронный макет самолета с возможностью увязки подвижных и неподвижных элементов всех систем, определения их доступности при монтаже, демонтаже и доступности и др. технологических, эксплуатационных и эргономических характеристик.
По результатам защиты проект был одобрен, и вышло решение правительства РФ о строительстве опытных образцов самолета на КНААПО (г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край РФ). Подготовка производства самолетов опытной серии была начата ориентировочно в 2005 г.
Су-35 (Су‑35-1, борт «901») 1-й опытный, многоцелевой одноместный фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО.
Построен КНААПО в полной комплектации. Окончательная сборка самолета завершена летом 2007 г. После этого самолет был разобран и перевезен на а/д ЛИИ Раменское (г. Жуковский Московской обл.).
В августе 2007 г. самолет был представлен на наземной экспозиции авиасалона МАКС-2007.
Самолет совершил первый полет по программе ЗИ с а/д ЛИИ 19.02.08 г. (летчик-испытатель С. Богдан).
По завершении ЗИ самолет был передан на ГИ в 929-й ГЛИЦ ВВС и ПВО РФ для проведения СГИ (на этапе ЛКИ).
Самолет приступил к выполнению программы СГИ (этап ЛКИ) 15 августа 2012 г.
Су-35 (Су‑35-2, борт «902») 2-й опытный, многоцелевой одноместный фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО.
Построен КНААПО в полной комплектации:
- со штатной системой аэродинамических датчиков (без штанги экспериментального оборудования в носке ГЧФ);
- с рабочими системами БРЭО и АВ.
Совершил первый полет 02.10.08 г. По завершении ЗИ самолет был передан на ГИ в 929-й ГЛИЦ ВВС и ПВО РФ. Самолет приступил к выполнению программы СГИ (этап ЛКИ) 15 августа 2012 г.
Су-35 3-й опытный – статический экземпляр, многоцелевой одноместный фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО.
Построен в частичной комплектации – без двигателей, АО, АВ и БОЭО.
Использовался для проведения статических прочностных и ресурсных испытаний.
Су-35 (Су‑35-4, борт «904») 4-й опытный – 3-й летный опытный, многоцелевой одноместный фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО.
Построен КНААПО в полной комплектации. Совершил первый полет с а/д КНААПО Дземги 17 января 2012 г. Пилотировал самолет летчик-испытатель Тарас Арцебарский.
При выполнении программы ЛКИ (задание – скоростная пробежка по ВПП с кратковременным включением форсажа) 26.04.13 г. потерпел аварию из-за отказа системы регулирования СУ. Причина – конструктивный дефект: отсутствие зазора между тягой управления левого двигателя и элементами других систем, из-за чего ее заклинило, и форсаж не выключился, что не позволило летчику вовремя остановить самолет, который сошел с ВПП и загорелся. Летчик-испытатель Е. Фролов успешно катапультировался и не пострадал. Самолет списан.
Серийный выпуск самолета Су-35С для ВВС и ПВО РФ
Су-35С-1 … -6 установочной серии выпуска КНААПО, многоцелевой одноместный истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО – самолет в базовом варианте для ВВС РФ.
Подготовка серийного производства самолета на КНААПО началась еще до первого полета опытного образца (вероятно, уже в 2005 г.).
Первая серия (6 самолетов) в январе 2013 г. сдана ГЛИЦ для проведения ГИ самолета (этап Заказчика), его СУ-УВТ, БРЭО и АВ.
Су-35С серийный выпуска КНААПО (КНААЗ, входит в АО «Сухой» ОАК РФ), многоцелевой одноместный истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО – самолет в базовом варианте для ВВС РФ.
В 2009 г. был заключен контракт на поставку по Гособоронзаказу 48 новых самолетов для ВВС РФ. Поставку этой партии планировалось завершить в 2015 г.
Первые самолеты поставлены в 23-й ИАП в феврале 2014 г.
Самолеты первый серий отличались сокращенной номенклатурой БРЭО (не установлена РЛС обзора задней полусферы) и вооружения (прежде всего, воздух-поверхность), которая восстанавливалась по ходу выпуска и в эксплуатации по бюллетеням производителя до полной комплектации постепенно. К 2018 г. этот процесс завершен еще не был.
На январь 2018 г. для ВКС РФ было построено и сдано 70 самолетов, включая 6 самолетов установочной серии. Они находились на вооружении трех строевых истребительных авиаполков ВКС РФ – см. табл.
С конца 2015 г. самолеты Су-35С входят в состав группировки ВКС РФ в Сирии, имея задачей прикрытие действий ударной авиации в этой стране.
Су-35 серийный экспортный, многоцелевой одноместный истребитель-бомбардировщик. От варианта Су-35С для ВКС РФ имеет ряд отличий:
- исключены системы применения ЯО;
- установлено БРЭО и ПО в исполнениях, разрешенных к экспорту, системы, не имеющие таких исполнений, исключены или заменены другими, экспорт которых разрешен;
- по согласованию с заказчиком установлено некоторое дополнительное оборудование (связное, контроля состояния систем и др.);
- обеспечена возможность применения дополнительного вооружения (российской, совместной и зарубежной разработки).
На 2018 г. были заключены и приняты к исполнению два контракта на поставку Су-35С за рубеж:
- КНР (контракт прорабатывался с в 2009 г., заключен в 2015 г., получатель ВВС НОАК, объем – 24 самолета, общая стоимость 2,5 млрд. долл., на декабрь 2017 г. было поставлено 14 самолетов, которые заказчик принял и начал эксплуатировать, предположительно, в ВВС НОАК самолет именуется J-11D);
- Индонезия (в феврале 2018 г. заключен подписан контракт на поставку 11 самолетов Су-35С, общая стоимость 1,1 млрд. долл., получатель ВВС страны, поставка 1-го самолета ожидается в октябре 2018 г.).
В стадии проработки на сентябрь 2018 г. находились контракты:
- Индия (имеется информация, что контракт прорабатывается, вероятный получатель – ВВС страны, самолет предлагается в расширенной комплектации АВ с возможностью применения ПКР «БраМос», решение о заключении контракта будет принят по итогам конкурса предложений);
- Малайзия (имеется информация, что контракт прорабатывается, вероятный получатель – ВВС страны).
Итого на сентябрь 2018 г. было построено 3 летных и 1 статический опытных самолета Су-35, 6 самолетов установочной серии Су-35С, не менее 64 серийных самолетов Су-35С для ВКС РФ и не менее 15 самолетов Су-35С на экспорт: всего 89 самолетов, включая 1 не летный опытный экземпляр.
Источники:
- Официальная информация о самолете Су-35 ОАК РФ, ОКБ им. П.О. Сухого и КНААПО им. Ю.А. Гагарина, МО РФ
- Колодько И., Грибков М., Фролов И., Андреев Н. Радар для истребителя Су-35. // «Авиация», – сентябрь-октябрь 2009 г.
- Плунский П., Зенкин В., Гордюков Н., Беретдинов И. Истребитель Су-27. Рождение легенды. М. Издательская группа «Беретдинов и Ко.», — 2009 г.
- Самолет Су-35. Официальный проспект АВПК «Сухой» и КНААПО
- Фомин А. Су-35. В шаге от пятого поколения. // «Взлет», № 8-9, 2007 г.
- Заявление пресс-службы компании «Сухой» в связи с аварией третьего летного образца истребителя Су-35 // https://www.aviaport.ru/digest/2009/04/27/171760.html
- http://www.knaapo.ru/products/su-35/index.php
- hmil.ru/index.htm
- https://www.niip.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7:-q-q-35&catid=8:2011-07-06-06-33-26&Itemid=8
/Сергей Мороз, naukatehnika.com/
Ннда! Если все 64 разом взлетят НАТО в аху(зачеркнуто) ауте будет.
Вот они эсминцы, самолеты, подводные лодки, https://vse-dengy.ru/interesnoe-o-dengax-2/samye-dorogie/yaxty-abramovicha-skolko-ix-u-nego-i-skolko-oni-stoyat.html в кагмане гомы абгамовича.
И посчитайте сколько у нас абгамовичей. И чем они так страну облагодетельствовали, может какое то новаторское производство создали? Тысячи заводов построили?
И хде у нас господЫн пгохогов со своим у,Ё,б мобилем? И хто у нас оно крышуе? Как хто? Т,урюк махто м,ля!