Многоцелевой истребитель Су-35: этапы становления

2
2924

Многоцелевой истребитель Су-35,  детище ОКБ им. П.О. Сухого,  один из самых знаменитых сегодня самолетов. Первый полет выполнен 19 февраля 2008 года.

Проект и опытные самолеты

Т-10БМ («большая модификация») проект, многоцелевой одноместный фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО. Самолет проектировался ОКБ им. П.О. Сухого с начала 2000-х гг. для нужд ВВС и ПВО Российской Федерации первоначально как глубокая модернизация самолета Су-27 (Т-10) и экспортного улучшенного Су-27СК в базовом варианте фронтового истребителя и перехватчика ПВО.

Такой путь позволял снизить стоимость самолета по сравнению с ранее разработанными модификациями Су-27 с ПГО и УВТ – Су-37 (Т-10М) и Су-30МКИ, но при сохранении планера самолета и полного комплекта его технологической (сборочной) оснастки не удавалось объединить в одном самолете требования Заказчика к его летным данным, вооружению и оборудованию.

Потому уже на первом этапе проектирования было принято решение отказаться от попыток сохранения всех внешних обводов и расположения силовых элементов базовой конструкции Су-27. Проект стал считаться новым типом самолета и получил обозначение Су-35.

Истребитель Сухой Су-27 поколения IV в базовом варианте, выпускавшийся для ВВС и ПВО СССР и используемый в авиации РФ Фото: komotoz.ru

Самолет Су-27СК – улучшенный экспортный самолет для ВВС Китая, эксплуатирующийся там под обозначением J-11 Фото: komotoz.ru

Многоцелевой истребитель Су‑35 сохранил общую компоновку и внешнее сходство с серийными Су-27 и Су-27СК, но размеры и конструкция большинства агрегатов планера поменялись Фото: АВПК «Сухой» — КНААПО

Су-35 проект, многоцелевой одноместный фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО. После принятия решения о внесении дополнительных изменений в конструкцию самолета для удовлетворения требованиям Заказчика самолет перестал считаться модификацией Су-27 и был обозначен Су-35 как новый тип ЛА.

При проектировании модификации были поставлены следующие цели:

  • улучшение ЛТХ, прежде всего, достижение сверхманевренности – были реализованы фигуры пилотажа «колокол» (динамическое висение) «кобра Пугачева» (выход на углы атаки до 120°), «хук» («кобра» с разворотом и креном), «форсированный разворот на горке» (вираж с минимальным радиусом и значительным набором высоты с выходом на закритические углы атаки), «блинчик» (полный вираж без потери скорости);

Самолет Су-35 выполняет бочку на вираже с выходом на закритические углы атаки

  • снижение радиолокационной заметности за счет нанесения спецпокрытий;
  • увеличение радиуса действия и перегоночной дальности;
  • увеличение назначенного ресурса самолета до 6000 ч (30 лет эксплуатации), а ресурса до 1-го КВР и межремонтного – до 1500 ч и 10 лет эксплуатации;
  • увеличение назначенного ресурса двигателей до 4000, а ресурса до 1-го КВР и межремонтного – до 1000 ч;
  • расширение возможностей БРЭО;
  • расширение номенклатуры вооружения, прежде всего, ВТО для поражения наземных и морских целей, а также ракет воздух-воздух с АРГСН и фасеточными ИК ГСН
  • обеспечение возможности управления согласованными боевыми действиями группы самолетов (взаимодействие в управляющих сетях ВВС и ПВО, а также СВ и ВМФ);
  • достижение высокой экономической эффективности производства и снижение стоимости эксплуатации за счет возможно большего сохранения конструктивной и технологической преемственности с серийным самолетом Су-27 – изменения должны вноситься с учетом их разумной необходимости по критерию «стоимость – эффективность».

Исходя из вышеперечисленных целей, базой для нового проекта остались серийные самолеты Су-27 и Су-27СК, но с перечисленными ниже отличиями.

Основные отличия от самолета Су‑27 в базовом варианте по планеру, силовой установке и самолетным системам:

  • силовая установка в составе двух двигателей АЛ-41Ф1С (Изд. 117С) с УВТ (взлетная тяга на форсаже по 14500 кгс, без форсажа – 8800 кгс) с цифровой системой управления с полной ответственностью;

Первый опытный образец многоцелевого истребителя Су 35 борт 901 – вид на поворотные сопла ТРДДФ-УВТ АЛ-41Ф1С («изд. 117С»)

  • установлена ВСУ ТА14-130-35, которая обеспечивает запуск маршевых двигателей на земле и в полете м включением бортовой гидросистемы от них, электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей, кондиционирование кабины и отсеков БРЭО до выхода на рабочий режим маршевых двигателей;
  • в связи с увеличением диаметра двигателя по сравнению с АЛ-31Ф самолета Су-27 с 905 до 932 мм переделаны ВЗ и мотогондолы (сопла с УВТ являются частью двигателей);

В связи с изменениями размеров и характеристик двигателей АЛ-41Ф1С самолета Су-35 по отношению к АЛ-31Ф истребителя Су-27 были переделаны воздухозаборники и мотогондолы Фото: АВПК «Сухой» — КНААПО

  • в связи с наличием УВТ двигателей изменена конструкция и работа системы управления СУ, а также введены ее дополнительные связи с системой управления самолетом;
  • внутренний запас топлива увеличен с 9400 до 11500 кг;
  • введена подвеска двух ПТБ емкостью по 1400 кг под крыло;
  • установлена убирающаяся штанга дозаправки системы топливом в полете (производительность 1100 л/мин.);
  • обеспечена установка под фюзеляж унифицированного подвесного агрегата заправки (УАПЗ) для дозаправки в полете других самолетов;
  • планер усилен, обеспечен его ресурс 6000 ч (30 лет эксплуатации), до 1-го КВР и межремонтный — 1500 ч (10 лет эксплуатации).
  • установлено новое крыло с увеличенными размахом, площадью, строительной высотой сечений и большим объемом кессон-баков;
  • сделан новый фюзеляж с увеличенным объемом ГЧФ по типу самолета Т‑10М;

Новая головная часть истребителя Су‑35 с увеличенным объемом (по типу самолета Т-10М) без штанги аэродинамических датчиков в носке. Фото: АВПК «Сухой» — КНААПО

  • на фюзеляже упразднен тормозной щиток, снят его привод, вместо этого введен режим дифференциального отклонения РН для создания тормозящей аэродинамической силы;
  • установлена трехканальная (тангаж, крен и рыскание) комплексная система управления КСУ‑35 самолетом и вектором тяги СУ (разработчик – МНПК «Авионика», функции – см. ниже), самолет не имеет механической проводки управления;
  • установлена усиленная носовая опора шасси с двумя колесами;
  • установлен новый комплекс датчиков аэродинамических параметров без штанги основного ПВД в носке фюзеляжа и с измененными конструкцией и положением датчиков;
  • установлены новые плоские строевые огни, что потребовало изменения конструкции планера.

Самолет Су-35 получил новую усиленную переднюю опору шасси с двумя колесамиФото: пресс-служба АВПК «Сухой» — КНААПО

Комплексная система управления КСУ‑35 самолета выполняет функции:

  • траекторного управления (аэродинамического и вектором тяги) по командам летчика;
  • автоматического управления (режимы САУ, огибания рельефа местности и демпфирования непроизвольных коебаний от сил инерции, турбулентности атмосферы, ударных волн и т.д.);
  • автоматической стабилизации выбранного режима полета и возврата в него после критического нарушения по разовой команде);
  • выдачи летчику ограничительных сигналов (СОС);
  • выдачи воздушных сигналов (СВС);
  • управлением торможением шасси;
  • управление колесами ПОШ.

Основные изменения по сравнению с Су‑27 по БРЭО:

  • основа БРЭО – информационно-управляющая система, которая обеспечивает увязку работы всех систем и взаимодействие между экипажем и оборудованием (включает 2 центральных цифровых вычислителя, средства коммутации и преобразования сигналов, и систему индикации, см. ниже);
  • установлена новая многоканальная БРЛС Н035 «Ирбис» (входит в состав СУВ РЛСУ‑27);

Радиолокационная станция с кой Н035 «Ирбис» (Ш135) самолета Су-35 имеет электронно-механическое сканирование, что позволило снизить ее стоимость по сравнению с РЛС с чисто электронным сканированием без потери характеристик. Фото: bastion-karpenko.ru

  • установлена РЛС обзора задней полусферы Н012;
  • установлена новая ОЛС‑27К повышенной чувствительности (входит в состав ПрНК);
  • кабина с оптимизированным информационным полем;
  • основные рычаги и кнопки управления размещены в соответствии с концепцией HOTAS («руки на РУС и РУД», т.е. все основные кнопки управления АВ и БРЭО, используемые в воздушном бою, установлены непосредственно на этих рычагах, и летчик пользуется ими, не снимая рук с РУС и РУД);
  • улучшен бортовой комплекс обороны;
  • улучшено навигационное оборудование (всеширотная ИНС на лазерных гироскопах, спутниковая навигация ГЛОНАСС / GPS и т.д.);
  • информационное поле кабины строится на двух ЖКИ российского производства МФИ‑55 (9х12 дюймов, 1400х1050 пикселей), а также ИЛС ИКШ‑1М с многофункциональным пультом с символьным индикатором.

БРЛС Н035 «Ирбис» обеспечивает:

  • электронное сканирование в секторах свыше 180° по горизонтали;
  • большие дальности обнаружения и атаки воздушных, наземных и морских целей;
  • сопровождение целей с сохранением обзора воздушного пространства;
  • селекцию наземных движущихся целей;
  • маловысотный полет в режиме следования рельефу местности.

Пассивная фазированная антенная решетка РЛС Н035 «Ирбис» (Ш135) самолета Су-35. Фото: bastion-karpenko.ru

Оптико-локационная станция ОЛС‑27К обеспечивает:

  • обнаружение и автоматическое сопровождение воздушных целей по тепловому излучению
  • измерение дальности до воздушной и наземной (морской) цели;
  • лазерный подсвет наземных и морских целей.

Установка оптического датчика станции ОЛС-27К на самолете Су-35. Фото: paralay.com

ПрНК самолета включает:

  • ИСУ на лазерных гироскопах;
  • СНС (работающую в системе ГлоНАСС и GPS);
  • РСБН;
  • РСДН; — подвесной контейнер с оптико-электронной обзорно-прицельной станцией;
  • бортовую графическую станцию отображения информации;
  • волоконно-оптические и обычные цифровые мультиплексные линии связи со своими сетями и коммутирующими устройствами, обеспечивающими работу с другими системами БРЭО, в т.ч. выдачу информации летчику и всем потребителям в т.ч. не на борту самолета.

Кабина серийного самолета Су‑35С.

Комплекс средств связи включает:

  • две УКВ и КВ радиостанции;
  • авиационный терминал системы автоматизированного обмена звуковой, телевизионной, навигационной и телекодовой информацией (его производительность не ниже требований американского стандарта Link-16);
  • автоматический обмен данными через каналы;
  • систему засекречивания всех видов связи.

Комплекс РЭП включает:

  • станцию радиотехнической разведки «Пастель», которая выполняет функции предопределения о работе РТС противника всех типов (РЛС, каналы наведения и обмена тактической информацией) и управляет системами РЭП, постановки пассивных помех и применением оружия с ПРГСН;
  • станцию постановки активных помех индивидуально-взаимной защиты;
  • станцию постановки активных помех групповой защиты
  • аппаратуру наведения противорадиолокационных ракет;
  • системы предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении самолета;
  • систему предупреждения о пуске ракет;
  • автомат выброса ложных целей.

Вооружение самолета включает все виды АСП, установленные на самолете Су-27 в варианте фронтового применения:

  • встроенную пушечную установку;
  • УР воздух-воздух малой, промежуточной и средней (повышенной – «энергетические» модификации) дальности стрельбы;
  • неуправляемое бомбовое вооружение;
  • неуправляемое ракетное вооружение (для поражения наземных целей).

О ядерном бомбовом вооружении самолета официальной информации нет, но можно предположить, что он его имеет (самолет Су-27 может брать 2 СБП четырех различных типов).

Истребитель Су‑35С установочной серии с ракетами воздух-воздух Р-77 (АРГСН, средняя дальность стрельбы) и Р-73 (ТГСН малая и промежуточная дальность стрельбы). На фото – самолет на испытаниях с весогабаритными макетами ракет

Самолет Су‑35 с ракетами – противокорабельными Х-31А под мотогондолами и воздух-воздух Р-27ЭТ под крылом. Фото: paralay.com

Основные изменения по сравнению с Су‑27 по вооружению:

  • количество точек подвески вооружения (не считая дополнительных с применением МБД) увеличена с 10 до 12;
  • максимальный вес вооружения на подвеске увеличен с 6000 до 8000 кг;
  • обеспечено применение УР воздух-воздух с активными и пассивными РГСН;
  • обеспечено применение ПКР с АРГСН (в т.ч. большой дальности);
  • обеспечено применение ПРР с ПРГСН;
  • обеспечено применение крылатых ракет средней дальности 3М54А «Калибр-А»;
  • обеспечено применение УР воздух-поверхность с ПЛГСН, ТВГСН и телевизионно-командной системой наведения;
  • максимальный калибр авиабомб увеличен с 500 до 1500 кг;
  • расширена номенклатура применяемых свободнопадающих АБ и РБК;
  • обеспечено применение КАБ с лазерным полуактивным, телевизионным автокорреляционным, телевизионно-командным и спутниковым наведением.

Самолет Су‑35С серийной постройки с тремя корректируемыми бомбами КАБ-1500Л с лазерным самонаведением и ракетами воздух-воздух Р-77. Фото: russianplanes.net

В проектировании самолета были использованы результаты испытаний различных модификаций Су-27, а также модельных экспериментов (в АДТ, на ДПМ, на ограниченно подвижных и неподвижных стендах). В процессе проектирования участвовали ЦАГИ, ВИАМ, ЦИАМ, НИИ АС, ЛИИ, НИЦ ЭРАТ, разработчики комплектующих и др. организации промышленности и МО РФ.

Однако поскольку самолет полностью отличался от базового Су-27 по аэродинамике и конструкции, пришлось выполнить заново весь цикл НИОКР. Ускорить этот процесс помогло широкое применение новых методов компьютерного проектирования. С их помощью выполнялись все виды работ: аэродинамические, весовые и прочностные расчеты, расчеты ресурса, проектирование самолета, производственной оснастки и создание техпроцессов для производства на всех его уровнях.

Был создан полный электронный макет самолета с возможностью увязки подвижных и неподвижных элементов всех систем, определения их доступности при монтаже, демонтаже и доступности и др. технологических, эксплуатационных и эргономических характеристик.

По результатам защиты проект был одобрен, и вышло решение правительства РФ о строительстве опытных образцов самолета на КНААПО (г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край РФ). Подготовка производства самолетов опытной серии была начата ориентировочно в 2005 г.

Первый опытный образец многоцелевого истребителя Су‑35 борт 901 на заводском аэродроме КНААПО – 27 февраля 2008 г. Фото: АВПК «Сухой» — КНААПО

Су-35 (Су‑35-1, борт «901») 1-й опытный, многоцелевой одноместный фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО.

Построен КНААПО в полной комплектации. Окончательная сборка самолета завершена летом 2007 г. После этого самолет был разобран и перевезен на а/д ЛИИ Раменское (г. Жуковский Московской обл.).

В августе 2007 г. самолет был представлен на наземной экспозиции авиасалона МАКС-2007.

Самолет совершил первый полет по программе ЗИ с а/д ЛИИ 19.02.08 г. (летчик-испытатель С. Богдан).

По завершении ЗИ самолет был передан на ГИ в 929-й ГЛИЦ ВВС и ПВО РФ для проведения СГИ (на этапе ЛКИ).

Самолет приступил к выполнению программы СГИ (этап ЛКИ) 15 августа 2012 г.

Летчик-испытатель АВПК «Сухой» Сергей Богдан в кабине 1-го опытного самолета Су‑35 борт 901. Он выполнил первый полет на самолете 19.02.08 г. Фото сделано 04.04.2008 г. Фото: АВПК «Сухой» — КНААПО

Первый опытный образец многоцелевого истребителя Су‑35 борт 901 в полете – 13.11.08 г. Фото: АВПК «Сухой» — КНААПО

Су-35 (Су‑35-2, борт «902») 2-й опытный, многоцелевой одноместный фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО.

Построен КНААПО в полной комплектации:

  • со штатной системой аэродинамических датчиков (без штанги экспериментального оборудования в носке ГЧФ);
  • с рабочими системами БРЭО и АВ.

Совершил первый полет 02.10.08 г. По завершении ЗИ самолет был передан на ГИ в 929-й ГЛИЦ ВВС и ПВО РФ. Самолет приступил к выполнению программы СГИ (этап ЛКИ) 15 августа 2012 г.

Су-35 3-й опытный – статический экземпляр, многоцелевой одноместный фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО.

Построен в частичной комплектации – без двигателей, АО, АВ и БОЭО.

Использовался для проведения статических прочностных и ресурсных испытаний.

Су-35 (Су‑35-4, борт «904») 4-й опытный – 3-й летный опытный, многоцелевой одноместный фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО.

Построен КНААПО в полной комплектации. Совершил первый полет с а/д КНААПО Дземги 17 января 2012 г. Пилотировал самолет летчик-испытатель Тарас Арцебарский.

При выполнении программы ЛКИ (задание – скоростная пробежка по ВПП с кратковременным включением форсажа) 26.04.13 г. потерпел аварию из-за отказа системы регулирования СУ. Причина – конструктивный дефект: отсутствие зазора между тягой управления левого двигателя и элементами других систем, из-за чего ее заклинило, и форсаж не выключился, что не позволило летчику вовремя остановить самолет, который сошел с ВПП и загорелся. Летчик-испытатель Е. Фролов успешно катапультировался и не пострадал. Самолет списан.

Четвертый опытный образец самолета Су‑35 (борт 904) в цехе КНААПО

Четвертый опытный образец самолета Су‑35 (борт 904) после аварии. Фото: paralay.com

Серийный выпуск самолета Су-35С для ВВС и ПВО РФ

Су-35С-1 … -6 установочной серии выпуска КНААПО, многоцелевой одноместный истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО – самолет в базовом варианте для ВВС РФ.

Подготовка серийного производства самолета на КНААПО началась еще до первого полета опытного образца (вероятно, уже в 2005 г.).

Первая серия (6 самолетов) в январе 2013 г. сдана ГЛИЦ для проведения ГИ самолета (этап Заказчика), его СУ-УВТ, БРЭО и АВ.

Серийный самолет Су‑35С на приемо-сдаточных испытаниях. Фото: paralay.com

Серийный самолет Су‑35С на Государственных испытаниях. На подвеске – противокорабельные ракеты Х‑31А и ракеты воздух-воздух Р‑27 и Р‑77. Фото: paralay.com

Серийный истребитель Су‑35С Военно-воздушных сил России. Фото: super-orujie.ru

Су-35С серийный выпуска КНААПО (КНААЗ, входит в АО «Сухой» ОАК РФ), многоцелевой одноместный истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО – самолет в базовом варианте для ВВС РФ.

В 2009 г. был заключен контракт на поставку по Гособоронзаказу 48 новых самолетов для ВВС РФ. Поставку этой партии планировалось завершить в 2015 г.

Первые самолеты поставлены в 23-й ИАП в феврале 2014 г.

Самолеты первый серий отличались сокращенной номенклатурой БРЭО (не установлена РЛС обзора задней полусферы) и вооружения (прежде всего, воздух-поверхность), которая восстанавливалась по ходу выпуска и в эксплуатации по бюллетеням производителя до полной комплектации постепенно. К 2018 г. этот процесс завершен еще не был.

На январь 2018 г. для ВКС РФ было построено и сдано 70 самолетов, включая 6 самолетов установочной серии. Они находились на вооружении трех строевых истребительных авиаполков ВКС РФ – см. табл.

С конца 2015 г. самолеты Су-35С входят в состав группировки ВКС РФ в Сирии, имея задачей прикрытие действий ударной авиации в этой стране.

Истребители Су‑35С 159-го Гвардейского Новороссийского Краснознаменного ордена Суворова ИАП 1-го Краснознаменного Командования ВВС и ПВО Российской Федерации на аэродроме Бесовец в Карелии. Фото: djoker-lj.livejournal.com

Серийный самолет Су‑35С Оперативной группировки ВКС России в Сирии на авиабазе Хмеймим. Фото: interpolit.ru

Су-35 серийный экспортный, многоцелевой одноместный истребитель-бомбардировщик. От варианта Су-35С для ВКС РФ имеет ряд отличий:

  • исключены системы применения ЯО;
  • установлено БРЭО и ПО в исполнениях, разрешенных к экспорту, системы, не имеющие таких исполнений, исключены или заменены другими, экспорт которых разрешен;
  • по согласованию с заказчиком установлено некоторое дополнительное оборудование (связное, контроля состояния систем и др.);
  • обеспечена возможность применения дополнительного вооружения (российской, совместной и зарубежной разработки).

На 2018 г. были заключены и приняты к исполнению два контракта на поставку Су-35С за рубеж:

  • КНР (контракт прорабатывался с в 2009 г., заключен в 2015 г., получатель ВВС НОАК, объем – 24 самолета, общая стоимость 2,5 млрд. долл., на декабрь 2017 г. было поставлено 14 самолетов, которые заказчик принял и начал эксплуатировать, предположительно, в ВВС НОАК самолет именуется J-11D);

Истребитель Су-35 ВВС НОАК аэропорту Толмачево (Новосибирск) 11 мая 2018 г. Предположительно, самолет совершает перелет на аэродром Раменское в Московской обл., где проходило переучивание на этот тип самолета первых китайских летчиков. Фото: defence.ru

Истребители Су-35 ВВС НОАК сопровождают стратегические ракетоносцы H-6K. Фото: defence.ru

  • Индонезия (в феврале 2018 г. заключен подписан контракт на поставку 11 самолетов Су-35С, общая стоимость 1,1 млрд. долл., получатель ВВС страны, поставка 1-го самолета ожидается в октябре 2018 г.).

В стадии проработки на сентябрь 2018 г. находились контракты:

  • Индия (имеется информация, что контракт прорабатывается, вероятный получатель – ВВС страны, самолет предлагается в расширенной комплектации АВ с возможностью применения ПКР «БраМос», решение о заключении контракта будет принят по итогам конкурса предложений);
  • Малайзия (имеется информация, что контракт прорабатывается, вероятный получатель – ВВС страны).

Итого на сентябрь 2018 г. было построено 3 летных и 1 статический опытных самолета Су-35, 6 самолетов установочной серии Су-35С, не менее 64 серийных самолетов Су-35С для ВКС РФ и не менее 15 самолетов Су-35С на экспорт: всего 89 самолетов, включая 1 не летный опытный экземпляр.

Источники:

  • Официальная информация о самолете Су-35 ОАК РФ, ОКБ им. П.О. Сухого и КНААПО им. Ю.А. Гагарина, МО РФ
  • Колодько И., Грибков М., Фролов И., Андреев Н. Радар для истребителя Су-35. // «Авиация», – сентябрь-октябрь 2009 г.
  • Плунский П., Зенкин В., Гордюков Н., Беретдинов И. Истребитель Су-27. Рождение легенды. М. Издательская группа «Беретдинов и Ко.», — 2009 г.
  • Самолет Су-35. Официальный проспект АВПК «Сухой» и КНААПО
  • Фомин А. Су-35. В шаге от пятого поколения. // «Взлет», № 8-9, 2007 г.
  • Заявление пресс-службы компании «Сухой» в связи с аварией третьего летного образца истребителя Су-35 // https://www.aviaport.ru/digest/2009/04/27/171760.html
  • http://www.knaapo.ru/products/su-35/index.php
  • hmil.ru/index.htm
  • https://www.niip.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7:-q-q-35&catid=8:2011-07-06-06-33-26&Itemid=8

/Сергей Мороз, naukatehnika.com/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Ктулху

    Ннда! Если все 64 разом взлетят НАТО в аху(зачеркнуто) ауте будет.

  2. Ктулху

    Вот они эсминцы, самолеты, подводные лодки, https://vse-dengy.ru/interesnoe-o-dengax-2/samye-dorogie/yaxty-abramovicha-skolko-ix-u-nego-i-skolko-oni-stoyat.html в кагмане гомы абгамовича.
    И посчитайте сколько у нас абгамовичей. И чем они так страну облагодетельствовали, может какое то новаторское производство создали? Тысячи заводов построили?
    И хде у нас господЫн пгохогов со своим у,Ё,б мобилем? И хто у нас оно крышуе? Как хто? Т,урюк махто м,ля!