Артиллерия, крупный калибр: 210-мм пушка БР-17, образца 1939 года

В своих публикациях мы много писали об артиллерийских системах, которые покрыли себя славой на полях Великой Отечественной. О системах, которые некоторые наши читатели помнят, видели или работали с ними. Но есть в наших архивах экземпляры таких систем, о которых мало кто слышал, а ещё меньше тех, кто их видел «живьём».

Сегодня наша героиня — 210-мм пушка особой мощности Бр-17. Пушка, которая действительно сделала многое при обороне Ленинграда. Пушка, которая помогала нашим частям взламывать укрепления немцев в Кёнигсберге.

Мало кто может похвастаться «близким знакомством» с этой системой. Это действительно штучное орудие. Всего в Красной армии было 9 таких систем. Достаточно сказать, что в артиллерийском полку особой мощности было всего 2 таких пушки! Дополняли их 6 штук 152-мм пушек Бр-2. Итого четыре полка особой мощности на всю армию!

Итак, артиллерийская система Бр-17 предназначена для борьбы долговременными полевыми и крепостными сооружениями противника. Важность разработки таких орудий для СССР можно выразить двумя словами — Сталинский заказ!

Это означает, что пушка создавалась в условиях полного карт-бланша для конструкторов и инженеров. Генеральный конструктор мог приглашать любого конструктора из других КБ, использовать мощности любых заводов, пользоваться полигонами и испытательными стендами любых организаций. КБ работали в двухсменном режиме. Практически без остановок.

Но это означало и другое. Невыполнение Сталинского заказа означало знакомство не только со следователями НКВД, но и, вполне возможно, с палачами. Это относилось не только к Генеральному конструктору, но и ко всему коллективу КБ.

Начнем издалека. Мы уже говорили не раз, что в середине 30-х годов командование РККА пришло к выводу, что те орудия, которые были на вооружении, устарели. Требовалось перевооружение на современные образцы. В ходе обсуждения вопроса было решено использовать иностранный опыт конструирования таких систем.

Летом 1937 года на завод фирмы «Шкода» в Чехословакию была направлена комиссия представителей РККА и военных инженеров для переговоров о новом дуплексе, 210-мм пушке и 305-мм гаубице. В комиссию входил и профессор Илья Иванович Иванов, который возглавлял целую группу конструкторов завода №221. Именно этому заводу было поручено организовать производство дуплексов в Советском Союзе.

Илья Иванович Иванов, генерал-лейтенант инженерно-технической службы, выдающийся конструктор артиллерийских систем. Один из создателей советской артиллерии большой и особой мощности.

Родился в 1899 году в Брянске, в семье сапожника. В 1918 году поступил в Петроградскую военно-техническую артиллерийскую школу. Во время учебы дважды уходил на фронт. В 1922 году поступил в Питерскую артиллерийскую академию. В 1928 году молодой военный инженер направлен на завод №7. В 1929-м переводится на завод «Большевик» (Обуховский завод).

С 1932 года-начальник кафедры проектирования артиллерийских систем в артиллерийской академии им. Дзержинского. Параллельно руководит такой же кафедрой в Ленинградском военно-механическом институте.

В 1937 году назначен Генеральным конструктором завода «Большевик». Последующие два года жизни И.И. Иванова отмечены первым орденом Ленина. За существенный вклад в оснащение сухопутных войск и военно-морских сил новыми видами вооружения. Военный инженер Иванов занимался системами большой мощности!

19 марта 1939 года военинженер 1-го ранга профессор Иванов назначен Главным конструктором ОКБ-221 (особое КБ) сталинградского завода «Баррикады» (завод №221).

Но вернемся в нашей героине.

Советская комиссия не согласилась с предложенным «Шкодой» вариантами дуплекса. Фирма доработала конструкцию с учетом требований заказчика. Стволы пушки и гаубицы получили свободные лейнеры. Клиновые затворы поменяли на поршневые, заряжание стало картузным.

Согласно договору Д/7782 от 6 апреля 1938 г., заключенному Наркомвнешторгом с фирмой «Шкода», последняя обязалась изготовить для СССР по одному опытному образцу 210-мм пушки и 305-мм гаубицы с комплектом боеприпасов и принадлежностью. Срок сдачи опытных образцов был установлен 1 декабря 1939 г.

Кроме опытных образцов должны были быть переданы комплекты рабочих чертежей и другая документация на изготовление этих артсистем. Общая стоимость заказа составила 2 375 000 долларов (около 68 млн. крон).

Кроме того, фирма «Шкода» поставляла (по другому договору с промышленностью) три комплекта поковок ствола и затвора для 305-мм гаубицы в I квартале 1939 года и шесть комплектов поковок ствола и затвора для 210- мм пушек в I полугодии 1939 года (по одному комплекту ежемесячно), а также готовый инструментарий через месяц после внедрения его в производство на заводе Шкода.

Читайте также  Рассказы о вооружении: ЗСУ-57-2

Первая партия чертежей стволов с затворами и поковок была получена от фирмы Шкода в августе 1938 г. В принципе дальнейшие действия СССР понятны. Есть документация, есть образцы, есть лицензия. Остается начать выпуск орудий. Однако все оказалось не так просто.

У СССР уже тогда был «собственный путь», в том числе и в производстве. Мы пошли именно этим, собственным путем. Весь мир, в схожей ситуации, меняет производственный процесс под новое изделие. Мы же меняем изделие под существующий процесс производства.

Протоколом от 15 сентября 1939 г., утвержденном Наркомом вооружений и начальником АУ РККА, было решено внести некоторые изменения в чертежи фирмы, в том числе упростить часть деталей, заменить кое-где поковку литьем, сократить расход бронзы, перейти на ОСТ и прочее.

Основные изменения завода №221:

1.Ствол «Шкода» состоял из моноблока, муфты, опорного кольца и лейнера. Ствол завода № 221 состоял из ствола моноблока, казенника со втулкой и лейнера.

Лейнер «Шкода» цилиндрический, а завода № 221 – конический с выступами у казенного торца. Диаметральный зазор между лейнером и моноблоком с 0,1-0,2 мм доведен до 0,25 мм (постоянный). Предел упругости лейнера повышен до 80 кг/мм2.

2.Ударно-спусковой механизм фирмы Шкода был заменен на ударно-спусковой механизм гаубицы Б-4. Кроме того, была упрощена рама затвора.

3.Внесен ряд изменений в повозках. Пушку поставили на отечественные колеса.

Постановлением КО № 142 от I июня 1939 г. завод № 221 должен был сдать к 1 апреля 1940 г. три 210-мм пушки и три 305-мм гаубицы. Несмотря на захват Чехословакии Германией, поставки в СССР продолжались, хотя и с некоторым отставанием от графика.

Заводские испытания проводились в Словакии в присутствии советской приемной комиссии под председательством И. И. Иванова. Заводские испытания 210-мм пушки были закончены 20 ноября 1939 г., а 305-мм гаубицы – 22 декабря 1939 г.

Результаты заводских испытаний 210-мм пушки:

а) Пушка неустойчива при стрельбе полным зарядом при углах возвышения до +20°.
б) Время вооружения – 1 час 45 минут, а разоружения – 1 час 20 минут.
в) Время перехода из походного положения в боевое и обратно – около двух часов.

Завод «Баррикады» продолжал модернизировать орудие. Модернизация проводилась уже даже не по желанию производственников. Просто замена одной детали вела к появлению проблем с другой. Таким образом, можно говорить о полной модернизации системы. Руководство «Баррикад» сильно рисковало самостоятельно изменяя конструкцию системы. Но, победителей не судят. Сталинский заказ был выполнен, значит, победили.

Опытный образец 210-м пушки Бр-17 представили на полигонные испытания в августе 1940 г., то есть через 2 (!) года после получения чешской документации. Пушка имела ствол длиной 49,60 калибров, длина нарезной части ствола составляла 37,29 калибров. В канале ствола были выполнены 64 нареза постоянной крутизны. Затвор был поршневым с обтюратором.

Масса ствола с затвором составляла 12 640 кг. Ствол установлен в люльке обойменного типа. При выстреле он откатывался в люльке вместе с цилиндрами противооткатных устройств — расположенного сверку ствола гидропневматического накатника и смонтированного под стволом гидравлического тормоза отката.

Станок пушки клепаный, соединенный с поворотной частью основания болтами. Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществлялось вручную с помощью подъемного механизма, снабженного двумя зубчатыми секторами. Наведение осуществлялось в диапазоне углов от 0° до +50°. Система сохраняла устойчивость при стрельбе с углами возвышения свыше 20°.

Поворотная часть основания пушки Бр-17 для облегчения горизонтального наведения опиралась на шары. При действии поворотным механизмом, смонтированным на станке с поворотной частью основания, последняя вращалась на шаровой опоре благодаря сцеплению коренной шестерни поворотного механизма с зубчатым венцом, закрепленным на неподвижной части основания.

Поворотный механизм с ручным приводом обеспечивал наведение орудия в горизонтальной плоскости в секторе ±45°. При переносе опорных пят и сошниковых опор можно получить круговой обстрел.

Роль боевого штыря выполняло нижнее опорное кольцо, прикрепленное к неподвижной части и охватываемое по окружности буртом верхнего опорного кольца, приклепанного к поворотной части основания. Неподвижная часть основания опущена в боевом положении в котлован в грунте, причем котлован предварительно облицовывается специальными угольниками и брусьями. Как поворотная, так и неподвижная части основания клепаные.

Читайте также  Меняющийся мир артиллерии, часть 1

Неподвижная часть основания имела на всех четырех углах разводящиеся опорные станины. Концы станин винтами с шаровыми пятами опирались на сошниковые опоры, связываемые с грунтом забивными сошниками, и на опорные пяты.

Винты (домкраты) на концах опорных станин пушки Бр-17 служили для создания дополнительного давления пушки на опорные пяты и сошниковые опоры с целью частичной разгрузки нижней части основания. Стрельба из пушки велась с использованием прицела с независимой линией прицеливания.

При стрельбе полным зарядом начальная скорость снаряда Ф-643 составляла 800 м/с. Дальность стрельбы достигала 30 360 м. 210-мм фугасный снаряд на песчаном грунте делал воронку глубиной 1,5—2 м и диаметром 5—5,5 м. 210-мм бетонобойный снаряд по нормам при начальной скорости 555 м/с пробивал 2,5-метровую бетонную стенку, а при начальной скорости 358 м/с под углом 60° пробивал бетонную стенку толщиной 2 м.

Заряжание орудия производилось с помощью специального приспособления, состоявшего из следующих устройств:
а) наклонного рельсового пути, укрепленного на поворотной масти системы;
б) подающей каретки, перемещаемой по рельсовому пути с помощью троса и лебедки;
в) тележек для снарядов.

Сам процесс заряжания выполнялся следующим образом. Снаряд вручную погружается на специальную снарядную тележку. Затем тележка подкатывается к началу рельсового пути и снаряд перегружается на снарядную каретку. Подтягивание каретки со снарядом вверх к казенной части орудия производится с помощью ручной лебедки, смонтированной по ферме лафета.

После приведения качающейся части в положение для заряжания (угол +8°) вручную усилием 6—8 номеров с помощью пробойника производилась досылка снаряда. Заряды подносились вручную и также досылались пробойником.

Масса пушки в боевом положении составляла 44 000 кг. При переводе пушки из боевого положения в походное ее разбирали на три основные части:

1. Основание вместе с опорными сошниками (повозка №1 ).
2. Станок с люлькой, бугелем и противооткатными устройствами (повозка №2).
3. Ствол с затвором (повозка №3).

Для перевозки на походе штатных объемных частей системы (кроме возимых на 3-х повозках), а также ЗИПа, на каждое орудие придавались один трехтонный автомобиль для перевозки облицовки котлована и саперного инструмента, и четыре трехтонных прицепа для перевозки остального имущества. Повозки с частями орудия и прицепы буксировались гусеничными тягачами «Ворошиловец» и «Коминтерн», максимальная скорость возки составляла 30 км/час.

Остается объединить ТТХ системы в таблицу:

Калибр, мм — 210
Длина ствола, калибров — 49.6
Наибольший угол возвышения, град — 50
Угол склонения, град — 0
Угол горизонтального обстрела, град — 90
Масса в боевом положении, кг — 44 000
Масса фугасного снаряда, кг — 135
Начальная скорость снаряда, м/с — 800
Наибольшая дальность стрельбы, м — 30 360
Скорострельность – 1 выстрел в 2 минуты
Расчет, чел — 20-26

По воспоминаниям солдат, которые видели боевую работу этих артиллерийских систем, такого восхищения и уважения не вызывало ни одно орудие. Мощь и красота. Есть воспоминания, что при штурме Кёнигсберга такое орудие было установлено в 800(!) метрах от линии соприкосновения!

Однако в 1945-м история этой артиллерийской системы не закончилась. Достаточно сказать, что в 1952 году все 210-мм пушки Бр-17 были капитально отремонтированы на заводе «Баррикады». 9 орудий, прошедших войну вновь встали на боевую службу в Советской Армии.

Фирмой «Шкода» после войны были разработаны фугасные снаряды нового поколения для пушек. Но повсеместное появление ракетной техники все-таки отправило пушки на заслуженный отдых. И в 60-х годах они были выведены из состава вооруженных сил. Часть отправлена на хранение, часть утилизирована.

На сегодняшний день остались в наличии 3 орудия, которые находятся на экспозиции музеев:

Бр-17 № 1 — Верхняя Пышма (Музей военной техники УГМК). До 2012 находилась на территории 39-го арсенала ГРАУ в Перми.
Бр-17 № 4 — Санкт-Петербург (Музей артиллерии).
Бр-17 № 2 — Москва (Центральный музей Российской Армии).

/Александр Ставер, Роман Скоморохов, topwar.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. 305-мм гаубица образца 1915. Виккерс С 1929 года 37-й артиллерийский полк находился в Клинцах до 1955 года списания этих гаубиц и формированием 159 ракетной бригады.
    в артполку имелось тридцать 305-мм гаубиц обр. 1915 г. и еще четыре такие же гаубицы были на складах и полигонах. Максимальная дальность стрельбы 305-мм гаубиц обр. 1915 г. Виккерса штатным снарядом весом 377 кг составляла 10 км. В случае необходимости они могли стрелять морскими снарядами весом 471 кг. Максимальный угол возвышения гаубиц +60° при заряде № 4 позволял вести стрельбу по самым крутым траекториям. Главным недостатком этих гаубиц была крайне низкая подвижность. Перевозить их можно было только по железной дороге, а время сборки одного орудия на позиции составляло 36 часов. При списании в 1950-х по крайней мере на одном формуляре была подпись приемки орудия Николаем Вторым. Непосредственно перед войной в составе АРГК полк был расформирован и формировались также пять отдельных артиллерийских дивизионов особой мощности, на вооружении каждого из которых должно было находиться 8 гаубиц калибра 305 мм (4 батареи по два орудия в каждой). Численность личного состава каждого дивизиона – 478 человек. Имеются также сведения о наличии в АРГК в это время отдельного пушечного дивизиона особой мощности в составе трех батарей пушек калибра 210 мм (6 орудий).
    Я считаю, что 4 орудия были потеряны последним составом ,разбомбленным немцами отходившим в сторону Гомеля при эвакуации.
    Фирма «Виккерс» разработала 305-мм осадную гаубицу, стрельба из которой велась со специального железного основания. Для лучшей устойчивости орудия к основанию под стволом крепился стальной ящик, заполненный балластом. Гаубица имела нарезной ствол и поршневой затвор. В походном положении она разбиралась на шесть частей весом по 10–13 т и перевозилась на металлических повозках с железными колесами с помощью паровых тракторов Фаулера, впоследствии замененных обычными тракторами с моторами внутреннего сгорания. Время перехода орудия из походного в боевое положение составляло около суток. В боекомплект гаубицы раздельного картузного заряжания входили фугасные снаряды весом 344 кг.
    Батареи сверхтяжелой английской артиллерии применялись на Западном фронте с 1915 года, и количество их постоянно росло. Перед каждым крупным наступлением мощные орудия сутками обстреливали хорошо укрепленные позиции противника.
    305-мм гаубицы Виккерса поставлялись и в Россию. . В 1915 году в старой русской армии была основана 1 Артиллерийская бригада Особого назначения в составе нескольких позиционных дивизионов. Для вооружения бригады царское правительство купило за границей 30 гаубиц 305 мм калибра системы «Виккерса».
    Во время Великой Октябрьской Социалистической революции бригада дислоцировалась в г. Вязьма, в революционных событиях участия не принимала. В феврале 1918 года из личного состава, перешедшего на сторону Красной Армии и оставшейся техники, приказом Наркомвоенмора №262 был организован Первый отдельный тяжелый артиллерийский дивизион и включен в состав 201 Артиллерийской бригады, расквартированной на станции Сейма Московской железной дороги.
    С этого 1918 года началась летоисчисление истории части, как боевой единицы Вооруженных Сил Социалистического государства.В 1920 году в июле-сентябре личный состав дивизиона, условно названного дивизион батарей «ГЛАГОЛЬ» был отправлен на Южный фронт к Перекопу для борьбы с Врангелем и англо-французскими интервентами.В декабре 1920 года дивизион передислоцирован в г. Ржев.<19 мая 1921 года приказом Реввоенсовета № 53 1-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион был переименован в 8-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион особого назначения 2-х батарейного состава.24 сентября 1924 года 8-й дивизион слили с только что сформированным 7-м отдельным тяжелым дивизионом, вооруженным 305 мм гаубицами отечественного производства, сделанными на Обуховском заводе.После слияния дивизион стал именоваться: 4-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион особого назначения.
    В 1923 году приказом Реввоенсовета № 494188 дивизион был переименован в 22-й отдельный Артиллерийский дивизион и подчинен Московскому Военному округу. Местом дислокации остался г. Ржев.
    В 1930 году дивизион переподчиняется Белорусскому Военному Округу. Через 2 года передислоцируется в г. Клинцы.В 1936 году на базе 22 отдельного артиллерийского дивизиона был сформирован 184 Гаубичный Артиллерийский полк 2-х дивизионного состава. Командиром полка назначен капитан Прозоров.
    2 марта 1940 года директивой 4-го отдела Белорусского Особого Военного округа № 009549 184 Гаубичный артиллерийский полк реорганизован и на его базе созданы пять Отдельных Артиллерийских дивизионов особой мощности, получивших наименования: 322, 328, 329, 330, 331, дивизионов.
    В ноябре 1940 года все пять дивизионов переподчиняются Орловскому Военному округу и приказом Командующего № 410039 были сведены в 281 Гаубичный Артиллерийский полк РГК. Командиром полка назначен полковник Иванов, заместителем по политической части майор Макаров.
    С 1915 по 1941 г. часть действовала, как одна боевая единица с одним местом дислокации подразделений.
    22 июня 1941 года с началом Великой Отечественной войны 281 Гаубичный Артиллерийский полк на основании приказа Командующего Орловским Военный округом был расформирован в отдельные артиллерийские дивизионы особой мощност
    Приказом Министра Обороны № 00231 от 20 сентября 1952 г. в ознаменование для сформирования отдельных артиллерийских дивизион с начала войны в 1941 г., 23 июня был объявлен Днем годовщины части. Днем рождения части установлен День 23 июня 1918 года.
    В августе 1941 года 322, 328, 329, 330, 331 дивизионы отдельными железнодорожными эшелонами были передислоцированы на станцию Тоцкое Чкаловской области в подчинение Южноуральского Военного Округа и приступили к плановой боевой подготовке, готовясь в любую минуту принять участие в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков. После захвата станции Унеча Гудерианом последние эшелоны одного дивизиона вместо направления На Брянск уходили в сторону Гомеля, последний эшелон был разбомблен у станции Святское. Поэтому в составе Белорусского фронта воевал один из пяти дивизионов.
    С 1941 года до конца Великой Отечественной войны дивизионы имели одинаковую организацию. Каждый из них состоял из трех линейных: батарей по две 305 мм гаубицы, штабная батарея и отделы: артснабжения 0ВС, ПФС. Вооружение дивизионов – 305 мм гаубицы образца 1915 года отечественного производства.
    Транспортировка материальной части производилась только по железной дороге. Вес гаубицы превышал 65 тонн, один снаряд – 376 кг. Максимальная дальность стрельбы немного более 13 километров.Огневая позиция оборудовалась, как правило, в 1-2 км от места разгрузки эшелона. Доставлялась туда материальная часть мотовозами на специальных повозках по временно проложенным личным составом батареи узкоколейным линиям.В конце 1942 года начало 1943 года всем дивизионам взамен устаревших мотовозов были выданы мощные тракторы ТД-18 и НД-7 по 6 штук на дивизион, а также дополнительно введено в штат по 10-15 автомашин марки «Студебеккер» и заменены новыми прицелы для наводки. Оборудование огневой позиции и подготовка оружия к стрельбе производилось в 2-6 км, от линии фронта, на эту работу уходило до двух суток.
    В период Великой Отечественной войны дивизионы участвовали в боях как отдельные самостоятельные части, каждый из них прошел свой боевой путь.В первом периоде войны, когда Советская Армия в основном вела оборонительные бои, использовать дивизионы особой мощности, вооружение 305 мм гаубица самый большим калибром артиллерии в Советской армии, не представлялась возможность.Поэтому решением ставки Верховного Главнокомандующего все пять отдельных артиллерийских дивизиона ОМ были отправлены в тыл на станцию Тоцкое, Чкаловской области, где с максимальным напряжением сил личный состав занимался боевой подготовкой, готовясь к грядущим боям.В 1942-43 годах 331 дивизион привлекался для разрушения долговременных оборонительных сооружений в районе г. Ленинграда. В основном же все пять дивизионов особой мощности вступили в бой в середине 1944 года, участвуя в разрушении и подавлении опорных пунктов врага, мешавших наступлению советских войск.Действовали дивизионы отдельно, переподчиняясь Командующим различных фронтов, иногда даже батареи выполняли отдельные задачи на различных участках фронта.С мая 1944 года до конца войны дивизионы в составе войск Ленинградского, Волховского, Западного, Карельского, 2-го Украинского, 2и 3 Белорусских фронтов участвовали в операциях: по прорыву обороны врага и форсировании рек Свирь, Нарва, Одер, разгрому группировок противника под Ленинградом, Ржевом, Яссами, Синявино, Кюстрин, Кенигсберга, Франкфурта, Берлина и других операциях.< Передислокации дивизионов по железной дороге в прифронтовой полосе под обстрелом противника, требовала исключительного мужества максимального напряжения сил. Солдаты, сержанты и офицеры дивизионов с этой трудной задачей справились с честь.
    Согласно выписки из плана МВО от 3.06.1946 г. об организационных мероприятиях артиллерийским частям, дислоцируемым в Московском Военном округе 14 июля 1946 года в г. Клинцы Брянской области генерал-майор артиллерии Виноградов приступил к формированию бригады. В состав бригады вошли:
    322 отдельный Берлинский артиллерийский дивизион ОМ РВК
    328 отдельный Кенигсбергский артиллерийский дивизион ОМ РВК
    329 отдельный Кенигсбергский артиллерийский дивизион ОМ РВК
    330 отдельный Кенигсбергский артиллерийский дивизион ОМ РВК
    331 отдельный Свирский ордена Богдана Хмельницкого артиллерийский дивизион ОМ РВК.Управление бригады в основном было сформировано из офицеров 14-й Берлинской артиллерийской дивизии прорыва РВК. Формирование бригада окончилось 5 июля 1946 г. Бригада получила наименование – 233 отдельная гаубичная артиллерийская бригадаОМ РВК. Имела на вооружении 305 мм гаубицу образца 1915 года.В июле 1954 г. бригада была переформирована в 233-ю Свирскую ордена Богдана Хмельницкого инженерную бригаду РВГК в составе 4-х дивизионов. Бригаде было сохранено почетное наименование. Знамя и награда 331 отдельного артиллерийского Свирского ордена Богдана Хмельницкого дивизиона (Директива Генштаба от 23 июля 1954 года).331 отдельный артиллерийский дивизион ОМ РВК за образцовое выполнение задания командования при прорыве обороны финнов и форсировании реки Свирь приказом Верховного Главнокомандующего от 2 июля 1944 года удостоен наименования Свирского.За образцовое выполнение задания командования в боях с ненецкими захватчиками при овладении столицей Германии городом Берлином и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета ССР 11 июля 1945 года дивизион награжден орденом Богдана Хмельницкого 3 степени. Дивизион был расформирован при переформировании бригады.В мае 1955 года бригада переходит на новые штаты, в состав бригады входят три отдельных инженерных дивизиона:
    15 отдельный инженерный дивизион РВГК;
    16 отдельный инженерный дивизион РВГК;
    33 отдельный инженерный дивизион РВГК.
    28 июля 1960 года 233 инженерная бригада РВГК переведена на организацию ракетной бригады 2-х дивизионного состава. В состав бригады вошли: 15 и 16 ракетные дивизионы и 249-е отдельное вертолетное звено. 33 ракетный дивизион вышел из состава бригады.
    Приказом ВМ № 00231 от 20.04.1952 года частям бригады в ознаменование дня сформирования установлен годовой праздник 23 июня.
    Управление бригады было в основном сформировано из офицеров 14-й Артиллерийской дивизии прорыва РВК. Местом дислокации бригады стал г. Клинцы, Брянской области. На вооружении оставалась 305 мм гаубица образца 1915 года.
    Приказом Командующего Артиллерии Вооруженных Сил СССР № 001 от 30 июня 1946 г. бригада подчинена 9 Артиллерийскому корпусу прорыва АРВГК.
    С 1947 по 1954 г. личный состав усиленно занимается боевой подготовкой, совершенствует свое воинское мастерство, добивается сокращения нормативов на выполнение огневых задач.

  2. Место выбрано для быстрой доставкой по жд Брянск-Брест для захвата Брестской крепости и возможностью выезда орудий узкоколейкой к полигону на торфоразработке, поэтому не участвовали в финской войне.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя