В июле 2018 г. целый ряд высших российских чиновников из правительства, Совета Федерации и Государственной Думы сделали заявления, из которых следует, что возможно планы перевооружения фронтовой авиации Воздушно-космических сил РФ будут пересмотрены. В таком ключе высказались курирующий авиастроение заместитель председателя правительства Российской Федерации Ю.И. Борисов, бывший главком Воздушно-космических сил, а ныне – председатель комитета по обороне и безопасности Совета Федерации В.Н. Бондарев, а также заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству В.В. Гутенев.
Речь идет о сокращении закупок самолета Су-57 – основной составляющей Перспективного авиационного комплекса Фронтовой Авиации (ПАК ФА), о котором неоднократно писал наш сайт.
Конечно, для таких резких высказываний нашлись вполне объективные причины, которые могут выглядеть вполне законным оправданием для того, чтобы как минимум отложить, а то и вовсе закрыть программу ПАК ФА. Но существуют обстоятельства, которые могут поставить под сомнение разумность доводов против скорейшего принятия Су-57 на вооружение и запуска его в крупносерийное производство.
Быть или не быть Су-57 – это сложный вопрос. И сложен он не только в силу своей «цены», которая действительно огромна, в чем бы она не выражалась – и в миллиардах рублей уже затраченных денег, и в перспективах поддержания эффективности ВКС РФ в обстановке обострения холодной войны, и в ничем не измеримом вложении сил тех, кто все это время лично работал для того, чтобы Су-57 встал в строй за ту скажем честно более чем скудную зарплату, которую платило ему государство. В конце концов, из суммы этих зарплат и складывается та самая «цена вопроса».
Не берусь осветить здесь вопрос полностью, но попробую коротко рассмотреть самые основные пункты проблемы – «за и против».
Во-первых, последние опытные образцы Т-50, которые продолжают испытываться, все еще не вполне соответствуют утвержденным Разработчиком и Заказчиком тактико-техническим требованиям – и это факт.
Самолет Су-57, доводка которого продолжается столько лет, все еще не соответствует требованиям ВКС! Что это – провал программы? Увы, нет – доводка боевой машины в строю давно уже обычная общемировая практика
Но ведь уже давно ни один боевой самолет нигде в мире не был принят на вооружение, полностью соответствуя ТТТ. Именно потому все удачные самолеты непрерывно модернизируются – строятся во многих модификациях одинакового или подобного назначения и дорабатываются в процессе эксплуатации.
Да, для эксплуатанта (ВКС) и для государства вообще это неудобно и дорого. Но по-другому, по-видимому, невозможно. По крайней мере, так сразу взять и сделать такой сложный комплекс, как современный боевой самолет, давно уже ни у кого не получается.
Процесс постепенной доводки боевого самолета – нормальное дело, и если он ведется последовательно и правильно, тогда ВКС получают самолет, который соответствует даже не тем ТТТ, которые утверждались в момент заказа много лет назад, а требованиям дня нынешнего и даже завтрашнего.
Во-вторых, сегодня уже принят на вооружение и выпускается серийно многоцелевой истребитель поколения IV++ Су-35, который на данный момент вполне устраивает ВКС как по боевым, так и по эксплуатационным качествам – и это факт.
Самым серьезным противником для Су-57 оказался не американский F-22, а собственный Су-35 – не такой перспективный, но уже серийный и освоенный в войсках
Самолет действительно хороший, но нужно помнить, что Су-35 это «выжатый до предела» Су-27 и больше ничего «взять с него» не получится. Да, Су-35 превосходит по всем показателям SAAB / BAE «Гриппен», Еврофайтер «Тайфун» II, Дассо «Рафаль» и самые «навороченные» модификации американских тактических истребителей MDD / Боинг F-15, Дженерал Дэйнемикс / Локхид Мартин F-16 и MDD / Боинг F-18. Но ведь все это самолеты IV поколения с двумя «плюсиками», а то и с одним, кроме них есть и поколение V – F-22 и F-35 американской фирмы «Локхид Мартин» и их азиатские конкуренты.
Их всех (а особенно F-35) модно критиковать, но считать, что с ними без проблем справятся одни лишь самолеты прошлого поколения – шапкозакидательство. Сегодня у F-22 и F-35 множество проблем, но они настойчиво модернизируются и завтра эти проблемы будут решены и что тогда?
В-третьих, было озвучено, что войсковые испытания самолета Т-50 (Су-57) в Сирии «дали информацию для совершенствования самолета» в том плане, что его радиолокационная заметность оказалась больше ожидаемой. Трудно сказать, насколько это так – конечно, бортовая система Т-50 предупреждения об облучении самолета может фиксировать его автосопровождение бортовыми локаторами американских самолетов и допустим, что дальность автосопровождения действительно оказалась велика. Но это отнюдь не означает, что по нему будет обеспечено применение основных ракет НАТО AIM-120 или других – в силу особенностей их системы активного радиолокационного самонаведения. Их достоинство – отсутствие необходимости подсвета цели бортовой РЛС носителя – оборачивается недостаточностью энергетики, чувствительности и помехоустойчивости малогабаритной головки самонаведения ракеты.
Американские истребители Локхид Мартин F-22A «Раптор» тоже были в Сирии – и «охотились» за Су-57. Каковы же действительные результаты?
И наконец, в-четвертых, убийственный аргумент: Су-57 слишком дорог, чтобы страна его создавшая могла позволить себе иметь его на вооружении – а вот это уже не факт.
Как известно, все в мире относительно. Безопасность – благо дорогостоящее, но необходимое. Без нее все остальные блага ничего не стоят и вложенные в них деньги обращаются в прах. По отношению к другим подобным проектам ПАК ФА имеет вполне нормальную по мировым меркам цену. Мало того, он стоит даже меньше, чем должен был бы стоить, если бы та огромная масса создавших его рядовых инженеров и рабочих получала бы зарплату, соответствующую их труду.
Остановка запущенной уже подготовки серийного производства Су-57 означает безвозвратную потерю многомиллиардных вложений в программу ПАК ФА. Чувствуя, чем это «пахнет» лично для них в плане личной ответственности перед избирателями (какая-никакая, а она есть – могут сделать «крайним» тебя-любимого!), высшие российские чиновники заговорили о том, что для ВКС РФ достаточно и Су-35, а Су-57 имеет «большой экспортный потенциал». Дескать, продажа его за рубеж поможет «отбить» эти деньги. И это говорится в тот момент, когда Индия, единственный пока потенциальный покупатель Су-57, все чаще заявляет о потере интереса к самолету. И эти заявления уже давно похожи не на попытку сбить цену, а на выбор другого товара у другого продавца.
Увидим ли мы Су-57 с индийскими опознавательными знаками пока не ясно. А пока эта картинка не имеет никакого отношения к реальности
Можно с уверенностью сказать, что решение Индии носит не технический или экономический, а политический характер. Не исключено также, что в нем есть и коррупционная составляющая – восток дело тонкое… Как бы то ни было, оно свидетельствует о том, что путь Су-57 на внешний рынок, где уже присутствует F-35 и вполне возможно появление и других истребителей V поколения, простым не будет.
Завершение разработки и принятие на вооружение самолета Су-57 пришлось на тот промежуток времени, в котором сошлось множество других столь же необходимых программ модернизации оборонного комплекса России. То, что теперь приходится делать «все и сразу» в спешке и в условиях все еще не преодолевшей последствий застоя 1990…2000-х годов и привело к тому жестокому дефициту денег и времени, в котором работает сейчас оборонная промышленность России.
Высказываясь о возможном отказе ВКС РФ от Су-57, вышеуказанные деятели пытались «подсластить пилюлю» еще и разговорами о разработке взамен Т-50 «истребителе поколения VI и VI+», рисуя фантастические картины воздушных войн, которые будут вести дроны с сетевым управлением. Конечно можно сказать – сегодня эта фантастика не так уж далека от реальности. Может быть и так – посмотрим. Но пойдя по этому пути, придется еще не менее 25 лет оставаться без нового истребителя и это еще не самое плохое.
Хуже всего то, что конкуренты и вероятные противники России, США, Западная Европа, Япония, Южная Корея, Китай будут делать свои истребители VI поколения с опорой не только на опыт разработки истребителя поколения V, но и на опыт его эксплуатации, доводки и модернизации, а российские конструкторы такого опыта иметь не будут. И не факт, что те скоропалительные концепции этого самого VI поколения, которые сейчас «озвучиваются», окажутся верны. Вполне вероятно, что этот опыт заставит их самым коренным образом менять, как это было с представлениями заказчиков и разработчиков об истребителях поколения V.
/Сергей Мороз, naukatehnika.com/
Не так давно были спецы, которые обоснованно говорили, что И-16 лучше новых … . Видимо наше движение вперёд зависит и от сильного пинка сзади. Обидно только, что попа болит сильно и не у тех спецов.
Запомнить всех «Едросов» и правительство и обЪявить о референдуме и недоверии народа властью. Голосовать за тех кто готов провести уголовные дела на эта камарилью, с изъятием имущества.
Во главе оборонки страны сидят идиоты. Ну на хрена авиацию вообще было развивать в металле начиная с 1945 года, развивали бы ее на бумаге все 75 лет. Тренировались бы чинить строить аэродромы под «бумажные » самолеты учили бы летать пилотов по чертежам самолетов. Это ж сколько денжищь можно сэкономить было бы!!!
Только дураку не приходить в голову что надо продавать су 35 а на эти деньги делать для себя су 57. (на западе все так делают, подают то что похуже у себя но получше чем у конкурентов. Но увы это у нас не понимают и не умеют так торговать и по этому мы сидим без денег)
Я не Россиянин, но болею за Россию и хочу чтобы эта страна была самая могущественная в мире. Поэтому считаю надо производить современную технику как Т-50 , Армата и т.д. Если Россия этого не будет делать, то отстанет [как говорится по простому сядет в галошу] от Запада этого они и добиваются, чтобы управлять русским народом.
Проблемы есть у всех. Не только у МиГа. У Сухого проблем тоже «завались».
То, что «отказываться» от 5 поколения, в пользу 4-го штоли?
Вы же поймите, что на первом этапе хотели много-много чего в этот «прототип» запихнуть. Цены на нефть были тогда в 2001 г высокие. А теперь «бюджет как старое «рваное одеяло» и непонятно как дальше жить? Вроде от разработок нельзя отказываться…..последние могикане (конструкторы) плюнут и уйдут, а 4 поколение нельзя до 2040 года эксплуатировать. Ну просто они уже сыпятся.
Насчет 6 поколения……..уже работа идет, но обещают поднять прототип к 2020 году, речь конечно же чтобы к 2029 году ввести в строй 6 поколение…..а запоздалое 5 поколение, это «отработка технологий» а зачем лярды тратили на разработку?
Вообще меня Минобороны удивляет: Им желательно 21 поколение, желательно по цене велосипеда, да не самого дешевого, но и не самого дорогого. Ересь. Бред. Абсурд. Это все к Минобороны.
И как «признали» Су-57 за поколение «5+» если он не соответствует требованиям Минобороны? Если поколение 5 это дорого, то поколение 6 еще дороже, это 100% ?
И что нам тогда делать? Страна на 98% состоит из «нищебродов» это так выражаются о тех, кто получает на руки менее 100 000 рублей в месяц. Силуанов, бля труженик еб…й, получает
100 000 000 рублей в месяц… но они бы с удовольствием вам все пенсии перестали платить, но народ на «вилы» поднимет всех этих мля кремлевских…..не с кого налоги больше дрючить….от слова совсем. Вот практически из-за нехватки бабла и не выходит ни хрена.
Нахрена тогда 5 поколение, если вот-вот прототип 6 выпустят? Вся эта «канитель» из-за бабла….
Хотят экономить…..но как тут экономить……не бывает смартфона с производительностью 2 терафлопа по цене 13 тыс.рублей
Ну и истребителя 5 поколения по цене велосипеда тоже не бывает.
Так что пусть Борисов тоже наперед подумает о том, что 5 поколение сильно опоздало, а 6 поколения нет как такового… Вдобавок 5 поколение не соответствует требованиям Минобороны.
Тупик.
P.S. КБ Туполева…..там мрак полный……КБ Яковлева там мрак полный, КБ Ильюшина там и мрак и абсурд, и «многочисленные ошибки проектировщиков» по теме «Ил 112В»
Вся наша жизнь «мрак», а «за» Путина проголосовали 77%. Кто-нибудь в это верит? Я нет.
Ну насчет экономики мы усе знаем что там полная ж…
Таперича что касается Су 57…он должен был «стать в строй» ну где-то в 2016г…увы не встал…причин масса. От двигла, до технологий «малой заметности» эти проблэмы до конца не решены и в 2020г…самая большая печаль…авионика…(электроника) по быстродействию она отстает даже от F-15EX там самый быстрый и мощный комп за всю историю авиации… у Су 57 такого не будет. Даже не надейтесь. Увы, люди мы «попали» и здесь целый клубок проблем…а самая большая проблема это недофинансирование…на тот же Су 57 на первом этапе было выделено ₽30 млрд…
И на втором этапе было выделено ₽30 млрд…но это не идет ни в какое сравнение с бюджетом F-35…
Между прочим Су 27 тоже переделывали. Он уступал по своим возможностям F-15…
Ну если чуть подитожить…
1. Авионика не самая быстрая
2. Двигатель именно изделие тип 30
3. Некоторые ракеты под него до сих пор в разработке
4. Проблемы с самолетом когда происходит отстрел ракет из внутренних отсеков…высокие нагрузки на КСС. (Конструктивно-силовая схема) хребет самолета…
5. Двухместная модификация??? Ее никто в глаза не видел.
6. Корабельная версия??? Опять таки эти отсеки…куда девать тормозной крюк (гак)
7. Управление БПЛА…но нужна именно двухместная машина Су 57.
8. Малогабаритная гиперзвуковая ракета
И где это «чудо инженерной мысли?»
Самолет Су 75? Ой не смешите мои тапочки…та все то же самое что и в Су 57.
Только вместо двух двигателей запихнули один двигатель…проблемы те же что и у Су 57 только «за меньшие бабосики» вот и весь ответ…
А насчет 6 поколения…ребятки-котятки…ОКБ Сухого еще со времен СССР в этой теме ковыряется…потом распад СССР…только в 2005г возобновили проект самолета «Голубь». Если кому интересно…многофункциональный бомбардировщик…далее все покрыто мраком…
А бабосики в стране вроде как есть…только не для всех, и не для «каждого желающего» Факт… и Су 57 не во всем соответствует возложенным на него задачам…тоже факт.