Из цеха – в строй, из строя – в бой
На сегодня более 100 новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34 уже находится в частях Воздушно-космических сил России. Их освоение в 2007 г. начали летчики 968-го ИИСАП Государственного ордена Ленина Краснознаменного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ имени В.П. Чкалова. Войсковые испытания Су-34 стали их важнейшей задачей на несколько лет и по их результатам 21 марта 2014 г. самолет был принят на вооружение.
Этот полк базировался в Воронеже на аэродроме, ныне известном под «народным» названием Балтимор, а теоретическую подготовку Центр ведет на своей учебной базе в Липецке. Уже в 2008 г. обучение полетам и обслуживанию Су-34 начали в Липецком авиацентре начали экипажи строевых полков, которым предстояло нести боевую службу.
Опытный самолет Т10В-7 со станцией радиотехнической разведки УКР-РТ «Сыч». Фото: М.Брянский // http://military-informant.com
Оценка новой машины инструкторами Центра и строевиками оказалась весьма высока. Комфорт на борту, ударные возможности и летные качества составляли разительный контраст даже по сравнению с доведенными до предела совершенства Су-24М2 с прицельным комплексом СВП-24. А чего стоит возможность не только «отстреливаться» от истребителей противника, а вести с ними воздушный бой как минимум на равных?
Самолеты Су-34 на аэродроме 968-го ИИСАП Государственного ордена Ленина Краснознаменного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ имени В. П. Чкалова
Конечно, чем больше функций техника выполняет, тем сложнее работать с ней. Например, к ВТО для поражения наземных и морских целей с лазерным, телевизионным, телевизионно-командным и пассивным противорадиолокационным наведением, которое нес Су-24М, добавились боеприпасы с наведением активным радиолокационным и спутниковым.
Оружие Су-24М для воздушного боя ограничивалось тепловыми ракетами малой дальности, а на Су-34 появились УР дальности средней с тремя системами наведения. Летчикам и штурманам надо уметь их применять, а техсоставу – обслуживать, количество операций, которые надо отработать до автоматизма в целом увеличилось, но не везде. Так на Су-24М для применения противорадиолокационных ракет Х-58 было необходимо выбрать в зависимости от типа планируемой к уничтожению РЛС, подвесить, подключить и настроить один из двух громоздких и тяжелых контейнеров целеуказания «Фантасмагория», а на Су-34 целеуказатель встроенный.
Особенность Су-34 по сравнению с бомбардировщиком Су-24 III поколения — возможность вести наступательный воздушный бой с использованием ракет не только малой, но и средней дальности. Фото: Сергей Чайковский // russianplanes.net
Значительную долю нагрузки на экипаж составляет восприятие и переработка информации от бортовых систем. Ее объем увеличился (речь, например, о числе одновременно сопровождаемых локатором целей), что требует пропорционально большего мыслительного напряжения. Но замена стрелочных приборов, «ленточных» буквенно-цифровых индикаторов для вывода разовых сообщений и монохромных экранов на электронно-лучевых трубках жидкокристаллическими дисплеями с хорошей яркостью, углом зрения, оптимальной величиной «точки» и четкостью изображения снижает нагрузку на глаза и упрощает «переваривание» того потока данных, который «льется» на экипаж в полете и в бою.
Фронтовые бомбардировщики Су-34. Оптико-электронная станция «Платан» на головном самолете в боевом положении.
Значительно облегчил освоение самолета тренажерный комплекс, на котором возможно отрабатывать все элементы полета и боевого применения – как в отдельности, так и в целом.
Для техсостава Су-34 не стал чем-то вроде «черного ящика». Облегчает жизнь увеличение числа параметров, которые контролируются встроенными системами самолета, сама же технология обслуживания и средства ее осуществления во многом перешли на новую машину со знакомого уже многим Су-27. Больше стало комплектующих эксплуатируемых не по ресурсу, а по состоянию, что сократило объем работ на машине. Однако увеличилась и доля того, что невозможно отремонтировать прямо на месте, а надо отправлять на специализированное предприятие – особенно, в части электроники.
Командир 105-й Гвардейской САД ВКС РФ генерал-майор Школенко на полетах полка Су-34 3 февраля 2017 г.
Надежность самолета и систем оказалась на вполне приемлемом уровне – по крайней мере, для этапа освоения нового изделия, когда всегда идет много отказов и часть из них вызвана неумением личного состава работать с тем или иным оборудованием, что исправляется повседневной тренировкой. С точки зрения пилотирования новые возможности самолета потребовали от летчика повышения квалификации, но не запредельного. «Неприятных особенностей» у Су-34 нет, а сам он показал себя не только надежным, но и прочным в критической ситуации.
На тренажере Су-34 можно отрабатывать все элементы полета, включая боевое применение. Фото: avsim.su
Так, когда 4 июня 2015 г. во время посадки на аэродром Бутурлиновка не вышел тормозной парашют и самолет перевернулся, сойдя на большой скорости с полосы на грунт, экипаж не пострадал. На сегодня это единственная известная авария Су-34 при достаточно большом общем налете парка.
Первым среди строевых частей новый самолет освоил 47-й бомбардировочный авиационный полк 105-й Гвардейской Борисовско-Померанской дважды Краснознаменной ордена Кутузова смешанной авиационной дивизии 6-й Краснознаменной армии Воздушно-космических сил России. Здесь и далее мы будем давать современную принадлежность частей, опуская систему периода министра обороны Сердюкова, когда вместо дивизий были авиабазы, а воздушные армии заменили командования ВВС и ПВО.
Полк базируется постоянно в Воронеже, но на время его модернизации использовал базу Бутурлиновка в той же области. За 47-м новые самолеты получили 559-й БАП 1-й смешанной авиадивизии 4-й Краснознамённой армии ВКС (он размещен на аэродроме Морозовск в Ростовской области и нацелен на юго-запад), и дальневосточный 277-й БАП 303-й САД 11-й Краснознаменной армии ВВС и ПВО в Хурбе в Хабаровском крае, который контролирует прилегающие воды Тихого океана, Японию и Южную Корею.
Боевой комплекс Су-34 поколения IV++ сочетает мощь и разнообразие вооружения с высокими летными качествами. Фото: russianplanes.net
На рубеже 2018 г. освоение самолета начал 2-й гвардейский бомбардировочный авиаполк 21-й САД 14-й Смоленской Краснознаменной армии ВВС и ПВО Центрального военного округа. Он базируется на аэродроме Шагол в Челябинской область. На середину 2018 г. часть имела 8 самолетов Су-34 в составе одной эскадрильи и перевооружение ее продолжалось.
Буквально через год после поступления первых самолетов Су-34 в войска им довелось вступить в бой.
Подготовка к боевому вылету бомбардировщика Су-34 авиагруппы ВКС РФ в Сирии. Фото: ridus.ru
В день открытия Олимпийских игр в Пекине 8 августа 2008 г. Грузия предприняла попытку восстановить свою власть над Южной Осетией, которая еще в начале 90-х заявила о независимости и с тех пор там постоянно тлел конфликт. Под внезапный удар попали не только населенные пункты и военные формирования Южной Осетии, но и российские миротворческие силы. В спешно организованной ответной операции российская армия активно задействовала авиацию, как самый мобильный род войск, однако командование не учло того, что Грузия к войне готовилась и успела существенно пополнить свою противовоздушную оборону, закупив достаточно новую технику у Израиля, Польши, Украины и других стран. В частности, были поставлены ЗРК «Бук» М1, «Оса» модификаций АК и АКМ, станции пассивного обнаружения воздушных целей «Кольчуга» и радар 36Д6-М, который по своим показателям соответствует, а в части дальности действия даже превосходит РЛС AN/MPQ-53 американского ЗРК «Пэтриот» PAC2.
Военный эксперт С. Аминов в журнале Moscow Defense Brief по этому поводу написал: «Война в Южной Осетии стала фактически первым в мире конфликтом, в котором авиации противостояли ЗРК нового поколения, такие как «Бук-М1», поступивший на вооружение в восьмидесятые годы… Более того, ВВС России впервые в своей истории пришлось вести борьбу с системой ПВО противника – причем сразу с достаточно современными и относительно многочисленными (для такой небольшой страны, как Грузия) зенитными системами».
В первый же день грузинские ЗРК «Бук» М1 сбили три российских штурмовика Су-25 и дальний бомбардировщик Ту-22М3, выполнявший разведывательный полет. В тот же день российская авиация потеряла фронтовой разведчик Су-24МР, но претензии грузинских военных, заявивших, что они его сбили, были отвергнуты. Осознав угрозу, командование сил РФ предприняло экстренные меры, в том числе задействовало для подавления ПВО противника самолеты Су-34 из 968-го ИИСАП, вооруженные противорадиолокационными ракетами Х-31П и оснащенные станциями РЭБ Л175В «Хибины».
В результате по данным С. Аминова были уничтожены оба грузинских дивизиона ЗРК С-125М, большинство военных и гражданских РЛС всех типов, а также были подавлены все «Буки» и «Осы». Точно нельзя сказать, какую долю из этих целей поразили именно Су-34, и лишь в случае с уничтожением самой мощной и новой грузинской РЛС 36Д6-М у города Гори сообщалось, что она выведена из строя ракетой Х-31П, запущенной именно с такого самолета.
«Война 08-08-08» в Южной Осетии стала боевым крещением не только для самолетов Су-34 и ракет Х-31П, но и для системы РЭБ нового поколения «Хибины», результаты применения которой стали тогда темой оживленной дискуссии. По понятным причинам ни российская, ни грузинская стороны не приводили данных объективного контроля использования средств РЭБ – своих и противника. Но следует отметить, что с 10 августа расчетам грузинских мобильных ЗРК с собственными РЛС почти никогда не удавалось выполнять пуски, а удачных стрельб вовсе не было, хотя интенсивность и глубина действий российской авиации увеличились. Это можно объяснить только тем, что ЗРК были подавлены, а ведь станции «Буков» М1, например, считаются весьма неплохо помехозащищенными.
Фронтовой бомбардировщик Су-34 сбрасывает корректируемые бомбы со спутниковым наведением КАБ-500С. Фото: politikus.ru
Хотя Л175В «Хибины» это средство индивидуальной защиты и прикрывает только свой самолет-носитель, Су-34 в плотном боевом порядке подавлял каналы наведения ракет с радиолокационными ГСН на всю группу. Также очевидно была блокирована и работа пассивных станций «Кольчуга», по крайней мере, использовавшие их данные расчеты зенитной артиллерии и ПЗРК в последние дни войны также ничем особым себя не проявили и их заявление о сбитом Су-24М скорее всего не соответствует истине.
Следующим «пунктом назначения» Су-34 стала Сирия: 30 сентября 2015 г. двенадцать бомбардировщиков были развернуты на авиабазе Хмеймим на северо-западе страны в составе группировки ВВС России. Там уже несколько лет хорошо вооруженные и обученные террористические группировки «Исламское Государство», «Исламский фронт», «Сирийская свободная армия», «Фронт ан-Нусра» и другие вели войну против законного правительства страны. Президент Сирии Асад опоздал с решительными мерами военного характера, позволив им захватить значительную часть территории, в том числе и долину Евфрата, где проходят главные транспортные магистрали, связывающие север и юго-запад государства, а также ведущие в сопредельные Ирак и Турцию.
Российские Су-34 и американские F-18 над нейтральными водами. Фото: forums.airforce.ru
Задачей Су-34 российской авиагруппы стало уничтожение пунктов управления, складов и мастерских по ремонту и изготовлению боевой техники, боеприпасов, взрывчатки, зажигательных и отравляющих веществ, а также блокирование подвоза боевикам пополнения, в т.ч. военных советников и агентов иностранных спецслужб, вывоза раненых боевиков на отдых, а также материальных ценностей – прежде всего, нефтепродуктов. Здесь Су-34 действовали по тоннелям, мостам и нефтехранилищам.
Первые цели находились у городов Ракка и Мадан-Джадид, а наиболее интенсивно Су-34 применялись в операциях у Алеппо на северо-востоке Сирии, Ракки и Дейр-эз-Зора, последние два города – это долина Евфрата.
С 16 августа 2016 г. самолеты Су-34 наряду с дальними бомбардировщиками Ту-22М3 использовали для ударов по объектам террористических организаций «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра» в восточной части Сирии аэродром Хамадан в Иране. Например, 17 августа 2016 г. взлетевшие оттуда «тридцатьчетверки» уничтожили в провинции Дейр-эз-Зор два полевых лагеря, в которых погибло до 150 боевиков «Исламского государства». После занятия территории правительственными войсками выяснилось, что среди уничтоженных бандитов были иностранные граждане.
Наряду со свободнопадающими авиабомбами калибра 250 и 500 кг, разовыми бомбовыми кассетами и неуправляемыми ракетами С-8 и С-13 экипажи Су-34 применяли ВТО – хорошо освоенные старые ракеты Х-25МЛ и Х-29 и корректируемые бомбы КАБ-500Кр и КАБ-500Л, так и новейшие образцы, в т.ч. достаточно широко – бомбы со спутниковым самонаведением КАБ-250С.
Первичное целеуказание экипажи получали от всех видов разведки – агентурной, войсковой, авиационной и спутниковой. Оно могло выдаваться как перед взлетом, так и в его ходе через бортовой комплекс связи. Практиковалось уточнение данных в полете и перенацеливание в случае внезапного изменения обстановки. Последнее выполнялось по данным инерциальной и спутниковой навигации и с помощью лазерно-телевизионной системы «Платан». Средства ПВО противника ограничивались малокалиберной зенитной артиллерией и переносными ЗРК с досягаемостью по высоте до 5000 м, потому экипажи Су-34 наносили удары со средних и больших высот.
Вылеты осуществлялись чаще всего парами и звеньями, что с учетом мощи вооружения самолета чаще всего было достаточно, реже использовались большие группы в т.ч. смешанные. Общая численность группировки Су-34 в Сирии колебалась от 4 до 14 машин, которые сменяли друг друга, через эти командировки прошли все полки, вооруженные «тридцатьчетверками».
В первые дни они действовали самостоятельно, однако после того, как 24 ноября 2015 г. пилот турецкого F-16C сбил ничего не ожидавший экипаж Су-24М, было введено сопровождение ударных самолетов, в т.ч. и Су-34, истребителями. С российских аэродромов и с Хмеймима в Сирии это делали Су-30СМ и Су-35 ВКС РФ, а с иранской базы Хамадан – и обладающие большой дальностью полета перехватчики Грумман F-14A «Томкет» ВВС этой страны. Практиковался и метод встречного сопровождения самолетов, когда ударная группа взлетала в Хамадане, а прикрытие – в Хмеймиме.
Хотя уже 15 марта 2016 г. началась сокращение численности авиагруппы РФ непосредственно в Сирии и прежде всего речь шла о бомбардировщиках фронтовой авиации, участие Су-34 в боевых действиях в этой стране не прекратилось и они отметились в т.ч. и в освобождении от боевиков города Пальмира. И даже в условиях начавшегося 12 декабря 2017 г. завершающего этапа вывода российских войск из Сирии остается возможность того, что Су-34 возобновят удары по террористам. Это тем более вероятно, что в конце декабря 2017 г. появилась информация о том, что т.н. «Новая сирийская амия» готова возобновить атаки на города этой страны.
11 апреля 2018 г. некоторые СМИ распространили сообщение о том, что на сирийском аэродроме Латакия замечены самолеты Су-34 с подвешенными противокорабельными ракетами Х-35. Поскольку у «сирийской оппозиции» больших судов нет, это было связано с намерением России воспрепятствовать применению флота НАТО для ударов по правительственным войскам Сирии и объектам на ее территории.
Однако внятных доказательств тому приведено не было и возможно это сообщение носило чисто провокационный характер, что характерно для СМИ прозападной ориентации. Обращает на себя внимание тот факт, что этот «информационный вброс» имел место как раз накануне известного ракетного удара по Сирии, который выполнили корабли и самолеты ВМС и ВВС США, Англии и Франции в ночь на 14 апреля 2018 г. Судя по предшествовавшей тому риторике президента США, следовало показать, что антисирийская коалиция не просто может нанести удар, а сделает это несмотря на противодействие Сирии и России. Однако в данном случае ни Сирия, ни тем более Россия не сделали попытки нанести удар по флоту противника и вывести конфликт на новый более высокий уровень не удалось. Мало того, даже сам факт того, что это собирались сделать, но, скажем, не успели или не смогли технически, вызывает сомнения.
В то же время летом 2018 г. резко активизировалось участие Су-34 в различных учениях на территории Российской Федерации. И среди прочего были отработаны выход авиационных соединений из-под внезапного удара авиации противника, развертывание на оперативных аэродромах и нанесение удара по боевым кораблям противника – на полигоне в Каспийском море.
Хочешь мира – готовься к войне
Интенсивное применение Су-34 в Сирии завершилось в конце 2016 г. и с этого момента основная роль в воздушной поддержке проводимых в этой стране операций перешла национальным ВВС, а с российской стороны продолжала работу в основном Дальняя авиация. По сообщениям МО РФ к тому моменту 84% летного состава успело получить боевой опыт в Сирии. К началу 2017 г. сводная авиагруппа ВКС и АВМФ РФ в этой стране совершили 18800 боевых вылетов и поразила 71000 целей, уничтожив 725 баз и пунктов управления, 405 заводов и мастерских по производству военной техники и боеприпасов, 1500 самоходных средств и артсистем, 35000 боевиков, в т.ч. 204 «полевых командира».
За следующий год все эти показатели существенно выросли, но как мы уже говорили, с гораздо меньшим участием Су-34. В итоге на декабрь 2017 г. при непосредственной поддержке ВКС РФ освобождено 12000 кв.км территории и 586 сирийских населенных пунктов, в т.ч. 150 городов. Оценкой боевой работы экипажей Су-34 стала Золотая Звезда Героя России заместителя командира авиационной эскадрильи 47-го БАП майора Дьяченко и орден Мужества штурмана той же части майора Захарова.
В дни, когда автор заканчивал работу над этой статьей, было объявлено о полном завершении операции ВКС России в Сирии и начале повсеместного процесса мирного урегулирования по всей стране. Однако наблюдая за тем, как подобные события на Ближнем Востоке и в Азиатском регионе в целом развивались раньше, вряд ли можно надеяться, что все так просто и закончится. Особенно с учетом того, что здесь есть еще одна сторона конфликта – возглавляемая США коалиция сил НАТО, которая хотя и не находится в состоянии войны с правительством Сирии де-юре, но ведет военные действия против него де-факто.
Сейчас уже очевидно, что именно вмешательство в конфликт России и создание там снащенной самым современным вооружением и техникой авиационной группировки, способной мгновенно отреагировать на любую угрозу в любой точке страны, и помешало НАТО реализовать в Сирии тот сценарий, что с таким «успехом» был разыгран в Югославии, Ираке, Афганистане, Ливии и во многих других местах за последние 20 лет. Также однозначно понятно, что любому государству, стремящемуся сохранить свой суверенитет в условиях такой вот глобализации, необходимо содержать и поддерживать на должном уровне свои вооруженные силы – сколько бы это ни стоило, потому что «альтернативный вариант развития событий» обойдется просто несравнимо дороже.
В Кавказской и Сирийской кампаниях самолет Су-34 подтвердил свои высокие боевые качества, что очевидно приведет к дальнейшему увеличению объема его заказов от Министерства обороны России. В такой машине заинтересован и флот, который передал ВКС одну из главных составляющих частей своей ударной мощи – дальние ракетоносцы Ту-22М3. Дальность Су-34 позволила бы переложить на них большую часть задач по морской обороне. О том, что можно ожидать скорого появления «тридцатьчетверок» в морской авиации свидетельствуют интенсивные испытания на совместимость машины с противокорабельными ракетами Х-59МК, Х-31АД и Х-35 «Уран» в модернизированном варианте.
Успех боевого применения закономерно стимулировал внимание к Су-34 иностранных покупателей. В свое время с экспортом самолета под маркой Су-32 связывались большие надежды и предпринимались серьезные попытки его адаптации под иностранные стандарты. Например, рассматривался вопрос об оснащении самолета контейнерной оптико-электронной станцией DAMOCLES, который производился Уральским оптико-механическим заводом по лицензии французской фирмы THALES для поставок в Малайзию с самолетами Су-30.
Имеется информация о заинтересованности Алжира в закупке от 12 до 40 самолетов этого типа, а экспортный Су-32 значится в списке продукции Объединенной авиационной корпорации России. Однако пока главной задачей Новосибирского завода остается снабжение новой техникой собственной авиации.
Программа дальнейшего выпуска и совершенствования многоцелевого боевого самолета поколения IV++ Су-34 остается одним из главных пунктов в деле перевооружения ВКС России новой техникой.
В боевых действиях в Южной Осетии и в Сирии он проявил себя с наилучшей стороны. Хотя в первом случае Су-34 пришлось иметь дело со сравнительно мощной системой ПВО, он создавался не для таких операций, а его настоящий противник пока лишь наблюдал за происходящим со стороны.
Проектирование любого нового боевого самолета никогда не идет само по себе – должны быть ориентиры для выбора потребных показателей, и их задает противник. Для Су-34 им были и остаются, прежде всего, ударные самолеты НАТО Мак Доннелл – Дуглас F-15E «Страйк Игл» и PANAVIA «Торнадо» IDS. И если было время, когда казалось, что они и Су-34 больше не могут встретиться на линии огня, то ныне в этом уверенности нет. Ограниченный объем данной публикации не позволил дать подробное сравнение летно-тактических данных, бортовых прицельно-навигационных систем и вооружения этих самолетов, но мы надеемся сделать это в отдельной статье в обозримом будущем.
/Сергей Мороз, naukatehnika.com/
Спасибо за обзор
Все интересно и без воды
Так и не понял где и какой он этот Платан ! :'(
Серия статей очень понравилась,
Спасибо Большое Автору!