Дальний перехватчик МиГ-31БМ
Дальний перехватчик МиГ-31БМ. (источник фото http://hdwp.ru/technics/airplanes/wallpaper_2354621508)

Важным элементом российской системы противовоздушной обороны являются дальние перехватчики МиГ-31. Эта техника время от времени проходит модернизацию, однако в отдаленной перспективе будет нуждаться в замене. Для этого уже сейчас ведутся работы по созданию перспективного перехватчика, способного повторить возможности МиГ-31, а также превзойти его по некоторым параметрам. На днях появились новые сведения о ходе этого проекта.

По аналогии с другими новыми проектами техники для воздушно-космических сил, очередной образец обозначен как «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП). Кроме того, с определенного времени в открытых источниках фигурирует название МиГ-41 – оно напоминает о существующем перехватчике, но при этом указывает на новизну проекта. Несколько дней назад проект ПАК ДП / МиГ-41 вновь стал темой заявлений официальных лиц.

17 августа информагентство «Интерфакс» опубликовало выдержки из беседы с генеральным директором Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Ильей Тарасенко. Он в очередной раз подтвердил факт существования проекта ПАК ДП, а также огласил некоторые подробности организационного характера.

И.Тарасенко отметил, что проект МиГ-41 не является мифическим. РСК «МиГ» достаточно давно занимается им. При этом корпорация является основоположником программы, которая получает развитие. Сейчас разработка нового перехватчика осуществляется под эгидой Объединенной авиастроительной корпорации. Работы ведутся с достаточной интенсивностью, и вскоре ожидаются определенные результаты.

Гендиректор «МиГ» рассказал, что проект ПАК ДП находится в стадии «опытно-научных работ». После завершения текущих работ проектная организация сможет представить общественности определенную информацию о новом самолете. Впрочем, руководитель предприятия не уточнил сроки публикации данных.

Тема технических особенностей и характеристик будущего самолета-перехватчика в этот раз не поднималась. Подробные сведения о предназначении самолета и предполагаемых его задачах так же не стали предметом разговора. Руководитль предприятия ограничился только сведениями о происхождении проекта, текущем его состоянии и планах на обозримое будущее. Остается надеяться, что заявления соответствуют действительности, и РСК «МиГ» действительно сможет в скором времени раскрыть некоторые сведения о своем МиГ-41 / ПАК ДП.

***

Дальний перехватчик МиГ-31, в настоящее время являющийся основным самолетом своего типа в ВКС России, был принят на вооружение еще в начале восьмидесятых годов. В дальнейшем техника прошла несколько модернизаций, причем один из проектов обновления реализуется в настоящее время. Тем не менее, жизненный цикл имеющихся МиГ-31 приближается к своему завершению. Летом прошлого года гендиректор РСК «МиГ» говорил, что в течение следующих 10 лет эти самолеты придется списать и заменить новыми машинами аналогичного назначения.

Первые сообщения о планах по созданию замены для МиГ-31 относятся к 2013 году. Инициативное предложение было высказано командованием ВВС и Генеральным штабом. На тот момент речь шла о возможной глубокой модернизации имеющегося самолета либо о создании нового образца на его базе. Насколько известно, это предложение пока не было реализовано в металле, но работы продолжаются и уже имеют определенные результаты. РСК «МиГ» и смежные предприятия провели ряд научно-исследовательских работ и могут использовать полученные данные при создании перспективного самолета.

Читайте также  МиГ-31 останется на вооружении еще 12 лет

Чуть более года назад, в июле 2017-го, руководитель РСК «МиГ» утверждал, что на тот момент предприятие осуществляло разработку концепт-проекта перспективного дальнего перехватчика. Работы велись в инициативном порядке и без прямого заказа от министерства обороны. Впрочем, в ближайшее время проект планировалось представить военному ведомству. Получив одобрение и государственную поддержку, можно было бы перейти к стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Год назад предполагалось, что сразу после получения заказа от Минобороны корпорация «МиГ» запустит необходимые работы. В таком случае на дальнейшее проектирование и прочие стадии проекта ушло бы несколько лет. Поставку новых МиГ-41 можно было бы начать в середине следующего десятилетия.

В прошлом году во время международного военно-технического форума «Армия-2017», И. Тарасенко раскрыл некоторые новые подробности проекта ПАК ДП / МиГ-41. Он отметил, что новый проект представляет собой естественное развитие существующего самолета. При этом он будет отличаться от предшественника с технологической точки зрения. В проекте будут реализованы все современные наработки, в результате чего самолет получит новые возможности. Планируется увеличить скорость и высоту полета. Так, максимальная скорость полета будет превышать М=4. Кроме того, за счет ряда нововведений, МиГ-41 сможет поражать цели не только в атмосфере, но и за ее пределами.

В декабре прошлого года свою оценку проекта ПАК ДП высказал глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности бывший главком ВКС Виктор Бондарев. Вероятно, эта оценка основывалась на доступной ему информации. В. Бондарев предположил, что перехватчик МиГ-41 будет самым быстрым в мире, а его заметность для радиолокационных средств обнаружения будет сокращена до возможного минимума. Радиус действия комплекса перехвата будет находиться в пределах от 700 до 1500 км.

В номенклатуру вооружений ПАК ДП будут включены несколько изделий. Прежде всего, это существующая ракета «воздух-воздух» большой дальности Р-37. Также самолет могут вооружить перспективными ракетами того же класса, имеющими более высокие характеристики. С помощью такого оружия новый МиГ-41, как считает В. Бондарев, сможет бороться со стандартными маломаневренными угрозами, такими как бомбардировщики, беспилотные летательные аппараты и крылатые ракеты. Кроме того, стоит ожидать, что самолет сможет уничтожать и гиперзвуковые ракеты.

Насколько эти предположения соответствуют действительности – неизвестно. Официальные лица, имеющие прямое отношение к проекту ПАК ДП / МиГ-41, пока не стремятся раскрывать все самые интересные подробности, и потому основная информация о будущем самолете остается неизвестной. Среди прочего, это стимулирует появление новых оценок и предположений, порой самых смелых.

К примеру, начиная с весны прошлого года, в зарубежной профильной прессе регулярно фигурирует любопытная оценка, касающаяся классификации перспективного российского самолета. МиГ-41 смело относят к поколению истребителей 5+ или даже к пока не существующему шестому поколению. В основе таких предположений лежит информация о резком росте характеристик и расширении боевых возможностей в сравнении с существующей машиной. Специалисты предполагают, что на смену истребителю МиГ-31 четвертого поколения должна прийти машина, как минимум, пятого. При этом известны и более смелые оценки, предлагающие «перескочить» через очередное поколение.

Читайте также  МиГ возмездия: «сорок первый» прикроет Дальний Восток и Север России

Пока официальные лица не спешат раскрывать технические подробности проекта и характеристики будущего самолета. Фактически руководство РСК «МиГ» рассказало только о максимальной скорости полета, которая, как минимум, в четыре раза будет превышать скорость звука. Также упоминалась возможность полета на больших высотах, которая в сочетании с новым оружием обеспечит перехват целей в верхних слоях атмосферы и ближнем космосе.

Доступные данные позволяют предположить, что в проекте ПАК ДП / МиГ-41 не удастся обойтись простой модернизацией существующего самолета МиГ-31. Резкий рост летно-технических характеристик требует, как минимум, серьезно переработать имеющуюся конструкцию либо создать совершенно новую. Удастся ли при этом сохранить облик МиГ-31 или необходимо разработать совершенно новую конструкцию – пока не уточнялось. В то же время, неоднократно говорилось о некоторой преемственности с предыдущим проектом, хотя ее подробности не оглашались.

***

Согласно последним сообщениям, Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» в настоящее время ведет активные работы по новой теме и уже получила некоторые результаты. Вскоре предполагается огласить некоторые подробности проекта. Что именно планируется рассказать – еще не уточнялось, но, можно ожидать, что общественности продемонстрируют внешний вид будущего самолета, а также огласят некоторые расчетные характеристики. Также в новых сообщениях может присутствовать информация о комплексе вооружения и боевых возможностей, которые удастся получить за счет его применения.

На этой неделе в подмосковной Кубинке проходит международный военно-технический форум «Армия-2018». Эта выставка уже стала традиционным местом демонстрации новейших отечественных разработок в разных сферах. Вполне возможно, что «премьерный показ» перехватчика МиГ-41 – пока только в виде рекламных материалов и макета – состоится именно на ближайшей выставке. Впрочем, в запасе у РСК «МиГ» есть другие интересные проекты, позволяющие составить крупную интересную экспозицию и без ПАК ДА.

Замена имеющихся самолетов-перехватчиков МиГ-31 является одной из важнейших задач на среднюю перспективу, и работать над ее решением нужно уже сейчас. К счастью, российская авиационная промышленность понимает это, и достаточно давно начала необходимые исследовательские и конструкторские работы. Появление полноценного самолета ПАК ДП / МиГ-41 пока относят только к середине следующего десятилетия, но, если учесть сложность проекта, это выглядит оправданным. А кроме того, это показывает, что к моменту завершения жизненного цикла строевых самолетов МиГ-31 авиастроители смогут предложить ВКС совершенно новую машину.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

33 КОММЕНТАРИИ

  1. Как говориться в одной поговорке: курочка в гнезде, яичко в п…е, а сковородка уже на плите, о Су-57 тоже визжат давно, в конечном итоге уже не нужен, как впрочем и Т-14 Армата, эти наши балаболы дерьмократы вместо того чтобы что-то сделать и козырь в рукаве припрятать, чтобы сюрприз был, они трепят своим помелом на весь мир о том чего еще и впомине нет, надеясь, что одних слов их все будут бояться, и в страхе трястись. Бездарное и тупое правительство!

  2. — Неудачное название МиГ – 41. Единица и четвёрка всегда были несчастливыми для русской техники. Я бы советовал избегать такой нумерации. Вспомните замечательный зарубленный проект Як-141. Схожая судьба ждёт и этот МиГ-41. Его уже рубили. Зарубят окончательно.
    Так уж сложилось, судите сами: Ту-144. Как неудачна его судьба. А ещё подводную лодку К-141 «Курск». Много и другой техники с этим несчастливым ярлыком. Надо сказать, эти цифры были неудачными для России вообще. Если они особенно стоят рядом или хотя бы в «одном строю».
    Вспомните 2014-й, война на Украине и путинский дефолт, вспомните 1994-й, начало войны в Чечне. Вспомните, наконец, 1914-й и, разумеется 1941-й.

    • Но можно вспомнить и Т-34, вполне удачный проект.

      Не будьте суеверными и не верьте в числа. Хотя для 5-го поколения марка МИГ-51 выглядела бы логичнее и корреспондировалась с маркой СУ-57 (хотя все это не существенно, существенно скорость выделения денег на проект).

    • если ты наслушался старух с приметами то да число 41 не счастливое ,а если нет то и 13 число как число!

      • Давно было,сдавал в училище экзамен 13 числа,13 по списку и достался
        билет номер 13.Получил пять баллов.Вспомните подводную лодку С-13,
        совершила дальний переход с ТОФа на Северный Флот и успешно
        воевала на Севере.

    • Особенно херомантерными были Ил-14 и Ан-14, Союз-14, обе модификации ВВА-14, хрущёвки самой массоой и скоростройной 141-й серии…

    • На данном этапе он называется ПАК ДП. Как его назвут перед запуском в серию — большой вопрос. Предыдущие перехватчики были: МиГ-25 и МиГ-31, с дистанцией 6. Есть основания считать, что нынешний будет назван МиГ-37 соответсвенно.
      Но ты пиши на форумах разных почаще, чтоб неправильно не назвали!

    • Уважаемый! Фото не «стянули», как вы изволили выразиться, а взяли в открытом доступе на сайте http://hdwp.ru/technics/airplanes/wallpaper_2354621508 — Широкоформатные обои для рабочего стола.

  3. Когда начинаешь читать отзывы чиновников про Армату, новый истребитель, складывается отчетливое впечатления, что перечитываю — Порт Артур.

  4. Интересно если я напишу про миг 41 меня не опубликуют так как его уже показывали в метале только удалили передачу эту лет 8

  5. Впервые опубликовали коментарий на других не пропускали дак вот гдето в 2008году в крылья отчизны- россии показывали планер запомнил как выглядел и кабина спареная титановая обшивка лазерная сварка теперь этот выпуск не найти удалили что странно ведущий через год трагически погиб? надеюсь не связанно с этим выпуском

    • Ну как зачем. Хотя бы в качестве носителя ракет, которые тогда можно использовать без разгонного блока. Не исключено, что под такой носитель будут специально разработаны гиперзвуковые ракеты (ну или облегченные и упрощённые модификации уже имеющихся). Также имеется возможность уничтожать низкоорбитальные спутники с помощью ракетного оружия. Или вообще любой объект в ближнем космосе с помощью перспективного оружия на новых физических принципах (лазер, пучковое и т.п.), главное скорость набрать побольше и забраться повыше. Идеально вообще за пределы атмосферы, но для МиГ-41 такое вряд ли светит, может следующая версия и доберётся.
      Имеется возможность уничтожать стратегическую бомбардировочную авиацию, а также крупные наземные или надводные цели на территории потенциального противника.

  6. Таки за кгемлевской стеной раздавался визг пилы и стук топора
    Это явгеи пилили бабло на пилараме

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя