L129A1: «Томми Аткинс» становится марксманом

Культ метких стрелков в английской армии существует с незапамятных времен, возможно, еще со времен битве при Креси, когда лучники Туманного Альбиона буквально выбили цвет французского рыцарства. Крымская, а затем и англо-бурская война окончательно сформировала британский взгляд на задачи пехотинца, который должен был беглым и метким огнем выкашивать неприятеля на предельной дистанции.

Этот взгляд настолько укоренился, что во Вторую мировую войну британская пехота вступила без личного автоматического оружия (ведь пистолеты-пулеметы были эффективны только в ближнем бою), позже других европейских армий перешла на штурмовые винтовки, да и то в самозарядном варианте, и затем и на автоматы под малокалиберный промежуточный патрон.

О верности данной концепции свидетельствует и наличие на штурмовых винтовках L1A1 и L85 всех пехотинцев оптического прицела.

Может быть, в силу данной традиции в британской пехоте долго не появлялась должность «марксмана» («назначенного» или «пехотного снайпера). Так в американской терминологии обозначают меткого стрелка, действующего непосредственно в боевых порядках пехотного подразделения и в его интересах, оказывая огневую непосредственную поддержку пехотинцам на ближних и средних дистанциях (не более 600-800 метров).

Марксман, которому очень часто приходится вести темповый огонь, вооружен самозарядной высокоточной винтовкой (например, М21, М25, СВД), обычно винтовочного калибра.

Что и послужило основанием объявить британское «оружие поддержки» (Light Support Weapon, LSW), а именно L86A2, после того, как стала окончательно ясна его несостоятельность в качестве ручного пулемета, «марксманкой».

Напомним, что L86A2 — это не что иное, как крайне неудачная и ненадежная штурмовая винтовка L85 с более длинным и тяжелым стволом, оснащенная сошками. При том, что этот «недопулемет» действительно обладает неплохой кучностью, используемый в нем патрон 5,56х45 НАТО слабоват для винтовки марксмана.

Окончательное понимание этого пришло в Афганистане, где бойцы повстанческих отрядов, вооруженные ПКМ и СВД советского или китайского производства, практически безнаказанно расстреливали натовские патрули с дистанций свыше 500 метров.

В войсках осознали необходимость самозарядных винтовок под более мощный патрон 7,62х51 НАТО. Кое-кто даже заговорил о возможном возврате британской пехоте громоздкой, тяжелой, устаревшей, но мощной, надежной и дальнобойной L1A1.

Впрочем, этим путем британское военное ведомство не пошло, объявив конкурс «Sharpshooter rifle» (винтовка для меткого стрелка, предназначенная для усиления огневой мощи пехоты на тактическом уровне отделение – взвод, действующей в отрыве от основных средств поддержки, таких, как бронетехника, станковые гранатометы, минометы и т.д., а также для их дополнения).

Читайте также  «Британский юмор» на тему Третьей мировой

То есть речь шла о все той же «винтовке марксмана», согласно американской классификации. Военные определили основные требования к оружию: патрон 7,62х51 НАТО, компактность, умеренная масса, высокая надежность, позволяющая использовать оружие в сложных природных условиях, в том числе связанных с низкими температурами, высокой влажностью и сильной запыленностью. При этом винтовка должна была быть бюджетной.

В объявленном армия объявила конкурс, в котором участвовали четыре самозарядных винтовки калибра 7,62х51 НАТО: HK 417 из Германии, FN SCAR-H Mk.17 из Бельгии, Sabre Defense XR-10 из Великобритании и LMT LW308MWS(LM7) из США.

Британская Sabre Defense XR-10 была отвергнута из-за высокой стоимости. Наилучшие показатели по точности и надежности показала бельгийская FN SCAR-H Mk.17, однако и она была отвергнута. Как пояснили представители британского оборонного ведомства, из-за наличия функции автоматического огня (техзадание предполагало только самозарядный режим). По той же причине не была принята и HK 417.

Надо сказать, что этот отказ выглядит несколько надуманным, поскольку есть и отработаны самозарядные версии обеих винтовок – для гражданского рынка и полицейского использования. То есть вопрос не стоял даже о доработках или модернизации. Все это заставляет предположить некую «лоббистскую» составляющую в принятии этого решения.

Впрочем, дело прошлое, а победитель конкурса LMT LW308MWS, которая после незначительной модификации была принята на вооружение под индексом L129A1, действительно очень неплохая винтовка.

Выполнена она, как большинство американских самозарядок, по AR-схеме, то есть ее устройство аналогично тому, что используется в М16 и М4. То есть автоматика по типу Стонера, основанная на отводе пороховых газов из канала ствола на затворную раму. Такая схема, снижая силу удара затворной группы при отдаче, уменьшает подброс оружия, что особенно важно для высокоточной стрельбы. Но при этом снижается надежность системы. Но тут, как говорится, за все надо платить.

Впрочем, разработчики утверждают, что надежность L129A1 на высоте, поскольку ствольная коробка винтовки «герметичная», и из строя ее может вывести только полное погружение в воду. Пыль также не очень ей страшна, главное — следить за чистотой ствола.

Читайте также  В современной британской армии лошадей больше, чем танков

Ударно-спусковой механизм предусматривает ведение только одиночного огня, переводчик режимов огня двусторонний.

Надо сказать, что британские военные неплохо знакомы с оружием, выполненным по AR-схеме. Дело в том, что в связи с низкой надежностью L85 подразделения и части британской армии (например, SAS), которые имеют возможность вооружаться оружием ограниченного стандарта, вооружаются винтовками М16 и карабинами М4 (обычно канадского производства: С7 и С8 – соответственно).

Длина ствола винтовки — 406 мм, что, возможно недостаточно для марксманской винтовки, предназначенной для уверенного поражения целей на дистанции более полукилометра. Зато оружие очень компактно и разворотисто — его длина: 900 мм со сдвинутым телескопическим прикладом, 990 мм с максимально выдвинутым. Что, в принципе, сопоставимо с габаритами АК. Вес тоже невелик для высокоточной винтовки – 4,5 кг.

Штатным оптическим прицелом является «постоянник» ACOG 6X48 Trijicon (то есть с тритиевой подсветкой, не требующей батареек). На рельсу сверху прицела монтируется миниатюрный коллиматорный прицел, позволяющий эффективно использовать винтовку в случае необходимости в ближнем бою (для марксмана, действующего в порядках пехотного отделения или взвода, такая функция может оказаться нелишней).

Также британские марксманы используют оптический прицел с переменной кратностью Schmidt & Bender 3-12X50mm, позволяющий более гибко использовать винтовку на протяжении всей дистанции эффективного огня.

И, наконец, L129A1 имеет и складываемые механические прицельные приспособления, которые, даже если оптика выйдет из строя, позволят стрелку вести прицельный огонь (также требование, сформулированное на основании афганского опыта).

Винтовка была принята на вооружение в 2010 году, однако первый заказ составил всего 440 винтовок. Судя по более чем скромному количеству, новое оружие получили только действующие в Афганистане подразделения британской армии, а также бойцы элитных частей — коммандос.

Теперь же принято решение о вооружении L129A1 всех частей пехоты – гвардейской и линейной. А также морских пехотинцев.

Таким образом, вместо несуразного и ненадежного «недопулемета», пехотные снайперы ВС Британии получат неплохую и универсальную винтовку, легкую и компактную, способную эффективно поражать цели как в ближнем бою, так и на значительных дистанциях. И главное, это оружие окончательно определило статус меткого стрелка в британской пехоте.

/Борис Джерелиевский, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя