Тающие возможности Военно-транспортной авиации РФ превращают ВДВ в обычную легкую пехоту
Заместитель командующего ВДВ по работе с личным составом генерал-майор Виктор Купчишин недавно сообщил «Интерфаксу» о важнейших преобразованиях, запланированных в наших десантно-штурмовых бригадах (ДШБ). Суть нововведений в том, что с недавних пор появившиеся в этих бригадах танковые роты будут численно усилены и превращены в батальоны.
Похоже, что это нечто большее, чем обычные организационно-штатные мероприятия в Воздушно-десантных войсках. Складывается впечатление, что появление в их соединениях полноценных штатных танковых батальонов вызвано грядущими серьезными переменами в тактике применения десантно-штурмовых бригад. Не означает ли это радикальной смены боевых задач и в ВДВ в целом? Попробуем разобраться.
Обратим внимание, что о подобных изменениях в воздушно-десантных дивизиях пока не сообщается — только в бригадах. Но не исключено, что именно — пока. Потому что принципиальной разницы между этими двумя типами десантных соединений в ВДВ нет почти никакой. Разве что она в том, что до 2013 года ДШБ находились в оперативном подчинении военным округам. А воздушно-десантные дивизии подчинялись непосредственно командующему ВДВ. Но потом ДШБ у округов отняли и полностью передали ВДВ.
Поэтому логично предположить, что вскоре все соединения «голубых беретов» постепенно начнут обзаводиться серьезной многотонной бронетехникой. Которую, как известно, невозможно десантировать с самолетов при помощи парашютных систем. Что существенно сужает перечень боевых задач, стоящих перед российскими десантниками.
Именно поэтому до сих пор наши Воздушно-десантные войска вооружали исключительно легкобронированными боевыми машинами — их без труда возможно десантировать с воздуха при помощи самолетов Военно-транспортной авиации. И именно из этих соображений у ВДВ появился даже свой легкий танк, имеющий серьезную огневую мощь — «Спрут-СД» с гладкоствольной пушкой калибра 125-мм от основного боевого танка.
Такое вооружение до сих пор полностью отвечало задачам, возложенным на ВДВ. Как значится в документах Министерства обороны РФ, «ВДВ — род войск Вооруженных Сил, являющийся средством Верховного Главнокомандования и предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу по нарушению управления войсками, захвату и уничтожению наземных элементов высокоточного оружия, срыву выдвижения и развертывания резервов, нарушению работы тыла и коммуникаций, а также по прикрытию (обороне) отдельных направлений, районов, открытых флангов, блокированию и уничтожению высаженных воздушных десантов, прорвавшихся группировок противника и выполнения других задач».
Вполне понятно, что с неба на парашютах в тыл противника «въехать» на «Спруте-СД» возможно. А вот на обычном танке типа Т-72 или Т-80 — крайне проблематично. Тем не менее, ровно такими танками десантников отчего-то решили все же вооружить.
При этом внедрение основных боевых танков в ВДВ началось не сейчас, а ровно два года назад. В августе 2016 года Владимир Шаманов, будучи командующим ВДВ, заявил, что во вверенных ему войсках создаются танковые роты, которые укомплектовывают последней модификацией самого массового российского танка — Т-72Б3.
И вот сейчас тех рот показалось маловато. Намечено их троекратное укрупнение в каждой ДШБ, поскольку в танковый батальон входят три роты. Общее количество танков Т-72Б3, таким образом, в каждой бригаде доведут до 42.
О том, что дополнительные Т-72Б3 направляются в ВДВ непосредственно из цехов Уралвагонзавода, стало известно в марте этого года. Об этом сказал Сергей Шойгу: «В этом году десантники получат более 30 модернизированных артиллерийских систем, машин разведки и управления огнем, танки Т-72Б3, БМД-4М, БТР-РД и гаубицы Д-30».
Все это передается для повышения боевых возможностей ВДВ. Однако, как сказано выше, специально для «голубых беретов» давно создан легкий танк «Спрут-СД», который обладает той же самой огневой мощью и использует те же самые боеприпасы, что и Т-72Б3. И при этом очень аккуратно вписывается в концепцию ВДВ: «…Для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу».
А основной боевой танк, между тем, согласно тем же документам военного ведомства, предназначен совершенно для другого: для наступления на позиции противника или для обороны своих позиций. Как говорится — две большие разницы.
На первый взгляд, танковый батальон — не такая уж значительная тактическая единица. В настоящий момент их формируют всего в двух ДШБ. В сумме — 84 танка. Однако, если со временем так же будут «обатальонены» еще и все четыре дивизии ВДВ, то на вооружении «Войск дяди Васи» в общей сложности окажется 336 современных танков. Это серьезная сила. Причем сила, способная решать задачи, до сей поры больше свойственные мотострелковым войскам.
Так вот, на мой взгляд, логика усиления танковой составляющей в десантных войсках постепенно смещает функции ВДВ в сторону обычной пехоты. Разве что — легкой. Которую бросают в бой при поддержке танковых частей. И которая, в свою очередь, должна поддерживать танковые прорывы, устраняя с пути бронетехники угрозы в виде гранатометчиков и операторов ПТРК противника.
Разумеется, уникальные способности десантников вести борьбу с применением всех видов оружия — как огнестрельного, так и холодного — их ловкость, выносливость, умение выживать в экстремальных условиях никто отменять не собирается. Как, по всей видимости, Минобороны не намерено снимать с ВДВ и основную задачу по «охвату противника по воздуху и выполнения задач в его тылу». Однако такая задача, судя по всему, с учетом современных реалий Вооруженных сил РФ, теперь может быть поставлена в значительно усеченном виде. Как по масштабам десантных операций, так и по их количеству.
Собственно, это происходит уже давно. Последняя крупная десантная операция нашей армии прошла в 1982 году в Афганистане, когда в Панджшерское ущелье вертолетами, с приземлением, было заброшено свыше 4 тысяч советских и афганских военнослужащих. Также в операции принимало участие 8 тысяч мотострелков. Техническую поддержку осуществляли 104 вертолета, 26 самолетов, 155 артиллерийских орудий, 320 единиц бронетехники. После двухнедельных боевых действий моджахеды, занимавшие Панджшерское ущелье, были полностью разгромлены. Советские войска тогда потеряли около 1000 бойцов убитыми и 2000 ранеными.
В российский период существования ВДВ если и проводили десантные операции, то на уровне, не превышающем одной роты. При этом зачастую, как было в Чечне, никакого «охвата с воздуха» не производилось.
Как представляется, наметившиеся в России изменения в тактике боевого использования ВДВ главным образом продиктованы плачевным состоянием российской Военно-транспортной авиации. Не может она сегодня выполнить десантирование с воздуха не только дивизии ВДВ вместе со штатной бронетехникой, но даже и одного полка. А ведь именно такие масштабы операций имеют какой-то смысл, как выражаются в Пентагоне, — «в военных действиях высокой интенсивности».
Парк ВТА у нас не только мал для выполнения серьезных задач в интересах десантников. Но и, мягко выражаясь, несовременен. Небольшое количество «Русланов» в расчет принимать не стоит. У них иные задачи, да и к десантированию кого-либо с воздуха эти гигантские самолеты не приспособлены.
Тяжелые транспортники Ил-76 эксплуатируются практически без модернизации с 70-х годов. Новенькие Ил-76МД-90А выпускают в час по чайной ложке. К тому же за каждый из них идет «драка» — они нужны и для переоборудования в топливозаправщики, и в самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления.
Ан-12, которые в советский период выполняли основную работу по транспортированию военных грузов и десантированию парашютистов и техники, у нас осталось 40 машин. Однако именно этот самолет в советский период был главным «извозчиком» ВДВ. Он, имеющий грузоподъемность, равную 21 тонне, способен переносить на себе на большое расстояние одну десантную гусеничную машину или 60 парашютистов.
Решение о создании в ОКБ Ильюшина перспективного среднего транспортника на замену Ан-12 было принято аж в 2001 году. В марте этого года стало известно, что ТТЗ на разработку Ил-276 будет согласовано всеми заинтересованными сторонами во втором полугодии. Первый полет прототипа запланирован на 2023 год. Самолет начнет поступать в ВТА в 2026 году.
Тут есть и еще один момент. Считается, и вполне справедливо, что самолеты ВТА могут нормально эксплуатироваться лишь несколько десятков лет. Если, конечно, их периодически ремонтировать. Однако это справедливо для тех машин, которые работают за пределами зон с интенсивными боевыми действиями. При десантировании бойцов ВДВ и их боевой техники в современной войне самолет неизбежно должен, как минимум, приближаться к зоне действия ПВО противника. А то и войти в самое пекло. Чтобы не быть мгновенно сбитым, любой транспортник должен быть оснащен современным эффективным комплексом самообороны. Ничего этого у «старослужащих» российских самолетов нет. Поэтому использовать их для заброски десанта в тыл противника, даже если противник имеет лишь одни «Стингеры», весьма проблематично.
Из этого следует, что планировать в нашей армии крупные десантные операции до конца следующего десятилетия без чрезмерной угрозы неоправданных потерь не представляется возможным.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
Зато у нас миллиардеров и миллионеров как собак не резанных.Трепотня одна и как выясняется у нас нет ни чего прям 41 год какой то.Я лично теперь не верю ни руководству страны во главе с Путиным ни поддакивающим им военному руководству.Если честно то у меня и раньше были мысли когда сын служить пошёл и я увидел его одёжку нормальных сапог и формы сшить не можем солдатам какие уж тут Арматы СУ57 и Кинжалы.18 лет нам удачно промывали мозги,пока с пенсионной реформой из за космического воровства всё не всплыло.
ну, наконец-то!!! хоть у кого-то ума хватило забить на замшелые советские маразмы и наконец перестать натягивать сову на глобус! ну невозможны массовые авиадесанты на сегодняшний день и против хоть сколько-нибудь подготовленного противника! а у армии РФ других просто нет — можно было бы в Сирии против бармалеев попробовать, так и то не рискнули — а вдруг у бармалеев найдутся «стингеры»? овчинка выделки не стоит, не способны войска ВДВ сегодня выполнять те задачи, для которых создавались и к которым готовятся. еще в 60-е годы запланированный(!!!) процент потерь при массовом воздушном десанте предполагался на уровне 60% на стадии высадки!!! блин, больше половины личного состава тупо в гроб без малейшего ущерба врагу (ну, боеприпасы немного потратят…)!!! но бравые генералы согласны — самим ведь не прыгать, а бабы еще нарожают, чего там…
хотя, видно, процесс установки мозгов в нормальное рабочее положение происходит, хоть и крайне болезненно. впрочем, такое уже было, когда кавкорпуса советские расформировывали — тоже и вони было немеряно, и соплей по рукавам размазывалось несчитанно… хорошо, что вовремя поумнели, ну, или чуть запоздали, но все равно — сделали, успели до Войны…
и если не принимать во внимание «плач Ярославны» со стороны автора статьи — остается только порадоваться. аргументация сохранения же этих полосатиков в виде паратруперов (вот же, иностранное слово — а как точно ложится на образ!) у автора и вовсе кроме фейспалма ничего не вызывает))))) избранные цитаты:
«…уникальные способности десантников вести борьбу с применением всех видов оружия — как огнестрельного, так и холодного…» — ага, саперная лопатка и умение ее кинуть на десяток (от силы) метров — наше фсьо! нафига нам современные штурмовые винтовки, средства минирования/разминирования, умение использовать радиоэлектронику современного уровня (от коммуникации и до оптико-электроники) и прочее — надо побольше МСЛ и штык-ножей, и мы ворогу ужо покажем! а не ввести ли в армию фехтование на, скажем, трехлинейках? тоже будут «уникальные», уж точно нигде больше такого не появится, повод для виликай гордасти?!))))
«…Последняя крупная десантная операция нашей армии прошла в 1982 году в Афганистане, когда в Панджшерское ущелье вертолетами, с приземлением, было заброшено свыше 4 тысяч советских и афганских военнослужащих…» — тут прекрасно все! и то, что автор с великого ума написал «вертолетами с ПРИЗЕМЛЕНИЕМ», то есть обычная транспортная переброска, никакой разницы что полосатиков так возить, что нормальную мотопехоту без лишних понтов)))) но и это цветочки — «…свыше 4 тысяч советских и афганских военнослужащих…»! то есть — вместе с отборными, умеющими доски крушить лбами, а кирпичи зубами, военно-воздушными приколистами НАРАВНЕ использовались местные аборигены!!! кто-то когда-то слышал, чтобы у афгани были ВДВ-шники??? иными словами, если нет никакой разницы — зачем платить больше?!))))
искренне надеюсь, что хоть сейчас, в условиях нехватки средств, людей бравые генералиссимусы начнут наконец тоже беречь, не используя таких вот подходов с 60% запланированных потерь на стадии развертывания! назовите этих полосатых «гвардии штурмовыми», или там «ударно-грозными», по барабану, дайте им нормальное тяжелое вооружение, заодно обучите им пользоваться — и пусть себе в свободное время, кому будет очень хотеться, и дальше кирпичи головами крушат. правда, думаю. как раз это быстро отомрет — мозги для современного оружия требуются не отбитые напрочь… а беретики свои смешные пускай таскают, и аксельбантики-тельняшечки, не жалко для детей)))) толку с таких понтов чуть, но помню, как в мою службу тоже условно-взрослые балбесы жить не могли то без хитрым способом формованной ушанки, то без зачем-то сразу десятка тренчиков на ремнях, то насмерть стояли за запрятываемый под кепку чубчик длиннее установленного образца))))) пользы нет, но и вреда немного, так что чем бы дитя не тешилось — лишь бы на стропах болтаясь под зенитным огнем бесполезно не помирало…
Ну ну…..очень «компетентная» статья и коментаторы под стать…и это на сайте посвященому армии…модерация авторов-дебилов существует?
тебя же оставили? не переживай, пиши есчо!
Танки нужны для захвата аэродромов в тылу и удержания позиции до прибытия основных сил. Последовательность примерно такая. Сначала территорию противника обрабатывают тактическими ядерными ударами. Затем с неба бросают механизированные ВДВ . Далее молниеносно на только что захваченные аэродромы посадочным способом доставляют тяжёлые танки и занимают там оборону до прибытия основных сил. Потом дегазация и дезактивация.
аффтор — дебил, которому не стоит соваться в военные вопросы. Никакой» спрут-д» в открытом столкновении не сможет на равных тягаться с Т-90, т-72… А задачи решаемые ВДВ частенько требуют в современном бою именно тяжелой, хорошо защищенной техники… Да , было бы здорово , если бы обычные танки при сохранении своих ТТХ можно было бы сбрасывать на парашютах, но пока таких нет. Вернее нет самолетов… но это не значит, что теперь вместо них применяем легкобронированную технику! Любой служивший в армии не на кухне, знает что «своя» техника гораздо лучше поддается организации и управлению, чем приданная из других частей, родов войск и т.д.. Вот и все. Сделано это только для этого.
У Ил-76 грузоподъёмность 60 тонн. Посадочным способом один Т-72 спокойно доставит.
Ан-124 2 танка примет на борт и одну БМД
В ДШБ , вроде бы, из 3 батальонов десантников, 2 предназначены для десантирования с вертолетов , а один и был на бронетехнике. Вот ему и хотят добавить танков. Это нормально. Принципиальная разница между ДШБ и воздушно- десантными дивизиями в глубине проникновения в вражеский тыл. ДШБ придается смешанный вертолетный авиаполк и они действуют в ближнем вражеском тылу 20-30 км. ВДД на военно-транспортных самолетах десантируют гораздо дальше. Полагаю не дальше боевого радиуса СУ-34 (400 км.). Есть смысл , десантников высаживать побатальонно не для захвата каких то конкретных объектов . Выброшенная в тыл группа десантников на бронетехнике превращается в рейдовую бронегруппу , которая сразу начинает движение в сторону наших войск. Походу движения уничтожая все , что осилят. По тому сейчас и взялись для десанта делать «Спруты» и самоходные ЗРК . Повышают живучесть данных групп.На серьезно защищенные объекты будут наводить авиацию и тактические ракеты. В случае большой войны, для военных нужд реквизируют столько грузовых транспортных самолетов сколько нужно. И пилотов мобилизуют.
В том виде в каком сейчас есть ВДВ это «порву тельняшку и с ножом на танк». Кардинально нужно их изменить и как можно быстрее. Какой нахрен транспортный самолет с бмп прорвется на вражескую территорию и в тыл? Совсем мозгов нет? Сейчас за 600 км до линии фронта все контролируется… более того, на своей территории любой партизан с стингером или иглой из кустов похоронит и бмп и «отборных» ребят которых растили, кормили минимум 18лет и учили минимум 2-3 года! Командный пункт в сирии можно бомбануть спокойно покуривая на солнышке из каспийского моря…
Зачем эти допотопные бмд4м делать который из пулемета прошивается.. и который нахрен нигде не нужен как просто по полю катить… ни в бою толку нет и бабло тратится на то что уже сегодня морально устаревше а завтра тем более и в будущем нет смысла.
ВДВ — нужно делать фактически прототипом Спецназа ГРУ… мобильные партизаны-диверсанты… сейчас есть носимые средства котопые могут уничтожить как самолет, так и вертолет, как танк, так и колонну техники.И самое главное разведка! При сетецентричности это даст возможность как раз уничтожить и командные пункты и склады с боеприпасами и колонну тд и тп и самое главное сохранить жизнь бойцам дяди Васи.
Дядя Вася охренел бы если знал что сейчас можно с беспилотниками до метра просканировать 30-50-150 км и более территориии и лупанить с точность 3-4 метра за 300-500-700-1000 км….
По вооружению — сделать модульное (принцип арматы, курганца) бмп под 17-18 тонн (как раз будет легкая техника 18 тонн… средняя курганец 25 т… тяжелая т15 — под 48)… пусть будет хоть под 4 десантника, но комфортно и максимально защищено … до 18 тонн можно десантировать, это как раз оперативная мобильность, пускай она будет, но не в тыл к врагу, а поддержка или внезапный удар со своей территории и тд
А вообще считаю главным это вооружать их ПЛВ(перспективный легкий вертолет) … вот это да… вот это оперативность- вглубь на 500-700км… вот это скорость — 250 кмч… и самое главное обучить их легко — это может сделать любой гражданский человек…
+ ПЛВ легко сделать и рэб и ударными и транспортным и санитарным(4 чел+ пилот)
В какой то степени даже разгрузить авиацию, типа легкая авиация… береты все таки голубые же
Насчет танки в вдв… вопрос открытый .. зачем мастер спорта по боксу в танке(время жизни танка в бою 15 минут)… зачем тогда сухопутные?
В составе ВДВ имеются отдельные парашютно- десантные разведывательные полки . Бойцы которых как раз и занимаются разведовательно — диверсионной деятельностью в глубоком тылу противника в составе небольших групп. ДШБ эффективны в локальных конфликтах. Пример. Есть село , занятое террористами . Высаживаемые с вертолетов десантники блокируют село, чтоб террористы не разбежались. Вертолеты их поддерживают. Подтягиваются десантники на бронетехнике , с приданной им артиллерией . После чего, пушки, вертолеты а если надо , то и вызванные бомбардировщики сравняют село с землей, а десантники проведут окончательную зачистку. В большой войне ДШБ будут использовать или для остановки прорвавшегося врага , либо для усиления нашего прорыва. Так что , десантники это не те кто с ножом на танк. Они воюют совместно с авиацией и сухопутчиками , выполняя при этом свои задачи. Каковы шансы у десантников на транспортных самолетах с истребительным прикрытием добраться до вожделенного вражеского тыла ? Полагаю , что не меньше ,чем у сухопутчиков доехать до передовой на ж. д. эшелоне или своим ходом. Если все делать по уму. Перед высадкой наша авиация должна отвлечь вражескую на другой участок воздушного пространства. Выделенная группа бомбардировщиков должна проделать временный коридор в вражеской ПВО. Часть истребителей ,прикрывающих транспортники, должны иметь подвесные контейнеры РЭБ. В случае обмена ядерными ударами особо нечего будет прорывать. Десантники на самолетах быстро перелетят зараженную местность. А сухопутчикам , возможно ,придется перемещаться прямо по радиоактивной пыли. Задача десантных дивизий в большой войне -принесение существенного урона в тылу противника, нарушение организации тыла, срыв наступательных планов противника. За короткое время. Рейды ротных тактических групп на бронетехнике по вражескому тылу — тактика эффективная от 2 Мировой до Сирии. На вооружение ВДВ идет все самое передовое : экипировка Ратник , АСУ Андромеда Д, новые радиостанции и стрелковое оружие и т. д. Значит, Генеральный штаб в их возможности верит.
Да, отличное оружие, пока оно воюет на парадах и с мишенями да на страницах вот таких авторов и «аналитиков», интересно, а какую бы бмп выбрал сам автор, хотя бы что бы в колоне добраться до поля боя. И конечно же нет аналогов в мире, потому что неуловимый джо, а почему неуловимый- никому не нужен. Упс, у американце был аналог Спрута еще во Вьетнаме, от него отказались даже война не закончилась, в связи с полной непригодность для реальных боевых действий и смертельной опасности для экипажа и невозможности выжить. Всем известна проблема российских танков, 125 мм снаряды в салоне. Так вот Спрут это проблема доведенная до совершенства. У танка убрали какую-никакую броню назвали его пушкой и напичкали 125мм снарядами. И все это для заброски в тыл врага, упакованого разного рода копеечными и дорогими РПГ — для настоящих танков, и перекрытия танкоопасных напрвлений. Экипажам этих нипойми чего спрут надо сразу зведу героя давать, это бойцы одного боя. Да еще и каким мужеством надо обладать сесть на боеприпасы и поехать останавливать меркаву, леопард, леклерк, абрамс, да даже наш т72 на вражеской стороне.
Есть два подхода — ехать медленно под толстой бронёй по хорошеё дороге, либо на лёгкой технике быстро, там где не ждут. Угадайте кого убьют первым? Суворов знал. А если лёгкая техника ещё и хорошо вооружена , а экипажи с хорошеё психо-физической подготовкой — это ВДВ.