Главная Иностранные армии

Четыре танкиста и робот

1
1346

Основной танк «Меркава-4М» по ряду параметров уже не удовлетворяет требованиям израильских военных.

Израильские бронетанковые войска готовятся к качественному рывку

В 2021 году израильская армия начнет перевооружаться на новые танки «Меркава-4 Барак» (в переводе с иврита «Колесница-4 Молния»). Согласно амбициозному проекту бронетанкового управления (БУ) Министерства обороны Израиля, новый танк, именуемый также «танком ближайшего будущего», будет обладать искусственным интеллектом. Его 46 компьютеров смогут принимать информацию от десятков различных датчиков и предоставлять ее командиру танка уже в проанализированном в порядке срочности виде.

Семидесятитонная боевая машина «Меркава-4 Барак» разработана на базе основного танка «Меркава-4М», принятого на вооружение ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) еще в 2004 году. Буква «М» указывает на факт оснащения машины системой активной защиты «Меиль-руах» («Ветровка»). По версии американской маркетинговой и аналитической компании Forecast International, исследующей рынок тяжелой бронетехники, в мировом рейтинге «Меркава-4М» занимает ведущее место. Многие эксперты и вовсе считают эту боевую машину лучшим основным танком в мире.

Экипаж «танка ближайшего будущего» представлен четырьмя танкистами и роботом, на который и работают компьютеры и датчики.

Видит, понимает, советует…

Первые сведения о танке «Меркава-4 Барак» появились весной 2017 года, однако программа разработки нового семейства танков под общим названием «Меркава» была принята еще в августе 1970 года – после того как декабре 1969 года Великобритания отказалась продавать Израилю танки «Чифтен».

В 60–70-е годы прошлого века именно эта боевая машина считалась лучшим «произведением» западного танкостроения. Примечательно, что Иордании и Ирану британцы поставляли такие танки вплоть до 2007 года.

Работы по проектированию «Меркавы» возглавил легендарный израильский танкист генерал-майор Исраэль Таль. Именно этот человек по праву считается отцом-основателем бронетанковых войск ЦАХАЛ. Под его командованием израильские танкисты добивались побед во всех войнах, которые пришлось вести их стране. Портрет Исраэля Таля, самого знаменитого израильского танкиста (его родители – уроженцы России), находится в «Зале Великих танковых полководцев» в американском Центре танковых войск имени генерала Джоржа Смита Паттона в Форт Ноксе, штат Кентукки.

Российский специалист по танкам Михаил Барятинский в своей книге «Израильские танки в бою» называет «Меркаву» «танком, обеспечивающим экипажу наибольший шанс выжить на поле боя». Высокие качества этой боевой машины автор книги объясняет в значительной степени тем, что «Меркава» – единственный в мире танк, разработанный танкистами». «Конечно, это утверждение нельзя понимать буквально, – продолжает свою мысль Михаил Барятинский, – без инженеров дело тоже не обошлось. Но изначальная концепция танка была заложена группой офицеров-танкистов под руководством генерала Таля. А танкисты тоже люди, им тоже хочется жить, а значит, и танк они делали под себя, такой, как им удобно, а не заводу-изготовителю».

Ахилессовой пятой танков всегда была сложность наблюдения за происходящим снаружи. Поэтому командиры танков в ЦАХАЛ высовывались на полкорпуса из люка башни. Кстати, такова была и практика командиров немецких танков во время Второй мировой войны. Израильский военный эксперт Давид Шарп пишет в этой связи в статье «День танкиста», опубликованной в конце июля нынешнего года в русскоязычной газете «Новости недели»:

«Не зря в свое время в ЦАХАЛ установилась практика, когда командир действует в бою с открытым люком. С одной стороны, командир машины очень рискует, с другой – он также рискует, причем, возможно больше, если при нахождении в закрытом танке от его внимания ускользнет нечто важное. Поэтому, несмотря на колоссальный технический прогресс, в некоторых сценариях до сих пор приходится высовываться наружу».

Танк «Меркава-4 Барак» лишен этого недостатка, потому что полностью управляется компьютерами и оснащен специальными средствами «виртуальной реальности» (Virtual Reality – VR), встроенными в систему управления боевой машины. К средствам VR, в частности, относятся усовершенствованные прицелы командира и наводчика, шлемы (VR-glasses), именуемые «видением сквозь броню», новейшей конструкции приборы наблюдения и сенсорные экраны, обеспечивающие командира экипажа полностью круговым обзором.

Важнейшее место в новом танке занимает система предупреждения водителя об опасности. Таким образом, в «танк ближайшего будущего» внедрено определенное количество идей, разработанных и запущенных израильтянами в современной военной авиации. Действительно, израильские разработчики, остающиеся лидерами в области авионики на протяжении многих лет, адаптируют производные авионики и к танкам.

Благодаря внедренным новациям командир «танка ближайшего будущего» получает практически полную ситуационную осведомленность. В таком танке военнослужащие максимально защищены. Крышка люка башни не поднимается, и танкисты, как подводники, просматривают поле боя в «перископ». В танке «Меркава-4 Барак» предусмотрен также особый «компьютер целеуказаний» – «мозг робота». Иначе говоря, речь идет об управляемом искусственным интеллектом устройстве, собирающем данные с остальных компьютеров танка и предоставляющем командиру боевой машины всестороннюю информацию, включая видео.

Процесс поиска цели и выполнения стрельбы происходит за считанные секунды. При этом командир получает не только выверенные данные, ему предлагается и готовый план действий. После опознания угрозы робот, не дожидаясь действий командира, сам устанавливает прицел. На экране появляется увеличенное изображение объекта, от которого исходит угроза. Благодаря камерам панорамного дневного и ночного видения любое движение – даже на значительном расстоянии от танка – четко определяется. Причем дождь и туман соответствующим датчикам не помеха.

Тот же робот, по сути главный компьютер, подскажет танкистам, какое оружие применить, атакуя цель. Он также назовет командиру господствующие над полем боя высоты, откуда лучше всего вести атакующие действия. В «танке ближайшего будущего» реакция на стрельбу автоматическая, без привлечения человека.

«Дешевого оружия нет…»

Известный израильский военный эксперт Яков Кедми (кстати, он родом из Москвы) в одном из своих выступлений в мае 2015 года отмечал: «…проблема запуска в серию опытных образцов является проблемой любой танковой промышленности». Тогда же, рассуждая о возможности создания нового танка в Израиле, Яков Кедми сказал: «…для этого нужны прежде всего колоссальные средства и необходимость». Теперь очевидно, что, как говорят, «пазл», несмотря на все трудности, сложился: необходимость назрела и средства соответственно нашлись.

Прав Кедми и в том, что «танк – недешевая игрушка и дешевого оружия в принципе нет». Поэтому производство боевых машин на конвейерах израильских заводов даже при массовом выпуске в количественном отношении никогда не сравнится с таковым в странах традиционного танкостроения: России, США, Германии, Китае, Франции. Израиль же больше внимания уделяет сохранению производственной линии танкового производства на случаи форс-мажорных ситуаций, когда ЦАХАЛ потребуется срочно обеспечить большим количеством боевых машин.

В 2011 году на вооружение ЦАХАЛ были поставлены 120-мм танковые снаряды «Каланит» (в пер. с иврита «Анемон»), предназначенные для подавления мобильной противотанковой обороны. Эти многоцелевые снаряды программируются танковым компьютером непосредственно в стволе на различные виды целей. Они способны пробивать танковую броню на расстоянии 5 км, уничтожать осколками пехоту, находить и поражать укрывающихся диверсантов, подрывать здания и даже сбивать вертолеты. Их боевое применение началось еще в 2014 году.

Снаряды, выпущенные «Меркава-4 Барак», по скорости опережают противотанковые ракеты и поражают 90% целей. Расчет противника уничтожается еще до того, как «Ветровка» перехватывает выпущенную врагом ракету. Высокая скорострельность позволяет изменить цель снаряда уже после того, как его загнали в ствол. Предтечей «Каланита» был снаряд «Ракефет» («Цикламен»). Его танкисты программировали вручную перед загоном в ствол.

Разработки танка «Меркава-4 Барак» и снаряда «Каланит» явились результатом оценок итогов 2-й Ливанской войны 2006 года, когда мобильные группы боевиков «Хезболлы», вооруженные противотанковыми ракетными комплексами и гранатометами, подбивали израильские танки «Меркава». Тогда на территорию Ливана израильтяне ввели 400 танков, 5% из них были повреждены, а пять машин полностью уничтожены. В среднем в поврежденном танке погибал один человек, а в полностью сожженных машинах погибало большинство экипажа. А вот в операции «Нерушимая скала», проведенной в 2014 году против хамасовцев, значительная часть танков была оборудована «активной защитой», и ни один из них не пострадал.

Не числом, а умением

Бригадный генерал Гай Хассон, занявший в июне 2016 года должность Главного офицера бронетанковых войск, указывает, что «Меркава-4 Барак», которые поступят в ЦАХАЛ через три года, внесут изменения в комплектацию воинской части и, следовательно, изменят тактику танкового боя. Если сейчас в танковой роте три взвода по три танка, то с 2021 года будет четыре взвода по два танка. Следовательно, в танковой роте «ближайшего будущего» одним танком будет меньше, но на одного командира в офицерском звании больше.

Такие штатные изменения объясняются необходимостью повышения квалификации командиров как в управлении новейшими машинами, так и в руководстве боем в целом. Офицер, командующий двумя «инновационными» танками, не распыляет «ресурсы внимания», которые именно в отношении таких боевых машин требуют особой концентрации. Штатные изменения лишают роту одного танка, батальон трех, а бригаду девяти. При этом, согласно логистическим выкладкам, улучшается маневренность в танковых боях и ускоряется перевооружение резервистских бригад.

Здесь же необходимо отметить, что оснащаться новейшими компьютерами и датчиками будет не только танковый компонент ЦАХАЛ, но также боевые машины пехоты, бронетранспортеры и другие образцы боевых бронированных машин различного типа. Еще в 2012 году Израиль начал программу разработки нового семейства бронетанковой техники «Ракия», что в переводе с иврита означает «Небосвод», но если принять во внимание тот факт, что название это может восприниматься как сокращение от фразы «рекем крави ябашти атиди», то перевод будет вполне соответствующим содержанию: «боевая сухопутная бронетанковая техника будущего».

В мае прошлого, 2017 года, в рамках Второй международной конференции по наземной войне и логистике, проходившей в Музее танковых войск в Латруне (недалеко от Иерусалима), гусеничный вариант разрабатываемого бронетранспортера получил название «Кармель» (название горной гряды на севере Израиля), а колесный – «Эйтан» («Сильный»). Выступавший на этой конференции бригадный генерал резерва Диди Бен Йоаш, в прошлом Главный офицер бронетанковых войск ЦАХАЛ, представил даже компьютерную графику этих машин.

Цель осуществляемой программы заключается в создании сравнительно легких и недорогих средств транспортировки личного состава и различных грузов, которые могли бы заменить существующую тяжелую технику. Так, экипаж «Кармеля» состоит только из двух военнослужащих – командира боевой машины и бойца. Каждый из них может исполнять все необходимые для управления функции (навигация, вождение, поиск целей, наведение и применение оружия), которые максимально автоматизированы.

В «Кармеле» предусмотрено место еще для одного бойца, который может действовать как оператор беспилотного летательного аппарата (БЛА) или наземной роботизированной техники. Для управления и внешнего обзора силами двух членов экипажа в боевой машине «Кармель» предусмотрена та же система VR, которая используется в основном танке «Меркава-4 Барак».

Новый израильский колесный бронетранспортер «Эйтан»

«Кармель» оснащается гибридной силовой установкой, поэтому аккумуляторная батарея сможет длительное время питать электронные системы машины при отключенном основном двигателе. Эта бронемашина будет обеспечена системой «Ветровка» нового «коллективного» поколения, то есть одна машина с «Ветровкой» сможет защищать другие машины, подобной активной защиты не имеющих. Одновременно боевая машина «Кармель» отлично защищена от всевозможных кибератак.

Бронетранспортер «Эйтан» предназначен для размещения 12 человек (три члена экипажа и девять человек десанта). В зависимости от комплектации он имеет полную боевую массу 30–35 тонн. Оснащенный дизельным двигателем мощностью 750 л.с., «Эйтан» имеет максимальную скорость хода по шоссе более 90 км/ч и высокий уровень противоминной и броневой защиты.

Согласно ряду источников «Эйтан» в серийном производстве обойдется вдвое дешевле по сравнению с находящимся сейчас в серийном производстве тяжелым гусеничным БТР «Намер» («Тигр»), производимым на основе того же танка «Меркава». Предполагается, что к 2027 году в ЦАХАЛ будет поставлено 500 таких машин. Понятно, что в ближайшие годы производство и эксплуатация БТР «Намер», оснащенных комплексом активной защиты «Ветровка», также продолжится.

С израильским «танком ближайшего будущего» не может конкурировать ни одна боевая бронированная машина, выпускаемая государствами, армии которых могут столкнуться с ним на поле боя. И это не случайность, а закономерность. В предисловии к упоминавшейся выше книге Михаила Барятинского «Израильские танки в бою» говорится:

«Крошечный Израиль по праву считается третьей (после рейха и СССР) великой танковой державой, что неудивительно: израильтяне – самые воевавшие танкисты второй половины XX века, грандиозные танковые сражения Шестидневной войны и войны Судного дня по размаху, напряженности и динамизму не уступают битвам Второй мировой, а легендарную «Меркаву» не зря величают одним из лучших современных танков (если не самым лучшим), который доказал свою высочайшую эффективность как на войне, так и в ходе антитеррористических операций».

Заметим, что выпускаемый Ираном, открыто призывающим к уничтожению Израиля, основной танк «Каррар» («Атакующий») по различным параметрам весьма похож на российский основной танк Т-90МС, хотя точной копией его не является. Несомненно, проект «Каррар» основывается на некоторых советских и российских наработках, которые тем или иным образом стали достоянием танковой промышленности Ирана.

Бригадный генерал Барух Мацлиах – начальник бронетанкового управления Министерства обороны, лауреат Премии Израиля, мыслит прогнозируемыми реалиями будущего, а не фантазиями, которым время пока не пришло. «Мы испытывали идею создания безэкипажного танка-робота, – признавался он в одном из своих выступлени. – В экспериментах все проходило гладко, но танк – это не дрон-беспилотник, вылетающий в определенный момент и через несколько часов приземляющийся, после чего неделями отдыхающий. Танку нужен экипаж».

Женский голос в экипаже

В заключение – подробность несколько пикантного свойства. Не исключено, что экипаж «Меркава-4 Барак» будет состоять из четырех танкистов и робота… женского «рода». Дело в том, что анализировать информацию и наводить оружие на цель будет робот с приятным женским голосом. Причину такой новации разработчики не скрыли: оказывается, говорящий мужским голосом робот воспринимается не только как полноценный член экипажа, но еще и как «главный командир». Такое «дублирование» командира танка создает излишнюю психологическую нагрузку на бойцов. И это бойцам мешает. Что же касается робота-«женщины», то «она» эту нагрузку уменьшает.

Впрочем, в танковых войсках ЦАХАЛ есть место и настоящим, а не «бездушным» женщинам. Так, в этом году четверо женщин, служивших в танковых войсках инструкторами, после прохождения дополнительной специальной 16-месячной пилотной программы, стали командирами танков. Упоминавшийся выше генерал Гай Хассон назвал этих четырех командиров танков «удивительными и решительными женщинами». Хотя даже в командовании ЦАХАЛ к подобному нововведению отношение отнюдь неоднозначное. И в самом деле, не придется ли создавать в армии женские танковые экипажи? И получат ли они в свое распоряжение «Меркава-4 Барак»? А если получат, то не будет ли экипаж воспринимать робота с женским голосом как «главного командира»? Что тогда – придется для танков с командирами-женщинами переозвучивать робота мужским голосом? Пока решение не принято.

/Захар Гельман, профессор, nvo.ng.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Дмитрий

    Старой доброй Шилке понадобится полторы секунды что бы сбить нафиг всю виртуальную реальность с брони Меркавы. Слишком много стекляшек на броне современных танков.