В бывшем Советском Союзе, как и в нынешних России и Украине, к танкам всегда был повышенный интерес. Многие обстоятельства способствовали этому. Сказывалось это и той ролью, которую сыграли «тридцатьчетверки», КВ и ИCы в нашей Победе, и наличием огромных танковых заводов в Ленинграде, Харькове, Нижнем Тагиле и Омске, на которых трудились десятки тысяч людей, и количеством танков в Советской Армии (на вооружении обычной мотострелковой дивизии СА состояло танков больше, чем в бронетанковых (!) дивизиях стран НАТО) и многое другое…
Сказались также десятилетия военной пропаганды во всех, без исключения, странах мира, представлявшей боевые машины в образе этаких закованных в латы рыцарей, грозной лавиной обрушивающихся на вражеские цепи. Образ, кстати сказать, вполне соответствовал тактике применения этого оружия — во времена Второй мировой войны танки использовались именно для массированных атак в боевых порядках на окопы и доты врага. Однако средневековые рыцари канули в лету с приходом огнестрельного оружия. Тяжелое и дорогостоящее вооружение рыцаря — латы, щит, шлем — оказалось бесполезным, когда против благородного воина в доспехах выступили простолюдины, вооруженные аркебузами, мушкетами и прочим дешевым, но эффективным оружием.
Так и появление многочисленных, высокоэффективных и относительно дешевых противотанковых средств — ПТРК (ПТУР) и РПГ, начало которым положили в годы Второй мировой войны американские «базуки» («Bazooka»), британские «ружья» (PIAT) и вермахтовские «фаустники» («Panzerschreck», «Panzerfaust», «Faustpatrone»), казалось, покончило с господством танков на поле боя. Но танки научились защищаться — системы пожаротушения, «активная» и «многослойная» броня, противокумулятивные экраны и другие нововведения позволили танкам сохранить свое главенствующее положение на поле боя и в начале XXI века — сто лет спустя после их первого триумфального появления.
В этом цикле статей мы постараемся вам рассказать о тех танках, которые в настоящее время составляют основу «ударного кулака» армий самых могущественных держав мира. И начнем мы с описания основного танка нынешнего нашего «стратегического партнера» — широко разрекламированного «Абрамса». Т.к. американцам в любви к «себе любимым» не откажешь, то надеяться на беспристрастность американских источников не приходится. Именно поэтому автор оставляет за собой право на использование критических материалов и собственные оценки.
М1 «Абрамс»
Новейший основной боевой танк US Army, поступивший на вооружение в начале 60-х годов — M60 «Patton» — не устраивал американских генералов с самого начала. Являясь развитием проекта танка M26 «Pershing», он значительно уступал советским танкам (особенно современным Т-62 — см.«НиТ» №1 и №2 за 2007г.) в бронезащите. Имея хорошее вооружение из лицензированного британского 105-мм орудия, своими габаритами и, особенно, высотой профиля он все-таки представлял из себя слишком хорошую мишень для советских танков — что неоднократно подтверждалось в ходе локальных войн. Замена «паттонам» стала подыскиваться сразу после их принятия на вооружение. Новый импульс этим поискам придал в 1963 г. министр обороны Роберт Макнамара — большой сторонник разного рода «единых» программ, самой известной из которых стала авантюра с разработкой общего для ВВС и ВМС США истребителя F-111.
Первой попыткой замены М60 стал неудавшийся проект танка MBT-70, создаваемого в кооперации с Западной Германией. MBT-70 был очень амбициозен, как множество других американских оружейных программ 60-х годов.
Этот основной боевой танк будущего (MBT-70, Main Battle Tank — основной боевой танк 70-х годов) предназначался для оснащения армий США и ФРГ. В MBT-70 конструкторы внедрили массу технических новинок: гидропневматическую подвеску, уникальную систему управления огнем, мощное бронирование. Как следствие — стоимость серийного экземпляра (в случае развертывания массового производства) оказывалась в три раза выше стоимости одного «Паттона» и приближалась к 1 млн. долларов. Более того — MBT-70 вышел на испытания в очень неподходящее время — конец 60-х годов из-за войны во Вьетнаме ознаменовался в США резкими антивоенными настроениями.
Под давлением общественности Конгресс пересмотрел ряд программ разработки новой техники в сторону сокращения из-за их дороговизны. MBT-70 посчитали слишком дорогим и сложным, кроме того, эпоха Макнамары окончилась, и многие его начинания были преданы анафеме. Сыграли свою роль и разногласия между «кооператорами» — постоянные трения из-за разного видения боевого применения перспективного танка привели к тому, что немцы, громко «хлопнув дверью», в 1970 году вышли из проекта и сосредоточились на создании собственного основного танка — весьма удачного «Leopard-2».
Американцы же, после некоторых колебаний, все-таки решили продолжить развитие проекта MBT-70. Переработанный проект получил обозначение XM-803. «Обновление» заключалось в упрощении конструкции с целью снижения стоимости и технического риска, но конструкторы и военные так и не смогли достигнуть компромисса по финансовым вопросам с Конгрессом, и администрация Никсона закрыла программу в декабре 1971 г. В качестве «успокаивающей пилюли» военно-промышленному комплексу США предписали начать разработку перспективного танка 80-х годов — будущего M1 Abrams. Впервые в истории США разработка машины велась на конкурсной основе специализированными подразделениями двух фирм — Chrysler и General Motors. Разработка технического задания на танк 80-х годов XM1 началась в январе 1972 г.
Первоначальные прикидки технического задания (ТЗ) рисовали будущую машину совершенно непохожей на то, что получилось в конечном итоге. Танк должен был по комплексу боевых свойств превзойти последние модификации «Паттона» — M60A3, но при этом не выйти за 40-тонное ограничение по массе. Ограничение по массе в 40 т появилось из-за желания установить на машину существующий 1000-сильный двигатель и сохранить высокую удельную мощность. Защищенность — на уровне XM-803, но система управления огнем — гораздо проще (по причинам экономии; по этой же причине пришлось отказаться и от гидропневматической трансмиссии).
Все американские танки страдали общей болезнью — высоким силуэтом, облегчающим их обнаружение и поражение, XM1 предстояло переломить эту традицию. За ориентир взяли высоту шведского танка STRV-103, но безбашенный вариант не подходил по причине ограниченных углов обстрела орудия. Пришлось вернуться к классической схеме.
Дискуссию вызвал калибр орудия для танка M1 Abrams — предлагались разнообразные пушки: нарезные (как у британцев) и гладкоствольные (как на советских танках), и разных калибров: 105-мм, 110-мм и 152-мм. Окончательное решение по калибру и типу орудия (нарезное/гладкоствольное) эксперты отложили на потом, а в техническом задании на прототип XM1 оговорили необходимость установки 105-мм пушки М68. Вспомогательное вооружение — спаренная с основным орудием 25-мм или 30-мм автоматическая пушка, предназначенная для поражения легкобронированных целей и вертолетов. Экипаж танка — три человека. Пентагон характеризовал перспективный танк следующим образом: «… его подвижность эквивалентна подвижности танка XM-803, к которому он должен быть конструктивно близок, но система управления огнем — значительно более простая. Основные усилия при проектировании следует направить на достижение простоты конструкции, снижение себестоимости, увеличение надежности и улучшение ремонтопригодности». Работа над составлением ТЗ заняла шесть месяцев.
При разработке задания рассматривался как вариант отказ от XM1 вообще, в пользу дальнейшего развития M60. Хотя задание на XM1 Пентагон выдал, неясностей в программе оставалось немало. Предлагалось использовать задел, наработанный по MBT-70 и XM-803, при этом машина должна вписываться по боевым возможностям в нишу между M60 и XM-803. Вместе с тем рассматривался «реверанс» в сторону союзников по НАТО — предусматривалась совместная работа с немцами по адаптации «Leopard-2» под требования армии США. Инженеры Chrysler и General Motors раздумывали, что же им делать: еще «упрощать» MBT-70, создавать «с чистого листа» новую машину или же переделывать «под себя» потомка «Тигров»? Работа над совершенствованием официальной бумаги на создание XM1 продолжилась в специальном управлении министерства обороны, сформированном в сентябре 1972 г. Штаб-квартира управления разместилась в г. Уаррен, шт. Мичиган. Окончательно концепцию танка, требования к нему и временные рамки программы сформулировали в январе 1973 г. Финансовые проблемы опять ставились во главу угла — еще полгода было затрачено на совмещение желания генералов и конгрессменов. Стоимость одной серийной машины определили в 507790 долл. в ценах 1972 г. при условии заказа 3300 танков — весьма оптимистичный прогноз!
Программа включала три этапа: 1974-76 гг. — оценка концепции в процессе сравнительных испытаний прототипов фирм Chrysler и General Motors, выбор прототипа; 1977—80 гг. — доводка прототипа, подготовка серийного производства, изготовление установочной партии, принятие на вооружение; 1981—90 гг. — серийное производство и модернизация. Контракт на проектирование и постройку опытных машин с представителями Chrysler и General Motors Пентагон подписал в июне 1973 г., а уже осенью концепцию пришлось пересматривать в свете опыта арабо-израильской войны «судного дня» и затруднений в создании 30-мм пушки.
С автоматической пушкой «разобрались» просто — отказались в пользу традиционного пулемета винтовочного калибра, а вот боевой опыт диктовал более глубокие изменения — требовалось увеличить дистанцию эффективного поражения бронированных целей и количество снарядов в боекомплекте; еще больше усилить бронезащиту, особенно барбета башни, согласно статистике — наиболее уязвимого места в лобовой проекции танка, а также уменьшить время на подготовку машины к бою за счет увеличения надежности систем и агрегатов и улучшения их ремонтопригодности. Здесь уместно несколько вернуться назад: еще на стадии формулировки концепции основной задачей XM1 определили борьбу с бронетехникой противника — советскими танками. Таким образом, проектировался «противотанковый танк», идеальным представителем которых был приснопамятный «Тигр» (Pz.Kpfw.VI «Tiger» — см. «НиТ» №12 за 2007 г. и №1 за 2008 г.), а война 1973 г. была чрезвычайно богата как раз дуэльными ситуациями, особенно — на Голанских высотах. Не случайно именно выбор орудия для танка 80-х годов стал камнем преткновения.
Военные сначала безоговорочно поддерживали прекрасно зарекомендовавшую себя 105-мм нарезную пушку М68. Ее установка отчасти решала проблему стандартизации танковых орудий в странах НАТО (до 90% НАТОвских танков были вооружены или М68, или ее английской предшественницей L7). В боекомплекте 105-мм снарядов можно разместить больше, чем 120-мм, а проблему усиления огневой мощи предлагалось решить путем принятия на вооружение новых бронебойных снарядов с урановыми сердечниками. По оценкам экспертов, перспективные боеприпасы XM-774 вполне решали задачу борьбы с типовой целью — танком Т-62.
Однако ситуация изменилась после массового появления в частях Советской Армии танка Т-72, вооруженного 125-мм пушкой и имеющего усиленную по сравнению с Т-62 бронезащиту. Танки эти новостью для американцев не стали, однако со сроками их развертывания ЦРУ и прочие аналогичные организации ошиблись лет на пять — семь; ожидалось, что Т-72 пойдут в войска лишь в 80-х годах, и у западных конструкторов будет временной запас для создания адекватного ответа. Поэтому появление новых танков с исключительно мощной пушкой и улучшенной бронезащитой поставило под вопрос всю концепцию XM1. Многие специалисты, особенно немцы и англичане, считали, что достойно противостоять советской угрозе могут только танки со 120-мм пушками; англичане, правда, отдавали предпочтение нарезным орудиям, а немцы — гладкоствольным.
Мнения американских экспертов разделились, большинство все-таки по-прежнему склонялось к хорошо проверенной 105-миллиметровке. Эксперты, реально, могли выбирать только из двух пушек: 105-мм М68 или 120-мм гладкоствольной фирмы Rheinmetall AG, устанавливаемой на «Leopard-2», т.к. английская 120-мм пушка (танки «Challenger») для установки на XM1 не подходила из-за несоответствия уже разработанным башням по узлам крепления и балансировке.
Окончательный спор об орудии должны были решить сравнительные отстрелы 105- и 120-мм пушек из «гибридной» башни танков XM, предусматривающей возможность установки обеих пушек. Фирмы-соперницы подготовили свои изделия для испытаний в феврале 1976 г. Оба танка были спроектированы по классической схеме: отделение управления впереди, боевое отделение — в средней части корпуса и моторно-трансмиссионное — в задней. Пушка установлена в башне кругового вращения.
В качестве силовой установки инженеры General Motors использовали V-образный дизель воздушного охлаждения Teledyne Continental AVCR-1360-2 с турбонаддувом мощностью 1500 л.с. (представляет собой развитие мотора, использовавшегося на MBT-70 и XM-803), на танке Chrysler был установлен 1500-сильный трехвальный газотурбинный двигатель Avco Lycoming Textron AGT-1500. Отличались опытные машины и ходовой частью; General Motors использовала комбинированную — по шесть катков на борт, три из которых имеют гидропневматическую подвеску, а три — торсионную; на танке Chrysler имелось по семь опорных катков на борт с индивидуальной торсионной подвеской. Башни обоих образцов XM1 сконструировали с учетом возможности установки в них как 105-мм нарезной пушки М68, так и 120-мм гладкоствольного орудия немецкой фирмы Рейнметалл.
На первом этапе испытаний (DT-1, технические испытания), который проводился на Абердинском полигоне в штате Мэриленд, танки водили «фирменные» гражданские экипажи. Затем прототипы передали в руки военных (ОТ-1, войсковые испытания первого этапа). Они гоняли машины в ФортНоксе и Форт-Худе. Детальный анализ результатов испытаний выявил победителя: 12 ноября 1976 г. прототип фирмы Крайслер выбрали для дальнейшей полномасштабной разработки основного боевого танка армии США 80-х годов. Собственно, решение оформили уже пост-фактом, — выбор был сделан еще в июле, задержка объяснялась очередным изучением возможности кооперации с немцами. «Леопардовая» тема нашла свое продолжение в подписанном 11 декабря 1976 г. меморандуме о взаимопонимании в области танкостроения между США и ФРГ. Меморандум предусматривал сравнительные испытания «Leopard-2» и XM1 в США и принятие на вооружение танка-победителя.
У «Леопарда» американцам не нравилась 120-мм гладкоствольная пушка, в свою очередь немцы с подозрением относились к газовой турбине XM1, но самое главное — ни американские, ни германские промышленники делиться прибылями не пожелали, в результате на вооружение в США и в ФРГ были приняты совершенно разные машины. Сам же меморандум вызвал сильное раздражение на Капитолийском холме, соглашение предусматривало если не принятие на вооружение единого танка, то хотя бы унификацию по пушке, двигателю, гусеницам и т. д. По мнению военной комиссии Конгресса, усилия по максимальной унификации узлов и систем приводили к срыву сроков выполнения программы, ее удорожанию и снижению характеристик танка XM1. В 1978 г. меморандум де-факто был придан забвению, в частности американцы отказались от проведения испытаний XM1 с немецким дизелем.
Для испытаний второго этапа (технические DT-II и войсковые ОТ-II испытания) фирма Chrysler изготовила 11 опытных образцов танка XM1. Испытания DT-II проводились с марта 1978 г. по сентябрь 1979 г., ОТ-II — с мая 1978 г. по февраль 1979 г. Еще до завершения второго этапа в конце 1978 г. Пентагон дал разрешение на постройку установочной партии из 110 танков, предназначенных для участия в испытаниях третьего этапа и для обучения личного состава танковых подразделений. Третий этап завершился в 1980 г., после чего танк под обозначением M1 был принят на вооружение армии США, а фирма Chrysler получила заказ на постройку первой партии серийных танков M1 Abrams (352 машины). По американской традиции танку было присвоено и «личное имя» в честь одного из американских генералов. В честь командующего американскими войсками во Вьетнаме на заключительном этапе «грязной войны» генерала Крейтона Абрамса (gen. Creighton Abrams) танк стал называться М1 «Abrams».
Испытания второго этапа проходили с осложнениями в связи с обострившимся вниманием к программе XM1 со стороны «надзирателя» военно-промышленного комплекса США — Главного счетного управления (GAO), которое в апреле 1979 г. направило в Конгресс исследовательский отчет о состоянии дел по программе. В отчете отмечался ряд значительных недоработок в конструкции танка и его систем, вследствие чего Пентагону рекомендовалось отсрочить начало серийного производства или уменьшить объем заказа до устранения отмеченных замечаний. Нарекания вызывала, в первую очередь, ненадежная работа турбины; ненадежная настолько, что предлагалось заменить ГТД дизелем от танка-конкурента или английским дизельным мотором Rolls Royce CV12. В спешном порядке три прототипа прошли модернизацию и на испытаниях, проведенных во второй половине 1979 г., показали более-менее удовлетворительные результаты по надежности работы систем. Так, если до составления отчета GAO танк между поломками проходил в среднем 129,5 миль, то модернизированные прототипы — уже 299 миль.
Новый отчет GAO, датированный январем 1980 г., констатировал: «… достигнут прогресс в преодолении многих проблем, связанных с надежностью». Однако проблема турбины с повестки дня не снималась: «остаются сомнения в отношении использования ГТД в свете сохраняющегося большого числа отказов…» GAO опять настаивало на отсрочке серийного производства и советовало начать полномасштабное проектирование дизельного варианта XM1 на фирме Chrysler. Под сомнение поставлена была и сама величина среднего «безотказного» пробега, поскольку, как выяснилось, в ходе испытаний танки M1 Abrams подвергались техническому обслуживанию и мелкому ремонту, дабы не прерывать процесс испытаний.
Первые серийные танки M1 Abrams были изготовлены в 1980 г. на государственном танковом заводе в г. Лима, шт. Огайо, однако массовое производство началось только в сентябре 1981 г. В 1982 г. танковое отделение фирмы Chrysler купило отделение Land Systems Division крупнейшей американской военно-промышленной корпорации General Dynamics. В том же году началось серийное производство M1 Abrams еще на одном государственном танковом заводе — Детройтском арсенале (Detroit Arsenal Tank Plant — United States Army Tank Automotive Research, Development and Engineering Center), г. Уоррен, шт. Мичиган (Warren, Michigan). Оба завода взяты в аренду корпорацией General Dynamics. Нормальный темп производства составлял 70 танков в месяц, рекордным стал октябрь 1986 г., когда танкостроители обоих заводов выдали 103 экземпляра M1 Abrams. Производство «базового» варианта Ml прекратилось в январе 1985 г., всего было построено 2374 танка этой модификации.
В следующей части мы остановимся подробнее на конструкции и вооружении танка M1 Abrams.
/Тихонов В.А., naukatehnika.com/