Компания Pratt & Whitney сообщила о работах по обновлению двигателя F135 для истребителя F-35. Уже имеется «дорожная карта» по увеличению его мощности и тепловой скрытности. Речь идет о проекте модернизации под названием GO2. Этот проект является продолжением программы GO1, которая, в свою очередь, уже выполняется для заказчика — ВМС США. Об этом рассказывает издание Aviation Week.
Если первая программа GO1 предусматривает сокращение расхода топлива на 5% и повышение тяги на 10% силовой установки главного самолета Америки, то GO2 приблизит ВМС США на расстояние одного шага к созданию истребителя 6-го поколения, обещают разработчики.
Отметим, что прототип этого движка F135 XTE68 / LF компания Pratt & Whitney уже показывала в 2013 году, после чего получила 1 млрд. долларов на 5 лет на его доработку. И вот, судя по всему, деньги заканчиваются, так как программа GO2 должна была стартовать с 2021 года. При этом двигателестроительная компания утверждает, что «полученные результаты дают основание, что дальнейшее усовершенствование имеющихся у Pratt & Whitney адаптивных технологий, в конечном счете, может привести к силовой установке с изменяемым циклом XA101 для истребителя 6-го поколения».
«Пакеты обновления GO1 и GO2 могут использовать более широкий подход для создания двигателя с переменным циклом, — говорит Мэтью Бромберг, президент военных двигателей компании Pratt & Whitney. — Термин „адаптивный“ относится ко многим элементам двигателя, а не только к третьему воздушному потоку для повышения его мощности».
По словам Бромберга, производителю F-35, корпорации Lockheed Martin, не придется вносить принципиальных конструктивных изменений в планер. Зато, если программы GO1/GO2 увенчаются успехом, то Америка на базе «самолета-неудачника» получит истребитель 6-го поколения.
Это сообщение вносит некоторый позитив после серии критических замечаний в адрес F-35, в том числе и со стороны Минобороны США. «Слишком много нерешенных вопросов, которые, скорей всего, окажут кумулятивное влияние на возможности истребителя во время боевых испытаний», — говорится в последнем докладе официальных лиц Пентагона, включая заместителя министра обороны Патрика Шенахана. Военные упрекают разработчиков, что с 2014 года в истребителе ничего не изменилось.
«ВВС США рассматривает возможность отмены заказов на 590 истребителей F-35, поскольку этот самолет оказывается слишком дорогим в эксплуатации и обслуживании, — пишет Air Force Technology. — В апреле этого года Пентагон перестал принимать новые самолеты из-за разногласий в вопросе, кто платит за дорогостоящий ремонт из-за проблем, которые не были обнаружены во время производственного процесса. В общей сложности ВВС США указали на 966 технических проблем и недостатков F-35».
В свою очередь, сторонники Lockheed Martin пытаются привлечь на свою сторону историю развития американского самолетостроения. Дескать, один в один повторяется ситуация с разработкой самолета 2-го поколения F-5 Freedom Fighter, который стал прообразом машин 3-го и даже 4-го поколения американских истребителей. Значит, можно извлечь из F-35 большие дивиденды.
Напомним, начиная с конца 40-х годов прошлого века, истребители классифицируются по поколениям, понимая под ними внедрение таких новшеств, которые дают преимущества в бою перед устаревшими моделями. Не секрет, что в «реактивную эпоху» на переднем крае боевой авиатехники были США и СССР (сегодня — Россия).
Если истребители 1-го поколения воевали над Корейским полуостровом, то машины 2-го и 3-го поколения бились за господство в воздухе во Вьетнаме и на Ближнем Востоке в арабско-израильских конфликтах. Американские эксперты утверждают, что первый самолет 4-го поколения F-14 Tomcat поступил на вооружение в 1974 году и на долгие годы оставался оружием «эффективного сдерживания Советов». Старт 5-го поколения Штаты тоже оставляют за собой, имея в виду появление в 2005 году F-22 Raptor.
За океаном уверены, что именно передовые стелс-технологии стали тем новшеством, которое обеспечило ВМС США воздушное преимущество над российскими и китайскими летчиками в начале 21 века. Правда, появление истребителей 5-го поколения в 2017 и 2018 года в КНР и РФ уже не делает американцев лидерами в боевом самолетостроении даже по формальным признакам.
На тему, какие истребители — наши или штатовские — лучше, сломано бесчисленное число копий. К счастью, споры носят исключительно теоретический или рекламный характер. И в самом деле, границы между поколениями по ряду параметров настолько нечеткие, что некоторые самолеты хоть и считаются машинами 4++, в реальности не уступают и даже превосходят F-35 и F-22. Более того, российские разработчики уже обладают технологиями, которые могут быть интегрированы в более старые конструкции планеров, но с существенным повышением военных возможностей.
Что интересно: американцы, ранее упорно доказывая, что российский многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-35 не сможет противостоять в воздушном бою с F-35, неожиданно смягчили свои оценки. В ряде заокеанских, вполне авторитетных изданий даже появились статьи, что «американец» может проиграть «русскому». Но при этом эти же аналитики стали одновременно вспоминать F-5 Freedom Fighter, как бы проводя параллели с F-35. Наверняка, не без подачи Lockheed Martin.
Истребитель F-5 Freedom Fighter поступил в ВВС США в 1962 году и активно применялся в войне во Вьетнаме. Он оказался неплохой машиной, хотя и не такой великолепной, как его в то время разрекламировали за океаном. В плане пиара он и впрямь схож с F-35. Однако достаточно быстро стало понятно, что Freedom Fighter не обеспечит обещанного господства в воздухе. Кроме того, вьетнамцы успешно сбивали новинку американского ВВП из ПЗРК «Стрела-2».
Но после того, как на F-5 поставили турбореактивный двигатель General Electric J85, машина перешла в разряд истребителей 3-го поколения. Позже F-5 мало чем уступал первым истребителям F-18A и F-16A 4-го поколения. Короче говоря, этот самолет скакнул сразу на два поколения вверх.
«F-35 с общей программной стоимостью более 1,6 трлн. долларов вполне может последовать примеру своего предшественника F-5, причем поздние варианты производства приобретают возможности модернизации под шестое поколение», — считает военный журнал Military Watch. При этом издание уточняет, что «точное определение истребителя 6-го поколения еще не сделано». Так что дело за маркетологами из Lockheed Martin.
Другими словами, в Штатах параллельно с критикой F-35 раскручивается компания по его реабилитации, как самолета отложенных возможностей. Такая постановка вопроса, с одной стороны, позволит сохранить прежние объемы финансирования, а с другой — повысит коммерческую привлекательность машины. Мол, за дополнительные деньги покупатели получат «истребитель 6-поколения». И вообще, тогда политическая карта мира изменится до неузнаваемости: Россия «наконец-то успокоится», поскольку воевать со страной, которая обладает таким самолетом, бессмысленно.
В этой связи появление новостей о программах GO1/GO2 по модернизации двигателя F135 до уровня XA101 логично вписывается в концепцию «успешного развития» ВВС США, так как американцы категорически не хотят признать, что российские инженеры и конструкторы сделали истребитель 5-го поколения Су-57 за не сопоставимые меньшие деньги.
/Александр Ситников, svpressa.ru/
Шаг может быть довольно длинный. Определится надоть сначала что за чудо-юдо такое этот истребитель шестого поколения?
Двигатель. Ха — а что он дает? Скорость? А сколько махов? А что с тепловым нагревом обшивки? Полет в стратосфере? А как руление в разряженной среде? А что с кабиной, как самочувствие пилота в стратосфере? Или это БПЛА? А что? Уже и ИИ или ИР к нему готов?
Не братва — засунуть в «пингвина» вундервафлю в виде шупер пупер ширминатор двигателя и обозвать все это сопледелие шестым поколением не получится. Это много раз «Ку» делать надо, а то «Эцих с гвоздями» получится а не шестое поколение.
За сим — Ку три раза.
было б о чем копья ломать)))) «…Компания Pratt & Whitney сообщила о работах по обновлению(!) двигателя F135 для истребителя F-35… двигателестроительная компания утверждает, что «полученные результаты дают основание(!), что дальнейшее(!) усовершенствование(!) имеющихся у Pratt & Whitney адаптивных технологий, в конечном счете, может(!) привести к силовой установке с изменяемым циклом XA101 для истребителя 6-го поколения…»)))) в статье название громче, чем весь остальной текст. вся информация из серии «если да, то тогад о-о-о-о-ооооооооо!!!»)))) тебе не лень было вообще на эту чепуху время тратить?)))))
Не удержался. Уж больно цветовую дифференциацию штанов кин-дза-дзы напоминает.
согласен на сто проц и еще — у пендосов с 5 поколением проблем выше крыши ,а здесь пугают уже 6м поколением))), это все из цикла в гостях у сказки
у этого F-35 шаси больше самого самолёта такое ощущение он по небу будет на ходулях прыгать.
явно нашли метод как бабло сорвать, войнушку слабо развязать, расслабились после 90-х думали РОССИЯ на задворках ан чудо-юдо у них праздник наворуются вдоволь не то что наши щипачи и сразу в католажку а они официально подай а то ну знаете у них фантазий полно если наших студентов стали сажать.
Двигатель к нашему СУ — 57 , который собственно уже есть и на котором самолеты уже летают, как говорят производители будет проверяться на годность до 2020 года . Если все остальное к этому сроку будет готово , то можно будет начинать крупносерийное (50 шт. в год) производство. Госпрограмма вооружений , рассчитанная до 2027 года это всего лишь общий план выделения средств. На что их тратить каждый год будут решать конкретно. Что то будут убавлять , что то прибавлять, главное — не выходить за пределы выделяемых средств. Скорейшее вооружение наших ВКС истребителем 5 поколения необходимо как по соображениям повышения обороноспособности, так и по соображениям престижа. Как только самолет и вооружение будут готовы, тянуть не будут. Лукавые разговоры о том, что СУ-57 нам не очень нужен , народ скорее раздражают , чем успокаивают. Истребитель 6 поколения в моем понимании это: беспилотный, воздушно- орбитальный самолет лазерной пушкой . О таких сейчас можно только помечтать.
Это аппарат с денатационными двигателями, с рофар, с гиперзвуковыми ракетами
Детонационным
Ну, что знаток? Не армад не терминаторов «пятого поколения», от которых вы ссались кипятком никто поставлять не будет на внутренний рынок. Дорого и беспонтово. Понял?
Вообще-то поставляет и в 2018 около 100 штук и далее, объемы вполне нормальные.
Но в жмеринке всяко каждый селюк знает лучше с биноклем со своего скворечника. Понял шЭневымерла? 🙂
Вам же написали речь идет о 6 поколении истребителей……..что тут непонятного? У них все будет по другому. И фюзеляж из титановых сплавов, для того чтобы выдержать кинетический нагрев, и элементы ИИ, и увеличенная боевая нагрузка, и РЭР, РЭБ, опять таки «круговая» DAS нового поколения, я уже не говорю о ЭДСУ, в составе БРЭО, HOTAS тоже уже сейчас норма жизни у истребителей 5 поколения.
Поймите, что никто за океаном не допустит «технического отставания» и это правда на
1 000 000% так что работа будет продолжена.
Есть и у РФ проекты по 6 поколению. Увы, бабосиков нет, уже чуть ли не официально Су 57 оказался не нужен…….мол пока есть Су 35 а там видно будет. И вы слышали……из Су 35 хотят истинно 5 поколение слепить. С новым БРЭО с новыми ОГРО, цирк шапито. Это от нехватки денег, и нехватки новых идей……
Не на что надеяться. И перспектив мало. Россия 21 век.
От су-57 отказываются, потому что он не соответствует требованиям истребителя 5 поколения.
Индия отказалась от Су-57 как основы для своего истребителя пятого поколения. Индийские военные считают, что создаваемый российский истребитель не отвечает заявленным требованиям скрытности. Также индийская сторона полагает, что боевая авионика, радары и датчики российской разработки не соответствуют стандартам боевого самолета пятого поколения.
Кроме того, до сих пор нет двигателя 2 этопа.
ОБС знаешь как расшифровывается?Одна бабка сказала!!!Вот так и ты.Начитаются охинеи написанной не понятно кем и не понятно из каких источников взятой, и возомнив себя экспертом работающим в оборонке пишут всякую херню.Посмотрим что получится после испытаний новых двигателей и я скажу так им там в гособоронке виднее что сейчас целесообразно покупать и что модернизировать!!!А деньги если нужно найдутся всегда.
Марлезонский балет для крутоватых. Лапшу пусть с ушей своих жуют. По комплексному применению, даже по доступной информации, никого рядом с Су-57 сейчас и рядом не стояло. А индусы никуда не денутся, они учатся у евреев торговаться.
Господа! Для тех кто не в теме, проясню вопрос по Су-57. Индусы начали вопить после того как мы отказались передавать им техническую документацию (читай-продавать лицензию).
Снеговик, Су-57 изначально планировался как ведущий группы. То есть много их не будет. О перевооружении говорить не следует. И потом не вижу ничего страшного если сроки сдвинутся вправо.
Тут знаете ли Посейдоны с Авангардами и Буревесниками нарисовались.))
Про F-5 ерунда какая-то написана. Прямо как будто он предполагался каким-то «вундерваффе». Вообще то он создавался в первую очередь для стран 3-го мира как дешевый и простой аппарат, при этом в США использовался очень ограничено в осоновном в учебных подразделениях
То Америка на базе самолета-неудачника пятого поколения получит истребитель-неудачник 6-го поколения.
страна идиотов считает себя умней всех аж стыдно становится
Хотя-бы 5-е поколение довели до ума, а то какие-то бестолковые вундервафли по бешеной цене. Китайцы не успевают под них комплектующие делать! 🙂