Самолёт Ту-214ОН: новое средство авиационного наблюдения

В недавнем прошлом российская авиационная промышленность разработала и построила пару самолетов наблюдения Ту-214ОН, предназначенных для контроля в рамках существующего Договора по открытому небу. В силу определенных причин эта техника пока не может в полной мере решать свои задачи, но уже приняты определенные меры. На днях одна из построенных машин прошла первый этап освидетельствования. На ближайшее будущее запланированы новые проверки, по результатам которых новые российские самолеты смогут приступить к выполнению своих задач.

Сообщения о текущих событиях вокруг самолета Ту-214ОН («Открытое небо») появились 29 мая. Руководитель российского национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергей Рыжков рассказал журналистам, что с 21 по 29 мая на авиабазе Кубинка проходили мероприятия по предварительному освидетельствованию новой авиационной техники. В этой процедуре, помимо российских специалистов, приняли участие 56 инспекторов из 20 зарубежных стран.

Проверку проходил один из двух построенных самолетов Ту-214ОН – машина с бортовым номером 64525, вторая в серии. От предшественника этот самолет отличается наличием новейшей цифровой аппаратуры наблюдения, изготовленной российской промышленностью. Перед введением машины в эксплуатацию и началом наблюдательных полетов необходимо определить реальные характеристики ее приборов, причем в таких испытаниях должны участвовать иностранные наблюдатели.

В ходе предварительного освидетельствования зарубежные специалисты ознакомились с российским самолетом. Им продемонстрировали выполненные доработки конструкции и специальное оснащение, предназначенное для выполнения наблюдений. Кроме того, инспекторы ознакомились с наземными средствами, предназначенными для проведения испытаний и проверок самолета на соответствие международным соглашениям.

Самолет Ту-214ОН с бортовым номером 64525, задействованный в проверках, за время мероприятий совершил четыре демонстрационных вылета. На его борту при этом находились российские операторы и иностранные наблюдатели. Целью таких полетов являлась аэрофотосъемка специального тест-объекта. По итогам таких вылетов был подтвержден заявленный потенциал бортовой аппаратуры. Кроме того, специалисты установили соответствие систем наблюдения условиям Договора об открытом небе.

Заключительный этап освидетельствования Ту-214ОН запланирован на сентябрь этого года. Если новые проверки завершатся успехом и самолет подтвердит соответствие установленным нормативам, его допустят для использования в наблюдательных полетах. Благодаря этому воздушно-космические силы России получат более удобный и совершенный инструмент для слежения за исполнением договоров о разоружении.

***

Специальный самолет наблюдения Ту-214ОН был разработан отечественной промышленностью специально для работы в рамках Договора об открытом небе и создавался по заказу ВВС России. Важнейшую роль в разработке новой машины стала компания «Туполев». Специальное оборудование для ведения наблюдения создавался концерном радиостроения «Вега». Площадкой для сборки новой техники стал Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова.

В качестве базы для специального самолета был выбран серийный пассажирский лайнер Ту-214. Этот самолет имеет достаточно высокие характеристики, соответствующие требованиям к воздушному наблюдателю, а кроме того, в его фюзеляже можно было разместить всю необходимую аппаратуру и рабочие места ее операторов. Также удалось выделить небольшой полноценный салон для размещения наблюдателей. Наконец, применение готовой платформы позволило получить известную экономию на стадиях опытно-конструкторских работ и эксплуатации.

В соответствии с условиями Договора по открытому небу, самолеты для проведения наблюдений могут нести радиолокационные станции, фото- и видеокамеры, а также инфракрасную аппаратуру. Одновременно с этим – чтобы самолет мог вести наблюдение, но его нельзя было использовать для полноценной комплексной разведки – на характеристики аппаратуры накладываются определенные ограничения. Так, разрешение фотокамер должно быть больше 30 см, а для инфракрасной аппаратуры этот параметр органичен 50 см.

Читайте также  Ту-22М3М – вторая молодость известного бомбардировщика

К середине текущего десятилетия КАЗ им. Горбунова построил для российских ВВС два самолета типа Ту-214ОН. Первым был экземпляр с бортовым номером 64519, строительство которого закончилось в 2011 году. Ровно 7 лет назад – 1 июня того же года – машина впервые поднялась в воздух. Второй самолет с номером 64525 впервые полетел в самом конце 2013 года. Два самолета имели заметные отличия. Так, при определенном сходстве бортовой аппаратуры наблюдения, вторая машина была оснащена цифровыми приборами российского производства. Для ввода в эксплуатацию такое оборудование нуждается в международном освидетельствовании, первый этап которого завершился на днях.

Обе версии бортового комплекса авиационного наблюдения (БКАН) были разработаны концерном «Вега». Насколько известно, два варианта БКАН схожи по своему составу, но основываются на отличающихся приборах от разных производителей.

Первый построенный Ту-214ОН с б/н 64519

Согласно опубликованным данным, одним из главных средств наблюдения самолета Ту-214ОН является радиолокационная станция бокового обзора с синтезированной апертурой. Ее антенна размещена в характерном обтекателе под днищем. Полоса захвата станции – от 4,7 до 25 км при зоне обзора до 50 км.

В носу фюзеляжа помещается набор из нескольких цифровых и пленочных аэрофотоаппаратов панорамного и кадрового типов. С их помощью предлагается делать фотоснимки изучаемых районов, причем цифровые камеры имеют возможность передачи изображения на автоматизированные рабочие места операторов в режиме реального времени.

Предусматривается использование телевизионного комплекса наблюдения в составе трех камер разных типов. По центру устанавливается широкоугольная камера типа КТШ-5 с углом обзора до 148°, что позволяет осматривать район, ширина которого в 6,6 раз превышает высоту полета. Также имеются две подвижные боковые камеры КТБО-6 с углом обзора до 20°. Как и в случае с цифровыми фотоаппаратами, сигнал с телекамер поступает на мониторы рабочих мест.

В центре фюзеляжа располагается аппаратура наблюдения в инфракрасном диапазоне. Она обеспечивает съемку пространства под самолетом с углом до 130°. При этом максимальная ширина полосы обзора зависит от высоты полета и может быть в 4,6 раза больше нее. В режиме реального времени сигнал с инфракрасных камер поступает к операторам.

Система БКАН, разработанная концерном «Вега», включает бортовой центральный вычислительный комплекс. Он отвечает за сбор и запись данных с аппаратуры наблюдения, а также взаимодействует с автоматизированными рабочими местами операторов. Одной из основных задач БЦВК является формирование навигационных данных для аппаратуры наблюдения, позволяющее правильным образом производить съемку заранее определенных районов.

Работой бортового комплекса авиационного наблюдения и его составляющих на самолете Ту-214ОН управляют пять операторов, работающих с собственными автоматизированными рабочими местами. Первый работает с аэрофотоаппаратами, второй использует телекамеры, третий следит за работой РЛС, а четвертый контролирует инфракрасные камеры. Пятое рабочее место предназначается для старшего летного представителя. Все рабочие места объединены в локальную сеть, что упрощает совместную работу специалистов.

В отдельном салоне находятся представители контролирующих организаций. Руководитель группы сопровождения и руководитель миссии, расположенные отдельно от операторов, могут следить за ходом наблюдательного полета при помощи пары мониторов, на которые выводятся все необходимые данные.

Читайте также  Бомбардировщик 5-го поколения – мечта или реальность?

В ходе переработки под новые задачи конструкция базового самолета Ту-214 претерпела минимальные изменения. Все основные доработки коснулись внутреннего оснащения, тогда как снаружи появились лишь несколько новых обтекателей, не отличающихся большими размерами. Благодаря этому все основные характеристики Ту-214ОН остаются на уровне базового лайнера, что, среди прочего, обеспечило его соответствие существующим нормам и правилам ИКАО.

Длина самолета авиационного наблюдения составляет 46,14 м при размахе крыла 41,8 м. Два двигателя ПС-90А обеспечивают разгон до максимальной скорости 850 км/ч. Крейсерская скорость незначительно ниже максимальной. Потолок превышает 12 км. Летный экипаж Ту-214ОН состоит из четырех человек: двух пилотов, бортинженера и радиста. Во время работы на борту также должны находиться пять операторов и два наблюдателя.

***

В 2011-13 годах российская авиационная промышленность построила два самолета типа Ту-214ОН, и вооруженные силы начали подготовку к их эксплуатации в рамках существующих соглашений. Однако от таких планов вскоре пришлось отказаться. Причиной этого стали недружественные шаги со стороны официального Вашингтона, сделанные весной 2014 года.

Самолет наблюдения в полете. Хорошо видны обтекатели специального оборудования

В середине апреля 2014 года группа американских сенаторов, входящих в комитет по разведке, опубликовала заявление о новом российском самолете наблюдения, который, якобы, может иметь недокументированные возможности. Они утверждали, что Ту-214ОН может использоваться не только для наблюдения в рамках Договора об открытом небе, но и для осуществления полноценной разведки. Вскоре председатель комитета по вооруженным силам Палаты представителей Майк Роджерс обратился к президенту Бараку Обаме с предложением запретить полеты новых российских самолетов над США. 18 апреля полеты Ту-214ОН официально запретили.

За этим последовал обмен заявлениями и обвинениями. Кроме того, споры вокруг новых самолетов привели к задержке очередного полета американских наблюдателей над Россией. Дальнейшее обсуждение вопроса о самолетах Ту-214ОН фактически отсутствовало. При этом самолеты нового типа не были допущены к работе, и потому объекты Соединенных Штатов до сих пор инспектируются при помощи достаточно старых машин Ту-154М-ЛК1.

Проблемы с некоторыми зарубежными партнерами повлияли на работу российских наблюдателей, но не привели к отказу от новейшей техники. Наоборот, развитие этого направления было продолжено и уже дает первые результаты. Второй серийный Ту-214ОН, оснащенный отечественной цифровой аппаратурой, уже был проверен отечественными специалистами и теперь готовится к началу службы.

Однако перед стартом полноценной эксплуатации эту машины должны проверить зарубежные инспекторы. В конце мая более полусотни специалистов из двух десятков зарубежных стран-участников Договора об открытом небе ознакомились с новейшим российским самолетом, а также лично определили его реальные характеристики. Как сообщается, приборы наблюдения на борту Ту-214ОН полностью соответствуют требованиям международного соглашения, и потому могут использоваться в наблюдательных полетах над территорией третьих стран.

Несколько дней назад второй серийный Ту-214ОН в присутствии иностранных наблюдателей прошел предварительное освидетельствование. В ближайшем будущем состоятся новые подобные проверки. Окончательное решение о допуске самолета к работе будет принято в сентябре текущего года. Получив необходимые разрешения, второй самолет сможет участвовать в наблюдательных полетах и собирать различную информацию, не нарушая права партнеров на сохранение военной тайны.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя