От американских БПЛА Россия отстала на полтора десятка лет

RQ-4 Global Hawk

В России создан первый тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат, сообщил «Интерфаксу» информированный собеседник. По его словам, речь идет об «Альтуисе-О», масса которого превышает семь с половиной тонн. Он предназначен для длительных полетов с целью разведки и нанесения ударов высокоточным оружием по позициям противника.

«Интерфакс» для сравнения упоминает американский ударный дрон Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk, вес которого приближается к 15 тоннам. Однако уместнее было бы сказать о более современном MQ-9 Reaper, созданном в компании «Дженерал Динамикс» и запущенном в серийное производство 10 лет назад. Он весит «всего» 5 тонн, но полезная нагрузка при той же самой длительности полета почти в два раза больше — 1700 кг против 900 кг. Максимальный взлетный вес в данном случае это не самое главное.

Упоминание об «американце» должно наводить нас на мысль о том, что еще немного, и мы догоним США в данном сегменте беспилотных летательных аппаратов. Однако обольщаться не следует до тех пор, когда «Альтуис-О» не пройдет все испытания, подтвердив соответствие реальных характеристик, заявленным в ТЗ, и не будет принят на вооружение. А история с российским тяжелым беспилотником столь часто и столь долго муссируется в СМИ, что это уже напоминает басню о мальчику-пастухе, который беспрерывно кричал «Волки, волки!»

Пока же российская армия имеет только один ударно-разведывательный беспилотник «Корсар», назвать который тяжелым могут разве что жители страны Лилипутии. Он весит 200 кг и поднимает в воздух нагрузку в пределах 40 кг. То есть его ударный потолок — это несколько неуправляемых реактивных снарядов. Правда, на выставочных стендах рядом с «Корсаром» неизменно размещают противотанковых ракету «Атака». Но это под большим вопросом, поскольку ракета весит 42 кг.

Что же касается действительно тяжелого беспилотника, то ситуация настолько запутанная, что «информированный собеседник» «Интерфакса» назвал не имя беспилотника, а название ОКР «Альтаис-М», в рамках которой он разрабатывается в казанском ОКБ им. Симонова совместно с компанией «Кронштадт».

Более того, речь в сообщении, по всей видимости, идет о гражданской модификации «Альтаира», а не об ударной, о чем свидетельствует масса беспилотника.

Итак, обо всей этой запутанной истории по порядку.

Читайте также  ВМС США требуются ударные БПЛА

ОКБ «Сокол» (прежнее название «ОКБ им. Симонова») в 2011 году выиграло тендер стоимостью в 1 млрд. рублей на разработку ударного дрона весом в 5 тонн. В 2014 году был готов опытный образец. Однако два года он был не в состоянии совершить полноценный полет — от взлета до посадки. Самым неприятным происшествием стала поломка в 2015 году шасси. В августе 2016 года ударный «Альтаир» взлетел.

До середины прошлого года машину совершенствовали. Ее характеристики таковы. Масса — 5 тонн. Полезная нагрузка — 1 тонна. Крейсерская скорость — 150−250 км/ч. Дальность полета — 10 тыс. км, продолжительность полета — 48 часов. Потолок — 12 тыс. м. Длина — 11,6 м, размах крыла — 28,5 м.

Но тут случились два непредвиденных обстоятельства. Первое напрямую связано с санкциями. В беспилотнике используется экономичный дизельный 500-сильный двигатель RED А03, производящийся немецкой компанией RED Aircraft GmbH, которую основал в начале нулевых годов наш бывший соотечественник Владимир Райхлин, выпускник Казанского авиационного института. Двигатель был разработан на средства российского холдинга «Финам», в том числе и для удовлетворения российских потребностей. В частности, он используется в учебно-тренировочном самолете Як-152. Запрет поставок двигателя в Россию — это для Райхлина очень чувствительный удар.

Однако выход из положения был найден. В результате обоюдовыгодного с Райхлиным решения в Казани строится цех по производству RED А03.

Второе обстоятельство состояло в том, что казанцы вместо одного миллиарда израсходовали два миллиарда рублей. Министерство обороны закрыло финансовые отчисления, посоветовав ОКБ им. Симонова искать богатых инвесторов. И они нашлись. Была создана гражданская модификация, которая после начала ее производства будет заниматься мониторингов нефтегазовых трубопроводов в условиях Крайнего севера. Эта модификация весит 7 тонн и способна поднимать 2 тонны полезного груза.

У «Альтаира» бортовое радиоэлектронное оборудование, что называется, индивидуальной подгонки. Все создано именно для него в концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Например, он может поддерживать связь с базовым пунктом на удалении до 450 км, не пользуясь спутниковыми каналами. Очень серьезная РЛС с АФАР. Есть оптико-локационная станция, что снижает радиолокационную заметность дрона. Навигационная система имеет полностью автономный режим работы. Вот, правда, о том, какими ракетами он будет вооружен и что представляет собой система управления вооружением, не сообщается.

Читайте также  Малоразмерные БЛА становятся неотъемлемой частью поля боя

Так что ориентиром у ОКБ им. Симонова был не RQ-4 Global Hawk, а именно MQ-9 Reaper. В результате получилось нечто промежуточное. В чем-то казанцы опередили разработчиков «Репера», а в чем-то не дотянулись. Печально, что масса полезной нагрузки в полтора раза меньше (1000 кг — 1700 кг). Но отрадно, что длительность полета почти в два раза больше (48 ч — 16…28 ч), а дальность — более чем в три раза (10 тыс. км — 6 тыс. км). Ну, а скорость и потолок почти одинаковы, что, впрочем, не столь и важно.

Конечно, можно считать, что Россия в области ударных беспилотников достигла уровня «Репера». Однако «Альтаир» в лучшем случае начнет приходить в войска в 2020 году. То есть через 13 лет после начала эксплуатации американского дрона, который, будем считать, мы догнали. С интервалом почти в полтора десятилетия.

А вот самый часто упоминаемый еще совсем недавно MQ-1 Predator мы по параметрам здорово опередили. Однако это совсем не радует, поскольку американский «Хищник» был запущен в серийное производство в 1994 году.

Что же, будем продолжать попытки не только догнать наших «партнеров», но и вырваться вперед.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

17 КОММЕНТАРИИ

  1. Позорное поведение грузинской армии к этому отношения не имеет. Факт остается фактом, при всем желании и наличии ПВО генерал признает что не смогли справиться с достаточно большими БПЛА. Надеюсь Вы не станете отрицать что у России лучшая ПВО?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя