Главная Оружие и экипировка

Боевые ножи: оружие или инструмент

1
22921

В январе 2013 г. на 57-м году жизни скоропостижно скончался известный российский конструктор холодного оружия Игорь Скрылёв. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей последнюю статью, которую Игорь Александрович подготовил для журнала «Оружие». Она посвящена современным боевым ножам.

Один из важных элементов боевой экипировки современного солдата — нож. И хотя ныне его роль в бою невелика, в эпоху локальных войн он приобрёл новую функцию — стал универсальным инструментом выживания для бойцов малых маневренных групп, действующих в отрыве от баз снабжения в сложных климатических условиях.

Ещё во времена войны во Вьетнаме американские войска неожиданно для себя выяснили, что их экипировка, огнестрельное оружие и даже ножи плохо подходят для местных условий. С похожей проблемой столкнулась и Советская армия во время войны в Афганистане. Роль основного боевого ножа в ней выполнял штык-нож, конструкция которого оказалась неудачной. Вообще говоря, попытки создания универсального оружия редко бывают успешными. У ножа и штыка разные задачи, и для их решения нужны различные конструктивные подходы.

Штык крепится на оружие. При этом удар наносится двумя руками, участвует как масса тела бойца, так и масса самого оружия. При таком ударе клинок глубоко входит в цель, если он будет хорошо заточен, то кроме повреждения режущей кромки при контакте с костями он может также завязнуть в сухожилиях. Поэтому, как это ни покажется странным, штык не должен быть слишком острым. Пример удачной конструкции — штык к карабину СКС. Но для ножа тупая режущая кромка — серьёзный недостаток.

Желание превратить штык-нож в универсальный инструмент уменьшает его надёжность и снижает боевые характеристики оружия. Чем ближе нож к инструменту, тем менее он пригоден для боя, и наоборот. Поэтому при разработке нового боевого ножа всегда важно понять, какие качества предпочтительнее.

Игорь Скрылёв

Развитие идеологии боевого ножа как универсального инструмента привело к увлечению ножами выживания.

В частности, на вооружение российской армии принят нож «Басурманин». Это гибрид ножа «Король Джунглей-2» фирмы «Aitor» и ножа НР-2. «Эльф» — ещё одна конструкция, используемая спецназом ГРУ. Оба образца схожи, но первый — больше нож-инструмент, а второй — ближе к боевому ножу. Несмотря на то что «Бусурманин» и «Эльф» приняты на вооружение, используют их в небольших количествах. Так, «Басурманин» оказался громоздким, тяжёлым и дорогим, на его базе стали выпускать коммерческую модель. Сейчас его поставляют в качестве ножа выживания пограничникам, которые проходят службу в регионах со сложными климатическими условиями. Но даже в таких накрученных моделях совместить функции оружия и инструмента до конца не получается. Проще всего разделить эти функции. И использовать боевой нож в комплекте с небольшим многофункциональным ножом. Последний обычно бывает складным. Пример — знаменитые армейские швейцарские ножи.

Возможен и другой подход. В польской армии разработали интересный складной нож, до сих пор используемый в спецназе. Его клинок имеет габариты, достаточные для боевого применения, и кроме того, у ножа высокая инструментальная насыщенность. Он вышел довольно мощным, и за это пришлось заплатить большим весом. Сами поляки называют его первым «тулом», который проявился гораздо раньше, чем разработки Лазермана. Впрочем, у него не было пассатижей, так что это вопрос довольно спорный.

Нож выживании НВ-1 (нож «Басурманин») — в армии принят на вооружение под индексом 6X6

НР-2 — армейский нож разведчика. Рядом пенал из рукояти

Нож выживании «Король джунглей» производства испанской фирмы «Aitor»

Нож «Эльф» разработан в ЦНИИТОЧМАШе для спецназа ГРУ

Появление тулов во многом решило проблему вспомогательного ножа, но гражданским моделям не хватало прочности и боевых возможностей. Стали появляться специальные армейские версии, они отличались от гражданских чёрным покрытием и наличием обжимки для детонаторов. Их плюс — малый вес, небольшие габариты и не слишком высокая цена, ведь базой служит серийная гражданская модель.

В России тоже стали появляться армейские версии подобных инструментов с развитыми боевыми возможностями, ведь такое использование изделия никто не отменял. А это сразу накладывает ограничения на габариты клинка. Он не может быть меньше 90 мм, а лучше, если он будет больше 100 мм, при солидной ширине и толщине. Но для классической лазермановской схемы клинок такой длины не подходит. Попытки выполнить армейский инструмент, с потребными габаритами клинка по ней, предпринимались в ЦНИИТОЧМАШе. Там разработали инструмент «КРАГ», но он оказался слишком крупным и тяжёлым. Модель так и не получила дальнейшего развития.

Фирма «НОКС» по заказу ФСБ разработала боевой нож сапёра «Взмах-3» , который официально принят на вооружение. Этот инструмент выполнен по совершено другой схеме, что позволило увеличить длину клинка до 110 мм, при толщине 4 мм. Нож проходил испытания на возможности боевого использования и был признан годным. Своё боевое крещение «Взмах-3» прошёл ещё до официального принятия на вооружение. Опытный образец использовался при ликвидации чеченских террористов в «Норд Осте». Это изделие используют и другие силовые структуры, например ФСО. «Взмах-3» — оптимальный по своим параметрам инструмент для использования в качестве боевого городского ножа. Ещё одна область его применения — нож выживания. А вот для армейского использования он слишком дорог и сложен.

Компания «САРО» предприняла попытку создать армейский вариант сапёрного инструмента «Варан». Но получившийся образец не полностью устраивает военных — длина клинка мала для боевого использования. Желание разработчика создать надёжный крепкий инструмент привело к тому, что у ножа большие габариты и чрезмерный вес. Да и качество исполнения оставляет желать лучшего.

Универсальный боевой нож сапёра «Взмах-3»(внизу) и мини-тул «Байкер», разработанные фирмой «НОКС».

Мини-тул «Байкер-2» — модернизированный «Байкер»

Уже упоминавшаяся фирма «НОКС» в инициативном порядке разработала для гражданского применения мини-тул «Байкер». Этот лёгкий (90 г), очень плоский (8 мм) инструмент можно разместить на ножнах основного боевого ножа (так делают некоторые западные фирмы, предлагая потребителю набор из боевого ножа и ножа-инструмента).

Армейская версия «Байкера» снабжена обжимкой для детонаторов. Но на роль ножа для серьёзной работы он не подходит — мал по габаритам. Военным нужно что-то типа уменьшенной и упрощённой версии «Взмаха-3». Поэтому для перспективного комплекта боевой экипировки выдали техническое задание на разработку как боевого ножа, так и складного ножа-инструмента. На самом деле военные, похоже, сами не знают, чего хотят. Так, «Взмах-3» не удовлетворяет их по габаритам и весу, но в техзадании на новый инструмент приведены цифры, которые почти совпадают с его параметрами. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что габариты и вес нужно уменьшать, но в разумных пределах. Для боевого ножа основными критериями всегда были прочность и надёжность.

Но вернёмся к штык-ножу. По мнению ГРАУ, в современном бою применение штыка настолько ограничено, что им можно пренебречь, нужен просто хороший нож. Длина его клинка была определена в 170 мм, что довольно много, хотя соответствует параметрам боевых ножей западных стран. Такую длину, например, имеет клинок ножа американских морских пехотинцев «Ка-бар». Были заданы и некоторые другие параметры, ограничивающие разработчиков. В техзадании, например, было два небольших пункта, которые сводили идею простого армейского ножа на нет — это размещение на ножнах кусачек и возможность крепления к автомату, самостоятельно или через адаптер. Эти требования автоматически усложняют конструкцию ножа.

Впрочем, есть несколько вариантов решения проблемы. Самое простое — пойти по пути конструкции обычного штыка, сделав клинок, как это указано в техзадании, кинжального типа с полуторной заточкой. Установить на гарде кольцо для надевания на ствол автомата, а на рукояти кнопку фиксатора. В результате получается тот же штык-нож, единственное отличие — это размещение кусачек на ножнах. Именно таким традиционным путём и пошли некоторые фирмы, например фирма «САРО», выпустившая штык-нож «Шмель», очень напоминающий существующий штык-нож к автомату АК-74.

Штык-нож «Шмель» фирмы «САРО»

Другой путь — это упростить конструкцию за счёт ножен. Ведь размещение кусачек на ножнах превращает их в изделие, по своей сложности практически равноценное самому ножу. Решить это проблему можно по-разному. Самый простой способ — съёмный рычаг, который применялся на ноже Тодорова, ставшем родоначальником штык-ножей к автоматам Калашникова. Он позволяет получить наиболее простое изделие. Ножны для такого ножа можно изготавливать из текстильных материалов типа кордуры, а рычаг располагать на ножнах в специальном кармане. В этом случае на клинке ножа необходимо сделать отверстие для стыковки с рычагом. А оно ослабляет лезвие. Кроме того, пользоваться рычагом не слишком удобно. Неслучайно на штык-ножах к автомату Калашникова рычаг просто совместили с ножнами. Это тоже не самый правильный путь, так как вынос кусачек на переднюю часть ножен увеличивает габарит всего изделия.

Есть, конечно, интересное решение — перенести кусачки вверх, там их можно разместить более компактно. Но и такая схема имеет свои недостатки, самый главный из которых — необходимость фиксации кусачек в отверстии клинка. Проделать это в условиях, например, низкой освещённости проблематично. Крепление к автомату проще всего перенести на адаптер. Это позволит упростить сам нож, так как крепление к адаптеру не создаст проблем, связанных с габаритами самого автомата. Например, крепление на стволе уже сказывается на габаритах гарды, на которой надо размещать кольцо. Уменьшить этот габарит нельзя, а он выходит за параметры, указанные в техзадании. Поэтому наличие адаптера предпочтительнее, чем размещение элементов крепления на самом ноже. К тому же далеко не к каждому ножу такой адаптер нужно прилагать, ведь его использование весьма ограничено.

Армейский штык-нож от автомата АК-74

Боевой армейский нож НА 2010. Внутренняя часть ножен из нержавеющей стали, с размещёнными на них кусачками. На кусачках находится плоская отвёртка

Нож боевых пловцов «Морской дьявол» и армейский нож разведчика НР-2

Универсальный инструмент «Заноза» располагается в кармане на чехле ножа. Вкладыш фиксируется на ножнах с помощью выступа, западающего в отверстие

Проанализировав все эти варианты, фирма «АиР» пришла к выводу, что конструкция современного боевого ножа должна выглядеть по-другому. Клинок можно без проблем укоротить до 160 мм. Это уменьшит вес, увеличит маневренность и практически не скажется ни на боевых, ни на рабочих качествах. Их можно даже повысить, увеличив толщину клинка. Заточка полуторная. Дифференцированная нижняя кромка под резку, верхняя под рубку. Передняя часть клинка усилена, для этого верхняя кромка заточена в стиле танто.

Клинок выполнен из стали 95X18, твёрдость 56-58 единиц. Проведена антибликовая обработка лезвия стеклянными шариками, которая не только уменьшает блеск, но и упрочняет наружную поверхность металла за счёт наклёпа. Есть и минус такой обработки, хотя она определена заказчиком. Операция снижает коррозионную стойкость, даже при использовании коррозионностойких сталей. Поэтому гораздо практичнее использовать подобную обработку в комбинации с прочным антибликовым покрытием — карбидом титана или карбидом кремния. Гарда выполнена из этой же стали, но её твёрдость 45-48 единиц, что придаёт гарде хорошие механические свойства. Это важно, так как на гарду в период эксплуатации приходятся большие механические нагрузки, например при метании.

Рукоять ножа выполнена из текстолита, прочного и стойкого к внешним воздействиям материала. Есть также вариант, выполненный из резинопластика эластрона. Выбор материала рукояти делает возможным использовать нож в разнообразных климатических и географических условиях. На рукоять нанесено рифление двух видов. Поперечное рифление в передней части рукояти даёт упор для большого пальца, что позволяет хорошо контролировать нож. Далее идут продольные канавки, служащие для отвода влаги, если рука потная или мокрая. Форма рукояти не симметричная, она позволяет на ощупь понять, какой стороной держится нож. На рукояти — металлическое навершие. Оно может играть роль молотка, служить для нанесения шокирующих ударов и используется в качестве второго элемента крепления. Есть паз, в который входит накидное резиновое кольцо. Такое крепление обычно используют для подводных ножей, где надёжность удержания клинка в ножнах имеет особое значение.

Ножны выполнены из двух частей. Внутренняя часть, на которой расположены кусачки, выполнена из нержавеющей стали. На ней и размещается рычаг кусачек. Их конструкция во многом позаимствована у кусачек ножа боевых пловцов «Морской дьявол», разработанного фирмой «НОКС». На кусачках вкладыша ножен есть плоская отвёртка. В ножнах предусмотрены вкладыши из пластика, предохраняющие клинок от затупления при вынимании. Это важная проблема. Например, в ноже НР-2 в пластиковых ножнах имеется металлическая вставка, которая расположена так, что взаимодействует с режущей кромкой клинка. Достаточно пару раз вынуть его из ножен, как от заточки не остаётся и следа, В новом ноже этот недостаток устранён. Упругость стальных ножен используется и для фиксации в них самого клинка.

Для переноски ножа и его размещения на снаряжении предусмотрен чехол, выполненный из прочной камуфлированной ткани, с мягкой прокладкой, препятствующей появлению демаскирующего шума. На чехле расположен карман под универсальный инструмент «Заноза» и заточной брусок. Шлёвки на чехле позволяют крепить его на различных элементах снаряжения. Петля для крепления на поясе разъёмная. Вкладыш фиксируется на чехле с помощью выступа, западающего в отверстие накидного кармана. Такая фиксация проста и надёжна. Нож получил наименование НА 2010 (нож армейский образца 2010 г).

Тул «Взрывотехник» в сложенном состоянии. Справа хорошо видна обжимка для детонаторов

У «Взрывотехника» приличный набор инструментов

В комплект «Взрывотехника» входит и универсальный рабочий нож с тем же названием

Нельзя не рассказать о том, как была организована разработка ножа-инструмента для российской армии. Эта процедура была весьма необычной. В ГРАУ созвали совещание производителей холодного оружия, выдали тех-задание и месяц на разработку и изготовление образцов. Этап НИОКР оказался просто возложен на плечи производителей. Неудивительно, что реальные образцы представили только три фирмы. Они и пошли на испытание. Если для армейского ножа проблему сверхбыстрой разработки решить было можно (имея предварительные наработки, так, например, фирма «САРО» просто переделала под новые условия свой нож «Клён»), хотя все образцы появились в самый последний момент, то с ножом-инструментом оказалось сложнее. Единственные претенденты — ножи «Взмах-3» и «Варан» — по своим параметрам военных не удовлетворили, им требовалось что-то среднее между этими образцами. Готовая модель былау фирмы «НОКС», но её заказчиком выступала одна из спецслужб. Изделие получило характерное название «Взрывотехник». Внешне он похож на изделия Лазермана, но только на первый взгляд. Это изделие — «перевертыш».

Самая большая неприятность обычных сапёрных тулов в том, что наличие обжимки для детонаторов уменьшает работоспособность самих пассатижей и их прочность. Во «Взрывотехнике» эта проблема решена. Так, обжимка у сложенного «тула» расположена на пассатижах с обратной стороны. Эта часть инструмента достаточно массивная и может использоваться как молоток. На ней также расположен твердосплавный выступ для разбивания стёкол, который может служить и стеклорезом. При переворачивании рукояток «появляются» сами пассатижи. Они нормальной конструкции, но с наличием сменных режущих кромок на кусачках. Это плюс, так как можно сами пассатижи сделать более прочными и ремонтопригодными.

Если кусачки являются частью пассатижей, то их надо калить до высокой твёрдости, а это может сказаться на прочности. При наличии сменных режущих элементов проблема снимается. Пассатижи калятся до твёрдости, дающей оптимальную прочность, а режущие вставки (гораздо большей твёрдости) при поломке просто меняют. В одной из рукояток инструмента установлен клинок повышенной прочности, при длине 85 мм его толщина составляет 4 мм. Открыть его можно одной рукой, используя выступающий шпенёк. Клинок в открытом положении становится на жёсткий фиксатор. Рядом располагается универсальный держатель. В нём можно закрепить сменную пилу от электрического лобзика, что расширяет возможности инструмента, так как пилы могут быть самыми разными. Повреждённую во время работы пилку просто заменяют на новую. В держателе также может устанавливаться и специальный клинок для тонких работ. Он выполнен в двух вариантах — с обычной и серейторной заточкой.

Из специальных инструментов можно отметить штырь из лёгкого сплава для проделывания отверстий в упаковках взрывчатки при установке детонаторов. Прочий инструментальный набор довольно обычен: шило, консервный нож, напильник, ножницы. Ножницы выполнены достаточно габаритными и не имеют пружины, которая, как правило, становится элементом ненадёжности. Она заменена рукояткой с прорезью, позволяющей их открыть и управлять ими во время работы (как обычными ножницами). Есть держатель для сменных бит, он может комплектоваться удлинителем. Наличие сменных бит увеличивает возможности использования инструмента, так как не нужно иметь целый набор различных отвёрток и специальных торцевых ключей.

К сожалению, при всех плюсах, такой инструмент плохо подходит для армейского использования. Он должен быть намного проще, кондовее и не иметь сменных частей, которые можно потерять (одно из требований, которое всегда предъявляется к таким изделиям).

Инструмент «Взрывотехник» — часть комплекта, в который кроме него входит и универсальный рабочий нож под тем же названием. Его производит фирма «АиР». Несмотря на своё назначение, он производит впечатление боевого оружия. Виной тому кинжальная форма клинка, расширяющаяся в передней части. Это сделано для перенесения центра тяжести вперёд. Клинок разрабатывался как армейский нож для тяжёлых работ. Поэтому габариты клинка достаточно внушительны — длина 180 мм, толщина 6 мм. Такая массивность позволяет рубить этим ножом и использовать его как рычаг. Ширина лезвия даёт возможность копать. Конечно, это не лопата, но для рытья небольших лунок он вполне пригоден. Заточка дифференцированная: с одной стороны она обычная (используется для резки и рубки), с другой — пилообразная заточка с мелким зубом, которая играет роль серейтора, а в некоторых ситуациях может даже выполнять роль пилы.

Несмотря на своё рабочее предназначение, «Взрывотехник» ещё и оружие. Длина и толщина клинка, его форма, тип заточки позволяют использовать нож в этом качестве. Рукоятка выполнена из текстолита, этот материал оказался наиболее приемлемым для эксплуатации в сложных условиях. Навершие из стали, может выполнять роль молотка. Ножны из кордуры с пластиковым вкладышем, на них находится карман, в котором можно разместить алмазный заточной брусок и комплект выживания. Нож «Взрывотехник» представляет интерес не только для сапёров, но и для других родов войск. Сейчас идёт этап опытной эксплуатации этого изделия. На базе боевых образцов фирма-изготовитель собирается начать выпуск гражданских версий, внеся в их конструкцию необходимые изменения.

/Игорь Скрылев, журнал «Оружие»/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Дмитрий

    Штык для АК-74 в 80-е года был полный отстой. При броске и ударе плашмя о дерево ломался на ура. Нам их выдавали только в наряд.