Недавние конфликты показали, что происходит смена акцента на боевую устойчивость машин, теперь от платформ требуется, чтобы они могли выживать при подрывах на СВУ и ракетных ударах. В то время как привычными остаются решения из тяжелой броневой стали, появляются другие решения, которые обеспечивают повышенную защиту при меньшей массе.
В широком смысле тремя ключевыми свойствами боевой бронированной машины (ББМ) являются защита, подвижность и огневое могущество. Характер боевых действий в современных зонах конфликтов, включая Ирак и Афганистан, формирует повестку дня, выдвигая защиту на передний план с целью повышения выживаемости экипажей. Впрочем, существуют четкие границы того, сколько дополнительной брони может быть «навешано» на платформу прежде, чем она окажет значительное влияние на подвижность и развертываемость.
Традиционно корпуса и башни ББМ изготавливались, как правило, из броневой стали или алюминия, при этом с целью повышения уровня живучести машин производители всегда стремились применять материалы с самыми высокими характеристиками, включая бронепробиваемость. Например, один из ведущих специалистов в этой сфере, шведская компания SSAB, постоянно совершенствует свое семейство сталей Armox, предлагая производителям бронированных машин широчайший ассортимент марок стали с различными механическими свойствами.
Становясь креативнее
На основные боевые танки предыдущих поколений, как например, Leopard 1 от Krauss-Maffei и российские Т-54/Т-55/Т-62, устанавливались литые башни из броневой стали, а корпус был либо цельносварным, либо состоял из секций, отлитых из броневой стали и сваренных друг с другом. Современные танки имеют цельносварные стальные корпуса и башни с более высокими уровнями защиты лобовой проекции, поскольку, как правило, с этого направления исходит основная угроза.
У современных ОБТ броня корпуса и башни имеет многослойную структуру и по очевидным причинам ее состав и характеристики являются тщательно охраняемыми секретами. При этом идет непрерывное совершенствование применяемых материалов. Например, на британском танке Challenger 1 еще эпохи Холодной войны использовалась многослойная броня Chobham, тогда как в танк Challenger 2 следующего поколения был интегрирован броневой комплекс Dorchester.
Американский танк М1 Abrams разработки компании General Dynamics Land Systems (GDLS) имеет продвинутую броню, интегрированную в корпус и башню, тогда как в более поздних машинах, по крайней мере поставляемых американской армии, используется броня с обедненным ураном. Основная броня этого танка может быть дополнена системой динамической защиты ХМ-19 Abrams Reactive Armor Tile, блоки которой устанавливаются на башню и корпус.
Со стороны днища бронетехнику также могут ожидать различные неприятности. При наезде тяжелой ББМ на противотанковую мину, как правило, происходит повреждение гусеницы или подвески, машина теряет подвижность, но экипаж выживает. Более продвинутая противотанковая мина, активируемая датчиком, может подорваться под днищем и пробить корпус, становясь причиной потери экипажа и всей машины.
Вероятность гибели повышается многократно при укладке боеприпасов на незащищенных стеллажах в нижней части корпуса. В связи с этим во многих последних программах модернизации был сделан акцент на повышении эффективности защиты днища. Повышению живучести также способствует доработка и перенос топливных баков из корпуса. Кроме того, почти все новые серийные ББМ оснащаются дизельными двигателями, которые увеличивают запас хода и топливную экономичность платформы, а также снижают риск возгорания.
В старых гусеничных бронетранспортерах М113, например, топливный бак размещается в заднем десантном отделении. На модернизированных БТР М113 он был убран и топливо теперь перевозится в двух защищенных баках, устанавливаемых снаружи по бокам от кормовой аппарели.
Несмотря на «засилье» стали и алюминия для систем защиты ББМ активно разрабатываются новые композиционные материалы; в качестве примера можно привести британскую компанию Qinetiq и американский филиал британской же ВАЕ Systems. Такие материалы могут использоваться в качестве противоосколочного подбоя внутри машины, а также для защиты некоторых легких ББМ. Например, в свое время фирма NP (теперь Morgan Advanced Materials) разработала подобный материал для защиты бронеавтомобиля Snatch Land Rover (фото внизу), эксплуатировавшегося в Северной Ирландии.
Защита, она и в Африке защита
Благодаря повышенному уровню защиты экипажа от противопехотных мин широкой популярностью в последнее десятилетие пользовались машины категории MRAP (Mine Resistant Ambush Protected — с усиленной защитой от мин и самодельных взрывных устройств). Идея эта зародилась в умах белокожих поборников апартеида, в 70-х и 80-х годах прошлого века боровшихся в Анголе, бывшей Родезии и Южно-Африканской республике с темнокожими его противниками. Типичная платформа имеет V-образный корпус с колесами, выходящими за пределы броневого обвода; благодаря подобной конструкции в случае подрыва на мине взрывная волна направляется вверх и в стороны от корпуса.
Хотя при подрыве подвеска нередко получает повреждения, зачастую ее ремонт может быть проведен в полевых условиях. Первые машины MRAP имели открытый верх и зачастую базировались на коммерческих шасси, но последние модели, как правило, имеют полностью закрытый несущий цельносварной корпус. В последние годы машины этой категории закупались в значительных количествах для боевых зон, где были весьма распространены замаскированные самодельные взрывные устройства (СВУ).
При проведении противоповстанческих операций атака противника на машину может произойти с любого направления с задействованием вооружения самого разного типа, например, оппоненты могут использовать стрелковое оружие, реактивные противотанковые гранатометы, противотанковые мины, СВУ, а в некоторых районах конфликтов даже ПТУР.
Реактивные гранаты и ПТУР предыдущих поколений имеют одинарную противотанковую кумулятивную боевую часть. Впрочем, новейшие поколения могут быть снаряжены тандемной боевой частью, первая нейтрализует динамическую защиту, после чего второй более крупный заряд пробивает основную броню. У современных ББМ в подавляющем большинстве случаев продвинутая броня закрывает лобовую проекцию, при этом задняя проекция корпуса и башни зачастую закрывается решетчатыми экранами, задача которых — нейтрализация кумулятивных боеголовок прежде, чем они ударят в основную броню.
Решетчатая защита, однако, имеет эффективность порядка всего 60-70%, и при этом увеличивает габариты и массу платформы, что в свою очередь ограничивает ее маневренность в населенных пунктах. В качестве более легкого решения британская армия оборудовала свои машины сетчатыми экранами Tarian Mk1 разработки компании AmSafe Bridport, включая кабины своих тяжелых транспортеров Oshkosh Heavy Equipment Transporter. Ее концепция схожа с концепцией решетчатых экранов, реактивные гранаты нейтрализуются до того, как они достигнут основной брони.
По итогам проведенного конкурса датское Управление оборонных закупок выбрало сетчатую систему защиты от РГП Tarian для установки не только на свои ББМ, но также на некоторые защищенные машины обеспечения. Компания Qinetiq North America также поставила большое количество своих систем сетчатых экранов RPGNet (Q-Net) в вооруженные силы США и ряду зарубежных заказчиков, включая французскую армию, которая установила их на некоторые свои машины VBCI 8×8, участвующие в зарубежных операциях.
Для существующих ББМ разработано огромное количество комплектов и пакетов модернизации любого уровня «продвинутости» и для любых задач. Стоит упомянуть, в частности, комплект дополнительного оборудования и бронирования для танка Abrams, повышающий его боевые возможности в городских условиях, получивший обозначение TUSK (Tank Urban Survival Kit), и схожий по назначению комплект для БМП Bradley. Комплект TUSK, например, включает бронирование днища, блоки ДЗ по бортам, телефон для связи с пехотой в корме, защитные щитки для командира и заряжающего, дистанционно управляемый тепловизионный прицел для командира, улучшенный смотровой прибор водителя и пулемет, устанавливаемый на 120-мм орудии М256 для борьбы со снайперами и материальными объектами.
Хотя, как правило, подобные модернизации проводятся головными производителями, другие подрядчики также могут разрабатывать и поставлять подобные комплекты. В первую очередь стоит назвать немецкую компанию IBD Deisenroth Engineering — известного поставщика решений в области защиты и повышения живучести. Компания BAE Systems Land (UK) модернизировала и продолжает модернизировать для британской армии ее бронетехнику, существенный вклад здесь вносит фирма Babcock (ранее Defence Support Group).
Динамическая защита изначально была разработана в Германии и России; последняя устанавливает ее на многие свои танки, корпуса и башни которых уже оснащены продвинутыми броневыми комплектами. ДЗ первого поколения обеспечивала защиту только от низкоскоростных кумулятивных боеприпасов, но ДЗ новейшего поколения обеспечивает защиту от высокоскоростных бронебойных подкалиберных снарядов.
Китайский концерн North Industries Corporation (NORINCO) разработал полное семейство систем ДЗ под обозначениями FY-I, FY-II, FY-III и FY-IV; последняя из них самая тяжелая, но зато обеспечивает самый высокий уровень защиты, включая защиту от тандемных кумулятивных угроз.
Системы ДЗ установлены на некоторых ОБТ китайской армии, а также экспортировались как часть комплектов для модернизации устаревших танков. Кроме того, они устанавливаются на некоторые более современные китайские ББМ, включая БМП VN12.
Вооруженные силы Израиля устанавливают систему ДЗ Blazer на многие свои платформы, включая модернизированные ОБТ М48/М60 и широко распространенные БТР М113, но в настоящее время переходят на более продвинутые решения пассивного бронирования. Помимо поставок ДЗ в израильскую армию компания Rafael Advanced Defense Systems поставила свои решения во многие страны, включая Германию, Италию, Польшу, Великобританию и США (через General Dynamics Ordnance and Tactical Systems).
В Турции компания Nurol поставила большое число систем пассивной защиты для местного и зарубежных рынков, при этом местная фирма FNSS является главным заказчиком. Турецкая компания Roketsan, разработчик и производитель ракетного вооружения, также имеет большой опыт в создании боевых частей и использует его для разработки комплектов пассивного бронирования/ДЗ для танка Altay.
Швейцарская компания RUAG Defence разработала полную линейку решений, получив крупные экспортные контракты, включая поставку брони для защиты днища немецких БМП Puma. Она также производит комплекты повышения живучести для ряда ББМ, включая широко распространенный танк Leopard 2.
Снижение демаскирующих признаков
Живучесть машины не ограничивается только лишь комплектами защиты, жизнь экипажа очень сильно зависит от акустических и визуальных демаскирующих признаков (сигнатур). Гусеничные ББМ традиционно представляют собой очень шумные платформы, особенно большой вклад вносят системы выхлопа и гусеницы. В связи с этим постоянно ведется большая работа по снижению их акустических сигнатур.
Одним из путей является замена традиционных стальных гусениц композитными резиновыми гусеничными лентами. По данным компании Soucy International, являющейся одним из лидеров в области разработки и производства резиновых гусениц, пользователи получают в этом случае ряд значительных преимуществ. Резиновые гусеницы вдвое легче стальных, при этом шум снижается на 15 дБ, вибрации на 70%, уменьшается сопротивление качению, что в свою очередь ведет к уменьшению расхода топлива.
Норвегия оснастила свои новые БМП CV9030 производства BAE Systems Hagglunds наряду с бронетранспортерами М113 резиновыми гусеницами компании Soucy. Голландская армия также переводит парк своих машин CV90 на резиновые гусеницы. Кроме того, эта канадская компания испытывает свои решения на старых танках Leopard 1 для машин категории по массе 42-45 тонн и на БМП Warrior для машин категории по массе 35-38 тонн.
Тепловые сигнатуры платформы могут быть также снижены за счет специальной окраски или установки маскировочной сетки, например, достаточно известной системы Barracuda от шведской компании Saab. Это также способствует снижению температуры внутри машины и повышению комфорта экипажа, особенно в жарком климате.
Обнаружение опасности
В то время как самолеты и вертолеты оборудуются системами самозащиты уже многие годы, наземная техника в этом плане существенно отстала. В настоящее время положение дел меняется, поскольку ББМ оборудуются приборами, предупреждающими экипаж о том, что машина подсвечивается лазерным лучом дальномера или целеуказателя. Это позволяет экипажу заблаговременно предпринять меры защиты и переместиться в безопасное место.
Датчики предупреждения о лазерном облучении могут соединяться с пусковыми установками постановки дымовых завес для того, чтобы машина могла быстро покинуть опасное место. В прошлом году французская компания Lacroix заявила о том, что разрабатывает дополнительные возможности для своей системы самозащиты Gaiix, включая возможную интеграцию подобных систем предупреждения. Эта конфигурация позволит быстро разворачивать пусковые установки с дымовыми гранатами в направлении угрозы.
Следующий шаг в защите платформы — это полностью интегрированная система активной защиты, которая не только обнаруживает атакующую угрозу, но и нейтрализует ее прежде, чем та достигнет платформы. Израильская армия имеет значительный опыт ведения боевых действий на Ближнем Востоке, который был учтен при разработке двух комплексов активной защиты (КA3): семейство Trophy от Rafael и Iron Fist от Israel Military Industries.
KA3 Trophy Heavy на данный момент установлен на танки Merkava Mk 3 и Mk 4 трех бригад, а с 2016 года устанавливается на тяжелые бронетранспортеры Namer. Комплекс обеспечивает всеракурсную защиту и проверен во многих боевых операциях израильской армии.
На конференции в Лондоне International Armoured Vehicle представитель компании Rafael сообщил, что КАЗ Trophy на данный момент отработал 500 тысяч часов и «спас множество жизней».
После нескольких месяцев процесса «определения параметров» американская армия объявила в конце 2017 года, что закупит систему Trophy, по крайней мере, для одной бронетанковой бригады, оснащенной танками М1А2 Abrams с запланированным развертыванием не позднее 2020 года. Руководитель программы по системам защиты наземных платформ сообщил, что испытания показали, что этот комплекс менее опасен для спешенной пехоты, чем системы ДЗ.
Американская армия также находится в процессе определения параметров (включая испытания в реальных условиях) комплекса Iron Fist на БМП Bradley и комплекса Iron Curtain от американской компании Artis на бронемашине Stryker 8×8. Несмотря на заявления, сделанные на выставке AUSA 2017 о том, что технологическая отработанность этих двух систем «может быть не такой высокой, как рекламируется», комплекс Iron Fist также испытывается на голландских машинах CV90. Компания BAE Systems показала подобную конфигурацию на выставке DSEI 2017 в Лондоне.
Глобальные цели
Немецкая компания ADS, часть Rheinmetall Group, также разработала систему защиты которая, как сообщил ее представитель, «производится для неназванного зарубежного заказчика из Юго-Восточной Азии». Она стремится проверить свою технологию ADS-3 в американской армии, особенно на таких платформах как Bradley и Stryker; дискуссия идет в «положительном» ключе, а недавно в Германии для официальных представителей американской армии был проведен показ этой системы.
Турецкая компания Aselsan разрабатывает КАЗ Akkor, который, как ожидается, будет устанавливаться на ОБТ Altay, когда наконец-то начнется его производство для турецкой армии. Компания также сотрудничает с украинской Microtech (часть Укроборонпрома) в рамках работ по установке КАЗ «Заслон» на турецкие ОБТ М60Т. Эти танки недавно были модернизированы системами предупреждения о лазерном облучении и камерами, обеспечивающими круговой обзор. По сообщениям, первые танки М60Т с новыми комплексами могут быть готовы в первом квартале этого года, хотя остается лишь строить догадки на этот счет.
Первый российский комплекс активной защиты 1030М «Дрозд» разработки тульского КБП был установлен на некоторое количество танков серии Т-55, получивших обозначение T-55АД. Впрочем, этот комплекс, закрывавший только лобовую проекцию, не был развернут в больших количествах. Затем был разработан следующий вариант, «Дрозд-2», который закрывал по азимуту 360° и по углу места от -6° до +20°, но насколько известно его серийное производство так и не началось.
Конструкторское бюро машиностроения (КБМ) разработало КАЗ «Арена», который устанавливался на ряд платформ, включая танки Т-72 и Т-80 и БМП-3. Впрочем, и на этот раз он не был принят на вооружение российской армии. Недавно компания представила более компактный экспортный вариант комплекс «Арена-Э», установив его на танк Т-72.
Новейший российский танк Т-14 Армата отличается продвинутой пассивной броней и КАЗ «Афганит», который, как и израильский Trophy, обнаруживает и запускает защитные боеприпасы для нейтрализации атакующей угрозы до того, как она ударит в платформу. По непроверенным данным, подобные же комплексы устанавливаются на тяжелую БМП Т-15, гусеничную БМП Курганец-25 и колесную БМП Бумеранг.
В августе 2017 года Китай раскрыл факт разработки системы активной защиты GL5 и продемонстрировал ее на втором Дне бронетехники в китайском городе Бауту. Эта система по общей концепции скорее похожа на советский КАЗ «Дрозд» и новый российский КАЗ «Афганит». Она состоит из четырех радиолокационных станций (устанавливаемых по углам корпуса или башни танка) и четырех фиксированных «мачт», устанавливаемых либо на крыше башни, либо на ее бортах. На каждой мачте закреплены три ствола с защитными зарядами, установленными под различными углами. Это позволяет КАЗ обеспечить круговую защиту танка, при этом стоит отметить, что комплекс GL5 не способен сбивать атакующие сверху ракеты, его защитные заряды закрывают по углу места сектор всего 20°. Управление системой осуществляется с одной панели управления, установленной в башне.
Кроме КАЗ существует также еще один тип систем самозащиты — в российской терминологии комплексы оптико-электронного подавления (КОЭП), — целью которых является дезориентация или постановка помех управляемым боеприпасам некоторых типов. Среди них российский комплекс «Штора-1», устанавливаемый на российских ОБТ Т-80 и Т-90.
Французская армия установила систему постановки помех инфракрасным системам Eirel разработки компании SAGEM (в настоящее время SAFRAN) на некоторые свои бронемашины AMX-10RC и Sagaie для участия в операциях на Ближнем Востоке.
Все новые БМП Puma немецкой армии оснащены КОЭП MUSS разработки компании Hensoldt, в состав которой входят четыре сенсорных головки, предупреждающие о ракетной атаке и облучении лазером, и блок постановки помех, установленный над панорамным прицелом командира. Британская Лаборатория оборонной науки и технологии проводит оценку комплекса MUSS с целью его установки на танк Challenger 2 для испытаний.
В настоящее время всё больше бронемашин оборудуется акустическими детекторами, которые по большей части выполняют обнаружение источника огня стрелкового оружия, а в некоторых случаях и других типов боеприпасов. Если машина оборудована модулем вооружения, то акустическая система может дать сигнал на разворот оружия на источник выстрела, после чего оператор может открыть огонь на поражение.
Французская компания Metravib поставила свою систему обнаружения выстрела Pilar во многие страны. Она также будет устанавливаться на новые французские платформы Jaguar и Griffon. В марте британское министерство обороны объявило о том, что компания Thales UK получила контракт на поставку систем определения выстрела Acusonic для новой бронемашины Ajax. Всего будет закуплено 735 систем (по три сенсора на машину) на общую сумму 5,2 миллиона долларов. Акустические системы определения выстрела производят и другие компании, например, Raytheon BBN Technologies и Rheinmetall Defence Electronics.
Занимайте места
Живучесть экипажа также может быть улучшена за счет новых технологий размещения экипажа и десанта. Традиционно, находящиеся на борту ОБТ и БМП/БТР военнослужащие полагались на простые сиденья с одним ремнем безопасности. Недавние боевые операции показали, что при подрыве они не спасают и только способствуют различным травмам. Современные ББМ в настоящее время оборудуются специализированными сиденьями, крепимыми к стенкам/потолку с пятиточечными ремнями безопасности и подножками для того, чтобы ноги сидящих не контактировали с полом.
Личное оружие, которое десантник раньше держал при себе, в настоящее время устанавливается в специальные стойки, в которых прочно закрепляется. В десантном отделении для размещения различных предметов имеются закрываемые отсеки, хомуты, держатели и другие приспособления, удерживающие их при подрыве, иначе, разлетаясь внутри машины, они могут причинить серьезные травмы.
С целью повышения уровня живучести десантное отделение зачастую оборудуется противоосколочным подбоем. Многие машины оборудуются также системами обнаружения возгорания, которые мгновенно срабатывают и активируют систему пожаротушения.
Некоторые ОБТ, например, М1А1/М1А2 Abrams, имеют вышибные панели на крыше башни, которые при воспламенении боекомплекта направляют взрывную волну в сторону от обитаемого отделения.
Хотя произошли значительные улучшения в сфере живучести ББМ за счет разработки и установки новых комплектов бронирования и систем активной защиты, ни одна платформа не обеспечит экипажу стопроцентную защиту. Быстро меняющиеся угрозы означают, что битва между противотанковым вооружением и самой платформой продолжится как и прежде.
Использованы материалы:
— www.shephardmedia.com
— www.gdls.com
— www.baesystems.com
— www.saabgroup.com
— www.otokar.com.tr
— amsafebridport.com
— www.rheinmetall-defence.com
— metravib.acoemgroup.com
— www.wikipedia.org
— ru.wikipedia.org
/Alex Alexeev, topwar.ru/
Статья-ради статьи.
Ну, ты зря так. Дождись Троля и увидишь для или зря.