Российский ПАК ДА завис между небом и землей

Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА) должен получить индекс ОКБ Туполева — всем прекрасно известные две буквы «Ту», сообщил на Петербургском международном экономическом форуме президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.

Надо сказать, информация явно не сенсационного характера, странно было бы ожидать, чтобы перспективный стратегический бомбардировщик, созданный в ОКБ Туполева, летал под индексом МиГ или Су. Ну, а до индекса «ОАК» пока еще никто не додумался. Куда было бы интереснее узнать подробности развития проекта, начавшегося в 2009 году. Он настолько засекречен, что макета бомбардировщика, даже пластилинового, пока никто не видел. Это событие нам обещают в этом году. Но дождемся ли?

Известно наверняка лишь два момента. Во-первых, самолет будет дозвуковым. Во-вторых, малозаметным. То есть выбрана концепция американского стратегического бомбардировщика B-2 Spirit, который также обладает этими двумя качествами. А еще он абсолютный мировой рекордсмен по части стоимости — в конце 90-х годов Пентагон был вынужден выплачивать за каждую машину компании-производителю Northrop больше 2 млрд. долларов. И это в масштабе цен конца прошлого века. Всего же был построен 21 «Спирит», 2 из них потеряны.

Получается, что туполевцы, спустя 35 лет после американцев (ПАК ДА должен появиться в середине 30-х годов), произведут самолет примерно такой же концепции.

Однако ВВС США, формируя требования к В-2, исходили в значительной степени из следующих обстоятельств, основанных на особенностях построения своей стратегической авиации.

1. Данный бомбардировщик является воздушной составляющей ядерной триады. И действовать он должен, прежде всего, против главного соперника, обладающего тем же самым ядерным потенциалом. То есть против России. Ну, а когда вырабатывалась концепция В-2, то речь шла о Советском Союзе.

2. Делать бомбардировщик высокоскоростным не имело смысла в связи с тем, каким потенциалом ПВО обладала Россия. Во-первых, от перехватчика МиГ-31, имеющего скорость, равную 3000 км/ч, «убежать» никакому бомбардировщику невозможно. Во-вторых, для российских зенитно-ракетных комплексов высокая скорость цели не имеет принципиального значения.

3. Американские средства ядерного удара «воздух-поверхность» не имеют ракет, которые обладали бы значительной дальностью полета до цели. Есть лишь ядерные бомбы В61. Для того, чтобы их сбросить, бомбардировщик должен войти в зону действия ПВО России. И в этом случае надо либо чтобы каждого «Спирита» сопровождал как минимум полк истребителей защиты, что нереально, либо делать бомбардировщик максимально малозаметным.

Вот по этому пути и пошли конструкторы компании Northrop.

Однако было это в конце 70-х годов прошлого века, когда формулировалась концепция бомбардировщика. С тех пор возможности обнаружения малозаметных целей у наземных комплексов ПВО существенно возросли. И слепо повторять «телодвижения» американцев было бы довольно странно.

Дело в том, что российская стратегическая авиация выстроена на иных принципах. Бомбардировщикам-ракетоносцам Дальней авиации для нанесения ядерного удара нет необходимости входить в зону ПВО противника. Потому что ракеты Х-102 с ядерной боевой частью имеют дальность 5500 км. Появились они не так давно. Но и до этого наши стратегические самолеты имели ракету Х-55 с дальностью от 2500 до 3500 км. Поэтому использование малозаметного носителя этих ракет выглядело бы довольно странно, поскольку самолет в момент пуска будет находиться в относительной безопасности (абсолютной безопасности, как известно, в военном деле не бывает).

Читайте также  Авиабомба объемного взрыва: неядерный аргумент Ту-160

Дело в том, что достижение малозаметности накладывает ограничения на другие параметры. Так, стелс-геометрия самолета не лучшим образом сказывается на его аэродинамических качествах. Отсюда и дополнительный расход топлива, и более сложная управляемость полетом. Ну, и, разумеется, дополнительные финансовые затраты при разработке планера и систем управления.

Нам сейчас остается только гадать в связи с запредельной секретностью проекта, что же в ПАК ДА будет отличного от того, что было вложено в американский В-2. А ведь «американец» не может похвастаться по сравнению с нашими «стратегами» — Ту-95 и Ту-160 — ни дальностью, ни боевой нагрузкой.

В ситуации неоднозначности вполне можно предположить, что к моменту принятия ПАК ДА на вооружение это будет беспилотный самолет.

Кстати, момент принятия самолета на вооружение также покрыт мраком и неизвестностью. В прошлом году замминистра обороны Юрий Бондырев, который сейчас вошел в силовой блок правительства, говорил о том, что это должно произойти не позднее 2029 года. Однако все прогнозы Юрия Ивановича имеют сильно оптимистический характер. Это касается и авиации, и строительства кораблей, и создания сухопутной техники. Еще неизвестно, сколько времени должно пройти до первого полета прототипа. Только после этого можно строить прогнозы относительно полной готовности самолета. Поэтому вполне можно предположить, что к тому моменту начнется эпоха беспилотной авиации.

Существует объективное обстоятельство замедления разработки ПАК ДА. И это не только деньги, о которых говорят все. Сравнительно недавно Министерство обороны «вспомнило», что у нас есть прекрасный стратегический бомбардировщик, который превосходит абсолютно по всем характеристикам (кроме вышеупомянутой малозаметности) все бомбардировщики мира.

Это Ту-160. У него в сравнении с другими стратегическими бомбардировщиками самая большая полезная нагрузка (45 т), самая высокая скорость (2230 км/ч), ему нет равных по предельной высоте полета (22000 м), по боевому радиусу (7300 км), по тяговооруженности (0,37), по совокупной тяге двигателей (100 тс).

При этом он, конечно, на 10 лет старше «Спирита» — эксплуатация Ту-160 началась в 1987 году. Соответственно, и авионика у самолета уже не вполне удовлетворяет современным требованиям.

Было принято решение модернизировать «Белого лебедя», как называют Ту-160, до уровня Ту-160М2. Министерство обороны объявило о готовности закупить 50 новых самолетов. Это будут именно новые, а не предварительно отремонтированные эксплуатирующиеся Ту-160. Для этих целей на Казанском авиазаводе были восстановлены технологии производства планеров. В самарском СНТК им. Н.Д.Кузнецова разработана новая модификация двигателя с улучшенными характеристиками.

Читайте также  Ту-160М2: вернется ли к нам «Белый лебедь»?

Значительный вклад в создание уникального ракетоносца делает концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), разрабатывающий абсолютно новую современную авионику. Как утверждает Юрий Борисов, за счет внедрения новых систем боевая эффективность Ту-160М2 возрастет в 2,5 раза по сравнению со своим предшественником.

Среди различных систем управления ракетоносцем будут использованы специально спроектированные для Ту-160М2 РЛС с фазированной антенной решеткой «Новелла-НВ1−70», навигационная система К-042К-1, автопилот АБСУ-200−1. Будет внедрена и новая система управления вооружением, благодаря которой возрастет эффективность использования самой дальнобойной в мире ракеты Х-101/Х-102. Повысится точность бомбардировок корректируемыми бомбами. Под него будут созданы и новые ракеты, и планирующие бомбы. Самолет будет оснащен «стеклянной кабиной», что позволит разгрузить экипаж от исполнения рутинных действий.

Причем за счет использования открытой архитектуры приборного оборудования удастся максимально упростить процесс последующих модернизаций самолета за счет замены старых блоков новыми. Необходимо будет просто присоединить к разъему новый блок и закрепить его, а операционная система автоматически «пропишет» его на борту самолета.

При этом конструкторы концерна КРЭТ пошли дальше. Представитель концерна Владимир Михеев рассказал в интервью РИА «Новости» о возможностях электронного оборудования модернизированного самолета: «В Ту-160М2 каждый электронный блок самолета будет способен при необходимости заниматься всеми вопросами — например, комплекс электронной борьбы сможет брать на себя функции других систем управления. То есть, если вышел из строя один из компьютеров, то система позволяет переключить ресурсы всего самолета на решение этой проблемы».

Это означает повышение живучести электронных систем самолета. В совокупности с высокой живучестью механических систем, достигающейся за счет распараллеливания исполнительных агрегатов и трубопроводов, снижения к минимуму опасности пожара и взрыва на борту, это позволит еще больше повысить надежность стратегического ракетоносца.

Важнейшим элементом живучести самолета является комплекс самообороны, также разрабатываемый КРЭТ. По утверждению Владимира Михеева, он позволит защитить ракетоносец от всех угроз как со стороны наземных ракетных комплексов, так и от авиационных средств поражения.

В апреле было сообщено, что первый Ту-160М2 уже начал строиться. Его первый полет ожидается в 2021 году. Затем начнутся доводки, затем испытания. В конце концов, дело дойдет и до выпуска первой серии из 10 самолетов. Учитывая, что Казанский авиазавод способен производить 5 самолетов в год, 50 будут готовы к середине либо к концу 30-х годов. Стоимость одного самолета оценивается в 15 млрд. рублей.

Исходя из этой арифметики, можно понять, что в процесс обновления российской Дальней авиации ПАК ДА до 2040 года никак не влезает. И о присвоении индекса на этапе эскизного проекта говорить слишком преждевременно.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

25 КОММЕНТАРИИ

  1. Тучков, вы честно «траву» курите…какой такой 2040 год???
    Во многом проект ЛК «Туполева» оброс проблемами из-за двигателей. Либо это «конфигурация» из 2-х двигателей с тягой по 2×30 000 кгс, либо это
    конфигурация из 4-х двигателей по 25 000 кгс…фактически двигатели берут от Ту 160м2….
    Так же вполне возможно «из чисто бомбардировщика сделают еще и перехватчик» так же этот же «аппарат» должен запускать мини-спутники…По некоторым данным «выбрана конфигурация» из 4-х двигателей…и дальность
    12 500-15 000 км и нагрузка до
    35 000 кг. Но опять же…нафига нам концепция 40 летней давности? И как же этому ЛК «Туполева» летать около побережья другого государства…где уже обьявлены проекты истребителей 6 поколения? Да и сеть из наземных РЛС очень мощная…
    Если был бы он гиперзвуковым….можно было бы «удрать» хотя от истребителя 6 поколения не удерешь.
    Концепция «а наш бомбер» не будет входить в зону ПВО…а тогда нахрена ему дальность в
    12 500 км?…..Вопросов ну очень много..ответов пока нет.

    • Ответов и не будет, потому что это российская манда, а не пак да. Понарисуют мультиков и втюхивают населению РФ. В России все всегда обещают что то сделать когда то через десятки лет и главное этим что то пытаются пугать весь мир. Клоуны и только.

      • Это ты про свою страну 404 видимо пишешь) в России прекрасные проекты, и реализация на высоте. А вот вы даже советские танки адекватно модернизировать не в состоянии, молчу про флот и авиацию 🙂

  2. Этот самолёт хотят противопоставить Спириту? Но у США есть техника круче чем Спирит. В состав ПРО США входят авиакосмические гиперзвуковые летательные аппараты типа TR-3B невидимые для радаров. Ускорение на старте от 3 км в секунду в кв., крейсерская от 15 км в секунду, в космосе более 50 км в секунду. Может переносить термоядерные заряды. Если этот ПАК сможет догнать и уничтожить этот американский ЛА, то такой самолёт очень нужен РФ. А если нет, то тупо миллиарды выбрасывать в металлолом. Но похоже у самолёта появились лоббисты которые хотят очень заработать на ненужной военной технике.

    • «Ускорение на старте от 3 км в секунду в кв., крейсерская от 15 км в секунду, в космосе более 50 км в секунду. »
      Влад, как дела в школе?
      Систему СИ уже начали проходить?

    • Дорогой Влад.»в космосе более 50 км в секунду. » Это тебе после какой рюмки приснилось?

    • Ты в интернете этих сказок начитался!? TR-3B это миф, по амеровским меркам это грандиозный и дорогой проект, равносильно масковскому дракону, об этом бы уже на каждом углу бы раззвенели, а в интернете сказка об НЛО TR-3B гуляет лет 20! И еще, как по твоему дальний бомбардировщик должен уничтожить другой бомбардировщик!?? Ты хоть что-то в военной авиации рубишь??? Тем более дозвуковой бомбардировщик на орбите Земли!? ))) Ты людей не смеши, своими нереальными, фантастическими теориями! )))

      • Вы Таурик глубоко заблуждаетесь! TR-3B Astra действительно существует, и Американское Правительство+Пентагон глубоко скрывают всю информацию об этом трехугольном самолете! На нем установлен плазменно-гидродинамический антигравитационный двигатель.Он работает на основе ртути-кислорода и водорода. Я не раз видел его в США своими глазами! И то что он выходит с бешенной скоростью, и без всякого шума на орбиту земли в космосе, это к сожалению реальный факт. Разрабатывал его южноамериканский инженер-физик-ядерщик Эдгар Фоуше с его огромной инженерной группой еще в семидесятых и восьмидесятых годах! И даже есть фото засекреченной авиабазы в США, там где этот TR-3 Astra базируется. И там-же находиться завод в горе. Рядом с Зона-51.

        • Этот Эдгар Фоуше случайно не ваш лечащий врач? ))) Передайте ему, что вам нужно увеличить дозу галоперидола) Сразу перестанете видеть всякие нло собственными глазами и про базу 51 забудете)

    • Голливуд тебе и не такое придумает. А ты верь сынок. А еще подумай на досуге, если амеры летали на луну-куда технологии девались. И почему без нашего РД180ну ни как не получается в космос им слетать?

  3. Обратно журналист делает ошибку, кр Х-102 имеет дальность около 10000 км, так как является носителем ядерного боеприпаса, а он по своим размерам меньше не ядерного, можно заправить большим количеством топлива, а вот ракета Х-101 имеет дальность 5500 км., т.к.. А преимущество нового будет в том, что он будет соединять в себе все бомбардировщики, Ту-22М3, Ту-95, Ту-160, т.е. меньше затрат на обслуживание и однотипность.

    • Насколько я понимаю их снимать с вооружения не собираются, иначе зачем проводить модернизацию? Тогда получается парк из 4х машин. Ни о какой однотипности уже речь не идёт. И экономии таким образом не добиться.

  4. Привет всем. Это конечно же очень крутая вещь ПАК ДА … Но есть одно маленькое но … и ещё раз НО… А не замахнуться ли нам ребята на НЛО и создать своими силами, программа чертежей вроде бы у нас есть мп уже давно придумали, а на его основе летательных аппаратов нет. Они могут, а мы чем хуже? Есть у меня пара свежих идей на эту тему, но нет сподвижников… Спасибо всем кто читал…

    • В России после неудачных запусков космических кораблей отказались от космоса, а вы тут какие то НЛО придумываете, Руслана заменить не знают чем но фантазировать горазды. Из космического в России остались только ВКС и то ползают по суше, скоро вообще все в мультиках будут показывать..

  5. «Надо сказать, информация явно не сенсационного характера, странно было бы ожидать, чтобы перспективный стратегический бомбардировщик, созданный в ОКБ Туполева, летал под индексом МиГ или Су » (с)

    Ну да, и выложили на заглавной картинке проект Сухого Т-4МС (200).

  6. Если можно было бы «запихнуть» внутрь 55-60 тонн КР (крылатая ракета сверхбольшой дальности)
    Это таки да….можно летать на 7 000 км, (дальше он вряд-ли полетит, высокая нагрузка, и высокий расход топлива) и пытаться типа «невидимкой» стать…..
    Но опять в сотый раз… есть у США «эшелонированная оборона» состоящая из РЛС, ракет-перехватчиков наземного базирования, многофункциональных самолетов-перехватчиков (F-22, многофункциональных F-15), на борту авианосцев (F-18)… Смысл во всей этой разработке «КБ Туполева» какой? Разбомбить «Того» (страна такая в Африке) где отродясь никаких ПВО не было….да запросто….но есть другие страны…с другими системами…..да тем более «Кузнецов» еще «проектирует» двигатель….не готов НК-65…..вот и сказочке конец….

  7. 15 млрд.р., это при среднем коэффициенте целевого расходования средств в 0.005% составит всего лишь 7,5 млн.р. Т.е. тех денег, которые дойдут до непосредственного адресата, до тех рабочих рук и мозгов, а всё остальное «распылится» до знающих как надА и пр. посредников. Денег то хватит, или на энтузиастах опять выезжать будут?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя