Перед тем, как продолжить минометную тему, хотим сказать несколько слов в адрес тех, кто внимательно читает. Да, мы не профессиональные минометчики, но что такое миномет знаем прекрасно, и его работу проверяли на практике. На себе. В разных местах.

Потому и взялись за эту тему, может, и с любительской точки зрения. Но речь здесь идет не о минометах вообще, с рассмотрением всех моделей, которые были изобретены в мире, а о наиболее интересных решениях в минометном деле.

Статья, которую мы предлагаем вашему вниманию сегодня, является продолжением нашего обзора неординарных конструкторских решений, используемых при создании минометов. В предыдущей статье мы рассматривали минометы малых калибров. Сегодня же начнем разговор о крупных калибрах, сознательно упуская минометы средних калибров.

Сегодня минометом большого (от 100-мм) калибра никого не удивишь. Скорее, удивишь малым. А знаменитые 82-мм знакомы практически всем. Кто-то с любовью вспоминает, кто-то с ненавистью. В зависимости от того, кто стрелял или в кого стреляли.

Первая мировая война показала необходимость этого вида оружия. Позиционная по большей части, эта война диктовала конструкторам «заказ» на такое вооружение. Малые калибры прекрасно себя зарекомендовали «в чистом поле». А вот при длительной обороне, когда противник зарывается в землю, когда строятся серьезные инженерные укрепления, малый калибр был бесполезен.

Необходимо было иметь такое оружие, которое могло поражать врага даже при непрямом попадании или в укрепленных блиндажах и щелях. Проще говоря, необходимо было создать оружие, способное стрелять более мощным боеприпасом. Отсюда и разработка более крупных калибров для минометов.

Первыми крупными калибрами удивили французы. Уже в 1916 году был создан и принят на вооружение монстр! Миномет 240 LT mod. 1916!

Миномет действительно тяжелый — 1700 кг. Устанавливался на неподвижной платформе. Для транспортировки разбирался на 4 части. Подготовка позиции для этого миномета расчетом (7 человек) занимала от 12 часов до суток. Требовалось отрыть позицию, выровнять площадку под миномет, собрать и замаскировать его.

Минометов 240 LT mod. 1916 выпущено не так много. Но к началу Второй мировой войны французская армия имела более 400 таких минометов.

Калибр: 240 мм
Длина ствола: 1,7 метра
Скорострельность: 6 выстрелов в минуту
Начальная скорость мины: 145 м/с.
Дальность стрельбы: 2,2 км.
Масса мины, в зависимости от назначения от 69 до 82 килограммов. При попадании мина создавала воронку 6-10 метров в диаметре и глубиной от 2 до 3,5 метров.

Сразу же после принятия на вооружение 240 LT mod. 1916 выяснилось, что несмотря на огромную мощность миномета, использовать его как мобильный, было проблематично. Больше полутора тонн веса, даже в поделенном на части состоянии, были очень серьезным аргументом для создания миномета поменьше.

В 1917 году французы принимают на вооружение Миномет 150 mm T Mod. 1917. Как видите, калибр миномета уменьшился на целых 90 мм. Соответственно, уменьшилась и масса орудия – «всего» 615 кг.

Калибр: 150 мм
Длина ствола: 2,1 метра
Начальная скорость мины: 156 м/c
Масса мины: 17 кг
Дальность стрельбы: 2 км
Скорострельность: 2-4 выстрела в минуту.

Вроде бы, с появлением этого миномета проблемы с транспортировкой были решены. Но армия выдвинула новые требования. Быстрое приведение в боевое состояние и быстрое перемещение по полю боя. Столкнулись два требования — мощность и способность к перемещениям. И миномет опять «похудел».

В 1935 году на вооружение армии был принят тяжелый 120-мм миномет Mle1935 (Brandt). Этот миномет уже мог перевозиться автотранспортом, в кузове грузовика, либо на прицепе у гусеничного тягача. Более того, наличие колесного хода позволяло расчету перемещать миномет на небольшие расстояния самостоятельно.

Читайте также  Контейнеризированный вариант 120-мм миномета NEMO

Калибр: 120 мм
Длина ствола: 1,8 м
Масса в боевом положении: 280 кг
Дальность стрельбы: 7 км.
Скорострельность: 10-12 выстрелов в минуту.
Масса мины:16,4 кг.

Мины для этого миномета были разработаны различного назначения. Осколочные, фугасные, зажигательные, дымовые и осветительные.

И, главное требование армии было именно на этом миномете выполнено. Расчет из 7 человек переводил орудие из походного в боевое положение за 2-3 минуты.

Можно сказать, что именно этот миномет подтолкнул конструкторов именно к 120-мм калибру. Правда выпущено таких минометов было всего 12 штук. Пусть устаревшие, но многочисленные минометы 240 LT mod. 1916 (на начало войны 410 штук) и 150 mm T Mod. 1917 (на начало войны более полутора тысяч) тормозили внедрение хорошего современного миномета.

Совсем по иному пути пошло развитие советских минометов. Молодая республика унаследовала от царской армии несколько типов минометов и бомбометов, в том числе и 91-мм бомбомет ГР и 58-мм миномет ФР. Оба образца стреляли надкалиберными боеприпасами и имели малую дальность стрельбы.

Бомбомет ГР

Миномет ФР

Именно поэтому в составе Главного артиллерийского управления была создана Комиссия особых артиллерийских опытов (КОСАРТОП), в которую вошла в конце 1927-начале 1928 годов конструкторско-испытательная группа «Д» газодинамической лаборатории Артиллерийского НИИ (руководитель Н. Доровлев). Именно эта группа создала в 1931 году первый советский 82-мм миномет, который был принят на вооружение в 1936 году как батальонный миномет БМ-36.

Возникает простой вопрос: причем тут тяжелые минометы?

Дело в том, что параллельно с группой «Д» работу над минометами начал и инженер Борис Иванович Шавырин из специального конструкторского бюро № 4 при ленинградском артиллерийском заводе № 7 им. М.В. Фрунзе (завод Арсенал).

У многих читателей вызывает недоумение то, почему наши конструкторы занимались малым и средним калибром, но не занимались тяжелыми минометами. Ответ прост. «Обезьяний» эффект.

В большинстве европейских армий на вооружении в полковом звене стояли 105-мм минометы. Именно заграничные 105-мм породили наш горно-вьючный миномет 107-мм, о котором мы писали в предыдущем материале.

А вот «родителем», повторяем написанное выше, 120-мм минометов стали французские Mle1935(Brandt)! Именно они убедили руководство РККА поддержать именно этот калибр. Потому и наш первый 120-мм миномет ПМ-38 по конструкции очень похож на 82-мм БМ-38.

Калибр: 120 мм
Угол возвышения: +45/+85
Угол поворота: -3/+3
Скорострельность: до 15 выстрелов в минуту
Прицельная дальность: 460…5700 метров
Максимальная дальность: 5900 метров.
Начальная скорость мины: 272 м/c
Вес мины (ОФ-843): 16,2 кг.

Миномет был на колесном ходу. Колеса имели разъемные металлические диски и шины, заполненные губчатой резиной. Перевозка производилась четырехконной упряжкой. Миномет мог транспортироваться также в прицепе за автомашиной со скоростью, не превышающей 18 км/ч при движении по булыжной мостовой, и со скоростью до 35 км/ч при движении по асфальтовому шоссе.

Модернизация миномета продолжается с началом войны. И уже в 1941 году принимается на вооружение 120-мм ПМ-41. Конструктор несколько упростил ствол, установил ввинтный казенник и более простой амортизатор с увеличенным ходом. Кроме этого, несколько изменена конструкция треноги и поворотной и подъемный механизмы.

В 1943 году на вооружение принят очередной модернизированный миномет МП-43. Отличался усовершенствованным стреляющим приспособлением, которое разбиралось без свинчивания казенника. Был установлен более длинными амортизаторами и качающимся прицелом, который сильно упрощал механизм горизонтирования. В 1945 году для буксирования автомобилем миномету был придан усовершенствованный подрессоренный ход.

Итак, тенденции развития французской и советской конструкторских школ были полностью противоположны. Французы шли от более крупного калибра к меньшему, мы от меньшего к большему. Советские конструкторы, воодушевленные успехом 120-мм миномета пошли дальше.

Читайте также  Шведская армия выбрала самоходные минометы Mjölner

Более того, именно советские конструкторы изменили само предназначение миномета.

В начале 1942 года в НИИ Наркомата вооружений начали разработку нового 160-мм казнозарядного миномета калибра 160-мм. Первоначально работами руководил Г. Д. Ширенин, но в декабре 1942 года группу возглавил И. Г. Теверовский. Уже в 1943 году, на Урале под руководством Л. Г. Шершеня, был изготовлен опытный образец 160-мм миномета под индексом МТ-13.

Были проведены государственные испытания, которые одобрил лично И. Сталин и 17 января 1944 года МТ-13 был принят на вооружение под названием «160-мм миномет обр.1943 г.». Войска получили оружие не обороны, а прорыва!

Задачами этого миномета было уже не только борьба с живой силой, но и уничтожение танков, разрушение ДЗОТов и ДОТов, уничтожение (подавление) артиллерийских и минометных батарей, особо важных целей, проделывание проходов в проволочных ограждениях, разрушение окопов и траншей. Проще говоря, миномет используется там, где нельзя использовать орудия или нет смысла привлекать минометы меньших калибров.

Калибр: 160 мм
Скорострельность: 3-4 выстрела в минуту
Дальность: 5100 метров
Скорость мины: 140-245 м/c
Угол возвышения: +45/ +80
Угол поворота: 12 (при ВН +45) и 50 (при ВН +80)
Грубую наводку можно осуществить путем поворота колес.
Масса: в боевом положении 1170 кг, в походном 1270 кг.

Стрельба ведется фугасной миной с взрывателем ГВМЗ-7, который имеет две установки. Осколочное и фугасное действие. Вес мины 40,865 кг. Вес разрывного заряда 7,78 кг.

Перевод миномета из походного положения в боевое и из боевого в походное занимает 3-4 минуты. Расчет 7 человек.

Буксировка миномета МТ-13 производилась только механической тягой. При этом, впервые в мире ствол стал служить прицепным устройством, поскольку проблему буксировки миномета удалось решить весьма своеобразно. Миномет прицеплялся к тягачу стволом, на котором крепилась специальная шкворневая лапа.

Подрессоренный колесный ход миномета позволял транспортировать его со скоростью до 50 км/ч, что весьма показательно для того времени.

Ствол одновременно служил и рычагом, позволявшим вывернуть опорную плиту из грунта, если при стрельбе она зарывалась (а она зарывалась, и еще как!) в землю. Весь боевой расчет повисал на стволе, а если и это не помогало, то на него надевалась шворневую лапу, миномет цеплялся к тягачу, который выдергивал его плиту.

Во время второй мировой войны ни одна армия мира не имела столь мощного миномета, как МТ-13 и, одновременно, мобильного.

С 1943 года минометами МТ-13 оснащались тяжелые минометные бригады, входившие в состав артиллерийских дивизий прорыва РВГК. Еще раз подметим – дивизии прорыва, то есть, специализированные на наступательных действиях.

В каждой бригаде имелось три дивизиона (по 12 минометов в каждом). Уже первое же боевое использование 160-мм минометов произвело на противника огромное психологическое воздействие. Выстрелы у МТ-13 были глухими, минометные мины летели по крутой траектории и падали почти отвесно, поэтому при первых случаях применения отмечалось, что немцы начинали подавать сигналы воздушной тревоги.

Минометы, описанные в этой статье, действительно эпохальны. Каждый из них имеет свою «изюминку», свою особенность, которая затем использована во многих других конструкциях. Более того, и сегодня это вооружение актуально и используется в армиях некоторых стран. Не самых передовых, но и времени прошло немало.

Конструкторская мысль не стоит на месте. Идеи возникают постоянно и порой воплощаются в изделия. Идеи витают в воздухе. Рассказ о развитии этих идей в наше время впереди…

/Александр Ставер, Роман Скоморохов, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя