В майском номере специализированного военного авиационного ежемесячного британского журнала Air Forces Monthly вышла статья под названием «One of a Kind» (Единственный в своем роде), посвященная российскому тяжелому истребителю-перехватчику МиГ-31, обладающему максимальной скоростью полета 2,8 Маха. Журнал Air Forces Monthly регулярно издается в Великобритании с 1988 года, редакция журнала базируется в Стамфорде.
Интерес британских журналистов к истребителю-перехватчику МиГ-31 вполне объясним, их заинтересовала новая жизнь самолета, который снова вернулся на полосы новостных изданий уже как носитель нового «супероружия» России – гиперзвуковой ракеты «Кинжал».
Историческая справка
Еще в конце 1960-х годов ОКБ «МиГ» приступило к созданию первого своего (и первого в стране) истребителя 4-го поколения, которым в итоге стал двухместный истребитель-перехватчик Е-155МП, принятый на вооружение под обозначением МиГ-31. Работы по проектированию нового самолета проводились в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1968 года. С начала разработки и вплоть до 1976 года главным конструктором проекта был Г. Е. Лозино-Лозинский. С 1976 по 1985 год данный проект возглавлял К. К. Васильченко, после него А. А. Белосвет, Э. К. Кострубский, А. Б. Аносович, Б. С. Лосев.
Изначально к будущему перехватчику предъявлялись требования по поражению достаточно широкой номенклатуры воздушных целей, летящих на малых и больших высотах, в том числе на фоне земли в простых и сложных метеорологических условиях, а также при применении противником маневрирования и активного противодействия. Боевые возможности нового истребителя-перехватчика планировалось значительным образом расширить за счет использования новейшего электронного оборудования, в том числе РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР).
Внедрение РЛС с ФАР на истребителе-перехватчике МиГ-31 стыло большим достижением для всего ОКБ и мирового авиастроения. МиГ-31 стал первым в мире серийным истребителем, который получил бортовую РЛС с ФАР. Установленное на самолете бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение позволяли МиГ-31 успешно перехватывать воздушные цели любых типов во всем доступном для аэродинамических летательных аппаратов диапазоне скоростей и высот (в том числе крылатых ракет, выполняющих полет в режиме огибания рельефа местности), с возможностью обстрела одновременно 4-х целей ракетами большой дальности.
Е-155МП строился по той же схеме, что и МиГ-25П, однако его экипаж состоял уже из двух человек – летчика и штурмана-оператора, их рабочие места располагались в кабине по схеме «тандем». Серийный выпуск нового перехватчика был налажен в Горьком (сегодня Нижний Новгород). На вооружение истребительной авиации войск ПВО страны новый истребитель под обозначением МиГ-31 был принят в составе комплекса перехвата С-155М, это произошло 6 мая 1981 года.
Ключевые особенности самолета
В период разработки в конце 1960-х годов от нового истребителя-перехватчика требовалось лишь одно – защитить Советский Союз от ударов крылатыми ракетами с подводных лодок и стратегических бомбардировщиков со стороны необъятных просторов Крайнего Севера и Дальнего Востока. В майском номере журнала Air Forces Monthly перечислены следующие характеристики российского тяжелого истребителя-перехватчика МиГ-31. Самолет обладает максимальной скоростью 2,8 Маха, а дальность полета на сверхзвуковой скорости составляет 702 мили, на дозвуковой скорости – 1620 миль. Уникальной особенностью истребителя называется комплект его вооружения – ракеты класса «воздух-воздух» с дальностью 108 миль. При этом МиГ-31 можно было применять с использованием наземной станции наведения или в автономном режиме.
Ключевым и очень важным элементом истребителя МиГ-31 выступает система управления огнем РП-31 («Заслон», С-800), которая включала в свой состав РЛС 8БВ (Н007) – первую в мире бортовую РЛС, оснащенную пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР), а также систему обмена данными АПД-518, теплопеленгатор 8ТК и систему приема команд с земли 5У15К («Радуга-Борт-МБ»). Установленная на самолете система управления огнем позволяла летчикам одновременно отслеживать до 10 воздушных целей и одновременно атаковать до 4-х из них, вне зависимости от их месторасположения. Одна из целей могла лететь у земли, другая в стратосфере и ракеты можно было навести на обе цели.
В состав экипажа был включен штурман-оператор вооружения, который сидел за пилотом и работал с вооружением и РЛС перехватчика. Для самолета была разработана ракета Р-33 с дальностью стрельбы 65 миль, модификация данной ракеты Р-33С («изделие 520») оснащалась ядерной боевой частью. При этом ракета Р-33 специально создавалась для перехватчика МиГ-31, никакой другой истребитель не мог применять данную ракету.
Модернизация МиГ-31БМ
В первой половине 2000-х годов ВВС России совместно с РСК «МиГ» провели модернизацию перехватчика, который получил обозначение МиГ-31БМ и получил улучшенные ракеты и РЛС. Первый модернизированный МиГ-31БМ (бортовой номер «58») совершил свой первый полет в сентябре 2005 года, после чего в декабре того же года был отправлен для прохождения дальнейших испытаний в Ахтубинск. За ним последовали второй (бортовой номер «59») и третий (бортовой номер «60») самолеты, в конструкцию которых вносились некоторые доработки.
Первый этап государственных испытаний модернизированного перехватчика завершился в ноябре 2007 года, после чего было получено разрешение на проведение серийной модернизации самолетов. Первыми модернизировали наиболее свежие МиГ-31Б, за которыми последовали более старые МиГ-31БС, которые после модернизации стали называть МиГ-31БСМ. В свою очередь МиГ-31БС сами были модернизированным вариантом МиГ-31 или МиГ-31Д3, которые находились в эксплуатации одновременно с более поздними самолетами МиГ-31Б.
Первый контракт на модернизацию предположительно 8 истребителей-перехватчиков МиГ-31 Минобороны России разместило 1 апреля 2006 года. 20 марта следующего года в Нижнем Новгороде на заводе «Сокол» подготовили два самолета МиГ-31БМ, которые были переданы ВВС и использовались для переучивания летчиков в Саваслейке. По-настоящему крупный контракт на проведение модернизации 60 перехватчиков МиГ-31Б в вариант МиГ-31БМ был подписан с нижегородским заводом «Сокол» 1 августа 2011 года.
А уже 21 ноября 2014 года ОАК подписала второй контракт на модернизацию еще 51 истребителя-перехватчика МиГ-31. Данный контракт в период 2015-2018 годов выполнялся совместно «Соколом» и 514-м авиаремонтным заводом в Ржеве. При этом предприятие из Ржева отвечало лишь за небольшую часть контракта. К примеру, в 2014 году здесь прошли доработку 5 самолетов, в 2015 году – еще две машины. На сегодняшний день модернизацию уже прошли практически все исправные истребители МиГ-31, оставшиеся должны быть доработаны до варианта МиГ-31БМ до конца 2018 года.
РЛС
Основной целью модернизации истребителей-перехватчиков было повышение их эффективности за счет использования доработанной РЛС (новые режимы и увеличение дальности работы) и применения новых ракет. Модернизированная система управления огнем «Заслон-АМ» (С-800АМ) включает модернизированную РЛС 8БМ с новым процессором «Багет-55-06», заменившим старый «Аргон-15А», она сохранила пассивную фазированную антенную решетку, при этом теплопеленгатор 8ТК остался неизменным. Заявляется, что дальность обнаружения целей типа «истребитель» обновленной РЛС составляет 130 миль, что в два раза превышает возможности предшественницы. Помимо этого РЛС теперь можно сопровождать 24 воздушных цели, а истребитель получил возможность обстреливать одновременно 6 воздушных целей. Доработкой РЛС занимается компания-производитель станции.
Изменения коснулись и кабины экипажа. Так в кабине пилота (передней) появились 127х127 мм мониторы, которые заменили собой аналоговые приборы, размещенные на передней панели. Задняя кабина получила 152х203 мм мониторы вместо экранов на электронно-лучевых трубках. Помимо этого истребитель-перехватчик МиГ-31БМ был оснащен модернизированной радиостанцией Р800Л и улучшенной навигационной системой, включающей в свой состав приемник спутниковой навигации А737.
В ходе модернизации планер и двигатели самолета изменений не претерпели, однако ресурс планера продляется до 30 лет или 3500 летных часов. Нельзя исключать того, что в ходе проведения дальнейших плановых ремонтов ресурс будет еще продляться. Внешне модернизированные МиГ-35БМ можно отличить от более старых вариантов перехватчика по отсутствию центрального пилона, который ранее предназначался для подвески ракеты Р-40ТД. Он был заменен на более компактный пилон для подвески ракет Р-77-1 и Р-73. Данные ракеты также могут применяться со второго подкрыльевого пилона, который ранее можно было использовать лишь для подвески подвесного топливного бака.
Другим отличием модернизированной версии стало появление перископа над головой пилота. Максимальный взлетный вес МиГ-31БМ составляет 46 835 кг, дальность полета – 1242 мили, но условия достижения такой дальности не раскрываются.
Новые ракеты
Вооружение истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ было дополнено четырьмя ракетами Р-37М с дальностью стрельбы 108 миль. Опытный образец ракеты Р-37М (изделие 610М) впервые был запущен с борта истребителя еще в 2011 году, государственные испытания данной ракеты были завершены в 2014 году. Серийным производством ракет занимается АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение», данное предприятие находится в Королеве. Ракеты оснащены головкой самонаведения МФБУ-610ШМ. Помимо них МиГ-31БМ может нести также четыре ракеты малой дальности Р-73, которые пришли на замену сильно устаревшим ракетам Р-60 и ракетам средней дальности Р-40ТД.
Ожидается, что в будущем на очередном этапе модернизации самолета он получит ракеты средней дальности Р-77-1 и К-77М. Истребитель-перехватчик сможет нести четыре таких ракеты на подкрыльевых пилонах. А в отдаленной перспективе самолет может получить УР, известные пока как «изделие 810», которые разрабатываются для истребителя пятого поколения Су-57. Потом будет обновлен софт РЛС «Заслон», помимо этого рассматривается возможность установки на самолет нового теплопеленгатора. Наконец, ведутся работы по созданию новой системы управления полетом КСУ-31.
Где имеются истребители-перехватчики МиГ-31?
После первого полета прототипа, который состоялся 16 сентября 1975 года, завод «Сокол» успел выпустить 519 самолетов в 1976-1994 годах. В это число вошли 349 ранних МиГ-31, 101 МиГ-31Д3 и 69 МиГ-31Б. Крупносерийное производство истребителей продолжалось до 1990 года, после чего оно затормозилось и окончательно прекратилось в 1994 году. Последний перехватчик покинул цеха завода в апреле 1994 года. Первой боевой частью, получившей новый самолет на вооружение, был 786-й истребительный полк, который базировался в Правдинске (Горьковская область). Он был объявлен полностью боеготовым в 1983 году.
В настоящее время на вооружении ВКС России находится порядка 130 самолетов МиГ-31, еще около 130 остаются на хранении, из них примерно 65 находятся на территории 514-го АРЗ в Ржеве. МиГ-31 состоит на вооружении полков, расположенных в Канске, Большом Савино, Хотилово, Мончегорске, Елизово, Центральном Угловом и Саваслейке. Помимо этого еще порядка 10 истребителей находятся в составе 929-го Государственного летно-испытательного центра Минобороны России в Ахтубинске.
Единственным эксплуатантом истребителей-перехватчиков МиГ-31 за пределами России является сегодня Казахстан, которому после развала СССР отошли 43 истребителя в Жана-Семее под Семипалатинском. В настоящее время Силы Воздушной обороны Казахстана располагают двумя эскадрильями данных перехватчиков по 12 самолетов в каждой, они входят в состав 610-й авиационной базы в Караганде. В начале 1990-х годов Российская Федерация рассчитывала на продажу самолетов в Китай, а на заводе даже приступили к производству самолета в экспортном варианте МиГ-31Э. Но в Пекине решили закупить в России истребители Су-27, после чего МиГ-31Э безуспешно предлагались Сирии и Ливии.
Наличие на хранении еще порядка 130 самолетов МиГ-31 позволяет расширить в будущем количество авиационных частей, вооруженных данным перехватчиком, но лишь при наличии соответствующего финансирования.
На Дальнем Востоке России планируется восстановление 530-го истребительного авиаполка в Чугуевке. С 1975 года данный полк летал на самолетах МиГ-25, а с 1988 года – на МиГ-31. Полк был ликвидирован в 2009 году, а эскадрилья исправных МиГ-31 была передислоцирована на аэродром Центральная Угловая, она была включена в состав базирующейся там части. При этом периодически аэродром Чугуевка по-прежнему используется военными. К примеру, спутниковые снимки июня 2016 года зафиксировали на нем 11 истребителей МиГ-31, скорее всего, они были переброшены сюда с аэродрома Центральная Угловая во время проведения учений. Также в рамках военного присутствия в Арктике Россия занимается созданием аэродромов для истребителей-перехватчиков МиГ-31, в том числе в Анадыре и Тикси.
Будущие предложения
Несколько источников говорят о том, что сегодня РСК «МиГ» ведет работы над новыми модификациями удачного истребителя-перехватчика МиГ-31 под завуалированными обозначениями «изделие 06» и «изделие 08». Возможно, один из этих вариантов связан с системой «Кинжал». Другой может быть новой модификацией или истребителем совершенно нового назначения, к примеру, спутниковым перехватчиком.
В этой связи можно напомнить, что еще 30 лет назад – в январе 1987 года МиГ-31Д (изделие 07) совершил свой первый полет. Самолет представлял собой носитель противоспутниковой ракеты 79М6. Вместе они образовывали противоспутниковый комплекс 30П6 «Контакт». Всего было выпущено два прототипа истребителя МиГ-31Д. В 1991 году работы над проектом и его дальнейшим развитием МиГ-31ДМ с ракетой 95М6 были прекращены. После развала Советского Союза оба прототипа нового противоспутникового истребителя оказались в Сары-Шагане в Казахстане, где были обследованы.
На этом материал в Air Forces Monthly заканчивается. Стоит отметить, что интерес иностранных военных изданий к МиГ-31 вполне оправдан. Машина была действительно уникальной для своего времени. Учитывая, что это был первый в нашей стране боевой самолет 4-го поколения и первый серийный истребитель в мире, получивший РЛС с фазированной антенной решеткой. Боевой потенциал модернизированных самолетов позволяет эффективно решать возложенные на них задачи и в XXI веке.
Отдельно можно выделить и испытания ракеты «Кинжал», для которой истребитель-перехватчик МиГ-31 стал, по сути, штатным носителем. Запад интересуется новым российским вооружением, а значит и истребителем МиГ-31БМ. Ранее 11 марта 2018 года Минобороны России сообщило об успешном учебно-боевом пуске гиперзвуковой аэробаллистической ракеты комплекса «Кинжал» с борта истребителя-перехватчика МиГ-31БМ ВКС России. Выпущенная ракета успешно поразила цель на полигоне. В Минобороны отметили, что МиГ-31 взлетел с аэродрома на территории Южного военного округа в рамках несения опытно-боевого дежурства (речь идет о 929-м Государственном летно-испытательном центре Минобороны России в Ахтубинске).
По данным Минобороны России, экипажи авиационного комплекса «Кинжал», в состав которого входят истребитель-перехватчик МиГ-31 и новейшая гиперзвуковая ракета, с начала 2018 года выполнили уже 250 полетов. Личный состав готов к использованию данных ракет в различных метеоусловиях и днем, и ночью, отметили представители ведомства. Возможность использования подобных ракет существенным образом расширяет возможности истребителя МиГ-31, продлевая его авиационную жизнь.
Источники:
— bmpd.livejournal.com/3206861.html
— migavia.ru/index.php/ru/istoriya-rsk-mig/chetvertoe-pokolenie
— tass.ru/armiya-i-opk/5020414
/Сергей Юферев, topwar.ru/
все понятно, но что конкретно???)))))
статья информационная, да и не сказать чтоб что-то новое указано, неплохой набор общеизвестных данных. причем тут «британский взгляд» — совершенно непонятно, чем этот взгляд отличается от китайского, бразильского или российского. разве что статья переводная — так в «источниках» исключительно отечественные блоггеры и новостные сайты, так что глуповато звучит…
ну, и сама информация несколько тенденциозна, хотя и без вранья — просто кое-что не упомянуто. производство МиГ-31 прекращено в 1994 году, то есть самый «молодой» истребитель имеет возраст около четверти века. кто не в курсе — есть такое понятие «старение материалов», так что рассчитывать на паспортные характеристики машин, указанные на 1990-е годы — очень оптимистично, но не реально. есть и еще одна болячка — производство двигателей Д-30Ф6 тоже давно прекращено, примерно в те же годы. и возобновить его — стоит приличных средств. а ресурс у Д-30Ф6 хоть и указан формально в 1800 часов, фактически составляет около 1500 часов, то есть на сегодня прилично выработан и восстановлению не подлежит — нет в производстве и когда будет, и будет ли — неизвестно.
кроме того, сама машина является «заточенной» на скоростной перехват противника, и при этом, как и у любой специализированной машины, в ущерб одному преимуществу принесены другие характеристики — в данном случае ради скорости пожертвована дальность (БР в 720 км для ФРОНТОВОГО перехватчика вполне нормален, но МиГ-31 позиционируется скорее как СТРАТЕГИЧЕСКИЙ перехватчик), необходимость «кормить» прожорливые движки привела к тому, что самолет по сути «цистерна с керосином», при этом центровка заметно меняется с выработкой топлива, машина сравнительно сложна в пилотировании — иными словами, не для «средних» пилотов. отсюда сравнительно высокая аварийность — для этого аппарата нужны летчики-профессионалы с налетом не менее 150 часов в год, а не по 20-30, а значит, требуется расход ресурсов движков, ну и так далее…
ну, и сама машина уже несколько устаревшая морально. достаточно сказать, что управление осуществляется гидравлическими бустерами, а не ЭДС, как в современных машинах. стоимость же переделки в таких случаях вполне сравнима со стоимостью производства совершенно новой машины, так что перспективы туманны…
спасибо автору за статью.
Трорк , ты бы не строил из себя эксперта ! Я в данное время занимаюсь статическими и ресурсными испытаниями МИГ 31 на предмет продления ресурса . Машина выдерживает , не смотря на ,, возраст «. Так что не надо грязи в своих комментах . Да , бывают кое — какие поломки , но всё можно исправить . Так что не нужно тут петь про усталость материала и прочее . Всё нормально и самолёты ещё долго пролетают !
Трорк— обратно читается, как ?? Почти Кро(р)т!!!))
трорк, ты обыкновенный диванный, АБСОЛЮТНО не понимающий вопроса, «эксперт»
31й хороший самолет, хоть и старый. Беда в том, подозреваю, что новых не будет. Кудря все «ИЗЛИШНИЕ СРЕДСТВА» вложит в низко-доходные активы — ЗА РУБЬ ЕЖОМ.
хороший — это понятие очень растяжимое. он БЫЛ хорошим — в 80/90-е прошлого века. да, это честно и вполне справедливо. но сегодня, машина разработки семидесятых с весьма посредственным апгрейдом, это как Су-15 или Су-17/22 пытаться реанимировать — тоже, кстати, реально хорошие машины, для своего времени. с тем же успехом можно рассуждать о восстановлении производства Су-24 или МиГ-23, очень хорошие машины — толку-то??? они уже настолько устарели, как и, например, Т-64 (да и Т-72 — как его не дотаскивай, но и в виде Т-90 он уже средненький весьма) — что нет смысла их модернизировать, при любых модернизациях характеристики будут хуже, чем у новых машин. ну, или цена модернизаций будет зашкаливать, а «родного» там останется только пилот и его ботинки — все остальное придется менять)))))
а с «ИЗЛИШНИМИ СРЕДСТВАМИ» согласен, новое правительство себя прекрасно еще старым будучи зарекомендовало, так что все будет развиваться и процветать!)))))
А кто спорит то, коментарий скрее о Кудрине его новом восхождении, тренде политики хрэмля и будущем впк, чем о 31вом.
ну так таки да))))))) как много было анонсировано за последние годы — «а воз и ныне там»… и там и останется — раз уж начали рассказывать, какой, оказывается, классный самолет полувековой разработки, да как он «ишшо послужит» — вот вам и ПАК-и, и «беркуты», и прочие… печально.
Ну если постоянно вваливать всё бабло в экономику потенциального противника то удивляться нечему.
Что то конечно будет, но в совершенно неадекватном количестве.
а вот почитай, Ктулху, http://www.pravda-pravo.ru/forum/index.php/topic,363.msg4863.html#msg4863, по мне и добавлять ничего не надо… хотя — ну вот еще https://mrminiver.livejournal.com/2303981.html, и еще https://dburtsev.livejournal.com/3138876.html, ну и на закуску https://vitalidrobishev.livejournal.com/6641670.html. есть ли чему удивляться???
Трорк! Самолёт в то время был лучшим в мире и сейчас модернизированный каждый под свои цели остаётся непревзойдённым никем, хотя и «старый «. И хорош тут ныть, эксперт… !
Просто диву даешься, какая была мощная страна (которую сейчас воры-демократы хотят клеймить позором, конечно этому только мудак может верить, хотя были и перегибы) СССР! А сейчас мы занимаем лидирующие места (это признанное в прессах) по КОРРУПЦИИ во всех сферах хозяйствования! С которым борятся сейчас государство под руководством нашего президента!
Комментарий удален.
Комментарий удален.
Комментарий удален.
Судя по удалённым ответным комментариям этих двух тел,мой комментарий попал в цель.
ага, как и положено — пальцем в… ну, ты знаешь)))) судя по тому, что уважаемый Редактор его нафиг стер — цель опять не достигнута))
Вот ты куда попал https://www.youtube.com/watch?v=eriyDBPSEKs Последние два куплета как раз тебе.
Ржевский завод тридцать лет занимался ремонтом изделия 01.Большая часть их была отремонтирована во Ржеве.Что касается модернизации.Нижний Новгород в своё время контракт не тянул и просил Ржев помочь взять половину и Ржев помог.Говорить о том что большая часть сделана в НИЖНЕМ это не совсем правда.Вообще сейчас тенденция оставлять заводы изготовители и избавляться от заводов ремонтных.В большом Нижнем людям есть где найти работу а в маленьком Ржеве нет.Поэтому при всех дифирамбах НИЖНИЙ давно лежит на боку.
Автор пишет о миг 31 и не знает, что 31 миг не относится и не состоит в ВКС, он относится к ПВО и состоит в рядах ПВО
Работаю на этом заводе в Нижнем. Сейчас стало всё скромнее. Верха руководства немного удивляют. И к тому же мы сейчас относимся к Москве, она и решает когда вывезти мусор и сколько резцов и пр. купить. Кадры прошлых времён ушли: спились, умерли и т.д.
кадры нужно беречь а еропланы ремонтировать
Интересная фраза:» После развала Советского Союза оба прототипа нового противоспутникового истребителя оказались в Сары-Шагане в Казахстане, где были обследованы.» И сколько же Казахстан получил за возможность этого «обследования» понятно кем?
Только начал читать и сразу ляп,да не МиГ-31, а МиГ-25! Он был первый, а уж потом….