В конце пятидесятых годов американские военные и ученые разработали и испытали две экспериментальные баллистические ракеты воздушного базирования. Изделия программы WS-199 доказали принципиальную возможность создания такого оружия, но их собственные характеристики были далеки от желаемых. По этой причине проекты Bold Orion и High Virgo закрыли, а на основе их наработок начали проектировать новую ракету. В разные периоды это оружие от компании Douglas носило названия WS-138A, GAM-87, AGM-48 и Skybolt.
Во второй половине пятидесятых годов ВВС США столкнулись с некоторыми затруднениями в области межконтинентальных баллистических ракет, что заставило их уделять больше внимания авиационным средствам поражения. В рамках программы Weapon System 199 были созданы две перспективные аэробаллистические ракеты для существующих бомбардировщиков. Однако дальность полета изделий WS-199B Bold Orion и WS-199C High Virgo составляла 1100 и 300 км соответственно – меньше, чем требовалось для эффективного решения боевых задач и поражения целей на территории вероятного противника, прикрытой мощной ПВО.
К началу шестидесятых годов командование ВВС, увидев полученные результаты, решило отказаться от экспериментальных образцов в пользу совершенно новой ракеты, созданной с использованием их идей и решений. Уже в начале 1959 года появился заказ на проектирование такого оружия. Вскоре был выбран главный подрядчик – контракт на разработку ракеты получила авиастроительная компания Douglas. Любопытно, что ранее она не участвовала в программе WS-199, однако ее вариант нового проекта выглядел наиболее удачным.
Изначально проекту присвоили безликое обозначение WS-138A или Weapon System 138A («Система вооружения «138A»). Позже появились армейское обозначение GAM-87 и имя Skybolt. После введения новой номенклатуры ракетных вооружений ввели обозначение AGM-48. Также на стадии испытаний опытные ракеты обозначались как XGAM-87 или XAGM-48. Литера «X» указывала на текущую стадию проекта.
В 1959-60 годах – задолго до появления реальных ракет – изделия Skybolt стали предметом экспортного контракта. В этот период Великобритания столкнулась с серьезнейшими затруднениями при разработке баллистической ракеты Blue Streak. После длительных споров британское военное и политическое руководство решило отказаться от такого оружия. Вместо собственных баллистических ракет ядерные силы планировалось усилить изделиями WS-138A американского производства. В марте 1960 года страны договорились о поставке 144 ракет. Первый контракт на партию из 100 изделий подписали через два месяца.
Облик будущей ракеты WS-138A был определен с учетом наработок по программе WS-199. Наиболее удачной посчитали двухступенчатую схему с применением только твердотопливных двигателей. Ракету предлагалось комплектовать ядерным боезарядом большой мощности, габариты и масса которого соответствовали ее возможностям. Инерциальную навигационную систему, традиционную для баллистических ракет того времени, планировалось дополнить средствами астрокоррекции, что позволяло повысить точность стрельбы.
Главным элементом ракеты WS-138A был металлический корпус, построенный на основе каркаса. Корпус оснащался длинным коническим головным обтекателем со скругленной носовой частью. На ранних стадиях испытаний также использовался обтекатель с коротким конусом и цилиндрической стенкой небольшого диаметра. Основная часть корпуса, разделенная на две ступени, имела форму цилиндра с несколькими выступающими продольными кожухами на внешней поверхности. В хвосте ракеты располагались восемь плоскостей треугольной формы. Более крупные стреловидные плоскости выполняли функции стабилизаторов. Между ними помещались поворотные аэродинамические рули, отличавшиеся меньшими размерами. Хвостовой срез корпуса во время полета на пилоне носителя прикрывался сбрасываемым обтекателем оживальной формы. Ступени, головная часть и обтекатель соединялись друг с другом при помощи пироболтов.
Ракета не отличалась сложной компоновкой. Объемы внутри головного обтекателя отдавались под установку боевой части и систем управления. Все прочие отсеки обеих ступеней вмещали пару крупных твердотопливных двигателей. В хвостовой части первой ступени, на уровне плоскостей, также располагались рулевые машинки.
Силовая установка для ракеты Skybolt была разработана компанией Aerojet. Для первой ступени разработали двигатель XM-80, для второй – XM-81. В отличие от предыдущих проектов, на этот раз двигатели не заимствовались у существующих ракет, но разрабатывались специально для нового изделия в соответствии с предъявленными требованиями.
Компания Northrop была назначена субподрядчиком, ответственным за создание и производство систем наведения. На основе имеющихся наработок была разработана новая инерциальная навигационная система, интегрированная в состав автопилота. Для повышения точности стрельбы впервые в американской практике был использован астрокорректор. Управление в полете предлагалось осуществлять разными способами. Первая ступень была оснащена аэродинамическими рулями, тогда как на второй использовалось подвижное сопло двигателя, изменяющее вектор тяги.
В базовой конфигурации, предназначенной для ВВС США, ракета WS-138A должна была нести термоядерную боевую часть типа W59. Это изделие имело длину 1,2 м при максимальном диаметре 415 мм и весило порядка 250 кг. Мощность его заряда определялась на уровне 1 Мт. Специально для новой ракеты компания General Electric разработала новый корпус со средствами защиты боевого блока от внешних воздействий при спуске к цели.
Британские военные пожелали закупать ракеты с иным боевым оснащением. В их случае ракеты Skybolt следовало комплектовать термоядерным зарядом типа Red Snow мощностью 1,1 Мт. Это изделие отличалось от американского W59, однако не требовало значительных переработок средства доставки. При этом большая масса альтернативной боевой части должна была привести к серьезному сокращению дальности полета. Впрочем, как показывали расчеты, и это позволяло решать определенные боевые задачи.
Ракета WS-138A в транспортном положении имела общую длину (включая сбрасываемый хвостовой обтекатель) чуть менее 11,7 м. Диаметр корпуса – 890 мм. Размах стабилизаторов – 1,68 м. Стартовая масса определялась в 11 тыс. фунтов – чуть менее 5 т. По расчетам, в полете ракета должна была развивать высокую скорость, что обеспечивало полет по баллистической траектории на значительную дальность. В базовой конфигурации она могла отправить «легкую» боевую часть на 1850 км. Дальность стрельбы с боезарядом Red Snow сокращалась до 970 км. Однако британские военные подсчитали, что и в этом случае бомбардировщик-носитель сможет атаковать Москву, не входя в воздушное пространство СССР.
Основным носителем перспективной ракеты должен был стать дальний бомбардировщик Boeing B-52G Stratofortress. Крупногабаритную ракету можно было перевозить только на внешней подвеске. На пилонах под центропланом можно было разместить до четырех ракет. Также прорабатывалась возможность включения ракет WS-138A в номенклатуру вооружений бомбардировщиков B-58 Hustler и XB-70 Valkyrie.
В Королевских ВВС Великобритании новые ракеты должны были использоваться бомбардировщиками V-серии. Уже во время проектирования стало ясно, что носителем WS-138A сможет стать только один самолет из трех существующих. Ракета помещалась только под днищем бомбардировщика Avro Vulcan. В случае с машинами Vickers Valiant и Handley Page Victor «дорожный просвет» под оружием оказывался недостаточным, что могло привести к аварии.
Вне зависимости от носителя и типа боевой части, полетная программа перспективных ракет должна была выглядеть одинаково. Сброс изделия осуществлялся на крейсерской скорости носителя на высоте нескольких километров. Отделившись от самолета, оно должно было «провалиться» на 120 м по высоте, после чего выполнялся сброс хвостового обтекателя и запускался двигатель первой ступени. Сразу после включения двигателя ракета должна была перейти в набор высоты с заданным углом. Двигатель работал в течение 100 с, после чего первая ступень отделялась и включался двигатель второй ступени.
При помощи двигателей обеих ступеней ракета WS-138A должна была подниматься на высоту порядка 60 км. На активном участке траектории автоматика определяла положение ракеты и корректировала курс. После подъема ракеты на заданную высоту и разгона до скорости порядка 2,8 км/с вторая ступень отключалась и сбрасывалась. Далее полет продолжал только боевой блок. Во время стрельбы на максимальную дальность он мог подняться на высоту до 480 км, после чего начинал спуск к своей цели.
Вскоре после начала разработки проекта компания Douglas начала натурные аэродинамические испытания. Площадкой для них стали авиабаза Эглин (шт. Флорида) и ближайшие полигоны. Макеты ракет WS-138A / GAM-87 вывозились при помощи штатных носителей. При этом определялось их взаимодействие с самолетом и влияние на его характеристики. Также осуществлялись сбросы макетов со сбором необходимых данных. Первый такой тест состоялся в январе 1961 года, и испытания продолжались несколько следующих месяцев. Эти проверки позволили усовершенствовать имеющийся корпус и аэродинамические поверхности.
К весне следующего года проект был готов к запуску полноценных летных испытаний. 19 апреля 1962 года самолет B-52G впервые сбросил с пилона реальную ракету XGAM-87, на борту которой присутствовало все штатное оборудование, за исключением боевой части. Ракета должна была улететь в сторону Атлантического океана. Первая ступень отработала правильным образом, но при зажигании двигателя второй произошел отказ. Ракета не смогла продолжать полет, испытателям пришлось использовать ее самоликвидатор.
После расследования причин аварии и доработки проекта испытания продолжились. 29 июня состоялся второй сброс. На этот раз опытная ракета не смогла запустить двигатель первой ступени. В третьем запуске 13 сентября двигатель включился, но отказали системы управления. Ракета отклонилась от заданного курса, и на 58-й секунде полета ее пришлось подорвать во избежание падения за пределами разрешенного района. 25 сентября четвертая ракета использовала первую ступень и включила вторую, но ее двигатель остановился раньше времени. Полет на расчетную дальность оказался невозможным. Следующий запуск 28 ноября вновь завершился аварией. На 4-й секунде полета ракета потеряла связь с наземными средствами, и ее пришлось уничтожить.
22 декабря 1962 года ракета XGAM-87 Skybolt впервые выполнила успешный полет. С шестой попытки опытное изделие смогло правильно использовать оба двигателя и вывести инертную боевую часть на требуемую траекторию. В ходе этой проверки были подтверждены расчетные характеристики дальности и точности стрельбы с применением боевой части W59.
Однако к этому времени судьба проекта была решена. Военное и политическое руководство Соединенных Штатов больше не видело смысла в продолжении работ. При этом администрация президента Джона Ф. Кеннеди нашла сразу несколько причин для отказа от новой ракеты. На ее судьбе могли сказаться факторы технического, экономического, военного и политического характера.
Во-первых, ракета GAM-87 выглядела, мягко говоря, неудачной. Из шести тестовых полетов успешно завершился только один. Никто не мог сказать, когда ракеты покажут требуемую надежность, и какой будет итоговая стоимость программы. Кроме того, были получены желаемые результаты в области баллистических ракет для подводных лодок, которые могли взять на себя задачи системы Skybolt. Наконец, после недавнего Карибского кризиса Вашингтон желал показать свое стремление к миру, а для этого требовалось показательно отказаться от какого-либо проекта в области ядерных вооружений.
В такой ситуации проект WS-138A / GAM-87 не имел ни единого шанса. В ноябре 1962 года было принято принципиальное решение, а 22 декабря Дж.Ф. Кеннеди подписал указ о прекращении разработки новой аэробаллистической ракеты. По иронии судьбы, это произошло в день единственного успешного испытательного запуска. Впрочем, работы не были остановлены. К этому времени компания Douglas и смежные предприятия успели изготовить некоторое количество опытных ракет, и их планировалось использовать в новых тестах для проработки тех или иных вопросов.
Решение руководства США об отказе от дальнейшей разработки изделия GAM-87 возмутило официальный Лондон. В соответствии с соглашением 1960 года, эти ракеты должны были поступить на вооружение Королевских ВВС и стать едва ли не самым мощным их оружием. Отказ от разработки, в свою очередь, сильно ударил по перспективам британских стратегических ядерных сил. Страны были вынуждены начать особые переговоры, целью которых являлась выработка новых планов по совместному развитию ядерной триады Великобритании.
Дж.Ф. Кеннеди провел переговоры с британским премьер-министром Гарольдом Макмилланом, по результатам которых был подписан Пакт Нассау. Взамен авиационных ракет Skybolt США предложили поставить изделия UGM-27 Polaris для подводных лодок. Предварительная договоренность была подтверждена контрактом от 6 апреля 1963 года. Вскоре начались поставки ракет, благодаря которым Великобритания смогла создать желаемый ядерный щит.
По известным данным, испытания остававшихся в наличии ракет WS-138A / XGAM-87 продолжались в течение почти всего 1963 года. В июне Пентагон ввел новую номенклатуру ракетного вооружения, в соответствии с которой Skybolt переименовали в AGM-48. Уже под новым названием имевшиеся ракеты выполнили несколько полетов. Во время этих испытаний имели место и успехи, и аварии, но они больше не влияли на исход работ. С их помощью изучались различные вопросы, но о постановке ракет на вооружение речь больше не шла.
Баллистическая ракета воздушного базирования Douglas WS-138A / GAM-87 / AGM-48 / Skybolt могла стать первым образцом своего класса, принятым на вооружение военно-воздушных сил США. Однако наличие массы проблем, требующих решения, альтернативные разработки и политическая обстановка в мире привели к отказу от проекта и всего направления в целом. Новое перевооружение стратегической авиации ВВС США, стартовавшее в скором времени, осуществлялось при помощи крылатых ракет.
По материалам сайтов:
http://designation-systems.net/
http://airwar.ru/
https://globalsecurity.org/
https://fas.org/
http://space.skyrocket.de/
/Кирилл Рябов, topwar.ru/