В рамках программы OASuW (Offensive Anti-Surface Weapon) компанией Lockheed Martin будет разработана противокорабельная ракета увеличенной дальности AGM-158C LRASM (Long Range Anti-Ship Missile). LRASM, являющаяся модификацией крылатой ракеты воздушного базирования AGM-158B JASSM-ER (Joint Air-to-Surface Standoff Missile — Extended Range), оборудована новым сенсорным комплектом, «заточенным» под задачи борьбы с надводными целями
Совместная британо-французская программа по разработке ракеты Sea Venom/Anti-Navire Leger (ANL), которой руководит компания MBDA в интересах французского и британского министерств обороны, в июне прошлого года вышла на новый уровень, когда был произведен первый успешный пуск с вертолета Dauphin на испытательном полигоне на юге Франции; на конец 2018 года намечено проведение серии управляемых пусков этой ракеты.
Проект Sea Venom/ANL реализуется в соответствии с британскими и французскими требованиями, соответственно Future Anti Surface Guided Weapon (Heavy) и Anti Navire Leger (ANL), с целью замены устаревших противокорабельных ракет, британской Sea Skua и французской AS15TT. Требованиями определяется многоцелевая, легкая ракета массой 110 кг и длиной примерно 2,5 метра, предназначенная для поражения надводных целей в радиусе около 20 км; она должна развивать большую дозвуковую скорость и запускаться с вертолета.
Ракета с запуском двигателя после отделения от носителя включает неохлаждаемую тепловизионную ГСН разработки Safran с продвинутой обработкой изображений (с возможностью интегрирования дополнительного канала для лазерного полуактивного самонаведения), двухсторонний канал связи для задействования оператора в контуре управления, и бронебойно-осколочную боевую часть массой 30 кг.
В то время как ракета может лететь совершенно самостоятельно в нескольких режимах, включая полёт на предельно малой высоте над поверхностью моря, управление оператором позволит задействовать такие режимы как перенацелевание во время полета, коррекция/уточнение точки наводки и безопасное прекращение задания. При наличии лазерного полуактивного самонаведения ракета сможет захватывать цели вне поля зрения благодаря лазерному целеуказанию со сторонней платформы. В хвостовой части размещен стартовый двигатель, в середине корпуса маршевый двигатель с направленным вниз подфюзеляжным соплом.
Ракета Sea Venom/ANL, предназначенная для выполнения задач как в открытом море, так на побережье в обстановке помех от местных предметов, по плану пойдет на вооружение вертолетов AW159 Wildcat британских ВМС, тогда как французский флот вооружит ею свои новые вертолеты HIL (Helicoptere Interarmees Leger). Ракета, способная поражать с безопасного расстояния различные суда, варьирующиеся от быстроходных рейдовых катеров, среднеразмерных ракетных катеров и до крупных судов типа корветов, может устанавливаться на самые разные платформы. Например, были проведены испытания по транспортировке по воздуху с целью демонстрации совместимости ракеты с существующими вертолетами Lynx.
Американские разработки
Потребность американских ВМС в обеспечении контроля над морем перед лицом новых возможностей основных оппонентов, стремящихся создать сеть запрета доступа/блокирования зоны (A2/AD), в сочетании с непрерывно ведущейся борьбой за ресурсы, заставила флот разработать стратегию «Распределенной летальности», которой предусматривается переоснащение, реконфигурация и переориентирование надводного флота с целью занятия более открытой «наступательной» позиции. С целью удовлетворения срочных потребностей в противокорабельных возможностях ВМС США работают над обновлением имеющихся и введением новых систем вооружения корабельного и воздушного базирования наряду с противокорабельным вариантом ракеты Raytheon SM-6 класса «поверхность-воздух».
Небольшое отступление с целью пояснения англ. термина A2/AD (anti-access and area-denial — запрет доступа/блокирование зоны). «Запрет доступа» означает способность замедлить или воспрепятствовать развертыванию сил противника на ТВД или вынуждение его создать плацдарм для операции значительно удаленнее желательного места развертывания. «Блокирование зоны» охватывает действия по ограничению свободы маневра, снижения операционной эффективности и повышения рисков, связанных с операциями дружественных сил на ТВД.
В стремлении восстановить противокорабельные возможности дальнего действия, которые были утрачены, когда вариант противокорабельной ракеты Tomahawk Anti-Ship Missile (TASM) был снят с вооружения в 90-х годах, американский флот разрабатывает очередной вариант Maritime Strike Tomahawk (MST). В соответствии с программой ускоренного развертывания компания Raytheon осенью прошлого года получила контракт на интеграцию новой многорежимной ГСН в неутвержденное пока количество ракет Tomahawk Land Attack Missile (TLAM) или Block IV с тем, чтобы они могли захватывать движущиеся в море цели.
По сообщениям, новая многорежимная пассивно-активная ГСН будет иметь модульный многофункциональный процессор, который в комбинации с навигационно-коммуникационным комплектом, позволит ракете Tomahawk свободнее действовать в сложной помеховой обстановке или в условиях A2/AD. В соответствии с этой программой будет реализована также более надежная система связи на базе новой продвинутой архитектуры, которая позволит заменить существующий двухсторонний спутниковый канал связи и добавить модуль кодирования M-code GPS.
Параллельно с совместной американо-британской разработкой многоцелевой боевой части и продолжающимся совершенствованием системы управления Tactical Tomahawk Weapons Control System (TTWCS), отличающейся повышенным уровнем кибербезопасности, во время программы повторной сертификации ракет Block IV, которая начнется в 2019 году, будут модернизированы системы связи и навигации ПКР MST. Эта доработки коснутся также и британского арсенала, что позволит продлить срок их службы еще на 15 лет (в общей сложности 30 лет) и, таким образом, ракеты Tomahawk останутся на вооружении королевского флота до конца 2040-х годов.
Между тем, все американские ракеты Block III в 2018 году запланировано снять с вооружения (нетрудно догадаться каким образом это будет сделано). Долгосрочная замена Tomahawk будет гарантирована по программе разработки ракеты NGLAW (Next Generation Land Attack Weapon), которая будет способна атаковать наземные и морские цели с надводных и подводных платформ, на первом этапе дополнив, а затем полностью заменив системы вооружения Tomahawk. Начальный срок поступления на вооружение ракеты NGLAW намечен на 2028-2030 годы.
Дальнейшая разработка и расширение семейства систем вооружения Boeing AGM/UGM/RGM-84 Harpoon идет в строгом соответствии с американским законом о продаже оружия и военной техники иностранным государствам. В феврале Управление военного сотрудничества министерства обороны США объявило о возможной продаже Финляндии новейшей ракеты RGM-84Q-4 Harpoon Block II+ ER в варианте корабельного базирования вместе с ракетами Harpoon Block II (RGM-84L-4 Harpoon Block II) в связи с чем эта североевропейская страна станет стартовым покупателем нового варианта.
Как ожидается, новый вариант, также предлагаемый в качестве модернизационного комплекта для модели Block II, поступит на вооружение ракетных катеров класса Hamina, новых многоцелевых корветов и береговых батарей. Harpoon Block II Plus Extended Range (Block II+ ER) описывается компанией Boeing как «система вооружения, которая объединяет в себе лучшие характеристики моделей Harpoon Block II+ и Harpoon Extended Range (ER) и предлагает операторам модернизационные опции, которые повысят их возможности за небольшую стоимость».
Последний вариант по дальности более чем вдвое превосходит нынешнюю ракету Harpoon (под данным ВМС США более 124 км) благодаря более эффективному двигателю, успешно проверенному на испытаниях, и дополнительному объему топлива, что позволило увеличить дальность без изменения общих характеристик ракеты. Таким образом, она осталась совместимой с существующей инфраструктурой запуска и обслуживающими системами и при этом сохранила все свои всепогодные автономные и загоризонтные возможности для выполнения задач борьбы с надводными и наземными целями.
По данным ВМС США, возможности, в том числе надежность и живучесть, ракеты AGM-84N Harpoon Block II+ воздушного базирования значительно повысились благодаря новому комплекту GPS-наведения. в то время как новый канал передачи данных Link 16 позволяет во время полета корректировать траекторию, перенацеливаться или отменять задачу, не говоря уже о повышенной стойкости к радиоэлектронному подавлению. Ракета может запускаться с различных воздушных и наземных/надводных платформ. В конце 2018 года американский флот установит ракеты Harpoon Block II+ на истребители F/A-18E/F Super Hornet, а в следующем году на патрульные самолеты Р-8А Poseidon.
В соответствии с программой американского флота OASuW (Offensive Anti-Surface Weapon) противокорабельную ракету увеличенной дальности AGM-158C LRASM (Long Range Anti-Ship Missile) разрабатывает компания Lockheed Martin, которая в мае 2016 года получила контракт на финальную доработку, интеграцию и поставку опытных образцов системы.
В июле 2017 года ВМС США выдали контракт на первую серийную партию ракет LRASM, что позволит проводить операции по борьбе с особо важными надводными боевыми кораблями, защищаемыми комплексными системами ПВО с ракетами класса «поверхность-воздух» большой дальности. Вариант LRASM, являясь дальнейшим развитием крылатой ракеты воздушного базирования AGM-158B JASSM-ER (Joint Air-to-Surface Standoff Missile — Extended Range), оснащен новым сенсорным комплектом, предназначенным специально для противокорабельных задач.
Ракета LRASM, снаряженная бронебойно-осколочной боеголовкой массой 1000 фунтов, использует канал передачи данных, улучшенную цифровую GPS, устойчивую к глушению, и многорежимную ГСН для обнаружения и уничтожения конкретных объектов внутри группы кораблей. Сенсорный комплект, в состав которого входят пассивная радиочастотная головка для захвата цели в большом радиусе и оптико-электронная головка для нацеливания на конечном участке траектории, был разработан компанией BAE Systems Information and Electronic Systems Integration. По графику опытные образцы ракет будут установлены на бомбардировщики В-1 к концу 2019 года и на истребители F/A-18E/F к концу 2020 года.
Компания Lockheed Martin неустанно занимается развитием семейства LRASM. Она разработала и успешно испытала два варианта надводного/наземного базирования, произведя несколько пусков с наземной и корабельной установок. Помимо варианта, запускаемого с установки вертикального пуска Мк 41 Vertical Launch System (VLS), компания Lockheed Martin ведет разработку варианта палубной наклонной установки на базе этой же установки VLS, но со сбрасываемым ракетным ускорителем Мк 114 (и переходником для этого двигателя) с целью получения достаточной реактивной мощности для набора высоты.
С целью поддержки своей стратегии «Распределенной летальности» американский флот летом 2015 года начал программу по разработке противокорабельной ракеты OTH-WS (over-the-horizon weapon system — загоризонтная система вооружения) с целью повышения боевых возможностей боевых кораблей прибрежной зоны и новых ракетных фрегатов. ВМС США с учетом требований по массе и объему необходимы готовые изделия; базовая система должна включать одну систему управления огнем и двух-четырехтрубные пусковые установки в каждой по две-четыре ракеты.
Претендентами на программу были компания Boeing с новейшим вариантом ракеты Harpoon, Lockheed Martin со своей LRASM и группа Raytheon-Kongsberg с ракетой NSM. Впрочем, компании Boeing и Lockheed Martin добровольно вышли из конкурса в связи с исключением из своих ракет некоторых ключевых возможностей, например, работа в единой сети и коррекция траектории в полете, оставив группу Raytheon-Kongsberg единственным претендентом на проект OTH-WS.
Источники информации:
www.naval-technology.com
www.nationalinterest.org
www.mbda-systems.com
www.kongsberg.com
www.raytheon.com
www.boeing.com
www.lockheedmartin.com
www.defenceiq.com
www.navair.navy.mil
www.navyrecognition.com
forums.airbase.ru
www.csef.ru
pinsdaddy.com
www.alamy.com
Арзуманян Р. В. Третья стратегия противовеса: реакция Пентагона на новые угрозы.
/Николай Антонов, topwar.ru/