Из послания президента РФ стало ясно, что в России в «обстановке секретности» был разработан ряд средств ядерного сдерживания, на что было выделено не малое финансирование. Неясным осталось только то, зачем было предупреждать американцев, что их усилия по построению ПРО окажутся совершенно бесполезными. Пусть бы себе расходовали свой военный бюджет и дальше. Заверения американцев о том, что их система ПРО способна отразить налет менее одного процента наших МБР, мы упорно игнорируем и укрепление ядерного щита продолжается. Видимо работает логика – «сегодня можете один процент, а завтра и все десять». Осталось разобраться, так ли хорошо финансируются наши обычные вооружения, как и ядерный щит…
Автор в советское время занимался разработкой РЛС для корабельных ЗРК, а затем стал заниматься противоположной задачей — разработкой методов атаки нашими самолетами кораблей противника. В настоящее время, выйдя на пенсию, решил рассмотреть состояние программы строительства ударных надводных кораблей. Предлагаемый обзор составлен по открытым источникам и личное мнение автора выражается только при обсуждении состояния ПВО кораблей.
1. Строительство авианосцев
В 2016 году к Сирии прибыл наш «Адмирал Кузнецов». Ничем особенным кроме фактов падения двух самолетов этот поход не запомнился. Если первый самолет упал по техническим причинам, то второй – из-за разрыва аэрофинишера, то есть из-за неисправности авианосца. В результате поход обошелся в 10 млрд. руб, а сейчас корабль вернулся в Мурманск и уже больше года ожидает проведения ремонта. Специальная комиссия объявила стоимость ремонта и модернизации в 65 млрд. руб. Затем озаботились тем, что на такую сумму можно построить 2 фрегата, и решили сократить ее до 40 млрд. Корабль был построен на Николаевских верфях, и отремонтировать его там сейчас невозможно.
В России в настоящее время нет свободных доков, способных провести ремонт такого корабля. Например, на Северной верфи для того чтобы завести корабль в заводской бассейн, потребуется расширять ворота и провести углубление дна. К тому же этот бассейн занят ремонтом другого тяжелого крейсера «Адмирал Нахимов». Только сейчас президент ОСК Рахманов объявил, что контракт на ремонт наконец заключен, срок ремонта – 3 года. Однако, он не сообщил ни объем ремонта, ни финансирование, ни даже место ремонта. Срок продления службы корабля тоже не объявлен. Пока что ясно, что традиционно будет производиться замена котлов.
В 2007 году при цене нефти 120 $ президент объявил Россию «энергетической сверхдержавой». Вслед за этим представители Минобороны стали делать заявления, что России необходимо построить 6 авианосцев, объяснение цифры 6 не приводилось. Видимо, считалось, что если в США 12 авианосцев, то нам необходимо иметь хотя бы половину. Затем наступил кризис, и, несмотря на то, что Россия была объявлена островком стабильности, планы строительства авианосцев исчезли.
В настоящее время стали появляться бумажные проекты новых авианосцев. Крыловский центр предъявил проект полноразмерного авианосца «Шторм», эквивалентного американским авианосцам, но поскольку помимо разработки самого авианосца потребуется разработать и новый самолет ДРЛО Як-44, и построить верфь соответствующего размера, то цена единственного авианосца может значительно превзойти 10 млрд. $. (В США авианосец «Нимиц» выпущен серией 10 штук)
Из-за нехватки денег появилось предложение о строительстве легкого авианосца водоизмещением 30-40 тыс. тонн, но для него требуется применить самолеты короткого взлета и вертикальной посадки (КВВП) Як-141. Разработка их велась 30 лет назад, и возобновить ее очень сложно из-за отсутствия специалистов, поэтому и такой проект окажется не дешевым. Кроме того, необходимо будет оценить их практическую надежность — на предыдущей модели Як-38 погибло много наших летчиков. К тому же английское Минобороны осталось недовольно эффективностью своего легкого авианосца «Инвинсибл» и его самолетами «Харриер». ОКБ Яковлево в 90-е попыталось разработать улучшенный вариант самолета КВВП – Як-201, однако, дальше аванпроекта дело не пошло и опытных образцов не строилось. Учитывая то с какими трудностями столкнулись американца при разработке своего КВВП F-35B, наше Минобороны не торопится профинансировать программу Як-201.
Выходом из сложившейся ситуации была бы разработка авианесущего эсминца. Автор разработал концепцию такого эсминца водоизмещением 15 тыс. тонн, на котором размещаются до 35 беспилотных самолета массой 2 тонны. Эти самолеты обеспечили бы нанесение ударов на дальности до 500-600 км. Кроме того, они могли бы обеспечивать ПВО корабля. Естественно, для них потребуется разработка специализированных РЛС и управляемых ракет. К сожалению, Минобороны такие проекты не рассматривает.
2. Исходные данные, использованные для анализа строительства ударных кораблей
2.1. Классификация кораблей
В настоящее время среди экспертов нет единого мнения относительно наименования кораблей различных классов. Далее будем называть эсминцами корабли океанской зоны стандартным водоизмещением порядка 8 тыс. тонн, фрегатами – корабли порядка 4 тыс. тонн для ближней океанской зоны, корветами – корабли ближней морской и двухсотмильной морской зоны порядка 2 тыс. тонн. В тех случаях, где в справочниках приводится полное водоизмещение, оно превышает стандартное на 15-20%.
Стоимость корпуса корабля обычно составляет менее 30% общей цены. Поэтому провозглашенная министерством Обороны концепция, уменьшение водоизмещение корабля при сохранении полного набора вооружений, не дает существенной экономии стоимости.
2.2. Двигательные установки (ДУ)
Для всех трех типов применяются ДУ на базе газовых турбин или дизелей. Дизели имеют существенно большую массу, но они в 1,5-2 раза экономичнее, чем турбины. Поэтому наиболее перспективным считается оборудование корабля дизелем умеренной мощности, дающим кораблю возможность совершать длительные переходы, на не высокой экономичной скорости. В критически важных ситуациях, когда требуется развивать максимальную скорость, к дизелю подключается турбина в 3-4 раза большей мощности.
В 2013 году Украина должна была заключить договор с Евросоюзом. Поэтому Д.О. Рогозин стал совершать интенсивные поездки по Украине и раздавать обещания о массовой закупке турбин для вертолетов и кораблей и даже обещал восстановить заброшенные Николаевские верфи и разместить на них заказы. В 2014 году после известных событий эти планы рухнули. В результате вместо того чтобы получать качественные украинские турбины и дизели немецкой фирмы NTU, мы вынуждены были заняться импортозамещением ДУ всех строящихся кораблей.
Производством турбин занимается НПО «Сатурн», но выпускаемая им номенклатура пока недостаточна для обеспечения всех кораблей. Дизели выпускает Коломенский завод, имеющий опыт строительства тепловозных дизелей. Освоение судовых дизелей сейчас только начинается, и их надежность уступает немецким.
2.3. Использование технологии «стелс»
Наибольшую опасность для надводных кораблей представляет авиация и ракеты противника. Поэтому технология «стелс» имеет важнейшее значение в обеспечении ПВО корабля. Радиолокационная заметность корабля измеряется площадью его эффективной поверхности рассеивания (ЭПР), которая характеризует величину отраженного от корабля сигнала. Корабли предыдущих поколений из-за наличия большого числа внешних отражающих элементов – антенн разных типов, артустановок, а так же бортов корабля с наклоном наружу – имели повышенную ЭПР.
В среднем считалось, что ЭПР корабля класса эсминец 3 тыс. м2, а фрегат или корвет 1 тыс. м2. При использовании технологии «стелс» все выступающие элементы прячутся под плоскими поверхностями надстроек корабля. Если РЛС самолета облучает большую плоскость с боку, то сигнал отразится от этой плоскости по закону зеркального отражения и к РЛС не вернется. Следовательно, такую плоскость РЛС не увидит. Снижение ЭПР значительно уменьшает дальность обнаружения корабля самолетными РЛС.
Вторым преимуществом уменьшения корабля является то,что самолет должен обнаруживать корабли на фоне сигналов, отраженных от морских волн. Если ЭПР корабля снизить до 10-30 м2, то обнаружить его при волнениях моря боле 2- 3-х баллов, становится крайне трудно. Поэтому современные корабли должны иметь ЭПР меньше этих значений, то есть ЭПР старых советских кораблей должна быть уменьшена в десятки-сотни раз.
Если самолет приблизился на столько близко к кораблю, что может его обнаружить несмотря на малозаметность, то дальнейшая маскировка корабля осуществляется за счет излучения помех в строну РЛС самолета. Мощность помехи должна быть пропорциональна ЭПР корабля, то есть снижение ЭПР в n раз позволит снизить мощность помехи так же в n раз. Это позволит не только упростить конструкцию передатчика помех, но и уменьшит вредное влияние помех на остальные радиосистемы корабля.
2.4. Информационное обеспечение кораблей
Корабельная РЛС способна обнаружить корабль противника на дальностях не более 30-40 км. Для более полного обзора обстановки используют вертолеты. Имеющийся в России корабельный противолодочный вертолет Ка-27 разработан 40 лет назад, и имеет очень большую массу (11 тонн), габариты и высокий расход топлива (1т/ч). Поэтому, как правило, на корабле располагается только один вертолет. Обзорная РЛС вертолета располагалась в барабане под носовым обтекателем, что не давало возможности установить достаточно большую антенну.
В 2000 году было принято решение модернизировать эту РЛС с тем, чтобы обнаруживать хотя бы большие корабли на дальности порядка 200 км. Эта РЛС только сейчас устанавливается на вертолеты и из-за малости антенны очень плохо может обнаруживать воздушные цели, корабли «стелс» и противокорабельные ракеты. Малое время дежурства в воздухе (3 часа) и длительность подготовки к новому полету не позволяет организовать круглосуточное дежурство Ка-27.
В итоге ВМФ остро нуждается в разработке нового вертолета дальнего радиолокационного обнаружения ДРЛО. Можно предложить разработать беспилотный вертолет (БЛА) массой не более 2 тонн, который смог бы обеспечивать обнаружение кораблей «стелс» и самолетов на дальности 200 км, а ПКР на дальности 65 км, и обеспечивал бы время дежурства в воздухе 6-7 ч. Однако Минобороны не заинтересовалось подобными предложениями.
3. Программа построения эсминцев
В составе ВМФ сейчас осталось полтора десятка старых эсминцев возраста от 25 до 40 лет, из них на ходу находится 8 штук. В современных флотах эсминец является основным ударным кораблем с типичным водоизмещением 6-10 тыс. тонн.
В 2009 году было объявлено о программе строительства ударных эсминцев «Лидер». Проект первого эсминца водоизмещением 9 тыс. тонн должен был быть выпущен к 2012 году. Однако проектирование затянулось.
Из-за отсутствия соответствующего двигателя для эсминца «Лидер» было решено применить на нем атомную ДУ от ледокола. В результате водоизмещение эсминца с изначальных 9 тыс. тонн возросло до 17 тыс. тонн, то есть эсминец стал приближаться по водоизмещению к крейсеру «Пётр Великий». Денег для строительства таких громадных кораблей у Миноборны не нашлось, и в настоящее время эсминец сохранился только на бумаге. Но даже в бумажном виде технология «стелс» соблюдена явно недостаточно — сохранились вращающиеся антенны РЛС устаревших типов и наклон бортов наружу. В частности РЛС ЗРК «Кортик» разрабатывалась 40 лет назад и, не обладая высокими характеристиками, значительно повышает ЭПР корабля.
Кроме того, наличие целых пяти типов РЛС существенно увеличивает стоимость корабля. Автор предлагал варианты разработки унифицированного ряда РЛС, позволяющего решать все задачи ПВО и стрельбы по морским целям, одной РЛС, но данное предложение так же было проигнорировано Минобороны. В госпрограмме вооружений ГПВ 2018-2027 строительство эсминцев не предусмотрено.
4. Программа построения фрегатов
4.1. Фрегат 22350 «Адмирал Горшков»
В 2017 году С.К. Шойгу заявил, что нам нет необходимости строить большие океанские корабли, а достаточно иметь фрегаты проекта 22350, которые будут действовать в ближнеокеанской зоне. При этом заявляется, что по вооружению этот фрегат водоизмещением 4,5 тыс. тонн эквивалентен современному эсминцу. Действительно, на нем имеются и противокорабельные ракеты, и ЗРК «Полимент-Редут», и гидроакустический комплекс, и торпедные аппараты, но все это оборудование уступает соответствующему оборудованию современных эсминцев.
ЗРК «Полимент-Редут» является корабельным вариантом устаревшего ЗРК С-350. При этом сама РЛС «Полимент» имеет антенны в виде четырёх дорогостоящих фазированных решеток, неподвижно расположенных на гранях надстройки. Каждое антенное полотно имеет очень большую площадь – порядка 10 м2. Однако больших дальностей обнаружения в этой РЛС достигнуть не удается из-за того, что для нее выбран 3 см. диапазон длин волн. Недостатком этого диапазона является сильное затухание радиоволн в облаках, тумане и дожде, при расстояниях до цели превышающих 100-200 км. Но главным недостатком этой РЛС является то, что ее не сделали многофункциональной, то есть она используется только для сопровождения целей и наведения на них ЗУР.
Обнаружение воздушных целей делается с помощью РЛС «Фуркэ-4» с вращающейся антенной. Площадь антенны этой РЛС тоже близка к 10 м2 и для вращения требует мощного привода. Кроме этих РЛС ПВО, на корабле предусмотрено наличие РЛС «Монумент», предназначенной для обзора водной поверхности и наведения противокорабельных ракет, а также РЛС «Пума» корректировки артиллерийской стрельбы. Использование четырех РЛС показывает, что они разрабатывались несколько десятилетий назад, и не соответствуют уровню современной радиолокации. Например, РЛС «Полимент» могла бы решать задачи РЛС «Монолит» и «Пума», а если длину рабочей волны выбрать равной 6 см, то РЛС «Полимент» могла бы заменить собой все 4 РЛС. Стоимость же установленных четырех РЛС существенно повышает стоимость корабля. В результате цена фрегата оказывается не намного меньше, чем цена типового эсминца.
На этом фрегате размещены торпеды калибра 324 мм, которые уступают торпедам основного калибра 533 мм по дальности и скорости. Видимо, общая перегрузка фрегата не позволила использовать тяжелые торпеды.
Внешний вид фрегата показывает, что технология «стелс» применена на нем в недостаточной степени. Следовательно, самолеты противника смогут его обнаруживать, но количество пусковых установок ЗУР на данном фрегате – всего 32, в то время как на типовых эсминцах от 64 до 128. В ЗРК «Полимент-Редут» используются ЗУР средней дальности 9М96 с дальностью стрельбы 50 км. Самолеты противника могут пускать противокорабельные ракеты (ПКР) с дальностей 120-250 км. Выдержать налет большого числа самолетов противника данный фрегат не сможет.
Помимо конструктивных дефектов, на фрегате имеются недоработки установленного оборудования. Например, ЗРК «Полимент — Редут» в течение последних пяти лет никак не может пройти госиспытания, из-за чего «Адмирал Горшков», заложенный в 2006 году, до сих пор не введен в состав флота. Во время опытной эксплуатации произошла серьезная поломка дизеля Коломенского завода, который сейчас подвергается крупному ремонту.
В результате корабль получился дорогой, а боевые качества его не высоки. Дальность плавания – 4 тыс. миль обеспечивается только на очень медленном экономичном ходу – 14 узлов. Водоизмещение 4.5 тыс. тонн, в условиях перегруженности вооружениями, не позволяет создать для экипажа такие же удобства, как и на эсминцах. А повышенная качка во время океанских штормов ухудшает работу экипажа и точность работы оборудования. В результате приходим к выводу, что корабль, который объявлен основным ударным кораблем ВМФ России, не отвечает современному уровню. Дороговизна корабля привела к тому, что, не смотря на то, что в ГПВ 2011-20 было предусмотрено строительство 8 фрегатов этой серии, в 2016 году было объявлено, что до 2025 года будет построено всего 4 штуки.
4.2. Удешевленные фрегаты проекта 11356 «Адмирал Макаров»
Одновременно с фрегатом «Адмирал Горшков» решено было построить 6 значительно более дешевых фрегатов проекта 11356 «Адмирал Макаров водоизмещением 3.6 тыс. тонн. Этот проект является модернизацией фрегатов, разработанных в 90-х годах для ВМФ Индии. Фрегат 11356 предназначен для Черноморского флота и демонстрации флага в Средиземном море. Боевые возможности его существенно меньше, чем у «Адмирала Горшкова». Поэтому демонстрировать флаг рядом с базами НАТО этот фрегат сможет только под прикрытием каких-либо эсминцев.
На фрегате использован ЗРК «Штиль-1», в котором применен корабельный вариант ЗУР комплекса «Бук», однако РЛС наведения ракет, присутствующую в комплексе ЗРК «Бук», в состав ЗРК «Штиль-1» не ввели, видимо из-за экономии. В результате целеуказание ЗУРам поступает от обзорной РЛС «Фрегат –М2ЕМ». Точность целеуказания, обеспечиваемая этой РЛС, существенно меньше, чем у РЛС наведения ЗУР ЗРК «Бук», кроме того, производить командную коррекцию ЗУР во время полета будет нечем. Таким образом, в ЗРК «Штиль-1» ЗУР должна сама наводится на цель с помощью собственной полуактивной головки самонаведения с момента старта. Подсвет цели производится специальной антенной, установленной на корабле. Такой метод наведения дает хорошие результаты только при обстреле одиночной цели.
Полуактивному методу присущ существенный недостаток — ЗУР измеряет углы на цель, но не измеряет дальность цели. При наведение, например, на пару целей, летящих с одинаковыми скоростями, ЗУР наводится на ту из них, которая имеет большую ЭПР. В процессе полета ЭПР целей постоянно меняется (флуктуирует) и ЗУР может перенацеливаться с одной цели на другую, что может привести к срыву сопровождения. Наихудший случай возникает тогда, когда дальняя цель имеет ЭПР гораздо большую, чем ближняя. В этом случае ЗУР пойдет на большую цель. Например, если в луч подсвета случайно попадет в пассажирский самолет, ЗУР перенацелится на него. Такое произошло с украинским С-200, сбившем Ту-154, да и с малазийским Боингом не все ясно. Появление самолетов «стелс» сделает почти невозможным захват их головками самонаведения ЗУР из-за малости размера их антенн. Следовательно, самолеты типа F-35 могут быть перехвачены на дальностях не более 10-15 км. То есть, характеристики наведения ЗРК «Штиль-1» окажутся значительно хуже, чем у ЗРК «Бук».
На данном фрегате установлена упрощенная гидроакустическая станция, которая не позволит ему обнаруживать новейшие дизельные подводные лодки стран НАТО.
Первые три фрегата получили украинские ДУ, состоящие из одной турбины экономичного хода и одной турбины полного хода, а на последующие три – ДУ сейчас нет. Поэтому решили вместо украинских ДУ использовать две турбины одинаковой средней мощности российского производства. В результате экономичность ДУ существенно уменьшится. В итоге получаем, что фрегат хоть и получился удешевленным, но и качество его упало пропорционально. В утешение можно добавить, что все шесть фрегатов, запланированных в ГПВ 2011-2020, будут построены до окончания данной программы.
5. Программа построения корветов
Для охраны прибрежной зоны требуется иметь большое количество легких и дешевых кораблей. В ВМФ РФ осталось 29 устаревших кораблей такого типа. По ГПВ 2011-2020 предусматривалось строительство 35 корветов. К настоящему времени в строй введено 5 корветов проекта 20380 «Стерегущий» водоизмещением 1.8 тыс. тонн. На нем установлены 8 противокорабельных дозвуковых крылатых ракет Х-35.
ПВО обеспечивает ЗРК «Редут», но, так же, как и у фрегата 11356, РЛС наведения ЗУР отсутствует. Ракетам дается целеуказание от обзорной РЛС «Фуркэ-2». ЗУР имеют активную ГСН, но так как диаметр корпуса ЗУР составляет всего 240 мм, антенна ГСН оказывается еще меньше. Поэтому дальность обнаружения цели оказывается очень не велика, и ЗУР надо приводить к цели с хорошей точностью. Такую точность РЛС обеспечивает только по не маневрирующей цели. Еще хуже активная ГСН ЗУР будет обнаруживать самолеты «стелс».
Преимуществами ЗУР РРК «Редут» перед ЗУР ЗРК «Штиль-1» будет являться возможность различения групповой цели, а также меньшая масса ЗУР. Противолодочное вооружение: не смотря на наличие современной акустической станции «Заря», на нем установлены малые торпеды диаметром 324 мм, то есть дальность поражения подводных лодок будет не велика.
Наибольшим недостатком корвета является несоблюдение технологии «стелс». Наличие множества антенн и дополнительная мачта приводит к тому, что ЭПР корабля, по сравнению с кораблями советских проектов, снижено всего в 3 раза, что недопустимо мало.
На корабле имеется всего 12 пусковых шахт ЗУР, так что в одиночку выдержать атаку даже пары самолетов будет сложно.
Первые пять корветов успели оснастить дизельной ДУ немецкой фирмы NTU, еще пять корветов заложены, но на них уже придется устанавливать дизели Коломенского завода, примирившись с их невысокой надежностью. Не смотря на недостатки данного проекта, его разработчики были представлены к государственным наградам. Для устранения выявленных недостатков- началось строительство модернизированного проекта 20385 «Громкий». Были проведены работы по снижению ЭПР корабля – ликвидирована задняя мачта и уменьшено число выступающих антенн. Однако до полного внедрения технологии «стелс» остается еще далеко. Противокорабельные ракеты Х-35 заменили на «Калибр-НК», а число пусковых контейнеров ЗУР увеличено до 16. Стоимость корабля при этом также возросла, что привело к ограничению серии 20385 до двух шт.
В 2016 году было решено заложить еще более модернизированный корвет проекта 20386 «Дерзкий». В этот раз министерство Обороны решило засекретить его параметры от назойливых интернет-комментаторов, и о нем ходят самые противоречивые слухи. Поэтому выносить какое-то мнение о нем преждевременно.
6. О месте ВМФ России в мире
В настоящие время вопрос о первом месте даже не обсуждается, проще сказать, что ВМФ США превосходит все остальные ВМФ мира и по качеству и по количеству, причем, по количеству втрое. Эсминец «Замволт» не зря получил название «супер эсминец» . На нем прекрасно выполнены требования технологии «стелс». На нем прекрасно выполнены требования технологии «стелс». Убраны все торчащие антенны, стволы артустановок и борта выполнены с наклоном внутрь.
Новейшая РЛС с АФАР ЗРК Инджис обеспечивает ПВО и ПРО. Две артустановки калибра 155 мм имеют широкий набор снарядов от обычных до активно-реактивных с дальностью стрельбы 110 км. Информационное обеспечение поддерживается обычным вертолетом и тремя вертолетными БЛА. Главным недостатком «Замволта» является высокая цена – 4 млрд. $.
Реальная борьба происходит только за второе место. Главный наш инозаказчик, благодаря которому, наше кораблестроение не погибло в 90-е годы – Китай, к настоящему времени уже произвел импортозамещение, и от наших кораблей отказался. По общему числу кораблей ВМФ Китая значительно превзошел ВМФ России.
По качеству кораблей оба флота примерно сравнялись. Китай заканчивает строительство серии из 13 средних эсминцев 052D стандартным водоизмещением 6 тыс. тонн. По оборудованию этот эсминец напоминает наш фрегат «Адмирал Горшков», но по общему количеству пусковых установок – 128, значительно его превосходит. Кроме того, спущен на воду головной тяжелый эсминец новой серии из 16 штук тип 055 стандартного водоизмещения 10 тыс. тонн. На этом эсминце уже соблюдена технология «стелс» аналогичная эсминцу «Замволт», за исключением того, что наклон бортов остался традиционным. Все эсминцы оборудуются современными РЛС с активными ФАР, в чем они тоже превосходят наши корабли.
В 2017 году спущен на воду первый авианосец китайской постройки, аналогичной нашему «Адмиралу Кузнецову» и имеются планы по строительству еще 5-6 более современных авианосцев. Следовательно, вопрос о втором месте в мире тоже уже решен.
Выйти на третье место по количеству мы смогли, но не по качеству. Знаменитая покупка двух французских Мистралей тому доказательство. Их покупали для того, чтобы перенять передовые технологии. При водоизмещении больше 20 тыс. тонн, он обслуживается экипажем в 160 человек. К техническим преимуществам относятся и поворотные винты и винт в киле, обеспечивающие высокую маневренность. Стоимость его – 0,5 млрд. $, так же меньше, чем ожидаемая цена российского аналога, когда тот будет создан.
7. Предлагаемые меры по повышению конкурентоспособности
Необходимо разработать методы, которые позволяют существенно повысить эффективность кораблей, но в настоящее время не используются на кораблях противника.
• Необходимо уменьшить количество типов кораблей – восстановить производство эсминцев океанской зоны и отказаться от фрегатов.
• Разработать унифицированный ряд многофункциональный ряд РЛС для кораблей всех типов. Каждая из этих РЛС должна решать все задачи ПВО. Для чего предлагается использовать РЛС с АФАР, работающей в диапазоне длин волн 5-6 см.
• Улучшить эффективность кораблей за счет совместной обработки сигналов радиолокационных комплексов группы кораблей. Для этого необходимо разработать стандарт сверхскоростной связи между кораблями группы с использованием активных ФАР радиолокаторов. Аналогично объединятся и гидроакустические комплексы.
• Разработка стандартов скрытной передачи информации между кораблями при соблюдении общего режима радиомолчания.
• Разработать методы подавления радиолокационных головок ПКР за счет совместного использования комплексов РЭБ группы.
• Разработка БЛА ДРЛО и БЛА постановщики помех.
• Разработать набор активно-реактивных и газогенераторных снарядов для основной артустановки эсминцев.
• Разработка методов защиты от крупнокалиберных снарядов противника.
Хотелось бы проводить и другие работы, но пять лет назад финансирование оборонных НИИР было уменьшено в несколько раз.
8. Выводы
Попытка проанализировать современное состояние кораблестроения в России приводит к печальным выводам. Финансирование надводного кораблестроения явно недостаточно, поэтому когда какой-то группе удается пробить проект своего корабля, то облик этого корабля определяется по принципу «не до жиру — быть бы живу». После испытания первых образцов результатом, как правило, остаются недовольны. Начинается модернизация проекта. В результате количество типов возрастает, а серии оказываются очень короткими с соответствующим ростом стоимости кораблей и их эксплуатации.
Импортозамещение тоже играет с нами злую шутку. Натовские конструкторские бюро могут выбирать любое ДУ, любого производителя, вплоть до китайского. Так же обстоит дело и с электронными компонентами. В России мы вынуждены разрабатывать все сами. В результате сроки разработки и стоимости существенно возрастают. Увеличить серийность проекта можно было бы за счет экспортных поставок, но традиционные покупатели наших кораблей – Китай и Индия значительно сократили закупки. Следовательно, улучшить ситуацию в кораблестроении можно только за счет поднятия конкурентоспособности наших кораблей, для чего требуется применять системный подход и уменьшить количество типов.
К сожалению, все выше перечисленные наши корабли не являются лидерами в своих классах. Все попытки направить в Минобороны предложения по улучшению качества кораблей остаются без ответа. Видимо, раз выделенное финансирование не может отменяться. Длительность запрограммированного периода финансирования (10 лет) приводит к тому, что новые предложения к моменту начала их реализации успевают устареть.
Количество кораблей в ВМФ России более чем втрое уменьшилось по сравнению со временами СССР. Вновь вводимых кораблей хватает только на то, чтобы компенсировать выбывающие старые, то есть общее количество не возрастает. Программа ГПВ 2011-20 явно будет выполнена менее чем на 50%.
В противоположность России в США имеется основной эсминец «Арли Бёрк», выпущенный серией более 70 штук. Предполагается продолжать выпуск до более, чем 100 штук. Противопоставлять этим эсминца наши четыре фрегата «Адмирал Горшков» бессмысленно. Фрегатов в США нет вообще.
Почти 60 лет назад Н.С. Хрущев заявил, что СССР печет ракеты как сосиски. Однако под шумок прекратили развитие ВМФ и даже порезали некоторые корабли на стапелях. По китайской «Книге перемен» цикл истории повторяется каждые 60 лет. Ждем.
/Андрей Горбачевский, topwar.ru/
В ДРУЗЬЯХ У НАШЕЙ РОДИНЫ ЛИШЬ АРМИЯ И ФЛОТ
Поддерживаю, задрал уже это Трорк, куча писанины, 90% оскорблений, сам себя расхваливает, какой он офигенный знаток, эксперт и вообще красноречив круче некуда, ну я понял давно что ты владеешь цифрами, много знаешь, шаришь! В чем проблема в комментариях вести дискуссию? Почему надо обсирать тех, чье мнение с твоим не совпадает? Слушай, Трорк, почему бы тебе не написать на этом сайте свою статью, ну неинтересно мне читать вообще чьи либо комментарии! Для меня написать коммент это возможно шанс побеседовать с автором, если он ответит, задать интересующие вопросы! Зачем этот срач? Ну все мы знаем понимаем что есть проблемы в ВС РФ. И что теперь валить в гейропу или пиндостан? Давай напиши статью свою, там в комментах пообщаемся как автор и читатель.
вот и виталик нарисовался)))) вся тусовочка клоунов подтягивается)))))
Ах как торкнуло трорка от моего невинного, культурного комментария. Как неловко я попал в самую точку обнажив упыриную трорковскую сущность. Считая себя самым грамотным, великим аналолитиком он умиляется по поводу детской бездарной списанной с кусков википедии статьи и требует доказательств непонятно чего. Облажив, меня и других авторов комментариев последними словами ,этот кастрюлеголовый дегенерат всерьез надеется , что он достоин нормального диалога . Что ему с его хохложопыми замашками тут рады. Что его русофобское, грязное нытье кто то воспримет как истину ,которая типа с фактами. Только когда ему предоставляют неудобные факты ,тут же влючает дурачка с которым можно только ругаться. Все он знает, понимает, он старается унижать нас расчетливо , цинично , без особой фантазии, но в упорстве не откажешь. Так вот любезный ты наш (трорк) .Я тебе нужен . Ты можешь не любить меня, проклинать, но без меня ты просто сдохнешь . От отравления собственным ядом. Тебе просто необходимо придумать себе врагов и решительно » победить» их. Иначе ты будешь злой , не удовлетворенный раздавленный повседневной жизнью в которой никто не считает тебя умным.
нет, придурочек, твой комментарий — не культурный и не невинный. ты просто и тупо не способен оказался ни слова из себя выдавить по теме, что я вашей своре ура-кретинов предложил честно и открыто — вместо боя ты завизжал «эй, братва, давайте толпой насрем!»)))))) это и есть образ «патриота»??? да и то — всю вашу шайку я, по сути, перечислил сразу))))) и все вы, до единого, оказались пустышками))))) бедная страна, у которой ТАКИЕ «патриоты»…
и, заметь, у меня хватает соратников. причем — людей, старающихся рассуждать, думающих…. а у вас?! это не ты мне — это я тебе нужен!)))))) без меня ты — вообще никто, а вот когда есть я — ты себя представляешь «борцом с недругами», хоть какое-то самоуважение появляется! как в том анекдоте про прапора, который перед зеркалом погоны закрывает-открывает ладошками — «так — дурак дураком, а вот так — товарищ прапорщик»!)))))))))
кстати, как тебе ник, онаним?! как раз для тебя, соответствует уровню развития)))))
Народ, похоже это трорковский сайт . Антитрорковские кометарии не печатают.
болван, тебя напечатали!!!)))) ты счастлив?! это все, чего тебе не хватало для ЧСВ?!)))) наслаждайся))))
Давно так не шумело на АВ «синее море», еще немного и будет «черная буря». Но повод для шума, однако, есть. Не относя себя ни к «ура-патриотам», ни к «всёпропальщикам», ни к «очернителям», как объективный реалист полагаю данный материал малоинформативным и поверхностным, из-за чего испытываю сомнения в профессиональной компетенции г-на А. Горбачевского, который, с его слов, «…занимался разработкой РЛС для корабельных ЗРК, а затем … противоположной задачей — разработкой методов атаки нашими самолетами кораблей противника».
Не вдаваясь в детали и обходя уже указанные коллегами авторские «ляпы» (какие профессионалом не допускаются по определению), коротко остановлюсь на основных разделах. В замечаниях буду принимать во внимание, что «…личное мнение автора выражается только при обсуждении состояния ПВО кораблей».
1. Об авианосцах.
Цитирую автора «… представители Минобороны стали делать заявления, что России необходимо построить 6 авианосцев, объяснение цифры 6 не приводилось. Видимо, считалось, что если в США 12 авианосцев, то нам необходимо иметь хотя бы половину». Если бы автор удосужился хотя бы бегло просмотреть тот ворох публикаций на авианосную тему (нужны ли, для каких задач, почему да, или почему нет, если да — то сколько и на какой флот, где строить, какой строить, что на нем размещать, где базировать, и т.д. и т.п.), которые выкладывались хотя бы на АВ и Топвор.ру, не говоря уже о массе других вполне корректных «открытых источников», подобных глупостей можно было не печатать.
Далее по тексту «… автор разработал концепцию такого эсминца водоизмещением 15 тыс. тонн, на котором размещаются до 35 беспилотных самолета массой 2 тонны. Эти самолеты обеспечили бы нанесение ударов на дальности до 500-600 км. Кроме того, они могли бы обеспечивать ПВО корабля. К сожалению, Минобороны такие проекты не рассматривает». Тупые солдафоны авторский полет мысли не оценили, а он продал свою идею японцам и те построили вполне себе неплохой «Хьюга». Особенно умилило про «двухтонные» БПЛА-штурмовики и перехватчики. Это меньше, чем масса пустого «Риппера», который на сумасшедшей скорости в 350-450 км/ч может нести 2 пулемета и 2 «Хэллфайра», или 4 маленьких фугаски. Ну просто дрожать всем «Бёркам» и «Хорнетам». Голимый прототип Х-47В, который США еще с 2011 г. тренируют для прописки на авианосцах, имеет пустую массу 6380 кг., а полную – 20 280 кг. и это с учетом боевой нагрузки всего в 2 JDAM-ки при максимальной «высокой дозвуковой» скорости. Автор на своих двухтонных «сильных-двужильных и реактивно-скоростных» штурмовать противника гранатами собирается, а для ПВО пару «ШКАСов» на них смонтирует..? Как уложить в 2000 кг. помимо массы корпуса двигатель (чтоб пролететь 600 км не на скорости планера), топливо (чтоб хватило как минимум на 1200 км и вернуться на «авиаматку», мы же не камикадзе запускаем), РЛС (с ПФАР или лучше с АФАР), электрику, гидравлику, связь, РЭБ, прицельно-навигационный комплекс, ну и более-менее серьезные бомбы (хотя бы ФАБ-250) и ракеты (хотя бы Р-73). И сколько же у нашего «гиганта мысли» такой БПЛА будет весить?
Что до «нерассмотренных и проигнорированных» проектов, то любой мало-мальски знакомый с принципами работы Минобороны согласится, что в вопросах рассмотрения инициативных проектов переписка идет между профильными управлениями МО и соответствующими НИИ-НПО или заводами. «Гений-одиночка», будь он хоть семи пядей в одном месте, в настоящее время ничего кроме проработанного рисунка-эскиза или отдельного узла (агрегата) создать/предложить попросту не сможет, поэтому «концепции» автора и рассматривались в силу их научно-практической ценности и глубины инженерной проработки примерно также как письма «пионера Пети Иванова товарищу Сталину».
2. Теперь об «ударных» (как у автора) кораблях. Для советского/российского флота и кораблестроения практически не употребляемый термин, хотя довольно часто используемый с другой стороны…
Частично коснемся авторской их классификации и связанных с этим некоторых нюансов «… будем называть эсминцами корабли океанской зоны стандартным водоизмещением порядка 8 тыс. тонн, фрегатами – корабли порядка 4 тыс. тонн для ближней океанской зоны, корветами – корабли ближней морской и двухсотмильной морской зоны порядка 2 тыс. тонн.» В дальнейшей части статьи (не считая пары абзацев о «Лидере», который большой, дорогой и никому не нужный) бичуются российские фрегаты и корвет, но сравниваются они, почему-то, с эсминцами, дескать и движки не те и ракет не столько, и РЛС полный отстой, в общем, лучше от пирса в базе не отходить, а не то подлетит на 15 км пара Ф-35-х и «напрасно старушка ждет сына домой»…
Но не всё так однозначно… Коротко просмотрев, что есть относительно нового плавающего и «ударного» в Европе, Азии и Штатах пришел к выводу, что у «Горшкова» есть только 2 «кузена», с которыми его можно будет корректно сравнить по предназначению, водоизмещению, предполагаемым условиям для мореплавания, архитектуре, набору РЛС и вооружению – это фрегаты типа «Заксен» и «Де зевен провинсиен», причем кузены будут даже потяжелее, немец – на 1000т (5600), а голландец – на 1500т (6048). Однако данные два типа кораблей нашим автором даже не рассматривались как оппоненты «Горшкову». Ему тока «Замволты» подавай.
Далее по разделам в тексте автора
— Двигательные установки
«…выпускаемая им (НПО «Сатурн») номенклатура пока недостаточна для обеспечения всех кораблей. Дизели выпускает Коломенский завод, имеющий опыт строительства тепловозных дизелей. Освоение судовых дизелей сейчас только начинается, и их надежность уступает немецким.» Короткая ремарка по знанию автором реалий – немецкая фирма, выпускающая дизеля – «Моторен унд турбинен унион». Т.е. MTU, а не NTU. На абсолютном большинстве зарубежных «ударников» в качестве двигателей полного хода стоят американские LM-2500 (25-27 000 л.с. в зависимости от модификации) или близкие по мощности аналоги «Ролс-Ройс». На «Горшкове» стоят 2 «Сатурновских» турбины по 27 000 л.с. и 2 коломенских дизеля экономического хода по 5 000 л.с., предполагаемый полный ход – 29-30 уз., И тип ДУ и скорости сходны с немцем и голландцем, у последних несколько большая дальность хода, т.к. из-за бОльшего водоизмещения бОльший запас топлива, а также несколько лучшая экономичность турбин и бОльшая мощность дизелей. Да, в целом их ДУ лучше, но не настолько критично. Так как автор утверждает, что в Коломне кроме тепловозных движков ничего не делали и во флотских дизелях ни ухом, ни рылом, то у меня возникает вопрос, а какой завод в России делает дизеля для подлодок, или туда тоже «NTU» ставят?
— ЭПР. Начинаем подходить к интересному, т.е. касаться компетентности и личных взглядов автора в вопросе ПВО кораблей. Цитата: «…если ЭПР корабля снизить до 10-30 м2, то обнаружить его при волнениях моря боле 2- 3-х баллов, становится крайне трудно. Поэтому современные корабли должны иметь ЭПР меньше этих значений, то есть ЭПР старых советских кораблей должна быть уменьшена в десятки-сотни раз. Если самолет приблизился настолько близко к кораблю, что может его обнаружить несмотря на малозаметность, то дальнейшая маскировка корабля осуществляется за счет излучения помех в сторону РЛС самолета. Мощность помехи должна быть пропорциональна ЭПР корабля, то есть снижение ЭПР в n раз позволит снизить мощность помехи так же в n раз. Это позволит не только упростить конструкцию передатчика помех, но и уменьшит вредное влияние помех на остальные радиосистемы корабля». С чем безусловно согласен, так с тем, что работа РЭБ действительно отражается на радиосистемах корабля. С остальным – сложнее. ЭПР 3-10 м.кв. – это трехчетвертная/боковая проекция истребителя класса Су-27 или лобовая – Ту-22М3, 20-30м.кв. – боковая проекция ракетоносца-бомбардировщика. Ну а заявляемые автором 10-30 м.кв. – это примерно американский «литоральщик» или «Висбю» в лобовой проекции (предполагаю, что даже у «Замволта» она будет несколько больше). Это что-ж надо такое построить, чтоб оно имело ЭПР хотя бы со лба менее 10 кв. м.? Вместе с тем, практически все противолодочные самолеты имеют аппаратуру поиска подводных лодок по выступающим над водой перископам/устройствам РДП/антеннам РЛС или РТР, хотя торчат указанные «маяки» обычно не выше высоты половины борта эсминца, а их ЭПР в среднем от 0,5 до 2 кв.м. (в зависимости о покрытия и формы) и как-то умудряются их засекать, наверное – это в случаях если волна мене 2-х баллов. Ну а как понимать фразу об уменьшении ЭПР «старых советских кораблей», срезать с них все до палубы, или это касается желаемой ЭПР «новых российских» в сравнении со «старыми советскими». Про маскирующие/ослепляющие помехи – эт тоже интересно, всегда думал, что они зависят не от ЭПР корабля, а от характеристик сигнала РЛС самолета, ну это профессионалу на пенсии виднее… да и ПРлР идущие на радиосигнал (не важно РЛС или аппаратуры РЭБ) тоже никто не отменял, борьба с ними — это отдельный вопрос.
— Вертолеты, или, как у автора, «информационное обеспечение кораблей». Тут он, типа лично не спец, но внимательно читал «открытые источники».
Большая цитата, но иначе не понять способность автора к чтению. «Для более полного обзора обстановки используют вертолеты. Имеющийся в России корабельный противолодочный вертолет Ка-27 разработан 40 лет назад, и имеет очень большую массу (11 тонн), габариты и высокий расход топлива (1т/ч). Поэтому, как правило, на корабле располагается только один вертолет. Обзорная РЛС вертолета располагалась в барабане под носовым обтекателем, что не давало возможности установить достаточно большую антенну. В 2000 году было принято решение модернизировать эту РЛС с тем, чтобы обнаруживать хотя бы большие корабли на дальности порядка 200 км. Эта РЛС только сейчас устанавливается на вертолеты и из-за малости антенны очень плохо может обнаруживать воздушные цели, корабли «стелс» и противокорабельные ракеты. Малое время дежурства в воздухе (3 часа) и длительность подготовки к новому полету не позволяет организовать круглосуточное дежурство Ка-27. В итоге ВМФ остро нуждается в разработке нового вертолета дальнего радиолокационного обнаружения ДРЛО. Можно предложить разработать беспилотный вертолет (БЛА) массой не более 2 тонн, который смог бы обеспечивать обнаружение кораблей «стелс» и самолетов на дальности 200 км, а ПКР на дальности 65 км, и обеспечивал бы время дежурства в воздухе 6-7 ч. Однако Минобороны не заинтересовалось подобными предложениями». Дело в том, что обзорную РЛС в полусферическом носовом обтекателе имел палубный вертолет Ка-25-Ц (снят с вооружения в конце 90-х, базировался на ЭМ 956-го проекта, РКр и ТАВКр), а Ка-27 имеет 2 модификации – Ка-27-ПЛ (противолодочный) и Ка-27-ПСД (поисково-спасательный/десантный), которые не предназначены для обнаружения надводных/воздушных целей с помощью бортовой РЛС. Для этих целей еще в СССР был разработан вертолет ДРЛО Ка-31Р (на базе Ка-29), имеющий примерно 5-метровую щелевую ФАР, которой цель типа «истребитель» обнаруживалась на дальности 100-150 км., а цель типа «корабль» — за 250-285 км. (при средней высоте патрулирования – 3000 м., практический потолок – 5000м). В ВМФ России 2 таких вертолета (возможно уже модифицированных Ка-31-СВ. Такой вертолет борт. № 232 фиксировался в 2016г. в Сирии), в ВМФ Индии и Китая – по 9. Создание российского БПЛА ДРЛО вертолетного типа для базирования на не авианесущих кораблях – мысль здравая, но требует очень серьезных проектно-конструкторских работ для создания, в первую очередь, компактного мощного двигателя, компактной бортовой РЛС с АФАР и аппаратуры передачи сигнала на корабль-носитель. В желаемые автором 2 тонны он никак не уляжется и потребует, при наличии ТТЗ, как минимум 4-5 лет разработки и испытаний (на современном этапе даже враги в 2-тонный беспилотник могут поместить только видеокамеру/тепловизор и простую РЛС ОНЦ, возможностей ОВЦ, опознавания и функции целеуказания такие БПЛА не имеют).
— о «Лидере».
«…даже в бумажном виде технология «стелс» соблюдена явно недостаточно — сохранились вращающиеся антенны РЛС устаревших типов и наклон бортов наружу. …РЛС ЗРК «Кортик» разрабатывалась 40 лет назад и … значительно повышает ЭПР корабля. …наличие целых пяти типов РЛС существенно увеличивает стоимость корабля. Автор предлагал варианты разработки унифицированного ряда РЛС, позволяющего решать все задачи ПВО и стрельбы по морским целям одной РЛС, но данное предложение так же было проигнорировано Минобороны». «Лидер», конечно, не такой «зумвальтованный», но размещение антенных решеток ЗРК С-500 и «Полимент-Редут» на высокой мачте-башне дает существенный выигрыш в дальности обнаружения и удобстве наведения в первую очередь по низколетящим целям, т.е. ПКР и КР, которые представляют наибольшую угрозу для корабля. На крыловском макете (а других, в т.ч. атомных вариаций «Лидера» еще нет) хорошо видно, что более половины площади борта имеют завал вовнутрь. Кроме того, по спецификации на нем предполагается разместить 3 ЗРПК «Панцирь-М», а никак не «Кортик». Что до выдающихся антенн РЛС, то точно такие же вращающиеся высокорасположенные антенны имеют и «Дэринг» с «Хоризонтом». Ну а заваливающихся вовнутрь бортов нет на «Берках» (со всеми японо-испано-австралийскими производными), «Седжонах», «Дэрингах», «Хоризонтах» и китайских 052-х и 055-х, короче ни где, кроме «Замволта». Возможная ниша «Лидера» — это скорее не ударный корабль, а крейсер ПРО-ПВО корабельного соединения, в т.ч. авианосного или амфибийно-десантного. Ну и не залезая в дебри интересно было бы узнать, получал ли автор перед направлением в Минобороны заключение какого-нибудь НИИ, хотя бы того, где он героически трудился, о целесообразности его предложения по унификации РЛС? Если человек имел серьезные наработки, то мог бы написать, что на его предложении в МО наложило вето профильное НИИ «Залет-Пролет», как на неосуществимое или неперспективное. Было бы понятно. А то опять получаются «письма Сталину».
— о «Горшкове»
«…РЛС «Полимент» имеет антенны в виде четырёх дорогостоящих фазированных решеток, … Каждое антенное полотно имеет очень большую площадь – порядка 10 м2. Однако больших дальностей обнаружения в этой РЛС достигнуть не удается из-за того, что для нее выбран 3 см. диапазон длин волн. Недостатком этого диапазона является сильное затухание радиоволн в облаках, тумане и дожде, при расстояниях до цели, превышающих 100-200 км. Но главным недостатком этой РЛС является то, что ее не сделали многофункциональной, то есть она используется только для сопровождения целей и наведения на них ЗУР. Обнаружение воздушных целей делается с помощью РЛС «Фуркэ-4» с вращающейся антенной. Площадь антенны этой РЛС тоже близка к 10 м2 и для вращения требует мощного привода. Кроме этих РЛС ПВО, на корабле предусмотрено наличие РЛС «Монумент», предназначенной для обзора водной поверхности и наведения противокорабельных ракет, а также РЛС «Пума» корректировки артиллерийской стрельбы». «Открытые источники» говорят несколько иное об основных РЛС этого фрегата – РЛС обнаружения надводных и воздушных целей — 5П27 «Фуркэ», РЛС обнаружения и целеуказания ЗРК — «Полимент», РЛС целеуказания ПКРК — 34К1 «Монолит». Так, что никакого «Монумента», а еще «доктор кукольных наук», т.е специалист по корабельным РЛС. 10 кв. м это 4х2,5м., не так уж и объемно, на других кораблях с ФАР примерно также, где то – немного меньше, где то немного больше, учитывая то, что одно антенное полотно включает в себя несколько тысяч приемо-передающих модулей. Ну а насчет дороговизны – так дешевого сейчас нет ничего.
Отмечая неудачность выбора 3-сантиметрового диапазона, автор почему то ничего не говорит о том, а в каком диапазоне (диапазонах) работают РЛС на кораблях потенциальных «партнеров», в чем их плюсы/минусы для обнаружения разных типов целей или наведения ракет. Ведь для специалиста такой анализ — это элементарно. А получается – «всё фигня», везде дураки.
Далее автор указывает, что из-за недостаточного применения СТЕЛС-технологии «…самолеты противника смогут его обнаруживать, но количество пусковых установок ЗУР на данном фрегате – всего 32, в то время как на типовых эсминцах от 64 до 128. В ЗРК «Полимент-Редут» используются ЗУР средней дальности 9М96 с дальностью стрельбы 50 км. Самолеты противника могут пускать ПКР с дальностей 120-250 км. Выдержать налет большого числа самолетов противника данный фрегат не сможет». Опять видим сравнение «бульдога с носорогом», т.е. фрегата с эсминцем, а вот если возьмем для сравнения примерных одноклассников, то у «Заксена» те же 32 ПУ (24 – для «Стандартов» и 12 – для ракет малой дальности на баз «Си-спэрроу», по 4 ракеты в ПУ). У «Де зевен провинсиен» — 40 ПУ и тоже для 2 типов ракет. У нас тоже может быть загруз в 32 ПУ смешанного варианта боезапаса. Заканчивается разработка новой ракеты ближнего радиуса действия, аналог УР РВВ-АЕ (9М100). В одной ячейке также можно будет расположить до 4-х ракет, в этом случае полный боекомплект корабля может вырасти до 128 ЗУР малого радиуса. В смешанном варианте – поменьше, но тоже не критически мало. Еще один перл от специалиста «…самолеты типа F-35 могут быть перехвачены на дальностях не более 10-15 км». надо добавить – в случае если летчик перед вылетом обкурился и решил почувствовать себя камикадзе. Кто же в здравом уме будет залетать в зону практически 100% вероятности быть сбитым?
Еще интересно о малой дальности плаванья в 4000 миль на 14 узлах, хотя можно было бы отметить, что героический «Бёрк» при вдвое большем полном водоизмещении дает 4400 миль на 20 узлах.
Ну и немного о безответной авторской любви к СТЕЛС-совершенству – «эсминец «Замволт» не зря получил название «супер эсминец». На нем прекрасно выполнены требования технологии «стелс». Убраны все торчащие антенны, стволы артустановок и борта выполнены с наклоном внутрь». Прям как из камеди-клабовской хохмы Вадима Галыгина про армии разных стран «… а еще у итальянцев есть танк фирмы «Нина Риччи», не стреляет, не ездит, но очень красивый».
Большинство выводов и заключений автора не представляются спорными или поражающими какой то особенной новизной, написанного обо всем этом – десятки, если не сотни публикаций. Но имеется в них определенная гниловатая «тухачевщина», особенно призывы резко профинансировать надводное кораблестроение и одновременное позиционирование типов строящихся российских кораблей мягко выражаясь как «не лидеров в своем классе». «Красный маршал» тоже в конце 20-х предлагал срочно построить 100 000 танков. Какие они тогда были знают все, что бы было с разрушенной экономикой тоже понимают все. Но почему то никто не хочет понять, что прежде, чем строить военные корабли, вначале нужно иметь в уме концепцию построения флота, его роль в общей системе вооруженных сил и четко определять круг задач, которые он способен решать в настоящее время.
Чего боятся наши потенциальные «партнеры»? Не надводного флота России, а гарантированного уничтожения стратегическими силами, в которых главную роль, прежде всего благодаря скрытности и оперативной устойчивости, играет именно подводная составляющая. Также более значительна роль, отводимая многоцелевым атомным и дизельным подводным лодкам по сравнению с надводными кораблями, поэтому понятно, почему большая скудного флотского бюджета идет на них. Да, нужно много хороших надводных кораблей разных классов, но для некоторых из них нет нормальных проектов, для некоторых – проблема с судостроительными мощностями, а для некоторых типов, прежде всего – авианосцев, проблемой в ближайшие годы будет даже иметь подготовленные экипажи и летчиков авиакрыла на хотя бы 2-3 из них. Штаты нам по количеству кораблей не переплюнуть, надорвемся, да и не надо переплевывать. Нужно во всем, тем более в военной сфере исходить только из принципа разумной достаточности.
Ну и в завершение о развернувшемся «сраче» в комментариях к данному материалу.
В отношении наиболее ярого полемиста могу сказать только одно, с учетом моего служебного опыта повышенное использование человеком в текстах слов из прописных букв и злоупотребление однотипными знаками препинания практически всегда указывает на имеющиеся проблемы в психологической оценке личности. Тут лучше классика не скажешь – «… он не страдал от мании величия, он ею наслаждался…». Поэтому не надо трубить в рог и скандировать «… выходи на честный бой, кровожадный дракон!». Никаких драконов, просто человек наслаждается…
как много воды… видно специалиста-пропагандиста… ну, давай проверим.
«…Не вдаваясь в детали и обходя уже указанные коллегами авторские «ляпы» (какие профессионалом не допускаются по определению)…» — простите, ваши слова есть истина в последней инстанции??? или вы стесняетесь эти «ляпы» указать, религия мешает, к примеру? а может, просто общими словами решили хайп накинуть??? мол, «я такой талант, их вижу, но никоу не скажу, это ж очевидно, любому понятно, даже школьнику ясно…»?! знаете, больше похоже на отсутствие мнения, за банальным набросом.
«…Если бы автор удосужился хотя бы бегло просмотреть тот ворох публикаций на авианосную тему… подобных глупостей можно было не печатать…» — и опять одна вода)))) вы чего такого сказать-то хотели?! «ах, афтар пла-а-ахой»?????? и ВСЕ?! ну, приведите хоть одну эту публикацию, да тему разверните — в чем хоть глупость-то, может, не авторская она, а у критика чего-то того???
«…Тупые солдафоны авторский полет мысли не оценили, а он продал свою идею японцам и те построили вполне себе неплохой «Хьюга»…» — опять же, одни домыслы и завуалированные оскорбления. ну, и глуповатый наброс о том, чего КАА тупо не понял — «… умилило про «двухтонные» БПЛА-штурмовики и перехватчики. Это меньше, чем масса пустого «Риппера»…»))))) дорогой КАА, а кто вам успел описать концепцию этих БПЛА??? хотя автор честно указал радиус около 600 км — чего вы предпочли не заметить, и сравнить 2 тн автора с 2,2 тн MQ-9_Reaper. вот только, напомню, у MQ-9_Reaper дальность порядка 6000 ТЫСЯЧ километров и автономность около суток!!! и что вас так удивило в беспилотнике на 200 кг легче и на 5000 км менее дальнем??? зачем вы кривляетесь, люому интересующемуся известно, что в MQ-9_Reaper только топлива около полутора тонн!!! «слейте» тонну, и будет у вас беспилотник радиусом 1000 км и весом в 1,2-1,3 тонны, за счет меньшего объема тех же баков, а, соответственно, линейных размеров??? чего кривляться?! да, полноценным самолетом не станет, но в виде ПЛО вполне полезен может быть — вы-то о предполагаемых характеристиках знаете чуть меньше, чем ничего?!))) и, кстати, насчет «…продал свою идею японцам и те построили вполне себе неплохой «Хьюга»…» — а чего вы сказать-то этим хотели? то, что «…Тупые солдафоны…»на самом деле гении, а японцы, как всему миру известно, всегда делают исключительно всякое никому не нужное г…но, или то, что «Тупые солдафоны» таки действительно тупые, а япы уже вторую серию таких вот эсминцев построили и продолжают развивать концепцию??? а то не очень понятен извив вашей мысли…
«…Теперь об «ударных»…Но не всё так однозначно… у «Горшкова» есть только 2 «кузена», с которыми его можно будет корректно сравнить по…Однако данные два типа кораблей нашим автором даже не рассматривались как оппоненты «Горшкову». Ему тока «Замволты» подавай…» — для начала, сравнивать «Горшкова» с эсминцами начал не автор (тут вы нахально врете!), а некий товарищ Шойгу, цитата из текста статьи «…В 2017 году С.К. Шойгу заявил, что нам нет необходимости строить большие океанские корабли, а достаточно иметь фрегаты проекта 22350…заявляется, что по вооружению этот фрегат водоизмещением 4,5 тыс. тонн эквивалентен современному эсминцу…»))))) а автор, в принципе, всего лишь доказал (а вы подтвердили!), что никакой «Горшков» не «эквивалент», а как был фрегатом (не плохим, средним), так им и остался! давайте вы, вслед за Шойгу(!))))!), сравните его с «Берком»??? а вот по цене — да, к эсминцам уже близок))))
«…MTU, а не NTU…» — автор мог ошибиться, это ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ошибка, или просто для объема надо было?))))
«…На абсолютном большинстве зарубежных…стоят американские LM-2500 (25-27 000 л.с… На «Горшкове» стоят 2 «Сатурновских» турбины по 27 000 л.с. и 2 коломенских дизеля экономического хода по 5 000 л.с…в целом их ДУ лучше, но не настолько критично…»??? простите, а как вы-то эту «критичность» вычислили, чтоб точно определить, насколько?!)))) «…какой завод в России делает дизеля для подлодок, или туда тоже «NTU» ставят?…» — а вы о чем?! вы сравниваете дизель мощностью в 5000 лс с турбиной в 27000 лс и на этом основании критикуете автора??? или вы хотите сказать, что дизеля в 5000 лс (как и на ПЛ, к слову), которые есть вспомогательные двигатели, и «в целом» хуже «ихних» аналогов, за счет того, что «родные березки», компенсируют и недостатки ненадежных турбин???))))
«…а как понимать фразу об уменьшении ЭПР «старых советских кораблей», срезать с них все до палубы, или это касается желаемой ЭПР «новых российских» в сравнении со «старыми советскими»…» — да, я, по крайней мере, именно так и понял; а еще проектировать надо именно с учетом этих требований, а не по старым советским лекалам. мир меняется!
насчет «…Создание российского БПЛА ДРЛО вертолетного типа для базирования на не авианесущих кораблях – мысль здравая…» — вот тут в принципе нет вопросов, но автор высказывает предложения, которые стоит рассматривать, а не просто тупо складывать «под сукно» и продолжать ваять корабли по привычным традициям…
«…точно такие же вращающиеся высокорасположенные антенны имеют и «Дэринг» с «Хоризонтом». Ну а заваливающихся вовнутрь бортов нет на «Берках» (со всеми японо-испано-австралийскими производными), «Седжонах», «Дэрингах», «Хоризонтах» и китайских 052-х и 055-х, короче ни где, кроме «Замволта»…» — опять некрасивое перевирание. вообще-то, те же «берки» строят с 1988 года, «деринги» с 2003, «седжоны» с 2005, и так далее… а «лидер» в 2017 году только утвердил ЭСКИЗНЫЙ проект, но решения, в нем заложенные, соответствуют началу 2000-х?!)))) раз уж вы взялись сравнивать?! а построят его (ну, хочется верить?) к 2030-му?! и он УЖЕ будет устаревшим как мамонт???
короче говоря, мне надоело — весь уровень критики «от КАА» примерно равен уже разобранному. поэтому, учитывая уровень критикана, порадуюсь, что в рядах «не «ура-патриотов»» наконец-то, среди уже полудесятка нагадивших (к КАА относится условно, в общих рядах его текст выглядит едва не образцом корректности!), хоть один дал себе труд прочитать статью и более-менее попытаться в ней разобраться! а вот это «…В отношении наиболее ярого полемиста могу сказать только одно, с учетом моего служебного опыта повышенное использование человеком в текстах слов из прописных букв и злоупотребление однотипными знаками препинания практически всегда указывает на имеющиеся проблемы в психологической оценке личности…» — это и отличает реально желающего общения человека от человечка, пытающегося на ком-то построить себе высокое ЧСВ))))) с учетом МОЕГО жизненного и служебного опыта, обычно к «неправильно написано и неграмотно точки стоят» апеллирует тот, кто ищет способ ну хоть чем-то уязвить собеседника — когда больше нечем (вероятно, вы учитель словесности, и вам серпом по фаберже не там стоящая запятая?!)))))) . явно, без такого уничижения оппонента «не-патриоты» не умеют, им бы хоть как-то себя превознесть…
на бой вышел — это плюс. почти ничего толкового не сказал — это минус. попытался обгадить оппонента — это позор. и вы еще удивляетесь, почему я в последнее время презираю «ура-патриотов»???))))
наслаждаться было нечем. но хоть без мата вы обошлись, это… ну, не плюс, конечно, но хоть не минус))))
не замайте Трорка — он весьма забавен. Эдакое ассорти знаний ТТХ, геополитики и критики. Так сказать, свежая, прохладная струя в мозжечек «патриотам», вышедшим из температурного баланса в результате передозировки РЕН-ТВ.
то ли похвалил, то ли нахамил… вот как тебя воспринимать?!))))) ладно, пока что «забавного» пропущу мимо ушей, но раз уж ратуешь за «культурность и воспитанность» — так давай как-то и сам поаристкратствуй, а то не очень честно выглядит… а «струя в мозжечок» — это пусть на твоей совести останется))))))
Мне кажется, что в этом споре деньги первичны. А так как на все их не хватает, то нужно создавать наиболее технологичное и разрушительное вооружение, чем и являются ракеты с скоростью до 20 махов. Станет страна богаче и займутся конструктора флотом, а сейчас главное соблюсти баланс между прожиточным минимумом и уровнем вооружения армии и флота, умные государственники соблюдают динамику этого процесса. Поэтому и дальше разрабатывайте концепции, стройте планы, прийдет время и возможно вас услышат.
Тот самый случай, когда комменты пожалуй не уступят самой статье )))
Трорк: Скучно батенька и несколько убого…набор из словесного поноса….И за что только платят….да я думаю немного…иначе кого другoго-го наняли….И судьба флота, армии и страны безразлична…
Боже сколько таких обмороков в инете шариться в поисках пиара легких денег….прям лица с низкой социальной ответственность…только в разы хуже….
Просто ему не отвечайте….ему построчно оплачивают….сколь постов сделал, сколько диалогов завел…
очередной одноразовый?!)))) ни разу не появлялся, вылупился, насрал и исчез??? причем как и положено, о теме статьи ни слова, зато ко мне куча претензий?)) чушок, когда ты уже осмелишься под своим родным имечком проявиться, есть же масса еще не опробованных вариантов, вот например «петушок-333», или «кот-зачмыренный», или еще что-то аналогичное, ты обращайся, я готов помочь))) стукачок-селючок, пустышечка)))
Прочитав критическую статью и не менее критические комментарии разных не равнодушных наших граждан, приятно — положительно отметить, что мы все неравнодушны к происходящим процессам связанным с качеством и уровнем обороноспособности Российского Государства и её Граждан.
Считаю, что для более точной оценке ситуации в обороноспособности Российского Государства, необходимо располагать комплексной информацией по всем родам войск и видам их вооружения — не забывая о том, что N-ая часть его хранится в строжайшем секрете……
Один из высокопоставленных военных как-то сказал, обращаясь к Гражданам, «спите спокойно, мы Вас никого не дадим в обиду, у нас есть кому и есть чем Вас защитить».