Главная Аналитические статьи и мнения

Размышления о МиГ-31. Боевое применение и эффективность

1
9682

Боевое применение — свод технических и тактических правил использования АРКП с целью повышения эффективности и безопасности комплекса при выполнении задач уничтожения воздушного противника. Оно заключается как в теоретических исследованиях, так и в практических проверках на полигонах, в процессе текущей эксплуатации техники.

Не следует путать боевое применение с участием в военных (боевых) действиях — МиГ-31 пока не воевал. Тем не менее уже сейчас можно говорить, что он прожил активную и плодотворную, достаточно творческую жизнь. И со своими задачами он справлялся успешно, ведь основная задача оружия обороны — не дать сработать оружию нападения.

Например, многие эксперты признают, что вклад МиГ-31 в прекращение эксплуатации SR-71 очень велик. Раньше «черный дрозд» легко и безнаказанно пересекал любые небольшие страны, но самое пристальное внимание уделялось, конечно, обследованию советских средств ПВО. На перехват разведчика при его длительном движении вдоль границ иногда приходилось поднимать последовательно несколько истребителей. Передний выводился, как правило, наземными АСУ на встречном курсе противнику и на максимальной дальности выполнял поиск цели бортовой РЛС. После захвата на сопровождение информация о SR-71 постоянно передавалась следующему за ним на удалении в несколько десятков километров второму истребителю. До расхождения первого истребителя с целью второй должен был уже захватить на сопровождение разведчика и вести его — и, «держа в прицеле», сближаться. Затем разведчик передавался следующему перехватчику.

Иногда в воздухе находилось до десятка МиГ-31, но попытка SR-71 пересечь границу сразу пресекалась бы атакой ракетами дальнего боя. Конечно, такие коллективные усилия по вытеснению разведчика выходили «в копеечку», но при этом надо учесть, что его эксплуатация тоже являлась очень и очень дорогим «удовольствием». Так закончилась эпоха противостояния этих двух «стратегов» — SR-71 законсервирован.

Не менее сложна задача перехвата стратегического бомбардировщика, пусть даже и не прикрываемого истребителями. Обычно средства помехового противодействия у тяжелой машины настолько развиты, что проблематичными оказываются процессы и наведения, и получения координат цели, и сама атака. Обмануть силы природы трудно, и дальность, на которой обнаруживается прямой сигнал от цели, вычисляется с использованием корня квадратного, а отраженный — корня четвертой степени. При прочих равных условиях помеху принципиально менее затратно ставить, нежели использовать активные средства обнаружения.

Офицер, служивший советником в Ливии в период обострения отношений с США, рассказывал, как на старенькой наземной РЛС «фильтровал» помеху, поставленную B-52. По инструкции, пеленг на постановщик помех вычисляется по максимуму засветки на экране при повороте антенны на различный угол относительно противника. Но, по его словам, в пределах угла ±150 градусов засветка экрана была полной, или, как в таких случаях говорят, «молоко». Так что реальный бой истребителя с бомбардировщиком — это очень сложный процесс, и можно сказать только, что МиГ-31 за счет высокого энергетического уровня РЛС и наличия ФАР делает это лучше других перехватчиков 4 поколения. Это же качество дает ему преимущества и в бою с истребителем.

В одно прекрасное утро летного дня летчики нашего полка, базировавшегося в Казахстане, согласно плана командующего армией, должны были участвовать в отработке упражнения — бой Су-27, с аэродрома Андижан, с нашими МиГ-31Б. «Формат» встречи — 6х6. «Сушки» уже блистали на авиашоу — естественно, это отразилось на настроениях пилотов, и азарт должен был быть немалым. Я установил заглушки-имитаторы ракет Р-33 и подошел к штурману. «Ну как, Юра, повоюем?». Он с досадой махнул рукой: «Какой там повоюем! Встречаемся с любимым полком командующего. Сказал, что если не дадим им отработать — сгноит нас, так что сегодня только подставляем задницу… А их РЛС во встречном бою сбрасывает нашу. «Писюны» они против нас». Высокие энергетические характеристики «Заслона» приводили к созданию мощной помехи для более слабых локаторов, что приводило к сбросу сопровождения МиГа противником. Надо сказать, что излишняя заинструктированность пилотов всегда приводила к недооценке и слабой реализации боевых возможностей машин.

Хотя МиГ-31 уступает в маневренности, скороподъемности и радиусе перехвата самолету Су-27П, комплекс бортового вооружения и оборудования дает ему неоспоримые преимущества в решении многих задач ПВО.

Но все-таки «любимые» цели МиГ-31 — крылатые ракеты. Ракета воздух-воздух Р-33 модифицировалась постоянно для повышения помехозащищенности, в том числе и при атаке низколетящих КР. Методика их атаки перехватчиком следующая. Захват РЛС необходимо производить на максимальной дальности для этого типа целей, около 50 км. Полет выполнять на высоте 10 км. Пуск производится сразу по достижении дальности разрешенной, и выполняется отворот на максимальный угол, позволяющий осуществлять подсвет УР до конца наведения. После подрыва БЧ или истечения расчетного времени наведения — выполнить отворот от цели с максимальной перегрузкой. Так сохраняется безопасность носителя и достигается требуемая эффективность уничтожения КР.

По некоторым неофициальным данным, сразу после принятия на вооружение комплекса реальная картина при работе по КР была не особо радостной — требовался очень большой расход Р-33, до 19…20 штук на одну СКР в сложных условиях. Постепенная доработка системы — от РЛС до ГСН Р-33С — привела к тому, что сейчас заявляется: МиГ-31 уничтожает КР на ПМВ в первом заходе. Более того, то рекламное утверждение, что он является единственным истребителем в мире, способным это делать, явно имеет под собой основания.

МиГ-31 регулярно выполняет учебно-боевые стрельбы по всем классам воздушных целей ракетами Р-33, в отличие от F-14 с его AIM-54. К сожалению, не обошлось и без применения оружия по своим. В процессе выполнения плановых учебно-боевых стрельб на полигоне Сары-Шаган, при наведении истребителей на различные радиоуправляемые мишени было произведено поражение самолета МиГ-31 с борта другого истребителя того же полка. Версия инцидента, близкая к официальной, гласит, что причиной стало перенацеливание пущенных по мишени ракет Р-33. По версии, далекой от официальной, экипаж доложил о готовности к пуску, но при этом цель опознавалась как имеющая признак «своя» (от РЛ системы госопознавания).

По рассказам офицеров, на командном пункте присутствовал высокий чин, давший команду на уничтожение цели. Экипаж повторно доложил, что цель — «своя», и снова получил приказ на уничтожение. Сняв блокировку на пуск ракет по «своим», летчик выполнил пуск (2-х или 3-х) ракет Р-33, первая попала в цель. С технологической точки зрения, мне вторая версия кажется гораздо более правдоподобной. Погиб командир экипажа, штурману отсекло пальцы руки, но он смог катапультироваться. Очевидцы рассказывали, что кресло пилота было буквально иссечено осколками. Единственное обстоятельство, в котором сходятся варианты объяснения причин, состоит в том, что были превышены заявленные характеристики комплекса вооружения МиГ-31, но ошибок наведения или действий экипажа не обнаружено.

«Котам» с боевыми стрельбами их «длинной рукой» — ракетой «Феникс» — повезло гораздо меньше. В основном пуски выполнялись опытнейшими экипажами испытателей во время приемки системы на вооружение. При осуществлении испытательного пуска AIM-54 по шести целям одна ракета сошла с траектории «по техническим причинам», а еще для одной пуск был признан неудачным из-за неисправности мишени.

МиГ-31 благополучно справился со своими четырьмя радиоуправляемыми мишенями в августе 1978, а в 1994 были уничтожены одновременным наведением 4 специально подготовленных дистанционно пилотируемых МиГ-21. В общей сложности, с F-14 было произведено около 20 пусков «Фениксов», примерно 88% признаны успешными. Но реальная статистика применения AIM-54 строевыми летчиками отсутствует, а на основании моделирования оценивается на уровне 0,5, что при такой высокой стоимости вряд ли достаточно в боевых действиях даже ограниченного масштаба.

Более того, в обоих инцидентах, когда F-14 сбили ливийские самолеты Су-22 и МиГ-23, были использованы «стандартные» ракеты AIM-7 и AIM-9. В момент столкновения с иранскими F-4 в 1987 году, «Коты» по непонятным причинам пропустили противника через дальности поражения «Фениксами», а пуск «Sparrow» не увенчался успехом. Создается впечатление, что существовал негласный запрет на применение AIM-54, вероятно, в силу ее чрезмерной дороговизны и недостаточной эффективности. Наверное, это обстоятельство вкупе с относительно высокой аварийностью самого F-14 привело к решению не модернизировать машину, как, например, F-15, а заменить ее новыми модификациями F-18.

Ко всем достоинствам МиГ-31 нелишне добавить его способность эксплуатироваться в любых самых суровых климатических условиях.

В заключение рассмотрим несколько гипотетических типовых для МиГ-31 боевых ситуаций при работе по различным типам целей. Надо сказать, что подобного рода обсуждения обычно весьма и весьма условны, ведь современный воздушный бой — чрезвычайно сложная задача, насыщенная огромным количеством условностей. Поскольку на кону стоят жизни людей (а в случае перехвата стратегического бомбардировщика — целых городов), десятки миллионов денежных единиц «твердой валюты» (а с учетом потенциального ущерба, который может нанести в целом самолет за несколько боевых вылетов — миллиарды), то в общем случае встреча каждого типа машин в воздухе предваряется, подобно бою профессиональных боксеров, тщательнейшим моделированием, анализом возможностей и заканчивается выработкой тактики действий для каждого конкретного предстоящего столкновения.

Современный истребитель — заложник огромной системы обеспечения воздушного боя. Поэтому анализ встречи в формате 1х1 столь же эффективен, как и сравнение встречи левой перчатки боксера А с правой перчаткой боксера Б — соотношение силы и скорости удара, а также крепости каждой головы. Но общественное мнение требует упрощения и определенности, поэтому зачастую даже разработчики вынуждены отчитываться путем прямого сравнения характеристик. Итак, поговорим о некоторых гипотетических встречах боевых машин в воздухе.

Итак, один F-14 против одного МиГ-31. Немодернизированному МиГу довольно тяжело придется в этом случае. На встречных курсах в силу большей мощности РЛС AWG-9 есть риск неустойчивого сопровождения противника (как было уже указано выше, часто более слабая станция сбрасывает с сопровождения более сильную), ФАР может скомпенсировать этот риск, но дальность пуска «Фениксов» усугубляет опасность для «тридцать первого». Затягивание в ближний бой остается также крайне неблагоприятным для МиГа. Разработчики рекомендовали атаку F-14 — высотной цели — в скрытом режиме при поддержке наземных АСУ применением ракет Р-40ТД. Команды наведения поступают по радиолинии, и перехватчик выводится в заднюю полусферу (ЗПС) цели. Штурман-оператор переводит С-800 в режим «ТК-ведущий», при этом РЛС на излучение не включается (переключатель ОТКЛ-ПРЕДВ-ПОЛН на РП-31 в положение ПРЕДВ). Выбор ракет Р-40ТД к применению выполняется переключателем КР-33 («крыльевые» — «тридцать третьи»).

Принудительный перевод УР в режим ПОДГОТОВКА выполняется переключателем ПОДГОТОВКА «Откл-Ручн-Авт» в положении «Ручн». После захвата F-14 на сопровождение теплопеленгатором целеуказание автоматически выдается в головки самонаведения — и они должны захватить цель на сопровождение. По мере поступления данных от НАСУ, в том числе дальности до ЛА противника, ЦВМ вычисляет максимальную разрешенную дальность пуска УР и сравнивает ее с текущей полученной. При достижении зоны досягаемости ракет в СУВ формируется команда «Пуск разрешен» (ПР). Летчик нажимает боевую кнопку и после схода ракет выполняет тактический отворот.

Экипаж машины боевой — летчик и штурман МиГ-31 в полете должны работать максимально слаженно.

В этом сценарии ключевым моментом является взаимодействие МиГ-31 с НАСУ, но «за кадр» уходит поддержка F-14 самолетом ДРЛОиУ E-2C «Хокай». Поэтому более интересным представляется вариант групповой атаки МиГ-31 самолета AWACS, прикрываемого двумя F-14. На каждый из истребителей прикрытия необходимо выделить пару МиГов, которые, сближаясь с «котом», расходятся на расстояние по фронту до 200 км, где обеспечивается устойчивая связь по АПД-518. При этом экипажи МиГ-31 могут занять разные высоты — самолет F-14 может поражать ракетами «Феникс» одновременно до шести целей, но только если они находятся на одинаковых высотах. Такое построение обеспечивает исключение одновременного обстрела «Фениксами» и ведущего, и ведомого. А они, соответственно, оба выполняют координированную атаку F-14 ракетами Р-33. Третья пара МиГ-31 прорывается к E-2C (или E-3A).

Перехват группой МиГ-31 самолета AWACS, прикрытого истребителями

Возможности во встречном бою у МиГ-31Б с ракетами Р-33С значительно выше, а таких самолетов сегодня у России большинство. Очевидно, наилучшим вариантом здесь будет реализация парой МиГов по «Котам» описанного выше режима «тандем», то есть захват цели, передача ее параметров ведомому по АПД-518, пуск Р-33С ведущим истребителем, а наведение — ведомым (задним), не входящим в зону поражения противником. Но, как видно, без работы в группе или хотя бы в паре, здесь не обойтись.

А вот появление «на поле боя» модификации «(Б)М» выводит МиГ-31 в бесспорные лидеры на больших дистанциях. Вероятнее всего, даже истребители пятого поколения не будут обладать столь мощной БРЛС и, тем более, такими «дальнобойными» ракетами, как Р-37, то есть в дальнем ракетном бою против любых истребителей IV поколения МиГ-31 получил неоспоримые преимущества. Даже у F-14 для атаки на встречных курсах не остается никаких преимуществ. Но, как показал опыт локальных конфликтов, не всегда встреча на дальних дистанциях заканчивается результативными атаками. Примерно две трети встреч перерастало в ближний маневренный бой. Это связано с усложнением помеховой обстановки (например, невозможен захват и сопровождение цели или ракеты теряют цель на траектории), совершенствованием применения различных тактических приемов в группе и т.п. Попытку любых истребителей (F-15, F-16, F-18) перевести бой на короткие дистанции МиГ-31 может пресекать эффективным построением боевого порядка группы, пример которого приведен ниже.

Пара МиГ-31 следует навстречу противнику в первом эшелоне, обычно на средних высотах, выполняя обзор пространства, поиск целей по фронту и дальнее радиолокационное обнаружение. В заднем эшелоне, на удалении нескольких десятков километров (опробовалось на 60 км) летит пара истребителей Су-27 или МиГ-31. Передний эшелон выполняет захват на сопровождение, целераспределение, атаку противника на дальней дистанции и передачу информации о нем заднему эшелону. Вторая пара выполняет поиск и захват целей по целеуказанию от головных МиГ-31 и маневрирует, усиливая потенциально опасные направления. Если все-таки истребители противника проскочили передний эшелон и способны продолжить бой, то они сразу попадают под удар второго.

Взаимодействие МиГ-31 с Су-27 в рассматриваемом случае очень удобно для завязки ближнего боя именно маневренными «сушками» с противником, пытающимся зайти в хвост ведущей паре, но усложняет управление группой на этапе наведения и поиска в силу различия высотно-скоростных характеристик этих типов истребителей. Для затруднения процесса обнаружения заднего эшелона самолеты могут идти с принижением, на фоне земли, и при получении информации о целях в форсажном режиме занять позицию для защиты хвоста первой группы, то есть сократить дистанцию до первой пары с набором скорости и высоты.

Такой тактический прием также может применяться и при прорыве группы сопровождения, охраняющей бомбардировщики. В этом случае первый залп МиГ-31 выполняют по истребителям противника — и продолжают сближение с ударными самолетами. Уклоняющихся от атаки и выживших маневренных истребителей F-15 или им подобных связывают «сушки» второго эшелона, а МиГи оставшейся частью боекомплекта обстреливают бомбардировщики.

Данный вариант боевых порядков одной или нескольких групп однотипных или разнотипных российских истребителей на базе ведущих МиГ-31 предполагается использовать в качестве одного из самых эффективных в современном групповом воздушном бою. При работе нескольких звеньев (звено — 4 истребителя) один МиГ-31 может выделяться в качестве командира объединенной группы, который собирает информацию от ведущих и координирует действия подчиненных. В этом случае он находится между взаимодействующими группами на достаточно безопасном удалении от мест завязки боя, но при необходимости может оказать огневую поддержку своим силам.

Отдельным пунктом следует рассматривать атаку МиГом бомбардировщика, основным видом противодействия которого будет не маневр, а помехи во всем доступном спектральном диапазоне электромагнитных волн. Поэтому на первый план опять выходит необходимость максимально скрытного воздействия, чтобы противник не смог в полной мере реализовать свои возможности по постановке помех. Действия истребителя при выполнении скрытной атаки с применением Р-40ТД при информационной поддержке от внешних источников были показаны на примере для F-14. МиГ-31 также может выполнить достаточно скрытное эффективное воздействие ракетами Р-33.

Делается это так. Оператор переводит С-800 в режим «ТК-ведущий», РЛС включает в режим работы без излучения на внешние источники («ПРЕДВ»). Самолет выводится в зону наилучших условий захвата бомбардировщика теплопеленгатором (например, в ЗПС), цель назначается на атаку, РЛС выставляет луч по целеуказанию от 8ТК. Выбор ракет Р-33 к применению осуществляется переключателем «КР-33». Подготовка УР включается в ручном режиме. После выполнения автоматического контроля исправности систем всех находящихся в подвесе Р-33 захватом контрольной (фиктивной) цели ГСН, на табло у летчика и штурмана загораются лампы готовности УР к применению (зеленые треугольники на пультах управления оружием). Летчик нажимает боевую кнопку и удерживает ее в нажатом состоянии. Штурман включает РЛС на излучение по цели («ПОЛН»). С-800 вычисляет дальность до ЛА противника, скорость сближения и подает в ракеты боевые целеуказания. Как только ГСН Р-33 их отработают, система управления оружием выдает пусковые команды на готовые к старту ракеты.

В зависимости от режима разгрузки «По1-По2» выполняется пуск одного или двух изделий (по бомбардировщикам рекомендуется «По2»). Порядок опроса фюзеляжных точек подвески: 1-4-2-3 (передняя левая — задняя правая — передняя правая — задняя левая) для сохранения центровки самолета. Ракета катапультируется с АКУ-410 и в течение 2 секунд стабилизируется и уводится от носителя на безопасное расстояние, включается подсвет цели РЛС. Начинается поиск своей цели головкой самонаведения. Для всех УР, захватывающих цель на траектории, этот момент является весьма уязвимым в процессе наведения, так как противник начинает маневренное и радиоэлектронное противодействие. Р-33 достаточно серьезно защищена от приема «чужого» сигнала — головная антенна ГСН разрешает обработку полученного сигнала только после того, как будет зафиксирован «свой» подсвет на хвостовой антенне. Остальное время головка «заперта». Если аппаратура не может выделить полезный сигнал от цели из помехового, то она переходит в режим сопровождения по углам, то есть наводится на источник излучения, подобно тепловой, но с меньшей точностью. Но этап подготовки и схода УР должен быть выполнен, поэтому скрытность атаки очень важна.

Бомбардировщики В-1В и В-52 являются носителями совершеннейших средств постановки помех. И если нет данных о дальности до ЛА противника (например, от НАСУ или с борта других перехватчиков), то МиГ-31 должен использовать бортовые алгоритмы, позволяющие отработать в этих условиях. Минимально необходимой информацией является пеленг на помехопостановщик. При наличии пеленга С-800 «умеет» рассчитать дальность до цели одним из двух методов — триангуляционным (парой) и кинематическим (одиночный перехватчик).

Тягач заводит МиГ-31 на стоянку после полетов

Суть варианта триангуляции заключается в том, что, при известном взаимном положении пары МиГ-31 (этим занимается аппаратура «Радикал-ОВК» — определения взаимных координат), известен пространственный отрезок между истребителями, и пеленги каждого на цель должны образовать в пространстве треугольник. Ведущий, передавая углы пеленгации цели, также передает команду «триангуляция», то есть требование «обсчитать треугольник». С-800 ведомого проверяет, пересекаются ли лучи пеленгов в пространстве — свой и ведущего. Если да, то это означает, что «смотрят» они на одну и ту же цель, решается теорема синусов, и на борту обеих машин появляется информация по дальности до цели.

Повторное решение этой задачи через определенный промежуток времени позволяет легко получить скорость сближения с целью (изменение дальности за промежуток времени). Если несколько раз применить такого рода замер нет возможности, то гипотеза прямолинейного равномерного движения цели позволяет спрогнозировать скорость сближения с противником математически, используя изменение углов пеленга.

Выполнение регламентных работ по силовой установке на МиГ-31

Кинематический метод определения дальности используется одиночным истребителем или при отсутствии данных о взаимном положении машин в группе. Он заключается в том, что указанный выше треугольник строится путем маневра перехватчика. Замеры выполняются с определенным интервалом времени в начале и в конце маневра. По отношению к цели — все та же гипотеза прямолинейного равномерного движения.

Возможность дозаправки от оснащенного подвесным агрегатом УПАЗ бомбардировщика Су-24М значительно повышает возможности перехватчика МиГ-31

Наличие данных по дальности и скорости сближения позволяет подготовить к пуску как Р-33, так и Р-40ТД(1). Разница только в том, что «сороковые» должны захватить цель при подготовке, а «тридцать третьи» — после схода, с возможностью перенацеливания на постановщик помех.

Выполнение регламентных работ по силовой установке на МиГ-31

Таким образом, при атаке бомбардировщика и постановщика помех — пеленг, еще раз пеленг, чтобы подготовить ракеты. Если же не удалось получить эти «злополучные» углы или ракеты все-таки не удалось пустить, то у МиГ-31 остается еще один вариант атаки слабоманевренной цели «тепловыми» ракетами — режим «Финоль». Применяется он при визуальной видимости противника. ГСН арретируются вдоль продольной оси истребителя.

Для создания благоприятных условий прицеливания истребитель лучше вывести в ЗПС цели по следующим причинам. Во-первых, наиболее излучающий агрегат реактивного самолета — срез сопла двигателя, Р-60(М) в переднюю полусферу (ППС) не могут захватить цель, для Р-40ТД захват тоже затруднен, хотя и возможен. Во-вторых, угловые скорости линии визирования при атаке противника в ЗПС ниже, чем на встречных курсах, что благоприятно для прицеливания и наведения Р-40. Летчик пилотирует на совмещение осей. Например, выравнивает направления в вертикальной плоскости, а в горизонтальной «подруливает», «рыскает», «шевеля» педалями управления. Как правило, захват «теплового пятна» противника в этом режиме неустойчив, потому что постоянно появляется рассогласование указанных осей и головка «срывается» с цели.

Можно выполнять прицеливание при нажатой боевой кнопке, в момент готовности ГСН автоматика разарретирует их, и, при выполнении остальных условий пуска (углы атаки носителя, перегрузка, скоростной напор и т.д.), ракеты должны штатным образом сойти с направляющих АПУ. Надо отметить, что такие ответственные операции боя, как определение дальности досягаемости УР и государственное опознавание цели («свойчужой») в этом режиме возлагаются на летчика, поскольку подразумевается наличие визуального контакта с противником.

Боевое дежурство во время полярной ночи для МиГ-31 обычное дело

Ну, и наконец, последний штатный боевой режим применения оружия, особенно актуальный для МиГ-31 при атаке бомбардировщика — стрельба из пушки. Бомбардировщик B-52H в ходе модернизации лишился оборонительного вооружения, поэтому создать опасность при прицеливании могут только истребители прикрытия (Ту-95МС, например, сохранил пушки на борту для обороны, и Ту-22М — тоже). Но при этом нужна точная и полная информация о параметрах движения цели — дальность, скорость сближения, угловые скорости и углы пеленга. Если РЛС и «Аргон-15» не могут выдать результаты расчета параметров прицеливания (как уже указывалось, режимы — «Павтомат» и «Потсечка»), то у летчика остается только два варианта. Первый — вычисление требуемых углов в уме и выставление на прицельно-пилотажном индикаторе ППИ- 70В поправок в вертикальной «дельтаВ» и горизонтальной «дельтаГ» плоскостях.

Летчики Второй мировой тренировали свой «компьютер» регулярно, современным вряд ли эта математика доступна. Вариант второй — стрелять навскидку, для этого в боекомплекте предусмотрены с определенным шагом патроны с трассерами (например, каждый десятый), типа ОФЗТ — осколочно-фугасно-зажигательно-трассирующий. Низкая точность прицеливания частично компенсируется величиной облака снарядов, которое создает ГШ-6-23(М). Следует отметить, что штатный режим применения артиллерийского оружия на МиГ-29 и Су-27 обеспечивается оптико-локационной станцией, включающей в свой состав лазерный дальномер и обеспечивающей необходимую точность измерений. Такая станция появилась только на МиГ-31М, но зато с него убрали пушку. Пока же применения артиллерийского оружия на учебно-боевых мероприятиях при эксплуатации строевых машин не зафиксировано.

В настоящее время МиГ-31 состоит на вооружении России и Казахстана. Были сообщения в прессе о продаже 24 машин Китаю и даже о настройке лицензионного производства МиГа на территории КНР. Но, как указывается в источниках, близких к официальным, сделка не состоялась.

Не пора ли тебе, МиГ-31, на пенсию, как отправили туда в 2006 году твоего «противника», F-14? Как показывает практика, все современные воздушно-космические операции проводились с массированным применением крылатых ракет, и стратегические бомбардировщики всех мастей тоже «не проспали» эти войны. Да и интерес к беспилотным средствам нападения растет во всем мире. Судя по всему, работы «стратегическим перехватчикам» хватит еще надолго.

МиГ-31 — уникальная машина, разработанная исключительно как оборонительное оружие, до сих пор вызывает у меня восхищение. Какое чувство может испытывать человек, готовящий к полету истребитель, способный уничтожить противника, у которого на каждом борту приготовлена ядерная смерть для двадцати небольших городов? Ответ простой — трепет и уважение.

/Алексей Миронов, naukatehnika.com/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Rudolf

    Алексей отличный цикл, я тоже люблю эту «капризульку»