Современное поле боя для бронированных машин становится всё более летальным. Кроме того, опыт современных боевых операций показывает, что велика потребность в перспективных бронемашинах, способных маневрировать и сражаться при полностью закрытых люках, особенно в условиях боя в населенных пунктах. Взглянем на несколько потенциальных решений в этой области.

Традиционно работа при закрытых люках значительно осложняла отслеживание своих сил и сил неприятеля, а особенно угроз на ближних дистанциях. Разработки в сфере систем активной защиты позволили частично решить проблему борьбы с подобными угрозами с точки зрения выживаемости, но работать подобные системы должны при закрытых люках. В связи с этим возникла потребность в разработке новых технологий с целью восстановления уровня владения боевой обстановкой или ситуационной осведомленности, снизившегося в результате перехода к боевым действиям с закрытыми люками.

Для того чтобы смягчить остроту проблемы, концепции, первоначально разработанные для авиации, начинают применяться в наземных транспортных средствах. За счет использования технологий имитируемой обстановки традиционные уровни Ситуационной Осведомленности (СО; качество комплексного восприятия разнородной информации в едином пространственно-временном объёме [тактической, навигационной, общегеографической и т.д.]) в машине, даже при работе с высунутой головой, не только сопоставимы, но в некоторых случаях повышаются.

Дальнейшее развитие может идти за счет интегрирования дополненной реальности (ДР; добавление к изображениям объектов реального мира мнимых объектов, обычно вспомогательно-информативного свойства), иными словами наслоения различных визуализированных данных на изображения реального мира с целью качественного преобразования картинки СО и представления ее командиру.

Система всеракурсной ситуационной осведомленности IronVision от компании Elbit Systems в 2017 году была испытана израильской армией на бронемашине с закрытыми люками

Впрочем, важно определить, как представить эту информацию и как ею распорядиться. Увеличенный объем информации должен помогать командиру командовать, а водителю вести машину, а не быть препятствием, которое необходимо преодолевать.

Нашлемные дисплеи

Поскольку существует потребность в представлении информации в доступном для пользователя виде, разработчики предложили несколько решений. Прежде всего стоит упомянуть нашлемные дисплеи (англ. HMD — helmet-mounted display), которые позволяют пользователям, не высовываясь, наблюдать за обстановкой вокруг машины, глядя на выводимые с пренебрежимо малой задержкой бесшовные изображения. Многие считают это решение «золотым стандартом» в области отображения картинки СО.

Например, в истребителе F-35 шлем интегрирован с авионикой самолета и сенсорами, а вся информация, ранее выводимая на лобовое стекло кабины теперь проецируется на смотровой щиток шлема. Отслеживается положение и ориентация головы летчика, таким образом, в его поле зрения каждая цель идентифицируется и подсвечивается или назначается для атаки.

Шлем пилота новейшего американского истребителя F-35

Компания Elbit Systems использовала свою авиационную технологию HMD при разработке аналоговой системы, предназначенной для использования в бронированных машинах. IronVision представляет собой нашлемный дисплей (запитываемый через единственный кабель), на который подаются изображения с трех или шести дневных/ночных оптико-электронных камер. Установленные по периметру корпуса машины камеры обеспечивают конформное отображение окружающей обстановки — по горизонтали всеракурсное 360° и по вертикали 90°. Мультиспектральное изображение с камер по видеоканалу высокого качества выводится прямо на биокулярные приборы одного или двух пользователей, расположенные перед их глазами.

Кроме того, IronVision может взаимодействовать с бортовой системой управления боем (СУБ), выводя на проецируемое командиру изображение информацию о выполняемой боевой задаче. Вице-президент отделения наземных систем Боаз Коэн подтвердил, что в 2017 году израильская армия провела испытания этой системы на основном боевом танке Merkava Mk 4. Система управления боем Ma’anak танка Merkava Mk 4 работает в составе информационно-управляющей системы TORC2H от Elbit и таким образом IronVision может накладывать информацию об отслеживании своих сил и другие данные.

За счет того, что система IronVision совместима с NGVA STANAG 4754 (NATO Generic Vehicle Architecture — стандартная архитектура НАТО для транспортных средств) — обязательной для всех программ НАТО по существующим и будущим обитаемым и необитаемым транспортным средствам и подсистемам — и может работать с системой управления боем, она также способна объединять данные от других средств на поле боя, например, беспилотников, и затем представлять информацию в формате «картинка в картинке».

Подобным же образом командир может выбирать просмотр изображения с любого прицела или сенсора на машине и контролировать соответствующую систему. При управлении комплексом вооружения в таком же режиме система IronVision способна синхронизировать вооружение с визирной линией командира, упрощая работу в поисково-ударном режиме. Если оператору необходимо взглянуть на обстановку внутри машины, то он может остановить подачу видеосигнала и вести наблюдение через совершенно прозрачный объектив.

Впрочем, если кабина самолета или обитаемое отделение бронемашины обеспечивают стабильные условия для отслеживания за положением головы внутри определенного объема, то электромагнитная обстановка внутри боевой бронированной машины гораздо сложнее, чем в кабине самолета. Компания Elbit Systems разработала для решения этой проблемы несколько патентованных алгоритмов, которые позволяют получить абсолютно четкое изображение.

Британская компания ВАЕ Systems разработала свою систему «сквозного просмотра» через броню. Цифровая система построения изображений BattleView 360 отслеживает и упорядочивает элементы окружающей машину обстановки прежде, чем представить пользователю полностью обработанное конформное изображение (применяется в картографии, когда требуется часть поверхности земного шара изобразить на плоскости (на карте) с сохранением величин всех углов) с тактической информацией, взятой из СУБ и наложенной на HMD.

Главный технолог компании ВАЕ Systems Hagglunds Стефан Телин рассказал, что были протестированы пять разных шлемов ДР с системой BattleView 360, в результате чего было определено, что самым функциональным изделием является монокуляр Q-sight собственной разработки, который устанавливается перед правым глазом. Было также подтверждено, что новый вариант Q-sight с широким полем зрения может предоставлять не только больший объем ситуационной информации, но также обеспечивать лучшую четкость изображения.

По данным компании, использованная в Q-sight технология базируется на уникальном методе передачи света за счет использования голографической технологии и концепции оптических волноводов. Эта конфигурация минимизирует потери от традиционной оптики и исключает необходимость в каких-либо промежуточных линзах, что позволяет получить легкий, компактный, более яркий оптический дисплей, не дающий искажений. Вариант с широким полем зрения 40°х30° имеет разрешение дисплея 1024×768 пикселей, тогда как выводимые на него коллимированные изображения фокусируются в бесконечность.

Изображение с системы IronVision компании Elbit Systems с наложенными значками расположения своих и вражеских сил

Потребность в системе BattleView 360 была определена в соответствии с требованием так называемой «Группы пользователей бронемашины CV90» по повышению уровня СО. Ведущий инженер платформы CV90 Дэн Линделл сообщил, что компания ВАЕ Systems решила внедрить технологии, уже находящиеся на высоком уровне технологической готовности, перед тем, как объединить их в одной системе, которая будет иметь существенно большие возможности.

Впрочем, Линделл пояснил также, что они рассматривают систему, которая была бы не просто технологией «прозрачной» брони. «Помимо того, что BattleView 360 — это система кругового технического зрения на все 360°, она также включает трехмерную картографическую систему, возможность подсоединения к внешним системам, например, БЛА и наземным мобильным роботам, для снабжения экипажа информацией во время движении. Кроме того, прежде чем представить изображение экипажу, она накладывает дополненную реальность на имитируемую обстановку за счет подсоединения к СУБ на более высоком уровне». Совместная работа с СУБ позволяет BattleView 360 анализировать, например, данные от БЛА, и объединять их с тактическими знаками расположения своих и вражеских сил. Далее итоговая картинка представляется пользователям на различных средствах вывода изображений.

Система BattleView 360 также значительно снижает нагрузку на пользователей за счет того, что обеспечивается согласованность информации и возможностей, которые им предоставляются, с задачей, которую они выполняют. На практике это означает, что когда стрелок использует BattleView 360, система связывается со своими подсистемами на платформе, предоставляя наилучшую информацию для этой задачи. Если на машине, например, установлен комплекс активной защиты, то необходимо очень высокое качество изображения, чтобы различать атакующие боеприпасы. Система BattleView 360 обеспечивает высокую степень детализации объектов, являясь, пожалуй, лучшим вариантом для идентификации целей. Использование ее сенсоров для идентификации целей резко повышает эффективность работы стрелка-наводчика.

3D-карта системы BattleView 360 разработки BAE Systems

Кроме того, несмотря на то, что при необходимости система BattleView 360 позволяет пользователю вручную добавлять или удалять информацию об обстановке, ее программное обеспечение достаточно интеллектуально, чтобы автоматически реагировать на ситуацию, в которой оказался пользователь. Линделл пояснил: «Во время поиска стрелком целей в его прицельную систему из СУБ будет добавляться определенная информация. Далее, когда он перейдет в режим захвата цели, информация автоматически сменится на что-нибудь более точное, чтобы поддержать его в этом режиме. Наконец, после выстрела система автоматически вернется в поисковый режим».

Читайте также  Нановойна: масштаб угрозы

В компании ВАЕ Systems утверждают, что модульность и масштабируемость лежат в основе этой системы. В то время как система идет с тремя камерами, которые обеспечивают всеракурсное покрытие и дают изображение с высоким разрешением в дневном и ночном (инфракрасном) режимах, BattleView 360, будучи совместимой с NGVA, позволяет разным пользователям в машине добавлять в свое изображение данные с любого сенсора, будь то камера заднего вида, камера комплекса вооружения или прицел командира. Ситуационная информация также распределяется между пользователями посредством конформных вставок, которые показывают командиру, куда смотрит стрелок, и наоборот. Кроме того, изображения с сенсоров платформы и внешних источников могут выводиться в формате «картинка в картинке», тогда как изображение с отдельных сенсоров может объединяться для получения таких возможностей, как например, тепловизионная картинка на фоне дневного изображения.

2D-карта системы BattleView 360 разработки ВАЕ Systems

Впрочем, несмотря на то, что HMD является важным элементом системы, BattleView 360 может работать с существующими дисплеями транспортных средств. Изображение с сенсоров может выводиться на мониторы с целью повышения уровня контролируемости системы и проведения более глубокого анализа данных. Как следствие, десантники в машине, не использующие HMD, могут на штатных дисплеях провести анализ и добавить необходимую информацию, например, рекомендуемый маршрут движения и координаты опасных районов, в общую картинку СО экипажа.

Линделл также подтвердил, что BattleView 360 как комплектная система находится на уровне технологической готовности 6 (демонстрация технологии), а функции «прозрачной» брони и интеграции ДР на уровне 7 (готовность подсистем), и что в настоящее время она проходит испытания у заказчика.

В то время как процесс развития этой технологии сделал ее более распространенной, разработка таких систем «золотого стандарта» с нуля пока чрезвычайно дорога. Вместо этого компании внедряют варианты второго и третьего ряда, что позволяет получить альтернативные системы для работы с закрытыми люками. Один из вариантов заключается в заимствовании технологий на гражданском рынке с целью внедрения готовых решений и систем, в которые затем может быть загружено специальное программное обеспечение и которые могут быть интегрированы с СУБ платформы и другими подсистемами и сенсорами.

В соответствии с этой тенденцией компания Rheinmetall разработала свою систему PanoView HMD и в настоящее время готова представить ее на рынке. PanoView представляет собой по сути систему визуализации для бронированной машины, базирующуюся на ДР. В системе используется готовый коммерческий шлем ДР неназванного производителя, упрочненный в соответствии со стандартом MIL-SPEC и получивший сертификат на эксплуатацию внутри бронированных машин.

Представитель компании Rheinmetall пояснил, что PanoView является «функционально законченным решением для командиров боевых машин пехоты. Оно не только обеспечивает бесшовное панорамное изображение окружающей машину обстановки, но также объединяет информацию от различных сенсоров и информационно-управляющих систем». Коммерческий шлем в составе PanoView работает по сути как компонент визуализации системы, который объединяет информацию с различных сенсоров прямо в поле зрения командира.

Далее, остановившись на том, как взаимодействует система PanoView с СУБ платформы, он пояснил что «она способна отслеживать свои и неприятельские силы, работая совместно с информационно-управляющей системой. Она берет данные и посредством функции дополненной реальности PanoView представляет их в поле зрения командира, накладывая на основную картинку».

Кроме того, поскольку PanoView совместима с NGVA и базируется на сетевой инфраструктуре, система позволяет реализовать модульный подход при обобщении данных от различных сенсоров. Это означает, что она работает внутри по сути масштабируемой системы. Следовательно, большая часть функциональных возможностей современных СУБ, например, оперативное управление, геоинформационная система и идентификация целей, может быть встроена в систему.

Кроме того, соответствуя нормативам Joint Dismounted Soldiers System (STANAG 4677), PanoView выходит за рамки просто инструмента панорамной визуализации, позволяя командиру получить доступ к другим сенсорами на машине, например, системам определения местоположения стрелка и лазерного облучения или даже исполнительным элементам, например, 40-мм системе постановки дымовой завесы Rapid Obscuring System от Rheinmetall. Впрочем, если пользователь не имеет совместимой со STANAG 4677 системы, тогда необходим адаптер для визуализации этой информации.

Открытая архитектура системы означает, что оператор по существу может интегрировать в нее свои собственные сенсоры. Вот и система PanoView с открытой архитектурой была испытана на бронемашине Marder совместно с оптико-электронной системой Rheinmetall Dual ЕО с ИК- и дневной камерами, позволяя командиру переключаться между ними. В зависимости от внешних обводов машины в стандартную систему могут войти от шести до восьми камер, хотя в настоящее время испытывается система из 10 камер с высоким разрешением.

Нашлемный монокуляр Q-sight от BAE Systems

Система может объединять видеосигналы с других платформ: в компании же подтвердили, что до четырех видеопотоков могут поступать одновременно, а командир способен переключаться между ними и при необходимости выводить на экран одновременно видео со своего и внешнего источника. Если командиру необходимо взглянуть на обстановку внутри машины, тогда дисплей просто откидывается вверх. Кроме того, в компании отметили, что Rheinmetall обсуждала с Бундесвером установку системы PanoView на свои БМП «Пума», так как там выразили желание включить в ее состав более одного шлема с тем, чтобы десантники могли дополнять СО командира. Со своей стороны Rheinmetall имеет технические возможности решить эту задачу.

Украинская государственная внешнеторговая фирма «Укринмаш» пошло схожим путем с Rheinmetall купив лицензию Microsoft HoloLens для производства нашлемной системы LimpidArmor, которая за счет оптических и тепловизионных сенсоров обеспечивает всеракурсную СО на дистанциях до 300 метров. Четыре камеры, каждая с покрытием 90°, установлены на корпусе машины, а система LimpidArmor визуализирует с задержкой один кадр и сшивает изображения с целью получения конформной картинки окружающей машину обстановки.

Работая совместно с СУБ машины, LimpidArmor может дополнять картинку пользователя за счет наложения данных идентификации своих и неприятельских сил, а также встраивать изображение с беспилотника. Кроме того, система имеет функциональность, которую разработчик называет «посмотри-захвати-выстрели», то есть система сопровождения целей и комплекс вооружения могут работать через систему LimpidArmor.

По сообщениям, фирма «Укринмаш» получила предварительные заказы от украинского правительства на системы LimpidArmor

Большой проблемой для всех систем HMD, по словам Коэна, является интенсивное электромагнитное поле, которое всегда присутствует в бронированной машине. Проблема заключается в точности измерений, при отслеживании движений головы оператора внутри машины необходимо гарантировать, что оператор видит именно то, на что он смотрит. Неспособность справиться с этой проблемой приводит к смазанному изображению из-за большой пространственной задержки. Задержка свыше 200 миллисекунд может также привести к укачиванию оператора.

Коэн рассказал, что Elbit Systems использовала свой опыт разработки HMD для пилотов, чтобы справиться с проблемой и предоставить полностью калиброванную систему. На задней части шлема был установлен блок слежения, который контролирует положение головы пользователя в инерциальном пространстве и затем выводит видео в соответствии с направлением взгляда с задержкой всего 60 миллисекунд. В компании Rheinmetall не смогли подтвердить технологию лежащую в основе этой системы, сообщив лишь, что достигнут высокий уровень обработки изображений внутри кадра.

Господин Телин заметил, что за счет использования гироскопов вы можете отследить не только движение головы, но также учесть неожиданные движения, то есть изображение не деформируется и не задерживается от внезапного движения, поскольку оно стабилизировано аналогично тому, как стабилизировано основное орудие. Телин также заявил, что BattleView 360 имеет «чрезвычайно малую задержку».

Изображение с системы IronVision компании Elbit Systems, на котором изображение с БЛА выведено формате «картинка в картинке»

Вид сверху

Одной из весьма полезных функциональных особенностей почти всех подобных систем является возможность интеграции видеосигнала от беспилотника в картинку СО на локальном уровне.

Возможность видеть картинку с высоты птичьего полета значительно повышает уровень информированности командира об обстановке, но при этом обладание этой информацией с наложенными тактическими условными обозначениями повышает уровень его СО экспоненциально. Представитель Rheinmetall пояснил, что «фактически видеосигнал с камеры беспилотника — это просто еще один сенсор, с которым работает СУБ для того, чтобы интегрировать его данные в общую картинку, то есть, если крупные специализированные платформы могут работать как часть системы систем, то почему бы не использовать также небольшие и дешевые БЛА или наземные аппараты».

Джейми Макдональд, глава направления интеграции платформ в компании BAE Systems, сказал, что «применение БЛА традиционно было довольно специфичным решением — специальная наземная станция управления, специально обученный персонал из специального подразделения, приданного штабу… в отличие от решения, когда экипажу выдается аппарат для ведения наблюдения, которым он управляет напрямую».

Основным драйвером процесса интеграции беспилотных систем является понимание того, как в модульной открытой системе, совместимой с NGVA, можно использовать разработки из гражданского рынка для ускоренного внедрения улучшенных возможности в боевое пространство при одновременном исключении большей части инфраструктуры, существующей на данный момент, и переносе возможностей напрямую в саму бронемашину.

Читайте также  Направления развития барражирующих боеприпасов

Макдональд отметил, что, эксплуатируя беспилотные системы подобно любой другой системе, командир может поставить тактические задачи, например, «следуй за мной» или наблюдение за заданным районом. При этом способность этих систем работать самостоятельно и предоставлять релевантные ситуационные данные только лишь повышает их востребованность как средств повышения уровня СО.

Макдональд заметил что «за счет интеграции коммерческого оборудования вы можете быстро перейти от оборудования, которое стоит многие тысячи долларов, как например, панорамный прицел, к ситуации, когда вы запускаете с кормы машины беспилотник и мгновенно получаете почти в реальном времени картинку боевого пространства в радиусе двух километров. Преимущество здесь в том, что вам не надо подвергать риску ваших солдат, поскольку вы можете отправить вперед технологии… если вы потеряете аппарат стоимостью всего 200 долларов, то не беда, получите новый».

Кроме того, расширяя эти возможности за счет обладания многочисленными NGVA-совместимыми машинами, развертывающими многочисленные средства наблюдения, возможна ситуация когда система может порекомендовать, например, какое средство использовать для достижения конкретной цели, основываясь на таких данных как время работы аккумуляторов или дальность действия.

Впрочем, важной частью любой ситуационной картинки является уровень доверия командира к аппарату и информации, которая с него отправляется. Рори Брин из компании BAE Systems пояснил, что работа над качеством информации, которую может предоставить аппарат, является основой продвижения вперед. Он также сообщил, что BAE Systems продемонстрировала эти возможности британской армии с целью обратить внимание на преимущества использования технологий, зародившихся в коммерческом секторе.

Панель управления водители бронемашины Теггех 2, в которую могут быть интегрированы системы ARSS и CHDSS

Сенсорные экраны

Сингапурская компания ST Engineering разработала собственные системы для работы с закрытыми люками и в настоящее время интегрировала их в БМП Теггех. Это система ARSS (All Round Surveillance System — система кругового наблюдения) и система CHDSS (Closed Hatch Driving and Surveillance System — система наблюдения и вождения с закрытыми люками). Обе эти системы, как ожидается, будут также интегрированы в боевую машину следующего поколения NG AFV (Next Generation Armoured Fighting Vehicle). ARSS представляет собой смешанную систему камер, тепловизионных и для низкой освещенности чувствительностью 11 люксов, установленных по периметру корпуса, изображения с которых могут выводиться как отдельно, так и с наложением друг на друга.

Подобная комбинация сенсоров означает, что оба типа изображений могут быть выведены на один монитор, позволяя командиру просматривать тепловизионные изображения, наложенные на цветное видео окружающей местности с высоким разрешением. Кроме того, в бронемашине NG AFV система ARSS в реальном времени выводит картинку с камер также и в десантное отделение, то есть десантники получают дополнительную информацию об обстановке и, как следствие, тактически лучше готовы к десантированию, тогда как командир может использовать другие функции, предоставляемые системой.

В состав системы CHDSS входят три плоских дисплея, установленные в отделении механика-водителя, на которые выводится изображение с дневных и инфракрасных камер, что позволяет маневрировать с закрытыми люками. Система в реальном времени получает от сенсоров информацию о местоположении машины и выводит на дисплеи водителя координатную сетку и промежуточные точки маршрута, поэтому водитель может полагаться на командира машины при выборе направления движения.

В российском танке Т-14 Армата также реализовано решение по вождению с закрытыми люками аналогичное системам БМП Тегтех и Теггех 2. Технология «броневидения» для ОБТ Т-14 обеспечивает всеракурсную СО за счет сшивания изображений с разных камер, установленных по периметру корпуса. Картинка с них выводятся на три сенсорных монитора командира, на которые может также выводиться и другая информация по боевой задаче. Сенсорная технология позволяет командиру за счет прикосновения к экрану переключаться между камерами или иной входящей информацией, тогда как алгоритмы системы обеспечивают сшивание изображении и представление конформного изображения.

Хотя подтвердить точно дополнительные функциональные возможности не представляется возможным, вполне возможно, что в систему российского танка интегрировано программное обеспечение для идентификации людей. Не ясно, работает ли эта функция просто в качестве системы предупреждения при сближении с угрозой, либо система способна архивировать изображения для накопления разведывательной информации.

Избежать перегрузки

Несмотря на очевидные преимущества интеграции повышенных уровней СО в наземные машины, одной из основных проблем на сегодня является проблема информационной перегрузки, которой подвержены их экипажи.

Впрочем, сама по себе информация необязательно несет проблему, скорее необходимость устанавливать очередность, классифицировать и обрабатывать огромные объемы данных потенциально может вызвать когнитивную перегрузку у командира. Кроме того, избыточная «накачка» командира данными о задаче повышает риск того, что критичная часть информации может быть упущена, что в терминах СО означает возможное общее поражение. Вместо этого больший объем доступной информации должен быть упрощен и своевременно и соответствующим образом представлен.

Для того чтобы избежать когнитивного насыщения и одновременно обеспечить доступ командира к как можно большему объему информации, существует два реалистичных варианта: снизить когнитивную нагрузку или переместить ее в другое место.

Использование ДР описанными ранее способами представляет собой попытку снижения когнитивной нагрузки на командиров за счет обобщения данных с сенсоров и контекстуализации информации перед ее выводом в их поле зрения. Слияние цифрового и физического миров таким способом, который позволяет пользователям взаимодействовать с ними обоими одновременно, означает, что цифровое восприятие ситуационных данных влияет на принятие решений в реальном мире. Таким образом, создается контур обратной связи из аналоговой формы в цифровую и обратно, что постепенно снижает когнитивную нагрузку.

Впрочем, поле боя представляет собой уникальную среду касательно объема доступной информации и тяжести последствий утери или неправильного анализа ситуационных данных.

Одним из возможных решений по снижению нагрузки является задействование искусственного интеллекта. Способность искусственного интеллекта анализировать некоторые виды информации означает, что этап анализа процесса принятия решений может быть отделен от рабочего процесса командира, а затем повторно введен в контур в случае необходимости принятия окончательного решения.

Например, СУБ FINDERS C2 разработки французской компании Nexter была обновлена за счет интеграции искусственного интеллекта, что позволило существенно снизить когнитивную нагрузку на командиров машин. За счет интеграции в ветронику (электронику транспортных средств) каждой конкретной машины СУБ FINDERS C2 способна непрерывно анализировать сигналы от сенсоров платформы с целью определения признаков, которым обучена система. Искусственный интеллект способен научиться распознавать типы вооружения, модели машин и человеческие лица и предупредит командира в случае положительного совпадения.

Одним из пассивных элементов системы является дальномер, который обнаруживает наличие объекта, классифицирует его как потенциальную угрозу и определяет размеры и дистанцию до него. Если объект пересекает заранее определенный периметр, то командиру машины выдается предупреждение. Кроме того, пассивная система определения изменений определяет изменения в окружающей местности во время движения.

В связи с этим командир осознано помещает себя вне контура до тех пор, пока система искусственного интеллекта не предупредит о пересечении определенной границы, то есть в этом случае он должен проанализировать только одну заслуживающую внимания угрозу вместо нескольких потенциальных угроз.

Проблема когнитивной нагрузки имеет также еще один аспект, связанный с разными поколениями. Коэн сообщил, что опыт компании Elbit Systems показывает, что приходящие на службу молодые военнослужащие способны гораздо быстрее освоить новое продвинутое оборудование и привыкнуть к нему.

Признавая этот факт, компании также стремятся снизить когнитивную нагрузку за счет синхронизации с коммерческим рынком интерфейсов и средств управления платформами. Например, в ноябре 2017 года британская армия использовала контроллер в стиле ХBох для управления автомобилем MRZR 4×4 и инженерной машиной Terrier.

Контроллер в стиле Хboх используется в тестовых задачах для дистанционного управления инженерной машиной Terrier и автомобилем MRZR британской армии

Дополненная реальность имеет все возможности революционизировать доступные для бронированных машин традиционные уровни ситуационной осведомленности. Успешное развитие технологий отслеживания движений головы оператора в сложной электромагнитной обстановке бронемашины означает, что в перспективе оборонная промышленность может с успехом воспользоваться всеми достижениями коммерческого рынка в сфере дополненной реальности.

Не являясь более проблемой с технологической точки зрения, акцент в настоящее время начинает смещаться в сторону повышения качества доступной в боевом пространстве информации при одновременном снижении нагрузки на тех, кто ее должен обрабатывать.

По материалам сайтов:
www.nationaldefensemagazine.org
www.rheinmetall.com
elbitsystems.com
www.baesystems.com
ukrinmash.com
www.stengg.com
www.uvz.ru
www.nexter-group.fr
www.gov.uk
defence-blog.com
www.jpost.com
pinterest.com
аrmyman.info

/Николай Антонов, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя