Франция и Германия решили объединить усилия в рамках создания нового многоцелевого боевого самолета следующего поколения. В минувший четверг, 12 апреля 2018 года, в столице Германии состоялась встреча министров обороны двух стран, после которой появились первые комментарии о скором старте работ по созданию нового боевого самолета.
Хотя разработка общеевропейских образцов боевой техники отличается традиционной медлительностью, взять создание того же истребителя Eurofighter Typhoon четвертого поколения, разработка нового самолета всегда привлекает к себе внимание, особенно если учесть тот факт, что немцы и французы собираются перескочить через поколение. Анонсированный ими истребитель будет относиться сразу к шестому поколению боевых машин.
Сомневаться в том, что у европейцев получится создать вполне конкурентоспособный боевой самолет нового поколения, не приходится. Единственный по-настоящему интересный на данный момент вопрос, к какому именно сроку им удастся создать новую боевую машину. К примеру, работы над перспективным европейским истребителем четвертого поколения начались в Европе еще в конце 1970-х годов. В 1986 году была основана компания Eurofighter GmbH, которая стала консорциумом тальянской компании Alenia Aeronautica, британской BAE Systems, а также европейской корпорации аэрокосмической промышленности EADS (сегодня это Airbus Group). Первый полет их нового истребителя состоялся в 1994 году, а серийное производство самолета и начало эксплуатации новой боевой машины пришлись на 2003 год.
На сегодняшний день европейские страны (не беря в расчет Россию) выпускают три типа истребителей 4-го поколения: Eurofighter Typhoon (Великобритания, Германия, Испания, Италия), Gripen (Швеция) и Rafale (Франция). При этом в ЕС открыто говорят о том, что разработка и производство истребителя нового поколения будет слишком дорогим шагом для каждого отдельно взятого государства, поэтому разработку нового боевого самолета решили вести совместными усилиями.
Все перечисленные выше самолеты обладают экспортным потенциалом. При этом количество построенных истребителей Eurofighter Typhoon перевалило за 500 единиц еще в апреле 2017 года, когда состоялась выкатка 500-го самолета, который был передан итальянским ВВС (на февраль 2018 года количество выпущенных самолетов превышает 533 экземпляра). Данный истребитель состоит на вооружении ВВС Германии, Великобритании, Италии, Испании, Австрии, Саудовской Аравии. Подписаны контракты на поставку в Катар, Кувейт и Оман. Можно с уверенностью говорить о том, что особых проблем с совместным производством истребителя 4-го поколения и его экспортным потенциалом у европейских стран на сегодняшний день нет.
О том, что Германия и Франция задумались над созданием перспективного боевого самолета, стало известно еще в прошлом году. В июле 2017 года во время встречи канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона об этом было объявлено впервые. Предполагается, что перспективный европейский боевой самолет придет на смену истребителям 4-го поколения Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale.
Вот только сроки появления нового истребителя называют весьма отдаленными. Согласно грубой оценке первый полет нового истребителя произойдет не ранее 2040 года. При этом предполагается, что новый самолет будет относиться не к машинам пятого поколения, а сразу к шестому поколению. Известно, что в проект по созданию самолета включаются все ведущие европейские авиастроительные концерны и производители различного авиационного оборудования, среди них: Airbus, Dassault Aviation, MBDA, Safran, Thales.
В перспективе проект создания нового истребителя должен стать многосторонним, таким, каким был и проект Eurofighter Typhoon, однако британские фирмы пока официально не звали. В то же время инициаторы работ подчеркивают, что в будущем они готовы расширить список участников программы для «укрепления базы» проекта. В то же время на данном этапе Берлин и Париж сигнализируют о том, что не готовы допустить значительного влияния на проект, его идеологию и технический облик машины специалистов третьих стран, однако в будущем готовы озаботиться созданием стартовых рынков для нового самолета в ВВС «приоритетных партнеров программы».
Анонсированный проект – это не первая попытка европейских государств создать перспективный общевойсковой самолет шестого поколения. То, что сегодня французы именуют, как Système de Combat Aérien du Futur, ранее носило название Future Combat Air System. Речь шла о разработке перспективного авиационного боевого комплекса, который должен был прийти на замену самолетам Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Партнерами по проекту выступали Франция и Великобритания, а объем затрат уже на первом этапе реализации программы оценивался в 2 миллиарда долларов.
Компания Airbus провела презентацию программа FCAS в 2017 году. Данная программа включала в себя разработку целого семейства боевой авиационной техники – помимо непосредственно истребителя, это были беспилотные летательные аппараты поддержки, самолеты-заправщики, летающий командный центр, а также орбитальные спутники. К основным качествам, которые должны были выделить авиатехнику шестого поколения, относили инновационные типы и системы вооружения (в том числе, лазерные боевые системы), невидимость самолетов для радаров, а также возможность использования максимально удаленного контроля за самолетом (реализация беспилотной модели управления). Планируется, что соглашение о запуске совместной европейской программы будет подписано до конца апреля 2018 года, а со временем к ней смогут присоединиться и другие европейские страны.
Примечательно, что Франция формально так и не отказалась от совместного проекта с Великобританией, заявив о его переводе в «параллельный процесс», подчеркнув, что работа в этом направлении может быть полезна. Стоит отметить, что Франция с рубежа 2000-х и 2010-х годов осуществляла активную работу в военно-политической области, оформив отдельный двухсторонний военный союз с Великобританией (это вызвало недовольство в Германии, где привыкли видеть в роли главного механизма ЕС политическую ось Берлин-Париж).
В то же время Брекзит несколько принизил перспективы реализации франко-британских проектов в авиастроении, хотя списывать их со счетов совсем, пока еще рано. Франция старается диверсифицировать свои риски, а у Германии выбор не столь велик. В Берлине в настоящее время всерьез заняты вопросом о том, чем заменять истребители-бомбардировщики Tornado, которые должны выйти из состава Люфтваффе в начале 2020-х годов. Планируется менять их либо на новую партию истребителей четвертого поколения Eurofighter Typhoon (данное решение лоббируется политиками и промышленностью) или на приобретаемые в США истребители F-35 пятого поколения (на этом настаивают немецкие военные, что уже стало причиной громкого скандала в Берлине с угрозами отставок).
Объявленная попытка создания нового истребителя выглядит как очередная попытка реализации проекта «Еврофайтер», но с новым набором участников программы. Однако в прошлый раз, хотя самолет и был создан и признан достаточно успешным, единым европейским истребителем он так и не стал. Тогда с участниками концерна переругалась именно Франция. Результатом стало появление британо-германо-итальяно-испанского Eurofighter Typhoon, а Париж презентовал свой собственный Dassault Rafale. Обе машины конкурируют между собой на международном рынке, сокращая долю друг друга, также появление двух разных истребителей повысило их стоимость в серийном производстве (с учетом затрат на их разработку).
В этот раз в пул разработчиков, скорее всего, не попадает уже Великобритания. Правда, у Лондона имеется военно-технический выбор. Во-первых Великобритания и так закупает в США истребители пятого поколения F-35B, во-вторых, страна, являющаяся ближайшим союзником Вашингтона, может рассчитывать на некоторые преференции и по программе создания американского боевого самолета шестого поколения. Ранее Лондон объявлял о том, что приобретет в США 138 многофункциональных истребителей пятого поколения F-35B для Королевских ВВС и Королевского ВМФ. В частности, именно истребители F-35B с возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки станут основной ударной силой двух новейших британских авианосцев типа «Queen Elizabeth».
Возможности истребителей шестого поколения
Не успели еще толком освоиться в небе истребители пятого поколения с их продвинутыми информационными системами, крейсерской сверхзвуковой скоростью полета, малой радиолокационной заметностью и интегрированными радиотехническими комплексами, как на горизонте уже замаячили самолеты шестого поколения. Об их облике и особенностях сегодня, по большей части, остается лишь гадать. Никакие подробности о перспективном истребителе, разрабатываемом Германией и Францией, также пока неизвестны.
Поэтому о тактических и технических возможностях, а также облике нового самолета можно говорить лишь примерно. Однако отдельные направления развития боевой авиационной техники можно выделить уже сейчас. Совершенно точно можно говорить о том, что самолет будет создаваться как в пилотируемом, так и в беспилотном варианте, пилотировать истребитель можно будет опционально с земли. Прямым продолжением данной особенности является возможность включения самолета в боевую сеть: когда летательные аппараты объединяются в «стаи», функционирующие в едином информационном пространстве. Планируется также, что пилотируемые самолеты смогут «водить» за собой роботов.
New Fighter как ключевой элемент Future Combat Air System, концепт от Airbus
Также к особенностям машин шестого поколения относят – наличие гиперзвуковой скорости полета и сверхманевренности. К этим особенностям Владимир Михайлов глава дирекции программ военной авиации ОАК добавил в июне 2016 года еще и широкое использование композитных материалов. Само собой новая боевая машина должна будет быть многофункциональной и обладать усовершенствованными стелс-технологиями, крайняя скрытность (в радиолокационном и тепловом диапазонах) должна стать одной из основных особенностей новых самолетов.
Возможно, истребители шестого поколения станут двухсредными, то есть получат возможность одинаково эффективно действовать в атмосфере и в ближнем космосе. Также к особенностям перспективных самолетов относят возможность смены формы в полете и использование «умных материалов». Отдельно можно выделить вооружение, в составе которого прогнозируют появление оружия направленного действия. Речь, как минимум, идет о появлении бортовых боевых лазеров и мощных генераторов электромагнитного излучения, которые смогут поражать бортовую аппаратуру летательных аппаратов противника.
Источники информации:
— https://iz.ru/729572/konstantin-bogdanov/minuia-piatoe-pokolenie
— https://warspot.ru/9500-frantsiya-i-germaniya-sozdadut-novyy-evropeyskiy-istrebitel
— https://hi-tech.mail.ru/news/germaniya-i-franciya-sozdadut-istrebitel-novogo-pokoleniya
/Сергей Юферев, topwar.ru/
Вот фантазия то разыгралась…
Напоминает проект башни третьего интернационала, дворца советов до облаков, городов на
Марсе и Венере.
Как гиперзвуковой самолет будет невидим в ИК диапазоне? когда температура обшивки —
1500 градусов.
Зачем менять форму в полете? Это еще зачем — еще в 60-е
прожектеры говорили, что третье поколение в обязаловку должно будет иметь
изменяемую геометрию, причем на сверхзвуке, да так и заглохло у них…
А у нас таки создали МиГ 23 , который меняет геометрию на сверхзвуке-
прям как «шестое поколение», токмо почему то никто особо стараний не
оценил, особо из тех кто больше всех «предвещал»…
Какое к чертям 6 поколение для Европы? Они еще с 5 не определились.
Если дело доверить Германии, пиши пропало. Эти экономят на всем и повсюду. Экономия с одной стороны это хорошо, но есть тотальная экономия это ж….полная.
Кроме того, 6 поколение это гиперзвук…там проблэм как воды в тихом океяне, без очень мощных суперэвм сделать эту работу даже к 2030г ну очень сложно. А потом испытания. А потом эти «роботизированные» комплексы…а потом лазеры, электромагнитные пушки…Такую работу даже 3 страны не потянут.
Нам бы до следующего года дожить…В Сирии чего делается…
И наконец надо понимать, что всю работу надо вести на базе чего то. Какая такая «сенсационная разработка есть у Европы?» Нету вообще никаких. Хотели как лучше…но…до 2040 г. и то если доживем. И не известен результат. Особенно это связано с фатальной страстью к экономии и Германии и Франции.
Лол, а Индия с нуля стала 5-е производить, а тут всего то через поколение хотят перепрыгнуть!