В 80-х годах еще трудновато было «достать» открытую информацию по системам управления вооружением, мне пришлось идти в библиотеку для служебного пользования, чтобы получить хоть что-то по F-14. То, что я увидел, очень удивило меня. Все заявленные характеристики превосходили известные мне параметры МиГ-31.
Во-первых, указывалось, что его РЛС «умеет» работать как в режиме КНИ (квазинепрерывного излучения), так и в режиме ИИ (импульсного излучения), а С-800 работает только в режиме КНИ, причем для режима ИИ дальности обнаружения и сопровождения цели несколько превышали дальности КНИ. Все эти параметры были далеко за 200 км, при том, что РЛС 8Б самолета МиГ-31 обнаруживает цель типа Ту-16 на 180 и захватывает на 160 км.
По оптическим системам F-14 было заявлено, что для нижней полусферы используется инфракрасный датчик, а для верхней — ультрафиолетовый, дальность обнаружения цели — 180 км, тогда как наш пеленгатор 8ТК обнаруживает летящий на форсаже истребитель за 50 км. Система AWG-9 сопровождает до 24 целей, по 6 одновременно способна наводить ракеты, а С-800, напомню, соответственно 10 и 4.
Еще хуже сравнение было по ракетам. Американская AIM-54 «Феникс» обладала дальностью пуска до 160-180 км, была легче, чем Р-33, и к тому же, главное, оснащалась полуактивно-активной головкой самонаведения, с дальностью захвата цели в активном режиме на конечном участке наведения 16…20 км. Краткая табличка сравнения по главным параметрам приведена.
Это настолько поразило меня, что я пошел с вопросом на эту тему к своему научному руководителю. Он ответил: «Если у них заявлена дальность захвата, например, 280 км, то это значит, что РЛС может захватить цель, сбросить — и так не один раз. А у нас — если заявлено 180, значит, РЛС прочно ухватит цель и уже не отпустит!». И рассказал случай, произошедший, когда он обучал офицеров из арабских стран эксплуатации наших истребителей ПВО на полигоне в Красноводске.
В то время СССР продавал тем государствам МиГ-23 и МиГ-25. Новые перехватчики МиГ-31 и Су-27 только поступали на вооружение и не продавались никому. Но у офицеров из стран-покупателей были специальные книжечки-памятки, в которых было подробно расписаны характеристики, в том числе наших новых самолетов. Араб спросил: «Почему вы нам не продаете новые истребители?». Михаил Азарович политикой партии и правительства не руководил, но отвечать что-то надо было, и он, с присущей ему харизмой, сказал: «Не хотите наши покупать, покупайте у американцев!». На что услышал: «Нет, у американцев цифры характеристик завышенные. Если дан какой-либо параметр, то это либо просчитано математически, либо выполнить может летчик-ас. А то, что указано в вашей документации, способен выполнить пилот средней квалификации».
Время показало правильность этой точки зрения. Характеристики, которые стали теперь рекламными данными экспортной продукции техники советской разработки, после снятия железного занавеса поползли вверх, а при изучении американских образцов во втором приближении оказывается, что есть очень много условий, в которых «выползают» ограничения на указанные параметры. Не стала исключением и СУВ самолета F-14.
Да, действительно, радар AWG-9 опережает С-800 по энергетическим характеристикам, канальности и массе. Это, очевидно, в основном определяется элементной базой самой РЛС и используемого цифрового вычислителя. Да, дальности обнаружения и сопровождения цели несколько выше, чем у МиГа. Но механическая антенна позволяет сопровождать много целей в режиме «на проходе». Это означает, что пока происходит просмотр пространства и одной цели, другие цели «отдыхают» в течение времени, затрачиваемого на их последовательное облучение, а оно может измеряться секундами.
Между сеансами замера параметров движения «жертва» сопровождается в прогнозном режиме, бортовая ЦВМ вычисляет ее прогнозируемое текущее положение. И если сопровождение целей «на проходе» может осуществляться даже в пределах всего поля обзора, то при наведении ракет с полуактивной головкой самонаведения — особенно на конечном участке, когда возрастают угловые скорости линии визирования на цель, — период облучения должен быть очень малым (у С-800 для Р-33 период составляет 20 миллисекунд). Тогда объем пространства, возможный для многоцелевого обстрела с участием РЛС с механической антенной, сокращается в несколько раз.
Как указывается в некоторых источниках, у F-14 эта цифра с ±60 град опускается до ± 20 и менее, в зависимости от числа целей. Антенна на основе ФАР принципиально лишена такого недостатка. Один из высококлассных специалистов по системе С-800 доказывал в своей диссертации (по рассказам офицеров), что модернизационные возможности РЛС типа 8Б достигают следующих показателей: до 50 целей на сопровождение, свыше 20 на одновременную атаку. В современных данных по СУВ F-14 указано, что инфракрасный канал сопряжен с телевизионным (про ультрафиолетовый диапазон уже ничего не сказано), РЛС использует только режим КНИ. Некоторые источники указывают, что F-14Aтак же, как МиГ-31, мог сопровождать 10 целей и 4 атаковать одновременно, и лишь F-14D вышел на указанные показатели — соответственно 24 и 6.
Однажды, на стоянке учебных экспонатов в училище, я увидел странный МиГ-31. Внимание привлекло полное отсутствие «оптического вооружения» — теплопеленгатора, пилонов для крыльевых ракет, не было пушки. Зная про традицию передавать в учебные заведения машины, которые исчерпали себя в испытаниях в качестве опытных образцов, я с предвкушением необычного забрался в заднюю кабину. Действительно, истребитель явно был испытательной станцией для отработки связи С-800 с Р-33. Отсутствовали органы тактического управления, а подготовка и применение ракет выполнялось в ручном варианте. Но тут я застыл в недоумении: на щитке управления РЛС был установлен кнопочный переключатель «КНИ-ИИ». То есть, как и в системе F-14-го, наши конструкторы также пытались реализовать режим импульсного излучения, но в обоих комплексах от него отказались, оставив только квазинепрерывное.
Кроме РЛС, еще одно важное отличие между этими «ребятами» состоит в том, что МиГ автономен и сам имеет на борту средства управления группой, а F-14 всегда вынужден был пользоваться услугами самолета радиолокационного дозора и наведения E-2C «Хокай».
Что же касается цены характеристик AIM- 54 «Феникс», то, вероятно, она и предопределила дальнейшую судьбу F-14 как авиационного комплекса в целом — $980000 за штуку! Соотношение эффективность-стоимость, скорее всего, у «Феникса» стало неприемлемым. Поэтому одно время даже в качестве основного варианта вооружения «Коты» использовали AIM-7 средней дальности.
Итак, класс F-14 в целом понятен — перехватчик корабельной ПВО.
А МиГ-31? И все-таки однажды мне удалось услышать из первых уст действительное изначальное его предназначение. Во второй половине 90-х по телевизору шло интервью с одним их главных конструкторов машины, А.А. Белосветом. Рассказав об истребителе, он завершил ключевой фразой: «Вот что означает в нашем понимании «стратегический перехватчик». Такое определение как нельзя более четко расставляет точки над «i». Этот факт, с одной стороны, указывает на не совсем корректный подход к сравнению F-14 и МиГ-31, без учета различий в предназначении, а с другой стороны, объясняет изначальный облик, многие особенности конструкции и приемы использования, а также дальнейшую эволюцию истребителя.
И еще забавное совпадение. Американцы любят давать точные и емкие названия образцам оружия. МиГ-31 по их классификации — Foxhound, «английская гончая». А F-14 — «Кот». Комментарии излишни, так получилось.
Поскольку в советской военной науке всегда пристальное внимание уделялось вопросам уязвимости целей, то и качество боевого снаряжения ракет было очень высоким. Основное оружие МиГ-31 — Р-33 и Р-40ТД — имеет осколочно-фугасные боевые части, которые наилучшим образом воздействуют по маломаневренным ЛА с повышенной живучестью. Ракета Р-60М — скорее оружие самообороны на случай ближнего боя. Стрелять ими по стратегическому бомбардировщику — как из рогатки по орлу. Может, в глаз и попадешь.
Стержневые БЧ предназначены в большей степени для уничтожения маневренных ЛА режущим воздействием на силовые элементы планера, которые разрушаются от воздушных и инерционных нагрузок в процессе интенсивного маневрирования. Для примера — ракеты Р-27 и Р-73, которыми вооружены МиГ-29 и Су-27, оснащаются именно СтБЧ (и AIM-54А, как ни странно, тоже). Ракета ближнего боя AIM-9 имеет осколочно-фугасную БЧ, поскольку когда она проектировалась, других еще не было.
Стратегический перехватчик МиГ-31 не имеет мощных бортовых средств радиоэлектронной борьбы. Станцией активных помех МиГи не комплектовались вплоть до модификации «М», а аппаратура постановки пассивных помех начала устанавливаться только с МиГ-31Б, и то не сразу. Станция предупреждения об облучении устанавливалась стандартная для самолетов IV поколения — «Береза-ЛМ». Она указывает тип облучающего в радиолокационном диапазоне средства, направление и дальность до предполагаемого атакующего средства. Фактически, эта система реально позволяет эффективно распознавать информацию в условиях дуэльного боя.
А функция радиотехнической разведки в условиях групповых действий и сейчас остается проблемной для реализации на борту перехватчика. Она требует высокочувствительных и высокоточных датчиков измерения излучений, а также серьезных вычислительных ресурсов для обработки данных. Очевидно, по-настоящему она будет решена только на истребителях V поколения. О том, как это решалось на IV поколении, рассказал офицер, служивший в одном из полков на Дальнем Востоке. К началу учений, в которых были задействованы пара истребительных полков и полк дальней авиации, американцы подтянули в этот район два авианосца и другие силы ВМС. В результате в час «Ч» в воздухе закручивалась карусель, что называется, не для слабонервных. «Березу» в этих условиях пилоты просто отключали, потому что она мигала, как новогодняя гирлянда, и «кричала» звуковой сигнализацией без умолку. Достоверную информацию вытянуть из этого потока было уже невозможно, а отвлекала от других задач она сильно.
С такого рода учениями была связана еще одна байка. Приехал для инспектирования работы авиаполка генерал, характерной чертой его была витиеватость выдаваемой матерщины при личном составе. На построении он устроил «разнос» «бездельникам» и «тунеядцам». На что один старший лейтенант из строя предложил ему присутствовать на командном пункте во время такой карусели. Генерал ответил офицеру, как принято было у него, четырехэтажной тирадой, в которую вкраплялись слова «арест», «гауптвахта» и т.п. Но в час «Ч» он все же приехал на КП. Через несколько часов окружающие увидели следующую картину. Выскакивает красный потный генерал, в одну «тягу» выкуривает сигарету, впрыгивает в «уазик» и сливается с горизонтом. После этого его никто в расположении части не видел.
Современный воздушный бой — это «игра» на пределе и за пределом человеческих возможностей, но автономный дальний перехват где-нибудь над Северным Ледовитым океаном — его предельный случай. Как и на многих тяжелых всепогодных перехватчиках до того, на МиГ-31 и F-14 экипаж состоит из летчика и штурмана-оператора. Конструкторы МиГа как нельзя лучше помогли ему решать штурманские задачи — например, планшетная прокручиваемая карта, на которой световым вектором отмечено пространственное положение самолета, оказалась очень информативна. Благодаря совершенному и удобному оборудованию, штурман всегда готов перейти ко второй части своих задач — применению оружия.
Многие считают, что в специальность «штурман-оператор оружия МиГ-31» закралось серьезное противоречие. Отношение к должности и зарплата у него штурманские, то есть ниже, чем у командира экипажа, а задачи реально не менее сложные, чем у пилота. Один летчик, командир звена, при переучивании с МиГ-25 на МиГ-31 сетовал: «Сделали из меня извозчика!». Действительно, управление боем в группе осуществляет оператор. У него на индикаторе тактической обстановки отображается вся доступная информация о целях и истребителях, полученная как от бортовых прицельных систем, так и от ведомых группы, средств наземного управления и самолетов ДРЛОиУ. Он выполняет целераспределение на атаку, может указать место в строю ведомым, выбирает тип ракетного оружия своего истребителя (крыльевые-фюзеляжные) для применения. Если порядок атаки самолетов противника не сделал штурман, то центральный вычислитель СУВ «Аргон-15» выполняет это сам.
Фактически, командир экипажа отрабатывает тактические команды наведения и прицеливания с использованием ракетного оружия, формируемые наземными АСУ, операторами ДРЛОиУ, штурманом и С-800. При этом он пилотирует, принимает решение на открытие огня, полностью «распоряжается» артиллерийским вооружением и применением ракет с тепловыми ГСН в режиме «Фи-ноль» (управление самолетом на совмещение визуально видимой цели с продольной осью истребителя и, соответственно, ракет для захвата цели, если получить целеуказание от РЛС или теплопеленгатора 8ТК невозможно). Лишь на модификации МиГ- 31М (БМ) у летчика появился уменьшенный ИТО, но это решает, скорее, вопрос его информированности об обстановке, чем полномасштабного управления боем.
Исходя из возможностей оператора управления оружием следует, что именно командир (звена, эскадрильи) должен находиться на этом «рабочем месте» и разрабатывать и воплощать тактику боя в жизнь. Вероятно, это противоречие будет разрешено только на истребителях 5-6 поколений путем установки экспертной системы, и над этой проблемой работают все ведущие авиационные державы, так как вопрос считается одним из самых приоритетных.
МиГ-31 — первый истребитель 4 поколения, поступивший на вооружение авиации ПВО. А для новых машин заказчик (военное ведомство) выставил два дополнительных требования, до которых наш герой, пожалуй, не дотянул: минимальное время монтажа-демонтажа внутренних агрегатов и возможность использования с грунтовых аэродромов.
Унаследовав во многом компоновку от МиГ-25, он не в полной мере отвечал первому требованию. Та же АПП-46ТД, находясь в закабинном отсеке, по удобству доступа мало отличалась от таковой на прототипе. Или, например, для доступа специалистов по двигателю к некоторым узлам оружейники снимали заднее катапультное устройство ракеты, и за несколько месяцев казахстанской эксплуатации нашей группе пришлось попробовать это сделать при температуре и +40, и -30 градусов по Цельсию.
Для адаптации по второму требованию, да и вообще для уменьшения давления на ВПП, МиГ-31 получил новую конструкцию основной стойки шасси с двумя пневматиками. Более того, его испытывали на предмет эксплуатации с ледовых аэродромов. Испытательные взлеты и посадки показали, что такая возможность есть. Но он, в отличие от МиГ-29 и Су-27, не имеет створок для закрывания воздухозаборника при взлете и посадке. Несмотря на высокое расположение силовой установки, попадание посторонних предметов на грунтовых ВПП очень вероятно.
Нередко при газовке на земле от компрессора двигателя до поверхности тянется белесый жгут конденсата, образующегося в потоке «проглатываемого» воздуха. Запрещенная зона для нахождения людей перед воздухозаборниками — 15 метров. К сожалению, несоблюдение этого правила привело к трагедии. В Семипалатинске перехватчик, состоящий на боевом дежурстве, находился на стоянке с запущенными двигателями. Техник самолета попытался переместиться под фюзеляжем, но не под подвешенными ракетами, и не рассчитал опасного положения. Человека засосало в воздухозаборник полностью…
Надо сказать, что Р-33 — это, наверное, единственная ракета класса «воздух-воздух», которую по тревоге на самолет не подвешивали вручную. Даже Р-40ТД, приблизительно той же массы — 467 кг, расчеты из 12…15 человек аккуратно могли установить на бугеля пусковых устройств. Про Р-60 и говорить нечего — два человека без проблем «цепляют» ее на АПУ. А вот Р-33, с ее большой массой, внушительным диаметром и относительно короткую (4,1 м), а главное, располагающуюся низко под фюзеляжем, где человек становится в полусогнутом положении, физически нельзя установить не место. Поэтому приходится, как указано в документации, подвешивать ее вместе с технологической тележкой, использованием лебедки и специальных ушек на фюзеляже. Но сложность процесса в условиях ограниченного времени иногда приводила к тому, что керамический обтекатель ГСН разбивали. Чтобы его поменять, начальнику группы обслуживания приходилось расплачиваться спиртом в количестве, равном объему обтекателя.
В целом же МиГ-31 в процессе эксплуатации показал себя как сложный, но достаточно надежный самолет. Безусловно, аварии и происшествия были, но выносливость истребителя осталась высокой. По рассказам технарей, когда на Новую Землю приходили особо лютые морозы, бывали случаи передачи боевого дежурства от полка Су-27 на МиГ-31 (увеличивали состав дежурных сил), так как «мигари» несколько лучше переносили такие холода, чем «сухари».
Изначально появившись на свет в виде «стратегического перехватчика», МиГ-31, как любая удачная машина, стал эволюционировать. Во-первых, наращивалась его мощь как истребителя ПВО, во-вторых, уменьшение финансирования работ и закупок со стороны государства привело к появлению концепции превращения каждого самолета в многофункциональный. В проекте модификации «БФ» на борту появилось оружие класса «воздух-земля».
Первый скачок боевых возможностей МиГ-31 за счет модернизации произошел при появлении модификации «Б», о ней НиТ рассказал в первой статье, посвященной МиГ-31. Я же добавлю, что важная особенность появившейся на этом самолете ракеты Р-33С заключалась в повышенной помехозащищенности при атаке КР и способности выделения особым образом закодированного сигнала подсвета цели при работе истребителей в группе. Это последнее позволило передавать наведение другому истребителю. Результат — возможность переднему истребителю пустить ракету по противнику с последующим немедленным отворотом (выходом из атаки), а наведение выполнять заднему, находящемуся, благодаря большим дальностям работы РЛС, далеко за пределами зоны атак противника.
Второе новшество позволило появиться третьему — комплектованию спецзарядом (ядерным), малой мощности, подобно зенитным ракетам. На пульте снятия блокировки на применение спецБЧ в кабине были цифровые кнопки, а арабских цифр, как известно, десять. Поэтому еще несуществующую группу обслуживания соответствующего оборудования, которая была бы отягощена ответственностью, но не объемом работы, в полках живо окрестили в «десятикнопочников».
Очевидно, возможности истребителя с таким боекомплектом качественно изменяют соотношение сил в бою, особенно при действии группы перехватчиков по группе стратегических бомбардировщиков, прикрываемых истребителями и постановщиками помех. Зная, в свою очередь, особенность контрактной армии, или проще — наемных военных вероятного противника, можно утверждать, что даже большие деньги вряд ли побороли бы страх испариться в эпицентре ядерного взрыва над Северным полюсом во встречном бою с МиГами.
Но на тот момент политики рассуждали не так, как военные. Пока первые отступали (Э.Шеварднадзе, тогда — министр иностранных дел СССР, подписал договор об ограничении количества самолетов в Европе), вторые думали, как прикрыть север. В результате два полка, запорожский и петрозаводский, были выведены за Урал, соответственно в Сары-Шаган (полигон войск ПВО в Казахстане) и Норильск, и начали перевооружение на МиГ-31Б. В дальнейшем они должны были «сесть» на аэродромах Тикси и Диксон, на побережье Северного Ледовитого океана. Но история пошла по другому пути. Даже существующие там средства ПВО стали сниматься с дежурства, не говоря уже о поступлении новых.
Продолжение следует…
/Алексей Миронов, naukatehnika.com/
Об этом самолете столько понаписано, что даже комментариев нет. Скучно.
Хорошо написано
ДА, НАПИСАНО ХОРОШО. Однако (я так понимаю — в угоду внутриполитическим тенденциям того времени в военных вопросах) в книге В. ПУКОВА «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ АВИАЦИИ» — 2013 г. — в общем, при общей положительной оценке МИГ-31 , приводятся такие фразы: «Управлять МИГ-31 было непросто: машина, сделанная на грани аэродинамической устойчмвости, требовала от пилотов высокого летного мастерства.»
Далее:»Сложный в управлениии и понимании самолет, требующий высочайшего мастерства пилотов и штурманов, не нашел признанияи в современной России, оставшись одним из памятников советской военно-инженерной мысли(?!!!). В 1994 г. он был снят с производства(?!!!).»
Так понимаю, вся эт фразеология — в угоду Сердюкову с его гаремом. Кстати — в 1977 г. на ГАЗИСО (Горьковкий авиазавод) видел сборку фюзеляжей МИГ-31 — понял позже — считал МИГ-25. Там же видел консоль крыла МИГ-25 со сверлениями — пробы материала америкосов или япошек — угнанного Беленко.