Эскадрилья Су-34 включает 12 боевых самолетов, технический персонал, летчики (на каждый самолёт требуется два летчика, также иногда практикуется принцип: «два экипажа на самолёт»). Структурно эскадрильи входят в состав авиаполка.
Эскадрилья является мощной боевой единицей, способной остановить наступление мотострелковой дивизии, создать серьёзную брешь в противовоздушной обороне, ликвидировать пусковые установки оперативно-тактических ракет и систем залпового огня, уничтожить корабельную группу, уничтожить стратегически важный промышленный или командный объект в глубоком тылу, уничтожить аэродром, порт.
Кроме того, эскадрилья Су-34 также способна произвести разведку на театре боевых действий на уровне оперативно-тактических операций.
Су-34 — новейший многофункциональный истребитель-бомбардировщик российских ВКС, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов авиационными средствами поражения по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника, ведения разведки и радиоэлектронной борьбе (РЭБ).
Самолет способен нести до 12 тонн бомбовой нагрузки (стандартная нагрузка 8 тонн). Боевой радиус действия самолета с нагрузкой 8 тонн составляет 1100 км.
Су-34 с номенклатурой применяемого вооружения
Самолеты Су-34 способны нести широкую номенклатуру управляемого и неуправляемого вооружения. Су-34 способен нести тактическую ракету Х-59М «Овод-М», которая предназначена для нанесения высокоточных ударов по важным тактическим целям: пусковые установки оперативно-тактических ракет, РЗСО, командные пункты, скопление войск, ДОТы и другие важные цели. Ракета может атаковать как подвижные так и неподвижные цели.
Самолёт способен нести ракеты Х-31, имеющие два основных варианта: противокорабельную Х-31А и противорадиолокационную Х-31П. Су-34 способны нести и применять авиабомбы различных типов и калибров. Кроме того, многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 вооружен авиапушкой ГШ-30-1.
Фронтовой бомбардировщик Су-24М
Сравнение с Су-24М
Многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 имеет неоспоримые преимущества по сравнению с устаревшим фронтовым бомбардировщиком Су-24М. Максимальная боевая нагрузка Су-34 12 тонн значительно больше максимальной у Су-24М: только 6 тонн. Стандартная нагрузка: соответственно 8 и 4 тонны.
Су-34 имеет стандартный боевой радиус 1100 км, Су-24М 500 км: по данному фактору превосходство очевидно. Истребитель-бомбардировщик четвёртого поколения способен самостоятельно защищаться от легких истребителей противника. Су-24М, в отличии от Су-34, такой возможностью не обладает по причине плохой маневренности и ограниченном вооружении класса «воздух-воздух».
Су-34 имеет мощные системы радиоэлектронной борьбы: комплекс РЭБ «Хибина» (два встроенных блока на законцовках крыльев), возможно использование других систем РЭБ.
Радиолокационная станция Ш-141 способна эффективно обнаруживать широкий спектр целей: группы бронетехники, железнодорожные мосты, воздушные цели (от малоразмерных крылатых ракет до крупных транспортных самолетов и стратегических бомбардировщиков типа «B-52»), морские цели (от катеров до авианосцев) и других целей.
Фронтовой бомбардировщик Су-24М имеет прицельно-навигационную систему ПНС-24М «Тигр», в состав которой входит радиолокатор переднего обзора «Орион-А». ПНС-24М обеспечивает коррекцию авиабомбам, неуправляемым ракетам. Также «Тигр» обеспечивает радиокомандное наведение ракеты класса «воздух-поверхность» Х-23.
Сравнение с Су-25
Су-25СМ является штурмовиком, поэтому прямое сравнение некорректно, однако Су-34 и Су-25СМ имеют схожую задачу: нанесение ракетно-бомбовых ударов по наземным целям. Самолёты способны уничтожать бронетехнику, командные пункты, позиции оперативно-тактических ракет, РЗСО, тяжелой ствольной артиллерии, склады с боеприпасами.
Отличие заключается, в том, что большинство целей обнаруживается на Су-34 с помощью радиолокационной станции Ш-141 и систем наведения ракет. Лётчик штурмовика Су-25 обнаруживает большинство целей визуально и с помощью оптических приборов, наведение управляемого вооружения осуществляется с помощью лазера либо радиокомандным управлением.
Сравнение с Ту-22М3
Если взять стратегический бомбардировщик Ту-22М3 и сравнить по основным тактико-техническим характеристикам и возможностям по нанесению ударов в глубокий тыл (более 500 км), то получится следующее:
— бомбовая нагрузка очевидно больше у Ту-22М3 и составляет максимально 24 тонны и стандартно 10 т;
— стандартный боевой радиус (с стандартной бомбовой нагрузкой 10 тонн) 2500 км, по сравнению с стандартным боевым радиусом Су-34 равным 1100 км при нагрузке 8 тонн, является преимуществом Ту-22М3 по показателю «бомбовая нагрузка — дальность»;
— Су-34 явно превосходит Ту-22М3 использованием систем РЭБ «Хибина» в области противодействия вражеским самолетам и наземным системам ПВО;
— Су-34 способен нести вооружение класса «воздух-воздух», чего не способен осуществить Ту-22М3;
— Су-34 имеет отличную маневренность, по сравнению с манёвренностью Ту-22М3;
— Су-34 способен использовать ракеты Х-35У «Уран», Х-59М/МЕ «Овод-М», Х-31А/П, Х-29, различные корректируемые авиабомбы семейства КАБ, Ту-22М3 (как и Су-34) способен нести только стратегические крылатые ракеты Х-55, старые сверхзвуковые ПКР Х-22 «Буря», неуправляемые авиабомбы; по данному показателю Ту-22М3 сильно уступает Су-34 (модернизированная версия Ту-22М3М сможет использовать Х-35У и Х-32, однако на 2018 год ни один строевой Ту-22М3 не прошёл модернизацию).
Су-34 и применяемые им ракеты Х-29
О боевой эффективности эскадрильи Су-34
Многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 является новейшим боевым самолетом ВКС России. Даже одна машина является достаточно грозным оружием. Расстояние от Ростова-на-Дону до Калининграда около 1500 км. Стандартный боевой радиус «Утёнка» 1100 км. Базирование трёх эскадрильей Су-34 на аэродроме Морозовск в Ростовской области позволяет контролировать все юго-западное направление от России и над ней.
Расстояние от Ростова-на-Дону до Дамаска около 1550 км. С ростовского аэродрома также возможно контролировать всю Россию до абхазской границы и далее до побережья Восточного Средиземноморья.
По лично моему мнению, необходимо разместить одну-две эскадрильи также в Калининградской области. Расстояние от Калининграда до Парижа около 1400 км, до Эдинбурга (Шотландия) около 1500 км. Размещение Су-34 в Калининграде позволит ВКС патрулировать акваторию Северного Моря, Ла-Манша, а также с подвесными топливными баками или дозаправкой в воздухе Бискайский залив и значительную часть Северной Атлантики. Также вся акватория Балтийского Моря будет «в шаговой» доступности.
Су-34 смогут дополнять «стратегов» Ту-160 «Белый Лебедь» и Ту-95МС «Медведь», постоянно летающих над Ла-Маншем и Северным Морем.
Перечень эскадрилий Су-34 в ВКС РФ
На вооружении ВКС России находится около 120 истребителей-бомбардировщиков Су-34. Самолёты состоят на вооружении пяти бомбардировочных авиаполков:
1. 47-й бомбардировочный авиационный полк (в составе 105-й смешанной авиационной дивизии 6 Краснознаменной армии ВВС и ПВО), две эскадрильи (24 бомбардировщика) данного полка базируются на аэродроме Балтимор (Воронежская область);
2. 277-й бомбардировочный авиационный полк (в составе 303-й смешанной авиационной дивизии 11-й Краснознамённой армии ВВС и ПВО), две эскадрильи Су-34 (24 машины) данного полка базируются на аэродроме Хурба Хабаровского края;
3. 559-й бомбардировочный полк (в составе 1-й смешанной авиационной дивизии 4-й Краснознамённой армии ВВС и ПВО), фронтовые бомбардировщики базируются на аэродроме Морозовск в Ростовской области; на аэродроме базируется три эскадрильи Су-34, общей сложностью 36 самолетов;
4. 2-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк (в составе 21-й смешанной авиационной дивизии 14-й Смоленской Краснознаменной армии ВВС и ПВО Центрального военного округа); авиационный полк имеет в своём распоряжении 8 Су-34 сведённых в эскадрилью;
5. 968-й отдельный смешанный авиационный полк (учебная часть Липецкого центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний имени В. П. Чкалова), часть базируется на аэродроме Липецк-2 в одноименной области; базируется 10 Су-34 сведённых в эскадрилью;
6. Государственный испытательный лётный центр имени В. П. Чкалова имеет в своём распоряжении 4 самолета Су-34, базирующихся на аэродроме Ахтубинск в Астраханской области.
Боевые возможности и перспективы
Одной эскадрильей Су-34 возможно вести серьёзную боевую операцию. Радиус действия «Утёнка» сравним с размерами крупных стран, таких как Ирак, Турция или Германия. Широкая номенклатура вооружения, многофункциональность, большая скорость и мощная радиолокационная станция Ш-141 позволяют самолету выполнять очень широкий спектр задач, при высокой автономности от других типов авиации и родов войск.
Наличие в ВКС России около 120 машин значительно повышает возможности отечественной авиации. 100 старых Су-24М/М2 бомбардировочной авиации ВКС не способны выполнить задачу и двух-трёх эскадрильей Су-34 (24-36 самолетов). По этой причине, ярые сторонники Су-24М не правы, что при списании 50-70% процентов авиапарка Су-24М боевые возможности ВКС сильно упадут. Второй этап модернизации «двадцать четвёртки»: Су-24М2 из всех достоинств Су-34 имеет только одно: самолёт способен нести большинство типов управляемых ракет, что и «Утёнок».
Однако в эпоху универсального оружия данный фактор не имеет ничего существенно важного. Большую часть типов вооружения Су-34 также несут и многоцелевые истребители Су-30СМ, Су-27СМ, Су-35С, Миг-29СМТ и Миг-29К. То есть более 70% всех боевых самолетов, стоящих на вооружении ВКС России. Даже палубная версия ударного вертолета Ка-52К «Катран» способна нести ракеты Х-35 «Уран», которые не способен нести Су-24М, но способен нести Су-34 «Утёнок».
Мало того, старые Су-24М/М2 тянут ВКС в пропасть, так как являются очень «капризными» в обслуживании. Значительная часть технических специалистов занимается обслуживанием Су-24М, вместо того, чтобы начать переобучать авиационный персонал на обслуживание более современных самолетов. 100 Су-24М/М2 — это 200 высокопрофессиональных летчиков, не считая того, что на часть самолетов формируется по два экипажа. И это все на фоне катастрофической нехватки профессиональных летчиков и специалистов в ВКС! В России последние 15 лет резко ощущается нехватка летчиков и авиационных специалистов. И на фоне этого в ВКС продолжают тянуть гигантский авиапарк безнадежно устаревших Су-24М/М2 пытаясь «реанимировать» уже безнадежные самолёты.
В США от тактического бомбардировщика F-111 отказались ещё в 1998 году и это при том, что по тактико-техническим характеристикам F-111 был на уровне Су-24М2! Считаю, что необходимо до 2019 года списать все Су-24М и отправить на переобучение летчиков и технических специалистов на современные типы самолетов, в первую очередь Су-34. Су-24М2 все-таки можно «дотянуть» до 2023-25 годов, но не более.
Су-34 имеет очень большие перспективы, даже базовый вариант останется современным до 2030 года. Скоро будет разработана модернизированная версия Су-34М. Су-34М получит часть вооружения перспективного самолета пятого поколения Су-57. Одним из нововведения станет ракета Х-59МК2 «Овод-М», которая будет иметь дальность 285 км, технологии снижения радиолокационной заметности (стелс), новейшие электронные и навигационные системы. Также Су-34М получит усовершенствованную радиолокационную станцию и системы радиоэлектронной борьбы, что увеличит и так высокие боевые возможности истребителя-бомбардировщика.
/Александр Растегин/
А я уже заметил, с 90-х годов: если враги критикуют наше оружие — значит хорошая техника, значит бздят.
всё хорошо,всё гладко,но в наших условиях,при нашей НЕПОДКУПНОЙ госприёмке,извините, но всё это летать и бить супостата неспособно! контроль качества вызывает реальные опасения за судьбу нашей обороны. пишу это потому,что реально сталкивался с проблемой брака на изделиях,от которых зависит безопасность страны.и которые не лечатся годами.
Ваш Су-34 был сбит на Черниговом (Украина). Майор Красноярский в плену. Новейший самолёт РФ. Здравствуйте.