Эскадрилья Су-34 включает 12 боевых самолетов, технический персонал, летчики (на каждый самолёт требуется два летчика, также иногда практикуется принцип: «два экипажа на самолёт»). Структурно эскадрильи входят в состав авиаполка.
Эскадрилья является мощной боевой единицей, способной остановить наступление мотострелковой дивизии, создать серьёзную брешь в противовоздушной обороне, ликвидировать пусковые установки оперативно-тактических ракет и систем залпового огня, уничтожить корабельную группу, уничтожить стратегически важный промышленный или командный объект в глубоком тылу, уничтожить аэродром, порт.
Кроме того, эскадрилья Су-34 также способна произвести разведку на театре боевых действий на уровне оперативно-тактических операций.
Су-34 — новейший многофункциональный истребитель-бомбардировщик российских ВКС, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов авиационными средствами поражения по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника, ведения разведки и радиоэлектронной борьбе (РЭБ).
Самолет способен нести до 12 тонн бомбовой нагрузки (стандартная нагрузка 8 тонн). Боевой радиус действия самолета с нагрузкой 8 тонн составляет 1100 км.
Самолеты Су-34 способны нести широкую номенклатуру управляемого и неуправляемого вооружения. Су-34 способен нести тактическую ракету Х-59М «Овод-М», которая предназначена для нанесения высокоточных ударов по важным тактическим целям: пусковые установки оперативно-тактических ракет, РЗСО, командные пункты, скопление войск, ДОТы и другие важные цели. Ракета может атаковать как подвижные так и неподвижные цели.
Самолёт способен нести ракеты Х-31, имеющие два основных варианта: противокорабельную Х-31А и противорадиолокационную Х-31П. Су-34 способны нести и применять авиабомбы различных типов и калибров. Кроме того, многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 вооружен авиапушкой ГШ-30-1.
Сравнение с Су-24М
Многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 имеет неоспоримые преимущества по сравнению с устаревшим фронтовым бомбардировщиком Су-24М. Максимальная боевая нагрузка Су-34 12 тонн значительно больше максимальной у Су-24М: только 6 тонн. Стандартная нагрузка: соответственно 8 и 4 тонны.
Су-34 имеет стандартный боевой радиус 1100 км, Су-24М 500 км: по данному фактору превосходство очевидно. Истребитель-бомбардировщик четвёртого поколения способен самостоятельно защищаться от легких истребителей противника. Су-24М, в отличии от Су-34, такой возможностью не обладает по причине плохой маневренности и ограниченном вооружении класса «воздух-воздух».
Су-34 имеет мощные системы радиоэлектронной борьбы: комплекс РЭБ «Хибина» (два встроенных блока на законцовках крыльев), возможно использование других систем РЭБ.
Радиолокационная станция Ш-141 способна эффективно обнаруживать широкий спектр целей: группы бронетехники, железнодорожные мосты, воздушные цели (от малоразмерных крылатых ракет до крупных транспортных самолетов и стратегических бомбардировщиков типа «B-52»), морские цели (от катеров до авианосцев) и других целей.
Фронтовой бомбардировщик Су-24М имеет прицельно-навигационную систему ПНС-24М «Тигр», в состав которой входит радиолокатор переднего обзора «Орион-А». ПНС-24М обеспечивает коррекцию авиабомбам, неуправляемым ракетам. Также «Тигр» обеспечивает радиокомандное наведение ракеты класса «воздух-поверхность» Х-23.
Сравнение с Су-25
Су-25СМ является штурмовиком, поэтому прямое сравнение некорректно, однако Су-34 и Су-25СМ имеют схожую задачу: нанесение ракетно-бомбовых ударов по наземным целям. Самолёты способны уничтожать бронетехнику, командные пункты, позиции оперативно-тактических ракет, РЗСО, тяжелой ствольной артиллерии, склады с боеприпасами.
Отличие заключается, в том, что большинство целей обнаруживается на Су-34 с помощью радиолокационной станции Ш-141 и систем наведения ракет. Лётчик штурмовика Су-25 обнаруживает большинство целей визуально и с помощью оптических приборов, наведение управляемого вооружения осуществляется с помощью лазера либо радиокомандным управлением.
Сравнение с Ту-22М3
Если взять стратегический бомбардировщик Ту-22М3 и сравнить по основным тактико-техническим характеристикам и возможностям по нанесению ударов в глубокий тыл (более 500 км), то получится следующее:
— бомбовая нагрузка очевидно больше у Ту-22М3 и составляет максимально 24 тонны и стандартно 10 т;
— стандартный боевой радиус (с стандартной бомбовой нагрузкой 10 тонн) 2500 км, по сравнению с стандартным боевым радиусом Су-34 равным 1100 км при нагрузке 8 тонн, является преимуществом Ту-22М3 по показателю «бомбовая нагрузка — дальность»;
— Су-34 явно превосходит Ту-22М3 использованием систем РЭБ «Хибина» в области противодействия вражеским самолетам и наземным системам ПВО;
— Су-34 способен нести вооружение класса «воздух-воздух», чего не способен осуществить Ту-22М3;
— Су-34 имеет отличную маневренность, по сравнению с манёвренностью Ту-22М3;
— Су-34 способен использовать ракеты Х-35У «Уран», Х-59М/МЕ «Овод-М», Х-31А/П, Х-29, различные корректируемые авиабомбы семейства КАБ, Ту-22М3 (как и Су-34) способен нести только стратегические крылатые ракеты Х-55, старые сверхзвуковые ПКР Х-22 «Буря», неуправляемые авиабомбы; по данному показателю Ту-22М3 сильно уступает Су-34 (модернизированная версия Ту-22М3М сможет использовать Х-35У и Х-32, однако на 2018 год ни один строевой Ту-22М3 не прошёл модернизацию).
О боевой эффективности эскадрильи Су-34
Многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 является новейшим боевым самолетом ВКС России. Даже одна машина является достаточно грозным оружием. Расстояние от Ростова-на-Дону до Калининграда около 1500 км. Стандартный боевой радиус «Утёнка» 1100 км. Базирование трёх эскадрильей Су-34 на аэродроме Морозовск в Ростовской области позволяет контролировать все юго-западное направление от России и над ней.
Расстояние от Ростова-на-Дону до Дамаска около 1550 км. С ростовского аэродрома также возможно контролировать всю Россию до абхазской границы и далее до побережья Восточного Средиземноморья.
По лично моему мнению, необходимо разместить одну-две эскадрильи также в Калининградской области. Расстояние от Калининграда до Парижа около 1400 км, до Эдинбурга (Шотландия) около 1500 км. Размещение Су-34 в Калининграде позволит ВКС патрулировать акваторию Северного Моря, Ла-Манша, а также с подвесными топливными баками или дозаправкой в воздухе Бискайский залив и значительную часть Северной Атлантики. Также вся акватория Балтийского Моря будет «в шаговой» доступности.
Су-34 смогут дополнять «стратегов» Ту-160 «Белый Лебедь» и Ту-95МС «Медведь», постоянно летающих над Ла-Маншем и Северным Морем.
Перечень эскадрилий Су-34 в ВКС РФ
На вооружении ВКС России находится около 120 истребителей-бомбардировщиков Су-34. Самолёты состоят на вооружении пяти бомбардировочных авиаполков:
1. 47-й бомбардировочный авиационный полк (в составе 105-й смешанной авиационной дивизии 6 Краснознаменной армии ВВС и ПВО), две эскадрильи (24 бомбардировщика) данного полка базируются на аэродроме Балтимор (Воронежская область);
2. 277-й бомбардировочный авиационный полк (в составе 303-й смешанной авиационной дивизии 11-й Краснознамённой армии ВВС и ПВО), две эскадрильи Су-34 (24 машины) данного полка базируются на аэродроме Хурба Хабаровского края;
3. 559-й бомбардировочный полк (в составе 1-й смешанной авиационной дивизии 4-й Краснознамённой армии ВВС и ПВО), фронтовые бомбардировщики базируются на аэродроме Морозовск в Ростовской области; на аэродроме базируется три эскадрильи Су-34, общей сложностью 36 самолетов;
4. 2-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк (в составе 21-й смешанной авиационной дивизии 14-й Смоленской Краснознаменной армии ВВС и ПВО Центрального военного округа); авиационный полк имеет в своём распоряжении 8 Су-34 сведённых в эскадрилью;
5. 968-й отдельный смешанный авиационный полк (учебная часть Липецкого центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний имени В. П. Чкалова), часть базируется на аэродроме Липецк-2 в одноименной области; базируется 10 Су-34 сведённых в эскадрилью;
6. Государственный испытательный лётный центр имени В. П. Чкалова имеет в своём распоряжении 4 самолета Су-34, базирующихся на аэродроме Ахтубинск в Астраханской области.
Боевые возможности и перспективы
Одной эскадрильей Су-34 возможно вести серьёзную боевую операцию. Радиус действия «Утёнка» сравним с размерами крупных стран, таких как Ирак, Турция или Германия. Широкая номенклатура вооружения, многофункциональность, большая скорость и мощная радиолокационная станция Ш-141 позволяют самолету выполнять очень широкий спектр задач, при высокой автономности от других типов авиации и родов войск.
Наличие в ВКС России около 120 машин значительно повышает возможности отечественной авиации. 100 старых Су-24М/М2 бомбардировочной авиации ВКС не способны выполнить задачу и двух-трёх эскадрильей Су-34 (24-36 самолетов). По этой причине, ярые сторонники Су-24М не правы, что при списании 50-70% процентов авиапарка Су-24М боевые возможности ВКС сильно упадут. Второй этап модернизации «двадцать четвёртки»: Су-24М2 из всех достоинств Су-34 имеет только одно: самолёт способен нести большинство типов управляемых ракет, что и «Утёнок».
Однако в эпоху универсального оружия данный фактор не имеет ничего существенно важного. Большую часть типов вооружения Су-34 также несут и многоцелевые истребители Су-30СМ, Су-27СМ, Су-35С, Миг-29СМТ и Миг-29К. То есть более 70% всех боевых самолетов, стоящих на вооружении ВКС России. Даже палубная версия ударного вертолета Ка-52К «Катран» способна нести ракеты Х-35 «Уран», которые не способен нести Су-24М, но способен нести Су-34 «Утёнок».
Мало того, старые Су-24М/М2 тянут ВКС в пропасть, так как являются очень «капризными» в обслуживании. Значительная часть технических специалистов занимается обслуживанием Су-24М, вместо того, чтобы начать переобучать авиационный персонал на обслуживание более современных самолетов. 100 Су-24М/М2 — это 200 высокопрофессиональных летчиков, не считая того, что на часть самолетов формируется по два экипажа. И это все на фоне катастрофической нехватки профессиональных летчиков и специалистов в ВКС! В России последние 15 лет резко ощущается нехватка летчиков и авиационных специалистов. И на фоне этого в ВКС продолжают тянуть гигантский авиапарк безнадежно устаревших Су-24М/М2 пытаясь «реанимировать» уже безнадежные самолёты.
В США от тактического бомбардировщика F-111 отказались ещё в 1998 году и это при том, что по тактико-техническим характеристикам F-111 был на уровне Су-24М2! Считаю, что необходимо до 2019 года списать все Су-24М и отправить на переобучение летчиков и технических специалистов на современные типы самолетов, в первую очередь Су-34. Су-24М2 все-таки можно «дотянуть» до 2023-25 годов, но не более.
Су-34 имеет очень большие перспективы, даже базовый вариант останется современным до 2030 года. Скоро будет разработана модернизированная версия Су-34М. Су-34М получит часть вооружения перспективного самолета пятого поколения Су-57. Одним из нововведения станет ракета Х-59МК2 «Овод-М», которая будет иметь дальность 285 км, технологии снижения радиолокационной заметности (стелс), новейшие электронные и навигационные системы. Также Су-34М получит усовершенствованную радиолокационную станцию и системы радиоэлектронной борьбы, что увеличит и так высокие боевые возможности истребителя-бомбардировщика.
/Александр Растегин/
Растегин, вы очевидно не в курсах, но базовый Су 34 был «облетан» в 1990г. Я уже устал всем это повторять. Какой он к лешему НОВЕЙШИЙ? По срокам поступления в войска? Да, новейший, но тут как всегда «вылезают проблэмы» Вы наверное помните как «глючила» у Су 34 ПРНК?. Нацеливание на наземный обьект РАНЕЕ был для Су 34 проблэмой….
Далее начинают сравнивать Су 24
(Бомбардировщик 3 поколения и многофункциональный истребитель-бомбардировщик 4 поколения Су 34, что в корне не правильно. Конечно же Су 24 хоть и в модификации М2 ПРОИГРАЕТ….ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ).
Су 24М2 возможно!!! оставить до 2023г с учетом темпов закупки Су 34… далее только Су 34М потому как у просто Су 34 были проблэмы…
Перспективы Су 34М по моему не самые радужные….
1. Уже есть Су 57….
2. Как минобороны будет «обслуживать» Су 34м если «двигло» 4 поколения снимут с производства в пользу «двигла» 5 поколения?
Заниматься «каннибализмом?» т.е.
снимать двиглы с одних Су 34 и «перекидывать» их на другие? Так что ли?
3. Адаптация АСП (авиационных средств поражения) от Су 57 для Су 34М. Вы понимаете….это не самое «благородное» дело. Су 34М никак не перехватчик и по воздушным целям работать он не «мастак» ну может ракетой Р-77 кого нибудь сбить….не более того. Да и делать больше КБ «Сухого» больше нечего кроме как из Су 34М перехватчик лепить. Поверьте у Сухих работы «за гланды»
Да и не всегда надо 12 тонн нагрузки не всегда надо для нанесения ударов….попробуйте 12 тонн подвесить под все узлы для АСП и заставьте его делать фигуры высшего пилотажа. Вся эта «маневренность» для Су 34М мгновенно исчезнет. Это и «козе» понятно…..
Да, и не забудьте что к 2023г у Сухих будет прототип 6 поколения. Он тоже будет «многофункциональным» с возможностью работать и по земле и по воздуху…понятно, прототип пока доработают…но зачем тогда Су 34м или Су 34м2?
Перспективы на мой взгляд не самые радужные…Его поздно запустили в производство…впрочем экономическая разруха 90-х вообще не позволяла думать о чем то новом…
Вообще-то самый лучший истребитель-бомбардировщик это F-35. У него и внутренние отсеки и вертикальный взлет/посадка и самое главное…он малозаметный.
Всем этим Су-34 очень далеко до вышеописанных преимуществ. Просто с ударными самолетами в армии РФ одна большая Ж…..
До 2025 г изменений с ударниками не будет. И не понятно, будут ли вообще какие либо перемены….в лучшую сторону, денег нет, и перспектив нет.
Дорогуша! Мой тебе совет. Больше читай, а потом уж заходи на сайт. Глупо выглядишь с такими измышления. Кто то уже советовал таким «всезнающим спецам» читать газету ВПК, и я его поддержу.
Ты и моряк такой же как знаток авиации ? Или по пьяни все пишешь ? Вспомнишь — на какой модели F-35 вертикальный взлет ?
Ты сказочник 🙂
Вот ты мне открыл военную тайну. У Молнии 3 модификации и только палубник может взлететь вертикально. Молния абсолютно не боеспособна против современных истребителей и она ничего не может без самолета нацеливания и сопровожления типа Авакс. Бесполезный самолет совершенно и новый министр обороны США это огласил лично на первом же выступлении.
Огромная просьба к нашему ОПК — БЫСТРЕЕ!!! Делайте продукцию быстрее!!! В воздухе уже пахнет Францем Фердинандом, торопитесь!!!
120 машин на ВСЮ Россию — это БРЕД!!!
КАКОГО ЧЁРТА ОБНАРОДУЕТЕ НАЗВАНИЯ ЧАСТЕЙ И МЕСТА ИХ ДИСЛОКАЦИИ.ЭТО ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИЯ… ИЛИ ЭТО ДЕЛАЕТЕ СПЕЦИАЛЬНО ?
не обращай внимания, этому чудаку лавры скрипаля покоя не дают, который телефонные справочники копировал и за бугор сдавал… НУ ОТКУДА У ЭТОГО ЧУДАКА МОГУТ БЫТЬ АКТУАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ???
На сайте МО все эти сведения секретно сообщены. Места дислокации элементарно читаются со спутника ( Сирию вспомните ), так что скрывать аэродромы — смешно. Другое дело — кто и куда перемещается.
Серёжа…чудак! Пойдём Западную Европу «освобождать»… в очередной» раз и «увидим» — на что способна ЭСКАДРИЛЬЯ русских лётчиков…хоть на ПО-2!!!:)
наши Миги сядут в Риге!!!
Да и в Таллине тоже сядут 🙂
Все это конечно хорошо, да вот только в одних только США самолетов более чем в 10 раз больше чем у нас, и это не считая дронов! Да и зачем эти бомбардировщики нужны, если их все кому не попадя сбивают и даже не извиняются.
Все самолеты США на авианосцах. У нас на каждый авианосец по «Кинжалу»!
При такой парковке самолетов на аэродромах как на фото, одного Томагавка хватит чтобы от эскадрильи ничего не осталось. Вспомните начало Великой Отечественной.
«Перечень эскадрилей …»
ЭскадрилИй!
Любите, уважайте и учите русский язык, жертвы ЕГЭ.